СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с несплошными текстами на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общеизвестно, что работа с текстами является одним из основных видов работ на уроке и самостоятельной внеучебной деятельности учащихся. Она применяется в тестовых заданиях ЕГЭ повышенного и высокого уровня сложности. Ряд заданий составлены на основе несплошных текстов, как  впрочем и некоторые задания ВПР в 4 классах. Что вызывает затруднения у обучающихся.

 

Просмотр содержимого документа
«Работа с несплошными текстами на уроках в начальной школе»

Банных Екатерина Степановна учитель начальных классов МАОУ Чигиринская СОШ с. Чигири

Банных Екатерина Степановна

учитель начальных классов

МАОУ Чигиринская СОШ

с. Чигири

Актуальность Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО. Возникает потребность в формировании навыка поиска информации, ее анализа, синтеза, обработки, предоставления ее в максимально рациональной форме.

Актуальность

  • Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО.
  • Возникает потребность в формировании навыка поиска информации, ее анализа, синтеза, обработки, предоставления ее в максимально рациональной форме.
Основные понятия Информация – это любые сведения, принимаемые  и передаваемые, сохраняемые  различными источниками. «Несплошные» тексты - это тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом.

Основные понятия

Информация – это любые сведения, принимаемые 

и передаваемые, сохраняемые  различными источниками.

«Несплошные» тексты - это тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом.

1. Умение различать сплошные и несплошные тексты, определять вид несплошного текста

1. Умение различать сплошные и несплошные тексты, определять вид несплошного текста

2.Умение читать несплошной текст (Воспринимать его, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде, интерпретировать её)

2.Умение читать несплошной текст

(Воспринимать его, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде, интерпретировать её)

3.Умение переводить информацию в другие текстовые формы

3.Умение переводить информацию в другие текстовые формы

4. Умение менять вид несплошного текста: перевод схемы в таблицу и т.д. Город Москва Место проведения Время Самара ТРК «Горки» Дни Киров ТРЦ «Космопорт» 14-00 Уржум ТРЦ «Джем Молл» 16-00 6 7 ТРЦ «Гранд Плаза» 15-00 8 13-00 9 Получается схема: Задание:  В каких городах находятся эти центры и комплексы? Соедини стрелками. Москва ТРЦ «Гранд Плаза» Самара ТРК «Горки» Киров ТРЦ «Космопорт» Уржум ТРЦ «Джем Молл»  

4. Умение менять вид несплошного текста: перевод схемы в таблицу и т.д.

Город

Москва

Место проведения

Время

Самара

ТРК «Горки»

Дни

Киров

ТРЦ «Космопорт»

14-00

Уржум

ТРЦ «Джем Молл»

16-00

6

7

ТРЦ «Гранд Плаза»

15-00

8

13-00

9

Получается схема:

Задание:

В каких городах находятся эти центры и комплексы? Соедини стрелками.

Москва ТРЦ «Гранд Плаза»

Самара ТРК «Горки»

Киров ТРЦ «Космопорт»

Уржум ТРЦ «Джем Молл»

 

5. Умение самостоятельно создавать и оформлять несплошной текст

5. Умение самостоятельно создавать и оформлять несплошной текст

6. Умение использовать полученную информацию для решения учебной задачи Название парка развлечений Город Диснейленд Год открытия Токио Диснейленд 1983 г. Париж Диснейленд Мир Уолта Диснея 1992 г. Калифорния 1955 г. Флорида 1960 г. Задание : Определите очерёдность открытия парков развлечений типа Диснейленд в разных странах мира. Заполните таблицу, вписав очерёдность открытия по возрастанию. № по порядку 1 Город Год открытия 2 3 4

6. Умение использовать полученную информацию для решения учебной задачи

Название парка развлечений

Город

Диснейленд

Год открытия

Токио

Диснейленд

1983 г.

Париж

Диснейленд

Мир Уолта Диснея

1992 г.

Калифорния

1955 г.

Флорида

1960 г.

Задание : Определите очерёдность открытия парков развлечений типа Диснейленд в разных странах мира. Заполните таблицу, вписав очерёдность открытия по возрастанию.

по порядку

1

Город

Год открытия

2

3

4

Виды и приёмы чтения несплошных текстов Ознакомительное чтение Аналитическое чтение Цель Находить основную текстовую информацию Извлекать текстовую информацию, данную в явном и неявном виде Конечный результат Понимание основной текстовой информации Осмысление всей текстовой информации Приёмы чтения – определение вида несплошного текста;  – знакомство со структурой текста;  – выделение ключевых слов;  – выявление разных смысловых блоков несплошного текста;  – формулирование основного содержания несплошного текста. – анализ особенностей и возможностей данного вида  несплошного текста;  – анализ структуры текста;  – составление целостного представления о содержании  текста на основе выделенных ключевых слов;  – замена смысловых блоков текста их развёрнутыми эквивалентами;  – изложение содержания текста.

Виды и приёмы чтения несплошных текстов

Ознакомительное чтение

Аналитическое чтение

Цель

Находить основную текстовую информацию

Извлекать текстовую информацию, данную в явном и неявном виде

Конечный результат

Понимание основной текстовой информации

Осмысление всей текстовой информации

Приёмы чтения

– определение вида несплошного текста; – знакомство со структурой текста; – выделение ключевых слов; – выявление разных смысловых блоков несплошного текста; – формулирование основного содержания несплошного текста.

– анализ особенностей и возможностей данного вида несплошного текста; – анализ структуры текста; – составление целостного представления о содержании текста на основе выделенных ключевых слов; – замена смысловых блоков текста их развёрнутыми эквивалентами; – изложение содержания текста.

Задание: Внимательно прочитайте текст и выполните задания. Мир Диснея  Уолтер Дисней вырос на ферме и в детстве любил рисовать домашних животных. Собственную киностудию, носящую его имя, основал в 1923 г., а Микки-Мауса нарисовал в 1928 г. Успех таких персонажей, как Микки, Дональд Дак, Плато и Гуффи привёл к съёмкам полнометражных анимационных фильмов. Первыми из них стали «Белоснежка и семь гномов» (1937 г.) и «Пиноккио» (1940 г.). Студия Диснея выпустила больше мультипликационных фильмов, чем любая другая студия мира. Название парка развлечений Диснейленд Город Год открытия Токио Диснейленд Диснейленд 1983 г Париж Мир Уолта Диснея 1992 г. Калифорния 1955 г. Флорида 1960 г. ( « Большая энциклопедия школьника » издательство « Росмэн-Пресс » , 2002 г.)

Задание: Внимательно прочитайте текст и выполните задания.

Мир Диснея

Уолтер Дисней вырос на ферме и в детстве любил рисовать домашних животных. Собственную киностудию, носящую его имя, основал в 1923 г., а Микки-Мауса нарисовал в 1928 г. Успех таких персонажей, как Микки, Дональд Дак, Плато и Гуффи привёл к съёмкам полнометражных анимационных фильмов. Первыми из них стали «Белоснежка и семь гномов» (1937 г.) и «Пиноккио» (1940 г.). Студия Диснея выпустила больше мультипликационных фильмов, чем любая другая студия мира.

Название парка развлечений

Диснейленд

Город

Год открытия

Токио

Диснейленд

Диснейленд

1983 г

Париж

Мир Уолта Диснея

1992 г.

Калифорния

1955 г.

Флорида

1960 г.

( « Большая энциклопедия школьника » издательство « Росмэн-Пресс » , 2002 г.)

Задание : Используя информацию текста, ответьте, в каком году Уолт Дисней основал собственную студию? Подчеркните ответ. в 1940 г., 2) в 1923 г., 3) в 1937 г., 4) в 1928 г.  Задание : Определите очерёдность открытия парков развлечений типа Диснейленд в разных странах мира. Заполните таблицу, вписав очерёдность открытия по возрастанию. № по порядку Город 1. Год открытия 2. 3. 4. Задание: Используя подготовленную дополнительную литературу, определите,  в каких  частях света  находятся парки развлечений Диснейленд.

Задание : Используя информацию текста, ответьте, в каком году Уолт Дисней основал собственную студию? Подчеркните ответ.

  • в 1940 г., 2) в 1923 г., 3) в 1937 г., 4) в 1928 г.

Задание : Определите очерёдность открытия парков развлечений типа Диснейленд в разных странах мира. Заполните таблицу, вписав очерёдность открытия по возрастанию.

по порядку

Город

1.

Год открытия

2.

3.

4.

Задание: Используя подготовленную дополнительную литературу,

определите, в каких частях света находятся парки развлечений Диснейленд.

Задание: Оцени истинность суждений. Запиши в ответе для каждого из них знак « Х » в подходящем столбце. Суждение Да Первый парк развлечений Диснейленд появился во Франции Нет Уолту Диснею понадобилось 14 лет после открытия студии, чтобы снять полнометражный анимационный фильм Студия Уолта Диснея единственная в мире, выпускающая мультфильмы

Задание: Оцени истинность суждений.

Запиши в ответе для каждого из них знак « Х » в подходящем столбце.

Суждение

Да

Первый парк развлечений Диснейленд появился во Франции

Нет

Уолту Диснею понадобилось 14 лет после открытия студии, чтобы снять полнометражный анимационный фильм

Студия Уолта Диснея единственная в мире, выпускающая мультфильмы

Литературное чтение, В.Сутеев. «Снежный зайчик» Задание: 1. Прочитай текст.  2. Заполни таблицу, пользуясь текстом. Имя героя Что слепили дети из снега в первый раз во второй раз в третий раз Имя героя Что слепили дети из снега Коля в первый раз Саша снеговик во второй раз Женя в третий раз медведь Дед Мороз ракета Снегурочка слон Катя спутник домик зайчик космонавт зайчик зайчик

Литературное чтение, В.Сутеев. «Снежный зайчик»

Задание:

1. Прочитай текст. 2. Заполни таблицу, пользуясь текстом.

Имя героя

Что слепили дети из снега

в первый раз

во второй раз

в третий раз

Имя героя

Что слепили дети из снега

Коля

в первый раз

Саша

снеговик

во второй раз

Женя

в третий раз

медведь

Дед Мороз

ракета

Снегурочка

слон

Катя

спутник

домик

зайчик

космонавт

зайчик

зайчик

Математика 2 класс Задание: Составить задачу . Задача: У мамы было 500 рублей. Она купила в магазине кефир за 25 рублей, сметану за 55 рублей, творог за 20 рублей. Сколько денег осталось у мамы?

Математика 2 класс

Задание: Составить задачу .

Задача:

У мамы было 500 рублей. Она купила в магазине кефир за 25 рублей, сметану за 55 рублей, творог за 20 рублей. Сколько денег осталось у мамы?

Окружающий мир, 2 класс  Мини-проект «Из чего состоит наша пища?»   Название продукта Количество белки   жиры   углеводы   Другие компоненты          

Окружающий мир, 2 класс

Мини-проект «Из чего состоит наша пища?»

Название продукта

Количество

белки

 

жиры

 

углеводы

 

Другие компоненты

 

 

 

 

 

Задание: Отметь в клеточке, у какого животного длина тела меньше, чем у барсука, но больше, чем у крота . Барсук Мышь Крот 60 см Иволга 9 см 20 см 27 см

Задание: Отметь в клеточке, у какого животного длина тела меньше, чем у барсука, но больше, чем у крота .

Барсук

Мышь

Крот

60 см

Иволга

9 см

20 см

27 см

Задание: Прочитайте объявление на двери зоомагазина. Сможет ли Маша купить в этом магазине корм для своей кошки, если придет в магазин в восемь часов вечера в четверг? Объясни свой ответ.

Задание: Прочитайте объявление на двери зоомагазина. Сможет ли Маша купить в этом магазине корм для своей кошки, если придет в магазин в восемь часов вечера в четверг? Объясни свой ответ.

  Методика школьного образования в настоящее время ещё не накопила достаточного количества приёмов чтения несплошных текстов. Это значит, что эта тема не только актуальна, но и остаётся открытой.

Методика школьного образования в настоящее время ещё не накопила достаточного количества приёмов чтения несплошных текстов. Это значит, что эта тема не только актуальна, но и остаётся открытой.

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

 Используемые источники: Федеральный государственный образовательный стандарт НОО, ООО Примерная Основная образовательная программа НОО и ООО. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2 ч.Ч1[М.Ю.Демидова, С.В.Иванов и др.]; Под ред.Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. М.:Просвещение, 2009. Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий/ Под ред. М.Р.Битяновой, С.Г.Яковлевой.- Самара: Издательский дом Федоров: Издательство «Учебная литература»,2012. http://www.edu1779.ru/download/fgos/01.pdf  «Виды работы с текстом» http://do.gendocs.ru/docs/index-88400.html  «Современные образовательные технологии» http://900igr.net/prezentacija/doshkolnoe-obrazovanie/kto-ne-menjaetsja-tot-ne-idet-vpered-87345.html «Системный подход к формированию результата «смысловое чтение» как основной ресурс повышения результатов обучения»

Используемые источники:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт НОО, ООО
  • Примерная Основная образовательная программа НОО и ООО.
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2 ч.Ч1[М.Ю.Демидова, С.В.Иванов и др.]; Под ред.Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. М.:Просвещение, 2009.
  • Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий/ Под ред. М.Р.Битяновой, С.Г.Яковлевой.- Самара: Издательский дом Федоров: Издательство «Учебная литература»,2012.
  • http://www.edu1779.ru/download/fgos/01.pdf  «Виды работы с текстом»
  • http://do.gendocs.ru/docs/index-88400.html  «Современные образовательные технологии»
  • http://900igr.net/prezentacija/doshkolnoe-obrazovanie/kto-ne-menjaetsja-tot-ne-idet-vpered-87345.html «Системный подход к формированию результата «смысловое чтение» как основной ресурс повышения результатов обучения»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!