Сценарий занятия
10-11 классы
18 марта 2024 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 10- 11 классов по теме
«КРЫМ и СЕВАСТОПОЛЬ: 10 ЛЕТ В РОДНОЙ ГАВАНИ»
Цель занятия:
- знакомство с основными касающимися крымского полуострова;
вехами российской истории,
- формирование чувства сопричастности к событиям прошлого и
настоящего;
- воспитание патриотизма и гражданственности.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, служение Отечеству.
Основные смыслы : Крым и Севастополь имеют особое значение для России. Решение жителей Крыма и Севастополя воссоединиться с Россией 10 лет назад – осознанный выбор, который восстановил историческую справедливость и позволил регионам возродиться и стабильно развиваться.
Партнёры занятия:
Российское военно- историческое общество, Российское историческое общество.
Продолжительность занятия : 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа.
Комплект материалов:
- сценарий,
- методические рекомендации,
- интерактивные задания,
- видеофрагменты.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель. Ребята, 18 марта мы отмечаем праздник, который стал государственным совсем недавно. В этом году ему исполняется 10 лет. Это – День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией.
Давайте перенесёмся на 10 лет назад в тот самый момент, когда по образному выражению Президента России В. В. Путина, Крым и Севастополь
вернулись «в родную гавань».
Демонстрация видеоролика «Крым и Севастополь возвращаются домой».
Учитель . Русская весна – так называли акции массовых протестов жителей Новороссии 1 в начале 2014 года, в результате которых Крым снова стал российским.
Почему именно «русская весна», как вы полагаете?
Ответы обучающихся.
Учитель . Верно, вы помните, что жители Новороссии отстаивали своё право говорить и учиться на русском языке, когда активно обсуждался запрет на его использование в русскоговорящих регионах Украины, подвергалась фальсификации наша общая история, началась героизация военных преступников и преступных организаций времён Великой Отечественной войны.
Методический комментарий : учителю важно обратить внимание
обучающихся на то, что жители Новороссии, и крымчане в их числе, хотели защитить свою культуру, ценности и традиции. Именно поэтому «русскую весну» мы понимаем как символ возрождения, возвращения к жизни.
Учитель . Вспомним, почему в 2014 году Россия пришла на помощь жителям Крыма и Севастополя?
Какие события предшествовали этому?
Ответы обучающихся.
1 Новороссия – обширный историко- культурный регион, присоединённый к Российской империи в результате русско- турецких войн во второй половине XVIII века. Включает в себя территории нынешних ДНР, ЛНР, Херсонской, Николаевской и Одесской областей.
Учитель . Верно, несмотря на то, что после распада Советского Союза в 1991 году Крым оказался в составе Украины, абсолютное большинство многонационального населения полуострова было русскоговорящим. Для крымчан язык Пушкина и Толстого – всегда был родным языком, поэтому, когда власти Украины взяли курс на запрет русского языка, намеренно стали искажать факты нашей общей истории, жители Севастополя и Крыма выходили на акции протеста, отстаивая своё право говорить и учиться на русском языке, защищая свои ценности и традиции.
Учитель. Давайте вспомним основные события Русской весны,
восстановим историю воссоединения Крыма с Россией.
Учитель предлагает обучающимся вспомнить события, которые произошли в дату, указанную на ленте времени. При нажатии на кнопку
«Читать» появляется описание события.
На Украине
Крымчане
усиливается
политическ
В Киеве происходит
начинают
ий кризис
формиров
государственный
Общекрымски й референдум. По результатам голосования 96,77%
ать отряды самооборо ны
переворот,
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписывает Указ о признании Республики Крым суверенным и независимым государством.
граждан в Республике Крым и 95,6% в Севастополе высказались за воссоединение с Россией.
насильственный захват
В Москве
власти. Власти Украины отменяют закон, разрешающий официальное
использование русского
подписывае тся договор
о принятии Республики Крым и города Севастопол я в состав Российской Федерации
языка на территории
Украины. Бессрочная
акция протеста с
Ноябрь
требованием отделить
Крым от Украины.
Январь
2013 год
Февраль
2014 год
16 марта
17 марта
18 марта
Учитель. Возвращение Крыма и Севастополя принято считать восстановлением исторической справедливости, поскольку история России, история Русского мира неразрывно связаны с Крымским полуостровом, с его историей и культурой.
Часть 2. Основная
Учитель. За последние годы поток туристов в Крым увеличился в 2,5 раза. Несомненно, ещё и потому, что люди хотят узнать больше интересных фактов об этой земле и увидеть удивительно красивые места.
Давайте и мы совершим историческое путешествие по Крымскому
полуострову.
Учитель запускает интерактивную карту полуострова Крым.
Учитель, нажимая на локацию «Херсонес». 988 год . Место, в котором мы находимся, называется Херсонес Таврический, сегодня это часть современного города Севастополя. Событие, которое произошло в этом месте, имеет огромное значение для нашей страны. Что это за событие?
Ответы обучающихся.
Учитель. Здесь, в Херсонесе Таврическом, князь Владимир принял крещение в 988 году. Формирование Древнерусского государства в IX–X веках было сложным процессом, и принятие здесь, на Крымском полуострове, христианства было важной частью его становления.
Сегодня «Херсонес Таврический» – это музей под открытым небом, один из главный исторических и культурных центров России.
Учитель, нажимая на локацию «Черноморский флот» . 1783 год. Эпоха правления Екатерины Великой. Российская империя включает Крым в свой состав. Выход к Чёрному морю открывал для России широкие возможности для развития торговли, хозяйственного освоения новых земель, укрепления её положения на международной арене.
В этом же г од у основан г о р од, к о т о р ы й в б уд ущем по л у ч ит звание города- героя и станет символом Черноморского флота. Что это за город?
Ответы обучающихся.
Учитель. Верно, это город Севастополь, ставший главной базой русского
Черноморского флота.
Кстати, догадайтесь, в каком городе в Крыму находится самое большое количество памятников?
Ответы обучающихся. Самое большое количество памятников в Крыму
в городе- герое Севастополе. Здесь насчитывается более 2015 памятников истории и культуры, включая античные.
Учитель. Севастополь ещё называют патриотической столицей Россией, кто знает почему? О каких героических событиях, произошедших на полуострове, жители Крыма бережно хранят память?
Ответы обучающихся.
Учитель, нажимая на локацию «Оборона Севастополя» . В продолжение нашего обсуждения посмотрим сюжет о мужестве и героизме защитников Севастополя.
Демонстрация видеоролика «Севастополь – город доблести и славы». Учитель. Ребята, после Великой Отечественной войны 12 городов
получили статус «Город- герой». Есть ли такие города в Крыму? За что города
получают такое звание?
Ответы обучающихся (Севастополь, Керчь).
Справка для учителя (см. методические рекомендации) . В годы Великой Отечественной войны Крым и Севастополь становятся театром военных действий. Главная база Черноморского флота вновь выдерживает продолжительную оборону. Вечной славой покрыла себя советская морская пехота в десантных операциях в Крыму: Евпаторийской и Керченско- Феодосийской. Чёрные бушлаты не раз вступали в бой с противником, вооружённым тяжёлой техникой и имеющим многократное численное превосходство. Примером мужества и стойкости стали действия подземного гарнизона Аджимушкайских каменоломен. Храбро сражались в горах Крыма отряды партизан. Все они приблизили тот день, когда 11 апреля 1944 года на горе Митридат взвилось красное знамя над освобождённой Керчью, а менее чем через месяц такое же знамя развернули солдаты- освободители над Сапун- горой в Севастополе. Именно в Крыму в 1945 году состоялась Ялтинская конференция, на несколько десятилетий определившая принципы послевоенного мироустройства.
Учитель. Ребята, что вы можете сказать о героизме крымчан? Каким образом, по-вашему, события тех далёких лет сказались на характере жителей Крыма, Севастополя – моряках, потомственных офицерах? Почему именно в Севастополе началась «русская весна», которая быстро охватила весь Крым?
Ответы обучающихся.
Учитель. Ребята, почему сохранение исторической памяти о мужестве и героизме защитников Севастополя важно не только для крымчан, но и для жителей всей нашей страны?
Ответы обучающихся.
Учитель. Послушаем интервью митрополита Симферопольского и Крымского Тихона (Шевкунова) об истории Севастополя и Крыма и их значении в истории России.
Демонстрация обращения федерального спикера.
Учитель. Ребята, в чём проявляется значимость и ценность Крыма для России?
Ответы обучающихся.
Методический комментарий : в ходе обсуждения обучающиеся с помощью учителя приходят к выводу о том, что Крым – это неотъемлемая часть России, её многовековой истории. Мы гордимся мужеством и героизмом крымчан, бережно храним память об истории Крыма.
Часть 3. Заключение
Учитель . За годы нахождения в составе Украины инфраструктура полуострова пришла в абсолютный упадок. С марта 2014 года началось активное восстановление экономики и инфраструктуры Крыма и Севастополя. За 10 лет было реализовано множество проектов, которые невозможно было осуществить до воссоединения с Россией. Ребята, кто из вас был в Крыму? О каких изменениях, произошедших на полуострове за последние 10
лет, вы знаете?
Ответы обучающихся.
Учитель. Давайте посмотрим, как преобразились Крым и Севастополь за 10 лет.
Демонстрация видеоролика «Крым и Севастополь – 10 лет дома».
Учитель. Ребята, а какое значение развитие Крыма и Севастополя имеет для России в целом?
Ответы обучающихся.
Учитель. Верно, десятилетний период с момента возвращения Крыма и Севастополя в состав России способствовал экономическому и культурному возрождению полуострова, и это придало импульс развитию и страны в целом (строительство Крымского моста и трассы «Таврида» способствовало развитию российского внутреннего туризма, более удобной транспортной логистике. Крым вносит существенный вклад в развитие российского здравоохранения и санаторно- курортного лечения, сельского хозяйства (ягоды, фрукты, зерно, подсолнечник), машиностроения, энергетики и т.д.)
Учитель. Для многих туристов поездка в Крым – это пляжный отдых: особый воздух, много солнца и моря! Но Крым – это ещё и древнейшие города, храмы с тысячелетней историей, императорские дворцы, цветные озёра, горы на месте вулканов, водопады и пещеры. Крым – это история, которую нужно знать каждому!
Дополнительный блок (на усмотрение учителя).
Учитель предлагает обучающимся выполнить интерактивное задание и проверить, насколько хорошо они знакомы с Крымом.
Интерактивное задание «10 интересных фактов про Крым».
- Как назывался Крым в древние времена? – Таврия.
- В каком городе Крыма состоялись переговоры лидеров стран
антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании в 1945 году? – Ялта. Ялтинская конференция на несколько десятилетий определила принципы после военного мироустройства.
- Что называют третьим морем Крыма? – Лавандовые поля.
- Троллейбусный маршрут «Симферополь–Ялта» самый ………. в мире –
длинный.
- Набережная Ялты считается самой посещаемой улицей на юге России.
Сколько человек ежегодно прогуливается по ней? – 700–800 тысяч человек в год.
- Какова общая протяжённость Крымского моста? – 19 км.
- Какой город Крыма самый солнечный? – Симферополь. Город может похвастаться 2458 часами солнечной погоды в году, а это целых 245 дней.
- Как до строительства Крымского моста можно было добраться от Краснодарского края до Крыма через Керченский пролив? – на паромной
переправе.
- Севастополь — чемпион Крымского полуострова по количеству лестниц. Сколько в городе лестниц, заменяющих улицы и переулки? – 82
лестницы.
- В 2015 году на горе Ай-Петри в Крыму был построен подвесной мост,
натянутый между зубцами горы. Это самый высокий канатный мост в России. На какой высоте он находится? – более 1200 метров над уровнем
моря.
Демонстрация видеоклипа «Крым в сердце каждого из нас».
ПОСТРАЗГОВОР
Организация и участие в общешкольном конкурсе презентаций «Крым, в который я поеду», размещение презентаций-победителей в ТГ- канале школы.
Подготовка виртуальной экскурсии по местам боевой славы Великой Отечественной войны в Крыму, размещение в ТГ-канале школы.
Подготовка виртуальной экскурсии по историческим достопримечательностям Севастополя, размещение в ТГ-канале школы.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Обществознание : обсуждение проблематики, связанной с функциями государства, патриотизмом.
История : работа с информацией по истории страны в разные её периоды, в том числе – в годы Великой Отечественной войны, в послевоенное время.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
История Крыма: в двух томах/ Российское историческое общество [и др.]; ответственный редактор А. В. Юрасов. Москва: Кучково поле, 2017.
Документальный фильм «Крым. Путь https://www.youtube.com/watch?v=PGGNXIQXlcU&t=1s .
Ролик «Крым. Портал времени» https://www.youtube.com/watch?v=OYKm9sJc- zw .
на родину»
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО- СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Крым – особый для России регион. Регион, где Россия демонстрирует созидание: строит социально значимые проекты, развивает курорты, принимающие жителей всей страны.