РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ
Сценарий занятия
Кибербезопасность
1-2 классы
23 января2023г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1-2 классов по теме
«КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ»
Цель занятия: формирование культуры безопасного и эффективного использования цифровых ресурсов и устройств, знакомство с основами безопасности в сети и повышение уровня цифровой грамотности.
Формирующиеся ценности: жизнь, права и свободы человека.
Планируемые результаты.
Личностные:
-освоение роли пользователя цифровых ресурсов и сервисов;
-развитие самостоятельности и ответственности на основе представлений о безопасном поведении в сети;
-овладение навыками адаптации в условиях развития информационно-коммуникационных технологий;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
Метапредметные:
-универсальные познавательные учебные действия (базовые логические и начальные исследовательские действия, а также работа с информацией);
-освоение начальных форм познавательной рефлексии;
-овладение сведениями о сущности и особенностях цифровых объектов, процессов и явлений окружающего мира;
-участие в коллективном обсуждении вопросов занятия, формулирование своего мнения в процессе беседы.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает использование видеороликов и анимационных видеофрагментов, включает в себя анализ информации, коллективную работу.
Комплект материалов:
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-12-script.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-12-method_recom.pdf
https://razgovor.edsoo.ru/video/1564/
https://razgovor.edsoo.ru/video/1563/
https://razgovor.edsoo.ru/video/1565/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation1.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation2.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation3.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation4.pdf
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная.
Организация беседы, с опорой на личный опыт обучающихся по использованию цифровых устройств с выходом в интернет, позволяет обеспечить мотив к знакомству с заявленной темой. Продолжением вводной части является просмотр выступления Натальи Ивановны Касперской, российского предпринимателя в сфере информационных технологий, главы группы компаний InfoWatch [Инфо-вОтч].
Часть 2. Основная.
В основной части занятия учитель предлагает проанализировать несколько ситуаций-кейсов, в которых представлены угрозы со стороны мошенников, и познакомить/сформулировать основные правила цифровой безопасности в сети Интернет: защита профиля, защита личной информации, фишинговые ссылки, социальная инженерия.
Часть 3. Заключение.
Обобщение обсуждаемого на занятии материала.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная.
Учитель.
Ребята, здравствуйте! Сегодня наша тема связана с безопасностью. Вспомните, что мы говорили о безопасности на дорогах. Почему надо соблюдать правила дорожного движения?
(Ответы детей: правила дорожного движения надо соблюдать, чтобы не попасть в аварию).
Учитель.
Но правила существуют не только для безопасного движения на дороге. Существуют правила и для наших цифровых устройств, которыми мы пользуемся каждый день.
Методический комментарий. При организации беседы важно обращаться к опыту обучающихся, но при этом учитель должен учитывать, что не у всех детей есть цифровые устройства (компьютеры, телефоны).
Учитель.
Наши цифровые устройства - компьютеры, телефоны во многом нам помогают. Например, быстро найти какую-то информацию, оперативно связаться друг с другом. Но, используя наши устройства, важно знать, что при этом есть и определённые риски, которые существуют в цифровом пространстве. Об этом нам расскажет Наталья Ивановна Касперская, специалист в сфере информационных технологий, глава группы компаний InfoWatch [Инфо-вОтч].
Демонстрация выступления Н. И. Касперской.
Учитель.
О рисках использования устройств и важности соблюдения правил в цифровом пространстве мы с вами услышали, а теперь обсудим некоторые простые правила для собственной безопасности в интернете.
Часть 2. Основная.
Учитель.
Помогать нам сегодня на занятии будет Антон Корюшкин, который живёт в городе Нижнефорельске. Он ходит в кружок цифровой безопасности, поэтому расскажет нам о ситуациях, в которых его друзья подверглись атакам мошенников. Посмотрим первый сюжет.
Демонстрация видео (интерактивное задание в формате анимационного фрагмента).
Методический комментарий.
Задача основной части занятия - анализ нескольких ситуаций-кейсов (интерактивных заданий в формате анимационных фрагментов): защита профиля, защита личной информации, фишинговые ссылки, социальная инженерия. Выбор ситуаций-кейсов, которые предложит для анализа учитель в своём классе, зависит от организационных условий и уровня подготовки обучающихся.
Порядок работы с каждой ситуацией-кейсом (интерактивное задание в формате анимационного фрагмента) строится по следующему алгоритму:
просмотр первой части ролика;
обсуждение ситуации по предложенным вопросам;
формулирование правила-вывода;
проверка правила-вывода на основе просмотра второй части ролика.
Ситуация-кейс «Защита личной информации» (интерактивное задание в формате анимационного фрагмента).
Цель: зачем и как защищать личную информацию?
Описание 1 части видео: Арина купила билет на выставку и сфотографировала его, а затем выложила фото билета в социальных сетях, чтобы друзья за неё порадовались.
Вопрос: что в действиях Арины опасно?
Ответы детей: увидеть фото билета, а затем использовать его данные может мошенник.
Описание 2 части видео: запись Арины прочитал мошенник, который позже показал фото билета из личного профиля и по нему прошёл на представление, а Арина уже не смогла воспользоваться купленным билетом.
Правило: необходимо быть предельно осторожными, если выкладываете информацию в сети. И чтобы дополнительно себя обезопасить в интернете, используйте фильтр «для близких друзей».
Ситуация-кейс «Защита профиля» (интерактивное задание в формате анимационного фрагмента).
Цель: как защитить свой профиль в социальной сети от взлома?
Описание 1 части видео: Жанна - блогер. Однажды она не смогла войти в свой аккаунт (учётную запись), а её пользователи получили информацию о том, что Жанне надо прислать деньги на лечение её любимого животного.
Вопрос: почему Жанна не смогла войти в свой аккаунт? Как вы думаете, что сделали подписчики Жанны?
Ответы детей: её аккаунт заблокировали, его «взломали» мошенники.
Если мы получили подозрительное письмо, надо связаться и уточнить информацию у человека, от которого было получено письмо.
Описание 2 части видео: но её поклонники-подписчики знали, что у неё аллергия на животных, поэтому они сразу поняли, что аккаунт «взломан», и пожаловались модератору социальной сети. Модератор оперативно заблокировал страницу.
Правило: на всех сервисах используйте разные пароли и меняйте их раз в полгода. Пароли должны содержать более 8 символов, включая строчные и заглавные буквы. Также можно подключить дополнительное подтверждение входа, это поможет защитить профиль от мошенников.
Ситуация-кейс «Фишинговая ссылка» (интерактивное задание в формате анимационного фрагмента).
Цель: как не попасть на «удочку» кибермошенников?
Описание 1 части видео: Ваня познакомился в сети с девочкой, и они стали переписываться. В процессе общения Ваня поделился информацией о кино, а новая подруга предложила сходить посмотреть фильм и скинула Ване ссылку, чтобы он оплатил билеты. Ваня перешёл по ссылке и оплатил билеты. Но билеты не пришли, а девочка перестала выходить на связь.
Вопрос: какую ошибку допустил Ваня при общении с девочкой в сети?
Ответы детей: Ваня поверил, что он общается с реальной девочкой. Ваня ввёл данные и не проверил ссылку.
Описание 2 части видео: оказалось, что Ваня стал жертвой фишинга, а мошенникам удалось заполучить реквизиты личной карты Вани. Поэтому её пришлось заблокировать и выпустить новую.
Правило: прежде чем знакомиться в социальных сетях, просмотрите страничку пользователя - похожа ли она на настоящий профиль, есть ли информация (посты) о каких-то событиях или от друзей. Лучше не переходить по незнакомым ссылкам, так как любая из них может быть опасной. Прежде чем ввести свои данные, проверьте адресную строку, любимая уловка мошенников - использовать схожие буквы. Покупку билетов необходимо делать только на проверенных официальных сайтах.
Методический комментарий.
Если позволяет уровень подготовки класса, то можно дополнительно в этом кейсе обсудить значение слова «фишинговая» ссылка. Действия мошенников называют «фишингом» из-за английского слова «фиш», что означает «рыба» или «рыбачить», то есть буквально мошенники стараются «выудить» информацию у пользователя.
Ситуация - кейс «Социальная инженерия» (интерактивное задание в формате анимационного фрагмента).
Цель: как распознать обман в интернете?
Описание: Кира очень любит одну музыкальную группу. И однажды ей в личном сообщении написал продюсер и сообщил, что ей предлагают принять участие в просмотре-кастинге. Но для этого необходима фотосессия, за которую надо заплатить. Продюсер попросил перевести деньги как можно быстрее. Кира перевела деньги и стала собираться на просмотр-кастинг, но продюсер почему-то пропал.
Вопрос: какую ошибку допустила Кира?
Ответы детей: Кира поверила, что ей написал настоящий продюсер, и ввела свои данные, оплатив фотосессию.
Описание 2 части видео: ведь на самом деле Кира переписывалась с мошенником.
Правило: если вам пришло сообщение от незнакомца, то необходимо постараться собрать о нём дополнительную информацию - попросить его представиться, проверить его информацию и попросить прислать больше информации о том, что вам предлагают. Помните, что мошенники всегда будут вас торопить, чтобы у вас не было возможности и времени разобраться в ситуации, чтобы уточнить и проверить полученную информацию.
Методический комментарий.
Социальная инженерия — разные виды манипуляций и обмана, цель которых заставить человека раскрыть личные данные, получить доступ к его личной и финансовой информации.
Часть 3.Заключительная.
Учитель.
Ребята, давайте ещё раз назовем правила, которые мы узнали, обсуждая ситуации, о которых нам рассказал Антон Корюшкин.
(Ответы детей).
Учитель.
Почему важно эти правила соблюдать? Объясните.
(Ответы детей).
Учитель.
Обсудите эти важные правила безопасности с родителями, а в заключение давайте послушаем ещё несколько рекомендаций от эксперта компании VK [вэ-кА] Константина Сидоркина и популярного российского певца Егора Крида.
Демонстрация видео с К. Сидорковым.
Демонстрация видео с Е. Кридом.
Методический комментарий.
При подготовке видео для занятия были использованы материалы просветительского проекта «Цифровой ликбез»:
https://digital-likbez.datalesson.ru
РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ
Методические рекомендации
Кибербезопасность
1-2 классы
23 января2023г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1-2 классов по теме
«КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ»
Цель занятия: формирование культуры безопасного и эффективного использования цифровых ресурсов и гаджетов, знакомство с основами безопасности в сети и повышение уровня цифровой грамотности.
Формирующиеся ценности: жизнь, права и свободы человека.
Планируемые результаты.
Личностные:
освоение роли пользователя цифровых ресурсов и сервисов;
развитие самостоятельности и ответственности на основе представлений о безопасном поведении в сети;
овладение навыками адаптации в условиях развития информационно - коммуникационных технологий;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
Метапредметные:
универсальные познавательные учебные действия (базовые логические и начальные исследовательские действия, а также работа с информацией);
освоение начальных форм познавательной рефлексии;
овладение сведениями о сущности и особенностях цифровых объектов, процессов и явлений окружающего мира;
участие в коллективном обсуждении вопросов занятия, формулирование своего мнения в процессе беседы.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает использование видеороликов и анимационных видеофрагментов, включает в себя анализ информации, коллективную работу.
Комплект материалов:
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-12-script.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-12-method_recom.pdf
https://razgovor.edsoo.ru/video/1564/
https://razgovor.edsoo.ru/video/1563/
https://razgovor.edsoo.ru/video/1565/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation1.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation2.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation3.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation4.pdf
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная.
Как бы мы, лично, ни относились к использованию различных устройств с выходом в Интернет, цифровизация неизбежно входит в нашу деятельность, обеспечивает взаимодействие родителей и общение детей, развитие общества в целом. По сути, младшие школьники уже пришли в школу с тем, что цифровые устройства - это неотъемлемая часть их повседневной жизни: учёбы, общения, игр и так далее. И признанием важности этого направления является выделение в нормативно-правовых документах результатов, связанных с цифровой грамотностью и безопасностью в Интернете. Например, в Федеральном государственном образовательном стандарте указано на необходимость овладения обучающимися «современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями (далее ИКТ)»1, а также выделена задача в рамках учебного предмета «Окружающий мир»: «формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных финансов». В рабочей программе учебного предмета «Окружающий мир» также определён результат в области «ориентирования в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах». Отсюда и возникает актуальность такой темы, как кибербезопасность. Под кибербезопасностью понимается совокупность
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации 31 мая 2021 г., № 286, [Электронный ресурс]. - С.2.
Там же - С.48
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 15 сентября 2022 г. № 6/22), [Электронный ресурс] - С.351.
правил и практик защиты от атак злоумышленников в цифровом пространстве. Познакомимся с некоторыми понятиями более подробно.
Аккаунт (учётная запись) - опознавательная информация о пользователе, которая указывается при регистрации на тех или иных сервисах и сайтах.
Профиль - это расширенная совокупность личной, финансовой и другой информации пользователя.
Блогер - пользователь, который ведёт журнал событий в интернете.
Фишинг - вид интернет-мошенничества, при котором мошенники пытаются заполучить личные данные человека через поддельные ссылки, сайты, уведомления и т. п. «Фишингом» такие мошеннические действия называются из-за английского слова «фиш», что означает «рыба» или «рыбачить», то есть буквально мошенники стараются «выудить» информацию у пользователя.
Социальная инженерия - разные виды манипуляций и обмана, цель которых заставить человека раскрыть личные данные, получить доступ к его личной и финансовой информации.
Овершеринг - новое слово, обозначающее явление, о котором широко заговорили еще в 2013 году, буквально «чрезмерно много делиться». Это избыточное размещение информации личного характера о себе или других людях в общедоступных источниках, в частности, в социальных сетях.
С учётом этого на данном занятии и предлагаются для рассмотрения несколько ситуаций-кейсов, в которых представлены правила действий при распространённых атаках мошенников: защита профиля, защита личной информации, фишинговые ссылки, социальная инженерия.
Это небольшое вступление необходимо, чтобы учитель сознал важность этого разговора. Цель данного занятия - формирование культуры безопасного и эффективного использования цифровых ресурсов и гаджетов, знакомство с основами безопасности в сети и повышение уровня цифровой грамотности. И начинается оно с просмотра выступления Натальи Ивановны Касперской, российского предпринимателя в сфере информационных технологий, главы группы компаний InfoWatch [Инфо-вОтч]. В своём выступлении она кратко говорит о важности соблюдения определённых правил при использовании цифровых устройств, так как это не только свобода и доступность, но и риски. Особое внимание эксперт уделяет рискам, связанным со здоровьем, а также осознанию того, что цифровое устройство всегда собирает и хранит информацию.
Часть 2. Основная
Задача основной части занятия - анализ нескольких ситуаций кейсов: демонстрация видео (интерактивное задание в формате анимационного фрагмента).
Все четыре кейса представляют собой анимационные видеоролики, в которых действие происходит в городе Нижнефорельске. Сквозной персонаж Антон Корюшкин ходит в кружок цифровой безопасности и рассказывает о ситуациях, в которых его друзья подверглись атакам мошенников.
Анализ предложенных ситуаций позволяет сделать выводы и сформулировать правила, соблюдение которых поможет защититься от угроз мошенников. Порядок работы с каждой ситуацией-кейсом (интерактивное задание в формате анимационного фрагмента) строится по следующему алгоритму:
просмотр первой части ролика;
обсуждение ситуации по предложенным вопросам;
формулирование правила-вывода;
проверка правила-вывода на основе просмотра второй части ролика.
Количество ситуаций-кейсов, которые предложит для анализа учитель в своём классе, зависит от организационных условий и уровня подготовки обучающихся. Рассмотрим содержание каждого кейса.
Ситуация-кейс «Защита личной информации» (интерактивное задание в формате анимационного фрагмента).
Цель: зачем и как защищать личную информацию?
Описание 1 части видео: Арина купила билет на выставку и сфотографировала его, а затем выложила фото билета в социальных сетях, чтобы друзья за неё порадовались.
Вопрос: что в действиях Арины опасно?
Ответы детей: увидеть фото билета, а затем использовать его данные может мошенник.
Описание 2 части видео: запись Арины прочитал мошенник, который позже показал фото билета из личного профиля и по нему прошёл на представление, а Арина уже не смогла воспользоваться купленным билетом.
Правило: необходимо быть предельно осторожными, если выкладываете информацию в сети. И чтобы дополнительно себя обезопасить в интернете, используйте фильтр «для близких друзей».
Ситуация-кейс «Защита профиля» (интерактивное задание в формате анимационного фрагмента).
Цель: как защитить профиль от взлома?
Описание 1 части видео: Жанна - блогер. Однажды она не смогла войти в свой аккаунт, а её пользователи получили информацию о том, что Жанне надо прислать деньги на лечение её любимого животного.
Вопрос: почему Жанна не смогла войти в свой аккаунт? Какие действия выполнили подписчики?
Ответы детей: её аккаунт заблокировали, его «взломали» мошенники. Если мы получили подозрительное письмо, надо связаться и уточнить информацию у человека, от которого было получено письмо.
Описание 2 части видео: но её поклонники-подписчики знали, что у неё аллергия на животных, поэтому они сразу поняли, что аккаунт «взломан», и пожаловались модератору социальной сети. Модератор оперативно заблокировал страницу.
Правило: на всех сервисах используйте разные пароли и меняйте их раз в полгода. Пароли должны содержать более 8 символов, включая строчные и заглавные буквы. Также можно подключить дополнительное подтверждение входа, это поможет защитить профиль от мошенников.
Ситуация-кейс «Фишинговая ссылка» (интерактивное задание в формате анимационного фрагмента).
Цель: как не попасть на «удочку» кибермошенников?
Описание 1 части видео: Ваня познакомился в сети с девочкой, и они стали переписываться. В процессе общения Ваня поделился информацией о новом кино, а новая подруга предложила сходить посмотреть фильм и скинула Ване ссылку, чтобы он оплатил билеты. Ваня перешёл по ссылке и оплатил билеты. Но билеты не пришли, а девочка перестала выходить на связь.
Вопрос: какую ошибку допустил Ваня при общении с девочкой в сети?
Ответы детей: Ваня поверил, что он общается с реальной девочкой. Ваня ввёл данные и не проверил ссылку.
Описание 2 части видео: оказалось, что Ваня стал жертвой фишинга, а мошенникам удалось заполучить реквизиты личной карты Вани. Поэтому её пришлось заблокировать и выпустить новую.
Правило: прежде чем знакомиться в социальных сетях, просмотрите страничку пользователя - похожа ли она на настоящий профиль, есть ли информация (посты) о каких-то событиях или от друзей. Лучше не переходить по незнакомым ссылкам, так как любая из них может быть опасной. Прежде чем ввести свои данные, проверьте адресную строку, любимая уловка мошенников - использовать схожие буквы. Покупку билетов необходимо делать только на проверенных официальных сайтах.
Ситуация-кейс «Социальная инженерия» (интерактивное задание в формате анимационного фрагмента).
Цель: как распознать обман в интернете?
Описание 1 части видео: Кира очень любит одну музыкальную группу. И однажды ей в личном сообщении написал продюсер и сообщил, что ей предлагают принять участие в просмотре. Но для этого необходима фотосессия, за которую надо заплатить. Продюсер попросил перевести деньги как можно быстрее. Кира перевела деньги и стала собираться на просмотр, но продюсер почему-то пропал.
Вопрос: какую ошибку допустила Кира?
Ответы детей: Кира поверила, что ей написал настоящий продюсер, и ввела свои данные, и оплатила фотосессию.
Описание 2 части видео: ведь на самом деле Кира переписывалась с мошенником.
Правило: если вам пришло сообщение от незнакомца, то необходимо постараться собрать о нём дополнительную информацию - попросить его представиться, проверить его информацию и попросить прислать больше информации о том, что вам предлагают. Помните, что мошенники всегда будут вас торопить, чтобы у вас не было возможности и времени разобраться в ситуации, чтобы уточнить и проверить полученную информацию.
Часть 3. Заключение
В заключение занятия учитель обобщает представленный материал и подводит итоги: «Ребята, давайте ещё раз назовем правила, которые мы узнали из видео? Почему важно их соблюдать? Объясните». Дополнительно используется обращение К. Сидоркова, эксперта компании VK [вэ-кА].
При подготовке ситуаций-кейсов были использованы материалы просветительского проекта «Цифровой ликбез»:
https://digital–likbez.datalesson.ru
При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».
В таком «дневнике» могут отмечаться:
тема занятия;
ценности, обсуждаемые в ходе занятия;
основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;
ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;
творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;
любая другая информация по теме занятия.
Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.