МОУ «Совхозная средняя общеобразовательная школа»
городского округа Серебряные Пруды Московской области
УТВЕРЖДЕНО: ПРИНЯТО:
приказ № 426 от 31.08.2017г. решение педагогического совета
Протокол № 1 от 30 августа 2017 г. Директор школы ________________
Н.Ф. Стрельникова
Рабочая программа
по Основам безопасности жизнедеятельности
в 7 классе
на 2017-2018 учебный год
Абрамова Александра Юрьевича
посёлок Успенский
Пояснительная записка.
Рабочая программа на 2017-2018 учебный год по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 7 классе составлена в соответствии с ООП НОО МОУ «Совхозная СОШ», авторской программы А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова, «Основы безопасности жизнедеятельности». – Москва «Просвещение» 2014 г.
Согласно учебному плану МОУ «Совхозная СОШ» на изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 7 классе выделено 1 час в неделю, 34 учебных недели, что составляет 34 учебных часа в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обучающийся научится:
классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;
использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
безопасно использовать бытовые приборы;
безопасно использовать средства бытовой химии;
безопасно использовать средства коммуникации;
классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;
безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
безопасно применять первичные средства пожаротушения;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;
готовиться к туристическим походам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
добывать и очищать воду в автономных условиях;
добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;
подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;
предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;
предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;
классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;
классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;
классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;
оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;
классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
безопасно использовать ресурсы интернета;
анализировать состояние своего здоровья;
определять состояния оказания неотложной помощи;
использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
классифицировать средства оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
оказывать первую помощь при ушибах;
оказывать первую помощь при растяжениях;
оказывать первую помощь при вывихах;
оказывать первую помощь при переломах;
оказывать первую помощь при ожогах;
оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
оказывать первую помощь при отравлениях;
оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Обучающийся получит возможность научиться:
безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках;
готовиться к туристическим поездкам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
безопасно вести и применять права покупателя;
анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;
классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
оказывать первую помощь при коме;
оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
2.Содержание учебного предмета «ОБЖ» в 7 классе
Раздел 1. и 2. Основы комплексной безопасности. Защита населения - 16 часов
Тема 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера - 3 часа
Различные природные явления и причины их возникновения.
Оболочка Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. Географическая оболочка Земли. Круговорот веществ и энергии в географической оболочке. Общая характеристика природных явлений. Природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения, их характеристика и возникновение опасности для жизнедеятельности человека.
Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения. Опасная ситуация, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация, общие понятия и определения. Чрезвычайные ситуации природного характера.
Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения - 5 часов
Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия землетрясений. Защита населения от последствий землетрясения.
Правила безопасного поведения населения при землетрясениях.
Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле.
Вулканы - последствия и защита населения.
Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения от обвалов и оползней
Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения - 3 часа
Ураганы и бури, причины возникновения и возможные последствия.
Защита населения от последствий ураганов и бурь.
Смерчи.
Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения - 5 часов
Наводнения. Виды наводнений и их причины.
Защита населения от последствий наводнений. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнений.
Сели и их характеристики. Защита населения от последствий селевых потоков.
Цунами и их характеристика. Защита населения от последствий цунами.
Снежные лавины.
Раздел 3. Пожары и их классификация
Тема 5. Природные пожары и ЧС биологического происхождения - 4 часа
Лесные и торфяные пожары и их характеристика.
Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения от пожаров.
Инфекционная заболеваемость людей и защита населения от болезней.
Эпизоотии и эпифитотии.
Раздел 4. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ - 2 часа
Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.
Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения.
Раздел 5. Основы здорового образа жизни и безопасность на дорогах - 7 часов
Тема 6. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека - 2 часа + 5 часов ПДД
Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека.
Анатомо - физиологические особенности человека в подростковом возрасте.
Типичные опасные ситуации на дорогах, их причины.
Технические требования, предъявляемые к велосипеду и мопеду.
Правила безопасного поведения на железно - дорожном транспорте.
Раздел 6. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи - 6ч.
Тема 7. Первая медицинская помощь и правила её оказания - 3ч. + 3ч. ПДД
Общие правила оказания первой медицинской помощи при ДТП.
Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении.
Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах.
Общие правила транспортировки пострадавшего.
Содержание предмета реализуется по учебнику А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова, «Основы безопасности жизнедеятельности 7 класс». – Москва «Просвещение» 2014 г.
3.Тематическое планирование учебного предмета
№ п,п | Тема раздела | Количество часов по программе | Количество часов по тематическому планированию |
1 | Основы комплексной безопасности. Защита населения | 16 | 16 |
2 | Пожары и их классификация | 4 | 4 |
3 | Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ | 2 | 2 |
4 | Основы здорового образа жизни и безопасность на дорогах | 7 | 7 |
5 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 5 | 5 |
| Всего | 34 | 34 |
Календарно - тематическое планирование
№ п,п | Тема урока | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения | Примечание |
1 | Вводный инструктаж по ТБ на уроке. Различные природные явления и причины их возникновения | 1 | | | |
2 | Общая характеристика природных явлений | 1 | | | |
3 | Опасные и чрезвычайные ситуации | 1 | | | |
4 | Землетрясение. Причины возникновения и его возможные последствия. Защита населения от последствий. | 1 | | | |
5 | Правила безопасного поведения населения при землетрясениях. | 1 | | | |
6 | Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. | 1 | | | |
7 | Последствия и защита населения от вулканов | 1 | | | |
8 | Оползни и обвалы, их последствия, защита населения. | 1 | | | |
9 | Ураганы и бури, их возникновение и возможные последствия | 1 | | | |
10 | Защита населения от ураганов и бурь | 1 | | | |
11 | Смерчи | 1 | | | |
12 | Наводнение. Виды наводнений и их причины | 1 | | | |
13 | Защита населения от наводнений. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнений | 1 | | | |
14 | Сели и их характеристики. Защита населения от селевых потоков | 1 | | | |
15 | Цунами и их характеристики. Защита населения от цунами | 1 | | | |
16 | Снежные лавины | 1 | | | |
17 | Лесные и торфяные пожары и их характеристика | 1 | | | |
18 | Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения | 1 | | | |
19 | Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. | 1 | | | |
20 | Эпизоотии и эпифитотии. | 1 | | | |
21 | Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность | 1 | | | |
22 | Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения. | 1 | | | |
23 | Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека | 1 | | | |
24 | Анатомо - физиологические особенности человека в подростковом возрасте | 1 | | | |
25 | Типичные опасные ситуации на дорогах и их причины | 1 | | | |
26 | Обязанности участников дорожного движения и их ответственность за нарушение ПДД | 1 | | | |
27 | Технические требования, предъявляемые к велосипеду и мопеду | 1 | | | |
28 29 | Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте | 2 | | | |
30 31 | Общие правила оказания первой медицинской помощи при ДТП | 2 | | | |
32 | Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении | 1 | | | |
33 | Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах | 1 | | | |
34 | Общие правила при транспортировки пострадавшего | 1 | | | |
Рассмотрено Согласовано
на заседании ШМО Зам. директора по УВР
учителей физической культуры,
ОБЖ и технологии ____________/В.В. Немм/
(протокол № 1 от 29 августа 2017 года)
Руководитель ШМО
____________ /О.А. Федосеев/