МКОУ «Погребская СОШ» Суджанского района
Работа с детьми с ОВЗ
Учитель технологии Мазуров Ю.А.
Правовые документы, отражающие социальную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья
- Всеобщая декларация прав человека;
- Декларация прав инвалидов;
- Декларация прав умственно-отсталых лиц;
- Конвенция о правах ребенка.
Законодательные документы, отражающие вопросы, связанные с обеспечением надлежащих условий для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии
- Конституция РФ
- Закон РФ «Об образовании»
Закон «Об образовании» утверждает государственные гарантии на получение образования лицам с отклонениями в развитии и гарантирует им:
- воспитание и обучение;
- социальную адаптацию и интеграцию в общество.
В решении коллегии Министерства образования РФ от 18.01.2000г. №1-2 говорится: «О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» говорится, что основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей данной категории, - создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, к подготовке к полноценной жизни в обществе.
- Коллегия, в частности, обращает особое внимание на:
- интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в среду
здоровых сверстников;
- допрофессиональную подготовку детей с ОВЗ в целях обеспечения их
социальной незащищенности;
- разработку системы мер по активизации работы с детьми с ОВЗ в
учреждениях дополнительного образования детей;
- усиление взаимодействия образовательных учреждений с семьями детей
с ОВЗ;
- активное вовлечение детей с ОВЗ в подготовку и проведение массовых
мероприятий с учащимися, участие в конкурсах, смотрах, фестивалях,
соревнованиях, олимпиадах и других формах дополнительного
образования на муниципальном, федеральном и международном уровнях.
«…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать,
засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…»
В.А. Сухомлинский
Рекомендации педагогу по проблеме социально-педагогической поддержки развития личности ребенка с ОВЗ
- Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
- Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
- Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
- Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.
Приемы:
- Снятие страха - «Ничего страшного...»
- Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...»
- Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...»
- Говорите это искренне и уверенно.
- Усиление мотива - «Нам это нужно для...» («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»).
- Педагогическое внушение - «Приступай же...
- Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...», «Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.д.
Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность .
Приемы:
- Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.
- Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.
- Формируйте веру в успех.
- Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать..., сможешь и сейчас).
- Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.
Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
- Фитотерапия - Лечение с помощью лекарственных
растений. Эффективное лечебное и профилактическое средство.
- Ароматерапия
- Музыкотерапия -Это лекарство, которое слушают. Самый большой
эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний.
- Хромотерапия или Цветотерапия- Лечение цветом. Ученые доказали, что, изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и другие жизненно важные органы и процессы в организме.
- Рефлексотерапия и точечный массаж
- Куклотерапия - Это раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Цель: помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности .
Сказкотерапия - это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Песочная терапия- Игры с песком и водой широко используются в работе с детьми с ОВЗ для формирования и развития пространственно-количественных представлений, для развития мелкой моторики. Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию .
Личностно – ориентированные технологии обучения и воспитания
В центре их внимания неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Педагогика сотрудничества
предполагает гуманное отношение к детям, которое включает:
- заинтересованность педагога в их судьбе;
- сотрудничество, общение,
- отсутствие принуждения, наказания, оценивания, запретов, угнетающих личность;
- отношение к ребенку как к уникальной личности («в каждом ребенке – чудо»);
- терпимость к детским недостаткам, веру в ребенка и в его силы («все дети талантливы»).
Игровые технологии
обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся.
В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Новые информационные технологии
Технологии, использующие специальные технические информационные средства (ИКТ, аудио, кино, видео).
Цели новых информационных технологий:
- Формирование умений работать с информацией,
- Развитие коммуникативных способностей,
- Подготовка личности «информационного общества».
- Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить.
- Формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.