Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные образовательные программы
«Школа-интернат № 11»
Работа классного руководителя
по повышению правового воспитания школьников
Подготовила:
учитель начальных классов Хмеловская Е.В.
р.п. Ванино
2022 г.
Правовое воспитание учащихся — это организованное, систематическое воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки.
Главный период формирования правосознания – это школьный возраст. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, т.е. правосознание гражданина. В школьном возрасте ребенок вступает в межличностные отношения, новые для него и ему необходимо делать выбор. Этот выбор зависит от многих факторов. И от того, насколько человек способен делать выбор, зависит его гражданская позиция.
Одними из главных целей правового воспитания являются: выработка у обучающихся здорового чувства права, подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами; формирование законопослушного поведения граждан.
Важнейшими задачами школы и каждого классного руководителя являются:
- ознакомление обучающихся с правовыми актами государства;
- воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения;
- привитие навыков законопослушного поведения, умения защитить свои права и свободы в установленном порядке;
- усвоение основных норм, касающихся прав ребенка;
- формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.
Неприятных происшествий, которые могут произойти со школьником, не счесть, мы учим их не только как действовать в той или иной ситуации, но и, самое главное, как их избежать, живя в ладу с законом. Не секрет, что именно правовая безграмотность - одна из самых частых причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Социологические исследования показали, что, среди тех детей, что невольно преступили закон, только единицы могут правильно ответить на вопросы о праве и законе, значительная часть их проявляет неосведомленность в вопросах действующего законодательства. Учащиеся не всегда знают, что некоторые моральные запреты санкционированы законом, и многие поступки не только не допустимы с точки зрения нравственности, но и влекут за собой ответственность по закону. Изучать право и осуществлять воспитательную работу по правовому воспитанию в специальной (коррекционной) школе, необходимо начинать с начальных классов, так как основы правосознания как фундамент формирования личности должны закладываться как можно раньше. Следует учитывать и тот факт, что уголовная ответственность несовершеннолетних за тяжкие преступления наступает с 14 лет.
Правовое воспитание является неотъемлемой частью всей воспитательной работы, оно необходимо детям с интеллектуальной недостаточностью, так как социализация таких детей, их адаптация и интеграция в обществе значительно затруднена. В школьные годы обучающиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы. Имеется в виду Конституция России, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Эти правила переплетаются со следующими требованиями нравственного поведения: выполнять советы и распоряжения родителей, беречь и охранять природу, государственное, общественное и личное имущество, заботиться о своем здоровье, не пользоваться запрещенными предметами.
Работа по гражданско - правовому воспитанию учащихся коррекционной школы строится по следующим направлениям: моё общество; ребенок; мои права и обязанности; моя семья.
Социальная роль школьника – нормативный образ поведения. С набором прав и обязанностей, которыми школьник овладеет постепенно, при постоянном усложнении их на каждом возрастном этапе. Выполнение социальной роли всегда связано с определенным самочувствием. В зависимости от того, в какой мере оно подкреплено положительными эмоциями, роль становится желаемой. Главное направление в работе классного руководителя: воспитание доброжелательного отношения в классном коллективе учащихся друг к другу, воспитание чувства собственного достоинства у учащихся, создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, умение радоваться общим успехам, достижениям друг друга. Воспитание чувства взаимовыручки, ответственности за свои поступки.
Вся работа по правовому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья строится на следующих принципах:
- принцип гуманизации (означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам других людей, любви к окружающей природе, Родине, семье)
- условно-концентрический принцип (каждый учебный год имеет свою сквозную тему. Это помогает выстроить цель постепенного перехода детей «из страны детства в мир взрослых», позволяет учить детей жить в ладу с другими людьми и самим собой);
- принцип интеграции учебных предметов (материал, предлагаемый учащимся тесно связан с чтением, природоведением, изобразительным искусством и т.д.);
- принцип комплексности (обеспечение соблюдения принципа комплексности направлений развития ребенка таких, как познавательное, художественно-эстетическое, ознакомление с окружающим миром, развитием речи и т.д.);
- принцип гражданственности.
- принципе единого педагогического подхода.
Среди форм правового воспитания, профилактики правонарушений, которые могут быть использованы классными руководителями и учителями-предметниками выделяют:
правовую пропаганду (консультации, правовые и профилактические беседы с со всеми обучающимися и детьми, склонными к правонарушениям; проведение бесед, встречи с работниками правоохранительных органов, а также проведение индивидуальных бесед о правилах поведения школьников, их соблюдению, режиме обучения);
проведение нестандартных уроков (урок-размышление, урок-сказка, урок-дискуссия, урок-выставка, урок-КВН, урок-эксперимент, урок-путешествие, урок-поиск, урок-мастерская, урок-размышление, уроки здоровья, классные часы, викторины, игровые программы, инсценировки, видеоуроки, конкурсы рисунков, плакатов, газет, защита проектов, издание буклетов и брошюр, проведение «круглых столов»).
Методами правового воспитания выступают:
Для работы классного руководителя с обучающимися наиболее приемлемыми и правильными будут такие методы как метод убеждения, профилактики, предупреждения.
Также существуют и основные требования к организации правого воспитания школьников, по профилактике правонарушений. Среди них выделяют:
наличие системного и дифференцированного подхода к обучающимся;
стимулирование положительного эмоционального отношения к сообщаемой информации;
активизация интереса школьников к приобретению правовых знаний;
связь правовой информации с фактами из повседневной жизни школьников, приучение их к сознательной оценке своих поступков;
обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;
учёт психологических особенностей обучающихся.
Касаемо первого требования («наличие системного и дифференцированного подхода к обучающимся») прежде всего классному руководителю необходимо, чтобы его работа по формированию правовой культуры, профилактике правонарушений и противоправного поведения обучающихся велась не эпизодически, а представляла собой систему.
Система работы классного руководителя:
Знакомство с документацией. Классный руководитель знакомится с документацией вновь прибывших учеников, ситуацией в семьях, составляет социальный паспорт класса, выявляет трудных детей, а также детей, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации, семей, находящихся в социально – опасном положении, с целью последующей помощи.
Контроль посещаемости. Важным звеном в системе ранней профилактики правонарушений, в учебной и воспитательной работе, является контроль посещаемости учеников. Классный руководитель должен знать причину каждого пропуска занятий. Веду тетрадь классного руководителя, где ежедневно записываю замечания, опоздания, пропуски занятий. Совместно с медицинскими работниками осуществляю контроль за предоставлением учащимися справок после болезни. До родителей доводится просьба: сообщать по телефону классному руководителю о предстоящем опоздании учащихся или пропусках учебных занятий. Проводятся индивидуальные беседы с учащимися, склонными к прогулам. Своевременное принятие мер и обсуждение в подавляющем большинстве случаев даёт положительные результаты.
Контроль успеваемости. Контроль классного руководителя за успеваемостью учащихся позволяет своевременно выявить причину пробелов в знаниях. Совместно с учителями – предметниками и с родителями оказать помощь учащимся, провести индивидуальную работу. Главное, чтобы учащийся поверил в свои силы, улучшил качество знаний, с желанием посещал школу.
Внеклассная работа. Организация классной воспитательной работы строится на основании плана воспитательной работы школы. Каждый учащийся класса должен быть вовлечённым в воспитательный процесс, по своим возможностям и интересам, особенно дети из «группы риска».
Классные часы:
«Как вести себя в школе?»
«Поручения и дежурство»
«В стране прав и обязанностей»
открытый классный час «Наши эмоции и поступки»
час развития «Моя Земля - моя планета»
«Не нарушай закон, знай свои обязанности»
Беседы
- о внешнем виде, о сохранности учебников и школьного имущества
– о поведении в общественных местах во время экскурсий
- «Права и обязанности ребёнка»
- «Не нарушай закон, знай свои обязанности»
- «Заповедники и заказники России»
– «Зачем мы учимся?»
- «Помоги тому, кто слабее тебя»
Внеурочные мероприятия
- викторина «Права сказочных героев».
- посещение школьной библиотеки «Права ребенка»
- участие в общешкольной акции «Добрая суббота»
- День здоровья, выход в лесопарковую зону
- Экскурсии (обсуждение правил поведения во взаимосвязи с правами и обязанностями), поведение в парке и т.д.
- ежедневные дежурства по кабинету и в столовой, выполнение различных поручений.
Посещаем беседы с учащимися инспектора по делам несовершеннолетних, который в очередной раз напоминает, к чему могут привести те или иные непослушания, правонарушения, будь они преднамеренными или нет. Для меня, как классного руководителя, очень важно каждого учащегося вовлечь в общественную жизнь класса, подобрать для него поручение согласно его интересам и способностям. Отрадно сознавать тот факт, что большинство детей в классе относятся к своим обязанностям ответственно, несут на своих плечах определенный груз ответственности за свои обязанности перед членами коллектива и классным руководителем, принимают активное участие в организации и проведении внеклассных мероприятий. Участие ребенка в общественной жизни класса и школы как зеркало отражает уровень развития сознания ребенка, его отношение к порученному делу, формирует степень ответственности каждого.
Значительная роль в деле формирования нравственных качеств личности ученика отводится детской организации. Это сборы, общешкольные линейки, летние оздоровительные лагеря, участие в районных и краевых мероприятиях.
Проводится в классе работа по пропаганде здорового образа жизни. На классные часы приглашаются медицинские работники, которые проводят беседы о гигиене, о вредных привычках, о профилактике различных заболеваний. Вовлечение детей в занятия спортом, в соревнования, конкурсы, праздники, олимпиады, предметные недели. В классе проводим чаепитие в последний день четверти, отмечаем дни рождения.
Организация досуга обучающихся. Внеурочная занятость обучающихся является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации их свободного времени, а сегодня как никогда актуален вопрос организации досуга детей. Чем больше ребенок будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение противоправных действий, правонарушений.
Классными руководителями должны приниматься меры по привлечению в спортивные секции, кружки, объединения широкого круга обучающихся, особенно детей «группы риска». Организация участия детей в конкурсах, выставках, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, способствует развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.
Работа с семьей. Больше половины семей воспитанников нашей школы это неблагополучные семьи. Эти семьи характеризуют неудовлетворительные материальные и бытовые условия, злоупотребление родителями алкоголя, невысокий культурный и образовательный уровень, высокая частота конфликтов в семье, отсутствие внимания к соматическому состоянию и развитию ребенка. На фоне этого возникают такие проблемы у детей как: болезни, отставание в учебе, недостаточная уверенность в себе, одиночество, непонятость другими, а также отдельные эмоциональные и интеллектуальные характеристики ребёнка: повышенная возбудимость, расторможенность влечений, низкий уровень эмоционально-волевого контроля, немотивированная агрессивность. Именно дефекты семейного воспитания являются одной из основных причин девиантного и делинквентного поведения. Наблюдения классного руководителя и знание своих детей родителями - совместный путь формирования самооценки у обучающихся. Связь с родителями осуществляю через индивидуальные встречи, общение по телефону, посещение семьи. Немаловажна работа по формированию правовой компетентности родителей. Знакомство с нормативно правовыми документами, спектре их прав и обязанностей проводится на тематических классных родительских собраниях. Родительские собрания провожу 1 раз в четверть. В 1 классе по правовой теме у нас было собрание на тему жестокого обращения с детьми, в этом году (2 класс) в октябре было - «Семья и школа: взгляд в одном направлении», в декабре предстоит - «Права ребенка. Обязанности родителей», в марте - «Взаимодействие семьи и школы по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности». На прошедшем собрании нас посетил соц. педагог школы. Есть родители, которые не интересуются учёбой и поведением своих детей, не посещают родительские собрания. Это неблагополучные семьи. Приходится посещать их, предоставлять информацию о ситуации в семьях администрации школы. А ребёнку из такой семьи требуется больше внимания и понимания, чем другим детям, так как он не получает это в семье.
Заключение.
Учащиеся коррекционной школы нуждаются в многократных напоминаниях, повторениях, разъяснениях, закреплениях. Они затрудняются объяснить причину своего поведения, упрощённо смотрят на события, некритичны к своим поступкам. С ними проводится большая индивидуальная работа.
Изучение вопросов по правовому образованию имеет большое значение для дальнейшей социализации будущего выпускника, адаптации и интеграции в обществе, а также воспитания в нем устойчивых качеств истинного гражданина.
Конечно же, на каком-то конкретном временном периоде работа по профилактике правонарушений не дает ясно видимых положительных результатов, но эта работа необходима, и дорогу, как говорится, осилит идущий. На пути воспитания наших учеников у каждого из нас много кропотливой ежедневной работы и хочется верить, что она принесет свои плоды.