СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном. 18 марта 2024 г. Крым и Севастополь: 10 лет в родной гавани. Сценарий занятия. 10-11 классы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Источник: https://razgovor.edsoo.ru/topic/91/

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном. 18 марта 2024 г. Крым и Севастополь: 10 лет в родной гавани. Сценарий занятия. 10-11 классы.»

Сценарий  занятия 10-11  классы 18  марта  2024  г.

Сценарий занятия

10-11 классы

18 марта 2024 г.

ВНЕУРОЧНОЕ  ЗАНЯТИЕ для  обучающихся  10- 11  классов  по  теме «КРЫМ  и  СЕВАСТОПОЛЬ:  10  ЛЕТ  В  РОДНОЙ  ГАВАНИ» Цель занятия: знакомство  с  основными касающимися  крымского  полуострова; вехами  российской  истории, формирование  чувства  сопричастности  к  событиям  прошлого  и настоящего; воспитание  патриотизма  и  гражданственности. Формирующиеся  ценности:  патриотизм,  любовь  к  Родине,  служение Отечеству. Основные  смыслы :  Крым  и  Севастополь  имеют  особое  значение  для России.  Решение  жителей  Крыма  и  Севастополя  воссоединиться  с Россией  10  лет  назад  –  осознанный  выбор,  который  восстановил историческую  справедливость  и  позволил  регионам  возродиться  и стабильно развиваться. Партнёры  занятия: Российское  военно- историческое  общество, Российское  историческое  общество. Продолжительность  занятия :  30  минут. Рекомендуемая  форма  занятия:  беседа. Комплект  материалов: сценарий, методические  рекомендации, интерактивные  задания, видеофрагменты.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 10- 11 классов по теме

«КРЫМ и СЕВАСТОПОЛЬ: 10 ЛЕТ В РОДНОЙ ГАВАНИ»

Цель занятия:

  • знакомство с основными касающимися крымского полуострова;

вехами российской истории,

  • формирование чувства сопричастности к событиям прошлого и

настоящего;

  • воспитание патриотизма и гражданственности.

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, служение Отечеству.

Основные смыслы : Крым и Севастополь имеют особое значение для России. Решение жителей Крыма и Севастополя воссоединиться с Россией 10 лет назад – осознанный выбор, который восстановил историческую справедливость и позволил регионам возродиться и стабильно развиваться.

Партнёры занятия:

Российское военно- историческое общество, Российское историческое общество.

Продолжительность занятия : 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа.

Комплект материалов:

  • сценарий,
  • методические рекомендации,
  • интерактивные задания,
  • видеофрагменты.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Учитель. Ребята, 18 марта мы отмечаем праздник, который стал государственным совсем недавно. В этом году ему исполняется 10 лет. Это – День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией.

Давайте перенесёмся на 10 лет назад в тот самый момент, когда по образному выражению Президента России В. В. Путина, Крым и Севастополь

вернулись «в родную гавань».

Демонстрация видеоролика «Крым и Севастополь возвращаются домой».

Учитель . Русская весна – так называли акции массовых протестов жителей Новороссии 1 в начале 2014 года, в результате которых Крым снова стал российским.

Почему именно «русская весна», как вы полагаете?

Ответы обучающихся.

Учитель . Верно, вы помните, что жители Новороссии отстаивали своё право говорить и учиться на русском языке, когда активно обсуждался запрет на его использование в русскоговорящих регионах Украины, подвергалась фальсификации наша общая история, началась героизация военных преступников и преступных организаций времён Великой Отечественной войны.

Методический комментарий : учителю важно обратить внимание

обучающихся на то, что жители Новороссии, и крымчане в их числе, хотели защитить свою культуру, ценности и традиции. Именно поэтому «русскую весну» мы понимаем как символ возрождения, возвращения к жизни.

Учитель . Вспомним, почему в 2014 году Россия пришла на помощь жителям Крыма и Севастополя?

Какие события предшествовали этому?

Ответы обучающихся.

1 Новороссия – обширный историко- культурный регион, присоединённый к Российской империи в результате русско- турецких войн во второй половине XVIII века. Включает в себя территории нынешних ДНР, ЛНР, Херсонской, Николаевской и Одесской областей.

Учитель . Верно, несмотря на то, что после распада Советского Союза в 1991 году Крым оказался в составе Украины, абсолютное большинство многонационального населения полуострова было русскоговорящим. Для крымчан язык Пушкина и Толстого – всегда был родным языком, поэтому, когда власти Украины взяли курс на запрет русского языка, намеренно стали искажать факты нашей общей истории, жители Севастополя и Крыма выходили на акции протеста, отстаивая своё право говорить и учиться на русском языке, защищая свои ценности и традиции.

Учитель. Давайте вспомним основные события Русской весны,

восстановим историю воссоединения Крыма с Россией.

Учитель предлагает обучающимся вспомнить события, которые произошли в дату, указанную на ленте времени. При нажатии на кнопку

«Читать» появляется описание события.

На Украине

Крымчане

усиливается

политическ

В Киеве происходит

начинают

ий кризис

формиров

государственный

Общекрымски й референдум. По результатам голосования 96,77%

ать отряды самооборо ны

переворот,

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписывает Указ о признании Республики Крым суверенным и независимым государством.

граждан в Республике Крым и 95,6% в Севастополе высказались за воссоединение с Россией.

насильственный захват

В Москве

власти. Власти Украины отменяют закон, разрешающий официальное

использование русского

подписывае тся договор

о принятии Республики Крым и города Севастопол я в состав Российской Федерации

языка на территории

Украины. Бессрочная

акция протеста с

Ноябрь

требованием отделить

Крым от Украины.

Январь

2013 год

Февраль

2014 год

16 марта

17 марта

18 марта

Учитель.  Возвращение  Крыма  и  Севастополя  принято  считать восстановлением  исторической  справедливости,  поскольку  история  России, история  Русского  мира неразрывно  связаны  с  Крымским полуостровом,  с  его историей  и  культурой. Часть  2. Основная Учитель.  За  последние  годы  поток  туристов  в  Крым  увеличился  в  2,5 раза.  Несомненно,  ещё  и  потому,  что  люди  хотят  узнать  больше  интересных фактов  об  этой  земле  и  увидеть  удивительно  красивые  места. Давайте  и  мы  совершим  историческое  путешествие  по  Крымскому полуострову. Учитель  запускает  интерактивную  карту  полуострова Крым. Учитель,  нажимая  на  локацию  «Херсонес».  988  год .  Место,  в  котором  мы находимся,  называется  Херсонес  Таврический,  сегодня  это  часть современного  города  Севастополя.  Событие,  которое  произошло  в  этом  месте, имеет  огромное  значение  для  нашей  страны.  Что  это  за  событие? Ответы  обучающихся.

Учитель. Возвращение Крыма и Севастополя принято считать восстановлением исторической справедливости, поскольку история России, история Русского мира неразрывно связаны с Крымским полуостровом, с его историей и культурой.

Часть 2. Основная

Учитель. За последние годы поток туристов в Крым увеличился в 2,5 раза. Несомненно, ещё и потому, что люди хотят узнать больше интересных фактов об этой земле и увидеть удивительно красивые места.

Давайте и мы совершим историческое путешествие по Крымскому

полуострову.

Учитель запускает интерактивную карту полуострова Крым.

Учитель, нажимая на локацию «Херсонес». 988 год . Место, в котором мы находимся, называется Херсонес Таврический, сегодня это часть современного города Севастополя. Событие, которое произошло в этом месте, имеет огромное значение для нашей страны. Что это за событие?

Ответы обучающихся.

Учитель.  Здесь,  в  Херсонесе  Таврическом,  князь  Владимир  принял крещение  в  988  году.  Формирование  Древнерусского  государства  в  IX–X веках  было  сложным  процессом,  и  принятие  здесь,  на  Крымском  полуострове, христианства  было  важной  частью  его становления. Сегодня  «Херсонес  Таврический»  –  это  музей  под  открытым  небом,  один из  главный  исторических  и  культурных  центров  России. Учитель,  нажимая  на  локацию  «Черноморский  флот» .  1783  год.  Эпоха правления  Екатерины  Великой.  Российская  империя  включает  Крым  в  свой состав.  Выход  к  Чёрному  морю  открывал  для  России  широкие  возможности для  развития  торговли,  хозяйственного  освоения  новых  земель,  укрепления  её положения  на  международной арене. В  этом  же  г од у  основан  г о р од,  к о т о р ы й  в  б уд ущем  по л у ч ит  звание  города- героя и станет  символом  Черноморского  флота.  Что это за  город? Ответы  обучающихся.

Учитель. Здесь, в Херсонесе Таврическом, князь Владимир принял крещение в 988 году. Формирование Древнерусского государства в IX–X веках было сложным процессом, и принятие здесь, на Крымском полуострове, христианства было важной частью его становления.

Сегодня «Херсонес Таврический» – это музей под открытым небом, один из главный исторических и культурных центров России.

Учитель, нажимая на локацию «Черноморский флот» . 1783 год. Эпоха правления Екатерины Великой. Российская империя включает Крым в свой состав. Выход к Чёрному морю открывал для России широкие возможности для развития торговли, хозяйственного освоения новых земель, укрепления её положения на международной арене.

В этом же г од у основан г о р од, к о т о р ы й в б уд ущем по л у ч ит звание города- героя и станет символом Черноморского флота. Что это за город?

Ответы обучающихся.

Учитель. Верно, это город Севастополь, ставший главной базой русского

Черноморского флота.

Кстати, догадайтесь, в каком городе в Крыму находится самое большое количество памятников?

Ответы обучающихся. Самое большое количество памятников в Крыму

в городе- герое Севастополе. Здесь насчитывается более 2015 памятников истории и культуры, включая античные.

Учитель. Севастополь ещё называют патриотической столицей Россией, кто знает почему? О каких героических событиях, произошедших на полуострове, жители Крыма бережно хранят память?

Ответы обучающихся.

Учитель, нажимая на локацию «Оборона Севастополя» . В продолжение нашего обсуждения посмотрим сюжет о мужестве и героизме защитников Севастополя.

Демонстрация видеоролика «Севастополь город доблести и славы». Учитель. Ребята, после Великой Отечественной войны 12 городов

получили статус «Город- герой». Есть ли такие города в Крыму? За что города

получают такое звание?

Ответы обучающихся (Севастополь, Керчь).

Справка для учителя (см. методические рекомендации) . В годы Великой Отечественной войны Крым и Севастополь становятся театром военных действий. Главная база Черноморского флота вновь выдерживает продолжительную оборону. Вечной славой покрыла себя советская морская пехота в десантных операциях в Крыму: Евпаторийской и Керченско- Феодосийской. Чёрные бушлаты не раз вступали в бой с противником, вооружённым тяжёлой техникой и имеющим многократное численное превосходство. Примером мужества и стойкости стали действия подземного гарнизона Аджимушкайских каменоломен. Храбро сражались в горах Крыма отряды партизан. Все они приблизили тот день, когда 11 апреля 1944 года на горе Митридат взвилось красное знамя над освобождённой Керчью, а менее чем через месяц такое же знамя развернули солдаты- освободители над Сапун- горой в Севастополе. Именно в Крыму в 1945 году состоялась Ялтинская конференция, на несколько десятилетий определившая принципы послевоенного мироустройства.

Учитель. Ребята, что вы можете сказать о героизме крымчан? Каким образом, по-вашему, события тех далёких лет сказались на характере жителей Крыма, Севастополя – моряках, потомственных офицерах? Почему именно в Севастополе началась «русская весна», которая быстро охватила весь Крым?

Ответы обучающихся.

Учитель. Ребята, почему сохранение исторической памяти о мужестве и героизме защитников Севастополя важно не только для крымчан, но и для жителей всей нашей страны?

Ответы обучающихся.

Учитель. Послушаем интервью митрополита Симферопольского и Крымского Тихона (Шевкунова) об истории Севастополя и Крыма и их значении в истории России.

Демонстрация обращения федерального спикера.

Учитель. Ребята, в чём проявляется значимость и ценность Крыма для России?

Ответы обучающихся.

Методический комментарий : в ходе обсуждения обучающиеся с помощью учителя приходят к выводу о том, что Крым – это неотъемлемая часть России, её многовековой истории. Мы гордимся мужеством и героизмом крымчан, бережно храним память об истории Крыма.

Часть 3. Заключение

Учитель . За годы нахождения в составе Украины инфраструктура полуострова пришла в абсолютный упадок. С марта 2014 года началось активное восстановление экономики и инфраструктуры Крыма и Севастополя. За 10 лет было реализовано множество проектов, которые невозможно было осуществить до воссоединения с Россией. Ребята, кто из вас был в Крыму? О каких изменениях, произошедших на полуострове за последние 10

лет, вы знаете?

Ответы обучающихся.

Учитель. Давайте посмотрим, как преобразились Крым и Севастополь за 10 лет.

Демонстрация видеоролика «Крым и Севастополь 10 лет дома».

Учитель. Ребята, а какое значение развитие Крыма и Севастополя имеет для России в целом?

Ответы обучающихся.

Учитель. Верно, десятилетний период с момента возвращения Крыма и Севастополя в состав России способствовал экономическому и культурному возрождению полуострова, и это придало импульс развитию и страны в целом (строительство Крымского моста и трассы «Таврида» способствовало развитию российского внутреннего туризма, более удобной транспортной логистике. Крым вносит существенный вклад в развитие российского здравоохранения и санаторно- курортного лечения, сельского хозяйства (ягоды, фрукты, зерно, подсолнечник), машиностроения, энергетики и т.д.)

Учитель. Для многих туристов поездка в Крым – это пляжный отдых: особый воздух, много солнца и моря! Но Крым – это ещё и древнейшие города, храмы с тысячелетней историей, императорские дворцы, цветные озёра, горы на месте вулканов, водопады и пещеры. Крым – это история, которую нужно знать каждому!

Дополнительный блок (на усмотрение учителя).

Учитель предлагает обучающимся выполнить интерактивное задание и проверить, насколько хорошо они знакомы с Крымом.

Интерактивное задание «10 интересных фактов про Крым».

  • Как назывался Крым в древние времена? – Таврия.
  • В каком городе Крыма состоялись переговоры лидеров стран

антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании в 1945 году? – Ялта. Ялтинская конференция на несколько десятилетий определила принципы после военного мироустройства.

  • Что называют третьим морем Крыма? – Лавандовые поля.
  • Троллейбусный маршрут «Симферополь–Ялта» самый ………. в мире –

длинный.

  • Набережная Ялты считается самой посещаемой улицей на юге России.

Сколько человек ежегодно прогуливается по ней? 700–800 тысяч человек в год.

  • Какова общая протяжённость Крымского моста? – 19 км.
  • Какой город Крыма самый солнечный? – Симферополь. Город может похвастаться 2458 часами солнечной погоды в году, а это целых 245 дней.
  • Как до строительства Крымского моста можно было добраться от Краснодарского края до Крыма через Керченский пролив? на паромной

переправе.

  • Севастополь — чемпион Крымского полуострова по количеству лестниц. Сколько в городе лестниц, заменяющих улицы и переулки? 82

лестницы.

  • В 2015 году на горе Ай-Петри в Крыму был построен подвесной мост,

натянутый между зубцами горы. Это самый высокий канатный мост в России. На какой высоте он находится? – более 1200 метров над уровнем

моря.

Демонстрация видеоклипа «Крым в сердце каждого из нас».

ПОСТРАЗГОВОР

Организация и участие в общешкольном конкурсе презентаций «Крым, в который я поеду», размещение презентаций-победителей в ТГ- канале школы.

Подготовка виртуальной экскурсии по местам боевой славы Великой Отечественной войны в Крыму, размещение в ТГ-канале школы.

Подготовка виртуальной экскурсии по историческим достопримечательностям Севастополя, размещение в ТГ-канале школы.

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Обществознание : обсуждение проблематики, связанной с функциями государства, патриотизмом.

История : работа с информацией по истории страны в разные её периоды, в том числе – в годы Великой Отечественной войны, в послевоенное время.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

История Крыма: в двух томах/ Российское историческое общество [и др.]; ответственный редактор А. В. Юрасов. Москва: Кучково поле, 2017.

Документальный фильм «Крым. Путь https://www.youtube.com/watch?v=PGGNXIQXlcU&t=1s .

Ролик «Крым. Портал времени» https://www.youtube.com/watch?v=OYKm9sJc- zw .

на родину»

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ  ЦЕННОСТНО- СМЫСЛОВЫЕ  ЛИНИИ Крым  –  особый  для  России  регион.  Регион,  где  Россия  демонстрирует созидание:  строит  социально  значимые  проекты,  развивает  курорты, принимающие  жителей  всей  страны.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО- СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Крым – особый для России регион. Регион, где Россия демонстрирует созидание: строит социально значимые проекты, развивает курорты, принимающие жителей всей страны.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!