СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с учебной литературой на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с учебной литературой на уроках технологии

Просмотр содержимого документа
«Работа с учебной литературой на уроках технологии»

Работа с учебной литературой на уроках технологии

При самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся по изучению технологии основным источником знаний является учебник, а также другая учебная и популярная научно-техническая литература.

Самостоятельная работа учащихся с учебной и технической литературой представляет собой метод обучения, основанный на слове, и является одним из важнейших средств, как познания, так и закрепления знаний. На уроках технологии учащиеся знакомятся с целым рядом понятий, относящихся к области машиноведения, материаловедения, обработки металлов, электротехники и т.д., которые необходимо запоминать. При отсутствии учебных пособий все необходимые сведения, ученики вынуждены будут записывать под диктовку учителя. Поэтому, учебник технологии играет важную роль в обучении. Он выполняет в учебном процессе ряд функций.

Основные функции учебника:

1. Источник информации, раскрывающий в доступной форме для учащихся, предусмотренное ФГОС содержание;

2.Средство обучения

Эти функции учебника дают основу для построения процесса изучения технологии, что и как изучать. По сути дела, учебник является моделью учебного процесса.

Работа с учебником может проводиться на разных этапах урока, в зависимости от поставленных целей и задач урока. Это может быть чтение или разбор теоретического материала урока, который сопровождается поиском необходимой информации в тексте, рассматриванием иллюстраций, схем, таблиц и т.д. При проведении вводного инструктажа перед практической работой - разбор технологической карты, чертежей и схем, изучение правил ТБ. Непосредственное выполнение лабораторной или практической работы по предложенному плану в учебнике. Закрепление материала, путем ответов на вопросы в конце параграфа.

Кроме учебников, в процессе обучения технологии учащиеся должны уметь пользоваться техническими справочниками, стандартами, справочными таблицами и другой технической литературой для подбора инструментов, приборов, определения и расчета режимов, параметров, исходных требований и т.п.

Учебно-технологическая документация.

При организации и осуществлении производственных процессов на предприятиях возникает необходимость передачи больших потоков строгой и точной технологической информации об этих процессах. Для этих целей используют различные документы как носители данной информации. Они входят в единую систему конструкторской документации (ЕСКД) и единую систему технологической подготовки производства (ЕСТПП). На предприятиях технологическая документация имеет разные названия: инструкции, технологические, маршрутные, операционные карты, технологические графики и т. п. Суть их от этого не изменяется - все они в более или менее подробном изложении раскрывают последовательность обработки, изготовления, ремонта, наладки, обслуживания и т. п. технологического оборудования.

Технологическая документация, которая применяется на производстве, используется и на занятиях по технологии в учебных целях.

К учебно-технологической документации относят: чертежи, эскизы, технические рисунки, кинематические и электрические схемы, инструкционные и технологические карты, инструкции по эксплуатации технологического оборудования, по технике безопасности и охране труда при работе на нем.

Чертежи, эскизы, технические рисунки, кинематические и электрические схемы как графические документы используются в обучении технологии для решения различных учебных задач:

1. На занятиях по технологии так же, как и на производстве, в чертежах и других графических изображениях в краткой и экономной форме фиксируются данные о форме, размерах и другие сведения о предмете для его изготовления или применения в учебно-трудовом процессе.




2. При проведении практических работ по изготовлению изделий на занятиях по технологии чертежи и другие графические изображения служат основными документами для планирования технологического процесса и контроля за его осуществлением. Эту функцию выполняют чертежи и на настоящем производстве.

3. Чертежи и другие графические изображения выполняют и чисто учебную роль - служат средством условной наглядности при реализации принципа наглядности в демонстрационных методах обучения. В отличие от реальных изображений (картин, фотографий и т.д.), чертежи, эскизы, технические рисунки, кинематические и электрические схемы дают более точную образную информацию о предмете, причем не только с внешней стороны, но и о его внутреннем устройстве.

При проведении практических работ на уроках технологии часто используют технологические и инструкционные карты (так называемое письменное инструктирование).

Технологические карты представляют собой сведения о технологическом процессе изготовления изделия в письменно графической форме.

Технологическая карта – это форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование и технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. Такая форма установлена на предприятиях, согласно государственным стандартам.

В несколько измененном, упрощенном виде эта форма технологических карт используется и на занятиях по технологии.

В технологических картах указываются сведения об изготовляемом изделии в виде чертежа (эскиза) или технического рисунка и сведения о заготовке также в виде чертежа (эскиза) или технического рисунка, а в отдельных случаях просто записью вида материала заготовки и ее размеров, т.е информация представляется двумя видами: словесным и графическим.

Далее в технологической карте дается технология изготовления изделия. В технологии изготовления обычно указывают порядок работы (перечень технологических операций), эскизы обработки (эскиз заготовки, как она будет выглядеть после выполнения каждой операции и эскиз инструмента в положении по отношению к заготовке во время обработки), а также рабочий и измерительный инструмент и приспособления, необходимые для выполнения технологической операции. В технологических картах на изготовление изделий на станках могут указываться режимы обработки.

Инструкционные карты отличаются от технологических тем, что они отражают трудовую сторону процесса изготовления изделия и содержат перечень рабочих приемов выполнения той или иной трудовой операции.

Главное в технологических и инструкционных картах «что делать» и «как делать».

При составлении технологических и инструкционных карт необходимо придерживаться следующих требований:

1.Содержания данных карт должно соответствовать учебной программе.

2. Необходимо четко выделять «законченные» содержательные части программного материала (назовем их упражнениями), дать каждому упражнению соответствующее название, расположить упражнения в порядке изучения с соблюдением преемственности и повышения сложности.

3. Важно оценить новизну и сложность учебного материала, предусмотренного учебной программой, отобрать действительно новые и требующие специального разъяснения, предусмотренные к изучению трудовые приемы и способы, виды работ, которые и включить в карту. Ранее изученные простые для освоения трудовые приемы и способы работы в карту включать нет необходимости. Это позволят сделать карту более компактной и удобной для пользования.

4.На основе анализа учебного материала учебной программы необходимо наметить рациональную последовательность раскрытия в карте приемов и способов операции, имея в виду, что в программе только перечислены подлежащие освоению составные части учебной операции — темы программы; наиболее рациональный порядок их освоения определяет учитель, в данном случае составитель карты.

5. Указания и пояснения в карте необходимо формулировать четко, сжато, максимально доходчиво, наглядно, но в то же время полно по содержанию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!