СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разбор 12 задания (ОГЭ обществознание)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы, которые освещены в содержании файла: 1. Алгоритм работы с 12 заданием 

2. Варианты социалогических опросов

3. Разбор алгоритма на примере задания 12

4. Возможные причины отличия мнений 

5. Возможные причины сходства мнений

Просмотр содержимого документа
«Разбор 12 задания (ОГЭ обществознание)»

Алгоритм работы с заданием 12

  1. Проанализировать таблицу, в которой представлены результаты опроса

Варианты социологических опросов:

Среди женщин и мужчин

Между разными возрастными группами

Среди граждан одной страны, но в разное время

Между жителями разных областей

Среди людей с разным уровнем образования

Между гражданами разных стран



Условие задания. В стране N. в ходе социологического опроса респондентам разных возрастных групп предлагалось ответить на следующий вопрос: «Какое направление политики государства вы считаете наиболее актуальным?» Полученные результаты были занесены в таблицу.

Варианты ответа

18-24 г., %

29-35 л., %

Поддержка семьи, материнства и детства

10

30

Молодёжная политика

27

5

Развитие системы здравоохранения

10

25

Наука и образование

30

28

Развитие национальных культур

23

12



  1. Сравнить ответы двух возрастных групп, выяснить, что для них важнее:

А) Найти сходства (одинаковые значения в % у одного и того же

Б) Найти различия (они, как правило, представлены большой разницей в значении %)

Б) Для группы 25-39 лет самое важное (за этот ответ 30% респондентов)– это поддержка семьи, материнства и детства, а для более молодой группы это самый непопулярный ответ (10%);

Для группы 18-24 лет самое важное – это наука и образование (30%) и молодёжная политика (27% против 5% у группы 25-39 лет)

Рекомендация: можно искать по процентам и указывать их в качестве аргумента своего выбора, а можно искать популярные и не популярные ответы.

А) Популярным ответом в двух группах респондентов является «приоритет науки и образования» (вывод о сходстве можно записать так).

Б) Для младшей группы опрошенных самый непопулярный ответ – «поддержка семьи, материнства и детства», в то время как для старшей группы опрошенных данный вопрос самый популярный по количеству ответов.

  1. Сформулировать предположения о сходствах и различиях, записать их в черновики:

А) Записать предположение о сходствах

Б) Записать предположение о различиях

А) Наука в условиях современного общества наука выступает одной из сфер производства, её открытия/достижения оказывают прямое влияние на развитие медицины и здравоохранения, ресурсосбережение; образование (школьное, среднее, высшее) в постиндустриальном обществе не только способ передачи знаний, норм и правил поведения, культурных ценностей, но и основным каналом социальной мобильности, поэтому группы разных возрастов считают данную сферой важной для государственной политики.

Б) Различия между двумя группами опрошенных, скорее всего, связаны с тем, что для респондентов 18-24 лет создание собственной семьи, решение проблем, связанных с обеспечением семейных потребностей, не являются значимыми в силу возраста, который, как правило, не предполагает создание семьи, в отличие от опрошенных старшей возрастной группы, у которых, скорее всего, есть семья и их заботит решение проблем обеспеченности семьи.

  1. Убедиться в наличии 4 элементов ответа (1. Записаны сходства; 2. Записано предположение о сходстве; 3. Записаны различия; 4. Записано предположение о различиях);

  2. Перечитать свои ответы и убедиться, что они соответствуют условиям задания;

  3. Не забыть переписать ответы в чистовик.



















Возможные причины различия во мнениях:

  • Проблема «Отцов и детей»:

  • консерватизм «родителей» и демократизм «детей»: мир меняется быстро (мода, музыка, техника, ценности, профессии, гаджетов и т.д.) и старшее поколение тяжелее воспринимает новшества в отличие от молодого;

  • недопонимание поколений: стремление «детей» к независимости и желание «родителей» их опекать, т.к. первые не всегда готовы нести ответственность за свои действия и последствия от действий;

  • бунтарский дух подростков и неумение ценить прошлое: первое заключается в желании подростков показать свою непохожесть на остальных, идут наперекор; второе – также связано с первым и желанием идти наперекор

  • Традиционные представления о роли женщин и мужчин в общественной жизни; о роли образования и роли учителя и ученика/ученицы; религии

  • Различный образ и ритм жизни: различия рассматриваются среди (не)рабочего населения, пенсионеров, беременных и т.д. Т.к. образ и ритм жизни определяет отношение человека к конкретным жизненным ситуациям (например, режим работы магазина, расположение магазина, график работы, размер зарплаты, развлечения и т.д.)

  • Гендерные и возрастные факторы: первые связаны с социальным опытом женщин и мужчин, их социальными статусами и ролями, разницей в положение женщин и мужчин в обществе (если она есть), вторые – с возрастом, т.к. он определяет возможный социальный опытом, который был получен в процессе социализации человека, отсюда различные ценности.

  • Политическая культура1 разных обществ, стран или одной страны, но в разное время: в 2023 году в граждане страны K активнее участвуют в голосовании на выборах Президента в сравнении с предыдущими выборами, проводившимися 6 лет назад.

  • Представления о роли государства в жизни человека/гражданина: можно предположить, что 65-летние граждане страны K в большей степени, чем 35-летние граждане страны K, нуждаются в помощи со стороны государства (льготы на проезд в общественном транспорте, повышение пенсий, расширение наименований льготных медицинских препаратов и т.д.);

  • Уровень образования и его влияние на представление роли женщины и мужчины в семье/государстве/обществе;

  • Представления о роли семьи в жизни ребёнка/подростка

  • Изменение образа жизни: в государстве K в 2018 г. начали раздельный сбор мусора, чего не было 10 лет назад, поэтому увеличилось число людей, сортирующих мусор, повысился их уровень экологической культуры.

  • Улучшение/ухудшение социально-экономической ситуации в стране;

  • Отношение к новым формам торговли: например, вероятно, что 50-летние граждане считаю удобной формой торговли офлайн торговлю, это может быть связано с привычкой и психологическим комфортом, а также отсутствием необходимых навыков для осуществления покупок через сеть-Интернет;

  • Доверие и недоверие правоохранительным органам

  • Уровень доходов: например, в стране L большинство опрошенных никогда не брали кредитов, т.к. им хватает средств для приобретения квартиры, в стране K же наоборот уровень дохода населения не позволяет без дополнительных средств (ипотека) приобрести квартиру;

  • Стереотипы относительно конкретных профессий: например, в современном обществе страны K существует стереотип о том, что учитель/воспитатель – женские профессии;

  • Мифы о трудоустройстве: например, среди 30-летних граждан государства L популярен миф о том, что работодателю важно наличие диплома о высшем образовании у каждого работника, в том время как 60-летние работники отдают предпочтение стабильному заработку для содержания семьи;

  • Необходимость дополнительных усилий для того, чтобы стать профессионалом своего дела: среди работников в государстве A популярно мнение, что окончание ВУЗа делает человека профессионалом своего дела, в то время как работники страны B считают, что профессионалом можно стать, проходя курсы повышения квалификации, постоянно совершенствуя своё мастерство;

  • Отношение к государственному устройству;

  • Отношение к правам собственника: одинаковое количество опрошенных считают, что важным правом собственника является владение, это может быть связано с тем, что вне зависимости от возраста люди больше стремятся получить свою собственность (квартиру, машину);

  • Отношение к деньгам и способам их сбережения

  • Отношение к прогрессивной шкале налогообложения: противники прогрессивной шкалы налогообложения считают, что обеспеченные категории граждан и крупные фирмы со временем начнут выводить свои капиталы за рубеж, что по итогу приведёт к снижению налоговых сборов;

  • Факторы, влияющие на выбор работы;

  • Отношение к преступлениям против личности и её прав и т.д.

Варианты различий также зависят от данных таблиц/диаграмм, представленных в КИМ.





















Возможные причины сходства во мнениях:

  • Схожие ценности и представления о человеке: например, читается, что важным показателем взрослости человека является его способность нести ответственность за свои поступки и их последствия;

  • Наличие граждан/людей, имеющих нейтральную позицию, неопределившихся в конкретном вопросе, выбирающих «правильный» ответ;

  • Представления о роли родителей в жизни ребёнка/подростка: например, родители стараются быть в курсе того, что происходит с их детьми в школе, поэтому посещают родительские собрания, контактируют с классным руководителем в школьных чатах;

  • Демократизация семей: например, в современном российском обществе увеличивается число семей демократического типа, в демократических семьях решения принимаются коллегиально, нет чёткого разделения обязанностей на женский и мужские. Это связано с изменением роли женщины и мужчины в обществе;

  • Представления о том, что государство не исполняет своих обязанностей: люди разных возрастных групп могут считать, что государство не исполняет своих обязанностей, это и будет х объединять;

  • Равнодушное отношение граждан к политике/ убеждение, что нельзя изменить систему: например, в стране K низкий уровень участия граждан в выборах региональной и федеральной власти, это связано с их равнодушным отношением к политике/ убеждением, что ничего не изменится (низкий уровень политической культуры);

  • Отношение к роли работника в современном обществе: например, в постиндустриальном обществе работник/работница должен/должна быстро осваивать новые навыки, технологии и смежные профессии, чтобы быть успешным/успешной;

  • Представления о соотношении цена-качество товара/услуги;

  • Представления об организации процесса обучения;

  • Отношение к здоровью и физической форме человека как важных элементов жизни человека;

  • Наличие проблем/конфликтов в семье: например, сходство в ответах респондентов может быть вызвано их готовностью взять на себя ответственность за разрешение семейного конфликта;

  • Улучшение/ухудшение социально-экономической ситуации в стране;

  • Отношение к новым формам торговли: например, респонденты обеих групп считают удобными магазины самообслуживания, т.к. они имеют возможность перед покупкой товара самостоятельно изучить информацию о нём, сравнить с похожими позициями товаров;

  • Доверие и недоверие правоохранительным органам

  • Уровень доходов;

  • Знание востребованных профессий в регионе, отсюда выбор учебного заведения: СПО или ВУЗ

  • Отношение к государственному устройству

  • Отношение к правам собственника: например, 50-летние считают важным правом распоряжение собственностью, а 25-летние – право пользования собственностью. Это может быть связано с тем, что старшему поколению важнее завещать своё имущество, подарить его или иным образом распорядиться им, а молодому – важнее использовать собственность для получения выгоды (использовать личный автомобиль как такси, сдавать квартиру в аренду).

  • Отношение к прогрессивной шкале налогообложения: сторонники прогрессивной шкалы налогообложения считают, что так государство соберёт больше налогов с крупных фирмы и обеспеченных категорий граждан, увеличит бюджет;

  • Факторы, влияющие на выбор работы;

  • Отношение к преступлениям против личности и её прав и т.д.

Варианты сходств также зависят от данных таблиц/диаграмм, представленных в КИМ.



1 Политическая культура – это часть общей культуры, которая связана с знаниями о политике общества, страны, в котором живёт человек, его действиями в сфере политики.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!