Урок русского языка 2 класс
Провела: Соловьева Е.А. –учитель начальных классов МБОУ «СОШ №15»
Тема: Понятие о глаголе как части речи
Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации по теме «Глагол», применяя её в знакомой и новой учебной ситуации.
Задачи:
Образовательные: Создать условия для:
осознания и осмысления детьми задач, приводящих к формированию понятия «глагол»;
углубления представлений учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих действия предметов;
распознавания учащимися новой части речи;
закрепления умения правильно ставить вопросы к словам.
2. Развивающие: Создать условия для:
1) расширения зоны ближайшего развития учащихся;
2) развития:
мыслительных операций классификации, анализа, сравнения, обобщения; познавательных способностей учащихся;
навыков грамотного письма;
коммуникативных и рефлексивных навыков.
3. Воспитательные: Создать условия для воспитания:
интереса к предмету;
учебной активности;
культуры труда на уроке;
4. Здоровьесберегающая: Создать условия для сохранения и сбережения здоровья учащихся через:
эмоциональный настрой на урок;
оздоровительные упражнения для снятия утомляемости;
гимнастику для глаз;
наблюдение за правильной посадкой учащихся.
Методы ведения урока:
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная;
парная;
групповая
индивидуальная.
Приёмы активизации познавательной деятельности:
Средства обучения: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» учебник для 2 класса, тетради, компьютер, проектор
Ход урока.
Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
слайд №1
1. Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем!
Начинаем мы опять
Думать, рассуждать,
Красиво, грамотно писать.
-Ребята, давайте улыбнёмся друг другу.
- Пусть этот урок станет уроком хорошего настроения.
А с хорошим настроением нам всё по плечу!
2.Актуализация знаний.
Учитель. Предлагаю приступить к выполнению словарной работы. слайд №2
Спишите словарные слова в рабочую тетрадь. Вставьте пропущенные буквы.
В...Р...БЕЙ
П...НАЛ
Р...БЁНОК
ЖУЖЖ...Т
Учитель. А сейчас проверьте работы, сверив написание словарных слов в тетради с их написанием на слайде. (самопроверка)
- Посмотрите на слова. Найдите лишнее.
- Почему оно лишнее?
Дети. Слова воробей, малина, пенал, ребёнок – существительные.
Слово жужжит – обозначает действие предмета. Это слово лишнее.
Учитель. Ребята! Как определили, что эти слова – существительные?
Учитель. Что вы знаете об имени существительном?
Слайд №3 «Кластер» (работа в группах)
Имя сущ.
Что оно обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Какие морфологические признаки имеет?
3.Постановка учебной задачи
«Филворд» слайд №4.
Ф | Л | Г | О | Т | В | Ь | Н |
А | А | А | Л | С | И | Л | О |
В | Г. | Л | Щ | Е | Т | Е | Е |
И | Т | С | У | Ь | Ч | Е | Р |
Работа в парах.
- Кто знаком с ними? Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться.
Итак, ищем и вычеркиваем в таблице первое слово:
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся. (Алфавит)
- Ищем второе слово:
Кто спешит так рано в школу?
Все спешат ученики!
Что несут они в портфелях?
Книги, ручки, дневники.
Как вы сделали открытие
Это удивительное?
Помогло нам всем ответить
Имя… (существительное).
- Следующее слово:
Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить.
(Она бывает письменная и устная). (Речь).
Какое слово составили и прочитали из оставшихся букв? (Глагол)
(Учитель читает определение глагола из толкового словаря В.И.Даля.) слайд №5.
Учитель. Ребята, о чём сегодня будем говорить на уроке?
Дети. О словах, обозначающих действия предметов – глаголах.
4.Открытие нового знания
Учитель. Предлагаю прочитать отрывок текста «Удивительные глаголы».
(У каждого ученика на парте текст «Удивительные глаголы») «Пометка»
слайд №6.
Удивительные глаголы
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета.
Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название?
Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.
Учитель. «Пометка» Возьмите тексты. Прочитайте их.
Поставьте (+) напротив того, что вам уже известно.
Поставьте (-) напротив того, что вам не известно.
Поставьте (?) напротив того, о чём хотели бы спросить.
Появляется слайд № 7.
( + ) – мне это известно
( - ) - мне это неизвестно
( ? ) – об этом я хочу спросить
Учитель. О чём рассказывается в тексте?
Дети. О глаголах.
Учитель. Что было известно?
Дети. «…существуют слова, обозначающие действия предметов…»
Дети. «…глагол – это часть речи…», «… в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом….»,
« Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени…»,
« По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.»
Учитель. Что заинтересовало и о чём хотели бы спросить?
Дети. Хотим узнать всё о времени глагола
Учитель. Мы обязательно подробно изучим тему «Изменение глагола по временам»,но это будет позже. Чтобы вы легко усвоили эту тему, для начала необходимо безошибочно находить глаголы в речи и тексте.
5.Физкультминутка. слайд № 8
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом!
Мы топаем ногами: топ –топ – топ.
Мы хлопаем руками: хлоп – хлоп – хлоп.
Мы руки разведём
И побежим кругом!
Учитель. Ребята, что сейчас делали?
Дети. Мы выполняли действия.
Учитель. Как называются слова, обозначающие действия?
Дети. Глаголы.
6.Конкретизация и уточнение первоначальных понятий.
А) - Гномики-глаголики большие непоседы! Гномы очень разговорчивы.
Они любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают их друзья – имена Существительные. Стоит спросить: что делать предмету, что сделать с предметом, что будут делать предметы? – гномики – глаголики тут как тут.
слайд №9
Учитель. Художник (Татьяна Геннадьевна Рик) изобразила глагол вот так.
Он делает так много дел сразу, что кажется у него несколько рук и ног.
Устно составьте словосочетания с глаголами.
Б) слайд №10 Работа в паре
Учитель. У вас на парте находится лист с творческим заданием.
- Вставь слова так, чтобы получилась рифма. Прочитайте задание. Что мы должны сделать?
Очень – очень вкусный пирог
Я захотел устроить бал Я ждал, пока хватало сил,
И я гостей к себе __________ Потом кусочек _________
Купил муку, купил творог, Потом подвинул стул и сел,
Испёк рассыпчатый _______ И весь пирог в минуту ____
Пирог, ножи и вилки тут – Когда же гости подошли,
Но что –то гости не ________ То даже крошек не _______
Д.Хармс
Слова: откусил, пирог, позвал, съел, нашли, идут.
В) Учитель. Прочитайте второе задание. Что нам необходимо сделать? слайд № 11
- Раздели слова на две группы.
Слова: позвал, пирог, нашли, откусил, съел, идут
Учитель. Правильно! Это задание вы будете выполнять в группах. По окончании выполнения задания вы работая в группах должны прокомментировать друг другу получившиеся варианты и провести взаимопроверку.
Учащиеся выполняют работу.
Учитель. Кому было легко выполнять это задание? Кто столкнулся с трудностями?
Кому потребовалась помощь друга?
Предлагаю посмотреть и сверить правильный вариант выполнения этого задания.
Учитель. Как назовём эти слова?
Дети. Глаголами. Слайд №12
Г) Игра “Найди пару синонимов”.
Цель игры — развитие речи. На 13 карточках прямоугольной формы пишут 13 глаголов из левой колонки контрольного листа к игре. Эти карточки будут находиться в первой коробке. Во вторую коробку кладут 13 карточек с глаголами-синонимами (правая колонка контрольного листа). Слайд №13
Бояться | трусить |
бранить | ругать |
загореться | зажечься |
закрывать | запирать |
исчезать | пропадать |
спешить | торопиться |
плакать | рыдать |
погасить | потушить |
покупать | приобретать |
работать | трудиться |
радоваться | веселиться |
разрешать | позволять |
смеяться | хохотать |
Слайд 14
7.А сейчас еще одна минутка отдыха. Гимнастика для глаз.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг
Глазкам видеть всё дано
Где окно, а где кино
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
1 уровень
Кто как голос подаёт?
Лягушка … .
Собака … .
Корова … .
2 уровень
Выпишите глаголы.
Луна, мелькать, серебристый, сверкать, вязать, цепь, изумруд.
3 уровень
К данным словам подбери глаголы, подходящие по смыслу и подчеркните их.
Ветер ... , … .
Вода … , … .
Домашнее задание
1 уровень с. 69 № 118 (правило на стр. 68)
2 уровень с. 69 № 119
3 уровень с. 70 № 120.
9.Подведение итога. Рефлексия
1). Подведем итоги. -Что нового узнали на уроке?
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит-
Всё расскажет нам …(Глагол)
2).Оцените свою работу по следующему плану:
(у каждого ученика на парте план)
Сегодня на уроке:
1.Я научился…
2.Было интересно…
3.Было трудно…
4.Могу похвалить себя за то, что…
5.Могу похвалить одноклассников за то, что…
6.Больше всего мне понравилось…
7.Мне показалось важным…
8.Для меня было открытием то, что…