СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист по теме «Развитие речи: Союз как средство связи синтаксических единиц в тексте »

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План освоения темы в условиях асинхронного обучения

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист по теме «Развитие речи: Союз как средство связи синтаксических единиц в тексте »»

Рабочий лист 4 по русскому языку (24.04. – 27.04.)

Работаете над заданием в течение нескольких дней = 2 урока. Распределите время правильно.

Тема «Развитие речи: Союз как средство связи синтаксических единиц в тексте »

  1. Повторяем пройденное.

    1. Просмотрите снова параграфы 58-62. Обратите внимание на таблицу 2 из Рабочего листа 3: вспомните группы сочинительных союзов и их роль в предложении.

    2. Прочитайте предложенный текст:

На реке стоял полный штиль*, безветрие – ни всплёска, ни рЯбинки. Лазурная* безмятежность высокого неба тоже ничего дурного не предвещала. И настроение у экипажа* «Ласточки» было бодрое…

1.3 Объясните письменно значение слов с *, обратившись к словарю.

1.4 Найдите союзы. Докажите, проговорив себе ответ, что вы нашли СОЮЗЫ. Вам помогут вопросы:

- Что обозначают/не обозначают слова?

- На какой вопрос отвечают/не отвечают?

- Для чего используются? Какие отношения (между чем?) выражают?

(Получилось? Оцените себя. Попробуйте проговорить ответ однокласснику, если есть возможность. Подобные вопросы будут в контрольной работе.)

  1. Новое знание 1

Как вы увидели из предложенного текста, сочинительные союзы могут соединять не только однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения, но и предложения в тексте, а также смысловые части текста.

2.1 Упражнение 375: прочитайте задание. Для его выполнения примите к сведению: если ваша фамилия начинается на А-К, вы работаете с 1-ым текстом; если на М-Ш, то со 2-ым текстом.

2.2 Дайте письменные полные ответы на заданные вопросы. (Вопрос о смысловой нагрузке следует понимать так: В каких отношениях находятся две высказанные в тексте мысли?)



  1. Новое знание 2

Кроме грамматической роли, которую вы сейчас разбирали, союзы могут выполнять в тексте выразительные функции. Чаще всего это относится к соединительным или противительным союзам. Так, повтор союза образует особую стилистическую фигуру – МНОГОСОЮЗИЕ, которая подчёркивает смысл однородных членов в предложении, замедляет действие. Например, Перед глазами ходил океан, И колыхался, И гремел, И сверкал, И угасал, И светился, И уходил куда-то в бесконечность. Эта фигура применяется обычно в текстах художественного стиля. Советую освоить её и употреблять при сочинении подобных текстов.



  1. Практическое задание «Употребление сочинительных союзов в тексте»

4.1 Внимательно прочитайте оба варианта задания: вариант 1 базового уровня (максимальная оценка -4), вариант 2 – повышенного уровня (максимальная оценка – 5). Оцените свои возможности, выберите и выполните ОДИН вариант. Пишите разборчиво, аккуратно. Если возникнут затруднения, сформулируйте вопросы, отправьте учителю: [email protected]

Вариант 1 (Базовый уровень, максимально – «4»)

Прочитайте текст. Его особенность – в отсутствии союзов. Вставьте в текст не менее 5 разных сочинительных союзов, используя все три группы союзов, так, чтобы они соединяли и однородные члены, и части сложного предложения, и предложения в тексте. Запишите получившийся текст, вставляя при необходимости буквы и знаки. Союзы заключите в кружок, укажите их группу.



Я сижу на берегу моря слушаю шел..ст волн. Тёплый летний вечер… Голоса людей крики чаек не н..рушают бе..мятежного настроения. По воде ск..льзит луч.. заходящего солнца оставляя светлую доро..ку. Цвет моря постоя..но меня..т..ся: он тёмно-синий л..зурный золотисто-голубой. На неб..склоне появляют..ся лё..кие обл..ка они не пр..двещают изменения погоды. Завтра будет чудес..ный день.



Вариант 2 (повышенный уровень, максимально – «5»)

Упр.376. Составьте текст по заданию, включив в него не менее 5 разных сочинительных союзов. При этом вы используете все три группы союзов и так, чтобы они соединяли и однородные члены, и части сложного предложения, и предложения в тексте. Запишите получившийся текст, союзы заключите в кружок, укажите их группу.



4.2. Прислать работы 27 апреля.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!