Разговор – ребенку, а ремень – брюкам!
Непомнящих С.В., педагог-психолог
ГКУ РС(Я) «НСРЦН» «Тускул»
г. Нерюнгри
Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи, опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:
1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
2. Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
3. Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
4. Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Физическое насилие — это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.
К физическому насилию относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.
Физическое насилие над ребенком могут совершать родители, лица, их заменяющие, или другие взрослые. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания — от подзатыльников и шлепков до порки ремнем.
Необходимо сознавать, что физическое насилие — это действительно физическое нападение (истязание, оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.
Как распознать, что ребенок подвергается физическому насилию?
Характер повреждений:
- синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
- ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду, а также на ягодицах;
- повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;
- выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
- участки облысения, кровоподтеки на голове;
- повреждения внутренних органов;
- «синдром сотрясения» у грудных детей.
Сексуальное насилие или совращение — использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус, оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами).
К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порно бизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.
Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
К психическому насилию относятся:
угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;
оскорбление и унижение его достоинства;
открытое неприятие и постоянная критика;
лишение ребенка необходимой стимуляции и эмпатии, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;
предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).
Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) — это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.
Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка?
отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
отсутствие заботы и присмотра за ребенком;
отсутствие внимания и любви к ребенку.
Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?
1. Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.
2. Постарайтесь поговорить с ребенком, внимательно его выслушать.
3. Обратитесь в органы опеки и попечительства, в полицию, если ребенок является постоянным свидетелем внутрисемейного насилия.
4. Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.
Как же воспитывать ребенка? Например «по-тибетски». Как это воспитание детей «по-тибетски»? Всё предельно просто – это значит никакого рукоприкладства и унижения.
Тибетское воспитание делится на 4 этапа по возрастам ребенка:
Первый – это до 5 лет, когда в этот период ребенок требует к себе обращения, как к царю.
Здесь не уместны запреты, тут необходима политика абстрагирования, то есть отвлечение внимания, если ребенок делает, что-то опасное или запрещённое. Можно сделать, допустим, испуганное лицо или испуганный возглас. Этот период у малышей, когда в их понимание закладывается самое главное – интерес к жизни, любознательность, они очень активны, не стоит этому препятствовать. Его нужно учить не подчинятся тому, кто сильней, а учить – не делать что-то плохое или то, что приносит ущерб. К примеру он порисовал обои, которые вы поклеили только при новом ремонте, если его за это набить он не поймет, что и как, а если ему объяснить, что не стоит этого делать он всё поймет, ведь тут его «Я» не подавляется силой.
Второй – это 5 – 10 лет, после царствования ребенка он должен стать вашим «рабом». Он должен выполнять поставленные задачи перед ним и требовать от него необходимого вам. Тут присуще наказание, но тоже не физическое. Процесс развития интеллекта в это время на вершине его развития, не стоит его запугивать. Ребенок должен научиться анализировать и оценивать происходящие ситуации и понимать, что хорошо, а что нет.
Третий этап – это 10 – 15 лет, когда ребенок заслуживает обращения к себе, как с равным, не смотря на то, что вы, все равно опытней его и знающей. Необходимо поощрять его за решительность и советоваться с ним. Не стоит поучать открыто, стоит подсказывать, советовать, как бы в процессе дружеской беседы. Прямо запрещать, тоже не стоит, вспомните хотя бы – запретный плод всегда сладок. Необходимо просто акцентировать внимание на негативных последствиях того или иного деяния. Это время независимого мышления.
Четвертый – это после 15 лет, когда воспитывать уже поздно, поэтому остается только уважать и пожинать результаты своих трудов.
Если не соблюдать эти правила, тогда в первый этап жизни вы ребенку уже привьёте модель жизни «жертва – тиран» и он может стать легкой жертвой для негодяев, слабым, как физически, так и духовно. От чрезмерного «лелеянья» после 5 лет, он может стать инфантильным, неприспособленным. При сильной опеке после 10 он станет неуверенным и более самостоятельные друзья во дворе не всегда могут оказывать нужное влияние. Не уважая его далее по жизни – он просто уйдет от вас при первой предоставленной возможности навсегда, так как неуважение он вам просто не простит.