СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздаточный материал к уроку русского языка по теме "Способы словообразования. Словообразовательный анализ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздаточный материал для работы на уроке

Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал к уроку русского языка по теме "Способы словообразования. Словообразовательный анализ"»

Способы словообразования. Словообразовательный анализ

Вопросы как и от чего образовано то или иное слово, при помощи каких морфем, решает раздел языкознания, который называется словообразованием.

Способы образования слов

I. Морфологический способ — появление новых слов путём сочетания морфем на базе имеющихся в языке основ и словообразовательных аффиксов (аффикс — морфема, которая присоединяется к корню и служит для образования слов). В нём различаются следующие способы:

1. Аффиксальный:

а) при помощи приставок (приставочный способ), например, приходить, неудачный, предыстория;

б) при помощи суффиксов (суффиксальный способ), например, смелость, серебряный, алеть;

в) при помощи приставок и суффиксов одновременно (приставочно – суффиксальный способ), например: безвкусица, подземный, выпрямить, докрасна;

г) без суффиксов (бессуфиксный способ): вылет, глубь. С помощью бессуфиксного способа образуются от глаголов имена существительные, обычно обозначающие результат действия, например: взрывать – взрыв, рассветать – рассвет, вздохнуть, вздох, насыпать – насыпь. Бессуфиксным способом существительные образуются и от некоторых прилагательных (тихий – тишь, синий – синь).

2. Сложение:

а) целых слов: времяисчисление, меч – рыба, плащ – палатка;

б) основ слов с помощью соединительных гласных: лесостепь, белоснежный, птицеферма, древнерусский;

в) части основы с целым словом или частей основы: стенгазета, спецкор, АТС (автоматическая телефонная станция), вуз.

II. Неморфологический способ. В нем различаются следующие способы:

1. при помощи слияния слов, входящих в одно словосочетание или предложение: нижеподписавшийся (ср. подписавшийся ниже), малопригодный (ср. мало пригодный для работы).

2. переход из одной части речи в другую (столовые приборы – вход в столовую).

Словообразовательный анализ слова

Вспомните порядок словообразовательного анализа слова:

  1. определяем, к какой части речи относится слово;

  2. определяем его основу и лексическое значение;

  3. находим производящую основу, указываем морфему, которая послужила образованию производной основы;

  4. указываем способ словообразования;

5) записываем словообразовательную цепочку, доведя её до вершины словообразовательного гнезда.


Вопросы:

1. Какие вопросы решает словообразование как раздел языкознания?

2. На какие две группы делятся все способы образования слов?

3. В каком порядке выполняется словообразовательный анализ слова?



  1. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обломилась земля и я оказался на краю бездонной пропасти.

  1. Из данного предложения выпишите слова, образованные бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). Послышались оскорбительные выкрики, угрозы.

  2. Каким способом образованы данные слова? Неприятный. Велосипедистка. Землетрясение. Первый.

  3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом? А) приехать, Б) читатель, В) неизбежный, Г) виднеться.

  4. Какое слово образовано суффиксальным способом? А) прочитать, Б) преодолеть, В) походка, Г) разрушение

  5. Какое слово образовано приставочным способом? А) купленный, Б) где-нибудь, В) доверху, Г) размешать.

  6. Какое слово образовано бессуффиксным способом? А) синеть, Б) наладчик, В) лесоруб, Г) переход.




  1. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обломилась земля и я оказался на краю бездонной пропасти.

  1. Из данного предложения выпишите слова, образованные бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). Послышались оскорбительные выкрики, угрозы.

  2. Каким способом образованы данные слова? Неприятный. Велосипедистка. Землетрясение. Первый.

  3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом? А) приехать, Б) читатель, В) неизбежный, Г) виднеться.

  4. Какое слово образовано суффиксальным способом? А) прочитать, Б) преодолеть, В) походка, Г) разрушение

  5. Какое слово образовано приставочным способом? А) купленный, Б) где-нибудь, В) доверху, Г) размешать.

  6. Какое слово образовано бессуффиксным способом? А) синеть, Б) наладчик, В) лесоруб, Г) переход.




  1. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обломилась земля и я оказался на краю бездонной пропасти.

  1. Из данного предложения выпишите слова, образованные бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). Послышались оскорбительные выкрики, угрозы.

  2. Каким способом образованы данные слова? Неприятный. Велосипедистка. Землетрясение. Первый.

  3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом? А) приехать, Б) читатель, В) неизбежный, Г) виднеться.

  4. Какое слово образовано суффиксальным способом? А) прочитать, Б) преодолеть, В) походка, Г) разрушение

  5. Какое слово образовано приставочным способом? А) купленный, Б) где-нибудь, В) доверху, Г) размешать.

  6. Какое слово образовано бессуффиксным способом? А) синеть, Б) наладчик, В) лесоруб, Г) переход.




  1. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обломилась земля и я оказался на краю бездонной пропасти.

  1. Из данного предложения выпишите слова, образованные бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). Послышались оскорбительные выкрики, угрозы.

  2. Каким способом образованы данные слова? Неприятный. Велосипедистка. Землетрясение. Первый.

  3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом? А) приехать, Б) читатель, В) неизбежный, Г) виднеться.

  4. Какое слово образовано суффиксальным способом? А) прочитать, Б) преодолеть, В) походка, Г) разрушение

  5. Какое слово образовано приставочным способом? А) купленный, Б) где-нибудь, В) доверху, Г) размешать.

  6. Какое слово образовано бессуффиксным способом? А) синеть, Б) наладчик, В) лесоруб, Г) переход.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!