СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации."Кибербезопасность" 1-2 классы 23 января 2023г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации."Кибербезопасность" 1-2 классы 23 января 2023г.

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации."Кибербезопасность" 1-2 классы 23 января 2023г.»

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Сценарий занятия

Кибербезопасность

1-2 классы

23 января2023г.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1-2 классов по теме
«КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ»

Цель занятия: формирование культуры безопасного и эффективного использования цифровых ресурсов и устройств, знакомство с основами безопасности в сети и повышение уровня цифровой грамотности.

Формирующиеся ценности: жизнь, права и свободы человека.

Планируемые результаты.

Личностные:

-освоение роли пользователя цифровых ресурсов и сервисов;

-развитие самостоятельности и ответственности на основе представлений о безопасном поведении в сети;

-овладение навыками адаптации в условиях развития информационно-коммуникационных технологий;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Метапредметные:

-универсальные познавательные учебные действия (базовые логические и начальные исследовательские действия, а также работа с информацией);

-освоение начальных форм познавательной рефлексии;

-овладение сведениями о сущности и особенностях цифровых объектов, процессов и явлений окружающего мира;

-участие в коллективном обсуждении вопросов занятия, формулирование своего мнения в процессе беседы.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает использование видеороликов и анимационных видеофрагментов, включает в себя анализ информации, коллективную работу.


Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-12-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-12-method_recom.pdf

  • видеофрагменты

https://razgovor.edsoo.ru/video/1564/

https://razgovor.edsoo.ru/video/1563/

https://razgovor.edsoo.ru/video/1565/

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation1.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation2.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation3.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation4.pdf



Структура занятия

Часть 1. Мотивационная.

Организация беседы, с опорой на личный опыт обучающихся по использованию цифровых устройств с выходом в интернет, позволяет обеспечить мотив к знакомству с заявленной темой. Продолжением вводной части является просмотр выступления Натальи Ивановны Касперской, российского предпринимателя в сфере информационных технологий, главы группы компаний InfoWatch [Инфо-вОтч].

Часть 2. Основная.

В основной части занятия учитель предлагает проанализировать несколько ситуаций-кейсов, в которых представлены угрозы со стороны мошенников, и познакомить/сформулировать основные правила цифровой безопасности в сети Интернет: защита профиля, защита личной информации, фишинговые ссылки, социальная инженерия.

Часть 3. Заключение.

Обобщение обсуждаемого на занятии материала.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная.

Учитель.

Ребята, здравствуйте! Сегодня наша тема связана с безопасностью. Вспомните, что мы говорили о безопасности на дорогах. Почему надо соблюдать правила дорожного движения?

(Ответы детей: правила дорожного движения надо соблюдать, чтобы не попасть в аварию).

Учитель.

Но правила существуют не только для безопасного движения на дороге. Существуют правила и для наших цифровых устройств, которыми мы пользуемся каждый день.

Методический комментарий. При организации беседы важно обращаться к опыту обучающихся, но при этом учитель должен учитывать, что не у всех детей есть цифровые устройства (компьютеры, телефоны).

Учитель.

Наши цифровые устройства - компьютеры, телефоны во многом нам помогают. Например, быстро найти какую-то информацию, оперативно связаться друг с другом. Но, используя наши устройства, важно знать, что при этом есть и определённые риски, которые существуют в цифровом пространстве. Об этом нам расскажет Наталья Ивановна Касперская, специалист в сфере информационных технологий, глава группы компаний InfoWatch [Инфо-вОтч].

Демонстрация выступления Н. И. Касперской.

Учитель.

О рисках использования устройств и важности соблюдения правил в цифровом пространстве мы с вами услышали, а теперь обсудим некоторые простые правила для собственной безопасности в интернете.

Часть 2. Основная.

Учитель.

Помогать нам сегодня на занятии будет Антон Корюшкин, который живёт в городе Нижнефорельске. Он ходит в кружок цифровой безопасности, поэтому расскажет нам о ситуациях, в которых его друзья подверглись атакам мошенников. Посмотрим первый сюжет.

Демонстрация видео (интерактивное задание в формате анимационного фрагмента).

Методический комментарий.


Задача основной части занятия - анализ нескольких ситуаций-кейсов (интерактивных заданий в формате анимационных фрагментов): защита профиля, защита личной информации, фишинговые ссылки, социальная инженерия. Выбор ситуаций-кейсов, которые предложит для анализа учитель в своём классе, зависит от организационных условий и уровня подготовки обучающихся.

Порядок работы с каждой ситуацией-кейсом (интерактивное задание в формате анимационного фрагмента) строится по следующему алгоритму:

  • просмотр первой части ролика;

  • обсуждение ситуации по предложенным вопросам;

  • формулирование правила-вывода;

  • проверка правила-вывода на основе просмотра второй части ролика.

Ситуация-кейс «Защита личной информации» (интерактивное задание в формате анимационного фрагмента).

Цель: зачем и как защищать личную информацию?

Описание 1 части видео: Арина купила билет на выставку и сфотографировала его, а затем выложила фото билета в социальных сетях, чтобы друзья за неё порадовались.

Вопрос: что в действиях Арины опасно?

Ответы детей: увидеть фото билета, а затем использовать его данные может мошенник.

Описание 2 части видео: запись Арины прочитал мошенник, который позже показал фото билета из личного профиля и по нему прошёл на представление, а Арина уже не смогла воспользоваться купленным билетом.

Правило: необходимо быть предельно осторожными, если выкладываете информацию в сети. И чтобы дополнительно себя обезопасить в интернете, используйте фильтр «для близких друзей».

Ситуация-кейс «Защита профиля» (интерактивное задание в формате анимационного фрагмента).

Цель: как защитить свой профиль в социальной сети от взлома?

Описание 1 части видео: Жанна - блогер. Однажды она не смогла войти в свой аккаунт (учётную запись), а её пользователи получили информацию о том, что Жанне надо прислать деньги на лечение её любимого животного.

Вопрос: почему Жанна не смогла войти в свой аккаунт? Как вы думаете, что сделали подписчики Жанны?

Ответы детей: её аккаунт заблокировали, его «взломали» мошенники.

Если мы получили подозрительное письмо, надо связаться и уточнить информацию у человека, от которого было получено письмо.

Описание 2 части видео: но её поклонники-подписчики знали, что у неё аллергия на животных, поэтому они сразу поняли, что аккаунт «взломан», и пожаловались модератору социальной сети. Модератор оперативно заблокировал страницу.

Правило: на всех сервисах используйте разные пароли и меняйте их раз в полгода. Пароли должны содержать более 8 символов, включая строчные и заглавные буквы. Также можно подключить дополнительное подтверждение входа, это поможет защитить профиль от мошенников.

Ситуация-кейс «Фишинговая ссылка» (интерактивное задание в формате анимационного фрагмента).

Цель: как не попасть на «удочку» кибермошенников?

Описание 1 части видео: Ваня познакомился в сети с девочкой, и они стали переписываться. В процессе общения Ваня поделился информацией о кино, а новая подруга предложила сходить посмотреть фильм и скинула Ване ссылку, чтобы он оплатил билеты. Ваня перешёл по ссылке и оплатил билеты. Но билеты не пришли, а девочка перестала выходить на связь.

Вопрос: какую ошибку допустил Ваня при общении с девочкой в сети?

Ответы детей: Ваня поверил, что он общается с реальной девочкой. Ваня ввёл данные и не проверил ссылку.

Описание 2 части видео: оказалось, что Ваня стал жертвой фишинга, а мошенникам удалось заполучить реквизиты личной карты Вани. Поэтому её пришлось заблокировать и выпустить новую.

Правило: прежде чем знакомиться в социальных сетях, просмотрите страничку пользователя - похожа ли она на настоящий профиль, есть ли информация (посты) о каких-то событиях или от друзей. Лучше не переходить по незнакомым ссылкам, так как любая из них может быть опасной. Прежде чем ввести свои данные, проверьте адресную строку, любимая уловка мошенников - использовать схожие буквы. Покупку билетов необходимо делать только на проверенных официальных сайтах.

Методический комментарий.

Если позволяет уровень подготовки класса, то можно дополнительно в этом кейсе обсудить значение слова «фишинговая» ссылка. Действия мошенников называют «фишингом» из-за английского слова «фиш», что означает «рыба» или «рыбачить», то есть буквально мошенники стараются «выудить» информацию у пользователя.


Ситуация - кейс «Социальная инженерия» (интерактивное задание в формате анимационного фрагмента).

Цель: как распознать обман в интернете?

Описание: Кира очень любит одну музыкальную группу. И однажды ей в личном сообщении написал продюсер и сообщил, что ей предлагают принять участие в просмотре-кастинге. Но для этого необходима фотосессия, за которую надо заплатить. Продюсер попросил перевести деньги как можно быстрее. Кира перевела деньги и стала собираться на просмотр-кастинг, но продюсер почему-то пропал.

Вопрос: какую ошибку допустила Кира?

Ответы детей: Кира поверила, что ей написал настоящий продюсер, и ввела свои данные, оплатив фотосессию.

Описание 2 части видео: ведь на самом деле Кира переписывалась с мошенником.

Правило: если вам пришло сообщение от незнакомца, то необходимо постараться собрать о нём дополнительную информацию - попросить его представиться, проверить его информацию и попросить прислать больше информации о том, что вам предлагают. Помните, что мошенники всегда будут вас торопить, чтобы у вас не было возможности и времени разобраться в ситуации, чтобы уточнить и проверить полученную информацию.

Методический комментарий.

Социальная инженерия — разные виды манипуляций и обмана, цель которых заставить человека раскрыть личные данные, получить доступ к его личной и финансовой информации.

Часть 3.Заключительная.

Учитель.

Ребята, давайте ещё раз назовем правила, которые мы узнали, обсуждая ситуации, о которых нам рассказал Антон Корюшкин.

(Ответы детей).

Учитель.

Почему важно эти правила соблюдать? Объясните.

(Ответы детей).


Учитель.

Обсудите эти важные правила безопасности с родителями, а в заключение давайте послушаем ещё несколько рекомендаций от эксперта компании VK [вэ-кА] Константина Сидоркина и популярного российского певца Егора Крида.

Демонстрация видео с К. Сидорковым.

Демонстрация видео с Е. Кридом.

Методический комментарий.

При подготовке видео для занятия были использованы материалы просветительского проекта «Цифровой ликбез»:

https://digital-likbez.datalesson.ru




















РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Методические рекомендации

Кибербезопасность

1-2 классы

23 января2023г.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1-2 классов по теме
«КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ»

Цель занятия: формирование культуры безопасного и эффективного использования цифровых ресурсов и гаджетов, знакомство с основами безопасности в сети и повышение уровня цифровой грамотности.

Формирующиеся ценности: жизнь, права и свободы человека.

Планируемые результаты.

Личностные:

  • освоение роли пользователя цифровых ресурсов и сервисов;

  • развитие самостоятельности и ответственности на основе представлений о безопасном поведении в сети;

  • овладение навыками адаптации в условиях развития информационно - коммуникационных технологий;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Метапредметные:

  • универсальные познавательные учебные действия (базовые логические и начальные исследовательские действия, а также работа с информацией);

  • освоение начальных форм познавательной рефлексии;

  • овладение сведениями о сущности и особенностях цифровых объектов, процессов и явлений окружающего мира;

  • участие в коллективном обсуждении вопросов занятия, формулирование своего мнения в процессе беседы.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает использование видеороликов и анимационных видеофрагментов, включает в себя анализ информации, коллективную работу.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-12-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-12-method_recom.pdf

  • видеофрагменты

https://razgovor.edsoo.ru/video/1564/

https://razgovor.edsoo.ru/video/1563/

https://razgovor.edsoo.ru/video/1565/

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation1.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation2.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation3.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation4.pdf



Структура занятия

Часть 1. Мотивационная.

Как бы мы, лично, ни относились к использованию различных устройств с выходом в Интернет, цифровизация неизбежно входит в нашу деятельность, обеспечивает взаимодействие родителей и общение детей, развитие общества в целом. По сути, младшие школьники уже пришли в школу с тем, что цифровые устройства - это неотъемлемая часть их повседневной жизни: учёбы, общения, игр и так далее. И признанием важности этого направления является выделение в нормативно-правовых документах результатов, связанных с цифровой грамотностью и безопасностью в Интернете. Например, в Федеральном государственном образовательном стандарте указано на необходимость овладения обучающимися «современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями (далее ИКТ)»1, а также выделена задача в рамках учебного предмета «Окружающий мир»: «формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных финансов». В рабочей программе учебного предмета «Окружающий мир» также определён результат в области «ориентирования в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах». Отсюда и возникает актуальность такой темы, как кибербезопасность. Под кибербезопасностью понимается совокупность


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации 31 мая 2021 г., № 286, [Электронный ресурс]. - С.2.

  2. Там же - С.48

  3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 15 сентября 2022 г. № 6/22), [Электронный ресурс] - С.351.


правил и практик защиты от атак злоумышленников в цифровом пространстве. Познакомимся с некоторыми понятиями более подробно.

Аккаунт (учётная запись) - опознавательная информация о пользователе, которая указывается при регистрации на тех или иных сервисах и сайтах.

Профиль - это расширенная совокупность личной, финансовой и другой информации пользователя.

Блогер - пользователь, который ведёт журнал событий в интернете.

Фишинг - вид интернет-мошенничества, при котором мошенники пытаются заполучить личные данные человека через поддельные ссылки, сайты, уведомления и т. п. «Фишингом» такие мошеннические действия называются из-за английского слова «фиш», что означает «рыба» или «рыбачить», то есть буквально мошенники стараются «выудить» информацию у пользователя.

Социальная инженерия - разные виды манипуляций и обмана, цель которых заставить человека раскрыть личные данные, получить доступ к его личной и финансовой информации.

Овершеринг - новое слово, обозначающее явление, о котором широко заговорили еще в 2013 году, буквально «чрезмерно много делиться». Это избыточное размещение информации личного характера о себе или других людях в общедоступных источниках, в частности, в социальных сетях.

С учётом этого на данном занятии и предлагаются для рассмотрения несколько ситуаций-кейсов, в которых представлены правила действий при распространённых атаках мошенников: защита профиля, защита личной информации, фишинговые ссылки, социальная инженерия.

Это небольшое вступление необходимо, чтобы учитель сознал важность этого разговора. Цель данного занятия - формирование культуры безопасного и эффективного использования цифровых ресурсов и гаджетов, знакомство с основами безопасности в сети и повышение уровня цифровой грамотности. И начинается оно с просмотра выступления Натальи Ивановны Касперской, российского предпринимателя в сфере информационных технологий, главы группы компаний InfoWatch [Инфо-вОтч]. В своём выступлении она кратко говорит о важности соблюдения определённых правил при использовании цифровых устройств, так как это не только свобода и доступность, но и риски. Особое внимание эксперт уделяет рискам, связанным со здоровьем, а также осознанию того, что цифровое устройство всегда собирает и хранит информацию.

Часть 2. Основная

Задача основной части занятия - анализ нескольких ситуаций кейсов: демонстрация видео (интерактивное задание в формате анимационного фрагмента).

Все четыре кейса представляют собой анимационные видеоролики, в которых действие происходит в городе Нижнефорельске. Сквозной персонаж Антон Корюшкин ходит в кружок цифровой безопасности и рассказывает о ситуациях, в которых его друзья подверглись атакам мошенников.

Анализ предложенных ситуаций позволяет сделать выводы и сформулировать правила, соблюдение которых поможет защититься от угроз мошенников. Порядок работы с каждой ситуацией-кейсом (интерактивное задание в формате анимационного фрагмента) строится по следующему алгоритму:

  • просмотр первой части ролика;

  • обсуждение ситуации по предложенным вопросам;

  • формулирование правила-вывода;

  • проверка правила-вывода на основе просмотра второй части ролика.

Количество ситуаций-кейсов, которые предложит для анализа учитель в своём классе, зависит от организационных условий и уровня подготовки обучающихся. Рассмотрим содержание каждого кейса.

Ситуация-кейс «Защита личной информации» (интерактивное задание в формате анимационного фрагмента).

Цель: зачем и как защищать личную информацию?

Описание 1 части видео: Арина купила билет на выставку и сфотографировала его, а затем выложила фото билета в социальных сетях, чтобы друзья за неё порадовались.

Вопрос: что в действиях Арины опасно?

Ответы детей: увидеть фото билета, а затем использовать его данные может мошенник.

Описание 2 части видео: запись Арины прочитал мошенник, который позже показал фото билета из личного профиля и по нему прошёл на представление, а Арина уже не смогла воспользоваться купленным билетом.


Правило: необходимо быть предельно осторожными, если выкладываете информацию в сети. И чтобы дополнительно себя обезопасить в интернете, используйте фильтр «для близких друзей».

Ситуация-кейс «Защита профиля» (интерактивное задание в формате анимационного фрагмента).

Цель: как защитить профиль от взлома?

Описание 1 части видео: Жанна - блогер. Однажды она не смогла войти в свой аккаунт, а её пользователи получили информацию о том, что Жанне надо прислать деньги на лечение её любимого животного.

Вопрос: почему Жанна не смогла войти в свой аккаунт? Какие действия выполнили подписчики?

Ответы детей: её аккаунт заблокировали, его «взломали» мошенники. Если мы получили подозрительное письмо, надо связаться и уточнить информацию у человека, от которого было получено письмо.

Описание 2 части видео: но её поклонники-подписчики знали, что у неё аллергия на животных, поэтому они сразу поняли, что аккаунт «взломан», и пожаловались модератору социальной сети. Модератор оперативно заблокировал страницу.

Правило: на всех сервисах используйте разные пароли и меняйте их раз в полгода. Пароли должны содержать более 8 символов, включая строчные и заглавные буквы. Также можно подключить дополнительное подтверждение входа, это поможет защитить профиль от мошенников.

Ситуация-кейс «Фишинговая ссылка» (интерактивное задание в формате анимационного фрагмента).

Цель: как не попасть на «удочку» кибермошенников?

Описание 1 части видео: Ваня познакомился в сети с девочкой, и они стали переписываться. В процессе общения Ваня поделился информацией о новом кино, а новая подруга предложила сходить посмотреть фильм и скинула Ване ссылку, чтобы он оплатил билеты. Ваня перешёл по ссылке и оплатил билеты. Но билеты не пришли, а девочка перестала выходить на связь.

Вопрос: какую ошибку допустил Ваня при общении с девочкой в сети?

Ответы детей: Ваня поверил, что он общается с реальной девочкой. Ваня ввёл данные и не проверил ссылку.

Описание 2 части видео: оказалось, что Ваня стал жертвой фишинга, а мошенникам удалось заполучить реквизиты личной карты Вани. Поэтому её пришлось заблокировать и выпустить новую.

Правило: прежде чем знакомиться в социальных сетях, просмотрите страничку пользователя - похожа ли она на настоящий профиль, есть ли информация (посты) о каких-то событиях или от друзей. Лучше не переходить по незнакомым ссылкам, так как любая из них может быть опасной. Прежде чем ввести свои данные, проверьте адресную строку, любимая уловка мошенников - использовать схожие буквы. Покупку билетов необходимо делать только на проверенных официальных сайтах.

Ситуация-кейс «Социальная инженерия» (интерактивное задание в формате анимационного фрагмента).

Цель: как распознать обман в интернете?

Описание 1 части видео: Кира очень любит одну музыкальную группу. И однажды ей в личном сообщении написал продюсер и сообщил, что ей предлагают принять участие в просмотре. Но для этого необходима фотосессия, за которую надо заплатить. Продюсер попросил перевести деньги как можно быстрее. Кира перевела деньги и стала собираться на просмотр, но продюсер почему-то пропал.

Вопрос: какую ошибку допустила Кира?

Ответы детей: Кира поверила, что ей написал настоящий продюсер, и ввела свои данные, и оплатила фотосессию.

Описание 2 части видео: ведь на самом деле Кира переписывалась с мошенником.

Правило: если вам пришло сообщение от незнакомца, то необходимо постараться собрать о нём дополнительную информацию - попросить его представиться, проверить его информацию и попросить прислать больше информации о том, что вам предлагают. Помните, что мошенники всегда будут вас торопить, чтобы у вас не было возможности и времени разобраться в ситуации, чтобы уточнить и проверить полученную информацию.

Часть 3. Заключение

В заключение занятия учитель обобщает представленный материал и подводит итоги: «Ребята, давайте ещё раз назовем правила, которые мы узнали из видео? Почему важно их соблюдать? Объясните». Дополнительно используется обращение К. Сидоркова, эксперта компании VK [вэ-кА].

При подготовке ситуаций-кейсов были использованы материалы просветительского проекта «Цифровой ликбез»:

https://digitallikbez.datalesson.ru


При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!