СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Работа над звукоизвлечением на начальном этапе обучения игры на баяне»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начале урока сделать акценты на:

- готовность  учащегося к уроку;

- совместно с учащимся определить цели урока/ЦО

Добиться правильной посадки, положения корпуса и рук

 

Начнём с элементарного приёма образования звука на баяне: приведение клавиши и меха. При этом подключается целый механизм движения: палец, затем клавиша, далее- рычаг, клапан, воздух, резонатор, планка, язычок, и наконец, мы слышим звук. Такой сложный процесс звукообразования предполагает и умение достичь нужного качества звучания.

В начале урока сделать акценты на:

- готовность  учащегося к уроку;

- совместно с учащимся определить цели урока/ЦО

Добиться правильной посадки, положения корпуса и рук

 

Начнём с элементарного приёма образования звука на баяне: приведение клавиши и меха. При этом подключается целый механизм движения: палец, затем клавиша, далее- рычаг, клапан, воздух, резонатор, планка, язычок, и наконец, мы слышим звук. Такой сложный процесс звукообразования предполагает и умение достичь нужного качества звучания.

Просмотр содержимого документа
««Работа над звукоизвлечением на начальном этапе обучения игры на баяне»»





КГУ «ДШИ имени Сералы Кожамкулова отдела акимата Карабалыкского района»Управления образования акимата Костанайской области




Посткурсовая работа


«Работа над звукоизвлечением на начальном этапе обучения игры на баяне»








подготовил Лысоченко С.Д.































В начале урока сделать акценты на:

- готовность учащегося к уроку;

- совместно с учащимся определить цели урока/ЦО

Добиться правильной посадки, положения корпуса и рук


Начнём с элементарного приёма образования звука на баяне: приведение клавиши и меха. При этом подключается целый механизм движения: палец, затем клавиша, далее- рычаг, клапан, воздух, резонатор, планка, язычок, и наконец, мы слышим звук. Такой сложный процесс звукообразования предполагает и умение достичь нужного качества звучания.


Работа над звуком заключается в освоении тембра, динамики, штрихов.Тесно связана с  меховедением, филировкой звука. Выразительный звук – основа художественного исполнения музыкального произведения.



Учащийся знакомится с творчеством великих исполнителей баянистов, работающих и гастролирующих по всему миру, например Скляров Александр Владимирович, Шишкин Юрий Васильевич, Гайнуллин Айдар Акреметдинович, Султанов Дамир Рафхатович, Аханов Эдуард и др.


Известно, что при обучении игре на баяне, важнейшие особенности звукоизвлечения связаны с движением меха, поэтому целесообразнее начинать формирование двигательных навыков именно с меховедения.



Ход урока


1.Организационный момент.


А) приветствие


Б) организация рабочего места


2.Работа по теме.


Сила звука зависит от интенсивности ведения меха. Для выработки различной силы звука полезно исполнять выполнить упражнения на одном звуке или созвучие поочередно в следующих вариантах: ppp, pp, p, mp, mf, f, ff, fff, ff, f, mf, mp, p, pp, ppp и затем так: p, f, mp, mf, pp, и т. п. Или например , играть крещендо и диминуэндо.


Поэтому на начальном этапе обучения игре на баяне нужно связывать нотный материал со словом, используя доступные ребенку тексты. Многие песни в сборниках даны со словами, так как сама природа инструмента (баяна) располагает к пению, аккомпанементу. Пение, несомненно, влияет на понимание музыки и ее эмоциональное исполнение.


3.Рассказ об истории возникновения баяна.


Баян – язычковый инструмент, воспроизводящий звуки с помощью растяжения мехов и нажатия кнопок правой и левой клавиатуры. Правая клавиатура баяна имеет трехрядное или пятирядное строение, а левая клавиатура может содержать басы и аккорды или же переключаться на аналогичное правой клавиатуре звучание, только с более низким регистром. Предшественником баяна является тульская хроматическая гармонь, а первые сведения о заводском производстве данного инструмента датированы 1907 годом.


Баян - продукт долгой истории язычковых инструментов. Первые такие приспособления для воспроизведения звуков появились очень давно - более трех тысяч лет назад. Далекими прототипами гармоник, баянов и аккордеонов можно считать национальные китайские, японские и лаосские инструменты, в частности, сохранившуюся до наших дней китайскую губную гармошку - шэн, которая имела схожий с современными инструментами принцип подачи звука. Главное отличие баяна от губных гармоник и различных духовых инструментов - звуки определенной частоты извлекаются с помощью мехов, создающих потоки воздуха. Подобные меха для нагнетания воздуха изначально использовались в кузнечном ремесле.



Появлению инструмента с полноценным хроматическим звукорядом мы обязаны Петру Стерлигову, который в 1907 году выпустил первый образец и назвал его баяном - в честь песенника-сказителя Бояна, героя многих литературных произведений.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!