СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

     В современном международном сообществе сформировалась новая культурная норма – уважение к различиям между людьми и признается право человека на индивидуальность, признание и учет обществом тех или иных его особенностей, в том числе и в образовании. Поэтому инклюзивность образования начинается с признания многообразия особенностей, возможностей и различных потребностей, обучающихся в учебном процессе.

Актуальность темы: обусловлена необходимостью разработки и поиска средств, технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих развитию и коррекции основных психических процессов, формированию универсальных учебных действий, социализации обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Работа с детьми с особыми образовательными потребностями»

Работа в классе, где есть дети с особыми образовательными потребностями

В современном международном сообществе сформировалась новая культурная норма – уважение к различиям между людьми и признается право человека на индивидуальность, признание и учет обществом тех или иных его особенностей, в том числе и в образовании. Поэтому инклюзивность образования начинается с признания многообразия особенностей, возможностей и различных потребностей, обучающихся в учебном процессе.

Актуальность темы: обусловлена необходимостью разработки и поиска средств, технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих развитию и коррекции основных психических процессов, формированию универсальных учебных действий, социализации обучающихся.

Особые образовательные потребности – это потребности в помощи и в услугах в учебном процессе, которые осуществляются психолого-педагогическими методами с целью обеспечения успешности в обучении каждого ученика.

Школа обязана предоставить обучающемуся с особыми образовательными потребностями все необходимые условия и услуги для успешного обучения, исходя из его индивидуальных потребностей. Типовыми правилами деятельности организаций среднего образования предусмотрены варианты включения детей с особыми образовательными потребностями в учебный процесс школы: в обычный или специальный класс (по видам нарушений развития). Обучение школьников в обычном классе может быть организовано по общеобразовательной или индивидуальной учебной программе.

При оценивании обучающихся с особыми образовательными потребностями учитель обязан использовать дифференцированные и/или индивидуальные задания. При обучении детей с нарушениями интеллекта любой результат считается положительным. Акцент в оценке достижений делается на прогресс ученика в рамках индивидуальной программы.

Таким образом, в инклюзивной образовательной практике наибольшее распространение получили индивидуальные учебно-дидактические материалы, которые специально готовятся учителем с учетом персональных особенностей и возможностей ученика. В этом и состоит актуальность данного сборника заданий заданий по русскому языку для учащихся ООП с диагнозом ЗПР и нарушениями интеллекта.

У детей с ограниченными возможностями здоровья учебная мотивация часто выражена слабо. Снижение познавательной активности рассматривается как одна из важнейших причин трудностей обучения детей с ОВЗ, поэтому главная задача учителя на уроке – обеспечение самостоятельной деятельности обучающихся. Для этого учитель должен создать условия для активного включения обучающихся в познавательный процесс и обеспечить их необходимой эмоциональной поддержкой. Учебный процесс в таком классе должен выстраиваться через совместную деятельность учителя и ученика в атмосфере делового сотрудничества. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно при условии, что учиться не заставляют, а увлекают.

Одним из главных рычагов активизации познавательного интереса в учебной деятельности является создание условий, обеспечивающих ребенку успех, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.

Дидактический материал является и формой обучения, и самостоятельной деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Цель сборника: создать условия для успешного овладения русским языком учащихся ООП в рамках психолого-педагогического сопровождения УВП.

Задачи:

1. Формирование функциональной грамотности обучающихся с ООП;

2.Повышение познавательной мотивации у обучающихся в процессе работы с заданиями сборника;

3.Формирование у обучающихся интереса к развитию и совершенствованию орфографических навыков;

4.Развитие речи, логического и творческого мышления на основе собственных рассуждений.

Сборник содержит разнообразный, новый и методически целесообразный дидактический материал для обучающихся 5-7 классов с ООП. Дидактический материал способствует закреплению необходимых знаний и совершенствованию умений, обучающихся по изученным темам. Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет расширить кругозор школьников и каждому раскрыть свои индивидуальные способности. Чёткая и корректная постановка вопросов к заданиям не вызывают у школьников недопонимания.

К составлению дидактических упражнений для детей с ООП использованы основные подходы: 

  • выбор заданий, мотивирующих потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности;

  • игровые формы заданий;

  • индивидуальный подход;

  • постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий;

  • использование многократных указаний, подсказок;

  • использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций, памяток;

  • выполнение заданий с самопроверкой. 

Сборник составлен согласно требованиям ГОСО к результатам деятельности обучающихся и с учетом методических рекомендаций психолого-педагогического сопровождения детей с ООП в общеобразовательной школе с диагнозом ЗПР. При подготовке к уроку учителю по своему усмотрению предстоит выбирать, какие упражнения лучше взять из учебника, а какие из сборника упражнений. Совместное использование методики УМК и спроектированного сборника будет способствовать рационализации учебного процесса. Сборник составлен таким образом, что упражнения можно использовать при работе с любым учебно-методическим комплекcом. В сборнике представлены задания по русскому языку на 20 тем по разделам русского языка с упором на развитие орфографической грамотности обучающихся. Представлен наглядный материал, работа со словарем, орфограммы, иллюстрации к текстам. Задания направлены на ступенчатое изучение тем (от простого к сложному) для успешного обучения ребенка в общеобразовательной школе. Данный сборник может пополняться новым материалом для последующего использования. Для урока педагог может использовать материал выборочно в зависимости от подготовленности учащихся.

Таблица 3. Адаптация учебных заданий и способов их предъявления ученику.


Варианты адаптации учебных заданий и способов их предъявления ученику

1

Уменьшается количество заданий на отрезок времени.

2

Упрощаются учебные задания.

3

Сокращается текст для чтения, для письма.

4

Предлагаются индивидуальные задания, отличные от заданий, которые выполняют другие ученики.

5

Предоставляются короткие и поэтапные инструкции для выполнения заданий.

6

Больше времени (упражнений) предоставляется для повторения, закрепления

изученного.

7

Устные объяснения иллюстрируются жестами, рисунками, картинками, предметами.

8

Чаще меняются виды деятельности ученика на уроке.

9

Уменьшается количество информации, которую надо выучить наизусть.

10

Ученику разрешатся проговаривать вслух в процессе письма.

11

Ученику предлагается предметно-практическая деятельность, раскрывающая суть нового понятия, изучаемого на уроке.

12

Ученику предлагается использовать алгоритмические предписания, образцы

выполнения работы, таблицы, справочные материалы



















Дидактический материал разного типа позволяет также воздействовать на чувства обучающихся, формируя преданность Родине, любовь к природе, уважение к людям. Дидактический материал, возможно, применять на любом этапе урока. Карточки с заданиями дидактического материала можно использовать на уроках индивидуально, в группах, в работе «в парах», а также в качестве домашних индивидуальных заданий. 

Обучение школьников с ООП осуществляется посредством обычных методов обучения, используемых учителем для всего класса в сочетании со специальными и альтернативными методами. Форма или способ применения обычных методов обучения адаптируются под индивидуальные особенности ученика. Чаще всего требуется адаптация учебных заданий, используемых учителем для всего класса, а также способов их предъявления ученику (Таблица 3). При обучении школьников с нарушениями психофизического развития часто возникает необходимость использования специальных методов обучения. Специальные методы обучения разработаны специальной педагогикой и используются в специальных школах для различных категорий, обучающихся: с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развитиями, расстройствами речи. В условиях обычного класса можно использовать такие специальные методы, приемы и стратегии обучения как метод «маленьких шагов», опора на предметную деятельность и средства наглядности, «оречевление» предметных и умственных действий, «забегание вперед», непрерывное повторение изученного, использование приемов сравнения и противопоставления изучаемых понятий и др. Эти методы могут помочь прочно усвоить учебный материал и другим учащимся класса.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!