СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Растворы. Решение расчетных задач

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать учащимся условия для решения расчетных задач, продумать деятельность учеников в группе, виды контроля.   

Просмотр содержимого документа
«Растворы. Решение расчетных задач»

ГУ «Мичуринская средняя школа»

Учитель химии и биологии: Шоть Л.Д.

Класс: 10

Тема: «Растворы. Решение расчетных задач».

Цель урока: Создать учащимся условия для решения расчетных задач, продумать деятельность учеников в группе, виды контроля.

Образовательные: формирование представления о значении растворов для человека. Совершенствование умений и навыков в решении исследовательских и расчетных задач.

Развивающие: развитие умений анализировать предложенную информацию и устанавливать причинно-следственные связи между природой веществ и их свойствами.

Развитие навыков в решении компетентностных задач, связанных с конкретными ситуациями. Развитие самостоятельности, ответственности. Совершенствование навыков работы в группе.

Воспитательные: воспитывать умение организовать свой труд и рационально использовать время урока. Воспитывать ответственного ученика, способного получать и передавать знания.

Оборудование: Компьютерная презентация урока

Раздаточный материал

План работы, оценочные листы, сигнальные виды контроля

Тип урока: комбинированный урок

План проведения урока:

Этапы урока

Время

1. Приветствие. Эпиграф. Сообщение темы урока. Определение целей урока учащимися.

1.2. Актуализация знаний.

2.1 Дифференцированное решение задач по теме: «Растворы»

2.2 Практическое значение растворов.

Работа в группе - составление кластера.

2 мин

3 мин

15 мин

5 мин


2.1 Работа с отрывком из труда Аристотеля «Метеорология»

2.2 Работа в группе – компетентностно-оринтированые задания

2.3 Результат работы в группе. Модельный ответ.

3 мин

7 мин

5 мин

4. Рефлексия. Синквейн

3 мин

5. Домашнее задание. Оценки за урок.

2 мин

Ход урока.


1 этап.

Прочтение эпиграфа к уроку.

Сближение теории с практикой

даёт самые благотворные результаты, и не одна только практика от этого выигрывает, сами науки развиваются под влиянием её.

Л.Л.Чебышев.

Сообщение темы, определение целей урока учащимися.

В каждой группе есть лидер (консультант, который может оказать помощь более слабым учащимся), который оценивает работу ребят в группе. Имеются сигнальные жетоны, которые будут свидетельствовать о завершении работы. У каждого учащегося на парте оценочные листы.

1.1 Актуализация знаний.

  • Какие системы называют дисперсными?

  • Из каких компонентов они состоят?

  • Какие системы называют гетерогенными, гомогенными?

  • Чем отличаются коллоидные растворы от истинных?

  • Что такое коагуляция и чем она вызывается?

  • Что такое раствор?

  • Что показывает молярная концентрация?


1.2 Решение задач

Работа в группе. За 10 мин каждый ученик в группе должен решить задачу. Внутри группы распределяются задачи по сложности и уровню подготовки учащихся. По мере выполнения работы лидер группы проверяет правильность выполнения задания и выставляет оценки. Правильно выполненная задача 5 баллов группе. Каждый участник группы, который решил свою задачу правильно поднимает сигнальный жетон о завершении.


  1. Рассчитайте объем раствора гидроксида натрия (массовая доля NaOH 20%, плотность 1,22 г/мл), который надо разбавить водой для получения раствора, объемом 200 мл. с массовой долей NaOH 5% и плотностью 1,06г/мл.

(ответ 43,4 мл.)

  1. В воде массой 200г.растворили гидроксид калия массой 11,2г. Плотность полученного раствора равна 1,04 г/мл. вычислить молярную концентрацию данного раствора.

(ответ 0,985 моль/л)

  1. В 250 г воды растворено 50г кристаллогидрата FeSO4 *7Н2О. Вычислить процентное содержание в растворе кристаллогидрата и безводного сульфата

железа (II).

(ответ 9,1%)

  1. В воде объем 220 мл (плотность 1 г/мл) растворили соль, массой 30 г. Рассчитайте массовую долю соли в полученном растворе.

(ответ: 12%)

  1. Какой объем 96% серной кислоты (плотность равна 1,84 г/мл) и какую массу воды нужно взять для приготовления 100 мл.15% раствора Н2SO4 (плотность 1,10г/мл)

(ответ 9,32 мл раствора кислоты 93,5г.воды)


2.2 Практическое значение растворов.

Растворы широко применятся в различных сферах деятельности человека. Они имеют огромное значение. Невозможно представить современную цивилизацию без использования растворов. Где растворы наиболее востребованы?

Работа в группе - составление кластера.


Физминутка.

2 этап.

2.1. На экране отрывок из труда Аристотеля «Метеорология»:

«Если слепить из воска сосуд и заткнув его горлышко так, что бы вода не проникала внутрь, опустить в море, то влага, просочившись в сосуд сквозь восковые стенки, окажется пресной, ибо вещество, чья примесь создает соленость, отделяется словно через цедилку».

Вопросы:

Прав ли Аристотель в своем утверждении?

О какой системе идет речь в отрывке?

О каком способе разделения говорит автор строк?

Что представляет собой морская вода?

Могут ли частицы растворенного вещества задерживаться фильтром, пусть даже восковым?

2.2. Работа в группе – компетентностно-оринтированые задания

Задание для первой группы:

«Тела не реагируют, если они не растворены» - так считали в древности. И в настоящее время 99% всех химических реакций химики проводят в растворах.

Так, кристаллогидрат медного купороса можно получить в домашних условиях.

Как можно получить кристаллогидрат медного купороса в домашних условиях?

Определите массу кристаллогидрата.

Задача: Для получения кристаллогидрата медного купороса СuSO4 * 5Н 2 О взяли раствор сульфата меди объемом 100 мл (массовая доля СuSO4 15%, плотность 1,14 г/мл.). Какова будет масса полученного при этом кристаллогидрата.

-Какие явления происходят при растворении кристаллического вещества в молекуле растворителя?

-Какие условия влияют на растворимость?

-К какому типу дисперсной системы относится медный купорос?

Задание для второй группы:

На дачном участке вы собрали хороший урожай овощей. Делая заготовки на зиму, вы решили засолить огурцы. Для этого вам нужно приготовить раствор для засолки.

Рассчитайте массу соли и объем воды, для приготовления 5л.7% раствора поваренной соли, если его плотность равна 1048 г/л.

- Рассчитать количество ложек поваренной соли, которое потребуется для приготовления раствора с заданной массовой долей, если известно, что в одной чайной ложке соли - 7г без горки / 10г с горкой.

- Приготовить 200г раствора, содержащего 15% соли. Отмерить необходимое количество воды и соли.


Задание для третьей группы:

Так как 3/4 части суши занято океанами и морями, то можно считать, что мы живем в мире растворов. Человек – это огромная химическая лаборатория, в которой все процессы происходят именно в растворах.

Зародыш человека на 85-90% состоит из воды. В организме взрослого человека-65% воды. Рассчитайте массу воды, содержащейся в вашем теле, если известно, что в юношеском организме -70% этого вещества.

-Указать средний расчет показателей воды в организме в группе.

-Указать, как в организме распределена вода в виде схемы или кластера.

- Почему, когда человек болеет , то пьет большое количество воды?


Прежде чем приступить к выполнению поставленных задач, воспользуйтесь мудрыми советами:

«Обдумай раньше, чем начать»

«С началом считается глупец, о конце думает мудрец»

«Желаемое мы охотно принимаем за действительное»

Выступление учащихся – модельный ответ.

Взаимооценивание работ по группам.


Задание «Черный ящик»:

-Этот раствор используют для дезинфекции семян томата перед посадкой.

-Продукты восстановления зависят от среды, в которой проходит реакция.

- Кристаллы этого вещества почти черного цвета, малорастворимые в воде.

-Окраска этого вещества в различных средах не одинакова.

-В медицинской практике используют растворы различной концентрации как антисептическое и кровоостанавливающее средство ( раствор перманганата калия).


Рефлексия. 

Учащиеся составляют пятистишье (синквейн) или эссе по изученному материалу.

Взамо- и самооценивание работы за урок.

Каждый ученик делает оценку своей работы. На доске три колбы:

Зеленая - все было понятно, усвоен материал, вопросов нет

Желтая – есть над чем поработать, есть вопросы по данной теме.

Красная - некоторые моменты темы вызывают затруднения, на что надо обратить внимание, какие вопросы раскрыть?

Домашнее задание: §19 повторить, задача 1,2 стр.83.



Задания для учащихся

Ф.И._________________________________

Кол-во

баллов

Само-

оценка

Оценка

консул.

Оценка

учителя

10 б.и выше «5», от 5 б. до 9 б.- «4» Заполняйте по ходу урока!!!

  1. Ответы на вопросы

3 б.




  1. Работа в группе

5 б.




  1. Индивидуальное решение задач

5 б.




Рефлексия. Синквейн

3 б.




Итого








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!