СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ранние классификации детей с ЗПР. Этиопатогенетическая классификация ЗПР К.С.Лебединской. История выделения группы детей с ЗПР. Понятие, причины возникновения, общая характеристика.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Ранние классификации детей с ЗПР. Этиопатогенетическая классификация ЗПР К.С.Лебединской. История выделения группы детей с ЗПР. Понятие, причины возникновения, общая характеристика.»

 Ранние классификации детей с ЗПР.  Этиопатогенетическая классификация ЗПР К.С.Лебединской.  История выделения группы детей с ЗПР.  Понятие, причины возникновения, общая характеристика.

Ранние классификации детей с ЗПР. Этиопатогенетическая классификация ЗПР К.С.Лебединской. История выделения группы детей с ЗПР. Понятие, причины возникновения, общая характеристика.

Определение ЗПР  Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Определение ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Причины ЗПР М.С. Певзнер и Т.А. Власова выделяют : 1. Неблагоприятное течение беременности:  - болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);  - хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);  - токсикозы, особенно второй половины беременности;  - токсоплазмоз;  - интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;  - несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.

Причины ЗПР

М.С. Певзнер и Т.А. Власова выделяют :

1. Неблагоприятное течение беременности:

- болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);

- хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);

- токсикозы, особенно второй половины беременности;

- токсоплазмоз;

- интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;

- несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.

2. Патология родов: - травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения (например, наложении щипцов); - асфиксия новорожденных и ее угроза. 3. Социальные факторы - педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до 3х лет), так и в более поздние возрастные этапы - Низкий уровень образования родителей 4. Наследственные факторы  - Врожденная ( в том числе наследственная) неполноценность центральной нервной системы

2. Патология родов:

- травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения (например, наложении щипцов);

- асфиксия новорожденных и ее угроза.

3. Социальные факторы

- педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до 3х лет), так и в более поздние возрастные этапы

- Низкий уровень образования родителей

4. Наследственные факторы

- Врожденная ( в том числе наследственная) неполноценность центральной нервной системы

Наиболее яркие признаки ЗПР 1.Незрелость эмоционально-волевой сферы 2.Нарушение внимания 3.Нарушение восприятия 4.Особенности памяти 5.Проблема речи 6.Отставание в развитии всех форм мышления

Наиболее яркие признаки ЗПР

1.Незрелость эмоционально-волевой сферы

2.Нарушение внимания

3.Нарушение восприятия

4.Особенности памяти

5.Проблема речи

6.Отставание в развитии всех форм мышления

Классификация ЗПР М.С. Певзнер и Т.А. Власова (1972, 1973) К.С. Лебединской В.В. Ковалева (1979)

Классификация ЗПР

М.С. Певзнер и Т.А. Власова (1972, 1973)

К.С. Лебединской

В.В. Ковалева (1979)

Классификация ЗПР   М. С. Певзнер и Т. А. Власова

Классификация ЗПР М. С. Певзнер и Т. А. Власова

При психическом и психофизическом инфантилизме  задержка психического развития первична и связана с воздействием вредных факторов на центральную нервную систему в период беременности. На первый план выступает отставание в развитии личности (личностная незрелость) и эмоционально-волевой сферы. Эмоции поверхностны и неустойчивы.  Астенические состояния  снижают темп психического развития ребенка из-за пониженной работоспособности, быстрого выключения из деятельности, колебаний внимания. Церебрально-органическая форма ЗПР  является наиболее тяжелой, распространенной и стойкой, поскольку имеет органическую природу. Причинами органических повреждений ЦНС могут быть: травмы беременной и плода, тяжелые интоксикации и токсикозы, несовместимость крови матери и плода по группе и резус-фактору; врожденные болезни плода, родовые травмы; ранние постнатальные заболевания (в первые два года жизни) — дистрофирующие инфекционные заболевания, мозговые травмы
  • При психическом и психофизическом инфантилизме  задержка психического развития первична и связана с воздействием вредных факторов на центральную нервную систему в период беременности. На первый план выступает отставание в развитии личности (личностная незрелость) и эмоционально-волевой сферы. Эмоции поверхностны и неустойчивы. 
  • Астенические состояния  снижают темп психического развития ребенка из-за пониженной работоспособности, быстрого выключения из деятельности, колебаний внимания.
  • Церебрально-органическая форма ЗПР  является наиболее тяжелой, распространенной и стойкой, поскольку имеет органическую природу. Причинами органических повреждений ЦНС могут быть: травмы беременной и плода, тяжелые интоксикации и токсикозы, несовместимость крови матери и плода по группе и резус-фактору; врожденные болезни плода, родовые травмы; ранние постнатальные заболевания (в первые два года жизни) — дистрофирующие инфекционные заболевания, мозговые травмы
Классификация ЗПР  К.С. Лебединской

Классификация ЗПР К.С. Лебединской

ЗПР  церебрально-органического происхождения  ЗПР церебрально-органического генеза  является самым распространенным типом ЗПР. Нарушения в эмоционально-волевой и познавательной деятельности, вызываемые им, являются наиболее выраженными

ЗПР церебрально-органического происхождения

ЗПР церебрально-органического генеза  является самым распространенным типом ЗПР. Нарушения в эмоционально-волевой и познавательной деятельности, вызываемые им, являются наиболее выраженными

ЗПР  конституционального происхождения  (неосложненный психический и психофизический инфантилизм, по классификации М. С. Певзнер и Т.А.Власовой).    « Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста ».

ЗПР конституционального происхождения

(неосложненный психический и психофизический инфантилизм, по классификации М. С. Певзнер и Т.А.Власовой).

« Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста ».

ЗПР  соматогенного происхождения  Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния).  « Нередко имеет место и задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений — неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности »

ЗПР соматогенного происхождения

Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния).

« Нередко имеет место и задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений — неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности »

ЗПР  психогенного происхождения  Этот тип нарушения связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими.  ЗПР такого типа возникает в трёх основных случаях:  1. недостаточная опека, безнадзорность,  2. гиперопека, или воспитание по типу «кумира семьи» ,  3. развитие личности по невротическому типу

ЗПР психогенного происхождения

Этот тип нарушения связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими.

ЗПР такого типа возникает в трёх основных случаях:

1. недостаточная опека, безнадзорность,

2. гиперопека, или воспитание по типу «кумира семьи» ,

3. развитие личности по невротическому типу

Классификация В. В. Ковалева (1979) Дизонтогенетический ( недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искаженного развития ребенка . ); Энцефалопатический (в основе лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза.); ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях зрения, слуха),

Классификация В. В. Ковалева (1979)

  • Дизонтогенетический ( недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искаженного развития ребенка . );
  • Энцефалопатический (в основе лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза.);
  • ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях зрения, слуха),
Существенные особенности психического статуса детей с ЗПР в сенсорно-перцептивной сфере — незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной), неполноценность зрительно-пространственной ориентированности; в психомоторной сфере — разбалансированность двигательной активности (гипер- и гипоактивность), импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движения; в мыслительной сфере — преобладание более простых мыслительных операций (анализ и синтез), снижение уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к абстрактно-аналитическим формам мышления;

Существенные особенности психического статуса детей с ЗПР

  • в сенсорно-перцептивной сфере — незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной), неполноценность зрительно-пространственной ориентированности;
  • в психомоторной сфере — разбалансированность двигательной активности (гипер- и гипоактивность), импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движения;
  • в мыслительной сфере — преобладание более простых мыслительных операций (анализ и синтез), снижение уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к абстрактно-аналитическим формам мышления;
Существенные особенности психического статуса детей с ЗПР в мнемической сфере — преобладание механической памяти над абстрактно-логической, непосредственного запоминания — над опосредованным, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию; в речевом развитии — ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью; в эмоционально-волевой сфере — незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;

Существенные особенности психического статуса детей с ЗПР

  • в мнемической сфере — преобладание механической памяти над абстрактно-логической, непосредственного запоминания — над опосредованным, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию;
  • в речевом развитии — ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью;
  • в эмоционально-волевой сфере — незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;
Литература К. С. Лебединская глава «Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития» Н. Ю. Борякова — статья «Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.» Буфетов, Д. В. Роль установки в развитии межличностной компетентности детей с нарушенным психическим развитием [Текст] // Практическая психология и логопедия. — 2004. — № 1.  Зайцев, Д. В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье [Текст] // Вестник психосоциальной и коррекционно — реабилитационной работы. — 2006. — № 1. — С. 62 — 65. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов [Текст] // М.: ВЛАДОС, 2004. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред. Кузнецовой Л. В. — М.: Академия, 2003.  Анохин, П. К. Эмоции [Текст] // Психология эмоций. — М.:Просвещение

Литература

  • К. С. Лебединская глава «Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития»
  • Н. Ю. Борякова — статья «Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.»
  • Буфетов, Д. В. Роль установки в развитии межличностной компетентности детей с нарушенным психическим развитием [Текст] // Практическая психология и логопедия. — 2004. — № 1. 
  • Зайцев, Д. В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье [Текст] // Вестник психосоциальной и коррекционно — реабилитационной работы. — 2006. — № 1. — С. 62 — 65.
  • Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов [Текст] // М.: ВЛАДОС, 2004.
  • Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред. Кузнецовой Л. В. — М.: Академия, 2003. 
  • Анохин, П. К. Эмоции [Текст] // Психология эмоций. — М.:Просвещение


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!