СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа классного руководителя по повышению правового воспитания школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа классного руководителя по повышению правового воспитания школьников»

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные образовательные программы

«Школа-интернат № 11»













Работа классного руководителя

по повышению правового воспитания школьников









Подготовила:

учитель начальных классов Хмеловская Е.В.




















р.п. Ванино

2022 г.

Правовое воспитание учащихся — это организованное, систематическое воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки.

Главный период формирования правосознания – это школьный возраст. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, т.е. правосознание гражданина. В школьном возрасте ребенок вступает в межличностные отношения, новые для него и ему необходимо делать выбор. Этот выбор зависит от многих факторов. И от того, насколько человек способен делать выбор, зависит его гражданская позиция.

Одними из главных целей правового воспитания являются: выработка у обучающихся здорового чувства права, подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами; формирование законопослушного поведения граждан.

Важнейшими задачами школы и каждого классного руководителя являются:

- ознакомление обучающихся с правовыми актами государства;

- воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения;

- привитие навыков законопослушного поведения, умения защитить свои права и свободы в установленном порядке;

- усвоение основных норм, касающихся прав ребенка;

- формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.

Неприятных происшествий, которые могут произойти со школьником, не счесть, мы учим их не только как действовать в той или иной ситуации, но и, самое главное, как их избежать, живя в ладу с законом. Не секрет, что именно правовая безграмотность - одна из самых частых причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Социологические исследования показали, что, среди тех детей, что невольно преступили закон, только единицы могут правильно ответить на вопросы о праве и законе, значительная часть их проявляет неосведомленность в вопросах действующего законодательства. Учащиеся не всегда знают, что некоторые моральные запреты санкционированы законом, и многие поступки не только не допустимы с точки зрения нравственности, но и влекут за собой ответственность по закону. Изучать право и осуществлять воспитательную работу по правовому воспитанию в специальной (коррекционной) школе, необходимо начинать с начальных классов, так как основы правосознания как фундамент формирования личности должны закладываться как можно раньше. Следует учитывать и тот факт, что уголовная ответственность несовершеннолетних за тяжкие преступления наступает с 14 лет.

Правовое воспитание является неотъемлемой частью всей воспитательной работы, оно необходимо детям с интеллектуальной недостаточностью, так как социализация таких детей, их адаптация и интеграция в обществе значительно затруднена. В школьные годы обучающиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы. Имеется в виду Конституция России, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Эти правила переплетаются со следующими требованиями нравственного поведения: выполнять советы и распоряжения родителей, беречь и охранять природу, государственное, общественное и личное имущество, заботиться о своем здоровье, не пользоваться запрещенными предметами.

Работа по гражданско - правовому воспитанию учащихся коррекционной школы строится по следующим направлениям: моё общество; ребенок; мои права и обязанности; моя семья.

Социальная роль школьника – нормативный образ поведения. С набором прав и обязанностей, которыми школьник овладеет постепенно, при постоянном усложнении их на каждом возрастном этапе. Выполнение социальной роли всегда связано с определенным самочувствием. В зависимости от того, в какой мере оно подкреплено положительными эмоциями, роль становится желаемой. Главное направление в работе классного руководителя: воспитание доброжелательного отношения в классном коллективе учащихся друг к другу, воспитание чувства собственного достоинства у учащихся, создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, умение радоваться общим успехам, достижениям друг друга. Воспитание чувства взаимовыручки, ответственности за свои поступки.

Вся работа по правовому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья строится на следующих принципах:

- принцип гуманизации (означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам других людей, любви к окружающей природе, Родине, семье)

- условно-концентрический принцип (каждый учебный год имеет свою сквозную тему. Это помогает выстроить цель постепенного перехода детей «из страны детства в мир взрослых», позволяет учить детей жить в ладу с другими людьми и самим собой);

- принцип интеграции учебных предметов (материал, предлагаемый учащимся тесно связан с чтением, природоведением, изобразительным искусством и т.д.);

- принцип комплексности (обеспечение соблюдения принципа комплексности направлений развития ребенка таких, как познавательное, художественно-эстетическое, ознакомление с окружающим миром, развитием речи и т.д.);

- принцип гражданственности.

- принципе единого педагогического подхода.

Среди форм правового воспитания, профилактики правонарушений, которые могут быть использованы классными руководителями и учителями-предметниками выделяют:

  • правовую пропаганду (консультации, правовые и профилактические беседы с со всеми обучающимися и детьми, склонными к правонарушениям; проведение бесед, встречи с работниками правоохранительных органов, а также проведение индивидуальных бесед о правилах поведения школьников, их соблюдению, режиме обучения);

  • проведение нестандартных уроков (урок-размышление, урок-сказка, урок-дискуссия, урок-выставка, урок-КВН, урок-эксперимент, урок-путешествие, урок-поиск, урок-мастерская, урок-размышление, уроки здоровья, классные часы, викторины, игровые программы, инсценировки, видеоуроки, конкурсы рисунков, плакатов, газет, защита проектов, издание буклетов и брошюр, проведение «круглых столов»).

Методами правового воспитания выступают:

  • убеждение;

  • принуждение;

  • наказание;

  • поощрение;

  • профилактика;

  • предупреждение;

  • и др. способы и приемы воздействия на сознание и поведение обучающихся.

Для работы классного руководителя с обучающимися наиболее приемлемыми и правильными будут такие методы как метод убеждения, профилактики, предупреждения.

Также существуют и основные требования к организации правого воспитания школьников, по профилактике правонарушений. Среди них выделяют:

  • наличие системного и дифференцированного подхода к обучающимся;

  • стимулирование положительного эмоционального отношения к сообщаемой информации;

  • активизация интереса школьников к приобретению правовых знаний;

  • связь правовой информации с фактами из повседневной жизни школьников, приучение их к сознательной оценке своих поступков;

  • обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;

  • учёт психологических особенностей обучающихся.

Касаемо первого требования («наличие системного и дифференцированного подхода к обучающимся») прежде всего классному руководителю необходимо, чтобы его работа по формированию правовой культуры, профилактике правонарушений и противоправного поведения обучающихся велась не эпизодически, а представляла собой систему.

Система работы классного руководителя:

Знакомство с документацией. Классный руководитель знакомится с документацией вновь прибывших учеников, ситуацией в семьях, составляет социальный паспорт класса, выявляет трудных детей, а также детей, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации, семей, находящихся в социально – опасном положении, с целью последующей помощи.

Контроль посещаемости. Важным звеном в системе ранней профилактики правонарушений, в учебной и воспитательной работе, является контроль посещаемости учеников. Классный руководитель должен знать причину каждого пропуска занятий. Веду тетрадь классного руководителя, где ежедневно записываю замечания, опоздания, пропуски занятий. Совместно с медицинскими работниками осуществляю контроль за предоставлением учащимися справок после болезни. До родителей доводится просьба: сообщать по телефону классному руководителю о предстоящем опоздании учащихся или пропусках учебных занятий. Проводятся индивидуальные беседы с учащимися, склонными к прогулам. Своевременное принятие мер и обсуждение в подавляющем большинстве случаев даёт положительные результаты.

Контроль успеваемости. Контроль классного руководителя за успеваемостью учащихся позволяет своевременно выявить причину пробелов в знаниях. Совместно с учителями – предметниками и с родителями оказать помощь учащимся, провести индивидуальную работу. Главное, чтобы учащийся поверил в свои силы, улучшил качество знаний, с желанием посещал школу.

Внеклассная работа. Организация классной воспитательной работы строится на основании плана воспитательной работы школы. Каждый учащийся класса должен быть вовлечённым в воспитательный процесс, по своим возможностям и интересам, особенно дети из «группы риска».

Классные часы:

«Как вести себя в школе?»

«Поручения и дежурство»

«В стране прав и обязанностей»

открытый классный час «Наши эмоции и поступки»

час развития «Моя Земля - моя планета»

«Не нарушай закон, знай свои обязанности»

Беседы

- о внешнем виде, о сохранности учебников и школьного имущества

– о поведении в общественных местах во время экскурсий

- «Права и обязанности ребёнка»

- «Не нарушай закон, знай свои обязанности»

- «Заповедники и заказники России»

– «Зачем мы учимся?»

- «Помоги тому, кто слабее тебя»

Внеурочные мероприятия

- викторина «Права сказочных героев».

- посещение школьной библиотеки «Права ребенка»

- участие в общешкольной акции «Добрая суббота»

- День здоровья, выход в лесопарковую зону

- Экскурсии (обсуждение правил поведения во взаимосвязи с правами и обязанностями), поведение в парке и т.д.

- ежедневные дежурства по кабинету и в столовой, выполнение различных поручений.

Посещаем беседы с учащимися инспектора по делам несовершеннолетних, который в очередной раз напоминает, к чему могут привести те или иные непослушания, правонарушения, будь они преднамеренными или нет. Для меня, как классного руководителя, очень важно каждого учащегося вовлечь в общественную жизнь класса, подобрать для него поручение согласно его интересам и способностям. Отрадно сознавать тот факт, что большинство детей в классе относятся к своим обязанностям ответственно, несут на своих плечах определенный груз ответственности за свои обязанности перед членами коллектива и классным руководителем, принимают активное участие в организации и проведении внеклассных мероприятий. Участие ребенка в общественной жизни класса и школы как зеркало отражает уровень развития сознания ребенка, его отношение к порученному делу, формирует степень ответственности каждого.

Значительная роль в деле формирования нравственных качеств личности ученика отводится детской организации. Это сборы, общешкольные линейки, летние оздоровительные лагеря, участие в районных и краевых мероприятиях.

Проводится в классе работа по пропаганде здорового образа жизни. На классные часы приглашаются медицинские работники, которые проводят беседы о гигиене, о вредных привычках, о профилактике различных заболеваний. Вовлечение детей в занятия спортом, в соревнования, конкурсы, праздники, олимпиады, предметные недели. В классе проводим чаепитие в последний день четверти, отмечаем дни рождения.

Организация досуга обучающихся. Внеурочная занятость обучающихся является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации их свободного времени, а сегодня как никогда актуален вопрос организации досуга детей. Чем больше ребенок будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение противоправных действий, правонарушений.

Классными руководителями должны приниматься меры по привлечению в спортивные секции, кружки, объединения широкого круга обучающихся, особенно детей «группы риска». Организация участия детей в конкурсах, выставках, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, способствует развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.

Работа с семьей. Больше половины семей воспитанников нашей школы это неблагополучные семьи. Эти семьи характеризуют неудовлетворительные материальные и бытовые условия, злоупотребление родителями алкоголя, невысокий культурный и образовательный уровень, высокая частота конфликтов в семье, отсутствие внимания к соматическому состоянию и развитию ребенка. На фоне этого возникают такие проблемы у детей как: болезни, отставание в учебе, недостаточная уверенность в себе, одиночество, непонятость другими, а также отдельные эмоциональные и интеллектуальные характеристики ребёнка: повышенная возбудимость, расторможенность влечений, низкий уровень эмоционально-волевого контроля, немотивированная агрессивность. Именно дефекты семейного воспитания являются одной из основных причин девиантного и делинквентного поведения. Наблюдения классного руководителя и знание своих детей родителями - совместный путь формирования самооценки у обучающихся. Связь с родителями осуществляю через индивидуальные встречи, общение по телефону, посещение семьи. Немаловажна работа по формированию правовой компетентности родителей. Знакомство с нормативно правовыми документами, спектре их прав и обязанностей проводится на тематических классных родительских собраниях. Родительские собрания провожу 1 раз в четверть. В 1 классе по правовой теме у нас было собрание на тему жестокого обращения с детьми, в этом году (2 класс) в октябре было - «Семья и школа: взгляд в одном направлении», в декабре предстоит - «Права ребенка. Обязанности родителей», в марте - «Взаимодействие семьи и школы по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности». На прошедшем собрании нас посетил соц. педагог школы. Есть родители, которые не интересуются учёбой и поведением своих детей, не посещают родительские собрания. Это неблагополучные семьи. Приходится посещать их, предоставлять информацию о ситуации в семьях администрации школы. А ребёнку из такой семьи требуется больше внимания и понимания, чем другим детям, так как он не получает это в семье.

Заключение.

Учащиеся коррекционной школы нуждаются в многократных напоминаниях, повторениях, разъяснениях, закреплениях. Они затрудняются объяснить причину своего поведения, упрощённо смотрят на события, некритичны к своим поступкам. С ними проводится большая индивидуальная работа.

Изучение вопросов по правовому образованию имеет большое значение для дальнейшей социализации будущего выпускника, адаптации и интеграции в обществе, а также воспитания в нем устойчивых качеств истинного гражданина.

Конечно же, на каком-то конкретном временном периоде работа по профилактике правонарушений не дает ясно видимых положительных результатов, но эта работа необходима, и дорогу, как говорится, осилит идущий. На пути воспитания наших учеников у каждого из нас много кропотливой ежедневной работы и хочется верить, что она принесет свои плоды.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!