ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 5-7 классов по теме:
«ДЕНЬ ЗНАНИЙ»
Цели занятия:
формирование у обучающихся представления о практическом применении знаний в процессе развития и самореализации, используя возможности и проекты Российского общества «Знание»;
проблематизация в сознании обучающихся ценности знаний, получаемых в школе, вне школы и самостоятельно;
повышение мотивации школьников к приобретению новых знаний.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, самореализация, саморазвитие.
Основные смыслы: знание является духовной ценностью и формой памяти отдельного человека и всего человечества, служит основой познания мира. Применение знаний расширяет горизонты науки, существования человека, развивается общество, на основе знаний человек осваивает различные профессии. Получить знания можно не только в школе, но и в дополнительном образовании. Для этого в нашей стране созданы все возможности для детей разных возрастов.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование видеоролика, презентации, интерактивных заданий и карту, включает в себя анализ информации, игру.
Комплект материалов:
сценарий
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/knowledgeday2023-57-script.pdf
методические рекомендации
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/knowledgeday2023-57-method_recom.pdf
презентация
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/knowledgeday2023-57-presentation.pdf
видеоролики
https://razgovor.edsoo.ru/video/2769/
https://razgovor.edsoo.ru/video/2770/
https://razgovor.edsoo.ru/video/2768/
интеллектуальная игра для 5-7 классов
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/knowledgeday2023-311-1/index.html?back_url=/topic/54/grade/57/
дополнительные материалы (интерактивная карта «Знание и люди, меняющие Россию»)
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/knowledgeday2023-511-dop.pdf
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная.
Вступительное слово учителя, просмотр видеозаписи встречи Президента Российской Федерации В.В. Путина со школьниками на Всероссийском уроке "Разговор о важном" 1 сентября 2023 года, видеообращения федерального спикера, обсуждение.
Часть 2. Основная.
Беседа по вопросам учителя, просмотр видеоролика. Выполнение интерактивных заданий.
Часть 3. Заключение.
Подведение итогов занятия, определение основных ценностей и возможностей для получения знаний.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная.
Мотивационная часть занятия начинается с просмотра видеозаписи встречи Президента Российской Федерации В.В. Путина со школьниками на Всероссийском уроке "Разговор о важном" 1 сентября 2023 года и последующего обсуждения.
Данный блок материалов будет доступен в сценарии занятия после 02.09.2023 г.
Слайд 1. «День Знаний» Учитель.
Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем с вами вести «Разговоры о важном». Новый учебный год, безусловно, принесет нам новые темы. Но есть такие дни, такие праздники в нашем календаре, которые не меняются из года в год.
В прошлом году на самом первом «Разговоре о важном» мы познакомились с полезными проектами платформы «Россия – страна возможностей». Участие в них дает новые знания, умения и помогает стать успешным человеком.
Методические рекомендации: поскольку обучающиеся 4-х классов в прошлом году не знакомились с проектами платформы «Россия – страна возможностей», учителю рекомендуется обсудить со школьниками значение праздника – Дня знаний.
Сегодня наше занятие будет посвящено знанию как основному инструменту для саморазвития.
Демонстрация видеоролика с обращением федерального спикера.
Слайд 2. Учитель.
Ребята, сегодня мы говорим о людях, которые, благодаря своим знаниям, смогли изменить мир. Россия – страна, с тысячелетней историей, богатым культурным наследием и уникальными традициями. В России родились поистине великие ученые и полководцы, талантливые писатели и архитекторы, выдающиеся врачи и спортсмены. Каждый из них является носителем ценнейших знаний в своей области.
Кто знает имена наших выдающихся земляков и их достижения?
Вспомните, кого из них мы обсуждали в прошлом году? 3
Ответы обучающихся.
Методические рекомендации: в качестве дополнительного задания учитель может порекомендовать обучающимся ознакомиться с интерактивной картой
«Знание и люди, меняющие Россию» (см. дополнительные материалы), которую разрабатывает Российское общество «Знание». Используя QR-код, ребята могут отправить свои предложения по заполнению карты и включению в общий список знаменитых людей своего региона. Выполнение этого задания рекомендуется после занятия, в рамках постразговора.
Часть 2. Основная.
Слайд 3. Учитель.
Вы наверняка слышали фразу «Знание – сила», а как вы понимаете ее смысл? В чем сила знания?
Ответы обучающихся.
Учитель.
Почему знание так важно для нашего будущего?
Где, кроме школы, мы можем приобретать новые знания и применять их на практике?
Кто из вас в образовательном центре «Сириус»? Кто посещает
«Кванториум»? Кто ходит в кружки и секции? Кто учится в музыкальной или художественной школе?
Ответы обучающихся.
Как вы считаете, там вы получаете знания?
Ответы обучающихся, обсуждение.
Учитель (подытоживая обсуждение). Знания – одна из важнейших ценностей для всех людей, и вы сами видите, что в нашей стране созданы все возможности для каждого ребенка получать, углублять и применять знания в разных сферах. Чем больше каждый из вас сможет добиться в своей карьере, личной жизни, тем сильнее и богаче станет наше государство.
Знания – это инвестиции в наше будущее. Они будут работать для вас на практике, в деле.
Слайд 4. Учитель.
Давайте порассуждаем. Если человек развивается во многих областях - науке, искусстве, культуре, спорте, как бы мы его назвали, какой он?
Ответы обучающихся, в которых учитель акцентирует внимание на гармоничном развитии личности современного человека, у которого множество возможностей для саморазвития.
Как вы считаете, какую личность можно назвать гармоничной?
Ответы обучающихся.
Учитель.
Верно, гармоничная личность – это всесторонне развитая личность в различных сферах. Как вы думаете, для чего это нужно человеку?
Ответы обучающихся.
Мы сейчас познакомимся с людьми, который добились очень больших успехов. И постараемся ответить на вопрос – как им это удалось? Обладают ли они широтой знаний? Как применяют их на практике? Можно ли считать их гармоничными личностями? Узнаем для этого историю их успеха.
Наши герои:
Кривенко Андрей Александрович - предприниматель и инвестор. Основатель и совладелец торговой сети «Вкусвилл», основатель фонда «Тилтех Капитал».
Малозёмов Сергей Александрович - тележурналист, телеведущий. Автор и ведущий телевизионных программ «Чудо техники с Сергеем Малозёмовым» на НТВ, создатель цикла научно-популярных фильмов «Научные расследования Сергея Малозёмова», корреспондент информационной службы телекомпании НТВ. Видеоблогер.
Кудрявцева Анна Викторовна - ученый, кандидат биологических наук, лауреат Премии президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых. Автор открытия по расшифровке новых механизмов, лежащих в основе возникновения и развития специфического метаболизма злокачественных эпителиальных опухолей (совместно с Алексеем Дмитриевым). Анна Кудрявцева является ведущим научным сотрудником Института молекулярной биологии имени В. А. Энгельгардта РАН, где руководит лабораторией постгеномных исследований.
Демонстрация видеоролика «Школа – это важно. Истории российских успешных людей».
Учитель.
Ребята, о каких еще достижениях (делах) наших героев вы знаете?
Какие знания помогли нашим героям добиться результатов в жизни?
Какие личные качества помогли нашим героям достичь своих целей?
Ответы обучающихся.
Учитель.
Да, у гармоничной личности не только расширен кругозор, но и улучшены навыки мышления, творчества, общения.
Одним из способов развивать свою личность является изучение разных предметов в школе. Может показаться, что некоторые предметы не имеют отношения к вашей предполагаемой будущей профессии или хобби, но на самом деле они могут быть очень полезными и интересными. Такой подход называется междисциплинарным.
Давайте рассмотрим на примере, как проявляется такой подход в жизни.
Слайд 5. Учитель.
Как вы думаете, для чего человеку, любящему математику, необходимо изучать русский язык?
Ответы обучающихся, учитель подводит итоги обсуждения: математика
– это не только цифры и формулы, но еще и логика, анализ, системность мышления и обоснованность выводов. Данные навыки позволяют человеку грамотно выражать свои мысли в устной и письменной формах. Математика может быть источником вдохновения для поэзии, прозы или даже юмористических зарисовок. Например, Самуил Маршак в своем стихотворении
«Считалочка» играет со словами и числами, создавая забавные образы и ситуации.
Слайд 6.
Учитель. А как вы думаете, зачем химику изучать обществознание?
Ответы обучающихся, учитель акцентирует внимание обучающихся на том, что химия может помогать решать профессиональные задачи специалистам в области общественных наук (экологам, экономистам, социологам). Например, решать проблему загрязнения окружающей среды.
Слайд 7. Учитель.
Знания имеют практическое применение во всех сферах жизни. Давайте порассуждаем, для чего нам в дальнейшем понадобятся знания, которые мы получаем в школе на разных учебных дисциплинах. Ведь многие думают: я не буду математиком, историком или физиком. Для чего же мне тратить силы на изучение этих предметов?
Методические рекомендации: учитель организует беседу с обучающимися на основе одного или нескольких из представленных пунктов.
Знания математики помогают считать, планировать бюджет, оценивать вероятности и риски, разрабатывать программы и игры, шифровать и дешифровать сообщения и многое другое.
Знания физики помогают понимать природные явления, использовать электричество, свет, звук, тепло и магнетизм для создания разных устройств и технологий, изучать космос, атомы и многое другое.
Знания химии помогают понимать состав и свойства веществ, создавать новые материалы, лекарства, косметику и пищу, защищать окружающую среду от загрязнения и многое другое.
Знания биологии помогают понимать закономерности жизни на Земле, изучать разнообразный мир живых организмов, заботиться о своем здоровье, развивать медицину, биотехнологии и многое другое.
Знания географии помогают понимать закономерности распределение людей, ресурсов и климата по планете, изучать разные страны и культуры, путешествовать, ориентироваться на местности и многое другое.
Знания истории помогают понимать прошлое человечества, учиться на опыте предков, ценить свою национальную идентичность и культурное наследие, анализировать современные события, прогнозировать будущее и многое другое.
Знания литературы помогают понимать глубину внутреннего мира человека, развивать свою речь, мышление и воображение, выражать свои чувства
и мысли, находить друзей и единомышленников, получать эстетическое удовольствие от чтения и многое другое.
Справочно (материал для обсуждения с обучающимися с учетом их подготовленности и интересов):
Учитель сообщает обучающимся, что в настоящее время практически не осталось профессий, которые были бы связаны только с одной-единственной наукой. Большинство профессий требуют от специалиста, чтобы у него был большой круг знаний в разных областях, новые науки возникают на стыке существующих. То же самое лежит в основе каждой современной профессии – междисциплинарность.
Учитель по выбору обсуждает с обучающимися, знаниями в каких областях должны обладать указанные выше специалисты.
Архитектор «зеленых» городов — это специалист, который проектирует и создает системы, направленные на улучшение экологической ситуации в мегаполисах и крупных городах. Главная задача такого профессионала – сформировать благоприятную окружающую среду для городских жителей. Он разрабатывает концепцию «зеленого» города исходя из его особенностей, рисует эскизы и моделирует проекты на основе фото и видео, изготавливает макеты.
Сити-фермер - специалист по обустраиванию и обслуживанию агропромышленных хозяйств (в том числе выращиванию продуктов питания) на крышах и стенах небоскребов крупных городов.
IT-медик - специалист с хорошим знанием ИТ, создает базы физиологических данных и управляет ими, создает программное обеспечение для лечебного и диагностического оборудования.
Учитель. В современном мире изменился доступ к знаниям. Где же можно найти проверенную информацию? Предлагаю вам узнать о проектах Российского общества «Знание». Эти проекты помогают интегрировать в жизнь полученные знания.
Проекты, в которых могут принять участие обучающиеся.
− Всероссийская просветительская акция "Поделись своим Знанием";
− онлайн-кинотеатр "Знание";
− лекции-экскурсии;
− образовательные тематические марафоны.
Учитель.
Ребята, а вы уже участвовали в проектах Российского общества «Знание»?
Какой из них вам запомнился больше всего?
Ответы обучающихся.
Учитель.
Какие качества вы хотели бы развить в себе благодаря проекту
«Знание. Игра»
и чему хотели бы научиться?
Ответы обучающихся.
Слайд 8. Учитель.
Дополнительно с другими проектами вы можете познакомиться на сайте Российского общества «Знание»: https://znanierussia.ru/
Если вы готовы выбрать, кто лучший просветитель России, то голосуйте в проекте «Знание. Премия».
Ребята, вы также можете использовать возможности проектов Российского общества «Знание» для своего развития, демонстрации своих знаний и расширения круга друзей.
Учитель.
У вас на столах лежат бланки с вопросами и вариантами ответов. На решение каждого ответа отводится 15 секунд. Правильный ответ необходимо обвести ручкой (карандашом). Когда на все вопросы будут даны ответы, мы проверим их правильность.
Интеллектуальная игра для 5-7 классов: 5 вопросов, содержащих интересные факты об изобретениях, спортивных рекордах и произведения искусства, которые относятся к достижениям России в разные исторические периоды.
Демонстрация видеоролика (дикторский текст) Добрый день, друзья!
Меня зовут Сергей Малозёмов, и сегодня в рамках проекта
«Знание. Игра» «Российского общества «Знание» я предлагаю вам сыграть в небольшую интеллектуальную игру о достижениях нашей страны.
Внимание, правила игры. Я задам вам 5 вопросов.
В зависимости от вопроса вам нужно будет либо выбрать правильный ответ из 4 вариантов, обозначенных буквами А, Б, В, Г, и обвести нужную букву в бланках, которые лежат на ваших столах, либо вписать свои ответы в предназначенные для этого строки на бланках.
За каждый правильный ответ вы получите 1 балл.
В конце викторины просим вас сдать свои бланки учителю для проверки. Надеюсь, вы готовы, мы начинаем!
Вопрос № 1
Лев Яшин – единственный в истории футбольный вратарь – ставший… Кем именно?
Трёхкратным чемпионом мира по футболу
Обладателем «Золотого мяча»
Героем Советского Союза
Победителем чемпионата мира по хоккею с мячом Вопрос № 2
По легенде первые приклёпанные к обуви коньки сделал российский правитель. А кто именно?
Иван Грозный
Екатерина Вторая
Пётр Первый
Князь Владимир Вопрос № 3
Назовите фильм, рассказывающий историю легендарной победы советских спортсменов
«Лёд»
«Тоня против всех»
«Верные друзья»
«Движение вверх» Вопрос № 4
Какой русский учёный, помимо известной классификации химических элементов, также изобрёл пикнометр – прибор для измерения плотности газообразных, жидких и твёрдых веществ, открыл универсальную газовую постоянную и самостоятельно разработал технологию получения бездымного пороха?
Дмитрий Менделеев
Михаил Ломоносов
Николай Лобачевский
Иван Кулибин Вопрос № 5
На момент создания в 1967 году всемирно известная российская статуя была самым высоким в мире изваянием. А в 1972 году заменили меч. Что это за скульптура?
Медный всадник
Родина-мать зовёт!
Памятник Минину и Пожарскому
Памятник Дмитрию Донскому
Время ответа на последний вопрос истекло. Внимание, правильные ответы!
Вопрос № 1
Лев Яшин получил «Золотой мяч» – одну из высших футбольных наград в 1963 году и до сих пор остается единственным вратарем в истории, который был ей удостоен.
Правильный ответ – Б Вопрос № 2
Именно Петр I придумал новый способ крепления коньков – фиксировать лезвия прямо к сапогам.
Правильный ответ – В
Вопрос № 3
«Движение вверх» рассказывает о легендарной победе советской сборной.
по баскетболу над американцами в финале Олимпийских игр 1972 года в Мюнхене.
Правильный ответ – Г Вопрос № 4
Великий русский химик Дмитрий Менделеев, помимо самой известной своей работы – периодической таблицы химических элементов – проделал огромное количество исследований и сделал множество открытий.
Правильный ответ – А Вопрос № 5
Статуя «Родина-мать зовёт!», созданная в 1967 году, символизирует Победу в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов над нацизмом.
Правильный ответ – Б
На этом наша игра закончена, осталось подвести итоги и поздравить победителей. Поздравляем победителей и до встречи на интеллектуальных играх Общества «Знание»!
Часть 3. Заключительная. Учитель.
Сегодня мы с вами узнали много нового о достижениях России. Знания
очень полезны для нас в разных аспектах жизни. Самое главное – уметь применять знания и много трудиться. Только так мы можем реализовать свой потенциал, достичь целей и сделать мир лучше.
ПОСТРАЗГОВОР
Экскурсия в технопарк / на научную выставку.
Посещение открытых лекций, в том числе онлайн, ученых, писателей, исследователей.
Работа с интерактивной картой «Знание и люди, меняющие Россию» Российского общества «Знание»: отправка предложений к списку знаменитых людей региона.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Обществознание: обсуждение проблематики, связанной с деятельностью человека в информационном обществе.
История: работа с информацией о развитии науки и технологий в России.
Физика, химия, биология: работа с текстами по истории науки в России; обсуждение научных достижений. Мировое первенство России космической отрасли и атомной энергетике. Выдающиеся российские (советские) ученые и конструкторы.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Проекты Российского общества «Знание» (Знание. Театр; Знание. Россия; Знание. Кино, Школьная Лига Лекторов; Знание. Герои; Всероссийская
просветительская акция «Поделись своим Знанием», Знание. Первые, онлайн-кинотеатр с образовательными видео, лекции-экскурсии, образовательные тематические марафоны и т.д.).
Интерактивная карта «Знание и люди, меняющие Россию» Российского общества «Знание».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Благодарность людям, которые делятся с нами знаниями, в первую очередь, учителям; родителям за первые знания в жизни, за поддержку в учебном процессе и за помощь в получении дополнительного образования; государству за возможность получать образование.