СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разботка урока + презентация урока русского языка, 2 класс, "Понятие о глаголе как части речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка с презентацией, 2 класс, УМК "ШКОЛА РОССИИ", по теме Понятие о глаголе как части речи"

Просмотр содержимого документа
«ГЛАГОЛ-2 кл.»

Урок русского языка 2 класс

Провела: Соловьева Е.А. –учитель начальных классов МБОУ «СОШ №15»

Тема: Понятие о глаголе как части речи


Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации по теме «Глагол», применяя её в знакомой и новой учебной ситуации.

Задачи:

  1. Образовательные: Создать условия для:

    • осознания и осмысления детьми задач, приводящих к формированию понятия «глагол»;

    • углубления представлений учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих действия предметов;

    • распознавания учащимися новой части речи;

    • закрепления умения правильно ставить вопросы к словам.

2. Развивающие: Создать условия для:

1) расширения зоны ближайшего развития учащихся;

2) развития:

  • мыслительных операций классификации, анализа, сравнения, обобщения; познавательных способностей учащихся;

  • навыков грамотного письма;

  • коммуникативных и рефлексивных навыков.

3. Воспитательные: Создать условия для воспитания:

  • интереса к предмету;

  • учебной активности;

  • культуры труда на уроке;

4. Здоровьесберегающая: Создать условия для сохранения и сбережения здоровья учащихся через:

  • эмоциональный настрой на урок;

  • оздоровительные упражнения для снятия утомляемости;

  • гимнастику для глаз;

  • наблюдение за правильной посадкой учащихся.

Методы ведения урока:

  • частично-поисковый;

  • объяснительно-иллюстративный;

  • репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная;

  • парная;

  • групповая

  • индивидуальная.

Приёмы активизации познавательной деятельности:

  • самоцелеполагание;

  • самоконтроль;

  • самооценка и взаимооценка;

  • самокоррекция.

Средства обучения: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» учебник для 2 класса, тетради, компьютер, проектор








Ход урока.

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

слайд №1

1. Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем!

Начинаем мы опять

Думать, рассуждать,

Красиво, грамотно писать.


-Ребята, давайте улыбнёмся друг другу.

- Пусть этот урок станет уроком хорошего настроения.

А с хорошим настроением нам всё по плечу!

2.Актуализация знаний.

Учитель. Предлагаю приступить к выполнению словарной работы. слайд №2

Спишите словарные слова в рабочую тетрадь. Вставьте пропущенные буквы.

В...Р...БЕЙ

П...НАЛ

Р...БЁНОК

ЖУЖЖ...Т


Учитель. А сейчас проверьте работы, сверив написание словарных слов в тетради с их написанием на слайде. (самопроверка)

- Посмотрите на слова. Найдите лишнее.

- Почему оно лишнее?

Дети. Слова воробей, малина, пенал, ребёнок – существительные.

Слово жужжит – обозначает действие предмета. Это слово лишнее.

Учитель. Ребята! Как определили, что эти слова – существительные?

Учитель. Что вы знаете об имени существительном?


Слайд №3 «Кластер» (работа в группах)



Имя сущ.









  1. Что оно обозначает?

  2. На какие вопросы отвечает?

  3. Какие морфологические признаки имеет?


3.Постановка учебной задачи

«Филворд» слайд №4.

Ф

Л

Г

О

Т

В

Ь

Н

А

А

А

Л

С

И

Л

О

В

Г.

Л

Щ

Е

Т

Е

Е

И

Т

С

У

Ь

Ч

Е

Р

Работа в парах.

- Кто знаком с ними? Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться.

Итак, ищем и вычеркиваем в таблице первое слово:

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся. (Алфавит)

- Ищем второе слово:

Кто спешит так рано в школу?
Все спешат ученики!
Что несут они в портфелях?
Книги, ручки, дневники.
Как вы сделали открытие
Это удивительное?
Помогло нам всем ответить
Имя… (существительное).

- Следующее слово:

Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить.

(Она бывает письменная и устная). (Речь).

Какое слово составили и прочитали из оставшихся букв? (Глагол)


(Учитель читает определение глагола из толкового словаря В.И.Даля.) слайд №5.

Учитель. Ребята, о чём сегодня будем говорить на уроке?

Дети. О словах, обозначающих действия предметов – глаголах.


4.Открытие нового знания


Учитель. Предлагаю прочитать отрывок текста «Удивительные глаголы».

(У каждого ученика на парте текст «Удивительные глаголы») «Пометка»



слайд №6.

Удивительные глаголы

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета.

Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название?

Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.

Учитель. «Пометка» Возьмите тексты. Прочитайте их.

Поставьте (+) напротив того, что вам уже известно.

Поставьте (-) напротив того, что вам не известно.

Поставьте (?) напротив того, о чём хотели бы спросить.


Появляется слайд № 7.

( + ) – мне это известно

( - ) - мне это неизвестно

( ? ) – об этом я хочу спросить

Учитель. О чём рассказывается в тексте?

Дети. О глаголах.

Учитель. Что было известно?

Дети. «…существуют слова, обозначающие действия предметов…»

Дети. «…глагол – это часть речи…», «… в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом….»,

« Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени…»,

« По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.»


Учитель. Что заинтересовало и о чём хотели бы спросить?

Дети. Хотим узнать всё о времени глагола

Учитель. Мы обязательно подробно изучим тему «Изменение глагола по временам»,но это будет позже. Чтобы вы легко усвоили эту тему, для начала необходимо безошибочно находить глаголы в речи и тексте.


5.Физкультминутка. слайд № 8


Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом!

Мы топаем ногами: топ –топ – топ.

Мы хлопаем руками: хлоп – хлоп – хлоп.

Мы руки разведём

И побежим кругом!

Учитель. Ребята, что сейчас делали?

Дети. Мы выполняли действия.

Учитель. Как называются слова, обозначающие действия?

Дети. Глаголы.





6.Конкретизация и уточнение первоначальных понятий.

А) - Гномики-глаголики большие непоседы! Гномы очень разговорчивы.

Они любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают их друзья – имена Существительные. Стоит спросить: что делать предмету, что сделать с предметом, что будут делать предметы? – гномики – глаголики тут как тут.

слайд №9

Учитель. Художник (Татьяна Геннадьевна Рик) изобразила глагол вот так.

Он делает так много дел сразу, что кажется у него несколько рук и ног.

Устно составьте словосочетания с глаголами.


Б) слайд №10 Работа в паре

Учитель. У вас на парте находится лист с творческим заданием.

- Вставь слова так, чтобы получилась рифма. Прочитайте задание. Что мы должны сделать?


Очень – очень вкусный пирог

Я захотел устроить бал Я ждал, пока хватало сил,

И я гостей к себе __________ Потом кусочек _________

Купил муку, купил творог, Потом подвинул стул и сел,

Испёк рассыпчатый _______ И весь пирог в минуту ____

Пирог, ножи и вилки тут – Когда же гости подошли,

Но что –то гости не ________ То даже крошек не _______


Д.Хармс

Слова: откусил, пирог, позвал, съел, нашли, идут.


В) Учитель. Прочитайте второе задание. Что нам необходимо сделать? слайд № 11

- Раздели слова на две группы.

Слова: позвал, пирог, нашли, откусил, съел, идут

Учитель. Правильно! Это задание вы будете выполнять в группах. По окончании выполнения задания вы работая в группах должны прокомментировать друг другу получившиеся варианты и провести взаимопроверку.

Учащиеся выполняют работу.

Учитель. Кому было легко выполнять это задание? Кто столкнулся с трудностями?

Кому потребовалась помощь друга?

Предлагаю посмотреть и сверить правильный вариант выполнения этого задания.


Учитель. Как назовём эти слова?

Дети. Глаголами. Слайд №12

Г) ИграНайди пару синонимов”.

Цель игры — развитие речи. На 13 карточках прямоугольной формы пишут 13 глаголов из левой колонки контрольного листа к игре. Эти карточки будут находиться в первой коробке. Во вторую коробку кладут 13 карточек с глаголами-синонимами (правая колонка контрольного листа). Слайд №13

Бояться

трусить

бранить

ругать

загореться

зажечься

закрывать

запирать

исчезать

пропадать

спешить

торопиться

плакать

рыдать

погасить

потушить

покупать

приобретать

работать

трудиться

радоваться

веселиться

разрешать

позволять

смеяться

хохотать

Слайд 14

7.А сейчас еще одна минутка отдыха. Гимнастика для глаз.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг

Глазкам видеть всё дано

Где окно, а где кино

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1 уровень
Кто как голос подаёт?
Лягушка … .
Собака … .
Корова … .


2 уровень
Выпишите глаголы.
Луна, мелькать, серебристый, сверкать, вязать, цепь, изумруд.


3 уровень
К данным словам подбери глаголы, подходящие по смыслу и подчеркните их.
Ветер ... , … .
Вода … , … .

Домашнее задание
1 уровень с. 69 № 118 (правило на стр. 68)
2 уровень с. 69 № 119
3 уровень с. 70 № 120.




9.Подведение итога. Рефлексия

1). Подведем итоги. -Что нового узнали на уроке?


Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

Всё расскажет нам …(Глагол)


2).Оцените свою работу по следующему плану:

(у каждого ученика на парте план)


Сегодня на уроке:

1.Я научился…

2.Было интересно…

3.Было трудно…

4.Могу похвалить себя за то, что…

5.Могу похвалить одноклассников за то, что…

6.Больше всего мне понравилось…

7.Мне показалось важным…

8.Для меня было открытием то, что…

Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Русский язык.  2 класс.

Русский язык. 2 класс.

Вставь пропущенные буквы. В о р о бей В .. р .. бей м а лина м .. лина п е нал п .. нал р е бёнок р .. бёнок жужж и т жужж .. т

Вставь пропущенные буквы.

В о р о бей

В .. р .. бей

м а лина

м .. лина

п е нал

п .. нал

р е бёнок

р .. бёнок

жужж и т

жужж .. т

Ф а л а в г г о а и л т л т с с щ в е у ь и ь т л н о е ч е е р

Ф

а

л

а

в

г

г

о

а

и

л

т

л

т

с

с

щ

в

е

у

ь

и

ь

т

л

н

о

е

ч

е

е

р

В.И. Даль « ГЛАГОЛ - слово, речь, мысль…  Глаголъ - название буквы Г в славянской и русской азбуке».   Толковый словарь живого великорусского языка.

В.И. Даль

« ГЛАГОЛ - слово, речь, мысль…

Глаголъ - название буквы Г в славянской и русской азбуке».

Толковый словарь живого великорусского языка.

Удивительные глаголы.  Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название? Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом , ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени. По частоте употребления эта часть речи занимает второе месть после имён существительных.

Удивительные глаголы.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название? Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом , ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени. По частоте употребления эта часть речи занимает второе месть после имён существительных.

( + ) – мне это известно ( - ) – мне это неизвестно ( ? ) – об этом я хочу спросить

( + ) – мне это известно

( - ) – мне это неизвестно

( ? ) – об этом я хочу спросить

Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой, Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы кружимся потом! Мы топаем ногами: топ – топ – топ. Мы хлопаем руками: хлоп – хлоп – хлоп. Мы руки разведём И побежим кругом!

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом!

Мы топаем ногами: топ – топ – топ.

Мы хлопаем руками: хлоп – хлоп – хлоп.

Мы руки разведём

И побежим кругом!

Глагол обозначает действие предмета.

Глагол обозначает действие предмета.

Очень – очень вкусный пирог. Я захотел устроить бал, И я гостей к себе _________ . Купил муку, купил творог, Испёк рассыпчатый ________ . Пирог, ножи и вилки тут – Но что-то гости не _________ Я ждал, пока хватило сил, Потом подвинул стул и сел, И весь пирог в минуту _______ . Когда же гости подошли, То даже крошек не _________.  Д.Хармс нашли позвал идут пирог съел

Очень – очень вкусный пирог.

  • Я захотел устроить бал,
  • И я гостей к себе _________ .
  • Купил муку, купил творог,
  • Испёк рассыпчатый ________ .
  • Пирог, ножи и вилки тут –
  • Но что-то гости не _________
  • Я ждал, пока хватило сил,
  • Потом подвинул стул и сел,
  • И весь пирог в минуту _______ .
  • Когда же гости подошли,
  • То даже крошек не _________.
  • Д.Хармс

нашли

позвал

идут

пирог

съел

Раздели на две группы. съел идут нашли пирог позвал

Раздели на две группы.

съел

идут

нашли

пирог

позвал

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делать?, что сделать?. Глагол в предложении чаще других частей речи употребляется с существительным.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делать?, что сделать?.

Глагол в предложении чаще других частей речи употребляется с существительным.

Подбери глаголы - синонимы

Подбери глаголы - синонимы

  • Бояться
  • бранить
  • загореться
  • закрывать
  • исчезать
  • спешить
  • плакать
  • погасить
  • покупать
  • работать
  • радоваться
  • разрешать
  • смеяться
  • приобретать
  • веселиться
  • трусить
  • запирать
  • торопиться
  • рыдать
  • потушить
  • хохотать
  • зажечься
  • трудиться
  • ругать
  • позволять
  • пропадать
Сегодня на уроке:

Сегодня на уроке:

  • Я научился …
  • Было интересно …
  • Было трудно ...
  • Могу похвалить себя за то, что …
  • Больше всего мне понравилось …
  • Мне показалось важным …
  • Для меня было открытием то, что …
Закончен урок, и выполнен план, Спасибо, ребята, огромное вам За то, что упорно и дружно трудились, Что на уроке вы не ленились!
  • Закончен урок, и выполнен план,
  • Спасибо, ребята, огромное вам
  • За то, что упорно и дружно трудились,
  • Что на уроке вы не ленились!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!