СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над лексикой в Х-ХI классах средней школы

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

К сожалению, многочисленные наблюдения, проверка знаний, умений и навыков учащихся в области иностранного языка показывают, что этот «языковой архив» учащихся очень невелик, все еще недостаточно упорядочен и далеко не всегда находится в готовно­сти к употреблению в устной речи.

Программа  общеобразовательной школы по иностранным языкам обращает особое вни­мание на коммуникативную цель обучения иностранному языку, в частности на обучение устной речи.

  Ведущая роль в достижении этой цели принадлежит лексике, по выражению акад. Л.В. Щербы, «лексическим правилам», образующим в сочетании с грамматическими правилами тот языковой материал, «языковой архив», без которого немыслимо говорение на иностранном языке.

Просмотр содержимого документа
«Работа над лексикой в Х-ХI классах средней школы»





Министерство образования и науки

Республики Дагестан Реферат на тему:


«Работа над лексикой в Х- ХI классах

средней школы»


Выполнил: Умалатов А. Х. МКОУ «Лицей Мюрего»




Работа над лексикой в Х-ХI классах средней школы Программа общеобразовательной школы по иностранным языкам обращает особое вни­мание на коммуникативную цель обучения иностранному языку, в частности на обучение устной речи.

Ведущая роль в достижении этой цели принадлежит лексике, по выражению акад. Л.В. Щербы, «лексическим правилам», образующим в сочетании с грамматическими правилами тот языковой материал, «языковой архив», без которого немыслимо говорение на иностранном языке.

К сожалению, многочисленные наблюдения, проверка знаний, умений и навыков учащихся в области иностранного языка показывают, что этот «языковой архив» учащихся очень невелик, все еще недостаточно упорядочен и далеко не всегда находится в готовно­сти к употреблению в устной речи.

Это положение обусловлено рядом причин, среди которых важное место занимают при­чины, связанные с недостаточной разработанностью многих вопросов методики. В частности, слабо разработаны вопросы усвоения учащимися словарного запаса данного года обучения в со­четании со словарным запасом предыдущих лет и отбора самых эффективных и необходимых приемов работы, которые обеспечили бы прочные знания и применение лексического материала в речи. При этом следует указать, что первый вопрос особенно важен для XI класса, где ученики как бы подытоживают свои умения и навыки, приобретенные за четыре года изучения языка.

Учитывая всю сложность и многогранность поставленных вопросов, мы сознательно касаемся в настоящей статье лишь той работы над определенным кругом слов и слово­сочетаний, которая подводит к употреблению лексики в устной речи в плане говорения. При этом не следует считать, что мы умаляем роль и значение упражнений по усвоению лексики в плане понимания чужой речи, ибо без этого невозможно развитие умений и навыков чте­ния и понимания речи со слуха.

Для того чтобы правильно построить работу, отметим сначала исходные моменты в деятельности учителя по обучению лексике иностранного языка. Учитель должен, прежде всего, учесть следующее:

  1. Какие требования к овладению лексикой предъявляет устная речь, то есть что дол­жен знать и уметь учащийся, в какой степени учащийся должен владеть лексическим мате­риалом для употребления его в речи.

2) Какие трудности встречаются у учащихся в запоминании и воспроизведении сло­варного материала, каковы типичные ошибки учащихся в области лексики иностранного языка.

3)Особенности изучаемого лексического материала с точки зрения его семантики, формы, употребления.

Перейдем к краткому изложению тех трудностей, которые испытывают учащиеся при воспроизведении и употреблении лексики в VIII классе.

Практика показывает, что учащиеся затрудняются:

1) В воспроизведении значения и грамматических форм:

а) абстрактных слов, как например, die Bewegung, die Wahrheit, der Fortschritt, die Jugend;

б) сложных глаголов типа kennenlernen, stehenbleiben;

в) производных глаголов и существительных с немотивированными с точки зрения современного языка аффиксами, например: herstellen, versprechen, sich entwickeln, verlassen.


  1. В употреблении слов:


а) разных по сочетаемости по сравнению с родным языком, например: gratulieren + D; zu + D - поздравлять + вин. падеж + предлог С + твор. падеж;

б) слов, сходных между собой по внешней форме (омонимы, омофоны), например geben и es gibt; als в значении чем, в качестве, erst и der erste, kennen и konnen, neu и neun, stehen и stellen и по омонимичности в русском языке, например: узнавать - erfahren - erkennen;

по тематической близости, например: gestern, morgen, abends, morgens; по значению (идеографические синонимы), например: bereit и fertig, wissen и kennen; многозначных, например: das Werk в значении дело, предлогов, союзов как wenn, wann.

3) В образовании свободных сочетаний слов:


а) глаголов с существительными: wir sehen der Vater вместо den Vater;

б) глаголов, обладающих управлением, отличным от русских, с существительным an die Mutter denken, sich an den Freund erinnern;

в) предлога с существительным, особенно там, где сочетаемость не свободна: am Montag, im Juni, in der Straße;

г) прилагательных с существительным;

д) местоимений (особенно притяжательных) с существительным.



4) В построении и употреблении варьированных предложений.


Вследствие вышеуказанных недостатков предложения, употребляемые учащимися в речи, примитивны, мало варьированы,

двух-трехчленны; если встречаются сложносочи­ненные или сложноподчиненные предложения, то в них неправильно употреблены союзы, глагольные формы.

Эти данные приводят к выводу о необходимости улучшить методику работы над формой, значением и употреблением каждого слова; особое внимание следует уделить сво­бодным сочетаниям слов, работе над служебными словами, значение которых, как указы­вает И.В. Рахманов, в устной речи особо важно.

Перейдем теперь к краткой характеристике лексического материала обучения в средней школе.

В X-XI классах расширяется и усложняется тематика устной речи, что влияет также на характер подбираемых для этого класса слов и словосочетаний. В лексический минимум этого класса обычно включают ряд слов, относящихся к области общественной и полити­ческой борьбы, как например: der Staat, die Regierung, verteidigen, der Fortschritt; некото­рые слова, относящиеся к характеристике людей, например: begabt, streng, ernst.

В словарь этого года обучения входят слова абстрактного значения, новые значения ранее известных слов (например, предлогов).

По форме новая лексика представляет собой большей частью сложные и производ­ные слова, обладающие определенным управлением и сочетаемостью, отличной от родного языка, например: sich erinnern an + A, vorbeigehen an + D. Эти свойства слов вызывают за­труднения в их запоминании и воспроизведении.

За предыдущие годы обучения и в XI классе накапливается ряд слов, сходных по форме, что, как известно, является причиной ошибок, смешения слов, а в результате слова предыдущих лет, а также текущего года обучения стираются или вовсе выпадают из памяти учащихся.

Правильная методическая организация словаря должна помочь учителю выявить в этом словаре все его особенности и, в частности, не только те, которые вызывают затруд­нения, но и те, которые могут облегчить учащимся усвоение слов и словосочетаний.

Многолетняя работа в школе и опыт ряда учителей немецкого языка показали, что для эффективного усвоения лексики необходимо правильно методически организовать словарь.

Наряду с алфавитными списками слов в начальных формах в словаре должны быть употребительные свободные и устойчивые словосочетания. Помимо этого, весь словарный запас следует сгруппировать по различным признакам, как например:


а) В соответствии с особенностями формы слова:


Слова общей словообразовательной структуры с русским языком (словообразовательные кальки типа: Ab - teil - ung), слова с продуктивными суффиксами, знание которых позволяет учащимся образовать с помощью учителя производное слово на основе части речи, например: der Arbeiter - от arbeiten, die Wohnung - от wohnen


б) В соответствии с семантическими особенностями слов:


слова конкретного значения das Holz, das Eisen;
слова абстрактного значения die Wahrheit, das Interesse;
знаменательные слова gehen, führen, stellen;
служебные слова unser, mein, in, von, können, sein, haben;
словообразовательные гнезда, как: sprechen, besprechen, versprechen, die Sprache;
синонимы bereit, fertig;

омонимы (полные, частичные) kennen - können, ihr-личное местоимение, ihr притяжательное местоимение;

антонимы alt - jung, fleißig - faul.


в) В соответствии с тематической общностью слов:


Тематические списки слов к темам, предусмотренным программой.
Следует подчеркнуть, что в отличие от предыдущих классов, в XI классе тема должна охватывать комплекс подтем, отражающих тематику прошлых лет обучения.

Так, например, тема «Путешествие» может охватить такие подтемы, как «Члены семьи», «Экскурсия», «Питание», «Одежда», «Природа», «Времена года», «Спорт», «Город» и т.п. Последняя группировка особенно важна для ХI класса, так как без четкого представления о словах и словосочетаниях, которые могут быть использованы при беседе на определенную тему, нельзя добиться серьезных успехов в развитии у учащихся устной речи.

Тематический список слов по каждой теме должен быть в свою очередь сгруппирован по частям речи, так как такая группировка способствует лучшей систематизации материала и лучшему выявлению лексических и грамматических особенностей слова.

Для иллюстрации сказанного приведем, например, список слов на тему «Писатель», который следует знать учащимся ХI класса.


SCHRIFTSTELLER


Substantive Verben Adjektive


der Schriftsteller

lieben

dramatisch

der Dichter

lesen

lyrisch

der Volksdichter

kampfen

satirisch

das Werk

gefallen

ironisch

das Buch

vorlesen

bekannt

der Roman

aufsagen

berühmt

das Poem

aufführen

weltberühmt

das Drama

sich interessieren

wichtig

das Gedicht


interessant

das Märchen


lebhaft

die Sage


wunderbar

die Volkssage


lebenswahr

die Poesie


mutig

die Prosa

Redewendungen

gern haben

eine Rolle spielen

zum Kampf aufrufen

Bekanntschaft schließen

Omonymе Vieldeutigkeit


Gefallen - ist gefallen das Werk

kennen - können der Artikel








Synonymе


bekannt – berühmt

wichtig – bedeutend

lebhaft –lebenswahr – realistisch

mutig –kühn

kennenlernen - Bekanntschaft schließen


Поскольку пособие для учителей в виде методически организованного словаря-ми­нимума пока отсутствует, эти списки составляет сам учитель при планировании работы по лексике на четверть, полугодие или на год. Эти списки служат для систематического за­крепления и повторения слов, усвоенных в течение всех лет обучения, что находит свое от­ражение в специальных тетрадях учащихся в виде упражнений в группировке слов и тре­нировочных работ по их употреблению.

Остановившись на исходных моментах работы учителя, перейдем к приемам и ме­тодам обучения лексике в ХI классе.

Весь комплекс работы над лексикой принято разделять на три этапа: объяснение, усвоение и контроль. Нам представляется, что усвоение охватывает весь процесс работы, начиная с первоначального знакомства со словом и кончая тем, что материал становится до­стоянием учащегося, который может связать его с полученными ранее знаниями и приме­нить свои знания на практике.

Прочность усвоения, как известно, зависит от многих факторов: от характера мате­риала, прошлого опыта учащегося, качества объяснения, системы упражнений для закреп­ления материала. Общепризнано, что решающее значение для запоминания слов имеет их объяснение. Принято также считать, что прочность запоминания слов зависит в большей сте­пени от того, насколько часто слова встречаются в учебнике.

С этими положениями, однако, нельзя согласиться полностью. Экспериментальная психология показывает, что качество объяснения влияет, прежде всего, на непосредствен­ное запоминание и воспроизведение иностранных слов; качество же последующего вос­произведения слов (т.е. воспроизведения слов по истечении длительного времени с мо­мента объяснения) зависит от количества повторных восприятий и количества припоми­наний слова.

То, что слово просто часто встречается в учебнике, также не может обеспечить проч­ность запоминания. А.В. Монигегти справедливо указывал на то, что текстовая повторяе­мость лексики, рассчитанная лишь на ее узнавание, отнюдь не служит гарантией продук­тивного ее усвоения. Кроме того, известно, что даже если слова часто встречаются в учеб­нике, учащиеся не обращают внимания на их особенности, не дифференцируют их формы, значение и употребление в отличие от других слов, ибо внимание учащихся бывает обычно поглощено фабулой текста, какой-либо грамматической или лексической трудностью, встреченной в тексте.

Поэтому на протяжении всего процесса работы над лексикой надо иметь в виду об­легчение ее запоминания и предупреждение ее забывания. Это может быть достигнуто только путем постоянного установления многогранных связей между ранее изученными и вновь изучаемыми словами иностранного языка.

Основными способами установления таких связей являются, на наш взгляд, следующие:

1) Объяснение и закрепление изучаемого лексического материала в определенных группировках с уже ранее изученными словами, с последующим заучиванием и воспроизведением новых слов и соответствующих группировок по определенной системе.

Объяснение слова в группировках в тесной связи с изученными словами преследует цель помочь учащемуся преодолеть трудности в усвоении нового слова на базе известного, припомнить и активизировать изученное.

2)Систематизирующее повторение лексического материала, которое представляет собой комплекс лексических упражнений, постепенно переходящих в речевые. Они подводят к самостоятельному употреблению словарного запаса в речи.

Практически установить эти связи можно следующим образом.

Перед началом работы над новым текстом (а текст является основным источником изучения лексики) учитель производит тщательный анализ его словарного состава, уста­навливает, какие трудности может испытать учащийся при усвоении нового слова, какие смысловые связи могут облегчить преодоление этих трудностей, с какой конкретной си­туацией, жизненно правдивой и близкой учащемуся, можно увязать применение этого слова, какие упражнения, в какой последовательности подведут учащегося к употреблению слова в речи.

Исходя из лингвистической характеристики слова, опираясь на методически орга­низованный словарь данной ступени обучения, учитель использует для облегчения запо­минания группировки нового слова с ранее изученными словами. Эти группировки пред­ставляют собой не что иное, как установление ассоциации по смысловой общности слова (словообразовательные гнезда), по сходству звучания слов (омонимы, омофоны, омо­формы), по сходству или контрасту значений слов (синонимы и антонимы), по сочетаемо­сти слов друг с другом и, что особенно важно, по темам.

Так, например, при введении слова die Ausstellung облегчить учащимся его усвоение может анализ словообразовательной структуры слова, а также сравнение ее с аналогичной структурой русского слова (вы~став-ка, являющегося как бы структурной калькой), образование гнезда слов из данного и уже известных слов общего корня (stellen, aus-stellen, die Stelle).

Далее, очень важно перечисление слов, которые могут сочетаться с данным словом: выделение особенностей в сочетании глагола идти со словом выставка; установление ас­социации с посещением выставок. На это уходит не много времени - всего несколько минут, а это обеспечивает прочное усвоение лексики.

Установление таких связей применительно к слову die Aus-stellung, его произне­сение, образование грамматических форм, свободных сочетаний этого слова с другими, безусловно, не только помогает его усвоению, но и способствует повторению около 16 ра­нее изученных слов.


welche?

interessante schone große bekannte


wessen?


der Bücher

der Bilder

der Blumen

die Ausstellung

was machen?


organisieren eröffnen

besuchen sich ansehen

in die Ausstellung gehen

wo? wann?

in Moskau im Juni im Park im Juni

im Juni im

Следует оговориться, что не всегда целесообразно устанавливать все виды связи при ра­боте над одним словом, необходимо выбирать типичные связи для каждого отдельного слова. Упор на установление всевозможных связей уже при объяснении, а также и при за­креплении отнюдь не обозначает недооценку заучивания слова, ибо, как правильно ука­зывал К.Д. Ушинский, механическое заучивание остается все же материальной основой всякого учения, как бы рассудочно оно ни было. При этом в работе над словом сохраняется определенная последовательность, но комбинируются отдельные виды работы в зависимости от характера конкретного слова:1) работа над изолированным словом, 2) словом в сочетании, 3) словом в предложении, 4) словом в речи. Возьмем, к примеру, слово kennenlernen, усвоение которого представляет для уча­щихся, как известно, ряд трудностей. Здесь внимание уделяется, прежде всего, изолиро­ванному слову: учащиеся читают его вслух, записывают в тетради, делают анализ его со­става, воспроизводят в начальных формах, повторяют парадигму его спряжения, подбирают синонимичное устойчивое словосочетание - Bekanntschaft schließen. Затем следует работа над этим словом в сочетании с другими словами: устанавли­вается различие в управлении этого слова с русским словом знакомиться - kennenlernen, знакомиться с кем-либо, с чем-либо; учащиеся образуют свободное сочетание слов типа.


vor kurzem einen Freund

schon kennenlernen den Artikel seit langem ein neues Land eine neue Stadt Далее это слово употребляется в предложении и в речи. Так, например, учащиеся переводят с этим словом предложение, данное учителем на русском языке, составляют предложение с этим словом из заданных слов, придумывают предложения самостоятельно; отвечают на вопросы учителя:

Wo hast du deinen Freund kennengelernt?

Hast du diesen Artikel kennengelernt? Например, при работе над словом eng, изолированному слову уделяется мало вни­мания, а упор делается на сочетаемость этого слова: eine enge Straße, ein enges Rohr, enger Schritt; сравнивается употребление слов eng и schmal: das Kleid ist eng aber nicht schmal; об­ращается внимание на адвербиальное сочетание слова типа eng zusammenhalten. Затем слово употребляется в предложении,

Das Zimmer in Zurich war eng.

Die Friedenskampfer halten eng zusammen. Указанная выше последовательность работы над словом обеспечивает, на наш взгляд, плавный, целесообразный переход от лексических к речевым упражнениям. В методической литературе утвердилось деление упражнений на речевые и языковые, причем последние рассматриваются как подготовительные к речевым. С моей точки зрения, подобное деление вполне правомерно, неправильно было бы, однако, думать, как это иногда бывает, что языковые лексические упражнения лишены конкретно-ситуативного характера. Это неверно для общеобразовательной школы и особенно для ХI класса. Ограниченность во времени, отводимом на изучение языка, и психологическая потребность учащегося скорее почувствовать практический результат своей деятельности, да и сам тематический принцип построения программы заставляют нас уже с первых шагов работы над словом направить усилия и мышление учащихся на последующие употребления слова в речи по определенной теме. Отсюда целесообразно в определенный момент подчинить все лексические упраж­нения тематическому принципу и тем самым придать им ситуативно-конкретный характер. Таким моментом может являться та сторона работы над свободными сочетаниями слов, которая связана с группировкой сочетаний на определенную тему; упражнения в применении слова в предложении. Ученик должен упражняться в составлении не любых предложений, а тех, которые по своему содержанию он сможет позднее включить в рассказ или беседу по теме, предусмотренной программой. Для того чтобы приучить учащихся употреблять лексику не только в одной ситуации или теме, надо варьировать разные стороны этой темы, увязывать ее с событиями текущего дня в жизни учащегося или жизни страны. Поскольку основой для развития речи служат свободные сочетания слов, остановимся кратко на упражнениях в сочетании слов, характерных для ХI класса. Если в предыдущих классах обычно используются упражнения в сочетании слов из двух компонентов, как например глагол + существительное, существительное + другое су­ществительное в родительном падеже и т.п., то в XI классе эта работа постепенно услож­няется. Следует вводить упражнения другого типа: в сочетании слов, состоящих из двух-трех и более компонентов. Подобное расширение придает упражнениям элемент новизны, активизирует мыслительную деятельность учащихся и учит их комбинировать слова в бо­лее быстром темпе. Так, например, глагол reparieren в свободных сочетаниях может как бу­дущее сказуемое предложения как бы «обрастать» другими словами и его сочетания могут расширяться следующим образом:


wer? reparieren was?

die Schuler unserer Klasse

die Arbeiter unseres Werkes

wie? gut (sehr) schnell

gern (besonders)

mit Freude (großer)

die Stuhle (die alten) das Werkzeug (unser) die Tische (in den Klassen)

wann?

heute(Abend)

morgen früh

gestern


В распространение свободного словосочетания постоянно следует включать слу­жебные слова, имеющие первостепенное значение в речи. Внося элемент систематизации в работу над служебными словами, учитель может выделить на каждый урок одну какую-либо группу служебных слов. Так, например, на одном уроке преобладает работа с пред­логами пространственного и временного значения; предварительно учитель группирует их, если можно, по структурной модели:



am Tag im Jahrе 1961 in der Ausstellung

am Abend in dieser Woche in der Versammlung

am Montag an der Universität


Затем учитель подключает их к существительным определенной семантической группы, предлагает учащимся употребить их в сочетаниях по аналогии, в результате может получиться расширенное сочетание слов типа:

fahren am Montag, den 21. Mai aufs Land (zu den Eltern) im Februar dieses Jahres nach Leningrad (zu Gast) an diesem Abend ins Werk (zur Arbeit)

Направляя работу над сочетаниями на употребление их в речи по определенной теме, важно и ценно практиковать упражнения в группировке свободных и несвободных сочетаний слов на определенную тему. Такие упражнения вызывают, как показывает наш опыт, большой интерес у учащихся и облегчают им последующие построения предложений по теме.

Упражнения в группировке сочетаний слов являются как бы комбинированными, так как они связаны с составлением плана рассказа по теме, вопросов к беседе или рассказу по теме и т.п. При этом надо помнить, что каждая тема в XI классе концентрически расши­ряется и усложняется так, чтобы охватить темы предыдущих лет обучения.

Ниже приводим пример группировки сочетаний к беседе или рассказу школьника о себе и его семье.


I. Autobiographie; MEINE FAMILIE

Ich heiße… , mein Name ist...,

mein Familienname ist...

Ich bin ... Jahre alt, ich bin im Jahre ... geboren;

seit dem Jahre...

schon mit acht Jahren ...

als dreizehnjähriges Mädchen

in die Schule eintreten...

sich interessieren für Literatur, Physik II. Meine Familie besteht aus ... Personen, Menschen,

1.Meine Mutter nicht hoch von Wuchs

a)das Äußere eine schöne (schlanke) Figur, hellblaue (graue, braune) Augen b)was ist sie von Ärztin, Lehrerin ... von Beruf

Beruf?

d) wofür sorgt sie?

2. Mein Vater Vater

a) das Äußere (wie sieht er aus?)


c)Wo arbeitet sie? im Krankenhaus, in einer Schule, im Institut, in einem Werk, in einer Fabrik

für den Vater, für ihre Kinder, für die Wirtschaft


a)das Äußere hoch von Wuchs

(wie sieht er aus? breite Schultern

kühne, schwarze Augen b)was ist er

von Beruf? Ingenieur, Dreher, Agronom, Autofahrer... von Beruf

c)wo arbeitet er? im Werk Nummer…,in der Werkstatt... in der Abteilung für...

d)seit wann? von Kindheit an, seit 20 Jahren ...

e)wofür interessiert für Politik, für Sport, für Technik, für Kunst...

er sich?

Особенно концентрированно такие упражнения выполняются в ходе подготовки и проведения уроков обобщающего, систематизирующего повторения лексики. Такие уроки проводятся, помимо текущего повторения, регулярно, через определенные промежутки времени, после изучения одного или нескольких параграфов, связанных по тематике. Они посвящены какой-либо теме, предусмотренной программой по устной речи. К уроку обоб­щающего повторения учащимся дается задание - подобрать все знакомые слова по теме. С этой целью они могут пользоваться, в случае, если ряд слов ими забыт, постатейными сло­варными тетрадями, которые они сохраняют из года в год.

Для облегчения и конкретизации задания учащиеся под руководством учителя вы­деляют подтемы к теме. В специальные тетради для повторения (под руководством учителя или самостоятельно, в зависимости от степени подготовки класса) они выписывают слова к подтемам, группируя их в колонках по частям речи, лексикологическим понятиям. При этом учащиеся устанавливают логическую связь между отдельными частями изученного сло­варного запаса, некоторые причинные отношения между языковыми явлениями (при под­боре однокоренных слов), сравнивают явления, устанавливают внутренние связи между сло­вами, которые раньше выступали в их сознании изолированно. Все это способствует луч­шему запоминанию материала.

В результате систематических упражнений в группировке слов, образовании и груп­пировках словосочетаний учащиеся сами начинают применять к отдельным пунктам плана рассказа группировку не только слов и словосочетаний, но также неполных и незакончен­ных предложений. Они подходят, таким образом, вплотную к образованию предложений из слов и сочетаний слов на определенную тему. Эти предложения они потом легко и быстро употребляют в ответах на вопросы, в речи на уроке.







5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!