СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы по ОБЖ

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности  для 5 класса  разработана на основе  рабочей  программы к предметной линии учебников  В. Н. Латчука,   В. В. Маркова, М. И. Кузнецова и др. для 5 класса , 2015 г. Дрофа

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы по ОБЖ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Могоеновская средняя общеобразовательная школа





Рассмотрено на Согласовано Утверждаю

Заседании МО «___»___________2016г «___»_________2016г

Протокол №______от Зам.директора по УВР Директор школы

_______/____________/ _________/Холодова И.Н./ ______ Юрганова Е.Е.

«___»___________2016г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По Основам безопасности жизнедеятельности





Уровень обучения: основное общее образование

Класс: 5

Количество часов: 34

Учитель: Руденко Елена Владимировна











Могоенок, 2016г

Пояснительная записка

Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 5 класса разработана на основе нормативных документов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897., - «Рабочая программа к предметной линии учебников В. Н. Латчука, В. В. Маркова, М. И. Кузнецова и др. для 5-9 классов», 2015 г. Дрофа.

- Основная образовательная программа основного общего образования, (учебный план МБОУ Могоеновская СОШ на 2015 – 2016 учебный год). - Учебника «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс» Поляков В. В., Кузнецов М. И., Марков В. В. Латчук В. Н.:— М.: Дрофа 2015г .-включенный в федеральный перечень, рекомендованный к использованию при реализации программы основного общего образования, утвержденный приказом МО РФ №253 от 31.03.2014.г.(с изменениями , утвержденные приказом Минобрнауки России от 08. 07. 20015 г. № 576).

В своей предметной ориентации предлагаемая программа направлена на достижение следующих целей:

– усвоение учащимися правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

– понимание ими важности укрепления, сохранения и защиты своего здоровья как личной и общественной ценности;

– уяснение и принятие учащимися достижений гражданского общества: права человека, правовое государство, семейные ценности, справедливость и ответственность органов власти;

– антиэкстремистское и антитеррористическое мышление и поведение учащихся, их нетерпимость к действиям и намерениям, представляющим угрозу для жизни человека;

– отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков, табакокурению и употреблению алкогольных напитков;

– готовность и стремление учащихся к нравственному самосовершенствованию.





Общая характеристика курса

В рабочей программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

Курс предназначен для решения следующих задач:

– освоение учащимися знаний о здоровом и разумном образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

– обучение школьников умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь;

– развитие у обучаемых качеств личности, необходимых для ведения здорового и разумного образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

– воспитание у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности, чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

– формирование у школьников антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Примерной программой, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», изучение предмета «Основ безопасности жизнедеятельности» изучается в основной общеобразовательной школе из расчёта 1 учебный час в неделю в каждом классе , 34часа в год.

Сроки реализации 2015-2016 год.




ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;

  • формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профессии и построению индивидуальной траектории дальнейшего образования;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира;

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;

  • развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.


Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;

  • умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;

  • овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;

  • умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;

  • умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

  • умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности;

  • формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.

  • Предметные результаты:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни;

  • понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества;

  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;

  • формирование установки на здоровый и разумный образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение и нанесение иного вреда здоровью;

  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства;

  • знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;

  • умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

  • овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.

Содержание программы:

Структурно в 5 классах курс представлен двумя разделами

Безопасность и защита человека в среде обитания (25 ч)

Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде (19ч)

Правила безопасного поведения в населенном пункте (городе, поселке) (4 ч)

Особенности города как среды обитания челове­ка. Источники и зоны повышенной опасности в совре­менном городе: городской и общественный транспорт, улицы и дороги, здания и сооружения, подземные коммуникации, строительные площадки, уличное электричество, промышленные предприятия. Прави­ла безопасного поведения в зонах повышенной опас­ности. Системы обеспечения безопасности города (мили­ция, пожарная охрана, «скорая помощь», служба спасения, коммунальные и другие службы). Правила вызова служб безопасности. Государственные, муни­ципальные (городские) и районные службы обеспече­ния безопасности.

Правила безопасного поведения в быту (9 ч)

Характеристика городского и сельского жили­ща, особенности его жизнеобеспечения (водоснаб­жение, отопление, электроснабжение, канализация). Источники опасности в жилище и их характеристи­ка. Возможные аварийные и опасные ситуации в жи­лище.

Причины возникновения пожаров в жилых поме­щениях и их последствия. Меры пожарной безопас­ности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, в подъезде, на балконе, в подвале). Что делать, если на человеке загорелась одежда; если в комнате загорелся электроприбор (те­левизор, приемник, магнитофон, компьютер), ново­годняя елка. Способы эвакуации из горящего здания. Чего не следует делать при пожаре в квартире. Пер­вичные средства пожаротушения и правила пользова­ния ими.

Затопление жилища. Причины затопления и воз­можные последствия. Правила поведения при затоп­лении жилища и меры по его предотвращению.

Правила безопасности при обращении с электри­ческими и электронными приборами. Опасности, возникающие при нарушении правил обращения с электрическими и электронными приборами. Ос­новные виды электрических и электронных прибо­ров, используемых в быту; правила их безопасного использования. Правила безопасности при пользовании бытовым газом. Отравление бытовым газом, причины и послед­ствия. Меры профилактики. Правила пользования газовыми приборами. Правила безопасного поведе­ния: при обнаружении запаха газа в квартире; при об­наружении запаха газа в подвале, подъезде, во дворе, на улице. Правила безопасности при пользовании опасными веществами и средствами бытовой химии. Опасные вещества и средства бытовой химии. Опасности, воз­никающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой хи­мии на организм человека. Правила хранения опас­ных веществ и средств бытовой химии.

Взрыв и обрушение дома. Что делать, если в квар­тире произошел взрыв.

Что делать, если в квартире захлопнулась дверь, сломался замок. Чего нельзя делать, если потеряны ключи от квартиры. Правила безопасного поведения на улицах (2 ч)

Опасные природные явления. Чем опасен голо­лед. Как смягчить падение на льду. Чем опасны толпа и паника. Как уцелеть в толпе. Правила безопасного обращения с животными. Жизнедеятельность животных в условиях города. До­машние животные и связанные с ними проблемы. Ос­новные правила приобретения домашних животных. Правила обращения с домашними животными. Что делать, если укусила собака. Одичавшие собаки и кошки как переносчики инфекционных заболеваний.

Правила безопасного поведения на транспорте (4 ч)

Современные улицы и дороги — зоны повышен­ной опасности. Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее состав­ные части. Средства безопасности на дороге. Движе­ние пешеходов по улицам и дорогам. Правила бе­зопасного поведения пешеходов на дороге. Правила перехода проезжей части. Правила движения колон­ны и групп людей (детей). Правила безопасного пове­дения велосипедистов на улицах и дорогах. Правила безопасного поведения на городском и об­щественном транспорте. Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий. Краткая харак­теристика современных видов транспорта.

Основные правила безопасности на городском об­щественном транспорте. Правила безопасного поведе­ния при аварийных ситуациях (пожаре, столкнове­нии, перевороте, опрокидывании) на городском обще­ственном транспорте. Правила безопасного поведения пассажира автомобиля: при неизбежном столкнове­нии; при падении автомобиля в воду. Предотвраще­ние дорожно-транспортных происшествий. Правила безопасного поведения в метрополитене. Причины опасных и аварийных ситуаций в метропо­литене. Зоны опасности в метро и их характеристика. Правила безопасного поведения пассажиров метропо­литена при аварийных ситуациях (пожаре, остановке в туннеле и вынужденной эвакуации, падении на пу­ти и т. п.). Транспортные аварии. Правила поведения на железнодорожном транспорте. Характеристика же­лезнодорожного транспорта. Наиболее безопасные места в вагоне поезда. Правила безопасности во вре­мя поездки. Правила безопасного поведения пасса­жиров при крушении поезда; при авариях, связан­ных со столкновениями и экстренными торможе­ниями; при пожаре в поезде; при сильном задымле­нии. Правила безопасного поведения на авиационном транспорте. Характеристика авиационного транспор­та. Правила безопасного поведения авиапассажиров при вынужденной посадке, при декомпрессии (раз­герметизации салона), при пожаре в самолете, при вынужденной (аварийной) посадке на воду. Правила безопасного поведения на водном транс­порте. Характеристика водного транспорта. Индиви­дуальные и групповые средства спасения на водном транспорте. Действия пассажиров при объявлении шлюпочной тревоги. Способы эвакуации с судна. Что делать, если человек упал за борт судна.

Правила безопасного поведения в социальной среде (5 ч)

Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях (Зч)

Понятие личной безопасности. Опасное время. Опасные и безопасные места в населенном пункте. Об­щие сведения о зонах криминогенной опасности: без­людные окраины города (населенного пункта); глухие зоны парков и скверов; места массового скопления людей и т. д. Незнакомые взрослые и подростки. Правила безопасного поведения при возникно­вении криминогенных ситуаций: перед подъездом, в подъезде, в лифте, на лестничной площадке.

Правила безопасного поведения при возникнове­нии криминогенных ситуаций в доме (квартире): зво­нок в дверь; дверь вашей квартиры пытаются от­крыть (взломать); вы вернулись из школы, а дверь квартиры открыта. Правила безопасного поведения при возникно­вении криминогенных ситуаций на улице. Обеспе­чение личной безопасности в повседневной жизни во время прогулок. Как избежать опасных домога­тельств и насилия. Что делать, если вы оказались за­ложником.

Изменение среды обитания человека в городе (2 ч)

Причины и последствия загрязнения воды, воздуха и почв города. Способы очистки воды. По­нятие о кислотных дождях. Как бороться с загряз­нением воздуха. Что нужно делать, чтобы дышать чистым воздухом. Последствия опустынивания зе­мель.





Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения (1 ч)

Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (1ч)

Средства индивидуальной защиты органов ды­хания. Назначение фильтрующих гражданских про­тивогазов. Правила пользования противогазом. По­ложения противогаза: «походное», «наготове», «боевое». Как правильно определить размер (рост) противогаза.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (5 ч)

Средства оказания медицинской помощи (1 ч)

Домашняя медицинская аптечка. Правила хра­нения и проверка лекарственных средств. Перевязоч­ные и лекарственные средства. Правила приема ле­карственных средств.

Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях (1 ч) Общие сведения о травмах и повреждениях ор­ганизма человека. Понятие о травме (повреждении) и ране. Открытые и закрытые травмы. Общие признаки травм и ранений. Правила оказания первой медицин­ской помощи при незначительных открытых ранах.

Первая медицинская помощь при острых состояниях (Зч)

Общая характеристика кровотечений. Наруж­ное и внутреннее кровотечение. Артериальное, веноз­ное, капиллярное и смешанное кровотечения. Первая медицинская помощь при кровотечении. Основные способы временной остановки кровотече­ния. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и давящей повязки. Правила применения инди­видуального перевязочного пакета. Первая медицин­ская помощь при кровотечении из носа.

Основы здорового образа жизни (4 ч)

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни (2 ч)

Здоровье человека и его составляющие. Основ­ные критерии здоровья человека. Здоровый образ жизни как индивидуальная система поведения чело­

века, направленная на сохранение и укрепление здо­ровья. Составляющие здорового образа жизни. Развитие и изменение организма подростков. Харак­теристика некоторых факторов, которые влияют на рост и вес подростков. Различные виды нарушения осанки и причины их возникновения. Профилактика этих на­рушений осанки. Изменения в характере подростков, которые связаны с их физиологическим созреванием.

Факторы, укрепляющие здоровье человека (1 ч)

Личная гигиена и здоровье. Основные понятия личной гигиены. Гигиенические рекомендации по уходу за кожей, зубами, волосами, глазами, ушами. Гигиена одежды; гигиенические требования к одеж­де, головным уборам, обуви.

Профилактика травм в школьном возрасте (1ч)

Влияние компьютера и телевизора на здоровье детей. Безопасность при работе на персональном компьютере. Правила безопасности при просмотре те­левизионных передач.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

из них

практические

работы

контрольные

работы

1

Безопасность и защита человека в среде обитания

25

8

3

2

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

5

2

-

3

Основы здорового образа жизни

4

1

1


Итого:

34

11

4








Планируемые результаты изучения предмета

Учащийся должен знать:

 наиболее распространенные чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

 опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее распространенные в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

 правила безопасного поведения при угрозе террористических актов;

 наиболее популярные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при этом.

Учащийся должен уметь:

 предвидеть возникновение наиболее распространенных опасных ситуаций по их характерным признакам;

 принимать грамотные решения и умело действовать при возникновении чрезвычайных ситуаций, обеспечивая личную безопасность;

 правильно пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

 оказывать первую помощь при неотложных состояниях.

Учащиеся должны обладать компетенциями по практическому применению полученных знаний и умений:

 для обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

 для подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;

 для оказания первой помощи пострадавшим;



















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Могоеновская средняя общеобразовательная школа


Согласовано Утверждаю ______

«___»_______2016г «____»________2016г.

Зам директора по УВР Директор школы

______Холодова И.Н.. ________Юрганова Е.Е.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Уроков Основы безопасности жизнедеятельности

на 2016-2017 учебный год

Класс ­­­­­­___5___

Учитель Руденко Елена Владимировна.

Количество часов на 1 полугодие: всего __16___; в неделю __1___.

На 2 полугодие ____18___; в неделю __-___.

По программе на 1 полугодие: всего __16___; в неделю _1____.

На 2 полугодие ___18____; в неделю __-___.


Планирование составлено на основе «Рабочей программы к предметной линии учебников В. Н. Латчука, В. В. Маркова, М. И. Кузнецова для 5-9 классов»,М.: Дрофа. 2014г.


Учебник: Поляков В. В., Кузнецов М. И., Марков В. В. Латчук В. Н. «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл.:. — М.: Дрофа.2015г.


Четверть

Количество часов

№ темы

Количество часов по теме

Количество плановых

Контрольных работ

Проверочные работы

1

9

1

9

1

4

2

8

1

8

1

4

3

10

1.2

9. 1

1

2

4

8

2.3

4. 4

1

1

всего

17

2

17

2

4

















Тематическое планирование составила ___________ Руденко Е.В.



Дата

Раздел.

Тема урока.

Краткое содержание темы

Характеристика основных видов учебной деятельности

Вид контроля

Домашнее задание

Элементы дополнительного содержания

По плану

факт

Раздел I. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (26 ч)

Глава 1. ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ(13ч.)

1

2.09


Особенности города как среды обитания человека.




1.Источники и зоны повышенной опасности в современном городе и их характеристика. Отличия горожан от сельских жителей с точки зрения безопасности жизни. Правила безопасного поведения в зонах повышенной опасности.

Практическое задание №1. Нарисовать карту опасностей района. Путь от дома до школы.

Учатся определять источники и зоны повышенной опасности в современном городе. Изучают правила безопасного поведения в этих зонах.

Индивидуальный опрос

Глава 1, § 1

Практическ задание№1

Цели и задачи курса ОБЖ в текущем году

Презентация


2

9.09


Системы обеспечения безопасности города.

Государственные, муниципальные (городские) и районные специальные службы обеспечения безопасности. Правила вызова служб безопасности. Понятие о специальном сигнале оповещения «Внимание всем!». Правила поведения населения при оповещении об опасной или чрезвычайной ситуации по специальному сигналу «Внимание всем!»

Практическое задание №2.

Создать телефонный справочник важных номеров.

Учатся различать службы обеспечения безопасности в соответствии с их предназначением. Приобретают навыки их вызова. Учатся правильно действовать по сигналу оповещения «Внимание всем!»

Проверочная работа № 1

Глава 1, § 2

Практическ. задание№2

Презентация


3

16.09


Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире)

Источники опасности в жилище и их характеристика. Возможные опасные ситуации в доме (квартире) и их причины

Практическое задание №3. Нарисовать план квартиры с источниками опасности.

Учатся распознавать опасные и аварийные ситуации в доме (квартире). Изучают меры безопасности в быту

Индивидуальный опрос

Решение ситуационных задач

Глава 1, § 3.

Практическзадание№3

Презентация

Видео

4

23.09


Опасные факторы и причины пожаров.

Опасные факторы пожара, воздействующие на людей. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, их последствия.

Творческое задание № 1. Изобразить причины возникновения пожара.

Изучают причины пожаров в жилых и общественных зданиях, правила безопасного поведения и способы эвакуации. Моделируют ситуации, требующие знания правил пожарной безопасности. Учатся правильно применять первичные средства пожаротушения

Индивидуальный опрос

Глава 1, § 4

Творческое задание№1

Презентация

Видео

5

30.09


Правила поведения при пожаре. Эвакуация.

Меры пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире). Правила безопасной эвакуации из задымленного помещения. Что делать, если при пожаре нельзя покинуть квартиру. Основные причины возгорания телевизора (электроприбора). Правила безопасного поведения при возгорании телевизора (электроприбора).

Творческое задание № 2. Изобразить как правильно вести себя при пожаре.

Индивидуальный опрос

Решение ситуационных задач

Глава 1, § 4

Творческое задание№2

Презентация

Видео

6

07.10


Средства тушения пожаров.

Первичные средства пожаротушения и правила пользования ими.

Проверочная работа № 2

Глава 1, § 4


Презентация

Видео

7

14.10


Затопление квартиры.

Водоснабжение дома (квартиры). Причины затопления и возможные последствия. Правила поведения при затоплении жилища и меры по его предотвращению.

Практическое задание №3. Найти краны, отключающие воду в квартире и нарисовать их на плане.

Изучают причины затопления дома (квартиры). Осваивают правила профилактики и порядок действий при затоплении.

Индивидуальный опрос

Глава 1, § 5

Практическ. задание№3.

Презентация

Видео

8

21.10


Электричество и электроприборы в квартире.

Опасность электрических и электронных приборов, используемых в быту. Последствия поражения электрическим током. Меры безопасности при обращении с электроприборами.

Изучают и осваивают правила безопасности при обращении с электрическими и электронными приборами.

Индивидуальный опрос

Решение ситуационных задач

Глава 1, § 6

Презентация

Видео

9

28.10


Опасные вещества и продукты питания.

Понятие о средствах бытовой химии. Действие препаратов бытовой химии на организм человека. Правила пользования средствами бытовой химии. Опасность лекарственных средств и меры безопасности при их использовании. Бытовой газ и его опасность. Правила пользования бытовым газом. Правила безопасного поведения при обнаружении запаха газа в квартире. Опасность продуктов питания. Меры по предотвращению пищевых отравлений.

Изучают и осваивают правила безопасного обращения со средствами бытовой химии, лекарственными препаратами и газовыми приборами, меры по профилактике пищевых отравлений.

Индивидуальный опрос

Глава 1, § 7

Презентация


10

09.11.


Взрыв и обрушение дома.

Причины взрывов и обрушений в жилых домах. Правила безопасного поведения при возникновение взрыва в доме (квартире) и обрушении дома.

Приобретают знания о причинах взрывов и обрушений домов. Получают навыки безопасного поведения.

Индивидуальный опрос

Глава 1, § 8

Презентация

Видео

11

16.11


Безопасность в нестандартных ситуациях

Захлопнулась дверь (сломался замок, потерялись ключи). Правила предотвращения таких ситуаций. Меры безопасности при потере ключей от дома (квартиры).

Осваивают правила безопасного поведения в нестандартных ситуациях.

Проверочная работа № 3

Глава 1, § 9

Презентация


12

23.11


Опасность толпы

Опасность толпы. Как уцелеть в толпе. Правила безопасного поведения при попадании в толпу в местах массового скопления людей (на дискотеке,.)

Осваивают правила безопасного поведения при попадании в толпу в местах массового скопления людей.

Индивидуальный опрос

Решение ситуационных задач

Глава 1, § 10

Презентация

Видео

13

30/11


Собака бывает кусачей

Безопасное поведение с животными. Правила предосторожности при встрече с собаками. Правила поведения при нападении собаки.

Осваивают правила безопасного поведения с животными.

Проверочная работа № 4

Глава 1, § 11

Презентация

Видео

Глава 2. БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ И НА ТРАНСПОРТЕ(6ч.)

14

7.12.


Организация дорожного движения, причины и последствия дорожно-транспортных происшествий

Безопасная дорога в школу и домой. Причины транспортных аварий. Безопасное поведение в транспортном средстве.


Осваивают правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров.

Проверочная работа № 5

Глава 2, § 12

Презентация

Видео

15

14.12


Безопасное поведение пешеходов и пассажиров

Обязанности пешехода и пассажира.

Проверочная работа № 6

Глава 2, § 13

Презентация

Видео

16

21.12.


Безопасность в общественном транспорте и автомобиле.

Краткая характеристика современных видов транспорта (автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус, метро). Правила безопасного поведения при аварийных ситуациях на городском общественном транспорте. Правила безопасного поведения пассажира автомобиля: при неизбежном столкновении, при падении автомобиля в воду. Причины опасных и аварийных ситуаций в метрополитене. Зоны опасности в метро и их характеристики. Правила безопасного поведения пассажиров метрополитена при аварийных ситуациях.

Осваивают правила безопасного поведения при аварийных ситуациях в автобусе, троллейбусе, автомобиле и метро

Проверочная работа № 7

Глава 2, § 14

Презентация


17

13.01.

28/12.

Железнодорожный транспорт.

Источники опасности и опасные зоны на железнодорожном транспорте. Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте. Правила безопасного поведения пассажиров: при крушении поезда, при пожаре в поезде.

Осваивают правила безопасного поведения при авариях на железнодорожном транспорте.

Индивидуальный опрос

Решение ситуационных задач

Глава 2, § 15

Презентация

Видео

18

20.01.

15/01

Авиационный транспорт.

Характеристика авиационного транспорта. Правила поведения авиапассажиров в салоне самолета. Правила безопасного поведения авиапассажиров: при аварийной посадке, при разгерметизации салона, при пожаре в самолете, при аварийной посадке на воду.

Осваивают правила безопасного поведения в салоне самолета и при аварийных ситуациях на авиационном транспорте.

Индивидуальный опрос

Глава 2, § 16

Презентация


19

26.01.

18/01

Морской и речной транспорт.

Характеристика водного транспорта. Индивидуальные и групповые средства спасения на морском и речном транспорте. Правила пользования спасательным жилетом. Действия пассажиров при аварийных ситуациях и эвакуации с судна. Правила посадки на спасательное средство. Что делать, если человек упал за борт судна.

Осваивают правила безопасного поведения при аварийных ситуациях на морском и речном транспорте.

Проверочная работа № 8

Глава 2, § 17

Презентация

Видео

Глава 3. ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА(3ч.)


20

03.02

25/01

Психологические основы самозащиты.

Язык жестов — важное оружие самозащиты. Основные психологические качества уверенного в себе человека. Психологические рекомендации по преодолению страха и способам самозащиты в опасных ситуациях криминогенного характера.

Вырабатывают у себя психологические качества уверенного человека.

Индивидуальный опрос

Глава 3 § 18


Презентация

Видео

21

10.02.

01/02

1.Ситуации криминогенного характера в доме (квартире), подъезде.

1.Меры по повышению безопасности дома (квартиры). Что не рекомендуется делать, находясь дома без взрослых. Правила безопасного поведения при возникновении криминогенных ситуациях в доме (квартире); звонок в дверь, дверь квартиры пытаются открыть, вы вернулись из школы, а дверь квартиры открыта. Правила безопасного поведения при возникновении криминогенных ситуаций: перед подъездом, в подъезде дома, в лифте, на лестничной площадке.

Учатся правильно действовать при возникновении ситуаций криминогенного характера в доме, квартире и подъезде.

Индивидуальный опрос

Решение ситуационных задач

Глава 3 § 19



Презентация

Видео



2.Криминогенные ситуации на улице, опасные домогательства.

Зоны криминогенной опасности в городе (населенном пункте). Правила безопасного поведения с незнакомым человеком. Правила обеспечения личной безопасности в повседневной жизни. Как предотвратить опасные домогательства.

Учатся правильно действовать в криминогенных ситуациях на улице и не допускать в отношении себя опасных домогательств.

Глава 3 § 20

22

17.02.



Если вы оказались заложником.

Понятие о заложнике. Меры личной безопасности по предотвращению захвата в заложники. Рекомендации по безопасному поведению при захвате в заложники с целью выкупа. Правила поведения при захвате в заложники в транспортном средстве или месте массового пребывания людей.

Осваивают правила поведения при захвате в заложники и меры по предотвращению таких захватов

Проверочная работа № 9

Глава 3 § 21

Презентация



Глава 4. ЗАГРЯЗНЕНИЕ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ(2ч.)



23

24.02.











Загрязнение воды.

Загрязнение воды. Роль воды в жизнедеятельности человека. Требования к питьевой воде. Способы очистки водопроводной воды в домашних условиях.

Учатся оценивать состояние окружающей среды, планировать и выполнять мероприятия по защите здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой

Индивидуальный опрос

Глава 4 § 22

Презентация

Видео

Загрязнение воздуха.

Загрязнение воздуха. Общие сведения об атмосфере. Состав воздуха, которым мы дышим. Причины загрязнения воздуха. Рекомендации по предотвращению загрязнения воздуха в местах проживания.

24

03.03.



Загрязнение почвы.

Загрязнение почвы. Роль почвы в жизнедеятельности человека. Причины загрязнения почвы и их последствия. Вредные вещества, накапливающиеся в почве в результате промышленных выбросов. Возбудители инфекционных заболеваний, обитающие в почве.

Проверочная работа № 10

Глава 4 § 23

Презентация

Видео

Глава 5. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ(1ч.)

25

10.03.



Фильтрующие противогазы. Пользование противогазом.

Фильтрующие противогазы. Предназначение и принцип защитного действия фильтрующих противогазов. Гражданские противогазы ГП-7 и ГП-7В, устройство и правила пользования. Детский противогаз ПДФ-2Ш, устройство и правила пользования. Правила подбора противогаза, определение размера (роста) шлем-маски, подготовка противогаза к работе. Пользование противогазом. Переноска противогаза. Положения противогаза: походное, наготове, боевое. Перевод противогаза в боевое положение. Практическая отработка упражнения по надеванию противогаза.

Изучают назначение и устройство гражданских и детских противогазов. Получают практические навыки пользования противогазом.

Проверочная работа № 11

Глава 5 § 25 Глава 5 § 26

Презентация

Видео

26

21.03



Обобщение и контроль знаний





Итоговая работа





Раздел II. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ(8ч.)

Глава 6. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ(3ч.)

27

04.04.



Виды ранений и их причины и оказание первой помощи.

Понятие о ране. Общие признаки ранений. Общие правила оказания первой помощи при незначительных открытых ранах.



Приобретают знания об основных видах ранений, их причинах и правилах оказания первой помощи

Индивидуальный опрос

Глава 6 § 27



Презентация

Видео

28

11.04.



Общая характеристика кровотечений.

Наружное и внутреннее кровотечения. Венозное кровотечение и его характеристика. Артериальное кровотечение и его характеристика. Смешанные кровотечения и их характеристика. Капиллярное кровотечение и его особенности

Получают знания о видах кровотечений и их особенностях

Индивидуальный опрос

Глава 6 § 28



Презентация

Видео

29

18.04.



Оказание первой медицинской помощи при различных видах кровотечений.

Способы временной остановки кровотечения. Остановка кровотечения путем пальцевого прижатия артерий. Особенности и правила остановки кровотечения путем наложения жгута. Остановка кровотечения путем наложения давящей повязки. Остановка кровотечения путем максимального сгибания конечности. Остановка кровотечения путем придания поврежденной конечности приподнятого положения. Первая помощь при кровотечении из носа.

Практическое задание №5. Наложение повязки, для остановки кровотечения.

Учатся останавливать кровотечения, применяя различные способы в зависимости от вида кровотечения и места травмы

Проверочная работа № 12

Глава 6 § 29



Презентация

Видео

Глава 7. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ(4ч)



30

25/.04.



Движение и здоровье

Роль двигательной активности для укрепления здоровья. Понятие об опорно-двигательном аппарате и его развитии. Опорно-двигательный аппарат как генератор двигательной активности. Избыток и недостаток движения (гиподинамия) — причина некоторых заболеваний человека

Объясняют значение двигательной активности для укрепления здоровья

Индивидуальный опрос

Глава 7 § 30

Презентация

Видео

31

5.05.



Нарушения осанки и причины их возникновения

Понятие об осанке. Различные виды нарушения осанки и причины их возникновения. Профилактика нарушений осанки

Получают представление о видах, причинах и последствиях нарушения осанки. Учатся предупреждать нарушения осанки

Проверочная работа № 12

Глава 7 § 31

Презентация

Видео

32

12.05



Телевизор и компьютер — друзья или враги?

Воздействие излучений телевизора и компьютера на организм человека. Правила просмотра телепередач. Правила безопасности при работе на персональном компьютере

Учатся соблюдать правила безопасности при просмотре телепередач и при пользовании компьютером

Индивидуальный опрос

Глава 7 § 32

Презентация

Видео

33

19.05.



Развитие и изменение организма в вашем возрасте

Понятие о детском и подростковом возрасте. Развитие организма в детском возрасте. Характеристика факторов, влияющих на развитие и изменение организма в подростковом возрасте. Активность сальных и потовых желез в подростковом возрасте. Гигиенические мероприятия по уходу за сильными и потовыми железами

Получают представление о закономерностях развития организма в подростковом возрасте. Учатся правильно выполнять гигиенические мероприятия по уходу за своим телом

Индивидуальный опрос

Глава 7 § 33-34



Презентация

Видео

34

26.05



Обобщение и контроль знаний





Итоговая работа







Учебно-методическое обеспечение


Для учителя

Латчук В. Н. Марков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа.

Латчук В. Н., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: тетрадь для оценки качества знаний. — М.: Дрофа.

Латчук В. Н., Миронов С. К., Вангородский С. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—11 классы: программы. — М.: Дрофа.

Евлахов В. М. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—11 классы: тематическое планирование. — М.: Дрофа.

Фролов М. П. Безопасное поведение на дорогах. 5—10 классы: программы дополнительного образования. — М.: Дрофа.

Для учащихся

Поляков В. В., Кузнецов М. И., Марков В. В. Латчук В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл.: учебник. — М.: Дрофа.

Латчук В. Н., Миронов С. К., Бурдакова Т. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: рабочая тетрадь ученика. — М.: Дрофа.

В.Н. Кирьянова Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Методические разработки. М.: Третий Рим

Мультимедийные издания

Основы безопасности жизнедеятельности. 5–9 классы: электронное пособие. — М.: Дрофа.

Стационарные наглядные пособия

Таблицы по основам безопасности жизнедеятельности

– Средства индивидуальной защиты.

– Средства коллективной защиты.

– Личная гигиена.

– Инфекционные заболевания.

Таблицы по правилам пожарной безопасности

– Классификация пожаров.

– Причины пожаров в жилых и общественных зданиях.

– Признаки и поражающие факторы пожара.

– Правила поведения при пожаре в доме (квартире).

– Правила поведения при пожаре в общеобразовательном учреждении.

– Как выйти из задымленного помещения.

– Что делать, если при пожаре нельзя покинуть квартиру (помещение).

– Правила поведения при загорании телевизора.

– Правила поведения при загорании новогодней елки.

Оборудование и приборы

1. «Уголок безопасности»

2. Компас.

3. Аптечка первой медицинской помощи, шины, бинты, резиновый жгут.

4. Персональный компьютер.

5. Мультимедийный проектор


Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий



Название сайта

Электронный адрес

Совет безопасности РФ

http://www.scrf.gov.ru

Министерство внутренних дел РФ

http://www.mvd.ru

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения и соцразвития РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

http://www.mil.ru

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба железнодорожных войск РФ

http://www.fsgv.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Федеральная пограничная служба

http://www.fps.gov.ru

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

http://www.gan.ru

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Журнал «Курьер образования»

http://www.courier.com.ru

Журнал «Вестник образования»

http://www.vestnik.edu.ru

Издательский дом «Профкнига»

http://www.profkniga.ru

Издательский дом «1 сентября»

http://www.1september.ru

Издательский дом «Армпресс»

http://www.armpress.info

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

http://festival.1september.ru

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net

Личная безопасность

http://personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета - Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)


http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det





10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!