9/ № дата:
Тема: « Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».
Цели: формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;
Задачи: развитие навыков анализа текста; закрепление знаний о постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении и умений их применять; закрепление навыка определения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения.
Ход урока
1.Организация начала занятий.
2. Сообщение темы и цели урока.
Знание только тогда знание, когда оно приобретено
усилиями своей мысли, а не памятью Л.Н.Толстой.
-Верность этих слов великого классика мы и проверим сегодняшним уроком.
3.Закрепление знаний и способов действий.
3.1. Пунктуационный анализ предложений
- На месте пропуска поставьте нужный знак препинания и обоснуйте свой выбор.
Я знаю _ в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
Не спится, няня _ здесь так душно.
Служить бы рад _ прислуживаться тошно.
Страшная мысль мелькнула в уме моём _ я вообразил её в руках разбойников.
Лук царевич опустил, смотрит _ коршун в море тонет и не птичьим криком стонет.
Не снег кружится в чистом поле _ пух одуванчиков летит.
Мы полагали _ вблизи казачьей станицы опасаться нечего.
Неприятельское судно шло втрое скорее _ уйти было невозможно.
Настанет утро _ двинемся в путь.
Юноша ликовал _ он вышел невредимым из-под вражеского обстрела.
3.2. Перестроение сложных союзных предложений в сложные бессоюзные.
-Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные сложные предложения. Обоснуйте постановку знаков препинания.
1) Пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело.
2) Слова Печорина врезались в память, потому что в первый раз я слышал такие вещи от
двадцатипятилетнего человека.
3) Их любовь только раздражала моё воображение и самолюбие, а сердце оставалось пусто.
3.3. Составление бессоюзных сложных предложений.
-Из простых предложений составьте три бессоюзных сложных предложения, используя различные средства связи:
1) Ночью ударил первый морозец с ветерком.
2) После тёплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким.
3) Всё вокруг побелело.
4. Исследовательская работа.
Лингвистическая задача: попробуйте представить себя в роли учёного-лингвиста. Перед вами проблемная задача – решите её. В полном собрании сочинений А.С.Пушкина (1964 г.) в 5 главе романа «Евгений Онегин» знаки препинания расставлены так:
Он знак подаст – и все хохочут;
Он пьёт – все пьют и все кричат;
Он засмеётся – все хохочут;
Нахмурит брови – все молчат.
В трёхтомнике 1989 г. вместо тире стоят двоеточия.
Докажите, что знаки одного из вариантов легко можно оспорить, зная особенности бессоюзного сложного предложения. Какой ответ верен?
-Мы пришли к выводу, что, хотя один из знаков спорен, мы имеем право поставить любой из них. Речь идёт о таком понятии, как вариативность знаков препинания.
5. Обобщение и систематизация знаний.
5. 1.Комплексный анализ текста.
-Вставьте в тексте пропущенные буквы и знаки препинания. Дайте орфографический и пунктуационный комментарий.
« Пол_жи своё сердце у чтения ».
1) Книга и чтение были предметом просл_вления во все времена и у всех народов. 2) Почти шесть тысяч лет назад в одном египетском папирусе было написа_о: 3) Пол_жи сердце своё у чтения. 4) Какие уд_вительно задушевные слова!
5) Книга и чтение это в_ликие учителя и во_питатели человеческих душ. 6) Вдумаемся в слова А.И.Герцена: 7) Вся жизнь человечества последовательно ос_дала в книге. 8) Племена люди г_сударства и_чезали книга ост_валась. 9) Она р_сла вместе с человечеством заставляя понимать в ней соед_нились все учения потр_савшие умы и все страсти потр_савшие сердца.
- «Положи своё сердце у чтения»…Как вы понимаете эти слова?
5.2 Подготовка к ОГЭ
-Подберите синоним к слову страсти. (ОГЭ)
-Найдите в 8 предложении контекстные антонимы.
-Обозначьте грамматическую основу 5 предложения. Объясните постановку тире. (ОГЭ)
-Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения. Обоснуйте постановку знаков препинания в нём.
-Назовите средство связи 9 предложения с предыдущим.
-Каков тип текста? Обоснуйте свой ответ.
-Какова стилистическая принадлежность текста?
-Сколько микротем в этом тексте? (ОГЭ)
-Найдите и прочитайте тезис каждой микротемы.
-Какими аргументами автор подтверждает вторую микротему? (ОГЭ)
-Почему в публицистических и художественных текстах часто используются бессоюзные сложные предложения?
6. Домашнее задание: используя бессоюзные сложные предложения, напишите сочинение-рассуждение, доказывая или опровергая следующий тезис:
Моё детство так же уникально и великолепно, как детство всех детей в мире…
7.Подведение итогов урока.
-. Перед вами таблица самооценки, оцените себя, оцените свою готовность к экзамену. «Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов. Сложите полученные баллы – это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективны. Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.
| Оценка |
1.Знание теоретического материала | |
2.Умение определять смысловые отношения в БСП | |
3.Умение конструировать БСП | |
4.Умение находить БСП в тексте | |
5.Умение решать нестандартные лингвистические задазадачи | |
| | |
Рефлексия.
- Какими словами описали бы вы своё состояние после урока:
-Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.