СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП 7 класс (фгос). Представлено только календарно-тематическое планирование, сквозная рабочая программа в другом файле

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы»

Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата

План/факт

Тема (раздел),

количество часов

Планируемые результаты

Возможные виды

деятельности

Предметные

УУД

Физика и ее роль в познании окружающего мира ( 4 часа)

1/1

05.09

Что изучает физика. Некото­рые физические термины. Наблю­дения и опыты.

- понимание физических терминов: тело, вещество, ма­терия;

- умение проводить наблюдения физических явлений;


Личностные: Демонстрируют уровень знаний об окружающем мире. Наблюдают и описывают различные типы физических явлений.

Познавательные: Пробуют самостоятельно формулировать определения понятий (наука, природа, человек).

Выбирают основания и критерии для сравнения объектов. Умеют классифицировать объекты.

Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: Позитивно относятся к процессу общения. Умеют задавать вопросы, строить понятные высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения.

- объяснять, описывать физические явления, отличать физические явления от химических явлений;

- проводить наблюдения физических явлений, анализировать и классифици­ровать их, различать методы изучения физики;

2/2

07.09

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и по­грешность измере­ний.




- умение измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;

- владение экспериментальными методами исследова­ния при определении цены деления шкалы прибора и по­грешности измерения;

Личностные: Описывают известные свойства тел, соответствующие им физические величины и способы их измерения. Выбирают необходимые физические приборы и определяют их цену деления. Измеряют расстояния. Предлагают способы измерения объема тела правильной и неправильной формы. Измеряют объемы тел

Познавательные: Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Умеют заменять термины определениями. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи

Регулятивные: Определяют последовательность промежуточных целей

Коммуникативные: Осознают свои действия. Учатся строить понятные для партнера высказывания. Имеют навыки конструктивного общения, взаимопонимания.



- измерять расстояния, промежутки времени, температуру;

- обрабатывать результаты измере­ний;

- определять цену деления шкалы из­мерительного цилиндра;

- определять объем жидкости с по­мощью измерительного цилиндра;

- переводить значения физических ве­личин в СИ, определять погрешность измерения, записывать результат изме­рения с учетом погрешности;

3/3

12.09

Лабораторная работа № 1

«Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности».


- владение экспериментальными методами исследова­ния при определении цены деления шкалы прибора и по­грешности измерения;


Личностные:

Предлагают способы повышения точности измерений.

Познавательные: Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Регулятивные: Сравнивают способ и результат своих действий с образцом – листом сопровождения.

Обнаруживают отклонения. Обдумывают причины отклонений. Определяют последовательность промежуточных действий.

Коммуникативные: Осознают свои действия. Имеют навыки конструктивного общения в малых группах. Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. Умеют слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

- находить цену деления любого изме­рительного прибора, представлять результаты измерений в виде таблиц;

- анализировать результаты по опреде­лению цены деления измерительного
прибора, делать выводы;

- работать в группе;

4/4

14.09

Входная контрольная работа. Физика и техника.


- понимание роли ученых нашей страны в развитии со­временной физики и влиянии на технический и социальный прогресс;

Личностные: Участвуют в обсуждении значения физики в жизни человека, ее роли в познании мира.

Познавательные: Создают структуру взаимосвязей в физике как науке о природе. Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Выполняют операции со знаками и символами.

Регулятивные: Ставят задачу на год, участвуют в обсуждении временных и оценочных характеристик результатов.

Коммуникативные: Планируют и согласованно выполняют совместную деятельность, распределяют роли, взаимно контролируют действия друг друга, умеют договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважают в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

- выделять основные этапы развития физической науки и называть имена выдающихся ученых;

- определять место физики как науки, делать выводы о развитии физической науки и ее достижениях;

- составлять план презентации;

Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов)

1/5

19.09

Строение вещества.

Молекулы.

- понимание и способность объяснять физические явления на основе зна­ний о строении вещества;

- владение экспериментальными методами исследова­ния при определении размеров малых тел;

- понимание причин броуновского движения;

Личностные: Наблюдают и объясняют опыты по тепловому расширению тел, окрашиванию жидкости.

Познавательные: Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки).

Регулятивные: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Коммуникативные: Владеют вербальными и невербальными средствами общения.

- объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, бро­уновское движение;

- схематически изображать молекулы воды и кислорода;

- определять размер малых тел;

- сравнивать размеры молекул разных веществ: воды, воздуха;

- объяснять основные свойства моле­кул, физические явления на основе зна­ний о строении вещества;

2/6

21.09

Движение молекул. Скорость движения молекул и температура тела.

- понимание и способность объяснять физические явле­ния: диффузия;

- понимание причинно – следственных связей между скоростью движения молекул тела и его температурой;

Личностные: Наблюдают и объясняют явление диффузии.

Познавательные: Анализируют наблюдаемые явления, обобщают и делают выводы.

Регулятивные: Принимают и сохраняют познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи.

Коммуникативные: Имеют навыки конструктивного общения, взаимопонимания. Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь.

- объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры тела;

- приводить примеры диффузии в окружающем мире;

- наблюдать процесс образования кристаллов;

- анализировать результаты опытов по движению молекул и диффузии;

- проводить исследовательскую работу по выращиванию кристаллов, делать выводы;

3/7

26.09

Лабораторная работа №2

«Измерение размеров малых тел»

- владение экспериментальными методами исследова­ния при определении размеров малых тел;

- умение пользоваться СИ и переводить единицы измере­ния физических величин в кратные и дольные единицы;

- умение использовать полученные знания в повсед­невной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды);

Личностные: Измеряют размер малых тел методом рядов. Предлагают способы повышения точности измерений.

Познавательные: Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Регулятивные: Сравнивают способ и результат своих действий с образцом – листом сопровождения.

Обнаруживают отклонения. Обдумывают причины отклонений.

Коммуникативные: Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.

- измерять размеры малых тел мето­дом рядов, различать способы измере­ния размеров малых тел;

- представлять результаты измерений
в виде таблиц;

- выполнять исследовательский экспе­римент по определению размеров ма­лых тел, делать выводы;

- работать в группе;

4/8

28.09

Взаимодействие молекул

- понимание и способность объяснять физические явле­ния: большая сжимаемость газов, малая сжима­емость жидкостей и твердых тел;

- понимание причин смачива­ния и несмачивания тел;

- умение использовать полученные знания в повсед­невной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды);

Личностные: Выполняют опыты по обнаружению сил молекулярного притяжения. Наблюдают и объясняют явление диффузии

Познавательные: Выбирают знаково-символические средства для построения модели. Выделяют обобщенный смысл наблюдаемых явлений.

Регулятивные: Принимают и сохраняют познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи.

Коммуникативные: Строят понятные для партнера высказывания. Обосновывают и доказывают свою точку зрения. Планируют общие способы работы.

- проводить и объяснять опыты по об­наружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул;

- наблюдать и исследовать явление смачивания и несмачивания тел, объяс­нять данные явления на основе знаний о
взаимодействии молекул;


5/9

03.10

Агрегатные состояния вещест­ва. Свойства газов, жидкостей и твер­дых тел.

- понимание причин различия в молекулярном стро­ении твердых тел, жидкостей и газов;

- умение пользоваться СИ и переводить единицы измере­ния физических величин в кратные и дольные единицы;

- умение использовать полученные знания в повсед­невной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

Личностные: Объясняют свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества. Объясняют явления диффузии, смачивания, упругости и пластичности на основе атомной теории строения вещества. Приводят примеры проявления и применения свойств газов, жидкостей и твердых тел в природе и технике.

Познавательные: Выбирают смысловые единицы из текста и устанавливать отношения между ними. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

Коммуникативные: Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь. Умеют задавать вопросы, обосновывать и доказывать свою точку зрения.

- доказывать наличие различия в мо­лекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;

- приводить примеры практического использования свойств веществ в раз­личных агрегатных состояниях;

- выполнять исследовательский экспе­римент по изменению агрегатного со­стояния воды, анализировать его и де­лать выводы;

6/10

05.10

Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»


Знать смысл понятий «гипотеза» и «модель».

Уметь объяснять примеры проявления диффузии.

Дидактические материалы: контрольно-измерительные материалы по теме «Тепловые явления. Первоначальные сведения о строении вещества».

Личностные: Демонстрируют умение решать задачи разных типов.

Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий.

Регулятивные: Осознают качество и уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные: Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме.


Взаимодействие тел (21 час)

1/11

10.10

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

- понимание и способность объяснять физические яв­ления: механическое движение, равномерное и неравномер­ное движение;


Личностные: Приводят примеры механического движения.

Различают способы описания механических движений. Изображают различные траектории

Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами

Регулятивные: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Коммуникативные: Осознают свои действия. Имеют навыки конструктивного общения в малых группах.

- определять траекторию движения тела;

- переводить основную единицу пути в км, мм, см, дм;

- различать равномерное и неравно­мерное движение;

- доказывать относительность движе­ния тела;

- определять тело, относительно кото­рого происходит движение;

- использовать межпредметные связи физики, географии, математики;

- проводить эксперимент по изучению механического движения, сравнивать
опытные данные, делать выводы;

2/12

12.10

Скорость. Единицы скорости.

- умение измерять скорость;

- владение экспериментальными методами исследова­ния зависимости: пройденного пути от времени;

- владение способами выполнения расчетов при нахож­дении: скорости (средней скорости);

- умение переводить физические величины из несистем­ных в СИ и наоборот;

- умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды);

Личностные: Сравнивают различные виды движения.

Сравнивают движения с различной скоростью. Понимают смысл скорости. Решают расчетные задачи и задачи – графики.

Познавательные: Выражают смысл ситуации различными средствами – словесно, рисунки, графики.

Регулятивные: Сравнивают свой способ действия с эталоном.

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку.

- рассчитывать скорость тела при рав­номерном и среднюю скорость при не­равномерном движении;

- выражать скорость в км/ч, м/с;

- анализировать таблицу скоростей движения некоторых тел;

- определять среднюю скорость движения заводного автомобиля;

- графически изображать скорость, описывать равномерное движение;

- применять знания из курса, геогра­фии, математики;

3/13

17.10

Расчет пути и времени движения.

- владение способами выполнения расчетов при нахож­дении: скорости (средней скорости), пути, времени;

- умение находить связь между физическими величина­ми: скорости со временем и пу­тем;

- умение переводить физические величины из несистем­ных в СИ и наоборот;

Личностные: Решают качественные, расчетные задачи. Знакомятся с задачами-графиками.

Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном.

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку.

- представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков;

- определять: путь, пройденный за дан­ный промежуток времени, скорость тела по графику зависимости пути равномер­ного движения от времени;

4/14

19.10

Решение задач на расчет пути и времени движения.

- владение способами выполнения расчетов при нахож­дении: скорости (средней скорости), пути, времени;

- умение находить связь между физическими величина­ми: скорости со временем и пу­тем;

- умение переводить физические величины из несистем­ных в СИ и наоборот;

Личностные: Решают качественные, расчетные задачи. Знакомятся с задачами-графиками

Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном.

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку.

- определять: путь, пройденный за дан­ный промежуток времени, скорость тела по графику зависимости пути равномер­ного движения от времени;

5/15

24.10

Инерция.

- понимание и способность объяснять физические яв­ления: инерция;

- умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды);

Личностные: Приводят примеры движения тел по инерции. Объясняют причину такого движения.

Познавательные: Оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, различают особенности диалогической и монологической речи, описывают объект: передавая его внешние характеристики, используют выразительные средства языка.

Регулятивные: Предвосхищают результат: что будет, если…?

Коммуникативные: Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

- находить связь между взаимодейст­вием тел и скоростью их движения;

- приводить примеры проявления яв­ления инерции в быту;

- объяснять явление инерции;

- проводить исследовательский экспе­римент по изучению явления инерции; анализировать его и делать выводы;

6/16

26.10


Взаимодействие тел.

Масса. Единицы массы.


- понимание и способность объяснять физическое явление: взаимодействия тел;

- умение измерять силу;

- умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды);

- умение измерять массу;

- умение переводить физические величины из несистем­ных в СИ и наоборот;

- понимание принципов действия весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспече­ния безопасности при их использовании;

- умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

Личностные: Приводят примеры тел, имеющих разную инертность.

Исследуют зависимость быстроты изменения скорости тела от его массы.

Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами

Регулятивные: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Коммуникативные: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

- описывать явление взаимодействия тел;

- приводить примеры взаимодействия тел, приводящего к изменению их ско­рости;

- объяснять опыты по взаимодействию тел и делать выводы;

- устанавливать зависимость измене­ния скорости движения тела от его мас­сы;

- переводить основную единицу массы в т, г, мг;

- работать с текстом учебника, выде­лять главное, систематизировать и обобщать полученные сведения о массе тела;

- различать инерцию и инертность тела.


7/17

07.11

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

- умение измерять массу;

- умение переводить физические величины из несистем­ных в СИ и наоборот;

- понимание принципов действия весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспече­ния безопасности при их использовании;

- умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

Личностные: Измеряют массу тел на рычажных весах, соблюдая «Правила взвешивания».

Познавательные: Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. Анализируют различия и причины их появления при сравнении с эталоном.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном.

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий. Делают выводы.

- взвешивать тело на учебных весах и с их помощью определять массу тела;

- пользоваться разновесами;

- применять и вырабатывать практические навыки работы с приборами;

- работать в группе;

8/18

09.11

Плотность вещества. Единицы плотности.

- владение способами выполнения расчетов при нахож­дении: плотности тела, объема, массы;

- умение находить связь между физическими величина­ми: плотности тела с его массой и объемом;

- умение переводить физические величины из несистем­ных в СИ и наоборот;

- умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды);

Личностные: Объясняют различие в плотности воды, льда и водяного пара.

Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Регулятивные: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Коммуникативные: Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

- определять плотность вещества;

- анализировать табличные данные;

- переводить значение плотности из кг/м3 в г/см3;

9/19

14.11

Расчет массы и объема тела по его плотности.

- умение измерять плотность те­ла;

- владение способами выполнения расчетов при нахож­дении: плотности тела, объема, массы;

- умение находить связь между физическими величина­ми: плотности тела с его массой и объемом;

- умение переводить физические величины из несистем­ных в СИ и наоборот;

Личностные: Решают качественные, расчетные задачи.

Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном.

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку.

- определять массу тела по его объему и плотности;

- записывать формулы для нахожде­ния массы тела, его объема и плотности вещества;

- работать с табличными данными;

10/20

16.11

Лабораторная работа №4

«Измерение объема тела».

- умение измерять объем;

- умение переводить физические величины из несистем­ных в СИ и наоборот;

- умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды);

Личностные: Измеряют объем тел.

Познавательные: Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. Анализируют различия и причины их появления при сравнении с эталоном.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ.

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий. Делают выводы.

- измерять объем тела с помощью из­ мерительного цилиндра;

- анализировать результаты измере­ний и вычислений, делать выводы;

- представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц;

- работать в группе;

11/21

21.11

Лабораторная работа №5

«Определение плотности твердого тела».

- умение измерять массу, объем;

- умение находить связь между физическими величина­ми: плотности тела с его массой и объемом;

- умение переводить физические величины из несистем­ных в СИ и наоборот;

- умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды);

Личностные: Измеряют плотность вещества.

Познавательные: Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. Анализируют различия и причины их появления при сравнении с эталоном.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий. Делают выводы.

- измерять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного ци­линдра;

- анализировать результаты измере­ний и вычислений, делать выводы;

- представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц;

- работать в группе;

12/22

23.11

Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещест­ва».

- владение способами выполнения расчетов при нахож­дении: скорости (средней скорости), пути, времени, объема, массы;

- умение находить связь между физическими величина­ми: скорости со временем и пу­тем, плотности тела с его массой и объемом;

- умение переводить физические величины из несистем­ных в СИ и наоборот;

Личностные: Решают качественные, расчетные задачи.

Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку.

- использовать знания из курса мате­матики и физики при расчете массы те­ла, его плотности или объема;

- анализировать результаты, получен­ные при решении задач;

13/23

28.11

Контроль­ная работа №2 «Механическое движение, масса, плотность вещест­ва».

Основные понятия, формулы темы.

Личностные: Демонстрируют умение решать задачи разных типов.

Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий.

Регулятивные: Осознают качество и уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные: Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме.

- применять знания к решению задач;

14/24

30.11

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

- понимание и способность объяснять физические яв­ления: всемирное тяготение;

- умение измерять силу;

- владение экспериментальными методами исследова­ния зависимости: силы тяжести тела от его массы;

- понимание смысла основных физических законов: за­кон всемирного тяготения;

- владение способами выполнения расчетов при нахож­дении: силы тя­жести;

- умение находить связь между физическими величина­ми: силой тяжести и массой тела;

- умение переводить физические величины из несистем­ных в СИ и наоборот;

- умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды);

Личностные: Приводят примеры проявления силы всемирного тяготения и объясняют ее роль в формировании макро- и мегамира. Объясняют причину возникновения силы тяжести. Объясняют физический смысл понятия «ускорение свободного падения».

Изображают силу тяжести в выбранном масштабе.

Познавательные: Устанавливают причинно-следственные связи. Осознанно строят высказывания на предложенные темы.

Регулятивные: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Коммуникативные: Планируют и согласованно выполняют совместную деятельность, распределяют роли, взаимно контролируют действия друг друга, умеют договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважают в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

- графически, в масштабе изображать силу и точку ее приложения;

- определять зависимость изменения тела от приложенной силы;

- анализировать опыты по столкнове­нию шаров, сжатию упругого тела и де­лать выводы;

- приводить примеры проявления тя­готения в окружающем мире;

- находить точку приложения и ука­зывать направление силы тяжести;

- выделять особенности планет земной группы и планет-гигантов (различие и общие свойства);

- работать с текстом учебника, систе­матизировать и обобщать сведения о яв­лении тяготения и делать выводы;

15/25

05.12

Сила упругости. Закон Гука Вес тела. Единицы силы. Динамометр.

- понимание смысла основных физических законов: закон Гука;

- владение способами выполнения расчетов при нахож­дении: силы упру­гости;

- умение находить связь между физическими величина­ми: силой тяжести и весом тела;

- умение переводить физические величины из несистем­ных в СИ и наоборот;

- понимание принципов действия динамометра, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспече­ния безопасности при их использовании;

- умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды);

Личностные: Приводят примеры деформаций. Различают упругую и неупругую деформации.

Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Регулятивные: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Коммуникативные: Учатся эффективно сотрудничать в группе: распределяют функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями.

- отличать силу упругости от силы тя­жести;

- графически изображать силу упру­гости, показывать точку приложения и направление ее действия;

- объяснять причины возникновения силы упругости;

- приводить примеры видов деформа­ции, встречающиеся в быту;

16/26

07.12

Лабораторная работа №6

Градуирование пружины и измерение сил

Динамометром

- владение экспериментальными методами исследова­ния зависимости: удлинения пружины от приложенной силы;

- понимание смысла основных физических законов: закон Гука;

- умение переводить физические величины из несистем­ных в СИ и наоборот;

Личностные: Исследуют зависимость удлинения пружины от модуля приложенной силы.

Знакомятся с прибором для измерения силы – динамометром.

Познавательные: Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. Анализируют различия и причины их появления при сравнении с эталоном.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ с эталоном. Понимают причины расхождений.

Коммуникативные: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

- опытным путём определять зависимость удлинения пружины от модуля приложенной силы;

- измерять силу с помощью силомера, медицинского динамометра;

- различать вес тела и его массу;

- анализировать, делать выводы;

- работать в группе;

17/27

12.12

Графическое изображение силы. Сложение сил.

- умение измерять равнодействующую двух сил, действующих на тело и на­правленных в одну и в противоположные стороны;

- владение способами выполнения расчетов при нахож­дении: равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой;

- умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды);

Личностные: Изображают силы в выбранном масштабе.

Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Анализируют и строго следуют ему.

Коммуникативные: Умеют слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

- экспериментально находить
равнодействующую двух сил;

- анализировать результаты опытов по нахождению равнодействующей сил и делать выводы;

- рассчитывать равнодействующую двух сил;

18/28

14.12

Сила трения. Трение покоя.

- умение измерять силу тре­ния скольжения, силу трения качения, силу трения покоя;

- умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды);

Личностные: Различают виды сил трения. Приводят примеры. Объясняют способы увеличения и уменьшения силы трения. Измеряют силу трения скольжения. Исследуют зависимость модуля силы трения скольжения от модуля

Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Регулятивные: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий

Коммуникативные: Планируют и согласованно выполняют совместную деятельность, распределяют роли, взаимно контролируют действия друг друга, умеют договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважают в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

- измерять силу трения скольжения;

- называть способы увеличения и уменьшения силы трения;

- применять знания о видах трения и способах его изменения на практике;

- объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения, анализиро­вать их и делать выводы;

19/29

19.12

Трение в природе и технике. Лабораторная работа № 7 «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкасающихся тел и прижимающей силы»

- владение экспериментальными методами исследова­ния зависимости: силы трения скольжения от площади соприкоснове­ния тел и силы нормального давления;

- умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды);

Личностные: Измеряют силу трения скольжения при помощи динамометра.

Познавательные: Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. Анализируют различия и причины их появления при сравнении с эталоном.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий. Делают выводы.

- объяснять влияние силы трения в быту и технике;

- приводить примеры различных ви­дов трения;

- анализировать, делать выводы;

- измерять силу трения с помощью динамометра;

20/30

21.12

Обобщающее занятие по теме «Взаимодействие тел».

Основные понятия, определения и формулы по теме «Движение и взаимодействие тел».

Объяснять различные явления и процессы наличием взаимодействия между телами; уметь определять, какие силы действуют на тело, и вычислять их и уметь решать задачи для случая действия на тело нескольких сил одновременно, вдоль одной прямой или под углом друг к другу.

Личностные: Демонстрируют умение решать задачи разных типов.

Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Распределяют функции и объем заданий.

Коммуникативные: Планируют и согласованно выполняют совместную деятельность, распределяют роли, взаимно контролируют действия друг друга, умеют договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважают в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

- применять знания из курса матема­тики, физики, географии, биологии к решению задач;

- переводить единицы измерения физических величин в СИ;

21/31

26.12

Контрольная работа № 3 «Взаимодействие тел».

Основные понятия, определения и формулы по теме «Движение и взаимодействие тел».

Работать с физическими величинами, входящими в формулы по изученной теме; проводить анализ ситуации при решении задач.

Применять полученные знания при решении физической задачи.

Личностные: Демонстрируют умение решать задачи разных типов.

Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий.

Регулятивные: Осознают качество и уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные: Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме.

- применять теоретические знания к решению задач;

Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 час)

1/32

28.12

Давление. Единицы давления.

- понимание и способность объяснять физические явле­ния: давление твердых тел;

- владение способами выполнения расчетов для нахож­дения: давления в соответствии с поставленной задачей на ос­новании использования законов физики;

Личностные: Предлагают способы увеличения и уменьшения давления. Объясняют механизм регулирования давления, производимого различными механизмами.

Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную задачу.

Коммуникативные: Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

- приводить примеры, показывающие зависимость действующей силы от пло­щади опоры;

- вычислять давление по известным массе и объему;

- переводить основные единицы давле­ния в кПа, гПа;

- проводить исследовательский экспе­римент по определению зависимости давления от действующей силы и де­лать выводы;

2/33

11.01

Способы увеличения и уменьшения давления.

- понимание и способность объяснять способы уменьшения и увели­чения давления;

- умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды);

Личностные: Предлагают способы увеличения и уменьшения давления. Объясняют механизм регулирования давления, производимого различными механизмами.

Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную задачу.

Коммуникативные: Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информации

- приводить примеры увеличения пло­щади опоры для уменьшения давления;

- выполнять исследовательский экспе­римент по изменению давления, анали­зировать его и делать выводы;

3/34

16.01

Давление газа.

- понимание и способность объяснять физические явле­ния: давление газов;

- умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды);

Личностные: Предлагают способы увеличения и уменьшения давления газа. Объясняют механизм регулирования давления, производимого различными механизмами.

Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную задачу.

Коммуникативные: Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информации.

- отличать газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей;

- объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории строения веще­ства;

- анализировать результаты экспери­мента по изучению давления газа, де­лать выводы;

4/35

18.01

Передача давления жидкостями. Закон Паскаля.

- понимание и способность объяснять физические явле­ния: давление жидкостей;

- понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля;

- умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды);

Личностные: Применяют закон Паскаля для объяснения передачи давления жидкостями.

Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную задачу.

Коммуникативные: Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информации.

- объяснять причину передачи давле­ния жидкостью или газом во все сторо­ны одинаково;

- анализировать опыт по передаче дав­ления жидкостью и объяснять его ре­зультаты;

5/36

23.01

Давление в жидкости и в газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

- понимание и способность объяснять физические явле­ния: давление в жидкости и газе;

- умение измерять: давление жидкости на дно и стенки сосуда;

- владение способами выполнения расчетов для нахож­дения: давления жидкости на дно и стенки сосуда в соответствии с поставленной задачей на ос­новании использования законов физики;

- умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды);

Личностные: Применяют закон Паскаля для объяснения передачи давления жидкостями.

Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку.

- выводить формулу для расчета дав­ления жидкости на дно и стенки сосуда;

- работать с текстом учебника;

- составлять план проведения опытов;

6/37

25.01

Решение задач по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля»

- понимание и способность объяснять физические явле­ния: давление жидкостей, газов;

- понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля;

- владение способами выполнения расчетов для нахож­дения: давления жидкости на дно и стенки сосуда в соответствии с поставленной задачей на ос­новании использования законов физики;

Личностные: Решают качественные, расчетные задачи по данной теме.

Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном.

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку.

- решать задачи на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда;

7/38

30.01

Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов.

- понимание и способность объяснять физические явле­ния: расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах;

- умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды);

Личностные: Понимают закон Паскаля и принцип передачи давления жидкостями.

Познавательные: Приводят примеры устройств с использованием сообщающихся сосудов, объясняют принцип их действия

Регулятивные: Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Коммуникативные: Вносят коррективы и дополнения в составленные планы деятельности. Умеют представлять результаты своей деятельности в письменной и устной форме.

- приводить примеры сообщающихся сосудов в быту;

- проводить исследовательский экспе­римент с сообщающимися сосудами, анализировать результаты, делать вы­воды;

8/39

01.02

Вес воздуха. Атмосферное давление.

- понимание и способность объяснять физические явле­ния: атмосферное давление, существование воздушной оболочки Земли;

- умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды);

Личностные: Понимают закон Паскаля и принцип передачи давления газами.

Познавательные: Извлекают необходимую информацию из текстов различных жанров. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную задачу. Составляют план и последовательность действий

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

- вычислять массу воздуха;

- сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли;

- объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы;

- проводить опыты по обнаружению атмосферного давления, изменению атмосферного давления с высотой, ана­лизировать их результаты и делать выводы;

- применять знания из курса геогра­фии при объяснении зависимости дав­ления от высоты над уровнем моря, математики для расчета давления;

9/40

06.02

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

- умение измерять: атмосферное давление;

- умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды);

Личностные: Понимают физический смысл опыта Торричелли, причины по которым невозможно воспользоваться формулой для расчёта давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Познавательные: Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений.

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

- вычислять атмосферное давление;

- объяснять измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричел­ли;

- наблюдать опыты по измерению ат­мосферного давления и делать выводы;

10/41

08.02

Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

- понимание и способность объяснять физические явле­ния: атмосферное давление на различных высотах;

- понимание принципов действия барометра-анероида и способов обеспечения безопасности при их ис­пользовании;

- умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды);

Личностные: Понимают физические основы работы барометра – анероида и металлического манометра, как изменяется атмосферное давление с увеличением высоты над уровнем моря.

Познавательные: Сравнивают устройство барометра-анероида и металлического манометра. Предлагают методы градуировки приборов. Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений.

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

- измерять атмосферное давление с по­мощью барометра-анероида;

- объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря;

- применять знания из курса геогра­фии, биологии;

11/42

13.02

Манометры.

- умение измерять: давление больше (меньше) атмосферного давления;

- понимание принципов действия манометра и способов обеспечения безопасности при их ис­пользовании;

- умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды);

Личностные: Различают манометры по целям ис­пользования; приводят примеры применения открытого жидкостного и металлического маномет­ров, объясняют их принцип действия.

Познавательные: Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений.

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Коммуникативные: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

- измерять давление с помощью мано­метра;

- различать манометры по целям ис­пользования;

- определять давление с помощью ма­нометра;

12/43

15.02

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

- понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля;

- понимание принципов действия поршневого жидкостного насоса, гидравличе­ского пресса и способов обеспечения безопасности при их ис­пользовании;

- умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды);

Личностные: Формулируют определение гидравлической машины. Приводят примеры гидравлических устройств, объясняют их принцип действия.

Познавательные: Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений.

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Коммуникативные: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

- приводить примеры применения поршневого жидкостного насоса и гид­равлического пресса;

- работать с текстом учебника;

13/44

20.02

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

- понимание и способность объяснять действие жидкости и газа на тело, погружённое в них в соответствии с поставленной задачей на ос­новании использования законов физики;


Личностные: Понимают причины возникновения и природу выталкивающей силы.

Познавательные: Обнаруживают существование выталкивающей силы, выводят формулу для ее вычисления, предлагают способы её измерения. Выделяют и формулируют проблему. Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Коммуникативные: Работают в группе. Умеют слушать и слышать друг друга. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

- доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкиваю­ щей силы, действующей на тело;

- приводить примеры, подтверждаю­щие существование выталкивающей силы;

- применять знания о причинах воз­никновения выталкивающей силы на практике;

14/45

22.02

Закон Архимеда.

- понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Архимеда;

- владение способами выполнения расчетов для нахож­дения: силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на ос­новании использования законов физики;

- умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды);

Личностные: Понимают причины возникновения и природу силы Архимеда.

Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную задачу.

Коммуникативные: Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информации

- выводить формулу для определения выталкивающей силы;

- рассчитывать силу Архимеда;

- указывать причины, от которых зависит сила Архимеда;

- работать с текстом учебника, обоб­щать и делать выводы;

- анализировать опыты с ведерком Архимеда;


15/46

27.02

Лабораторная работа №8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

- умение измерять: силу Архимеда;

- владение экспериментальными методами исследова­ния зависимости: силы Архимеда от объема, вытесненной те­лом воды;

- умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды);

Личностные: Исследуют и формулируют условия изменения выталкивающей силы от плотности жидкости.

Познавательные: Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ с эталоном. Понимают причины расхождений.

Коммуникативные: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

- опытным путем обнаруживать, вы­талкивающее действие жидкости на по­груженное в нее тело;

- определять выталкивающую силу;

- работать в группе;

16/47

01.03

Плавание тел.

- понимание и способность объяснять физические явле­ния: плавание тел;

- понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Архимеда;

- умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды);

Личностные: Исследуют и формулируют условия плавания тел.

Познавательные: Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном.

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку.

- объяснять причины плавания
тел;

- приводить примеры плавания раз­личных тел и живых организмов;

- конструировать прибор для демонст­рации гидростатического давления;

- применять знания из курса биоло­гии, географии, природоведения при объяснении плавания тел;

17/48

06.03

Решение задач по теме «Архимедова си­ла. Условия плавания тел»

Знать формулу для вычисления силы Архимеда, условия плавания тел.

Уметь объяснять явления, происходящие в природе и в повседневной жизни по теме и

применять полученные знания при решении физической задачи.


Личностные: Решают качественные, расчетные задачи.

Познавательные: Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном. Оценивают достигнутый результат.

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку. Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.

- рассчитывать силу Архимеда;

- анализировать результаты, получен­ные при решении задач;

18/49

09.03

Лабораторная работа №9 «Выяснение условий плавания тел в жидкости»

- владение экспериментальными методами исследова­ния зависимости: условий плавания тела в жидкости от действия си­лы тяжести и силы Архимеда;

- умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды);

Личностные: Исследуют условия плавания тел в жидкости.

Познавательные: Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. Анализируют различия и причины их появления при сравнении с эталоном.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ с эталоном. Понимают причины расхождений.

Коммуникативные: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

- на опыте выяснить условия, при ко­торых тело плавает, всплывает, тонет в жидкости;

- работать в группе;

19/50

13.03

Плавание судов. Воздухоплавание.

- понимание и способность объяснять физические явле­ния: плавание судов, воздухоплавание;

- понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Архимеда;

- умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды);

Личностные: Понимают принцип плавания судов, воздухоплавания.

Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном.

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку.

- объяснять условия плавания судов;

- приводить примеры плавания и воз­духоплавания;

- объяснять изменение осадки судна;

- применять на практике знания ус­ловий плавания судов и воздухоплава­ния;

20/51

15.03

Решение задач по темам «Архимедова си­ла», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание»

Знать основные понятия. Определения, формулы и законы по теме «Архимедова сила», «Плавание тел»

Уметь применять полученные знания при решении физической задачи.


Личностные: Решают качественные, расчетные задачи по теме.

Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном.

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку.

- применять знания из курса матема­тики, географии при решении задач;

21/52

20.03

Контрольная работа №4 по теме «Давление твердых тел, жид­костей и газов»

Знать основные понятия. Определения, формулы и законы по теме «Архимедова сила», «Плавание тел».

Применять полученные знания при решении физической задачи.


Личностные: Демонстрируют умение решать задачи разных типов.

Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий.

Регулятивные: Осознают качество и уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные: Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме.

- применять теоретические знания к решению задач различных типов по теме;


Работа и мощность (13 часов): 1 часть – 9 часов


1/53

21.03

Механическая работа. Единицы работы.

- умение измерять: механическую работу;

- владение способами выполнения расчетов для нахож­дения: механической работы;

Личностные: Приводят примеры механической работы. Определяют возможность совершения механической работы. Измеряют и вычисляют работу силы тяжести и силы трения.

Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Регулятивные: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Коммуникативные: Учатся эффективно сотрудничать в группе: распределяют функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями.

- вычислять механическую работу;

- определять условия, необходимые для совершения механической работы;

2/54

03.04

Мощность. Единицы мощности. Решение задач.

- умение измерять: мощность;

- владение способами выполнения расчетов для нахож­дения: мощности;

Личностные: Вычисляют механическую мощность, зная работу силы тяжести и работу силы трения.

Измеряют работу силы тяжести и работу силы трения.

Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Распределяют функции и объем заданий.

Коммуникативные: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

- вычислять мощность по известной работе;

- приводить примеры единиц мощнос­ти различных приборов и технических устройств;

- анализировать мощности различных приборов;

- выражать мощность в различных единицах;

- проводить исследования мощности технических устройств, делать выводы;

3/55

05.04

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

- понимание и способность объяснять физические явле­ния: равновесие тел;

- умение измерять: плечо силы;

- понимание принципов действия рычага, блока, на­клонной плоскости и способов обеспечения безопасности при их использовании;

- владение способами выполнения расчетов для нахож­дения: условия равнове­сия сил на рычаге

- умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды);

Личностные: Приводят примеры устройств, служащих для преобразования силы. Предлагают способы преобразования силы.

Познавательные: Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель. Осуществляют действия, приводящие к выполнению поставленной цели.

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку.

- применять условия равновесия ры­чага в практических целях: подъём и перемещение груза;

- определять плечо силы;

- решать графические задачи;

4/56

10.04

Момент си­лы.

- умение измерять: момент силы;

- владение способами выполнения расчетов для нахож­дения: момента силы;

Личностные: Приводят примеры устройств, служащих для преобразования силы. Предлагают способы преобразования силы.

Познавательные: Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель. Осуществляют действия, приводящие к выполнению поставленной цели.

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку.

- приводить примеры, иллюстрирую­щие, как момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля
силы, и от ее плеча;

- работать с текстом учебника, обоб­щать и делать выводы об условиях рав­новесия рычага;

5/57

12.04

Решение задач по теме «Момент силы. Правило моментов»

- владение способами выполнения расчетов для нахож­дения: условия равнове­сия сил на рычаге, момента силы;

- умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды);

Личностные: Изучают условия равновесия неподвижного и подвижного блоков, области их применения.

Познавательные: Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель. Осуществляют действия, приводящие к выполнению поставленной цели.

Коммуникативные: Развивают способность брать на себя ответственность за организацию совместного действия.

- применять знания из курса матема­тики, биологии;

- анализировать результаты, получен­ные при решении задач;

6/58

14.04

Рычаги в технике, быту и природе. Ла­бораторная работа №10 «Выяснение ус­ловия равновесия рычага»

- владение экспериментальными методами исследова­ния при определении соотношения сил и плеч, для равнове­сия рычага;

- понимание принципов действия рычага и способов обеспечения безопасности при их использовании;

Личностные: Исследуют условия плавания тел в жидкости.

Познавательные: Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. Анализируют различия и причины их появления при сравнении с эталоном.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ с эталоном. Понимают причины расхождений.

Коммуникативные: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

- проверять опытным путем, при ка­ком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии;

- проверять на опыте правило момен­тов;

- применять знания из курса биоло­гии, математики, технологии;

- работать в группе;

7/59

19.04

Блоки. «Золотое правило» механики.

- понимание принципов действия блока и способов обеспечения безопасности при его использовании;

- понимание смысла «Золотого правила» механики;

- умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды);

Личностные: Изучают условия равновесия неподвижного и подвижного блоков, области их применения.

Познавательные: Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель. Осуществляют действия, приводящие к выполнению поставленной цели.

Коммуникативные: Развивают способность брать на себя ответственность за организацию совместного действия.

- приводить примеры применения не­подвижного и подвижного блоков на практике;

- сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков;

8/60

21.04

Решение задач по теме «Условия равнове­сия рычага. Блоки»

- понимание принципов действия рычага, блока и способов обеспечения безопасности при их использовании;

- владение способами выполнения расчетов для нахож­дения: условия равнове­сия сил на рычаге, момента силы;


Личностные: Решают качественные, расчетные задачи.

Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку.

- применять знания из курса матема­тики, биологии;

- анализировать результаты, получен­ные при решении задач;

9/61

26.04

Коэффициент полезного действия механизма. Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

- умение измерять: КПД;

- понимание принципов действия на­клонной плоскости и способов обеспечения безопасности при её использовании;

- владение способами выполнения расчетов для нахож­дения: КПД;

- умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды);

Личностные: Различают полезную и полную (затраченную) работу. Понимают физический смысл КПД механизма. Вычисляют КПД простых механизмов. Измеряют КПД наклонной плоскости.

Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. Анализируют различия и причины их появления при сравнении с эталоном.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий при решении конкретной задачи. Составляют план и последовательность действий при выполнении лабораторной работы.

Коммуникативные: Развивают способность брать на себя ответственность за организацию совместного действия Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку.

- опытным путем устанавливать, что полезная работа, выполненная с по­мощью простого механизма, меньше полной;

- анализировать КПД различных
механизмов;

- работать в группе;


Повторение и промежуточная аттестационная работа (4 часа)

1/62

28.04

Повторение темы «Первоначальные сведения о строении вещества».

Повторение темы «Взаимодействие тел».

Уметь применять полученные знания в нестандартных ситуациях, для объяснения явлений природы и принципов работы технических устройств; использовать приобретенные знания и умения для подготовки докладов, рефератов и других творческих работ; обосновывать высказываемое мнение, уважительно относится к мнению оппонента, сотрудничать в процессе совместного выполнения задач.

Личностные: Работают с «Карточкой поэлементного контроля».

Познавательные: Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: Выделяют и осознают то, что уже усвоено, на каком уровне, намечают пути устранения пробелов. Осознанно определяют уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные: Умеют представлять конкретное содержание в устной и письменной форме. Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

- демонстрировать презентации;

- выступать с докладами;

- участвовать в обсуждении докладов и презентаций;

2/63

03.05

Повторение темы «Давление твёрдых тел, газов и жидкостей».

Уметь применять полученные знания в нестандартных ситуациях, для объяснения явлений природы и принципов работы технических устройств; использовать приобретенные знания и умения для подготовки докладов, рефератов и других творческих работ; обосновывать высказываемое мнение, уважительно относится к мнению оппонента, сотрудничать в процессе совместного выполнения задач.

Личностные: Работают с «Карточкой поэлементного контроля».

Познавательные: Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: Выделяют и осознают то, что уже усвоено, на каком уровне, намечают пути устранения пробелов. Осознанно определяют уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные: Умеют представлять конкретное содержание в устной и письменной форме. Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

- демонстрировать презентации;

- выступать с докладами;

- участвовать в обсуждении докладов и презентаций;

3/64

08.05

Промежуточная аттестационная работа

Основные понятия, формулы и законы курса физики 7 класса.

Личностные: Демонстрируют умение решать задачи базового и повышенного уровня сложности.

Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий. Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Выбирают наиболее эффективные способы решения задач.

Регулятивные: Осознают качество и уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные: Умеют представлять конкретное содержание в устной и письменной форме.

- применять теоретические знания к решению задач различных типов по теме;

4/65

10.05

Анализ промежуточной аттестации. Разбор основных ошибок





Работа и мощность (13 часов): 2 часть – 4 часа

10/66

15.05

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

- умение измерять: потенциальную и кинетиче­скую энергию;

- владение способами выполнения расчетов для нахож­дения: кинетической и по­тенциальной энергии;


Личностные: Различают виды энергии. Приводят примеры тел, обладающих потенциальной и кинетической энергией. Вычисляют значение энергии. Сравнивают энергии тел.

Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Устанавливают причинно- следственные связи в конкретных ситуациях.

Регулятивные: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий. Выдвигают гипотезу, предлагают пути ее решения. Ставят и реализуют учебную задачу.

Коммуникативные: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- приводить примеры тел, обладаю­щих потенциальной, кинетической энергией;

- работать с текстом учебника;

11/67

17.05

Превраще­ние одного вида механической энергии в другой.

- понимание и способность объяснять физические явле­ния: превращение одного вида механиче­ской энергии в другой;

- умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды);

Личностные: Сравнивают энергии тел. Понимают значение закона сохранения энергии для объяснения процессов в окружающем нас мире. Сравнивают изменение энергии при движении тел.

Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Устанавливают причинно- следственные связи в конкретных ситуациях.

Регулятивные: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий. Выдвигают гипотезу, предлагают пути ее решения. Ставят и реализуют учебную задачу.

Коммуникативные: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- приводить примеры: превращения энергии из одного вида в другой; тел, обладающих одновременно и кинетиче­ской и потенциальной энергией;

- работать с текстом учебника;

12/68

22.05

Решение задач «Работа. Мощность. Энер­гия»

- владение способами выполнения расчетов для нахож­дения: механической работы, мощности, кинетической и по­тенциальной энергии;


Личностные: Решают качественные, расчетные задачи.

Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном.

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку.

- применять знания из курса матема­тики, биологии;

- анализировать результаты, получен­ные при решении задач;

13/69

24.05

Контрольная работа №5 «Работа, мощность, энергия»

Знать понятия работа, мощность, энергия, единицы измерения данных физических величин, формулы для расчёта, закон сохранения энергии.

Уметь решать задачи с применением изученных формул, объяснять преобразования энергии на примерах.

Личностные: Демонстрируют умение решать задачи разных типов.

Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий.

Регулятивные: Осознают качество и уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные: Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме.

- применять теоретические знания к решению задач различных типов по теме;


Защита проектов (1ч)

1/70

29.05

От великого заблуждения к великому открытию.

Защита проектов

Личностные: Работают с «Карточкой поэлементного контроля».

Познавательные: Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Работают с «картой знаний». Обсуждают задачи, для решения которых требуется комплексное применение усвоенных ЗУН и СУД.

Регулятивные: Выделяют и осознают то, что уже усвоено, на каком уровне, намечают пути устранения пробелов. Осознанно определяют уровень усвоения учебного материала. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.

- демонстрировать презентации;

- выступать с докладами;

- участвовать в обсуждении докладов и презентаций;











Темы исследовательских работ и проектов


Первоначальные сведения о строении вещества.

Взаимодействие тел.

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Работа и мощность. Энергия.

Тема исследования и проекта.

- А прочно ли куриное яйцо?

- Агрегатное состояние желе
- Изучение некоторых свойств куриного яйца


- А все-таки она вертится

- Изучение основ строительства мостов

- Измерение плотности твердых тел разными способами
- Измерение плотности тела человека


- Архимедова сила и человек на воде

- Давление морских глубин
- Давление печки на пол
- Действие выталкивающей силы

- Загадка воздушного шарика

- Дыхание с точки зрения законов физики

- Авто будущего: какое оно?

- Интересные механизмы



























Основное содержание курса физики 7 класса.

Физика и ее роль в познании окружающего мира (4 часа).
Физика — наука о природе. Физические явления, вещество, тело, материя. Физические свойства тел. Основные методы изучения, их различие. Понятие о физической величине. Международная система единиц. Простейшие измерительные приборы. Цена деления шкалы прибора. Нахождение погрешности измерения. Современные достижения науки. Роль физики и ученых нашей страны в развитии технического прогресса. Влияние технологических процессов на окружающую среду.

Лабораторные работы

  1. Определение цены деления измерительного прибора.

Входная контрольная работа.

Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов).

Представления о строении вещества. Опыты, подтверждающие, что все вещества состоят из отдельных частиц. Молекула — мельчайшая частица вещества. Размеры молекул. Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах. Связь скорости диффузии и температуры тела. Физический смысл взаимодействия молекул. Существование сил взаимного притяжения и отталкивания молекул. Явление смачивания и несмачивания тел. Агрегатные состояния вещества. Особенности трех агрегатных состояний вещества. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярного строения.

Лабораторные работы

  1. Определение размеров малых тел.

Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

Взаимодействие тел (21 час)

Механическое движение. Траектория движения тела, путь. Основные единицы пути в СИ. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Скорость равномерного и неравномерного движения. Векторные и скалярные физические величины. Определение скорости. Определение пути, пройденного телом при равномерном движении, по формуле и с помощью графиков. Нахождение времени движения тел. Явление инерции. Проявление явления инерции в быту и технике. Изменение скорости тел при взаимодействии. Масса. Масса — мера инертности тела. Инертность — свойство тела. Определение массы тела в результате его взаимодействия с другими телами. Выяснение условий равновесия учебных весов. Плотность вещества. Изменение плотности одного и того же вещества в зависимости от его агрегатного состояния. Определение массы тела по его объему и плотности, объема тела по его массе и плотности. Изменение скорости тела при действии на него других тел. Сила — причина изменения скорости движения, векторная физическая величина. Графическое изображение силы. Сила — мера взаимодействия тел. Сила тяжести. Наличие тяготения между всеми телами. Зависимость силы тяжести от массы тела. Свободное падение тел. Возникновение силы упругости. Природа силы упругости. Опытные подтверждения существования силы упругости. Закон Гука. Вес тела. Вес тела — векторная физическая величина. Отличие веса тела от силы тяжести. Сила тяжести на других планетах. Изучение устройства динамометра. Измерения сил с помощью динамометра. Равнодействующая сил. Сложение двух сил, направленных по одной прямой в одном направлении и в противоположных. Графическое изображение равнодействующей двух сил. Сила трения. Измерение силы трения скольжения. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Сравнение силы трения с весом тела. Трение покоя. Роль трения в технике. Способы увеличения и уменьшения трения.

Лабораторные работы

  1. Измерение массы тела на рычажных весах.

  2. Измерение объема тела.

  3. Определение плотности твердого тела.

  4. Градуирование пружины и измерение сил динамометром

  5. Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкасающихся тел и прижимающей силы.

Контрольные работы
№2 «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»;

№3 «Взаимодействие тел».

Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 час)

Давление. Формула для нахождения давления. Единицы давления. Выяснение способов изменения давления в быту и технике. Причины возникновения давления газа. Зависимость давления газа данной массы от объема и температуры. Различия между твердыми телами, жидкостями и газами. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля. Наличие давления внутри жидкости. Увеличение давления с глубиной погружения. Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью — на разных уровнях. Устройство и действие шлюза. Атмосферное давление. Влияние атмосферного давления на живые организмы. Явления, подтверждающие существование атмосферного давления. Определение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Расчет силы, с которой атмосфера давит на окружающие предметы. Знакомство с работой и устройством барометра-анероида. Использование его при метеорологических наблюдениях. Атмосферное давление на различных высотах. Устройство и принцип действия открытого жидкостного и металлического манометров. Принцип действия поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса. Физические основы работы гидравлического пресса.Причины возникновения выталкивающей силы. Природа выталкивающей силы. Закон Архимеда. Плавание тел. Условия плавания тел. Зависи-мость глубины погружения тела в жидкость от его плотности. Физические основы плавания судов и воздухоплавания. Водный и воздушный транспорт.

Лабораторные работы

  1. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

  2. Выяснение условий плавания тела в жидкости

Контрольная работа №4 «Давление твердых тел, жид­костей и газов»

Работа и мощность. Энергия (13 часов)

Механическая работа, ее физический смысл. Мощность — характеристика скорости выполнения работы. Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия рычага. Момент силы – физическая величина, характеризующая действие силы. Правило моментов. Устройство и действие рычажных весов. Подвижный и неподвижный блоки — простые механизмы. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. Центр тяжести тела. Центр тяжести различных твердых тел. Статика — раздел механики, изучающий условия равновесия тел. Условия равновесия тел. Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Наклонная плоскость. Определение КПД наклонной плоскости. Энергия. Потенциальная энергия. Зависимость потенциальной энергии тела, поднятого над землей, от его массы и высоты подъема. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Переход одного вида механической энергии в другой. Переход энергии от одного тела к другому.

Лабораторные работы

  1. Выяснение условия равновесия рычага.

  2. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости

Контрольная работа №5 «Работа, мощность, энергия»

Повторение и промежуточная аттестационная работа (5 часов)

Промежуточная аттестационная работа

Защита проектов (1 час)







Планируемые результаты изучения физики в 7 классе

Личностные результаты

  • сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!