Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шерекинская средняя общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области
Принято: на методическом объединении протокол №____ от «____»___________»2020г. | Согласовано: Заместитель директора школы по УВР «____»____________2020г. ________И.Е.Гуржий | Утверждено: Директор школы «_____»___________2020г. __________Н.В.Хардикова |
Рабочая программа педагога
По учебному курсу ОБЖ
9 класс
уровень общего образования
базовый уровень
Третьяковой Веры Владимировны
соответствие занимаемой должности
д. Шерекино 2020г.
Рабочая программа
«Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс
2020/2021 уч.год.
Рабочая программа составлена на основе: Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности 9 класс. Рабочая программа. Дрофа,2014 г.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с учебным планом основного общего образования изучается с 7 по 9 класс из расчета 1 ч в неделю для каждой параллели. В 9 классе предмет изучается в объеме 34 часа – 1 час в неделю.
Используем учебник: С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук. Основы Безопасности Жизнедеятельности. Учебник для 9 класса. Дрофа 2014 г.
Содержание программы:
Рабочая программа по «Основам Безопасности жизнедеятельности» 9 класс. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Для реализации программного содержания используется: С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /— М.: Дрофа, 2014. Латчук В. Н., Марков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2007. Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации по использованию учебников в учебном процессе, организованном в соответствии с новым образовательным стандартом. — М.: Дрофа, 2007. В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов «Основы безопасности жизнедеятельности» Дидактические материалы - М.: Дрофа, 2007. Журнал «Основы безопасности жизни» Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» Характеристика особенностей программы: Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности», разработанной В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования. В настоящей рабочей программе реализованы усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
Личностные результаты:
– усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;
– формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
– усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед родиной;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профессии и построению индивидуальной траектории дальнейшего образования;
– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира;
– формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
– освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;
– развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;
– формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
– формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты обучения: формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умение оказать первую помощь пострадавшим; умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности является (УУД). Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим. Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Цели и задачи курса: Знание основных мероприятий гражданской обороны по защите населения, проводимые в мирное время; Изучение правил поведения школьников для предупреждения причин травматизма; Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи, основ здорового образа жизни; Продолжение изучения правил пожарной безопасности, действий учащихся при пожаре; Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных социального; Знакомство с мерами по профилактике травм в школьном возрасте; Главная задача курса 9 класса – дать учащимся знания, умения, навыки выживания в различных жизненных ситуациях. Межпредметные связи: География, химия, биология, физика, обществознание, история. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. (10ч) Создание системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. РСЧС, ее предназначение, структура и задачи. Международное гуманитарное право по защите населения. Правовая защита раненых, больных, медицинского персонала. Пропавшие без вести и погибшие. Военнопленные. Гражданское население. Понятие преступления и виды преступлений. Общее понятие преступления. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Поведение при попытке изнасилования и насильственных действий сексуального характера. Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Правила поведения, уменьшающие риск встречи с насильниками и хулиганами. Внешние признаки людей, способных совершать насильственные действия. Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты. Методы защиты от нападения. Правила защиты от мошенников. Основные виды мошенничества, с которыми наиболее часто приходится встречаться в повседневной жизни. Основные черты мошенника. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (8ч) Причины травматизма в школьном возрасте. Характеристика травм в школьном возрасте и пути их предотвращения. Меры по профилактике травм в школе: на занятиях в кабинете физики при работе с электроприборами и электрооборудованием; на занятиях в кабинете химии при работе с химическими веществами, на переменах. Меры по профилактике травм на занятиях физической культурой и спортом. Требования к спортивной одежде, обуви, инвентарю. Меры по профилактике травм в быту. Снижение риска получения травм в домашних условиях. Опасность получения травм во время пожара, ремонта, при обращении с электроприборами и газовыми плитами. Меры по профилактике травм на улицах и дорогах. Дорожно-транспортный травматизм. Основные правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Характеристика различных видов травм и повреждений. Причины, их вызывающие. Правила и способы оказания первой медицинской помощи пострадавшему. Характеристика причин, вызывающих потерю сознания. Признаки, с помощью которых можно определить состояние человека. Экстренная реанимационная помощь. Отработка навыков оказания помощи пострадавшему при искуственной вентиляции легких и непрямом массаже сердца. Основы здорового образа жизни (14ч) Здоровье человека. Критерии состояния и группы здоровья. Здоровье физическое и духовное. Понятие о резервах здоровья. Здоровье индивидуальное и общественное. Факторы риска внешней и внутренней среды организма человека, их влияние на здоровье человека. Личная и общественная гигиена. Физиологические и психологические особенности организма подростка. Физиологическое развитие подростков. Психологическая уравновешенность, ее значение для здоровья человека. Управление чувствами и эмоциями. Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его влияние на организм курящего, на здоровье его детей и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Алкоголь и репродуктивная функция мальчиков и девочек. Профилактика разрушающего влияния алкоголя на здоровье учащихся. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки. Половое просвещение учащихся и его роль в формировании здоровья. Знания о взаимоотношениях полов.
Учебно-тематический план.
№ | Название тем. | Всего часов | Количество часов | |
аудиторные | внеаудиторн. | Формы контроля |
1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 12 | | | Самоконтроль Наблюдение Взаимоконтроль |
2 | Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи Профилактика травм в старшем школьном возрасте | 9 | | | Самоконтроль Наблюдение Взаимоконтроль |
3 | Основы здорового образа жизни Физиологические и психологические особенности организма подростка | 12 | | | Самоконтроль Наблюдение Взаимоконтроль |
№ | Название тем. | Всего часов | Количество часов | |
аудиторные | внеаудиторн. | Формы контроля |
1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 12 | | | Самоконтроль Наблюдение Взаимоконтроль |
2 | Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи Профилактика травм в старшем школьном возрасте | 9 | | | Самоконтроль Наблюдение Взаимоконтроль |
3 | Основы здорового образа жизни Физиологические и психологические особенности организма подростка | 12 | | | Самоконтроль Наблюдение Взаимоконтроль |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (9 КЛАСС)
№ п/п | Наименование раздела, темы | Часы учебного времени | Дата |
| Основы безопасности личности, общества и государства | 12 | План. | Факт. |
| Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства | 1 | 02.09 | |
| Угрозы национальной безопасности РФ | 1 | 09,.09 | |
| Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности | 1 | 16,09 | |
| Цели, задачи и структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) | 1 | 23.09 | |
| Режимы функционирования, силы и средства РСЧС | 1 | 30,09 | |
| Международное гуманитарное право. Сфера применения и ответственность за нарушение его норм. | 1 | 07,10 | |
| Защита раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, медицинского и духовного персонала | 1 | 14,10 | |
| Защита военнопленных и гражданского населения | 1 | 21,10 | |
| Понятие преступления. Виды и категории преступлений. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Защита от мошенников. | 1 | 28,10 | |
| Безопасное поведение девушек | 1 | 11,11 | |
| Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях. Пути выхода из конфликтных ситуаций | 1 | 18,11 | |
| Повторительно-обобщающий урок | 1 | 25,11 | |
| Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи Профилактика травм в старшем школьном возрасте | 9 | | |
| Причины травматизма и пути его предотвращения | 1 | 02,12 | |
| Безопасное поведение дома и на улице | 1 | 09,12 | |
| Безопасное поведение в школе, на занятиях физкультурой и спортом | 1 | 16,12 | |
| Профилактика осложнений ран. Асептика и антисептика. | 1 | 23,12 | |
| Травмы головы, позвоночника и спины. Оказание первой помощи. | 1 | 13,01 | |
| Экстренная реанимационная помощь | 1 | 20,01 | |
| Экстренная реанимационная помощь | 1 | 27,01 | |
| Повторительно-обобщающий урок. | 1 | 03,02 | |
| Основные неинфекционные заболевания | 1 | | |
| Основы здорового образа жизни Физиологические и психологические особенности организма подростка | 12 | | |
| Здоровье человека | 1 | 10,02 | |
| Здоровый образ жизни как путь к достижению высокого уровня здоровья и современные методы оздоровления. | 1 | 17,02 | |
| Факторы риска во внешней среде и их влияние на внутреннюю среду организма человека и его здоровье | 1 | 24,02 | |
| Понятие личной гигиены. Гигиена кожи и одежды | 1 | 03,03 | |
| Гигиена питания и воды | 1 | 10,03 | |
| Гигиена жилища и индивидуального строительства | 1 | 17,03 | |
| Физиологическое и психологическое развитие подростков. Роль взаимоотношений в формировании репродуктивной функции | 1 | 31,03 | |
| Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтных ситуациях. Суицидальное поведение в подростковом возрасте | 1 | 07,04 | |
| Курение табака и его влияния на здоровье | 1 | 14,04 | |
| Употребление алкоголя и его влияние на здоровье | 1 | 21,04 | |
| Наркомания и токсикомания. Их последствия для здоровья | 1 | 28,04 | |
| Заболевания, передающиеся половым путем | 1 | 05,05 | |
| Повторительно-обобщающий урок. Закрепление практических навыков по пройденным темам. | 1 | 12,05 | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Бадирова З.А., Марков В.В. и др. основы планирования семьи, Соликамск: СГПИ, 1997.
Бэскинд Э. Энциклопедия личной безопасности,М.: Аквариум, 1994.
Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций, М.: Зеркало, 1995.
Журнал «Основы безопасности жизни».
Журнал «Гражданская защита».
Заготова С.Н. Валеология учебное пособие, Ростов-на-Дону ООО «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2001 г.
Соловьев С. С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики — главные враги здоровья человека: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 2005
Сайты Интернет
Культура безопасности Сайт МЧС http://www.culture.mchs.gov.ru/
Раздел Публикации/Исследования на сайте Здоровая Россия http://www.fzr.ru/4.htm
Портал детской безопасности http://www.spas-extreme.ru
Детская и юношеская наркомания. Информация к размышлению... http://www.medline.narod.ru
МедУход.ru. Первая медицинская помощь. Признаки и приемы помощи.
http://www.meduhod.ru/deseases/firstaid.shtml
Дети не для насилия. Сайт Общественного объединения по предупреждению жестокого обращения с детьми г. Минска. Странички для детей, родителей, специалистов.
http://nonviolence.iatp.by
Россия без наркотиков. http://www.rwd.ru
Меры безопасности. Краткие рекомендации по поведению в экстремальной ситуации. http://chronicl.chat.ru/security.htm
ОБЖ.ру - образовательный портал по ОБЖ. Авторские программы по основам безопасности и жизнедеятельности, нормативные документы, публикации, учебные материалы для школьников и студентов. http://www.obzh.ru
ОБЖ. Информационно-методическое издание для преподавателей.
http://www.school-obz.org
Разделы:
Наркомания
Пожарная безопасность
Психологическая безопасность
Природные аномалии и катаклизмы
Техногенные катастрофы
Терроризм
Феномены выживания
Первая медицинская помощь
ОБЖ в школе
МЧС России http://www.mchs.gov.ru/
Будем жить! – Школа выживания 'Vitalis' http://www.cross.ru/bg/
Искусство выживания http://www.goodlife.narod.ru
Сайт посвящен вопросам борьбы с наркоманией и наркоторговлей, лечения и реабилитации. В том числе «Рубрика для родителей, учителей и школьных психологов». http://www.narkotiki.ru/
Первая доврачебная помощь при травмах и заболеваниях.
http://tourism.yaroslavl.ru/AV/medbookm.htm..
http://majesticarticles.ru/naykaiobrazovanie/obrazovanie/pred/bz/66416?
Энциклопедия статей по безопасности жизнедеятельности в России. Возможность скачать бесплатно.
http://www.mchs.gov.ru. [email protected] Электронная версия газеты «Спасатель МЧС». Возможность бесплатно скачать статьи из архива газеты.
http://www.stopgaseta.ru Электронная версия газеты «Стоп - газета». Возможность бесплатно скачать статьи из архива газеты.
http://www.school.edu.ru ООО "Стоп-газета - безопасность на дорогах". Всероссийская газета для детей
http://www.rusolymp.ru. Всероссийская олимпиада школьников, в т.ч. по основам безопасности жизнедеятельности
http://www.culture.mchs.gov.ru/medical/.Портал МЧС РФ. Оказание первой помощи.
http://prezentacii.com/obzh/ Портал готовых презентаций по ОБЖ.
http://www.zdorovieinfo.ru/video/6318/ Видеоархив программы "Здоровье"
http://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library?page=2 Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
http://infourok.ru/obzh.html Инфоурок.
1