СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над полифонией в младших классах

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа над полифонией в младших классах»

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования детей

«Нижнегорская детская школа искусств»









Доклад

на тему: «Работа над полифонией в младших классах»

















Работа преподавателя

по классу «фортепиано»

Ульфановой Сусаны Серверовны









пгт.Нижнегорский

2022 год

Полифония (от греческого «поли» — «много», «фон» — «звук») — вид многоголосной музыки, в котором одновременно звучат несколько самостоятельных мелодий.

В фортепианной литературе для ДМШ уже на первом году обучения встречаются двухголосные произведения в простейшей форме. После работы над одноголосными пьесами, где мелодия часто разделяется между двумя руками, перед учащимися встаёт новая, двойная задача – слышание и проведение двух голосов, сочетание различных движений двух рук.

Полифонию, доступную уже в первые годы обучения, можно разделить на три группы.

Подголосочная полифония – это народнопесенная музыка, где второй голос (или несколько) не является самостоятельным, он поддерживает, обогащает основной напев. Этот вид полифонии часто используется в русской народной песне.

Контрастно-тематическая полифония — тип полифонического изложения с двумя контрастирующими голосами. В большинстве их них основную по выразительности мелодию ведёт верхний голос, которому противостоит самостоятельная, но менее значительная линия баса.

Имитационная полифония, где основная тема звучит сначала в одном голосе, потом появляется в других голосах с изменениями. На «имитации» основан выразительный прием «переклички» голосов в хоре. Для имитационного изложения характерно тематическое единство отдельных голосов, так как они основаны на развитии общей темы, звучащей поочередно в разных голосах. Форма, в которой тема повторяется без изменений, называется каноном. На основе имитационного изложения развилась классическая имитационная полифония Баха.

Знакомство ученика с полифонией лучше всего начинать с песен. С их помощью можно вызвать интерес, эмоциональную реакцию, поговорить об образе. Учитель, исполнив произведение, рассказывает о выразительных средствах, с помощью которых передается характер пьесы. Выразительное исполнение простых одноголосных песен в дальнейшем помогает услышать сочетание двух голосов в полифонических пьесах. Цель педагога — научить ученика слушать каждый голос, понимать выразительное значение каждого и всех голосов вместе, добиться их различного звучания. С первых прикосновений к клавиатуре, когда ученик только учится брать отдельные звуки, нужно обратить его внимание на мягкий и плавный переход одного звука в другой. Для этого нужно освободить кисть, плечевой корпус, пальцы. Хорошо, если ученик сможет проинтонировать мелодию, пропеть гласные.

Полезно чередовать прием игры legato c non legato. Примером могут быть пьесы из «Школы игры на фортепиано» под редакцией А. Николаева: « Ой ты, дивчино», «Висла», «Осень и другие.

Когда играем песню «Осень», сразу обращаем внимание на характер: грустный, печальный. Большую помощь здесь оказывают слова.

Хмурая, дождливая Бедный зайка прыгает

Осень наступила. Возле голых сосен,

Всю капусту сняли, Страшно в зубы волку

Где бы разыскать? Серому попасть.

Определяем начало и конец фраз, обращаем внимание на изменение силы звука в конце каждой фразы. Полезно просто научиться выразительно, читать текст, распевая гласные или петь со словами. Играя — слушать, насколько мягко звучит мелодия. Обязательно проверяем свободу пальцев, помогаем рукой, как бы очерчивая мелодический контур, особенно при переходе мелодии из одной руки в другую. Можно порекомендовать взять в руку карандаш, и попытаться нарисовать мелодический контур. Постепенное развитие слухового навыка позволяет добиваться большей ровности, певучести в исполнении. Чем больше будет репертуар начинающего музыканта, тем быстрее он научится правильному исполнению полифонических произведений. Тот же метод работы можно использовать при прохождении украинской народной песни «Ой ты, дивчино». Помимо ровности мелодической линии перед учеником встает сложная задача — ее единство, передача звука из руки в руку. Усложняется размер 3/8. На начальном этапе можно посоветовать представить все длительности в два раза крупнее – это помогает более тщательно прослушать мелодическую линию. Также можно выучить со словами (сб. Артоболевской «Первая встреча с музыкой») петь, объединяя мелодические звуки. Полезно поиграть пьесу в разных регистрах.

Очень часто первым примером имитационной полифонии становится пьеса — канон «Дровосек», где мелодия повторяется октавой ниже, что можно сравнить с имитацией эха. Дети без труда определяют, сколько голосов в песне. Движение темы устремляется к концу фразы, к длинной ноте, которая берется мягко, глубоко. Ученик слушает, как звук постепенно угасает и этим звуком начинает играть «эхо» в левой руке. Очень полезен прием игры в ансамбле с педагогом: мелодию играет ученик, а ее имитацию «эхо» – педагог, и наоборот. Играя в ансамбле попеременно обе партии, ученик учится слышать самостоятельность каждой из них на протяжении всей пьесы. Следующая пьеса «Ригодон» Гедике. Согласно французскому — видоизмененный старинный народный хоровой танец. Подвижный, торжественный по характеру труден при исполнении своей фразировкой. Его мелодия состоит из повторения ритмически одинаковых групп: две восьмые и четверть; движение все время должно быть к четверти, приходящейся на сильные доли такта. Ученики при исполнении такого ритма акцентируют первую восьмую. Преодолеть эту трудность поможет кистевое движение, свобода руки и пальцев. Можно поиграть и послушать мелодическую линию в разных октавах, сравнивая с игрой на различных инструментах. Трудности при исполнении левой руки вызывает квинта. Она звучит неровно, «перевешивает» более тяжелый 1-й палец. Чтобы научиться играть левую руку мягко и глубоко, нужно обязательно готовить ее заранее. Квинту можно поучить с ощущением веса руки в 5-м пальце, а 1-й играть беззвучно. Для ровности звучания поучить с карандашом между 1-м и 5-м пальцами, чувствуя опору в ладони. И, конечно, дети с удовольствием будут исполнять танец, если пофантазировать вместе с ними, представляя, как на балу сначала и в конце танец исполняют придворные, а в середине принц и принцесса. Остановка на долгом аккорде средней части всегда вызывает проблемы с движением и ритмом. Можно представить это как «встречу принца и принцессы», что, несомненно, вызовет интерес. Значительное место в репертуаре начинающих пианистов занимают пьесы старинных композиторов, написанные в стиле контрастной полифонии. Пьесы эти были созданы для инструментов с двумя мануалами (предшественников фортепиано). Исполнение двух голосов на различных мануалах создавало само собой тембровый контраст между ними. При исполнении этих пьес на фортепиано необходимо позаботиться о различной окраске этих голосов. Почти всегда основную мелодию, разнообразную по интонациям, ритму, штрихам, ведёт верхний голос. Нижний голос проводит линию баса, более ровную и однообразную, изредка включающую отдельные элементы имитации. Пьесы такого рода, как правило, исполняются с различной артикуляцией двух голосов. Пример, «Ария» Пёрселла d-moll. Верхний голос глубоко выразителен, протяжен; он излагается короткими фразами, разделёнными небольшими цезурами. Нижний голос исполняется portamento, ровно и мягко, как бы в некотором отдалении. Рекомендуется поочерёдное исполнение отрывков каждого из голосов с сохранением контраста между ними. Или: вступление сначала одного голоса, затем на ходу присоединение к нему другого. Шедеврами произведений этого типа являются пьесы из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». В форме менуэта Бах выражал различные эмоциональные оттенки – жизнерадостность, задумчивость и печаль. Верхний голос любого из менуэтов отличается мелодической гибкостью, ритмическим разнообразием, чередованием различных штрихов. Нижний же голос ведет, хотя и самостоятельную по выразительности, но более сдержанную и плавную линию. Так возникает контраст между голосами. Нижний голос предлагается исполнять преимущественно non legato (редко - legato). Передача значительности, самостоятельности нижнего голоса – новая ступень в развитии полифонического слуха ученика. При знакомстве со сборником «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», у ученика возникает много вопросов. Учитель должен рассказать, кто такая Анна Магдалена, пояснить, для кого были предназначены пьесы. Во времена Баха ведение домашних альбомов было очень распространено. Они были не только музыкальные, но также и литературные. Печатные издания, существовавшие в то время, не были столь многочисленны, поэтому не могли удовлетворять потребности в новых произведениях. Можно использовать иллюстрации бала, обратить внимание на одежды мужчин и женщин, определявшие стиль танцев (ноги мужчин, обтянутые чулками, украшены бантами, широкие кринолины женщин требовали плавных движений). Две «Нотные тетради Анны Магдалены Бах» — это альбомы семьи И.С.Баха, предназначавшиеся для исполнения его детям. В «Нотную Тетрадь» вошли пьесы различных композиторов: Ф.Куперена, К.Петцольда, К.Ф.Э. Баха… в основном танцевального жанра: менуэты, полонезы, марши…. Их отличает богатство и красочность мелодий различного характера, ритмическое, темповое разнообразие. Для исполнения лучше пользоваться редакцией Л. Ройзмана. В ее основе точный авторский текст, исполнительские указания соответствуют стилю И. С. Баха, аппликатура дана исходя из своеобразных принципов композитора – подкладывание первого пальца, перекладывание, перекрещивание пальцев. К каждой пьесе есть аннотация с пояснением характера. Достоинством этого издания является таблица с расшифровкой мелизмов из «Нотной тетради В. Ф. Баха», и правильная расшифровка всех мелизмов, встречающаяся в пьесах данного сборника.

Менуэт g – moll.

По-характеру спокойный, мелодичный — напоминает песню. Написан в простой двухчастной форме. Музыка отражает плавность движения и важность поклонов, приседаний (реверансов). Мелодию правой и левой руки можно сравнить с танцем дамы и кавалера, они мелодически самостоятельны, но связаны друг с другом. В связи с этим нужно обратить внимание на различное звучание и характер голосов, трудность в исполнении штрихов, коротких лиг из двух нот, изображающих поклоны. В динамическом развитии обоих голосов сначала звучат нисходящие интонации, потом движение активизируется, минор сменяется мажором — это тоже выражается в динамике, в характере, в движении. Прослушав пьесу, ученик обращает внимание на украшения — морденты. Необходимо пояснить, что с помощью таких знаков, сокращенно записывали мелодии в XVII-XVIII веках. Не случайно термин «мелизмы» произошел от древнегреческого слова «melos», что означает: пение, мелодия, поэтому играть их нужно певуче соответственно темпу и характеру данной пьесы. Исполнять мелизмы Бах рекомендует (за отдельным исключением) за счет длительности основного звука. Неперечеркнутый мордент исполняется за счет верхнего звука, перечеркнутый за счет нижнего. При исполнении важно, чтобы украшение воспринималось учеником, как часть мелодии, исполнялось певуче и выразительно, в характере менуэта. Поэтому сначала попытаться пропеть их в медленном темпе и только потом играть.

Менуэт d-moll.

Вместе с учеником следует определить характер и форму пьесы (двухчастная). Обратить внимание на окончание первой части в параллельном мажоре. Первая часть состоит из двух предложений. Можно охарактеризовать их как «вопрос-ответ». И. Браудо предлагает следующий педагогический прием: первый двутакт исполняется учителем, ученик отвечает на этот двутакт — вопрос исполнением второго двутакта – ответа. Затем роли можно поменять: ученик будет «задавать» вопросы, учитель — отвечать. При этом исполнителю, задающему вопросы, можно играть свою мелодию чуть ярче, а отвечающему — чуть тише, затем попробовать сыграть наоборот. «Важно, что при этом мы учим ученика не столько, играть немного громче и немного тише, — мы учим его передавать интонации и элементы танца. Вторая часть менуэта сложна для исполнения широким расстоянием в мелодии. При скачке нижняя нота не должна быть громкой, разрывать мелодический голос, поэтому ее нужно брать свободным и приготовленным заранее, пальцем. Важно научиться слышать этот переход, как продолжение мелодии, поэтому можно поучить верхний голос с пением, помогая ученику левой рукой. Особенно сложно услышать в конце менуэта движение к кульминационному завершению и передаче мелодической линии из левой руки в правую. Если и в этом случае ученик делает акцент на первую ноту из группы восьмых, можно попросить его брать на месте паузы повторяющийся звук «ля». В таком варианте легче добиться цельности мелодической линии. Ритмическая фигура две шестнадцатые и восьмая в следующем такте, также достаточно часто исполняется учениками неверно, с акцентом на восьмую. Здесь желаемого результата можно добиться исходя из опоры на сильную долю, а также штриха, при котором последняя восьмая «ре» играется на движении кисти вверх.

«Маленькие прелюдии и фуги». Пьесы этого сборника очень разнообразны по содержанию и полифоническому строению. При жизни Баха сборник не существовал — его составил из мелких произведений композитора и издал в 1848 году Ф.Грипенкерль, известный немецкий музыкант. В своем предисловии к изданию «Маленьких прелюдий и фуг» Грипенкерль писал: «Цель настоящего сборника заключается в том, чтобы объединить в одном томе наиболее легкие инструктивные сочинения И.С.Баха. Они воспроизведены частично по рукописям автора, частично, где автографы отсутствовали — по лучшим старым копиям. «Маленькие прелюдии и фуги», несмотря на полифоничность, доступны для начинающих пианистов; так как полифония сочетается в них с ясным гармоническим языком. Они дают незаменимый материал для ознакомления с баховским стилем. Композитор многократно подчеркивал необходимость певучего исполнения клавирной музыки, противопоставляя исполнение non legato. Темпы не должны быть преувеличенно быстрые, ни чересчур медленные. На протяжении пьесы темп в основном единый, в заключительных оборотах — не нужно специально требовать замедления, нужно просто попросить ученика дослушать окончания. При таком чутком отношении к музыкальной ткани темп исполнения не окажется застывшим, а будет чуть заметно изменяться — подобно дыханию. На примере маленькой прелюдии № 7 ми минор, можно ознакомиться с элементами баховского языка и фактуры. Ее характер – спокойный, певучий. Тема проходит сначала в верхнем, затем в нижнем голосе (после второго проведения возникает еще неполная, обращенная тема). Форма – простая двухчастная с элементами трехчастности. В середине происходит смена минора – мажором. Средняя часть продолжает развитие имитационных элементов темы из первой части. Ее характер более светлый, отличаетсянекоторой неустойчивостью, взволнованностью, множеством отклонений. В заключении тема снова проходит в басу в главной тональности. Это проведение вносит в форму элемент трехчастности. После общего знакомства с музыкой, уделим внимание работе над темой, каждым голосом и их сочетаниям. Необходимо добиться плавности, мягкости звучания, хорошего legato. В прелюдии можно легко обнаружить, что мелодия верхнего и среднего голосов изобилует задержаниями, которые являются важнейшим импульсом дальнейшего развития. Задержание – это один из основных элементов, часто используемый Бахом. Поэтому нельзя исполнять их плоским невыразительным звуком. В третьем такте, прослушать «ми» на третью четверть, спеть про себя задержание и сыграть мягко разрешение «ре», приготовив его заранее. Аналогично учащийся может поучить все задержания в прелюдии. Помимо верхнего и среднего голоса, необходимо отдельно учить нижний, добиваясь плавного соединения скачков в мелодии с помощью кисти, правильной аппликатуры. Во второй части прослушать и передать имитации верхнего и нижнего голосов. Для этого будет полезно поиграть в ансамбле с учеником каждый голос попеременно. Обратить внимание на динамический план прелюдии в целом.



















Список использованной литературы.

1. А.Алексеев. «Методика обучения игре на фортепиано».

2. А.Артоболевская. «Первая встреча с музыкой».

3. И.Браудо. «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе».

4. М. С. Друскин. «Иоганн Себастьян Бах».

5. М. Фейгин «Полифония в первые годы обучения» 1981г.

6.Б.Милич. «Воспитание ученика-пианиста в 5-7 классах ДМШ».

7. Г.Нейгауз. «Об искусстве фортепианной игры».

8. Форкель И. «О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна

Баха».

9. Букарова Н.Н. «Изучение полифонии в младших классах» Москва 2011


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!