СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка по теме: "Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении".

Урок-практикум, на котором  формируются навыки постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении. На этапе обобщения и систематизации изученного организована работа по анализу текста и подготовка к ГИА. Одним из этапов урока является мини-исследование по проблеме вариативности знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.»

9/ № дата:

Тема: « Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

Цели: формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;

Задачи: развитие навыков анализа текста; закрепление знаний о постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении и умений их применять; закрепление навыка определения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения.

Ход урока

1.Организация начала занятий.

2. Сообщение темы и цели урока.

Знание только тогда знание, когда оно приобретено

усилиями своей мысли, а не памятью Л.Н.Толстой.

-Верность этих слов великого классика мы и проверим сегодняшним уроком.

3.Закрепление знаний и способов действий.

3.1. Пунктуационный анализ предложений

- На месте пропуска поставьте нужный знак препинания и обоснуйте свой выбор.

Я знаю _ в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

Не спится, няня _ здесь так душно.

Служить бы рад _ прислуживаться тошно.

Страшная мысль мелькнула в уме моём _ я вообразил её в руках разбойников.

Лук царевич опустил, смотрит _ коршун в море тонет и не птичьим криком стонет.

Не снег кружится в чистом поле _ пух одуванчиков летит.

Мы полагали _ вблизи казачьей станицы опасаться нечего.

Неприятельское судно шло втрое скорее _ уйти было невозможно.

Настанет утро _ двинемся в путь.

Юноша ликовал _ он вышел невредимым из-под вражеского обстрела.

3.2. Перестроение сложных союзных предложений в сложные бессоюзные.

-Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные сложные предложения. Обоснуйте постановку знаков препинания.

1) Пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело.

2) Слова Печорина врезались в память, потому что в первый раз я слышал такие вещи от

двадцатипятилетнего человека.

3) Их любовь только раздражала моё воображение и самолюбие, а сердце оставалось пусто.

3.3. Составление бессоюзных сложных предложений.

-Из простых предложений составьте три бессоюзных сложных предложения, используя различные средства связи:

1) Ночью ударил первый морозец с ветерком.

2) После тёплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким.

3) Всё вокруг побелело.

4. Исследовательская работа.

Лингвистическая задача: попробуйте представить себя в роли учёного-лингвиста. Перед вами проблемная задача – решите её. В полном собрании сочинений А.С.Пушкина (1964 г.) в 5 главе романа «Евгений Онегин» знаки препинания расставлены так:

Он знак подаст – и все хохочут;

Он пьёт – все пьют и все кричат;

Он засмеётся – все хохочут;

Нахмурит брови – все молчат.

В трёхтомнике 1989 г. вместо тире стоят двоеточия.

Докажите, что знаки одного из вариантов легко можно оспорить, зная особенности бессоюзного сложного предложения. Какой ответ верен?

-Мы пришли к выводу, что, хотя один из знаков спорен, мы имеем право поставить любой из них. Речь идёт о таком понятии, как вариативность знаков препинания.

5. Обобщение и систематизация знаний.

5. 1.Комплексный анализ текста.

-Вставьте в тексте пропущенные буквы и знаки препинания. Дайте орфографический и пунктуационный комментарий.

« Пол_жи своё сердце у чтения ».

1) Книга и чтение были предметом просл_вления во все времена и у всех народов. 2) Почти шесть тысяч лет назад в одном египетском папирусе было написа_о: 3) Пол_жи сердце своё у чтения. 4) Какие уд_вительно задушевные слова!

5) Книга и чтение это в_ликие учителя и во_питатели человеческих душ. 6) Вдумаемся в слова А.И.Герцена: 7) Вся жизнь человечества последовательно ос_дала в книге. 8) Племена люди г_сударства и_чезали книга ост_валась. 9) Она р_сла вместе с человечеством заставляя понимать в ней соед_нились все учения потр_савшие умы и все страсти потр_савшие сердца.

- «Положи своё сердце у чтения»…Как вы понимаете эти слова?

5.2 Подготовка к ОГЭ

-Подберите синоним к слову страсти. (ОГЭ)

-Найдите в 8 предложении контекстные антонимы.

-Обозначьте грамматическую основу 5 предложения. Объясните постановку тире. (ОГЭ)

-Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения. Обоснуйте постановку знаков препинания в нём.

-Назовите средство связи 9 предложения с предыдущим.

-Каков тип текста? Обоснуйте свой ответ.

-Какова стилистическая принадлежность текста?

-Сколько микротем в этом тексте? (ОГЭ)

-Найдите и прочитайте тезис каждой микротемы.

-Какими аргументами автор подтверждает вторую микротему? (ОГЭ)

-Почему в публицистических и художественных текстах часто используются бессоюзные сложные предложения?

6. Домашнее задание: используя бессоюзные сложные предложения, напишите сочинение-рассуждение, доказывая или опровергая следующий тезис:

Моё детство так же уникально и великолепно, как детство всех детей в мире…

7.Подведение итогов урока.

-. Перед вами таблица самооценки, оцените себя, оцените свою готовность к экзамену. «Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов. Сложите полученные баллы – это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективны. Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.




Оценка


1.Знание теоретического материала



2.Умение определять смысловые отношения

в БСП


3.Умение конструировать БСП



4.Умение находить БСП в тексте



5.Умение решать нестандартные лингвистические задазадачи





Рефлексия.

- Какими словами описали бы вы своё состояние после урока:

-Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!