СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шерекинская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области


Принято:

на методическом объединении

протокол №____

от «____»___________»2020г.


Согласовано:

Заместитель директора школы по УВР

«____»____________2020г.

________И.Е.Гуржий


Утверждено:

Директор школы

«_____»___________2020г.

__________Н.В.Хардикова



Рабочая программа педагога



По учебному курсу ОБЖ

9 класс

уровень общего образования

базовый уровень

Третьяковой Веры Владимировны

соответствие занимаемой должности













д. Шерекино 2020г.





Рабочая программа

«Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс

2020/2021 уч.год.

Рабочая программа составлена на основе: Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности 9 класс. Рабочая программа. Дрофа,2014 г.

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с учебным планом основного общего образования изучается с 7 по 9 класс из расчета 1 ч в неделю для каждой параллели. В 9 классе предмет изучается в объеме 34 часа – 1 час в неделю.

Используем учебник: С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук. Основы Безопасности Жизнедеятельности. Учебник для 9 класса. Дрофа 2014 г.



Содержание программы:

Рабочая программа по «Основам Безопасности жизнедеятельности» 9 класс. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Для реализации программного содержания используется: С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /— М.: Дрофа, 2014. Латчук В. Н., Марков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2007. Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации по использованию учебников в учебном процессе, организованном в соответствии с новым образовательным стандартом. — М.: Дрофа, 2007. В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов «Основы безопасности жизнедеятельности» Дидактические материалы - М.: Дрофа, 2007. Журнал «Основы безопасности жизни» Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» Характеристика особенностей программы: Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности», разработанной В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования. В настоящей рабочей программе реализованы усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.

Личностные результаты:

– усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;

– формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;

– усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед родиной;

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профессии и построению индивидуальной траектории дальнейшего образования;

– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира;

– формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

– освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;

– развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;

– формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

– формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.



Предметные результаты обучения: формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умение оказать первую помощь пострадавшим; умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.


Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности является (УУД). Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим. Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Цели и задачи курса: Знание основных мероприятий гражданской обороны по защите населения, проводимые в мирное время; Изучение правил поведения школьников для предупреждения причин травматизма; Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи, основ здорового образа жизни; Продолжение изучения правил пожарной безопасности, действий учащихся при пожаре; Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных социального; Знакомство с мерами по профилактике травм в школьном возрасте; Главная задача курса 9 класса – дать учащимся знания, умения, навыки выживания в различных жизненных ситуациях. Межпредметные связи: География, химия, биология, физика, обществознание, история. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. (10ч) Создание системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. РСЧС, ее предназначение, структура и задачи. Международное гуманитарное право по защите населения. Правовая защита раненых, больных, медицинского персонала. Пропавшие без вести и погибшие. Военнопленные. Гражданское население. Понятие преступления и виды преступлений. Общее понятие преступления. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Поведение при попытке изнасилования и насильственных действий сексуального характера. Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Правила поведения, уменьшающие риск встречи с насильниками и хулиганами. Внешние признаки людей, способных совершать насильственные действия. Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты. Методы защиты от нападения. Правила защиты от мошенников. Основные виды мошенничества, с которыми наиболее часто приходится встречаться в повседневной жизни. Основные черты мошенника. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (8ч) Причины травматизма в школьном возрасте. Характеристика травм в школьном возрасте и пути их предотвращения. Меры по профилактике травм в школе: на занятиях в кабинете физики при работе с электроприборами и электрооборудованием; на занятиях в кабинете химии при работе с химическими веществами, на переменах. Меры по профилактике травм на занятиях физической культурой и спортом. Требования к спортивной одежде, обуви, инвентарю. Меры по профилактике травм в быту. Снижение риска получения травм в домашних условиях. Опасность получения травм во время пожара, ремонта, при обращении с электроприборами и газовыми плитами. Меры по профилактике травм на улицах и дорогах. Дорожно-транспортный травматизм. Основные правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Характеристика различных видов травм и повреждений. Причины, их вызывающие. Правила и способы оказания первой медицинской помощи пострадавшему. Характеристика причин, вызывающих потерю сознания. Признаки, с помощью которых можно определить состояние человека. Экстренная реанимационная помощь. Отработка навыков оказания помощи пострадавшему при искуственной вентиляции легких и непрямом массаже сердца. Основы здорового образа жизни (14ч) Здоровье человека. Критерии состояния и группы здоровья. Здоровье физическое и духовное. Понятие о резервах здоровья. Здоровье индивидуальное и общественное. Факторы риска внешней и внутренней среды организма человека, их влияние на здоровье человека. Личная и общественная гигиена. Физиологические и психологические особенности организма подростка. Физиологическое развитие подростков. Психологическая уравновешенность, ее значение для здоровья человека. Управление чувствами и эмоциями. Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его влияние на организм курящего, на здоровье его детей и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Алкоголь и репродуктивная функция мальчиков и девочек. Профилактика разрушающего влияния алкоголя на здоровье учащихся. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки. Половое просвещение учащихся и его роль в формировании здоровья. Знания о взаимоотношениях полов.

Учебно-тематический план.

Название тем.

Всего часов

Количество часов


аудиторные

внеаудиторн.

Формы контроля

1

Основы безопасности личности, общества и государства


12



Самоконтроль

Наблюдение

Взаимоконтроль

2

Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи

Профилактика травм в старшем школьном возрасте

9



Самоконтроль

Наблюдение

Взаимоконтроль

3

Основы здорового образа жизни Физиологические и психологические особенности организма подростка

12



Самоконтроль

Наблюдение

Взаимоконтроль

Название тем.

Всего часов

Количество часов


аудиторные

внеаудиторн.

Формы контроля

1

Основы безопасности личности, общества и государства


12



Самоконтроль

Наблюдение

Взаимоконтроль

2

Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи

Профилактика травм в старшем школьном возрасте

9



Самоконтроль

Наблюдение

Взаимоконтроль

3

Основы здорового образа жизни Физиологические и психологические особенности организма подростка

12



Самоконтроль

Наблюдение

Взаимоконтроль











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (9 КЛАСС)

п/п

Наименование раздела, темы

Часы учебного времени

Дата


Основы безопасности личности, общества и государства

12

План.

Факт.

Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства

1

02.09


Угрозы национальной безопасности РФ

1

09,.09


Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности

1

16,09


Цели, задачи и структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

1

23.09


Режимы функционирования, силы и средства РСЧС

1

30,09


Международное гуманитарное право. Сфера применения и ответственность за нарушение его норм.

1

07,10


Защита раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, медицинского и духовного

персонала

1

14,10


Защита военнопленных и гражданского населения

1

21,10


Понятие преступления. Виды и категории преступлений. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Защита от мошенников.

1

28,10


Безопасное поведение девушек

1

11,11


Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях. Пути выхода из конфликтных ситуаций

1

18,11


Повторительно-обобщающий урок

1

25,11



Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи

Профилактика травм в старшем школьном возрасте

9



Причины травматизма и пути его предотвращения

1

02,12


Безопасное поведение дома и на улице

1

09,12


Безопасное поведение в школе, на занятиях физкультурой и спортом

1

16,12


Профилактика осложнений ран. Асептика и антисептика.

1

23,12


Травмы головы, позвоночника и спины. Оказание первой помощи.

1

13,01


Экстренная реанимационная помощь


1

20,01


Экстренная реанимационная помощь

1

27,01


Повторительно-обобщающий урок.

1

03,02


Основные неинфекционные заболевания

1



Основы здорового образа жизни Физиологические и психологические особенности организма подростка

12



Здоровье человека

1

10,02


Здоровый образ жизни как путь к достижению высокого уровня здоровья и современные методы оздоровления.

1

17,02


Факторы риска во внешней среде и их влияние на внутреннюю среду организма человека и его здоровье

1

24,02


Понятие личной гигиены. Гигиена кожи и одежды

1

03,03


Гигиена питания и воды

1

10,03


Гигиена жилища и индивидуального строительства

1

17,03


Физиологическое и психологическое развитие подростков. Роль взаимоотношений в формировании репродуктивной функции

1

31,03


Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтных ситуациях. Суицидальное поведение в подростковом возрасте

1

07,04


Курение табака и его влияния на здоровье

1

14,04


Употребление алкоголя и его влияние на здоровье

1

21,04


Наркомания и токсикомания. Их последствия для здоровья

1

28,04


Заболевания, передающиеся половым путем

1

05,05


Повторительно-обобщающий урок. Закрепление практических навыков по пройденным темам.

1

12,05






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Бадирова З.А., Марков В.В. и др. основы планирования семьи, Соликамск: СГПИ, 1997.

Бэскинд Э. Энциклопедия личной безопасности,М.: Аквариум, 1994.

Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций, М.: Зеркало, 1995.

Журнал «Основы безопасности жизни».

Журнал «Гражданская защита».

Заготова С.Н. Валеология учебное пособие, Ростов-на-Дону ООО «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2001 г.

Соловьев С. С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики — главные враги здоровья человека: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 2005

Сайты Интернет

  1. Культура безопасности Сайт МЧС http://www.culture.mchs.gov.ru/

  2. Раздел Публикации/Исследования на сайте Здоровая Россия http://www.fzr.ru/4.htm

  3. Портал детской безопасности http://www.spas-extreme.ru

  4. Детская и юношеская наркомания. Информация к размышлению...  http://www.medline.narod.ru

  5. МедУход.ru. Первая медицинская помощь. Признаки и приемы помощи. 
    http://www.meduhod.ru/deseases/firstaid.shtml

  6. Дети не для насилия. Сайт Общественного объединения по предупреждению жестокого обращения с детьми г. Минска. Странички для детей, родителей, специалистов. 
    http://nonviolence.iatp.by

  7. Россия без наркотиков. http://www.rwd.ru

  8. Меры безопасности. Краткие рекомендации по поведению в экстремальной ситуации. http://chronicl.chat.ru/security.htm

  9. ОБЖ.ру - образовательный портал по ОБЖ. Авторские программы по основам безопасности и жизнедеятельности, нормативные документы, публикации, учебные материалы для школьников и студентов.  http://www.obzh.ru

  10. ОБЖ. Информационно-методическое издание для преподавателей. 
    http://www.school-obz.org 
    Разделы:

Наркомания

Пожарная безопасность

Психологическая безопасность

Природные аномалии и катаклизмы

Техногенные катастрофы

Терроризм

Феномены выживания

Первая медицинская помощь

ОБЖ в школе

  1. МЧС России http://www.mchs.gov.ru/

  2. Будем жить! – Школа выживания 'Vitalis' http://www.cross.ru/bg/

  3. Искусство выживания http://www.goodlife.narod.ru

  4. Сайт посвящен вопросам борьбы с наркоманией и наркоторговлей, лечения и реабилитации. В том числе «Рубрика для родителей, учителей и школьных психологов».  http://www.narkotiki.ru/

  5. Первая доврачебная помощь при травмах и заболеваниях. 
    http://tourism.yaroslavl.ru/AV/medbookm.htm..

  6. http://majesticarticles.ru/naykaiobrazovanie/obrazovanie/pred/bz/66416?

Энциклопедия статей по безопасности жизнедеятельности в России. Возможность скачать бесплатно.

  1. http://www.mchs.gov.ru. [email protected] Электронная версия газеты «Спасатель МЧС». Возможность бесплатно скачать статьи из архива газеты.

  2. http://www.stopgaseta.ru Электронная версия газеты «Стоп - газета». Возможность бесплатно скачать статьи из архива газеты.

  3. http://www.school.edu.ru ООО "Стоп-газета - безопасность на дорогах". Всероссийская газета для детей

  4. http://www.rusolymp.ru. Всероссийская олимпиада школьников, в т.ч. по основам безопасности жизнедеятельности

  5. http://www.culture.mchs.gov.ru/medical/.Портал МЧС РФ. Оказание первой помощи.

  6. http://prezentacii.com/obzh/ Портал готовых презентаций по ОБЖ.

  7. http://www.zdorovieinfo.ru/video/6318/ Видеоархив программы "Здоровье"

  8. http://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library?page=2 Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

  9. http://infourok.ru/obzh.html Инфоурок.
















1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!