СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Растения в домашней аптечке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю Вашему вниманию конспект «Растения в домашней аптечке» к уроку окружающего мира во втором классе по программе ПЕРСПЕКТИВА. Каждое растение, обладающее лечебными свойствами, поэтому к каждому растению подобрано графическое изображение, его целебные свойства и показания к применению. Ребята узнают, как и когда появились лекарственные растения, какие бывают лекарственные растения, какие части этих растений составляют лечебную ценность, как собирают лекарственные растения.

Просмотр содержимого документа
««Растения в домашней аптечке»»

Урок окружающего мира «Растения в домашней аптечке»


Предмет: Окружающий мир

Класс: 2

Учитель: Киреева Яна Анатольевна

УМК: «Перспектива»

Тип урока: Открытие нового знания

Тема урока: «Растения в домашней аптечке».

Целевые установки урока:


1.Формирование предметных умений:

-называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения;

-приводить примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях;
-знать правила сбора, хранения и использования лекарственных растений;
-узнавать по рисунку учебника названия наиболее распространенных лекарственных растений, находить среди них дерево, кустарник, травянистые растения;
-знать названия лекарственных растений домашней аптечки, записывать их в рабочую тетрадь.

2. Формирование  метапредметных  умений:

личностные умения:       

- принимать и осваивать социальную роль ученика;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);

- устанавливать связь между целью деятельности и  ее результатом.
- осознавать необходимость бережного отношений к природе, а именно к лекарственным растениям.

регулятивные умения: 

- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- анализировать и синтезировать материал, группировать и выделять существенное;
- проявлять индивидуальные творческие способности при подготовке сообщений,
- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;

 познавательные умения

- ориентироваться в раздаточном материале;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

- использовать разные источники информации для выполнения учебных заданий; 

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- использовать полученные знания и умения в практической деятельности; 

- проводить анализ учебного материала;

- уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, давать самооценку своей деятельности. 


коммуникативные умения:

-  донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других;

-работать в группе;

- доброжелательное отношение друг к другу.


Оборудование и ресурсы: ПК, медиапроектор, учебник А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой «Окружающий мир» УМК «Перспектива», рабочие тетради на печатной основе, А.А.Плешаков, аптечка-чемоданчик, лекарственные растения в засушенном виде (цветки липы, плоды шиповника, соцветия календулы и тысячелистника, листья подорожника, корень валерианы), термос, одноразовые чашечки для фиточая.



Ход урока

I Эмоциональный настрой

Я пришла к вам на урок.

Вам, ребятки, будет прок.

Постарайтесь всё понять,

Всё запомнить, рассказать.

Постарайтесь - не ленитесь

А для начала - улыбнитесь!!!

II. Этап актуализация

1.Целеполагание

-  Ребята, вы когда – нибудь  играли в больницу? Вот и сегодня мы поиграем .Вы принесли сегодня на урок своих кукол, игрушечных зайчиков и собак. Давайте каждый сейчас нам покажет и скажет кого он принес с собой. Представьте себе, что они заболели и мы будем их лечить. Расскажите, пожалуйста, что с вами случилось. Что болит?

-Чем вы предлагаете лечить наших зверят ? Вспомните, чем лечил больных зверей добрый доктор Айболит?

-кто расскажет, как у него дома лечат больное горло, кашель, простуду?

-Что мама ваша делает, когда вы болеете? (идет в аптеку, дает лекарства, вызывает врача)

-Где берет мама лекарства? ( в аптеке)

-Что такое аптека? Где об аптеке можно узнать? ( у взрослых, из словаря, из интернета и т.д.)Слайд

-Аптека - это учреждение, в котором продаются (или изоготавливаются лекарства, лечебные средства). Это набор лекарств  для оказания первой помощи, шкафчик или коробочка  с таким набором. Бывает дорожная аптечка, лесная аптека 

-Кто догадался. о чем же будем говорить на уроке? Что мы узнаем и чему научимся?  Что бы вы хотели узнать согласно нашей теме? Какие цели поставим?

Познакомимся с тем, как появились лекарственные растения, какие бывают лекарственные растения  и узнаем как собирают лекарственные растения и подберем лечение для наших больных.

Начинаем нашу работу. Начнем с первого этапа. О чем мы будем говорить на этом этапе?

Вступление учителя

-Лекарственные растения были известны человеку с давних времен. Люди обращали внимание на то, что животные с удовольствием поедали некоторые растения, чтобы вылечиться. И человек постепенно начал собирать эти растения и сушить. Занимаясь сбором плодов, кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от болезней. Еще в больших городах, таких как Москва и Санкт Петербург много лет назад разводили так называемые АПТЕКАРСКИЕ ОГОРОДЫ, где выращивали различные лекарственные растения, чтобы лечиться ими. Лекарственные растения получили название ЗЕЛЕНОЙ АПТЕКИ.

-Какой же наш следующий шаг? (узнаем, какие бывают лекарственные растения)

-Откуда мы это сможем узнать? (у взрослых, из учебника, из книг, из интернета и т.д.)

-Предлагаю открыть учебник на стр.28-29

-Прочтите названия растений. Кому знакомы? Что вы о них знаете? Это все лекарственные растения, которые есть на Земле? (ответы учащихся)

Выступления учащихся о лекарственных растениях.

О тысячелистнике.

Плотные бело-кремовые соцветия, упругий твердый стебель, сложные темно-зеленые листья, стойкий терпкий запах – все это отличительные признаки тысячелистника. Эта трава была всегда под рукой и в нужный момент приходила на помощь. Свежие листья растирали в ступке и толкли, смешивая со свиным салом, а полученной мазью обрабатывали раны. Листья и цветы сушили, измельчали в порошок, а потом заваривали и пили при различных воспалениях.
Солдаты Дмитрия Донского и Суворова активно применяли порошок тысячелистника для залечивания ран, полученных в бою. Этим объясняется еще одно его народное название – военная трава.


О подорожнике.
Тонкий стебель у дорожки.

На конце его — серёжки.

На земле лежат листки —

Маленькие лопушки.

Нам он — как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.

Научное название подорожника – «плантаго» - произошло от латинского слова «подошва», так как прижатые к земле листья напоминают след ноги. Давно замечено, что подорожник следует за человеком, разрастаясь вдоль дорог и тропинок.

Подорожник — лекарственное растение. Еще в стародавние времена подорожник  называли "Матерью всех трав" за его умение лечить раны и болезни. С помощью подорожника можно остановить кровотечение, он умеет заживлять раны, лечить разные заболевания. Если вы натерли мозоль – приложите чистый  лист подорожника, и вам легче будет идти. А все потому, что в листьях есть витамин К.

О валериане.

Валериана - это травянистое растение. Интересно, что в переводе с латинского название этого растения означает «быть здоровым». Родина валерианы считается Средиземноморье. В России промышленный сбор корней валерианы начался при Петре I для нужд госпиталей. Чаще всего используют корень валерианы, он содержит дубильные вещества, органические кислоты (уксусная, муравьиная, яблочная, ), сахара, а также эфирное масло. Основной запас лекарственных веществ сосредоточен в подземной части Валерианы лекарственной. Двухлетние корневища с корешками выкапывают после созревания плодов.

О календуле.

«Календула, календула

цветочек золотой,Ты –солнце наше летнее холодною зимой.»

Этот цветок легко узнать среди тысячи других. Он выделяется среди других яркой окраской и нежными лепестками.

Словно россыпи маленьких солнц, горят на зеленой лужайке кустики махровых ноготков так называют в народе календулу. Где только ее не встретишь! Во многих странах мира календула разводится в качестве декоративного и лекарственного цветка.

Календула по праву заслужила такое признание, ведь она годится на стол в качестве красивого букета, приправы , а также используется как лекарство и как средство поддержания красоты и молодости.

О липе.

ЗАГАДКА

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают:

Шкурку тонкую снимают.

В отличие от многих деревьев липа цветет довольно поздно – в конце июня – начале июля. Цветочки у нее желтовато-белые, собраны в небольшие гроздья. Выглядят они скромно, зато выделяют большое количество нектара. Липа – лучший медонос. Пчелы целыми днями летают вокруг нее, собирая сладкий нектар.

За день цветок липы выделяет 2–3 миллиграмма нектара. В липовом меде много полезных веществ. Обладают целебными свойствами и цветки липы. Липовый чай пьют при простудах. .

Липа – хорошая соседка для других деревьев. Под липой никогда не бывает старых опавших листьев, они быстро перегнивают и возвращают в почву питательные вещества, в том числе необходимый растениям кальций.

О шиповнике.

Раскопки древнейших поселений в Швейцарии свидетельствуют, что плоды шиповника использовались человеком в пищу ещё в конце ледниковой эпохи. Уже в XVII веке в России шиповник широко использовали для лечения раненных в войне с турками солдат. Маслом из семян лечили ранения головы. Отваром плодов обмывали края раны, чтобы избежать гангрены.. В дальнейшем шиповник в медицине не использовался, и вспомнили о нём только в Великую Отечественную войну. Плоды многих видов шиповника содержат большое количество витамина С. В плодах шиповника аскорбиновой кислоты примерно в 10 раз больше, чем в ягодах чёрной смородины, и в 50 раз больше, чем в лимоне.

3. Этап выявления места и причины затруднения.

- Какие растения мы можем положить в свою аптечку? (только лекарственные)

- А знаем ли мы, какие растения лекарственные?

- С какой целью мы изучаем эту тему? (знать, какие растения лекарственные, какие части растений собирают, в чём их полезные свойства)

Открыть выставку засушенных лекарственных растений. Несколько коробочек с травами из аптеки. Гербарий. Перечислить.

Физминутка под музыку
Говорит цветку цветок:
Подними-ка свой листок.
(Дети поднимают и опускают руки.)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.
(Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.
(Вращение головой.)
Стебель наклони слегка —
Вот зарядка для цветка.
(Наклоны.)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
(Встряхивания кистями рук.)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.

Итак, ребята, с какими же лекарственными растениями мы познакомились?

Как вы думаете, ребята, везде ли можно собирать лекарственные травы?

Лекарственные растения нужно собирать в чистых местах. У дороги нельзя собирать, от трассы не менее 100 метров, нельзя возле свалок, в городе.

Люди, которые занимаются сбором лекарственных растений, должны делать это с чистым сердцем, доброй душой, от всей души должны желать человеку, который будет лечиться их травами доброго здоровья.

В природе существует много растений, которые человек назвал лекарственными.

-Почему их так назвали люди?

-Где их можно приобрести?

-А в аптеку как они попадают?

-А кто их собирает?

-Какие люди их собирают? (знающие)

- Я думаю, что вы тоже знающие люди. И предлагаю вам составить правила сбора лекарственных растений. Возьмите в руки синие листочки


Решение учебной задачи .

РАБОТА В группах.


Составим правила сбора лекарственных растений.

Соедините начало предложения и конец.


1.СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ДОЛЖЕН



КАЖДОЕ РАСТЕНИЕ НУЖНО КЛАСТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ ДРУГОГО, ИСПОЛЬЗУЯ ПОЛОТНЯНЫЕ МЕШОЧКИ

2.ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ


ОКОЛО ШОССЕ, ДОРОГИ, ТРАССЫ


3.ПРИ СБОРЕ


ЗНАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ОН ДОЛЖЕН РАЗЛИЧАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И ЗНАТЬ, ЧТО У ЭТОГО РАСТЕНИЯ НАДО ВЗЯТЬ: ЛИСТ, КОРЕНЬ ИЛИ СОЦВЕТИЕ.


4.ПРИ СБОРЕ НАДО ВЗЯТЬ РАСТЕНИЙ СТОЛЬКО,


ЗАНЕСЁННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ.

5.НЕЛЬЗЯ СОБИРАТЬ

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ,


СКОЛЬКО НУЖНО


6.НЕ НУЖНО СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

СОБИРАЮТ ТОГДА, КОГДА В НЁМ МНОГО АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ.


Для проверки поиграем в игру «Эхо» - я начинаю предложение, а вы дружно заканчиваете… Молодцы! Вот какую замечательную памятку мы с вами составили! Она будет полезна не только вам, но и вашим родителям. Поделитесь с ними вашими знаниями. Памятки на столе у учителя.

Впереди лето, у вас у всех есть возможность не только увидеть, но и собрать свою небольшую домашнюю аптечку. Я свою уже начала собирать и хочу угостить вас фито чаем с плодами шиповника.


Итог урока.

-Ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке?

Продолжите. Я УЗНАЛ(А), …………………………..


Рефлексия.

Сядьте как ученики. Кому было на уроке комфортно, кто получил новые знаний, с удовольствием слушал ответы своих одноклассников и сам был активен. Поаплодируйте друг другу.



Д/з - подготовить  сообщение о лекарственном растении, которое вы еще не знаете, о котором не говорили. Р.Т. с. 16 – 17, практическая работа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!