Сценарий мероприятия «Разговор по душам на тему:
«Курить – здоровью вредить! »
Участники: дети и подростки
Оборудование: альбомные листы, фломастеры или карандаши
Предварительная работа: анализ собранной информации, подготовка двух экспертов – Профессор Факт и Профессор Пилюлькин
Задачи:
· Формировать ценностное отношение к своему здоровью;
· Развивать умения мыслить, выражать и отстаивать свое мнение, различать плохое и хорошее, вредное и полезное;
· Воспитывать негативное отношение к курению.
Ход мероприятия
Педагог: Здравствуйте, ребята. Как бы вы отреагировали, если к вам подошел бы человек и спросил: «Ты не хотел бы купить яда? Прекрасный яд медленного действия, он разрушит твои легкие и клетки мозга, увеличит риск появления раковых опухолей и гастрита, пародонтоза и облысения»? Конечно, такое приобретение никому не пришлось бы по вкусу. А ведь эту покупку ежедневно в настоящее время совершают более 60% мужчин и 20% женщин. Вы догадались, что речь идет о курении. К сожалению, закурить первую в жизни сигарету некоторые ребята пробуют уже в 10-14 лет, а кто-то и раньше.
Давайте выясним, почему подростки начинают курить? (ответы ребят, комментарии учителя):
· из любопытства;
· чтобы казаться взрослее;
· за компанию;
· потому что курит папа (мама, старший брат, сестра и т. д. );
· потому что это модно (красиво).
А почему же курение называют вредной привычкой и борются с ним во всем мире?
Слово нашему эксперту – Профессору Факту: Курение – это не безобидное занятие, а настоящая наркомания, тем более опасная, что многие не принимают ее всерьез. Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет. Курильщик не погибает потому, что доза вводится постепенно, не в один прием. Поэтому курение часто называют медленной или невидимой смертью. В течение 30 лет курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина.
Подсчитано, что население земного шара ежегодно выкуривает 12 миллионов папирос и сигарет. Общая масса окурков, бросаемых, где попало, достигает 2520000т. Курящие ежегодно «выкуривают» в атмосферу 720 тонн синильной кислоты, 384000 тонны аммиака, 108000 тонн никотина, 600000 тонн дегтя и более 55000 тонн угарного газа и других составных частей табачного дыма. Вред табака доказан, многие люди бросили курить, идет борьба против «пассивного курения»…
Писатель А. Дюма - младший: «…я отложил свою сигарету и поклялся, что никогда не буду курить. Эту клятву я твердо сдержал и вполне убежден, что табак вредит мозгу так же определенно, как и алкоголь». Л. Н. Толстой, бросив курить, сказал так: «я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружения, тошноту, туман в голове …». Великий врач С. П. Боткин был заядлым курильщиком. Умирая, еще сравнительно не старым (57лет), он сказал: «Если бы я не курил, то прожил бы еще10-15 лет». Сколько бы еще он сделал для науки, для спасения людей, но, увы, не сумев избавиться от своей пагубной привычки, не смог спасти и себя.
Величайший шахматист А. Алехин уверен: «…никотин ослабляюще действует на память, разрушает нервную систему и ослабляет силу воли - способность, столь необходимую для шахматного мастера. Я могу сказать, что сам получил уверенность выиграть матч за мировое первенство лишь тогда, когда отучился от страсти к табаку».
Прославленный вратарь сборной России по хоккею с шайбой Владислав Третьяк говорит: «Если курить, значит, полжизни спортивной отнять у себя. Как стать большим мастером в спорте? В первую очередь нужно любить вид спорта, который выбрал. Второе – нужно очень много трудиться. Третье – самое главное в жизни спортсмена – это отказаться от курения».
Многократный чемпион страны по конькам И. Аниканов писал: «Считаю, что мои спортивные достижения в немалой степени связаны с полным воздержанием от курения. Мой горячий совет всем - отказаться от этой вредной привычки». Прислушайтесь к этому совету.
Педагог: Скажите, ребята, кому труднее всего отказать, если будет предложено закурить: взрослому, компании курящих сверстников или близкому другу? (ответы ребят, комментарии учителя)
Педагог приглашает ребят поучиться отработке очень важного психологического навыка: умению говорить «нет», твердо, но негрубо отказывать. Этот навык может пригодиться не только в случае, когда вас принуждают курить, но и в любой жизненной ситуации, если вам предлагают сделать то, чего вы не хотите (пойти в незнакомое место, съесть то, что вы не любите, и т. д. ). Учитель предлагает двум ученикам выйти к доске и разыграть сценку, в которой один предлагает другому закурить. Весь класс должен внимательно следить за диалогом. И потом высказать суждение о том, кто был убедительнее, кто победил в споре и похоже ли это на реальную ситуацию.
Примерный диалог можно предложить ребятам, если самим им трудно найти аргументы:
У меня есть сигареты. Давай закурим? | Мне нельзя |
Почему? | Меня родители увидят, они мне не разрешают курить. |
А мы отойдем за угол. | Я недавно болел, курить мне вредно. |
Ну, ты же не умрешь от одной сигареты. Я же курю, и ничего. | А я наши сигареты не курю. Слышал, что они противные. |
А у меня хорошие, иностранные, и запах приятный. | А я не умею прикуривать |
Я тебе помогу. | А запах останется, родители будут ругать |
У меня есть жевательная резинка, а руки просто вымоешь. Не трусь. Ты же мужчина! | Не хочу |
Педагог: А как бы вы ответили? Как поступили? Согласитесь, ни разу не был использован очень существенный аргумент: «Я не хочу». Ведь если ваш друг, которого вы боитесь обидеть отказом, не учитывает такой аргумент, значит, он рискует обидеть вас, ведь он не уважает ваших желаний. Причины, которые были названы, случайны и неубедительны. Когда человек обосновывает свой отказ таким образом, возникает впечатление, что он вот-вот согласится. Если вы действительно решили отказаться, выберите самый весомый с вашей точки зрения аргумент и настаивайте на нем. Таким аргументом может стать ваше знание о вреде алкоголя. Слово нашему Профессору Пилюлькину.
Профессор Пилюлькин: Ученые установили …
· Люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет. Длительно и много курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 - инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка и в 30 раз раком легких.
· Продолжительность жизни курильщиков на 70% короче некурящих.
· Табак попадает в кровь и безжалостно поражает почки и мочевой пузырь, половые железы и кровеносные сосуды, головной мозг и печень.
· Трудно даже перечислить вредные вещества, содержащиеся в табаке, их почти 1200!
· Курение в два раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если ее выкурить сразу, а для подростков достаточно полпачки. Были даже зарегистрированы случаи смерти подростков от подряд выкуренных двух-трех сигарет из-за резкого отравления жизненно важных центров, в результате которого наступала остановка сердца, прекращалось дыхание.
· Сердце у курящего делает в сутки на 15 тысяч сокращений больше, а питание организма кислородом и другими необходимыми веществами происходит хуже, так как под влиянием табака кровеносные сосуды сжимаются. Вот почему у курящих ребят слабеет память, вот почему среди них чаще встречаются плохо успевающие.
· При первом курении першит в горле, учащенно бьется сердце, во рту появляется противный вкус. Все эти неприятные ощущения, связанные с первой сигаретой, не случайны. Это защитная реакция организма, и надо ею воспользоваться - отказаться от следующей сигареты. Пока не наступил час, когда сделать это будет не так легко.
Подумай о том, что мы тебе рассказали. Если ты считаешь, что вред, наносимый курением твоему здоровью, маячит где-то в далеком будущем, а может быть, и вообще минует тебя, - ты ошибаешься.
Педагог: К счастью, многие даже длительное время курившие люди приходят к благоразумному выводу о необходимости бросить курить и своевременно делают это по собственному желанию. Начать курить легче, чем отказаться от курения. Тогда не лучше ли вовсе не начинать? Давайте беречь здоровье – свое и близких! И вместо сомнительного удовольствия от курения, получать настоящее удовольствие от занятий спортом и умных книг, веселого общения и интересных фильмов. Помните, что ваше здоровье – в ваших руках!
Профессор Пилюлькин и Профессор Факт предлагают создать рекламный буклет: «Курить – здоровью вредить! ». (Ребята рисуют рекламные плакаты, предлагают свои пословицы и поговорки. Педагог создает рекламный буклет, знакомит с ним родителей, использует в индивидуальной работе. )
С целью раскрытия подростками субъективных качеств в различных видах деятельности, развития у них рефлексивной позиции и навыков обратной связи, в рамках воспитательно-профилактического направления предлагается провести в ходе летней лагерной смены ряд упражнений:
Мозговой штурм «Причины употребления и отказа от ПАВ» (15 мин. ).
Ведущий делит ватман или доску на 2 части, просит подростков назвать причины употребления психоактивных веществ и записывает их слева. Затем он просит подумать и назвать причины, по которым человек может отказаться от пробы ПАВ, и записывает их справа.
Причины употребления | Причины отказа |
- Любопытство; - Желание получить новые ощущения, удовольствие; - Желание уйти от проблем, забыться; - Назло родителям; - Быть как все; - Расслабиться, снять эмоциональное напряжение. | - Желание быть здоровым, красивым; - Желание иметь здоровых детей; - Любовь к жизни и к себе; - Любовь к родителям, нежелание причинять им горе; - Наличие цели (учеба, работа); - Желание сохранить материальное благосостояние; - Занятия спортом и наркотики несовместимы; - Страх стать вором, убийцей – тюрьма; - Страх одиночества; - Любовь; - Страх заболеть СПИДом; - Религиозный запрет. |
После заполнения таблицы можно подумать вместе с ребятами, как причины из левой половины можно нейтрализовать, удовлетворить, не прибегая к помощи ПАВ.
- Помните! Только сам человек может сказать себе – «Нет! »
- Но, чтобы быть в безопасности не достаточно вовремя сказать «нет».
- Важно уметь решать свои проблемы, а не прятаться от них.
- Нужно уметь общаться и отстаивать свою точку зрения.
- Надо уметь ставить перед собой цели и достигать их.
- Необходимо знать, где могут оказать тебе помощь.
- А главное надо ценить свою жизнь, себя, потому, что ты этого достоин!