Сценарий занятия
5-7 классы
18 марта 2024 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 5–7 классов по теме
«КРЫМ и СЕВАСТОПОЛЬ: 10 ЛЕТ В РОДНОЙ ГАВАНИ»
Цель занятия:
- знакомство с основными касающимися крымского полуострова;
вехами российской истории,
- формирование чувства сопричастности к событиям прошлого и
настоящего;
- воспитание патриотизма и гражданственности.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, служение Отечеству.
Основные смыслы : Крым и Севастополь имеют особое значение для России. Решение жителей Крыма и Севастополя воссоединиться с Россией 10 лет назад – осознанный выбор, который восстановил историческую справедливость и позволил регионам возродиться и стабильно развиваться.
Партнёры занятия: Российское военно- историческое общество, Российское историческое общество.
Продолжительность занятия : 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа.
Комплект материалов:
- сценарий,
- методические рекомендации,
- интерактивные задания,
- видеофрагменты.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель. Ребята, 18 марта мы отмечаем праздник, который стал государственным совсем недавно. В этом году ему исполняется 10 лет. Это – День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией.
Давайте перенесёмся на 10 лет назад в тот самый момент, когда по образному выражению Президента России В. В. Путина, Крым и Севастополь вернулись «в родную гавань».
Демонстрация фрагмента выступления В.В. Путина на Красной площади.
Учитель. Ребята, мы в прошлом году с вами подробно рассматривали события, произошедшие на Крымском полуострове 10 лет назад.
Давайте вспомним, почему в 2014 году Россия пришла на помощь жителям Крыма и Севастополя?
Какие события предшествовали этому?
Почему произошедшие события вошли в историю как «Русская весна»?
Ответы обучающихся.
Учитель. Верно, несмотря на то, что после распада Советского Союза в 1991 году Крым оказался в составе Украины, абсолютное большинство многонационального населения полуострова было русскоговорящим. Для крымчан язык Пушкина и Толстого – всегда был родным языком, поэтому, когда власти Украины взяли курс на запрет русского языка, намеренно стали искажать факты нашей общей истории, жители Севастополя и Крыма выходили на акции протеста, отстаивая своё право говорить и учиться на русском языке, защищая свои ценности и традиции.
Учитель. Давайте вспомним основные события Русской весны, восстановим историю воссоединения Крыма и Севастополя с Россией.
Учитель предлагает обучающимся вспомнить события, которые произошли в дату, указанную на ленте времени. При нажатии на кнопку
«Читать» появляется описание события.
Справочно для учителя:
На Украине
усиливается
Крымчане
политическ
В Киеве происходит
начинают
Общекрымский референдум. По результатам голосования 96,77% граждан в Республике Крым и 95,6% в Севастополе высказались за воссоединение с Россией.
государственный
формиров
ий кризис
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписывает Указ о признании Республики Крым суверенным и независимым государством.
переворот,
ать отряды самооборо
В Москве
насильственный захват
ны
использование русского
власти. Власти Украины
подписывае тся договор о принятии Республики Крым и города Севастопол я в состав Российской Федерации
языка на территории
отменяют закон,
Украины. Бессрочная
разрешающий официальное
акция протеста с
Ноябрь
требованием отделить
2013 год
Крым от Украины.
Январь
Февраль
2014 год
16 марта
17 марта
18 марта
Учитель. Возвращение Крыма и Севастополя принято считать восстановлением исторической справедливости, поскольку история России, история Русского мира неразрывно связаны с Крымским полуостровом, с его историей и культурой.
Часть 2. Основная
Учитель. Давайте совершим историческое путешествие по Крымскому полуострову.
Учитель запускает интерактивную карту полуострова Крым.
Учитель , нажимая на локацию «Херсонес». 988 год. Место, в котором мы находимся, называется Херсонес Таврический, сегодня это часть современного города Севастополя. Событие, которое произошло в этом месте, имеет огромное значение для нашей страны.
Учитель. Ребята, кто знает, что это за событие и почему оно так значимо для России?
Ответы обучающихся.
Учитель. В 988 году князь Владимир принял крещение в Херсонесе Таврическом. В память об этом событии в Херсонесе построен величественный собор Святого Владимира.
Сегодня «Херсонес Таврический» – это музей под открытым небом, один
из главный исторических и культурных центров России.
Учитель , нажимая на локацию «Черноморский флот» . 1783 год. Эпоха правления Екатерины Великой. Российская империя включает Крым в свой состав.
В этом же г од у основан г о р од, к о т о р ы й в б уд ущем по л у ч ит звание города- героя и станет символом Черноморского флота. Ч т о это за г о ро д, к т о догадался?
Ответы обучающихся.
Учитель. Верно, это город Севастополь, ставший главной базой русского Черноморского флота.
Севастополь ещё называют патриотической столицей России, кто знает почему? О каких героических событиях, произошедших на полуострове, жители Крыма бережно хранят память?
Ответы обучающихся.
Учитель , нажимая на локацию «Оборона Севастополя» . В продолжение нашего обсуждения посмотрим сюжет о мужестве и героизме защитников Севастополя.
Демонстрация видеоролика «Севастополь – город доблести и славы».
Учитель. Ребята, почему сохранение исторической памяти о мужестве и героизме защитников Севастополя важно не только для крымчан, но и для жителей всей нашей страны?
Ответы обучающихся.
Учитель. Послушаем интервью митрополита Симферопольского и Крымского Тихона (Шевкунова) об истории Севастополя и Крыма и их значении в истории России.
Демонстрация обращения федерального спикера.
Учитель. Ребята, в чём проявляется значимость и ценность Крыма для России?
Ответы обучающихся.
Методический комментарий : в ходе обсуждения обучающиеся с помощью учителя приходят к выводу о том, что Крым – это неотъемлемая часть России, её многовековой истории. Мы гордимся мужеством и героизмом крымчан, бережно храним память об истории Крыма.
Часть 3. Заключение
Учитель. За годы нахождения в составе Украины инфраструктура полуострова пришла в абсолютный упадок. С марта 2014 года началось активное восстановление экономики и инфраструктуры Крыма и Севастополя. Ребята, кто из вас был в Крыму? В Севастополе? О каких изменениях,
произошедших на полуострове за последние 10 лет, вы знаете?
Ответы обучающихся.
Учитель. Давайте посмотрим, как преобразились Крым и Севастополь за 10 лет.
Демонстрация видеоролика «Крым и Севастополь – 10 лет дома».
Учитель. Ребята, а какое значение развитие Крыма и Севастополя имеет для России в целом?
Ответы обучающихся.
Учитель. Верно, десятилетний период с момента возвращения Крыма и Севастополя в состав России способствовал экономическому и культурному возрождению полуострова, и это придало импульс развитию и страны в целом (строительство Крымского моста и трассы «Таврида» способствовало развитию российского внутреннего туризма, более удобной транспортной логистике. Крым вносит существенный вклад в развитие российского здравоохранения и санаторно- курортного лечения, сельского хозяйства (ягоды, фрукты, зерно, подсолнечник), машиностроения, энергетики и т.д.)
Учитель. Для многих туристов поездка в Крым – это пляжный отдых: особый воздух, много солнца и моря! Но Крым – это ещё и древнейшие города, храмы с тысячелетней историей, императорские дворцы, цветные озёра, горы на месте вулканов, водопады и пещеры. Крым – это история, которую нужно знать каждому!
Дополнительный блок (на усмотрение учителя).
Учитель предлагает обучающимся выполнить интерактивное задание и проверить, насколько хорошо они знакомы с Крымом.
Интерактивное задание «10 интересных фактов про Крым».
- Как назывался Крым в древние времена? – Таврия.
- В каком городе Крыма состоялись переговоры лидеров стран антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании в 1945 году? – Ялта. Ялтинская конференция на несколько десятилетий
определила принципы после военного мироустройства.
- Что называют третьим морем Крыма? – Лавандовые поля.
- Троллейбусный маршрут «Симферополь–Ялта» самый ………. в мире –
длинный.
- Набережная Ялты считается самой посещаемой улицей на юге России. Сколько человек ежегодно прогуливается по ней? – 700–800 тысяч человек в год.
- Какова общая протяжённость Крымского моста? – 19 км.
- Какой город Крыма самый солнечный? – Симферополь. Город может похвастаться 2458 часами солнечной погоды в году, а это целых 245 дней.
- Как до строительства Крымского моста можно было добраться от Краснодарского края до Крыма через Керченский пролив? – на паромной переправе.
- Севастополь — чемпион Крымского полуострова по количеству лестниц. Сколько в городе лестниц, заменяющих улицы и переулки? – 82 лестницы.
- В 2015 году на горе Ай-Петри в Крыму был построен подвесной мост,
натянутый между зубцами горы. Это самый высокий канатный мост в России. На какой высоте он находится? – более 1200 метров над уровнем моря.
Демонстрация видеоклипа «Крым в сердце каждого из нас».
ПОСТРАЗГОВОР
Участие в общешкольном конкурсе презентаций «Крым, в который я поеду», размещение презентаций- победителей в ТГ- канале школы.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Обществознание : обсуждение проблематики, связанной с функциями государства, патриотизмом.
История: работа с информацией по истории страны в разные её периоды, в том числе – в годы Великой Отечественной войны, в послевоенное время.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
История Крыма: в двух томах/ Российское историческое общество [и др.]; ответственный редактор А. В. Юрасов. Москва: Кучково поле, 2017.
Документальный фильм «Крым. Путь https://www.youtube.com/watch?v=PGGNXIQXlcU&t=1s .
Ролик «Крым. Портал времени» https://www.youtube.com/watch?v=OYKm9sJc- zw .
на родину»
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО- СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Крым – особый для России регион. Регион, где Россия демонстрирует созидание: строит социально значимые проекты, развивает курорты, принимающие жителей всей страны.
POCCMMCKOE HCTOPlüHECKOE