Михайлова В.П.
Работа по духовно – нравственному воспитанию школьников
В процессе духовно-нравственного воспитания учащихся необходимо изучить и уметь использовать в работе диагностические методы исследования воспитанности школьника.
В педагогических исследованиях уровень воспитанности учащегося выступает наиболее достоверным и значимым показателем, по которому можно судить об ученике.
Причины, обуславливающие необходимость применения педагогической диагностики воспитанности заключаются в следующем:
- на основании исследований можно выделить, изучить, предугадать новые проблемы и тенденции в формировании личности;
- изучение состояния воспитанности позволяет контролировать эффективность и целостность педагогического процесса;
- диагностические исследования могут выступать основой для применения новых педагогических технологий и воспитательных систем, необходимых для формирования личности;
- активная диагностика дает возможность формирования и развития у ученика потребности в самовоспитании;
-исследования обеспечивают научный подход к проектированию, прогнозированию, организации и осуществлению учебно-воспитательной деятельности учителей.
Достоверный анализ дает педагогам информацию о ходе воспитательного процесса, учебных достижениях каждого обучаемого, и может выявить влияние тех или иных факторов на ход обучения, воспитания и их результаты.
Для исследования уровня воспитанности школьников вначале необходимо определиться с тем, как можно измерить этот уровень. Измерение предполагает объективное количественное сопоставление оцениваемого свойства ученика с некоторым эталоном, принятым в качестве единицы измерения.
В диагностике основными инструментами педагогических измерений являются анкетирование и опрос учащихся. Также очень часто в педагогике применяются следующие методы: наблюдение, самонаблюдение, беседа, интервью, эксперимент, анализ продуктов деятельности (творчества).
Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым. Материал анкетирования подвергается количественной и качественной обработке.
Наблюдение это метод целенаправленного систематического изучения школьника. Наблюдаемый не знает о том, что он является объектом наблюдения, которое может быть сплошным или выборочным, с фиксацией, например, всего хода урока или поведения только одного или нескольких учеников. На основе наблюдения может быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдения фиксируются документально в виде протокола, где отмечаются данные наблюдаемого (наблюдаемых), дата, время и цель. Затем документальные данные подвергаются качественной и количественной обработке.
Самонаблюдение осуществляется путем наблюдения ученика за самим собой на основе рефлексивного мышления (цели, мотивы, поведение, результаты деятельности могут быть объектом самонаблюдения). Этот метод лежит в основе самоотчетов, характеризуется достаточной субъективностью и используется как дополнительный.
Беседа является методом получения информации об ученике в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Ведущий беседу не сообщает о ее цели тому, кто изучается. Ответы фиксируются либо магнитофонной записью, либо скорописью, стенографированием (стараясь не привлекать внимания ученика). Беседа может быть как самостоятельным методом изучения школьника, так и вспомогательным, например, перед экспериментом.
Интервью является одной из форм беседы с учащимся и используется как для получения сведений об ученике, так и о других людях, событиях и т.д.
Эксперимент является методом научного исследования. Различаются лабораторный (в изолированных помещениях) и естественный(в обычных школьных условиях, но со специальной их организацией, влияние чего и изучается)эксперименты. Естественный эксперимент бывает формирующим, т.е.в его ходе изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей обучающихся под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием.
Анализ продуктов деятельности (творчества) - метод изучения ученика через интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов деятельности. Он используется в педагогической практике в форме анализа ученических изложений, сочинений, конспектов, комментариев, выступлений, рисунков и т.д.
Исходя из вышеперечисленных методов исследования, при прохождении педагогической практики в МАОУ «Гимназия», для определения уровня нравственной культуры школьников, нами был выбран метод анкетирования.
1.Изучение осведомлённости учащихся о содержании ценностей. Категория воспитанности нами производилось на трёх уровнях: знание о ценности, отношение к ценности и поведение. Школьникам предлагалось заполнить анкету (см. приложение 1), ребята анкетировались по направлениям:
-Целеустремленность
-Общественная активность
-Умение защищать свою точку зрения
-Чувство собственного достоинства
-Добросовестность
-Сострадание и милосердие
-Трудолюбие
-Уважение к старшим
-Уважение к сверстникам
-Самокритичность
-Ответственность, чувства долга
-Чувство справедливости
-Послушание
-Дружелюбие
-Тактичность
-Вежливость
В исследовании приняли участие 38 учащихся 8-9 классов.
Для диагностики нравственной культуры школьников была предложена следующая шкала:
4 – высокий уровень;
3 – средний уровень;
2 – низкий уровень;
1 – практически не сформирована.
Для учащихся 8-х классов (20 учеников) получены следующие результаты(табл.2. 1).
«Таблица 2.1»
Исследуемые сферы | Уровень сформированности, сумма | Среднее значение |
Целеустремленность | 65 | 3,25 |
Общественная активность | 60 | 3,0 |
Умение защищать свою точку зрения | 67 | 3,35 |
Чувство собственного достоинства | 62 | 3,1 |
Добросовестность | 66 | 3,3 |
Сострадание и милосердие | 69 | 3,45 |
Трудолюбие | 28 | 2,9 |
Уважение к старшим | 74 | 3,7 |
Уважение к сверстникам | 63 | 3,15 |
Самокритичность | 65 | 3,25 |
Ответственность чувства долга | 65 | 3,25 |
Чувство справедливости | 68 | 3,4 |
Послушание | 59 | 2,95 |
Дружелюбие | 75 | 3,75 |
Тактичность | 66 | 3,3 |
Вежливость | 71 | 3,55 |
Для учащихся 9-х классов (18 учеников) получены следующие результаты( табл.2. 2).
«Таблица 2.2»
Исследуемые сферы | Уровень сформированности, сумма | Среднее значение |
Целеустремленность | 59 | 3,28 |
Общественная активность | 53 | 3,0 |
Умение защищать свою точку зрения | 61 | 3,39 |
Чувство собственного достоинства | 61 | 3,39 |
Добросовестность | 57 | 3,17 |
Сострадание и милосердие | 58 | 3,22 |
Трудолюбие | 51 | 2,83 |
Уважение к старшим | 61 | 3,55 |
Уважение к сверстникам | 53 | 3,0 |
Самокритичность | 57 | 3,7 |
Ответственность чувства долга | 58 | 3,22 |
Чувство справедливости | 65 | 3,61 |
Послушание | 59 | 3,3 |
Дружелюбие | 59 | 3,3 |
Тактичность | 58 | 3,22 |
Вежливость | 60 | 3,33 |
Для учащихся 8-9 классов (38 чел.) оказались наиболее высоко выражены такие показатели как уважение к старшим (3,6), самокритичность(3,5), дружелюбие (3,5), чувство справедливости(3,5), умение защищать свою точку зрения(3,4), вежливость(3,4);
-наименьший из показателей характерен для таких сфер, как трудолюбие (2,9),общественная активность(3,0), послушание(3,1),уважение к сверстникам (3,1), добросовестность (3,2), ответственность и чувство долга (3,2), сострадание и милосердие (3,3).
Результаты исследований показали, что у учащихся 9-х классов уровень сформированности нравственной культуры выше, чем у 8–х классов по таким показателям как целеустремленность, умение защищать свою точку зрения, чувство собственного достоинства, самокритичность, чувство справедливости и ниже по состраданию и милосердию, уважению к старшим, уважению к сверстникам, дружелюбию и вежливости.
2.Для оценки «духовных ценностей»ученикам давались несколько разных высказываний, необходимо было прочесть их и подумать – согласен ли ты с этими высказываниями или нет. Для получения объективных результатов были опрошены учащиеся МАОУ «Гимназия». В исследовании приняли участие 38 учащихся 8-9 классов. (см. приложение 2 и 3)
Для оценки давались следующие высказывания:
-Приходилось ли выбирать тебе: принести пользу себе, но сделать больно другим людям(одноклассникам, родителям, друзьям), ради достижения положительного результата.
Ответили:45%-да, 55%-нет.
-Глупо рисковать ради другого человека.
Ответили:20%-да, 80%-нет.
-Я допускаю, что могу ошибиться в жизненном выборе.
Ответили:88%-да, 12% -нет.
-Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу того, что я не знаю многих важных вещей.
Ответили:53%-да, 47%-нет.
-Для меня важно найти смысл собственной жизни.
Ответили:92%-да,8% нет.
-Приходилось ли вам жертвовать своими интересами ради других людей.
Ответили:84%-да, 16%-нет.
Результаты показали, что у учащихся 8-9 классов преобладают такие ценности как самопожертвование ради другого человека, самокритичность и поиск смысла жизни.
3. При исследование на тему «Психологический комфорт обучающихся гимназии» были вынесены следующие задачи:
-Выяснить каково соотношение положительного и отрицательного эмоционального фона у учащихся в образовательном процессе, влияние учебной нагрузки на здоровье;
-Оценить влияние психологической атмосферы и эмоционального фона школы на психологическое здоровье учеников гимназии.
Для получения объективных результатов были опрошены учащиеся МАОУ «Гимназия». В исследовании приняли участие 38 учащихся 8-9 классов (см. приложение 2,3). На исследуемую тему были заданы следующие вопросы:
С каким чувством ты идешь в школу?
-Учащиеся 8-х классов идут на занятия «с радостью» - 10%, «с чувством
безразличия» – 10%, «с неохотой» - 20% из опрошенных, 60% респондентов указали «от настроения».
-Учащиеся 9-х классов идут на занятия «с радостью» - 11,1%, «с чувством безразличия» – 22,5%, «с неохотой» - 11,1% , 44,4% респондентов указали «от настроения».
-Какое эмоциональное состояние преобладает у тебя в школе?
-Учащиеся 8-х классов указали, что у них преобладают
«радостное» и «сосредоточенное» состояния – 85%.
-Учащиеся 9-х классов указали, что их главным эмоциональным
состоянием является «сосредоточенное» состояние – 66,7%.
Возвращаясь из школы после уроков, чувствуешь ли ты себя усталым?
- 30 % восьмиклассников «достаточно часто» испытывают усталость, 45% «периодически» и 25% опрошенных испытывают усталость «редко».
-33 % девятиклассников «достаточно часто» испытывают усталость, 55,6% «периодически», 11,4 % «редко». Ответ «никогда»- отсутствует.
Устаешь ли ты к концу учебной недели?
-Из восьмиклассников 50% «всегда» устают к концу учебной недели, 30% - «периодически», 20% указали «редко». Ответ «никогда»- отсутствует.
-Девятиклассники, отвечая на поставленный вопрос, отметили, что устают
«достаточно часто» – 44,4%,38,8% - «периодически», «редко»-16,8%.Ответ «никогда»- отсутствует.
Часто ли ты бываешь расстроен несправедливым, по твоему мнению, отношением учителя и других школьных сотрудников?
-5% восьмиклассников ответили «да», 10%-«нет», 75%-«бывает , но редко» и 10% ответили «бывает, достаточно часто».
-22,2% девятиклассников ответили «да»,11,1%-«нет», 50%-«бывает , но редко» и 16,7% ответили «бывает, достаточно часто».
Часто ли с тобой происходят радостные события в школе?
- Большинство гимназистов из восьмых классов полагают, что радостные события происходят «каждый день» - 50% и «эпизодически» - 35%. 15% ответили, что радостные события происходят «редко».
-Девятиклассники в большинстве считают, что радостные события в школе происходят «эпизодически» - 44,5%, «редко»- 33,3% и «каждый день»- 22,2%.
Как много времени приходится тратить тебе на выполнение домашних заданий?
-У восьмиклассников основной ответ«каждый день по-разному»-50%, «до 1 часа»-10%, «2-3 часа»-40%.
-55,6% девятиклассников ответили на поставленный вопрос, «каждый день по-разному»; 38,9 % -«2-3 часа», 5,5 % указали в ответе, что тратят на домашнее задание «более 3-х часов».
Остается ли у тебя время на отдых после уроков и выполнения домашнего задания?
-30% восьмиклассников ответили, что время на отдых остается, но мало, 25 %-«совсем не остается»,45% - остается «вполне достаточно».
-55% девятиклассников ответили, что время на отдых остается, но мало, 28 %-«почти не остается»,17% - остается «вполне достаточно».
4. С теми же учениками 8-9 классов МАОУ СОШ «Гимназия» проведено исследование на тему «Понятие чести».Честь – это чувство собственного достоинства, уважение, прямота характера, единство слова и поступка, имущественная честность. Целью анкеты ставилось, соответствует ли в сознании учащихся понятие чести этим критериям.(см. приложение 4)
Как вы понимаете значение слова «честь»?
-Восьмиклассники раскрыли значение слова «честь» 40% (8 учеников). Не смогли раскрыть значение слова «честь» 60 % (12 учеников).
-Девятиклассники раскрыли значение слова «честь» 88,8% ( 16 учеников). Не смогли раскрыть значение слова «честь» 22,2 % (2 ученика).
Перечислите внутренние нравственные качества человека, способствующие формированию чести.
Из восьмиклассников перечислили нравственные качества человека, способствующие формированию чести 45%(9 учеников). Не смогли перечислить нравственные качества человека, способствующие формированию чести55 %(11 учеников).
Девятиклассники перечислили нравственные качества-83%(15 учеников), не смогли перечислить-17%(3 ученика).
Как вы понимаете значение пословицы «Береги честь смолоду»?
По толковому словарю русского языка Владимира Даля пословица «Береги честь смолоду» обозначает хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.
У восьмиклассников раскрыли значение пословицы «Береги честь смолоду»40 %(8 учеников),не смогли раскрыть - 60 %(12 учеников).
У девятиклассников раскрыли значение пословицы «Береги честь смолоду»55 %(10 учеников), не смогли раскрыть - 45 %(8 учеников).
У девятиклассников наблюдается значительно большее количество нравственно-ориентированных ответов.
2.3.Анализ и обсуждение результатов.
На основании исследования уровня сформированности нравственной культуры школьников 8 – 9 классов МАОУ «Гимназия» можно сделать следующие выводы:
- уровень развития нравственной культуры школьников средний, который характеризуется тем, что учащиеся владеют определенными понятиями нравственной культуры. Ребята стремятся к организации и саморегуляции, хотя активная позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей по классу еще не проявляется;
-для учащихся 8-9 классов (38 чел.) оказались наиболее высоко выражены такие показатели как уважение к старшим (3,6), самокритичность(3,5), дружелюбие (3,5), чувство справедливости(3,5), умение защищать свою точку зрения(3,4), вежливость(3,4);
-наименьший из показателей характерен для таких сфер, как трудолюбие (2,9),общественная активность(3,0), послушание(3,1),уважение к сверстникам (3,1), добросовестность (3,2), ответственность и чувство долга (3,2), сострадание и милосердие (3,3);
-отношение учеников к труду, наименьший показатель этой сферы, скорее всего, складывается из сложившегося в обществе отношения к благородному физическому и созидательному труду, который обесценен в обществе.
При оценке «духовных ценностей»результаты показали, что у учащихся 8-9 классов преобладают такие ценности как самопожертвование ради другого человека, самокритичность и поиск смысла жизни.
На основании полученных нами результатов на тему «Психологический комфорт обучающихся гимназии», приходим к следующим выводам:
Эмоциональное состояние преобладает во всех опрошенных параллелях – радостное и сосредоточенное.
После уроков и к концу учебной недели усталость ощущают все ученики, достаточно часто, расстроены несправедливым отношением учителей и школьных сотрудников, по мнению учащихся,– периодически, но не часто.
По мнению гимназистов, радостные события происходят в 8-х классах –
достаточно часто. В 9-х класса радостные события происходят – эпизодически.
У восьмиклассников и девятиклассников на выполнение домашнего задания, уходит каждый день разное количество часов.
На отдых время у восьмиклассников остается, но мало. Девятиклассники отвечали, что у них почти нет времени на отдых. Из этого следует, что учебный процесс в школе перегружен.
Подводя итог анкетирования на тему «Понятие чести» можно сказать, что в девятых классах ученики дают более нравственно-ориентированные ответы и это говорит о том, что чем старше возраст учеников, тем больше они имеют представления о ценностях, идеалах, а также принципах жизни.
Учитывая полученные данные исследования, можно сделать вывод: учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на развитие и совершенствование потребностей школьников в познании, в творческом и физическом труде, активности, самостоятельности. В формировании ценностных ориентаций важную роль должна играть школа, так как ориентация личности на ценности способствует формированию в ней положительных качеств, высоконравственных потребностей и поступков.