МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21» г. БРЯНСКА
РАССМОТРЕНО На заседании МО Протокол №_____ от «___» августа 2020 г. | СОГЛАСОВАНО На заседании МС ШКОЛЫ Протокол №_____ от «___» августа 2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ СОШ №21г. Брянска №_______ от «____» августа 2020г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ
8 КЛАСС
УЧИТЕЛЬ:
ТКАЧЕВА ЕКАТЕРИНА АНАТОЛЬЕВНА
2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 8 класса составлена на основании следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №21 г.Брянска;
учебный план МБОУ СОШ №21 г.Брянска на 2020 -2021 учебный год;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
программа к УМК И.Г.Семакина, Л.А.Залоговой, С.В.Русакова, Л.В.Шестаковой, 7-9 классы (см. Информатика. Программы для общеобразовательных организаций 2 -11 классы. Составитель М.Н.Бородин. Москва. «БИНОМ. Лаборатория знаний».-2015 ФГОС, стр.206 – 270);
УМК
Учебник Информатика: учебник для 8 класса/ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2014
Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru//).
Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под ред. Семакина И.Г. (доступ через авторскую мастерскую на сайте методической службы) http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2
Форма промежуточной аттестации: контрольное тестирование.
Рабочая программа составлена из расчета 1 час в неделю. Общее количество часов по данному курсу составляет 35 часов. В рабочей программе часы распределены следующим образом:
№ п/п | Тема (раздел) программы | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
1 | Передача информации в компьютерных сетях | 8 | 7 |
2 | Информационное моделирование | 4 | 4 |
3 | Хранение и обработка информации в базах данных | 10 | 9 |
4 | Табличные вычисления на компьютере | 11 | 12+1 итог.тест |
5 | Итоговое повторение | 2 | 2 |
| ВСЕГО: | 35 | 35 |
Планируемые результаты
Личностные результаты:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия.
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты:
в сфере познавательной деятельности:
• освоение основных понятий и методов информатики;
• выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
• выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);
• преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;
• оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.);
• развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;
• построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ, структур данных и пр.);
• оценивание адекватности построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;
• осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных моделей;
• построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);
• выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче;
• освоение основных конструкций процедурного языка программирования;
• освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов: использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверка его правильности
путём тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;
• умение анализировать систему команд формального исполнителя для определения возможности или невозможности решения с их помощью задач заданного класса;
• оценивание числовых параметров информационных процессов (объёма памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);
• вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;
• построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
• определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;
• решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
• понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
• оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
• использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;
• проблемы, возникающие при развитии информационной цивилизации, и возможные пути их разрешения;
• приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;
• следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
• авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;
в сфере коммуникативной деятельности:
• осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
• получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
• овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
• соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;
в сфере трудовой деятельности:
• определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;
• понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
• рациональное использование широко распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный коммуникатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
• знакомство с основными программными средствами персонального компьютера — инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);
• умение тестировать используемое оборудование и программные средства;
• использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
• приближённое определение пропускной способности используемого канала связи путём прямых измерений и экспериментов;
• выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
• использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
• решение задач вычислительного характера (расчётных и оптимизационных) путём использования существующих программных средств (специализированные расчётные системы, электронные таблицы) или путём составления моделирующего алгоритма;
• создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио- и видеозаписей, слайдов презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
• использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
• использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;
• создание и наполнение собственных баз данных;
• приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера;
в сфере эстетической деятельности:
• знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания;
• приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);
в сфере охраны здоровья:
• понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий
Содержание курса
Передача информации в компьютерных сетях
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта,телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Информационное моделирование
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Хранение и обработка информации в базах данных
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Табличные вычисления на компьютере
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Тематическое планирование
Раздел | Номер урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
Передача информации в компьютерных сетях. (7 ч.) | | Техника безопасности и организация рабочего места. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных. | | 7.09 | |
| Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. | | 14.09 | |
| Электронная почта, телеконференции, обмен файлами. Работа с электронной почтой. | | 21.09 | |
| Интернет Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете | | 28.09 | |
| Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем. | | 05.10 | |
| Создание простейшей веб-страницы с использованием текстового редактора | | 12.10 | |
| Контрольная работа №1 по теме «Передача информации в компьютерных сетях» | | 19.10 | |
Информационное моделирование (4 ч.) | | Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели. | | 26.10 | |
| Табличные модели | | 09.11 | |
| Информационное моделирование на компьютере. | | 16.11 | |
| Контрольная работа №2 по теме «Информационное моделирование» | | 23.11 | |
Хранение и обработка информации в базах данных (9ч.) | | Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных. | | 30.11 | |
| Назначение СУБД. Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы. | | 07.12 | |
| Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. | | 14.12 | |
| Условия выбора информации, простые логические выражения. Формирование простых запросов к готовой базе данных. | | 21.12 | |
| Логические операции. Сложные условия поиска. | | 28.12 | |
| ТБ в кабинете информатики. Формирование сложных запросов к готовой базе данных. | | 11.01 | |
| Сортировка записей. Простые и составные ключи сортировки. | | 18.01 | |
| Использование сортировки. Создание запросов на удаление и изменение. | | 25.01 | |
| Контрольная работ №3 по теме «хранение и обработка информации в базе данных» | | 01.02 | |
Табличные вычисления на компьютере (12+1 ч.) | | Системы счисления. Двоичная система счисления. | | 08.02 | |
| Представление чисел в памяти компьютера | | 15.02 | |
| Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице. Правила заполнения таблиц. | | 22.02 | |
| Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. | | 01.03 | |
| Абсолютная и относительная адресация. | | 08.03 | |
| Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы. | | 15.03 | |
| Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц. | | 29.03 | |
| Деловая графика. | | 05.04 | |
| Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени. | | 12.04 | |
| Построение графиков и диаграмм. Использование логических и условной функций. Использование условной адресации. | | 19.04 | |
| Контрольное тестирование | | 26.04 | |
| Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели. | | 03.05 | |
| Контрольная работа №4 по теме «Табличные вычисления на компьютере» | | 17.05 | |
Итоговое повторение (2час) | | Повторение по темам «Компьютерные сети» и «Информационное моделирование» | | 24.05 | |
| Повторение по темам «Базы данных» и «Табличные вычисления на компьютере» | | 31.05 | |
| | | 35 | | |
- 11 -