Раздел 2. Основы коррекционной педагогики
Тема 2.3. Интегрированное обучение и воспитание. Инклюзивное образование
В 20-м веке было завершено формирование системы сегрегационных образовательных учреждений. В СССР к середине 80-х годов насчитывалось восемь типов школ для детей с отклонениями в развитии, мировая практика знает и более дифференцированную систему, насчитывающую до 12-13 типов. Однако мировая практика активно двигалась к развитию интеграции (объединение частей в целое) — это двусторонний процесс, который предусматривает совместные усилия как со стороны ребенка, так и со стороны среды, в которую он входит. Интеграция основывается на концепции «нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должен быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.
Это означает:
- ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех потребности, главная — потребность в любви; вести образ жизни, максимально приближающийся к нормальному;
- лучшим местом для ребенка является его родной дом, своя семья;
- необучаемых детей нет! (Т.Л. Лещинская) учиться могут все дети, а значит всем им должна предоставляться возможность получить образование.
В нашей стране принцип интегрированного подхода — предоставление детям с проблемами в развитии возможности обучения в массовой школе вместе с обычными детьми начал реализовываться с 1995/96 учебного года, сегодня практически все дети с ОПФР, нуждающиеся интегрированным обучении и воспитании, получают ее. При этом им создаются дополнительные условия специальной помощи и поддержки, облегчающие обучение.
В мире существует четыре варианта интеграции в обучении:
1. Комбинированная интеграция — дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, находятся в массовых группах или классах, получая постоянную коррекционную помощь у учителя-дефектолога в ПКПП.
2. Частичная интеграция — дети с проблемами развития получают образовательные услуги на специально организованных для них занятиях с учителем-дефектологом, уходя на это время из группы (класса). Дети еще не способны на равных со здоровыми сверстниками овладевать образованием, но в остальное время вливаются в массовые группы (классы) - режимные моменты, воспитательные и развлекательные мероприятия, отдых, прогулки, занятия, связанные с трудовой и творческой деятельностью, физическим и музыкальным развитием. Это интегрированное обучение и воспитание.
3. Временная — все воспитанники специальных групп, вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития, объединяются со здоровыми детьми не реже 1-2 раза в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера (праздники, развлечения, физкультурные мероприятия).
4. Название «полная интеграция» говорит само за себя (это уже инклюзия).
Принятие интеграции каждым человеком — это длительный процесс воспитания всего общества. Последние годы на смену понятию «интеграция» (объединение частей в целое) приходит понятие «инклюзия» (включение). Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение сегрегации и дискриминации в образовании.
Развитие инклюзивного образования лиц с ОПФР в РБ не исключает право выбора их законными представителями иной организации образовательного процесса и возможности получения образования в системе специального образования, т. е. в учреждениях дошкольного и общего среднего образования при осуществлении в них интегрированного обучения и воспитания, а так же сегрегационной формы получения образования в учреждениях специального образования
Школу окончили, что дальше? Какие перспективы дальнейшего обучения и трудоустройства?
-если школу окончил по программе вспомогательной школы (интеллектуальная недостаточность легкой степени), то дальнейшее обучение — это специальные или интегрированные группы в учреждениях профессионально-технического образования и выбор профессии определяют учащиеся совместно с законными представителями исходя из заключения МРЭК, получаемого каждым выпускником индивидуально; они могут получить рабочую профессию и успешно трудиться;
- если выпускник был с нетяжелым нарушением и за время обучения в школе адаптировался к своему нарушению, то дальше самостоятельно выбирает себе жизненный путь без ограничений, но с учетом медицинского заключения;
- выпускники с нарушениями опорно-двигательного аппарата выбирают профессию, исходя из своих физических возможностей;
- для ребят незрячих и не слышащих пока мало вариантов продолжения образования и трудоустройство тоже ограничено, но жизнь не стоит на месте (видеоролики о трудоустройстве в РБ);
- выпускники ЦКРОиР пока не получают трудовой подготовки и направляются в ТЦСОН (территориальный центр социального обслуживания населения) для дальнейшей социальной поддержки семьи и частичной занятости молодого инвалида до 31 года.
Как ребенок получает статус «лицо с ОПФР»?
Государственные ЦКРОиР проводят ПМПК с целью обследования лиц с ОПФР, по результатам которого составляют заключение, содержащее рекомендации о виде образовательной программы, учреждения образования, особенностях организации образовательного процесса, возможностях получения образования в классе (группе) инклюзивного образования, создании специальных условий для получения инклюзивного образования в случае установления ПМПК невозможности усвоения лицом с ОПФР образовательных программ основного образования, ему выдается рекомендация об освоении образовательной программы специального образования. Специалисты ПМПК ЦКРОиР доводят до сведения законных представителей все преимущества и риски, связанные с выбором образовательной программы и учреждения образования.
Сравнительная таблица Интегрированного обучения и воспитания и Инклюзивного образования на ступени начальной школы
Сравниваемые позиции | Интегрированное обучение и воспитание | Инклюзивное образование |
Количество детей | 1-6 с ОПФР+19-14=20 | 1-6 с ОПФР+19-14=20 |
Учебники | Специальные | Одинаковые |
Расписание | Отдельное | Одинаковое |
Основные учебные предметы | 1-6 учащихся с учителем-дефектологом; остальные — с учителем | Все дети с учителем, при необходимости+ тьютер |
Остальные учебные предметы | Все вместе | Все вместе |
Внеклассная и внешкольная работа | Все вместе | Все вместе |
Школа | По месту жительства | По месту жительства |
Класс | Своего или близкого возраста | Своего или близкого возраста |
Цели обучения | Определены программой специального образования | Индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели; |
Литература
1. Лауткина, С.В. Основы коррекционной педагогики: курс лекций. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М.Машерова. 2008. – с.30-40
2. Хитрюк, В.В. Основы инклюзивного образования: практикум / В.В. Хитрюк. Мозырь, 2014.
Задания и вопросы:
Раскройте понятие сегрегационные образовательные учреждения
Поясните, что обозначает концепция «нормализации»
Раскройте суть четырех вариантов интеграции в обучении:
Л.М. Шипицына выделяет несколько моделей интегрированного образования детей:
Обучение в условиях массовой школы (обычный класс) + ПКПП;
Обучение в условиях специального класса (специальной группы) при массовой школе (массовом ДУ);
Обучение по разным образовательным программам в рамках одного класса (одной группы ДУ) - (интегрированный класс, группа);
Обучение в специальной образовательной школе (школе-интернате) - сегрегация.
Сравните особенности Интегрированного обучения и воспитания и Инклюзивного образования, используя таблицу
* Сформулируйте преимущества и недостатки для детей с ОПФР Интегрированного обучения и воспитания и Инклюзивного образования, отдельно, для их родителей
**звёздочка, это задания для желающих, задания и вопросы повышенной сложности