СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разбор первой и второй части ОГЭ по информатике

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разбор первой и второй части ОГЭ по информатике»

Разбор первой части демоверсии ОГЭ по информатике 2023

Задание 1

В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Ученик написал текст (в нём нет лишних пробелов): «Ёж, лев, слон, олень, тюлень, носорог, крокодил, аллигатор – дикие животные».

Ученик удалил из списка название одного животного, а также лишние запятую и пробел – два пробела не должны идти подряд. При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 16 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе удалённое название животного.


Решение:

Т.к. после удаления слова, запятой и пробела оказалось в предложении на 16 байт меньше, то, значит, было удалено 8 символов.


16 байт / 2 байта (16 бит) = 8 символов


Ведь в одном символе 16 бит = 2 байта.



В эти 8 символов входит и запятая, и пробел. Следовательно, на название животного остаётся 6 символов. Шесть символов иммет только слово "тюлень".


Это и будет ответом.


Ответ: ТЮЛЕНЬ

Задание 2

От разведчика было получено следующее сообщение.


001001110110100


В этом сообщении зашифрован пароль – последовательность русских букв. В пароле использовались только буквы А, Б, К, Л, О, С; каждая буква кодировалась двоичным словом по следующей таблице.


А

Б

К

Л

О

С

01

100

101

111

00

110



Расшифруйте сообщение. Запишите в ответе пароль.



Решение:

Здесь просто нужно попробовать расшифровать сообщение. Важно знать, что сообщение обязательно расшифровывается, и оно расшифровывается единственным образом.






Здесь не сказано, что каждвую букву можно использовать 1 раз. Поэтому буква "О" используется два раза.


Ответ: ОБЛАКО

Задание 3

Напишите наименьшее число x, для которого истинно высказывание: (x 16) И НЕ (x нечётное).



Решение:

Нужно вспомнить таблицу истинности для союза "И".


0-Ложь, 1-Истина


0

И

0

=

0

1

И

0

=

0

0

И

1

=

0

1

И

1

=

1



Чтобы получилась во всём выражении истина, нужно, чтобы каждое выражение было истинным.



Значит, наше число должно быть больше 16. Не нечётное число - это чётное число. Т.е. наше число должно быть больше 16 и чётное число. Нам нужно выбрать наименьшее значение. Получается число 18.


Ответ: 18

Задание 4

Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице.





Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и Е, проходящего через пункт С. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице. Каждый пункт можно посетить только один раз.



Решение:

Нарисуем схему городов, как указано в таблице.





Видим, что самый кратчайший путь проходящий через точку С будет равен 8.


Ответ: 8


Задание 5

У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера:

1. прибавь 1
2. умножь на b
(b – неизвестное натуральное число; b ≥ 2).

Первая из них увеличивает число на экране на 1, вторая умножает его на b. Алгоритм для исполнителя Альфа – это последовательность номеров команд. Найдите значение числа b, при котором из числа 6 по алгоритму 11211 будет получено число 82.



Решение:

Здесь просто нужно выполнить указанные команды, получив уравнение.



(6+1+1)*b+1+1=82
8*b=80
b=10


Ответ: 10

Задание 6
Ниже приведена программа, записанная на пяти языках программирования.


Бейсик

Паскаль

DIM s, t AS INTEGER

INPUT s

INPUT t

IF s 10 OR t 10 THEN

PRINT "YES"

ELSE

PRINT "NO"

ENDIF

var s, t: integer;

begin

readln(s);

readln(t);

if (s 10) or (t 10)

then

writeln("YES")

else

writeln("NO")

end.

C++

Алгоритмический язык

#include

using namespace std;

int main(){

int s, t;

cin s;

cin t;

if (s 10) or (t 10)

cout "YES" endl;

else

cout "NO" endl;

return 0;

}

алг

нач

цел s, t

ввод s

ввод t

если s 10 или t 10

то вывод "YES"

иначе вывод "NO"

все

кон

Python

s = int(input())

t = int(input())

if (s 10) or (t 10):

print("YES")

else:

print("NO")



Было проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений переменных вводились следующие пары чисел (s, t):

(1, 2); (11, 2); (1, 12); (11, 12); (–11, –12); (–11, 12); (–12, 11); (10, 10); (10, 5). Сколько было запусков, при которых программа напечатала «YES»?



Решение:

Разберём программы на Питоне и на Паскале.




Чтобы программа напечатала "YES", нужно, чтобы в паре было хотя бы одно число, которое больше 10, т.к. в условии стоит союз ИЛИ (or).


Подходят пары: (11, 2); (1, 12); (11, 12); (–11, 12); (–12, 11). Всего получается 5 запусков.

Ответ: 5

Задание 7

Доступ к файлу rus.doc, находящемуся на сервере obr.org, осуществляется по протоколу https. Фрагменты адреса файла закодированы цифрами от 1 до 7. Запишите в ответе последовательность этих цифр, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.


1) obr.
2) /
3) org
4) ://
5) doc
6) rus.
7) https

Решение:


Ответ: 7413265


Задание 8

В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для обозначения логической операции «И» – символ «&».

В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет.


Запрос

Найдено страниц (в тысячах)

Рыбак | Рыбка

780

Рыбак

260

Рыбак & Рыбка

50



Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу Рыбка? Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.


Решение:

Решим задачу с помощью кругов Эйлера.





Найдём заштрихованную часть.



780-260=520



Чтобы получить полный круг для Рыбки, нужно заштрихованную часть сложить с кусочком, который закрашен серо-золотым цветом.



520+50=570


Ответ: 570


Задание 9

На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К, проходящих через город В?





Решение:

Зачеркнём те стрелки, которые приводят к тому, что путь не пройдёт через город В.



Поставим 1 возле начального пункта.



Смотрим, из каких точек входят стрелки в каждый город. Для каждого города суммируем числа, стоящие возле этих точек.

Возле конечной точки получаем ответ.





Ответ: 10


Задание 10

Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.


2316, 328, 111102

Решение:

Переведём числа в нашу родную систему счисления.



2316 = 3*160 + 2*161 = 35

328 = 2*80 + 3*81 = 26

111102 = 0*20 + 1*21 + 1*22 + 1*23 + 1*24 = 30



Мы берём цифры, начиная с последней. Умножаем их на основание системы. В начале степень основания системы равна нулю. Затем, степень потихонечку возрастает на 1. Между выражениями ставим знак суммирования (плюс).



Максимальное число равно 35.


Ответ: 35


Разбор второй части демоверсии ОГЭ по информатике 2023

Вторую часть рекомендую начинать решать с 12 задания. Потому что в 11 задании поиск нужно осуществлять внутри файлов, а в 12 задании только по именам. Операционная система сможет проиндексировать содержимое файлов, и тогда не так просто будет искать по именам, т.к. будут подмешиваться результаты, если совпадение будет внутри файлов.



Но разбор будем вести по порядку.



Задание 11

В одном из произведений А.П. Чехова, текст которого приведён в подкаталоге каталога Проза, героиня произносит такую фразу: «Сегодня я в мерехлюндии, невесело мне, и ты не слушай меня». С помощью поисковых средств операционной системы и текстового редактора или браузера выясните имя этой героини.


Скачать файл



Решение:

Открываем каталог Проза. Настроим поиск, чтобы система искала и внутри файлов. Нажмём на кнопку Упорядочить - Изменить параметры папок и поиска.





Переходим на вкладку Поиск





Галочка "Не использовать индекс при поиске системных файлов в папках (поиск может работать медленее)" должна стоять при решении и 11 задания, и 12 задания.



При решении 11 задания мы должны поставить галочку "Всегда искать по именам файлов и содержимому (может занять несколько минут)". Так мы сможем искать не только по именам, но и по содержимому файла.



В правом углу пропишем фразу, которую говорила героиня: "Сегодня я в мерехлюндии, невесело мне, и ты не слушай меня". И нажмём Enter.





Получим два файла:





Открываем файлы по очереди. Нажимаем Ctrl + F (Поиск) и вбиваем фразу в строку поиска уже в той программе, с помощью которой открылся данный файл. Пытаемся найти имя героини, которая произнесла эту фразу.



В первом файле находим, что её имя МАША.




Ответ: МАША


Задание 12

Сколько файлов с расширением .txt содержится в подкаталогах каталога Проза? В ответе укажите только число.


Скачать файл


Решение:

Открываем настройки поиска, как в прошлом задании, и убираем галочку "Всегда искать по именам файлов и содержимому (может занять несколько минут)". Теперь нам нужно искать только по именам.





В строке поиска пропишем маску: *.txt. Это обозначает, что название файлов можем быть любое, но расширение должно быть .txt.



Проводник выдаст 1 файл данного расширения.


Ответ: 1



Задание 13

В 13 задании даётся на выбор две задачи. Мы сделаем 13.2 (Работа с текстовым редактором). Будем работать в программе Word.



Задание:

Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нём следующий текст, точно воспроизведя всё оформление текста, имеющееся в образце.

Данный текст должен быть набран шрифтом размером 14 пунктов обычного начертания. Отступ первой строки первого абзаца основного текста – 1 см. Расстояние между строками текста не менее одинарного, но не более полуторного междустрочного интервала.

Основной текст выровнен по ширине; в ячейках первого столбца таблицы применено выравнивание по левому краю, в ячейках второго и третьего столбцов – по центру. В основном тексте и таблице есть слова, выделенные полужирным, курсивным шрифтом и подчёркиванием. Ширина таблицы меньше ширины основного текста. Таблица выровнена на странице по центру горизонтали.

При этом допустимо, чтобы ширина Вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размеров страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца.

Интервал между текстом и таблицей не менее 12 пунктов, но не более 24 пунктов.

Текст сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы. Файл ответа необходимо сохранить в одном из следующих форматов: *.odt, или *.doc, или *.docx.




Решение:

Перепечатываем весь текст в программе Word. После слова "Углерод" нужно поставить длиное тире. Это можно сделать, нажав Ctrl и минус на правой части клавиатуры.



Выделяем весь текст и выбираем размер шрифта в 14pt.





Снова выделяем весь текст и нажимаем на параметры абзаца (на рисунке показано):





Для первой строки устанавливаем Отступ на 1 см.





Выделяем текст. Расстояние между строками текста устанавливаем в 1.





Выделим весь текст и сделаем его по ширине.





Вставим таблицу. Переходим на вкладку Вставить. Нажимаем на чёрный треугольник возле кнопки Таблица. Выбираем таблицу с тремя столбцами и тремя строками.





Пропишем весь текст в таблицу. Текст кг/м3 можно написать с помощью кнопки Надстрочный. Мы выделяем тройку и нажимаем на эту кнопку.





Символ градусов °C можно найти: Вставка - Символ - Другие символы


Там можно найти кружочек, а символ C поставить с клавиатуры.


Если подвести к левому верхнему краю, появится крестик из стрелочек.


Нажмём правую кнопку мыши и выберем Свойства таблицы.




Выделим левый столбец и нажмём на кнопку "Выровнять по левому краю". Два других столбца аналогично выравниваем по центру.





В основном тексте и таблице есть слова, выделенные полужирным, курсивным шрифтом и подчёркиванием. Для этого выделаем нам нужное слово и нажимаем на нужную кнопку.



Чтобы сделать нужный интервал между таблицей и абзацем, нужно зайти вновь в параметры абзаца. Делаем интервал после абзаца в 12 pt.



Задание 14

В электронную таблицу внесли данные о тестировании учеников по выбранным ими предметам.





В столбце A записан код округа, в котором учится ученик; в столбце B – код фамилии ученика; в столбце C – выбранный учеником предмет; в столбце D – тестовый балл.

Всего в электронную таблицу были внесены данные о 1000 учеников.

Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните задания.



  1. Сколько учеников, которые проходили тестирование по информатике, набрали более 600 баллов? Ответ запишите в ячейку H2 таблицы.

  2. Каков средний тестовый балл учеников, которые проходили тестирование по информатике? Ответ запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.

  3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников тестирования из округов с кодами «В», «Зел» и «З». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6. В поле диаграммы должны присутствовать легенда (обозначение соответствия данных определённому сектору диаграммы) и числовые значения данных, по которым построена диаграмма.



Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.


Скачать файл


Решение:

Открываем файл Excel. Составим формул для одной строки, а потом её распространим на отсланые строки.



Кликаем в ячейку E2. Нажимаем кнопку "Вставить функцию".





Выберем функцию ЕСЛИ. В поле Лог_выражение напишем: "И(C2="Информатика"; D2600)", в поле Значение_если_истина: 1, в поле Значение_если_ложь:0.





Чтобы распространить формулу на все строки, подводим курсор мыши к правому нижнему углу ячейки E2, ждём, когда загорится чёрный крестик, нажимаем левую кнопку мыши и тянем вниз.





Сумма единиц в столбце E покажет ответ на первый вопрос задачи.





Ответ к первому вопросу: 32



Чтобы ответить на второй вопрос, включим фильтр к столбцу С. Выделим столбец С и включим фильтр, как показано на рисунке на вкладке Главная.





Отфильтруем людей только тех, кто сдаёт информатику.





Внизу можно посмотреть среднее значение выделенных ячеек.





Ответ ко второму вопросу получается 546,82



Построим круговую диаграмму для третьего вопроса. Для этого нужно узнать количество участников из округов с кодами «В», «Зел» и «З». Это сделаем опять с помощью фильтров. Отфильтруем участников из каждого округа, выделем столбец с участниками и внизу программа покажет количество выделенных ячеек (программа показывает количество выделенных ячеек, не строчек). Потом мы должны написать вот такую таблицу с полученными данными.





Выделяем эту таблицу нажимаем вкладку Вставить - Диаграммы, выбираем круговую диаграмму. Нажмём на "плюсик", который расположен в правом верхнем углу и выберем метки данных. Должна получится примерно вот такая диаграмма:





Эту диаграмму можно перемещать в нужное место.



В 15 задании выберем задачу 15.2



Задание 15

Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет количество чисел, кратных 4, но не кратных 7. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, кратное 4 и не кратное 7. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000.

Программа должна вывести одно число: количество чисел, кратных 4, но не кратных 7.

Решение:

Решим на языке Python.


n=int(input())


k=0


for i in range(n):

a = int(input())

if a%4==0 and a%7!=0:

k=k+1


print(k)

В переменную n пользователь вводит сначала количество чисел в последовательности. Переменная k это и есть счётчик, который подсчитывает нужные числа в последовательности.



Далее идёт цик for. Он будет повторяться n раз. Внутри цикла запрашивается очередное число a. Если оно делится на 4 и не делится на 7, то мы подсчитываем это число. В конце печатаем переменную k.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!