СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рафаэль нашего времени: И. И. Бродский

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

К 140-летию советского художника

Просмотр содержимого документа
«Рафаэль нашего времени: И. И. Бродский»

Илья Репин​ называл Исаака Бродского любимым учеником и «Рафаэлем нашего времени». Бродский стоял во главе Всероссийской академии художеств​

 и Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры​. Он писал портреты революционных вождей, а еще собрал богатую коллекцию русской живописи второй половины XIX — первой трети XX века.

Исаа́к Бро́дский русский и  советский живописец, график и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1932); один из основоположников живописи социалистического реализма, автор обширной изобразительной ленинианы.

Исаак Бродский появился на свет 6 января 1884 года в селе Софиевка Бердянского уезда близ современного города Бердянска (округ Симферополя). Его отец владел земельной собственностью и принадлежал к купеческой гильдии. Младшая сестра Раиса также была творческим человеком и впоследствии стала музыкантом. С юных лет Бродский увлекался художественным творчеством, любил копировать орнаменты​, изображал дома и животных.

С очень раннего возраста я пристрастился к рисованию, вернее к перерисовыванию и обрисовыванию всяческих узоров, эмблем, виньеток на тетрадках и книжках, попадавших в мои детские руки. Из книги Исаака Бродского «Мой творческий путь»

Другой страстью молодого Исаака Бродского была музыка — он часто играл на гармони​ перед друзьями и даже выступал на свадьбах, а еще освоил скрипку и мечтал стать профессиональным скрипачом.

Первым учебным заведением Бродского стала четырехклассная городская школа в Бердянске. Родители остались в селе, а его на время учебы поселили в семье ремесленника-жестянщика Абрама Евновича. Там Исаак Бродский жил «на полном иждивении, окруженный заботой и отеческой любовью».

Помимо школьных уроков, Бродский дополнительно занимался с учителем рисования. Его работы ежегодно побеждали на школьных конкурсах, за это будущему художнику каждый раз вручали один и тот же приз — новый набор чертежных инструментов. Евновичи знали об успехах Бродского и уговорили его отца отдать сына в Одесское художественное училище. В 1896 году окончил Бердянское городское училище. В Одессу Исаак Бродский отправился пароходом. По пути они с отцом навестили родственников в Феодосии​ и прогулялись по городу. Так будущий живописец впервые побывал в галерее Ивана Айвазовского и даже заглянул в его рабочую комнату.

То была мастерская самого Айвазовского​, художника, сотворившего столько чудесных полотен​, казавшихся мне тогда пределом живописного мастерства. Увидев воочию мастерскую художника, я еще больше преисполнился благоговением перед искусством этого великого мастера и весь день чувствовал себя счастливцем.

Из книги Исаака Бродского «Мой творческий путь»

С 1896 по 1902 год учился в Одесском художественном училище у Л. Д. Иорини, К. К. Костанди и Г. А. Ладыженского.

Кириак Костанди грек по национальности, православный следовал реализму, но некоторые его работы можно причислить к импрессионизму. Учитель Бродского, художник Костанди чьи полотна построены на стыке высокого мастерства и понимания трагического бытия. Их характеризует широкий спектр социальных проблем, которые не могут не волновать. Так, к примеру, картина «В люди» (1885) была написана художником как отклик на характерное в конце XIX века явление — сельская молодёжь в поисках лучшей судьбы, убегая от нищеты, едет в город. В конце 1880-х годов в творчестве Костанди происходят изменения. Он остаётся приверженцем бытового жанра, но в корне меняет художественные подходы и свой взгляд на суть живописи. Самыми важными в это время для него становятся проблемы солнечного освещения и пленэра. В определённом смысле, наследуя мастеров французского импрессионизма, для которых большое значение имело временное и психологическое единство, Костанди, в своих небольших картинах старается остановить время и момент чувства. Современники подчёркивали, что Костанди был художником философского склада. Начиная с 1890-х годов, во всех его картинах прослеживается особенность — незначительная сюжетная линия, практически минимализм в изображении, соединён с высоким поэтическим настроением. Именно передача чувств, настроения становится основной целью художника

В училище Исаак Бродский поступил на архитектурное отделение, а год спустя перешел на скульптурное. Но на практических занятиях приходилось сильно пачкаться, и его испугала перспектива всю жизнь ходить грязным, как штукатур. Вскоре Бродский перевелся на отделение живописи.

За работы он регулярно получал награды и в 1902 году окончил училище с отличными оценками. Это помогло Исааку Бродскому поступить в петербургскую Академию художеств​

 без экзаменов.

Осенью 1902 года Исаак Бродский отправился в Петербург​. Он поселился на съемной квартире на Васильевском острове. Будущий живописец «хотел окончить Академию, надеясь только на свои силы», а не на помощь родителей. Он вступил в Общество поощрения художеств — там ему выделили ежемесячную стипендию в 20 рублей.

На первом курсе Императорской Академии художеств Бродскому преподавали профессора Ян Ционглинский, Иван Творожников, Петр Мясоедов. После года обучения он попросился в мастерскую к Илье Репину​, но у того уже было слишком много студентов.

Я несколько дней ходил на квартиру к Репину, просил его принять меня к себе, но он все время отказывал, ссылаясь на тесноту мастерской. Тогда я попросил устроить меня где-нибудь, в любом уголке. Он мне ответил: «Если вы можете работать при таких условиях, то начинайте».

Из книги Исаака Бродского «Мой творческий путь»

Репин хорошо относился к новому ученику. Он выделял Исаака Бродского среди других студентов за старание, ставил в пример его работы. А тот ценил живописца за метод преподавания: Илья Репин «не стеснялся ни в похвалах, ни в ругани» и на деле показывал, как нужно работать.

Бродский перенял у наставника подход к творчеству, но не технику. На ее развитие, по признанию художника, сильно повлияла скрипичная музыка. Он считал, что этот вид искусства обогащает живопись.

В то время Исаак Бродский восхищался работами Николая Рериха​, Михаила Врубеля​, Константина Сомова, Исаака Левитана​. Некоторым из них он пытался подражать. Вскоре художник нашел свой стиль, который назвал «ажуром», и старался придерживаться его в дальнейшем творчестве.

В мастерской Репина Исаак Бродский проучился пять лет. На каникулах он вместе с друзьями ездил на юг страны или писал этюды на Валаамских островах​

На последнем году обучения Бродский женился на художнице и поэтессе Любови Гофман. Летом 1907 года он написал портрет супруги, а потом отправил его вместе с дипломной картиной «Теплый день» на конкурс в Академию. За них Исаак Бродский получил высшие оценки. Живописец Аркадий Рылов говорил о нем: «Это работа не ученическая. Фигура женщины, пейзаж с озером, подернутым легкой рябью, далекое небо, насыщенное светом тихого летнего дня, говорят о большом художнике с поэтической душой».

В 23 года Исаак Бродский окончил Академию. Вместе с четырьмя другими выпускниками его отправили развивать мастерство за границу.

Весной 1909 года Исаак Бродский уехал из России сначала в Австрию, потом Германию​ и Францию​. Он несколько месяцев прожил в Париже, часто ходил в музеи, работал в садах и на улицах города. Бродский восхищался художниками французской школы — Эженом Делакруа, Гюставом Курбе, Эдгаром Дега, Камилем Писсарро и другими. А вот работы представителей новых направлений в искусстве ему не понравились.

Я впервые увидел Матисса, ван Донгена, Пикассо​ и других; эти художники произвели на меня отвратительное впечатление, и до сих пор я не могу понять их и всегда вспоминаю о них с отвращением. Из книги Исаака Бродского «Мой творческий путь»

Из Франции Бродский отправился в Испанию​, а потом в Англию​. В британских музеях он любовался картинами Джошуа Рейнольдса, Уильяма Тернера и Томаса Гейнсборо​

В середине осени Исаак Бродский вернулся в Петербург с новыми работами, которые он выполнил в Европе. Художник показал их профессорам Академии и попросил о второй заграничной поездке. Совет согласился и выделил ему средства.

Теперь Бродский решил поехать в Италию​. Он прожил несколько месяцев в Риме, где встретил Валентина Серова​ — тот собирал материалы для своего будущего полотна «Похищение Европы». Потом Бродский вместе с несколькими русскими живописцами сел на пароход, который отправлялся на Капри. Тем же рейсом следовал Максим Горький​. После короткого знакомства Горький позвал живописца и его коллег в гости и разрешил написать свой портрет.

Исаак Бродский подружился с литератором, они начали переписываться. Позже Горький не раз звал его на Капри: «Очень рад буду видеть Вас потому, что люблю; полагаю, что и Вам здесь было бы лучше, чем в ином месте, спокойней, чем на святой Руси​, теплее и красивее, — не так ли? А у Вас там целое лето будут лить дожди, каждый день будете Вы читать газету, а в ней ежедневно — шестнадцать самоубийств…» В 1911 году Бродский побывал в Италии еще раз, теперь на собственные средства.

Итогом путешествий художника стали известные картины «Сказка» и «Италия». Бродский писал: «В этих работах я как бы суммировал свои впечатления от увиденных мною стран». За «Сказку» он получил крупную денежную премию на Всероссийском конкурсе Общества поощрения художеств. Полотна мастера участвовали и на других отечественных и зарубежных выставках.

До Октябрьской социалистической революции 1917 года и в 1920-е годы Бродский участвовал в выставках в Академии художеств, был экспонентом «Товарищества южнорусских художников», «Товарищества передвижных художественных выставок», «Общества имени А. И. Куинджи», «Общины художников», членом-учредителем «Общества живописцев.

Летом 1917 года он начинает портрет Александра Керенского (заканчивает уже в 1918, когда Временное правительство было свергнуто)[10], а после Октябрьской революции активно пишет портреты большевистских лидеров. Бродский много работал над созданием образов советских вождей, в первую очередь В. И. Ленина и И. В. Сталина, а также Луначарского, Ворошилова, Фрунзе, Калинина, Зиновьева и других.

Во время Февральской и Октябрьской революций 1917 года Исаак Бродский находился в Петербурге. Художник воспринял перевороты с энтузиазмом и считал, что позорно «пройти безучастно мимо тех великих событий».

Бродский вошел в состав нового Исполнительного комитета по делам искусств и посещал заседания, которые проходили на квартире Максима Горького. Там он познакомился с наркомом просвещения Анатолием Луначарским и попросил отрекомендовать его Владимиру Ленину. Художник видел вождя «исключительной и крайне интересной для изображения» личностью.

Летом 1920 года Исаак Бродский попал на открытие II конгресса Коммунистического интернационала в Петрограде. Во время заседания он сделал наброски к портрету Ленина, а потом показал ему свой эскиз и попросил подписать. Поначалу вождь революции решил, что на рисунках он не похож на себя, но люди вокруг убедили его в обратном. «Первый раз в жизни подписываюсь под тем, с чем не согласен!» — в итоге сказал Владимир Ленин и поставил автограф. В дальнейшем мастеру выдали именной пропуск, он часто бывал на деловых встречах и изображал вождя за работой.

Четыре года Исаак Бродский трудился над монументальной, больше пяти метров в ширину, картиной «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна во дворце Урицкого в Ленинграде». На ней художник изобразил около 600 участников собрания. Работу показали во многих городах страны. Репин назвал труд своего ученика колоссальным, а его самого «Рафаэлем нашего времени».

Свое творчество 1920–30-х годов Бродский посвятил революционной тематике, а главным направлением в живописи избрал социалистический реализм​. На своих картинах он часто изображал Владимира Ленина, Иосифа Сталина, Михаила Калинина, Климента Ворошилова и других идеологов революции.

В 1932 году Бродский стал сначала преподавателем, а через два года — директором Всероссийской академии художеств​. Также он возглавил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры​. Руководство забирало у него много времени и сил. Зимой 1938 года Бродский писал: «Мне очень трудно ощущать себя оторванным от мольберта​, от своего любимого дела и быть обремененным той работой, которая мне никак не свойственна и для меня непосильна».

14 августа 1939 года Исаак Бродский умер в возрасте 55 лет. Его похоронили на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

Интересные сведения:

1. В молодости Исаак Бродский часто рисовал для сатирических изданий. Какое-то время он отвечал за художественное наполнение журнала «Вершины». В редакции Бродский нередко встречал поэтов Александра Блока​, Николая Гумилева​, Анну Ахматову​, Сашу Черного​ и других.

2. Первым вариантом дипломной работы художника стал эскиз «Тишина». На нем он изобразил самого себя в образе покойника. Профессора Академии работу одобрили, один из них, Василий Матэ, даже сказал: «Бродский так хорошо напи­сал себя, что хочется самому лечь в гроб!» Но этот эскиз кто-то украл со студенческой выставки, и в результате Исаак Бродский представил другую картину для диплома.
3. Живописец собрал большую коллекцию произведений русского искусства. Среди них были работы Исаака Левитана, Константина Сомова, Николая Рериха, Давида Бурлюка​ и многих других. А первым вкладом стали три рисунка Ильи Репина. Бродский писал: «Я считаю, что и по количеству и по качеству моя коллекция может смело конкури­ровать с любым крупным музеем, за исключением, конечно, Третьяковской галлереи​ и Русского музея​

  • 4. Исаак Бродский был женат дважды. Любовь Марковна первая жена. Дочь — Лидия Бродская (1910—1991), народный художник СССР, жена художника Ф. П. Решетникова.

    • Внучка — художница Любовь Решетникова (род. 1943). Её муж — художник Григорий Григорьевич Цикунов.

  • Сын — Евгений Исаакович Бродский (1912—1993).

Второй супругой художника стала дочь его профессора из Академии Петра Мясоедова — Татьяна.

5. Мастер создал живописную лениниану — собрание художественных произведений о жизни и деятельности Владимира Ленина. Вождя революции он обычно изображал пламенным революционером или простым и скромным человеком.

В своём дневнике Корней Чуковский, встречавшийся с Бродским в 1926 году так отметил стиль работы художника:

«… я взялся писать о Репине и для этого посетил Бродского Исаака Израилевича. Хотел получить от него его воспоминания. Ах, как пышно он живёт — и как нудно! Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой — которая и служит ему мастерской — некуда деваться от „расстрела коммунистов в Баку“… И самое ужасное, что таких картин у него несколько дюжин. Тут же на мольбертах холсты, и какие-то мазилки быстро и ловко делают копии с этой картины, а Бродский чуть-чуть поправляет эти копии и ставит на них свою фамилию. Ему заказано 60 одинаковых „расстрелов“ в клубы, сельсоветы и т. д., и он пишет эти картины чужими руками, ставит на них своё имя и живёт припеваючи. Все „расстрелы“ в чёрных рамках. При мне один из копировальщиков получил у него 20 червонцев за пять „расстрелов“. Просил 25 червонцев.

Сам Бродский очень мил. …чтобы покупать картины (у него отличная коллекция Врубеля, Малявина, Юрия Репина и пр.), чтобы жить безбедно и пышно, приходится делать „расстрелы“ и фабриковать Ленина, Ленина, Ленина. Здесь опять таки мещанин, защищая своё право на мещанскую жизнь, прикрывается чуждой ему психологией. …

Примирило меня с ним то, что у него так много репинских реликвий. Бюсты Репина, портреты Репина и проч. И я вспомнил того стройного изящного молодого художника, у которого тоже когда-то была своя неподражаемая музыка — в портретах, в декоративных панно. Его талант ушёл от него вместе с тонкой талией, бледным цветом лица.»

В самом центpе Санкт-Петербурга на площади Искусств, где гармонично переплелись в единое целое архитектура, живопись, скульптура, музыка, театр, находится замечательный мемориальный музей-квартира Исаака Израилевича Бродского, известного художника, педагога, коллекционера.

Одной из самых ярких сторон многогранной жизни Бродского является его коллекционерская деятельность. На протяжении нескольких десятилетий Бродский создавал уникальную коллекцию произведений русских художников XVIII - начала XX веков. Эта коллекция, включавшая в себя блестящие творения И.Е. Репина и В.И. Сурикова, В.В. Маковского и В.Д. Поленова, И.И. Левитана и В.А. Серова, К.А. Коровина и Б.М. Кустодиева, М.А. Врубеля и А.Я. Головина и многих других, стала одним из лучших частных собраний в 1920-е годы.

Еще во время учебы Бродского в Академии художеств Репин подарил своему любимому ученику три рисунка, которые стали началом будущего музея. В 1910-е годы коллекция пополнялась произведениями авторов, с которыми Бродский вместе участвовал в выставках. После революции собирательство художника стало частью его многосторонней деятельности, направленной на спасение достижений русского искусства и помощи художникам. В 1930-е годы, когда единственным допустимым направлением в русском искусстве был социалистический реализм, Бродский стремился поддержать все талантливое, что оказалось за его пределами. Его музей был тогда одним из немногих мест, где можно было увидеть произведения художников авангарда.

В коллекции Бродского находятся жемчужины русского искусства. Центральное место занимают работы И.Е. Репина. Среди них подлинным шедевром является картина «Девочка с букетом» (1878).

Достаточно разнообразно представлен в коллекции В.А. Серов, знаменитый ученик Репина («Пейзаж с лошадками», «Финский дворик», «Сараи», «Похищение Европы. Эскиз» (1910), «Сфинкс-львица» (1893), «Ифигения в Тавриде» (1893)).

В собрании Бродского много работ мэтров объединения «Мир искусства»: Работы А.Н. Бенуа, К.А. Сомова, А.Я. Головина, Ф.А. Малявин и др.

Высоко оценивал и любил Бродский творчество замечательного русского пейзажиста И.И. Левитана, который умел чувствовать и передавать с поразительной точностью тончайшие проявления жизни природы. В собрании музея находятся пейзажи «Закат», «Серый день», «Степь» (1890). Уникальный пример портретного жанра в творчестве мастера - «Портрет С.П. Кувшинниковой» (1883).

Большим русским художником считал Бродский Б.М. Кустодиева. Живописец создает мир праздничный, красочный, полный искрящегося веселья и удальства - масленица, балаганы, ярмарки. Кустодиеву удалось соединить воедино наивность и условность народного искусства с высоким профессиональным мастерством.

В коллекции Бродского есть некоторые произведения представителей русского авангарда - Б.Д. Григорьева, А.Е. Яковлева, М.З. Шагала.

За свою жизнь Бродский собрал более 1000 произведений, он щедро делился своими сокровищами, подарил около 300 работ городу Бердянску, где прошло его детство, там был основан музей его имени. Столько же работ было подарено Днепропетровскому художественному музею, ряд работ - другим музеям страны. По желанию художника после его смерти в 1939 году коллекция была передана родными в дар Всероссийской Академии художеств в Ленинграде, а в 1949 году в квартире, в которой Бродский прожил последние 15 лет своей жизни, был открыт музей. Кроме замечательной коллекции здесь экспонируются произведения самого Бродского, выполненные в разные периоды его жизни. Дипломная работа «Теплый день» (1908), за которую художник получил золотую медаль и право на заграничную командировку, «Бой быков в Мадриде» (1910), написанную на основе впечатлений, полученных в Испании, множество пейзажей и портретов, небольшие эскизы монументальных композиций на историко-революционную тему - все эти работы дают представление о многогранности творчества и профессионализме Бродского.

Украшают экспозицию мемориального музея предметы прикладного искусства, мебель, книги, фотографии с автографами известных людей - современников художника. Все это воссоздает атмосферу дома Исаака Израилевича, его семьи, окружения.

Фонды музея составляют 2299 единиц хранения.

После восстановления в 2001 году, когда была закончена реконструкция дома на площади Искусств, музей начал проводить выставки современных художников.

Проведение временных выставок и концертов, своеобразие и неповторимость этого замечательного уголка нашего города привлекает в музей посетителей, увеличивается круг его друзей и поклонников. Чудесная коллекция Бродского, это сложное переплетение маленьких и больших шедевров, дарит эстетическую радость и наслаждение.

  • Имя Бродского в 1938—1941 годах носил Одесский национальный художественный музей.

  • Имя Бродского носит основанный им в 1930 году Бердянский художественный музей, куда художник передал около 200 картин русских художников из своего собрания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!