СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист " Лабораторная работа № 4 "Влияние света на рост и развитие черенков колеуса". Биология, 11 класс, углубленный уровень

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочий лист для выполнения лабораторной работы

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист " Лабораторная работа № 4 "Влияние света на рост и развитие черенков колеуса". Биология, 11 класс, углубленный уровень»

Д ата Класс Фамилия, имя

Лабораторная работа № 4.

Влияние света на рост и развитие черенков колеуса.

Цель: выяснить, как влияет свет на рост и развитие черенков колеуса.

Колуес, латинское название — Coleus, народное — «крапивка». Колеус — род многолетних вечнозеленых растений семейства губоцветных, объединяющий около 150 видов полукустарников и трав.

Колеус родом из тропической Африки и Азии. Это кустистое растение до 35 см высотой с четырехугольными сочными, почти прозрачными стеблями и бархатистыми листьями с окраской, богатой оттенками, и пильчатыми краями. У большинства форм листья похожи на крапивные. Главную привлекательность растения составляют листья, пестрые, с разнообразным сочетанием красного, желтого, зеленого, коричневого цветов, пятен и полос. Цветет колеус, вскидывая метелку с мелкими невзрачными цветками.

Главным условиям развития колеуса является свет. Чем ярче свет - тем крупнее и ярче листва, тем быстрее и пышнее растет колеус. Колеус хорошо растет при достаточном искусственном освещении, и прекрасно переносит прямые солнечные лучи при условии хорошего полива. Единственное, чего он не переносит - это нехватки света. Тогда листья теряют красные пигменты, окраска превращается в обычную “зеленую тоску”, а сами стебли вытягиваются.

Колеус

Ход работы:

  1. Изучи ход опыта и проанализируй данные таблицы.

Стеблевые черенки колеуса высадили с такими данными:

Данные

Солнце

Тень

Лампа

Фито

Рост

10 см

13 см

13 см

9,8 см

Лист (самый большой)

6 см

10 см

6 см

6 см

Междоузлие (самое большое)

3,6 см

4см

4см

5см

Количество листьев

5

10

9

8

Результат опыта.

За месяц три образца погибли:

Через 2 недели – растение без света под столом.

Через 3 недели – растение под фитолампой.

Через 25 дней – растение под обычной лампой.

Остался образец под естественным солнечным светом. Его параметры через 50 дней от начала опыта:

Данные

Образец под солнцем

Рост

13 см

Лист (самый большой)

5 см

Междоузлие (самое большое)

3,5 см

Количество листьев

28

  1. Сделай вывод о влиянии света на рост и развитие черенков колеуса.

___________________________________________________________________________________





  1. Выполни задание:

Экспериментатор исследовал изменения, происходящие с растениями колеуса, в различных условиях освещения. Для опыта он взял три небольших растения колеуса, выращенных из черенков с одного материнского растения. Первое растение выращивал при нормальном освещении, второе поместил вдали от источника света, где освещённость недостаточна, третье - в световую камеру и выращивал при круглосуточном освещении. Продолжительность опыта 1,5-2 месяца. В конце опыта экспериментатор наблюдал отличия растения, выращиваемого при недостаточном и при избыточном освещении от первого (контрольного) растения по окраске листовых пластинок. У второго растения окраска листовых пластинок стала более тёмной, с красноватым оттенком, а у третьего растения - очень светлой. Пигмент антоциан при понижении степени освещённости вырабатывается более активно (второе растение), пигмент антоциан на свету разрушается (третье растение).

  1. Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента?

  2. Объясните, почему освещённость растений в ходе эксперимента должна быть разной?

  3. Какой параметр задаётся экспериментатором (независимая переменная), а какой меняется в зависимости от этого (зависимая переменная)?

  4. Чем, кроме окраски листовых пластинок, будет отличаться второе растение по сравнению с контролем? (сравнить размеры листовых пластинок, длину междоузлий).

  5. Какой вид изменчивости наблюдается в проведённом эксперименте? Поясните, почему наблюдается именно этот вид изменчивости.

(*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!