ГБОУ СО «ЦПМСС «ЭХО»
Конспект занятия
«Я и здоровье»
Тема
«Разговор о правильном питании»
Возраст детей 8 лет
Выполнила:
Смирнова Анна Олеговна,
Воспитатель 1 Г класса
2024 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………3
«Разговор о правильном питании»…………………………………………4
Заключение ………………………………………………………………….11
Литература…………………………………………………………………...12
Приложения
Введение
В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, растет количество детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья. В этой связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач.
Здоровьесбережение одно из приоритетных направлений образовательных стандартов. Выпускник начальной школы должен знать и выполнять правила здорового и безопасного образа жизни. На этапе начальной школы необходимо формировать первоначальные представления о значении физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, ребенок должен уметь систематически наблюдать за своим физическим состоянием и организовывать здоровьесберегающую деятельность. [3]
На занятиях по внеурочной деятельности «Я и здоровый образ жизни», составителем которой я являюсь, рассматривают вопросы по охране и сбережению здоровья.
Актуальность
Проблема правильного питания детей является одной из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Охрана здоровья школьников является одним из приоритетных направлений развития системы образования. В рамках модернизации системы образования, задачи формирования культуры здоровья, культуры питания, обучения навыкам здорового образа жизни гармонично сочетаются с задачами образования по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе. [1]
Именно в детстве происходят усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов. Существенно и то, что у детей и подростков естественной является учебная деятельность, поэтому вопросы формирования здорового образа жизни, культуры питания могут быть органично включены в учебно - воспитательный процесс. [2]
3
«Разговор о правильном питании»
(конспект занятия)
Тип занятия: открытие новых знаний.
Возраст обучающихся: 8 лет.
Цель занятия: актуализация и углубление знаний о важности правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Задачи:
воспитать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья,
сформировать привычку правильно питаться и соблюдать режим питания,
выработать навыки выбора правильных продуктов питания и составления ежедневного рациона,
познакомить детей с принципами здорового питания.
Практическая направленность:
содержание занятия отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей;
детям предоставляется только тот объем информации, которым они могут воспользоваться в реальной жизни и который имеет для них практическую значимость.
Обеспечение мотивации: Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Место занятия в плане воспитательной работы: на изучение правил сбалансированного питания отводится 4 академических часов в месяц. «Разговор о правильном питании» - текущее занятие.
Формы проведения занятий и виды деятельности
Изучение программного материала начинается на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе
4
практической деятельности.
просмотр сказок, мультфильмов, фильмов ;
проведение опытов;
выполнение физических упражнений;
беседа.
Организация воспитательных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать часом радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Методы: словесный, демонстрационный, обобщение и систематизация знаний, проведение опыта, рефлексия.
Дидактический материал для учащихся:
Дидактические карточки-задания для практической работы.
Оборудование и материалы: ноутбук, магнитофон, проектор; клей, жестяная банка, чипсы, сухарики, газированная вода, жевательная резинка.
Особенности организации образовательной деятельности
Занятие построено в соответствии со следующими принципами:
доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей;
актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;
деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
- основы рационального питания; знания о “полезных” и “вредных” продуктах,
5
значение режима питания;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность; - значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья.
Обучающиеся должны уметь:
- различать “полезные” и “вредные” продукты; - определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье;
- применять коммуникативные и презентационные навыки; - использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей жизни; - управлять своими эмоциями; - включать в свой рацион питания полезные продукты.
Планируемые результаты освоения учащимися материала занятия
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у школьников формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Регулятивные УУД:
6
учителя.
Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
Коммуникативные УУД:
Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Личностные УУД:
Определять и высказывать самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Формирование уважительного отношения к иному мнению.
Этапы занятия:
Организационный момент. (Мотивационно - целевая установка)
Вводная часть. (Проблемный вопрос и целеполагание)
Основная часть. (Операционно - деятельностный этап)
Заключительная часть. (Рефлексивно-оценочный этап)
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент (Мотивационно - целевая установка) | Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умерщвлю, скажет мёртвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». | Прослушивают притчу. |
2. Вводная часть. (Проблемный вопрос и целеполагание) | В начале занятия я предлагаю вам посетить «Картинный продуктовый магазин» и выбрать себе продукты питания. (Приложение 1) Для определения темы занятия я предлагаю вам отгадать загадки. (Приложение 2) А теперь давайте подумаем, на какие группы мы можем разделить продукты, которые мы отгадали. Так о чем же мы сегодня будем разговаривать? И важен ли этот разговор для нас? Почему? Сегодня мы выясним, зависит ли наше здоровье от того, что мы едим. Ребята, давайте вспомним, что помогает человеку быть здоровым? А как вы понимаете эти слова – «здоровое питание»? Почему очень важно для ребёнка, для человека правильно питаться? | Дети выбирают продукты по желанию, а затем объясняют свой выбор. Дети отгадывают загадки. Полезные и неполезные (вредные) Определяют тему и цель занятия. Рассуждения детей |
3. Основная часть (Операционно -деятельностный этап) Исследования Работа в группах Физкультминутка «Я - банан» Работа в группах | Разговор о витаминах, об их пользе. Беседа о фаст – фуде. Пользу или вред он приносит нашему организму? А как вы думаете, что происходит у нас в желудке, когда мы едим неправильные продукты питания? Давайте посмотрим. Как вы думаете, можно ли заменить вредные продукты на полезные? Я предлагаю вам выполнить задание в группах. Вам нужно заменить вредные продукты на полезные. (Приложение 4) Знакомство с пирамидой правильного питания. (Приложение 5) Групповая работа: составление пирамиды правильного питания. (Приложение 6) | Фронтальная работа Рассуждения детей. Проведение опытов (Приложение 3) Выводы Ответы детей. Дети выполняют задание и представляют свой результат. Дети проводят разминку. Фронтальная работа. Рассуждения детей. Дети выполняют задание и представляют свой результат. |
4. Заключительная часть (Рефлексивно-оценочный этап) | Что нового вы узнали? Поменялось ли ваше мировозрение? В конце занятия дети получают закладки – памятки. (Приложение 7) | Ответы детей. |
10
Заключение
Очевидно, что невозможно на одном занятии рассмотреть все многообразие продуктов, пищевых добавок, их влияние на организм. Хочется отметить, что в процессе проведения несложных опытов учащиеся осваивают новые понятия, проводят наблюдения, приобретают дополнительные знания по биологии и химии.
Таким образом, интерес в работе с продуктами питания на занятии является мотивацией к учебной деятельности.
Считаю, что данная методическая разработка будет интересна педагогам для организации учебной и исследовательской деятельности.
11
Дитература
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009
Здоровое питание в школе и дома: Учебно-методическое пособие. –Ярославль: МОУ Городской Центр психолого-медико-социального сопровождения, 2011
Шурупова А.А. Дополнительная общеразвивающая программа «Я и здоровый образ жизни», 2020
12
Приложение 1
« Картинный продуктовый магазин»
Приложение 2
Загадки
Круглый овощ в огороде
Он одет не по погоде
Из него наварим щей
С этим овощем сытней… (Капуста)
Все мы — сыновья картошки,
Но для нас не надо ложки.
Мы хрустим, хрустим, хрустим,
Угостить ребят хотим.
(Чипсы)
Сладок, нежен и воздушен.
Иногда он всем нам нужен.
Ни одно ведь торжество
Не проходит без него.
(Торт)
Я оранжева, сочна,
Я полезна и вкусна.
За ботву схватись ты ловко,
Чтобы вытащить … . (Морковка)
"Кто напиток этот знает, тот названье отгадает.
Я зову его шипучка и зову - вода-колючка, что это за вода?" (Газировка)
Из крупы ее сварили,
Посолили, подсластили.
Эй, ну где же ложка наша?!
Так вкусна на завтрак… (Каша)
Мы на хлеб его намажем
И добавим к разным кашам.
Кашу не испортят точно
Бело-желтые кусочки.
(Масло)
В нём есть яблоки и груши,
Виноград и абрикос.
Он на летнем солнце сушен,
Чтобы я зимой подрос.
Жаль, что пёс не ест такого,
И не пьёт его мой кот:
Чтоб я умным был, здоровым,
Мама варит мне … .
(Компот)
Приложение 3
Исследование «Что творится в желудке?»
Я предлагаю провести эксперимент и увидеть, что же происходит в нашем организме при употреблении некоторых продуктов. Берём банку (представьте, что это ваш желудок), складываем туда чипсы, сухарики, жевательную резинку и заливаем всё газированной водой.
Посмотрите, что происходит – всё зашипело, неприятный запах.
А вот в этой банке провели тот же самый эксперимент, только 3 часа назад. Посмотрите, что происходит в нашем желудке – запах, жвачка не растворилась, а на стенках образовался налёт.
Какие заболевания можно получит при употреблении такой пищи? (гастриты, язвы желудка, кариес)
Исследование «Определение количества масла в чипсах.»
Выбираем самый большой ломтик чипсов, кладем его на салфетку и осторожно сгибаем её пополам, раздавив испытуемый образец на сгибе бумаги. Удаляем кусочки чипсов с салфетки. На салфетке образовалось жирное пятно. Чем больше жира содержит продукт, тем больше размер пропускающего свет пятна.
Приложение 4
«Замена фаст - фуда»
Приложение 5
«Пирамида правильного питания»
Вся наша жизнь подчиняется определенным законам. Питание неотъемлемая часть нашей жизни, а значит вполне естественно, что существуют законы, регулирующие правильное питание. И тогда решится разом множество проблем: внешний вид, вес, здоровье. Пища должна быть разнообразной, и, конечно, нужно учитывать возраст, национальные традиции и место проживания. В целом эти рекомендации сводятся к пирамиде питания, рекомендованной Всемирной Организацией здравоохранения.
В основании пирамиды питания – хлеб, зерновые и макаронные изделия. Предпочтение отдается сортам хлеба из муки грубого помола. В них много растительного белка, витаминов и клетчатки, которая помогает выведению холестерина, «чистке» кишечника и обладает желчегонным действием. В дневном рационе и взрослого, и ребенка хотя бы один раз в день должна быть каша: геркулесовая, гречневая, пшенная или кукурузная. Макароны и вермишель лучше покупать из муки первого сорта, от них организму будет больше пользы.
Вторая ступень пирамиды – это фрукты и овощи. В среднем, взрослый человек за год должен съедать 180 кг овощей и фруктов, тогда весенние авитаминозы ему не страшны. Ягоды – настоящий кладезь витаминов. Малину можно использовать как природный аспирин, чернику, бруснику и клюкву – как антибиотики. Не меньше полезных веществ в облепихе, черноплодной и красной рябине. Овощные и фруктовые соки полезны всем, если их пить за 30 минут до еды или через 1,5-2 часа после еды.
В следующей ступени пирамиды – мясо, рыба, птица и молочные продукты. Регулярное употребление мяса напрягает обменные процессы в организме, что приводит к преждевременному старению. Рационально употреблять мясо 2-3 раза в неделю в количестве 100-150 граммов в день. Сардельки, сосиски, колбасы и другие мясные «деликатесы» включают в себя различные искусственные пищевые добавки, консерванты, наполнители и поэтому вряд ли приносят пользу. Другое дело – рыба. Она содержит белок, фтор, медь и цинк – эти вещества делают рыбу необходимой для профилактики сердечно – сосудистых заболеваний, артериальной гипертонии и атеросклероза. Повышается сопротивляемость организма инфекциям, улучшается сумеречное зрение, регулируется обмен фосфора и кальция. Полезны и морепродукты – кальмары, мидии, морская капуста. Молоко идеально для растущего организма. В зрелом возрасте, когда построение и рост органов завершен, предпочтительнее кисломолочные продукты – йогурты, кефир, творог, простокваша, которые призваны поддерживать и обеспечивать микрофлору кишечника, кислотно-щелочной баланс и влиять на жировой и углеводный обмены.
Н а вершине пирамиды здорового питания – соль, сахар и сладости. Излишнее потребление соли приводит к гипертонической болезни, ожирению. Любители сахара получают нарушение обмена веществ, диабет, ожирение, мигрень и кариес. Вместо сахара, тортов, конфет лучше употреблять в пищу джемы и фрукты.
Приложение 6
«Здоровое питание школьника»
Приложение 7
Закладки
Правильное питание – Правильное питание –
здоровые зубки! здоровые зубки!