Раздел «Работа с данными» (информацией) Методика обучения младших школьников работе с информацией
Овчинникова
Екатерина
Павловна
Цель
Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности
Цель раздела:
Создание условий для освоения младшими школьниками приемов математических представлений для описания окружающих предметов, явлений
Задачи
Создать условия для освоения учащимися
приемов сбора и представления информации,
связанный со счетом, нумерацией, фиксации
результатов сбора информации
Сформировать представления учащихся
о таблице , научить читать и заполнять
таблицы, интерпретировать данные таблиц
Познакомить учащихся со столбчатыми и
круговыми диаграммами, научить читать ее
4
В Примерную программу по математике, созданную в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования включен раздел
«Работа с информацией»,
который призван научить младших школьников извлекать, анализировать и обрабатывать информацию, принимать обоснованные решения в разнообразных ситуациях
4
Раздел «Работа с информацией» изучается на основе содержания всех разделов начального курса математики .
Сущность этого раздела в том, чтобы за четыре года обучения научить детей:
- читать несложные таблицы, диаграммы, схемы, графики;
- понимать смысл представленной информации;
- извлекать информацию;
- заполнять несложные готовые таблицы, схемы, диаграммы, графики .
При работе с информацией дети научатся:
устанавливать истинность
(верно, неверно) утверждений
о числах, величинах, геометрических
фигурах;
читать несложные готовые
таблицы;
Базовый уровень:
заполнять несложные
готовые таблицы ;
читать несложные готовые
столбчатые диаграммы.
7
читать несложные готовые
круговые диаграммы
достраивать несложную готовую
столбчатую диаграмму
сравнивать и обобщать информацию,
представленную в строках
и столбцах несложных таблиц и диаграмм
Повышенный уровень :
составлять, записывать и выполнять
инструкцию (простой алгоритм),
план поиска информации;.
понимать простейшие выражения,
содержащие логические связки и слова
(«… и …», «если… то…», «верно/не" верно, что…»,
«каждый», «все», «некоторые», «не»)
8
распознавать одну и ту же информацию,
представ" ленную в разной форме
(таблицы и диаграммы)
планировать несложные исследования,
собирать и представлять
полученную информацию с помощью
таблиц и диаграмм
Повышенный уровень :
интерпретировать информацию,
полученную при про" ведении несложных
исследований (объяснять, сравнивать и
обобщать данные, делать выводы и прогнозы)
9
Предполагается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией выпускники начальной школы будут уметь:
оценивать потребность в дополнительной информации
получать информацию из наблюдений, при общении
определять возможные источники информации и способы ее поиска
при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационный
технологий
использовать информацию для построения умозаключений
использовать информацию для принятия решений
анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свертывание информации и представление ее в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы)
организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям
осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются
на
уроках
во внеурочной деятельности - на факультативных и кружковых занятиях
Методические особенности:
- Материал усваивается с 1-4 класс
- В большинстве программ материал
не выделяется в отдельные темы.
Пример задания базового уровня на умение читать несложные готовые столбчатые диаграммы, понимать смысл и извлекать информацию, представленную в каждом столбце диаграммы .
На диаграмме показан рост четырех мальчиков
а) Кто из мальчиков самый высокий?
б) Какой рост у Миши?
в) На сколько сантиметров Игорь выше Руслана?
Анализ программ и учебников показал
Раздел «Работа с данными» является неотъемлемой частью каждой темы начального курса математики.
В соответствии с логикой построения курса учащиеся учатся:
- понимать информацию, представленную различными способами (рисунок, текст, графические и символические модели, схема, таблица, диаграмма),
- использовать информацию для установления количественных и пространственных отношений, причинно - следственных связей
9
Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации,
но и созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников.
Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности
Проектная деятельность позволяет
- закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания;
- создает условия для творческого развития детей,
- формирования позитивной самооценки,
- навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками,
- умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы,
- вести поиск и систематизировать нужную информацию
Вывод:
Использование заданий, относящихся к разделу «Работа с информацией» на уроках математики, способно преобразить учебный процесс, сделав его эффективным и интересным для учащихся.
Для ребенка обучение станет более творческим, насыщенным поисковой и исследовательской деятельностью, от которого можно получить положительные эмоции и удовлетворение от работы, у обучающихся более высокими темпами развиваются мышление, воображение, необходимые для качественного обучения, познавательная и самостоятельная активность.
Спасибо
за
внимание!
Использованные источники:
Для создания шаблона использованы
ресурсы сайта:
http://lenagold.ru/fon/main.htm
http://images.yandex.ru
Начальный курс математики // Задачи и содержание курса математики. – [Электронный ресурс] http://www.kaknauchit.ru
Примерная программа по математике
http://www.orthedu.ru/obraz/12983-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obrazovaniya.html