СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздел 2. Основы кKоррекционной педагогики Тема 2.3. Интегрированное обучение и воспитание. Инклюзивное образование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированное обучение и воспитание, инклюзивное образование. Организация образовательного процесса для обучающихся с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания, инклюзивного образования.

Просмотр содержимого документа
«Раздел 2. Основы кKоррекционной педагогики Тема 2.3. Интегрированное обучение и воспитание. Инклюзивное образование»



Раздел 2. Основы коррекционной педагогики


Тема 2.3. Интегрированное обучение и воспитание. Инклюзивное образование

В 20-м веке было завершено формирование системы сегрегационных образовательных учреждений. В СССР к середине 80-х годов насчитывалось восемь типов школ для детей с отклонениями в развитии, мировая практика знает и более дифференцированную систему, насчитывающую до 12-13 типов. Однако мировая практика активно двигалась к развитию интеграции (объединение частей в целое) — это двусторонний процесс, который предусматривает совместные усилия как со стороны ребенка, так и со стороны среды, в которую он входит. Интеграция основывается на концепции «нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должен быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.

Это означает:

- ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех потребности, главная — потребность в любви; вести образ жизни, максимально приближающийся к нормальному;

- лучшим местом для ребенка является его родной дом, своя семья;

- необучаемых детей нет! (Т.Л. Лещинская) учиться могут все дети, а значит всем им должна предоставляться возможность получить образование.

В нашей стране принцип интегрированного подхода — предоставление детям с проблемами в развитии возможности обучения в массовой школе вместе с обычными детьми начал реализовываться с 1995/96 учебного года, сегодня практически все дети с ОПФР, нуждающиеся интегрированным обучении и воспитании, получают ее. При этом им создаются дополнительные условия специальной помощи и поддержки, облегчающие обучение.

В мире существует четыре варианта интеграции в обучении:

1. Комбинированная интеграция — дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, находятся в массовых группах или классах, получая постоянную коррекционную помощь у учителя-дефектолога в ПКПП.

2. Частичная интеграция — дети с проблемами развития получают образовательные услуги на специально организованных для них занятиях с учителем-дефектологом, уходя на это время из группы (класса). Дети еще не способны на равных со здоровыми сверстниками овладевать образованием, но в остальное время вливаются в массовые группы (классы) - режимные моменты, воспитательные и развлекательные мероприятия, отдых, прогулки, занятия, связанные с трудовой и творческой деятельностью, физическим и музыкальным развитием. Это интегрированное обучение и воспитание.

3. Временная — все воспитанники специальных групп, вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития, объединяются со здоровыми детьми не реже 1-2 раза в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера (праздники, развлечения, физкультурные мероприятия).

4. Название «полная интеграция» говорит само за себя (это уже инклюзия).


Принятие интеграции каждым человеком — это длительный процесс воспитания всего общества. Последние годы на смену понятию «интеграция» (объединение частей в целое) приходит понятие «инклюзия» (включение). Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение сегрегации и дискриминации в образовании.


Развитие инклюзивного образования лиц с ОПФР в РБ не исключает право выбора их законными представителями иной организации образовательного процесса и возможности получения образования в системе специального образования, т. е. в учреждениях дошкольного и общего среднего образования при осуществлении в них интегрированного обучения и воспитания, а так же сегрегационной формы получения образования в учреждениях специального образования

Школу окончили, что дальше? Какие перспективы дальнейшего обучения и трудоустройства?


-если школу окончил по программе вспомогательной школы (интеллектуальная недостаточность легкой степени), то дальнейшее обучение — это специальные или интегрированные группы в учреждениях профессионально-технического образования и выбор профессии определяют учащиеся совместно с законными представителями исходя из заключения МРЭК, получаемого каждым выпускником индивидуально; они могут получить рабочую профессию и успешно трудиться;

- если выпускник был с нетяжелым нарушением и за время обучения в школе адаптировался к своему нарушению, то дальше самостоятельно выбирает себе жизненный путь без ограничений, но с учетом медицинского заключения;

- выпускники с нарушениями опорно-двигательного аппарата выбирают профессию, исходя из своих физических возможностей;

- для ребят незрячих и не слышащих пока мало вариантов продолжения образования и трудоустройство тоже ограничено, но жизнь не стоит на месте (видеоролики о трудоустройстве в РБ);

- выпускники ЦКРОиР пока не получают трудовой подготовки и направляются в ТЦСОН (территориальный центр социального обслуживания населения) для дальнейшей социальной поддержки семьи и частичной занятости молодого инвалида до 31 года.


Как ребенок получает статус «лицо с ОПФР»?

Государственные ЦКРОиР проводят ПМПК с целью обследования лиц с ОПФР, по результатам которого составляют заключение, содержащее рекомендации о виде образовательной программы, учреждения образования, особенностях организации образовательного процесса, возможностях получения образования в классе (группе) инклюзивного образования, создании специальных условий для получения инклюзивного образования в случае установления ПМПК невозможности усвоения лицом с ОПФР образовательных программ основного образования, ему выдается рекомендация об освоении образовательной программы специального образования. Специалисты ПМПК ЦКРОиР доводят до сведения законных представителей все преимущества и риски, связанные с выбором образовательной программы и учреждения образования.

Сравнительная таблица Интегрированного обучения и воспитания и Инклюзивного образования на ступени начальной школы


Сравниваемые позиции

Интегрированное обучение и воспитание

Инклюзивное образование

Количество детей

1-6 с ОПФР+19-14=20

1-6 с ОПФР+19-14=20

Учебники

Специальные

Одинаковые

Расписание

Отдельное

Одинаковое

Основные учебные предметы

1-6 учащихся с учителем-дефектологом; остальные — с учителем

Все дети с учителем,

при необходимости+ тьютер

Остальные учебные предметы

Все вместе

Все вместе

Внеклассная и внешкольная работа

Все вместе

Все вместе

Школа

По месту жительства

По месту жительства

Класс

Своего или близкого возраста

Своего или близкого возраста

Цели обучения

Определены программой специального образования

Индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели;

Литература
1. Лауткина, С.В. Основы коррекционной педагогики: курс лекций. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М.Машерова. 2008. – с.30-40

2. Хитрюк, В.В. Основы инклюзивного образования: практикум / В.В. Хитрюк. Мозырь, 2014.



Задания и вопросы:

  1. Раскройте понятие сегрегационные образовательные учреждения

  2. Поясните, что обозначает концепция «нормализации»

  3. Раскройте суть четырех вариантов интеграции в обучении:

Л.М. Шипицына выделяет несколько моделей интегрированного образования детей:

  • Обучение в условиях массовой школы (обычный класс) + ПКПП;

  • Обучение в условиях специального класса (специальной группы) при массовой школе (массовом ДУ);

  • Обучение по разным образовательным программам в рамках одного класса (одной группы ДУ) - (интегрированный класс, группа);

  • Обучение в специальной образовательной школе (школе-интернате) - сегрегация.



  1. Сравните особенности Интегрированного обучения и воспитания и Инклюзивного образования, используя таблицу

  2. * Сформулируйте преимущества и недостатки для детей с ОПФР Интегрированного обучения и воспитания и Инклюзивного образования, отдельно, для их родителей



**звёздочка, это задания для желающих, задания и вопросы повышенной сложности




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!