ГУ «Мичуринская средняя школа»
Учитель химии и биологии: Шоть Л.Д.
Класс: 10
Тема: «Растворы. Решение расчетных задач».
Цель урока: Создать учащимся условия для решения расчетных задач, продумать деятельность учеников в группе, виды контроля.
Образовательные: формирование представления о значении растворов для человека. Совершенствование умений и навыков в решении исследовательских и расчетных задач.
Развивающие: развитие умений анализировать предложенную информацию и устанавливать причинно-следственные связи между природой веществ и их свойствами.
Развитие навыков в решении компетентностных задач, связанных с конкретными ситуациями. Развитие самостоятельности, ответственности. Совершенствование навыков работы в группе.
Воспитательные: воспитывать умение организовать свой труд и рационально использовать время урока. Воспитывать ответственного ученика, способного получать и передавать знания.
Оборудование: Компьютерная презентация урока
Раздаточный материал
План работы, оценочные листы, сигнальные виды контроля
Тип урока: комбинированный урок
План проведения урока:
Этапы урока | Время |
1. Приветствие. Эпиграф. Сообщение темы урока. Определение целей урока учащимися. 1.2. Актуализация знаний. 2.1 Дифференцированное решение задач по теме: «Растворы» 2.2 Практическое значение растворов. Работа в группе - составление кластера. | 2 мин 3 мин 15 мин 5 мин |
2.1 Работа с отрывком из труда Аристотеля «Метеорология» 2.2 Работа в группе – компетентностно-оринтированые задания 2.3 Результат работы в группе. Модельный ответ. | 3 мин 7 мин 5 мин |
4. Рефлексия. Синквейн | 3 мин |
5. Домашнее задание. Оценки за урок. | 2 мин |
Ход урока.
1 этап.
Прочтение эпиграфа к уроку.
Сближение теории с практикой
даёт самые благотворные результаты, и не одна только практика от этого выигрывает, сами науки развиваются под влиянием её.
Л.Л.Чебышев.
Сообщение темы, определение целей урока учащимися.
В каждой группе есть лидер (консультант, который может оказать помощь более слабым учащимся), который оценивает работу ребят в группе. Имеются сигнальные жетоны, которые будут свидетельствовать о завершении работы. У каждого учащегося на парте оценочные листы.
1.1 Актуализация знаний.
Какие системы называют дисперсными?
Из каких компонентов они состоят?
Какие системы называют гетерогенными, гомогенными?
Чем отличаются коллоидные растворы от истинных?
Что такое коагуляция и чем она вызывается?
Что такое раствор?
Что показывает молярная концентрация?
1.2 Решение задач
Работа в группе. За 10 мин каждый ученик в группе должен решить задачу. Внутри группы распределяются задачи по сложности и уровню подготовки учащихся. По мере выполнения работы лидер группы проверяет правильность выполнения задания и выставляет оценки. Правильно выполненная задача 5 баллов группе. Каждый участник группы, который решил свою задачу правильно поднимает сигнальный жетон о завершении.
Рассчитайте объем раствора гидроксида натрия (массовая доля NaOH 20%, плотность 1,22 г/мл), который надо разбавить водой для получения раствора, объемом 200 мл. с массовой долей NaOH 5% и плотностью 1,06г/мл.
(ответ 43,4 мл.)
В воде массой 200г.растворили гидроксид калия массой 11,2г. Плотность полученного раствора равна 1,04 г/мл. вычислить молярную концентрацию данного раствора.
(ответ 0,985 моль/л)
В 250 г воды растворено 50г кристаллогидрата FeSO4 *7Н2О. Вычислить процентное содержание в растворе кристаллогидрата и безводного сульфата
железа (II).
(ответ 9,1%)
В воде объем 220 мл (плотность 1 г/мл) растворили соль, массой 30 г. Рассчитайте массовую долю соли в полученном растворе.
(ответ: 12%)
Какой объем 96% серной кислоты (плотность равна 1,84 г/мл) и какую массу воды нужно взять для приготовления 100 мл.15% раствора Н2SO4 (плотность 1,10г/мл)
(ответ 9,32 мл раствора кислоты 93,5г.воды)
2.2 Практическое значение растворов.
Растворы широко применятся в различных сферах деятельности человека. Они имеют огромное значение. Невозможно представить современную цивилизацию без использования растворов. Где растворы наиболее востребованы?
Работа в группе - составление кластера.
Физминутка.
2 этап.
2.1. На экране отрывок из труда Аристотеля «Метеорология»:
«Если слепить из воска сосуд и заткнув его горлышко так, что бы вода не проникала внутрь, опустить в море, то влага, просочившись в сосуд сквозь восковые стенки, окажется пресной, ибо вещество, чья примесь создает соленость, отделяется словно через цедилку».
Вопросы:
Прав ли Аристотель в своем утверждении?
О какой системе идет речь в отрывке?
О каком способе разделения говорит автор строк?
Что представляет собой морская вода?
Могут ли частицы растворенного вещества задерживаться фильтром, пусть даже восковым?
2.2. Работа в группе – компетентностно-оринтированые задания
Задание для первой группы:
«Тела не реагируют, если они не растворены» - так считали в древности. И в настоящее время 99% всех химических реакций химики проводят в растворах.
Так, кристаллогидрат медного купороса можно получить в домашних условиях.
Как можно получить кристаллогидрат медного купороса в домашних условиях?
Определите массу кристаллогидрата.
Задача: Для получения кристаллогидрата медного купороса СuSO4 * 5Н 2 О взяли раствор сульфата меди объемом 100 мл (массовая доля СuSO4 15%, плотность 1,14 г/мл.). Какова будет масса полученного при этом кристаллогидрата.
-Какие явления происходят при растворении кристаллического вещества в молекуле растворителя?
-Какие условия влияют на растворимость?
-К какому типу дисперсной системы относится медный купорос?
Задание для второй группы:
На дачном участке вы собрали хороший урожай овощей. Делая заготовки на зиму, вы решили засолить огурцы. Для этого вам нужно приготовить раствор для засолки.
Рассчитайте массу соли и объем воды, для приготовления 5л.7% раствора поваренной соли, если его плотность равна 1048 г/л.
- Рассчитать количество ложек поваренной соли, которое потребуется для приготовления раствора с заданной массовой долей, если известно, что в одной чайной ложке соли - 7г без горки / 10г с горкой.
- Приготовить 200г раствора, содержащего 15% соли. Отмерить необходимое количество воды и соли.
Задание для третьей группы:
Так как 3/4 части суши занято океанами и морями, то можно считать, что мы живем в мире растворов. Человек – это огромная химическая лаборатория, в которой все процессы происходят именно в растворах.
Зародыш человека на 85-90% состоит из воды. В организме взрослого человека-65% воды. Рассчитайте массу воды, содержащейся в вашем теле, если известно, что в юношеском организме -70% этого вещества.
-Указать средний расчет показателей воды в организме в группе.
-Указать, как в организме распределена вода в виде схемы или кластера.
- Почему, когда человек болеет , то пьет большое количество воды?
Прежде чем приступить к выполнению поставленных задач, воспользуйтесь мудрыми советами:
«Обдумай раньше, чем начать»
«С началом считается глупец, о конце думает мудрец»
«Желаемое мы охотно принимаем за действительное»
Выступление учащихся – модельный ответ.
Взаимооценивание работ по группам.
Задание «Черный ящик»:
-Этот раствор используют для дезинфекции семян томата перед посадкой.
-Продукты восстановления зависят от среды, в которой проходит реакция.
- Кристаллы этого вещества почти черного цвета, малорастворимые в воде.
-Окраска этого вещества в различных средах не одинакова.
-В медицинской практике используют растворы различной концентрации как антисептическое и кровоостанавливающее средство ( раствор перманганата калия).
Рефлексия.
Учащиеся составляют пятистишье (синквейн) или эссе по изученному материалу.
Взамо- и самооценивание работы за урок.
Каждый ученик делает оценку своей работы. На доске три колбы:
Зеленая - все было понятно, усвоен материал, вопросов нет
Желтая – есть над чем поработать, есть вопросы по данной теме.
Красная - некоторые моменты темы вызывают затруднения, на что надо обратить внимание, какие вопросы раскрыть?
Домашнее задание: §19 повторить, задача 1,2 стр.83.
Задания для учащихся Ф.И._________________________________ | Кол-во баллов | Само- оценка | Оценка консул. | Оценка учителя |
10 б.и выше «5», от 5 б. до 9 б.- «4» Заполняйте по ходу урока!!! |
Ответы на вопросы | 3 б. | | | |
Работа в группе | 5 б. | | | |
Индивидуальное решение задач | 5 б. | | | |
Рефлексия. Синквейн | 3 б. | | | |
Итого | | | | |