Гимназия № 5.
Разработка открытого урока:
«МИРОВОЕ
10 класс.
Социально-экономический
профиль.
Разработка: Донгак О.А - учитель географии.
1.
1. Учебно-воспитательные задачи:
а) ознакомить уч-ся с главными с/х культурами мира товарного направления.
б) выявить особенности структуры и географии растениеводства.
в) Совершенствование навыков у уч-ся устного выступления со своим докладом.
2. Оборудование: Карта: «Важнейшие культурные растения Мира», Учебник 10кл.
Атлас 10 кл. карточки-задания. Образцы с/х культур.
3. Тип урока: Новая тема с опережающими заданиями, работа по предложенному
плану, блиц- сообщения, работа с раздаточным материалом.
Примечание: тема соответствует учебной программе с углубленным
изучением географии 10 кл соц-экон. профиля.
4. План:
1) Общая хар-ка земледелия Мира. Основные с/х культуры. Хар-ка основных широт земл-лия.
2) География земледелия:
А) Растениеводство: Зерновые, масличные, клубнеплодовые, сахароносные, тонизирующие к-ры.
Б) Растениеводство: непродовольственные культуры.
В) Выступления уч-ся, выполнение письменных работ.
2.
Ход урока:
- Итак ребята, мы продолжаем изучение 2-й отрасли материального производства
- Вопросы сегодняшнего урока таковы:
- 1-е Особенности земледелия Мира
2-е. География земледелия Мира.
Повтор:- Прежде чем начать изучение давайте вспомним самые главные моменты предыдущего материала.
- Что такое «зелёная революция»?
- Товарное с/х, потребительское с/х? Отличия?
- Монокультурная специализация?
Краткое обобщение пройденного материала.
Новая тема:
- Сейчас на Земле как мы знаем проживает более 6 млрд человек и это число с каждым годом уве-
личивается. ( вспомнить динамику роста населения со 2-й половины 20 века)
- И чем бы люди не отличались друг от друга ( внешний вид, культура, обычаи) все сходятся в 1-м:
Им необходимо питание.
- Мы все сегодня, прежде чем прийти на занятия позавтракали?
- Кто-то плотно поел, кто-то по лёгкому, в каких-то регионах мира- в силу национ-ых и природных
особенностей ( приведите примеры?)
- А где-то у людей главная проблема – найти в течение дня хоть какую-то еду т.е люди в 21 веке
Голодают.
- Чай, кофе. Сахар. Хлеб, макаронные изделия, одежда из х/б ткани – они имеют все растительное
Происхождение.
- Значит, земледелие включает в себя отрасли которые занимаются выращиванием с/х культур.
Доска: Доля земледелия больше в развитых странах
Всего известно около 6 тыс культур, но распространение – 800 видов.
География зависит: а) природных условий б) особенностей самих растений.
Основные с\х культуры: 1. Зерновые 4. Сахароносные
2. Масличные 5. Тонизирующие
3. Клубнеплодовые 6. Непродовольственные.
- Упорный и кропотливый труд многих поколений превратил дикие виды в культурные !!!
- Следующее что мы сделаем проведём краткий экскурс всех широт в масштабе планеты:
- Тундровая зона - Очаговое земледелие в закрытом грунте. Исландия.20-й век начало. Хлеб
Резали кусочками как конфеты.
- Умеренная зона – «Мировая житница».- степные и лесостепные зоны- гл. р-ны посевов зерно-
вых культур, садоводство.
- Зона субтропиков – Зона садоводства. Холодоустойчивые тропические культуры.
- Тропики – Круглогодичный сбор урожая , но наиболее отсталый регион земледелия..
Итог.
- Ну вот мы и подошли к самому главному вопросу нашего урока «География земледелия»
- эту работу мы построим следующим образом, кстати, и это будет нашей практ. частью.
1. На ваших партах лежат карточки- задания, где изложена сама структура практ. работы.
2. Работаете в тетрадях, информация для выполнения данной работы будет дана через:
А) блиц- сообщения б) карты в учебнике, атлас.
3. Внесите в табл. Только 3-ку стран – лидеров производителей той или иной продукции.
4. Моя задача – координировать ваши действия .
- Итак давайте начнём с самых главных растений . Это зерновые культуры – основа мирового
с/х: (какие?) пшеница, рис, кукуруза. Именно они занимают наибольшие площади с/х угодий
- Именно их больш-во населения считает главными культурами.
- «Хлеб - всему голова». Для нас слово хлеб всегда ассоциируется со словом «пища»
- 1-е сообщение о пшенице и одновременно заполняем таблицу.
3.
Практическая часть
с/х культура | использование | Страны- производители |
Пшеница Рис Кукуруза | Изготовление пищевых продуктов. ----------//------//--------- Пищевой и кормовой продукт | -КНР-100 млн т, Индия – 70 млн т США – 60 млн т. -КНР-190 млн т Индия- 130 млн т Индонезия- 50 млн т. -США-250 млн т КНР- 105 млн т Бразилия- 33 млн т |
-Рис. Это «самый урожайный хлеб». 2-я половина человечества, почти 100 государств. Но в
Основном- это страны Азии. Сообщение о рисе.
-Кукуруза. Родина- это Центральная Америка. В настоящее время кукуруза – национальный продукт для американцев. Попкорн- изобретение американцев.
Масличные культуры.
«Кашу маслом не испортишь». Добавляя масло в пищу мы не только улучшаем вкус но и пита
тельную ценность. И человек научился извлекать масло (отжимать ) из плодов и семян растений
и их называют масличными. 2-е место в пищевом рационе населения.
| | |
Арахис Масличная пальма Олива Подсолнечник. Картофель | Изготовление масел Клубнеплодовые культуры. Изготовление пищи | Индия Троп. Страны Зап. Африки Италия, Испания, Греция. РФ, Украина. КНР, РФ, Индия, США, Польша. |
Сахароносные культуры. Невозможно представить наш стол без сладостей, ну конечно без
сахара. Это самый дешёвый из калорийных продуктов. Это ценное сырьё для хим. пром-сти.
( моющие, красящие вещества – выгоднее, чем нефть и уголь.) Сообщение……….. .
Сахарный тростник Свёкла | Пища, сырьё для хим. пром-сти | Бразилия-340 млн т Индия-170 млн т Куба-70 млн т США, Франция, ФРГ, РФ. |
- 3 растения которые покорили Мир ! Это чай, кофе, какао. Их называют тонизирующими
Культурами ( придают бодрость , снимают усталость.)
Чай Кофе Какао | | Индия, КНР, Шри-Ланка - Бразилия, Колумбия, Эфиопия, Индонезия. Гана, Кот-де-Ивуар, Нигерия, Камерун. |
- Итак, у нас осталась последняя группа – непродовольственные культуры. Люди более 10 тыс лет
Уже использовали растительные волокна, из которых вили верёвки, плели сети, ткали ткани,
шили мешки. Важнейшие из них – это хлопок.
Хлопок Лён Каучук | ткань ткань Резина | США, Индия, Египет, Бразилия Средняя Азия. РФ, Украина. Индонезия, Малайзия, Бразилия |
4.
ВЫВОД. География размещения основных культур позади, конечно же мы не все растения рассмотрели ( их около 800 ). Но главное достигнуто !! Мы ознакомились со странами- лидерами
которые специализируются с/ х растениями.
Домашнее задание. И в качестве пищи для размышления предлагается письменно ответить на следующие вопросы. Это и будет дом. заданием.
Приведите примеры стран с монокультурной специализацией.
Каких государств Мира называют «банановыми республиками»? Почему?
Почему КНР, Индия, яв-ся лидерами в производстве многих с/х культур?
Рекомендуемая лит-ра: Учебник 10 кл. География.
Энциклопедия. География. Аванта +.
Всё обо всём.
География в цифрах.