СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по духовно – нравственному воспитанию школьников

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа по духовно – нравственному воспитанию школьников»

Михайлова В.П.



Работа по духовно – нравственному воспитанию школьников

В процессе духовно-нравственного воспитания учащихся необходимо изучить и уметь использовать в работе диагностические методы исследования воспитанности школьника.

В педагогических исследованиях уровень воспитанности учащегося выступает наиболее достоверным и значимым показателем, по которому можно судить об ученике.

Причины, обуславливающие необходимость применения педагогической диагностики воспитанности заключаются в следующем:

- на основании исследований можно выделить, изучить, предугадать новые проблемы и тенденции в формировании личности;

- изучение состояния воспитанности позволяет контролировать эффективность и целостность педагогического процесса;

- диагностические исследования могут выступать основой для применения новых педагогических технологий и воспитательных систем, необходимых для формирования личности;

- активная диагностика дает возможность формирования и развития у ученика потребности в самовоспитании;

-исследования обеспечивают научный подход к проектированию, прогнозированию, организации и осуществлению учебно-воспитательной деятельности учителей.

Достоверный анализ дает педагогам информацию о ходе воспитательного процесса, учебных достижениях каждого обучаемого, и может выявить влияние тех или иных факторов на ход обучения, воспитания и их результаты.

Для исследования уровня воспитанности школьников вначале необходимо определиться с тем, как можно измерить этот уровень. Измерение предполагает объективное количественное сопоставление оцениваемого свойства ученика с некоторым эталоном, принятым в качестве единицы измерения.

В диагностике основными инструментами педагогических измерений являются анкетирование и опрос учащихся. Также очень часто в педагогике применяются следующие методы: наблюдение, самонаблюдение, беседа, интервью, эксперимент, анализ продуктов деятельности (творчества).

Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым. Материал анкетирования подвергается количественной и качественной обработке.

Наблюдение это метод целенаправленного систематического изучения школьника. Наблюдаемый не знает о том, что он является объектом наблюдения, которое может быть сплошным или выборочным, с фиксацией, например, всего хода урока или поведения только одного или нескольких учеников. На основе наблюдения может быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдения фиксируются документально в виде протокола, где отмечаются данные наблюдаемого (наблюдаемых), дата, время и цель. Затем документальные данные подвергаются качественной и количественной обработке.

Самонаблюдение осуществляется путем наблюдения ученика за самим собой на основе рефлексивного мышления (цели, мотивы, поведение, результаты деятельности могут быть объектом самонаблюдения). Этот метод лежит в основе самоотчетов, характеризуется достаточной субъективностью и используется как дополнительный.

Беседа является методом получения информации об ученике в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Ведущий беседу не сообщает о ее цели тому, кто изучается. Ответы фиксируются либо магнитофонной записью, либо скорописью, стенографированием (стараясь не привлекать внимания ученика). Беседа может быть как самостоятельным методом изучения школьника, так и вспомогательным, например, перед экспериментом.

Интервью является одной из форм беседы с учащимся и используется как для получения сведений об ученике, так и о других людях, событиях и т.д.

Эксперимент является методом научного исследования. Различаются лабораторный (в изолированных помещениях) и естественный(в обычных школьных условиях, но со специальной их организацией, влияние чего и изучается)эксперименты. Естественный эксперимент бывает формирующим, т.е.в его ходе изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей обучающихся под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием.

Анализ продуктов деятельности (творчества) - метод изучения ученика через интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов деятельности. Он используется в педагогической практике в форме анализа ученических изложений, сочинений, конспектов, комментариев, выступлений, рисунков и т.д.

Исходя из вышеперечисленных методов исследования, при прохождении педагогической практики в МАОУ «Гимназия», для определения уровня нравственной культуры школьников, нами был выбран метод анкетирования.

1.Изучение осведомлённости учащихся о содержании ценностей. Категория воспитанности нами производилось на трёх уровнях: знание о ценности, отношение к ценности и поведение. Школьникам предлагалось заполнить анкету (см. приложение 1), ребята анкетировались по направлениям:

-Целеустремленность

-Общественная активность

-Умение защищать свою точку зрения

-Чувство собственного достоинства

-Добросовестность

-Сострадание и милосердие

-Трудолюбие

-Уважение к старшим

-Уважение к сверстникам

-Самокритичность

-Ответственность, чувства долга

-Чувство справедливости

-Послушание

-Дружелюбие

-Тактичность

-Вежливость

В исследовании приняли участие 38 учащихся 8-9 классов.

Для диагностики нравственной культуры школьников была предложена следующая шкала:

4 – высокий уровень;

3 – средний уровень;

2 – низкий уровень;

1 – практически не сформирована.

Для учащихся 8-х классов (20 учеников) получены следующие результаты(табл.2. 1).


«Таблица 2.1»


Исследуемые сферы

Уровень сформированности, сумма

Среднее значение

Целеустремленность

65

3,25

Общественная активность

60

3,0

Умение защищать свою точку зрения

67

3,35

Чувство собственного достоинства

62

3,1

Добросовестность

66

3,3

Сострадание и милосердие

69

3,45

Трудолюбие

28

2,9

Уважение к старшим

74

3,7

Уважение к сверстникам

63

3,15

Самокритичность

65

3,25

Ответственность чувства долга

65

3,25

Чувство справедливости

68

3,4

Послушание

59

2,95

Дружелюбие

75

3,75

Тактичность

66

3,3

Вежливость

71

3,55


Для учащихся 9-х классов (18 учеников) получены следующие результаты( табл.2. 2).

«Таблица 2.2»

Исследуемые сферы

Уровень сформированности, сумма

Среднее значение

Целеустремленность

59

3,28

Общественная активность

53

3,0

Умение защищать свою точку зрения

61

3,39

Чувство собственного достоинства

61

3,39

Добросовестность

57

3,17

Сострадание и милосердие

58

3,22

Трудолюбие

51

2,83

Уважение к старшим

61

3,55

Уважение к сверстникам

53

3,0

Самокритичность

57

3,7

Ответственность чувства долга

58

3,22

Чувство справедливости

65

3,61

Послушание

59

3,3

Дружелюбие

59

3,3

Тактичность

58

3,22

Вежливость

60

3,33





Для учащихся 8-9 классов (38 чел.) оказались наиболее высоко выражены такие показатели как уважение к старшим (3,6), самокритичность(3,5), дружелюбие (3,5), чувство справедливости(3,5), умение защищать свою точку зрения(3,4), вежливость(3,4);

-наименьший из показателей характерен для таких сфер, как трудолюбие (2,9),общественная активность(3,0), послушание(3,1),уважение к сверстникам (3,1), добросовестность (3,2), ответственность и чувство долга (3,2), сострадание и милосердие (3,3).

Результаты исследований показали, что у учащихся 9-х классов уровень сформированности нравственной культуры выше, чем у 8–х классов по таким показателям как целеустремленность, умение защищать свою точку зрения, чувство собственного достоинства, самокритичность, чувство справедливости и ниже по состраданию и милосердию, уважению к старшим, уважению к сверстникам, дружелюбию и вежливости.

2.Для оценки «духовных ценностей»ученикам давались несколько разных высказываний, необходимо было прочесть их и подумать – согласен ли ты с этими высказываниями или нет. Для получения объективных результатов были опрошены учащиеся МАОУ «Гимназия». В исследовании приняли участие 38 учащихся 8-9 классов. (см. приложение 2 и 3)

Для оценки давались следующие высказывания:

-Приходилось ли выбирать тебе: принести пользу себе, но сделать больно другим людям(одноклассникам, родителям, друзьям), ради достижения положительного результата.

Ответили:45%-да, 55%-нет.

-Глупо рисковать ради другого человека.

Ответили:20%-да, 80%-нет.

-Я допускаю, что могу ошибиться в жизненном выборе.

Ответили:88%-да, 12% -нет.

-Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу того, что я не знаю многих важных вещей.

Ответили:53%-да, 47%-нет.

-Для меня важно найти смысл собственной жизни.

Ответили:92%-да,8% нет.

-Приходилось ли вам жертвовать своими интересами ради других людей.

Ответили:84%-да, 16%-нет.

Результаты показали, что у учащихся 8-9 классов преобладают такие ценности как самопожертвование ради другого человека, самокритичность и поиск смысла жизни.

3. При исследование на тему «Психологический комфорт обучающихся гимназии» были вынесены следующие задачи:

-Выяснить каково соотношение положительного и отрицательного эмоционального фона у учащихся в образовательном процессе, влияние учебной нагрузки на здоровье;

-Оценить влияние психологической атмосферы и эмоционального фона школы на психологическое здоровье учеников гимназии.

Для получения объективных результатов были опрошены учащиеся МАОУ «Гимназия». В исследовании приняли участие 38 учащихся 8-9 классов (см. приложение 2,3). На исследуемую тему были заданы следующие вопросы:

С каким чувством ты идешь в школу?

-Учащиеся 8-х классов идут на занятия «с радостью» - 10%, «с чувством

безразличия» – 10%, «с неохотой» - 20% из опрошенных, 60% респондентов указали «от настроения».

-Учащиеся 9-х классов идут на занятия «с радостью» - 11,1%, «с чувством безразличия» – 22,5%, «с неохотой» - 11,1% , 44,4% респондентов указали «от настроения».

-Какое эмоциональное состояние преобладает у тебя в школе?

-Учащиеся 8-х классов указали, что у них преобладают

«радостное» и «сосредоточенное» состояния – 85%.

-Учащиеся 9-х классов указали, что их главным эмоциональным

состоянием является «сосредоточенное» состояние – 66,7%.

Возвращаясь из школы после уроков, чувствуешь ли ты себя усталым?

- 30 % восьмиклассников «достаточно часто» испытывают усталость, 45% «периодически» и 25% опрошенных испытывают усталость «редко».

-33 % девятиклассников «достаточно часто» испытывают усталость, 55,6% «периодически», 11,4 % «редко». Ответ «никогда»- отсутствует.

Устаешь ли ты к концу учебной недели?

-Из восьмиклассников 50% «всегда» устают к концу учебной недели, 30% - «периодически», 20% указали «редко». Ответ «никогда»- отсутствует.

-Девятиклассники, отвечая на поставленный вопрос, отметили, что устают

«достаточно часто» – 44,4%,38,8% - «периодически», «редко»-16,8%.Ответ «никогда»- отсутствует.

Часто ли ты бываешь расстроен несправедливым, по твоему мнению, отношением учителя и других школьных сотрудников?

-5% восьмиклассников ответили «да», 10%-«нет», 75%-«бывает , но редко» и 10% ответили «бывает, достаточно часто».

-22,2% девятиклассников ответили «да»,11,1%-«нет», 50%-«бывает , но редко» и 16,7% ответили «бывает, достаточно часто».

Часто ли с тобой происходят радостные события в школе?

- Большинство гимназистов из восьмых классов полагают, что радостные события происходят «каждый день» - 50% и «эпизодически» - 35%. 15% ответили, что радостные события происходят «редко».

-Девятиклассники в большинстве считают, что радостные события в школе происходят «эпизодически» - 44,5%, «редко»- 33,3% и «каждый день»- 22,2%.

Как много времени приходится тратить тебе на выполнение домашних заданий?

-У восьмиклассников основной ответ«каждый день по-разному»-50%, «до 1 часа»-10%, «2-3 часа»-40%.

-55,6% девятиклассников ответили на поставленный вопрос, «каждый день по-разному»; 38,9 % -«2-3 часа», 5,5 % указали в ответе, что тратят на домашнее задание «более 3-х часов».

Остается ли у тебя время на отдых после уроков и выполнения домашнего задания?

-30% восьмиклассников ответили, что время на отдых остается, но мало, 25 %-«совсем не остается»,45% - остается «вполне достаточно».

-55% девятиклассников ответили, что время на отдых остается, но мало, 28 %-«почти не остается»,17% - остается «вполне достаточно».

4. С теми же учениками 8-9 классов МАОУ СОШ «Гимназия» проведено исследование на тему «Понятие чести».Честь – это чувство собственного достоинства, уважение, прямота характера, единство слова и поступка, имущественная честность. Целью анкеты ставилось, соответствует ли в сознании учащихся понятие чести этим критериям.(см. приложение 4)

Как вы понимаете значение слова «честь»?

-Восьмиклассники раскрыли значение слова «честь» 40% (8 учеников). Не смогли раскрыть значение слова «честь» 60 % (12 учеников).

-Девятиклассники раскрыли значение слова «честь» 88,8% ( 16 учеников). Не смогли раскрыть значение слова «честь» 22,2 % (2 ученика).

Перечислите внутренние нравственные качества человека, способствующие формированию чести.

Из восьмиклассников перечислили нравственные качества человека, способствующие формированию чести 45%(9 учеников). Не смогли перечислить нравственные качества человека, способствующие формированию чести55 %(11 учеников).

Девятиклассники перечислили нравственные качества-83%(15 учеников), не смогли перечислить-17%(3 ученика).

Как вы понимаете значение пословицы «Береги честь смолоду»?

По толковому словарю русского языка Владимира Даля пословица «Береги честь смолоду» обозначает хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.

У восьмиклассников раскрыли значение пословицы «Береги честь смолоду»40 %(8 учеников),не смогли раскрыть - 60 %(12 учеников).

У девятиклассников раскрыли значение пословицы «Береги честь смолоду»55 %(10 учеников), не смогли раскрыть - 45 %(8 учеников).

У девятиклассников наблюдается значительно большее количество нравственно-ориентированных ответов.

2.3.Анализ и обсуждение результатов.

На основании исследования уровня сформированности нравственной культуры школьников 8 – 9 классов МАОУ «Гимназия» можно сделать следующие выводы:

- уровень развития нравственной культуры школьников средний, который характеризуется тем, что учащиеся владеют определенными понятиями нравственной культуры. Ребята стремятся к организации и саморегуляции, хотя активная позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей по классу еще не проявляется;

-для учащихся 8-9 классов (38 чел.) оказались наиболее высоко выражены такие показатели как уважение к старшим (3,6), самокритичность(3,5), дружелюбие (3,5), чувство справедливости(3,5), умение защищать свою точку зрения(3,4), вежливость(3,4);

-наименьший из показателей характерен для таких сфер, как трудолюбие (2,9),общественная активность(3,0), послушание(3,1),уважение к сверстникам (3,1), добросовестность (3,2), ответственность и чувство долга (3,2), сострадание и милосердие (3,3);

-отношение учеников к труду, наименьший показатель этой сферы, скорее всего, складывается из сложившегося в обществе отношения к благородному физическому и созидательному труду, который обесценен в обществе.

При оценке «духовных ценностей»результаты показали, что у учащихся 8-9 классов преобладают такие ценности как самопожертвование ради другого человека, самокритичность и поиск смысла жизни.

На основании полученных нами результатов на тему «Психологический комфорт обучающихся гимназии», приходим к следующим выводам:

Эмоциональное состояние преобладает во всех опрошенных параллелях – радостное и сосредоточенное.

После уроков и к концу учебной недели усталость ощущают все ученики, достаточно часто, расстроены несправедливым отношением учителей и школьных сотрудников, по мнению учащихся,– периодически, но не часто.

По мнению гимназистов, радостные события происходят в 8-х классах –

достаточно часто. В 9-х класса радостные события происходят – эпизодически.

У восьмиклассников и девятиклассников на выполнение домашнего задания, уходит каждый день разное количество часов.

На отдых время у восьмиклассников остается, но мало. Девятиклассники отвечали, что у них почти нет времени на отдых. Из этого следует, что учебный процесс в школе перегружен.

Подводя итог анкетирования на тему «Понятие чести» можно сказать, что в девятых классах ученики дают более нравственно-ориентированные ответы и это говорит о том, что чем старше возраст учеников, тем больше они имеют представления о ценностях, идеалах, а также принципах жизни.

Учитывая полученные данные исследования, можно сделать вывод: учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на развитие и совершенствование потребностей школьников в познании, в творческом и физическом труде, активности, самостоятельности. В формировании ценностных ориентаций важную роль должна играть школа, так как ориентация личности на ценности способствует формированию в ней положительных качеств, высоконравственных потребностей и поступков.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!