на заседании МО учителей Зам.директора по УР Приказ № 55 от 02.09.2020 г.
Протокол 1 от 31.08.20 г. ______________ Директор школы:
Руководитель МО Ионкина Е.В. Михайлова С.Н. _______________
______________ Бондарева А.Ф.
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и примерной программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын),
учебного плана школы на 2020-2021 учебный год.
Уровень программы – базовый.
Данная программа ориентирована на работу по учебнику «Русский язык» 7 класс под редакцией Л.М. Рыбченковой О.М.Александрова и др,М.: Просвещение, 2017, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»).
Программа рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю), количество учебных недель-35, из них р/р – 21 час, к/р – 7 часов На основе календарного учебного графика на 2020-2021 учебный год в рабочую программу внесена корректировка: по факту 136 часов в год. Выполнение программы в полном объеме - за счет уплотнения тем.
аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Русский язык в современном мире. Речь. Речевое общение. Речевой этикет. Функциональные разновидности языка. Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы.
Система частей речи в русском языке. Понятие о причастии. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Причастный оборот. Действительные и страдательные причастия Полные и краткие формы причастий. Причастия настоящего и прошедшего времени. Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени. Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях.Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных. Морфологический разбор причастий. Правописание НЕ с причастиями. Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий.
Понятие о деепричастии. Деепричастный оборот. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Морфологический разбор деепричастия.
Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о (-е). Морфологический разбор наречия. Одна и две буквы Н в наречиях на –о (-е) . Буквы о и е после шипящих на конце наречий.
Предлог как часть речи. Предлоги производные и непроизводные. Предлоги простые и составные. Правописание предлогов.
Употребление предлогов в речи. Морфологический разбор предлога.
Союз как часть речи. Разряды союзов. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Правописание союзов. Союзы и союзные слова.
Союзы в простых и сложных предложениях. Морфологический разбор союза.
Частица как часть речи. Разряды частиц. Правописание частиц. Правописание частицы НЕ. Разграничение частиц НЕ и НИ.
Междометие как часть речи.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Форма контроля | Дата планируемая | Дата фактическая | |
Введение. Речь. Речевая деятельность (10 часов +3 развития речи) | | | |
1 | Русский язык в современном мире (§1) | 1 | Составление схемы и рассказа по данной схеме, выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. | I четверть | |
02.09 | 02.09 |
2-3 | Речь. Речевое общение (§2) Проект «Алгоритм создания лингвистической сказки» | 2 | Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Выполнение упражнений, коммуникативных задач. Защита проекта. | 03.09 | 03.09 | |
4 | Речевой этикет (§3) | 1 | Создание текста по определённым параметрам, предъявляемых к тексту как речевому произведению. Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. | 07.09 | 07.09 | |
5-6 | Функциональные разновидности языка. Проект «Лингвокультурологический словарь к художественным текстам.» | 2 | Планирование собственного текста, сочинение | 09.09 10.09 | 09.09 10.09 | |
7-8 | Текст, его основная и дополнительная информация. Сочинение-рассуждение «Что такое доброта?» | 2 | Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов. Выполнение упражнений и решение задач. Схемы. Таблицы. | 10.09 14.09 | 10.09 14.09 | |
9-10 | Всероссийская проверочная работа | 2 | Постановка учебных цели и задач, формулировка выводов. Выполнение упражнений и решение задач. Планирование. Тезисы. Защита проекта. | 16.09 | 16.09 | |
11 | Система частей речи в русском языке (§6) | 1 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. | 17.09 | 17.09 | |
12-13 | Контрольный диктант по теме «Речь. Речевая деятельность» Работа над ошибками. | 2 | Диктант | 17.09 21.09 | 17.09 21.09 | |
Морфология. Причастие (26 часов + 3 развития речи) | | | |
14 | Понятие о причастии (§7) | 1 | Составление схемы и рассказа по данной схеме, выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. | 23.09 | 23.09 | |
15 | Признаки глагола и прилагательного в причастии (§8) | 1 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Монологическая речь. | 24.09 | 24.09 | |
16-17 | Причастный оборот (§9) | 2 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. | 24.09 28.09 | 24.09 28.09 | |
18 | Действительные и страдательные причастия (§10) | 1 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. | 30.09 | 30.09 | |
19 | Обучение сжатому изложению. Приёмы сжатия текста. | 1 | Текст изложения. | 01.10 | 01.10 | |
20-21 | Полные и краткие формы причастий (§11) | 2 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Создание алгоритма (схемы). | 01.10 05.10 | 01.10 05.10 | |
22 | Причастия настоящего и прошедшего времени (§ 12) | 1 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. | 07.10 | 07.10 | |
23-24 | Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени (§ 13) | 2 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. | 08.10 | 08.10 | |
25-26 | Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (§ 14) | 2 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Тексты. | 12.10 14.10 | 12.10 14.10 | |
27-28 | Контрольное сжатое изложение «Доброта» Анализ изложения. Работа над ошибками | 2 | Текст изложения. | 15.10 | 15.10 | |
29-30 | Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях (§ 15) | 2 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Схемы. | 19.10 21.10 | 19.10 21.10 | |
| | | | | |
31-32 | Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных (§16) | 2(1) | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Монологическая речь. | 22.10 | 22.10 | |
II четверть |
33- 34 | Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных (§17) Морфологический разбор причастия (§18) | 2 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Монологическая речь. Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Индивидуальные задания. | 09.11 11.11 | | |
|
35-36 | Правописание НЕ с причастиями (§ 19) Контрольный словарный диктант №1 | 2 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. | 12.11 | | |
37- 38 | Буквы Е|Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени (§ 20) | 2 | Тексты. Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. | | | |
16.11 18.11 | |
|
39-40 | Повторение темы «Морфемика, Причастие» (§ 21) | 2 | Выполнение письменных упражнений и тестовых заданий. | 19.11 | | |
41-42 | Контрольный диктант по теме «Причастие». Работа над ошибками. | 2(1) | Диктант с грамматическим заданием. Определение уровня сформированности умений образовывать причастия, использовать их в речи, правильно оформлять на письме. | 23.11 | | |
Деепричастие (13 часов+ 5 развития речи) | | | |
43 | Понятие о деепричастии (§ 22) | 1 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. | 25.11 | | |
44-45 | Деепричастный оборот (§ 23) | 2 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Монологическая речь. | 26.11 | | |
46 | Тезисный план текста | 1 | Постановка учебных цели и задач. Тезисный план. | 30.11 | | |
47-48 | Правописание не с деепричастиями (§24) | 2 (1) | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. | 02.12 | | |
49-50 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида (§ 25) | 2(1) | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Таблицы, схемы. | 03.12 | | |
51-52 | Рассуждение и его виды | 2(1) | Текст сочинения-описания | 07.12 | | |
53-54 | Контрольное сочинение-описание №1 картины Б.Кустодиева «Сирень». | 2 | Схемы. Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Тексты-рассуждения. Монологическая речь | 09.12 | | |
55 | Сочинение-рассуждение по теме «Место деепричастий в системе частей речи» | 1 | Текст сочинения-рассуждения. | 10.12 | | |
56 | Морфологический разбор деепричастия (§ 27) | 1 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. | 10.12 | | |
57-58 | Повторение темы «Морфология. Деепричастие» (§28) | 2 | Выполнение письменных упражнений и тестовых заданий. | 14.12 16.12 | | |
59-60 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие». Работа над ошибками. | 2 | Контрольная работа Проверка уровня сформированности орфографических и пунктуационных умений. | 17.12 | | |
Наречие (24 часа + 5 развития речи) | | | |
61-62 | Наречие как часть речи (§ 29) | 2 (1) | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Монологическая речь. | 21.12 | | |
63-64 | Разряды наречий по значению (§ 30) | 2(1) | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Монологическая речь. | 23.12 | | |
65-66 | Степени сравнения наречий (§ 31) | 2 | Алгоритмы. Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. | 24.12 | | |
67-68 | Сочинение-рассуждение по тексту «Почему подорожник получил такое название?» | 2 | Тексты сочинений-рассуждений. | 24.12 28.12 | | |
69-70 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о (-е) (§ 32) | 2 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Алгоритмы. | III четверть | |
11.01 13.01 | |
71-72 | Морфологический разбор наречия (§ 33) | 2 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. | 14.01 | | |
73-74 | Одна и две буквы н в наречиях на –о (-е) (§34) | 2 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Монологическая речь. | 18.01 20.01 | | |
75-76 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий (§ 35) | 2 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Схемы. Алгоритмы. | 21.01-25.01 | | |
77 | Буквы о и а на конце наречий (§ 36) | 1 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. | 27.01 | | |
78 | Дефис между частями слова в наречиях (§ 37) | 1 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. | 28.01 | | |
79 | Подробное изложение по тексту упр. 241 | 1 | Тексты изложений. | 28.01 | | |
80-81 | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных (§ 38) | 2 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Схемы, таблицы. | 01.02 03.02 | | |
82-83 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий (§ 39) | 2 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Монолог. Алгоритм. | 04.02 | | |
84-85 | Контрольное изложение «Природа – наш дом» | 2 | Тексты изложений. | 08.02 10.02 | | |
86-87 | Повторение темы «Наречие» (§ 40) | 2 | Выполнение письменных упражнений и тестовых заданий. | 11.02 | | |
88-89 | Контрольный диктант по теме «Наречие». Работа над ошибками | 2 | Контрольная работа | 15.02 17.02 | | |
Предлог (11 часов+2развития речи) | | | |
90 | Предлог как часть речи (§ 41) | 1 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Монологическая речь. Составление и чтение схем. | 18.02 | | |
91-92 | Предлоги производные и непроизводные (§42) | 2 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Монологическая речь. Составление и чтение схем. | 18.02 22.02 | | |
93-94 | Сочинение по заданному жанру упр.316 | 2 | Текст сочинений. | 24.02 25.02 | | |
95 | Предлоги простые и составные (§ 43) | 1 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Монологическая речь. | 25.02 | | |
96-97 | Правописание предлогов (§ 44) | 2 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Монологическая речь. Таблицы. | 01.03 03.03 | | |
98 | Употребление предлогов в речи (§45) | 1 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. | 04.03 | | |
99-100 | Морфологический разбор предлога (§46) | 2 (1) | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Монологическая речь. | 04.03 | | |
101-102 | Повторение темы «Предлог» (§ 47) | 2 | Выполнение письменных упражнений и тестовых заданий. | 10.03 11.03 | | |
Союз (14 часов+2 развития речи) | | | |
103 | Союз как часть речи (§ 48). Разряды союзов (§49) | 1 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Тексты. | 11.03 | | |
104 | Сочинительные союзы (§ 50) | 1 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. | 15.03 | | |
105-106 | Подчинительные союзы (§ 51) | 2 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. | 17.03 18.03 | | |
107-108 | Правописание союзов (§ 52) | 2 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. | 18.03 22.03 | | |
109-110 | Союзы и союзные слова (§ 53) | 2 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока | IV четверть | |
01.04 05.04 | |
111-112 | Контрольное сочинение-рассуждение на морально-этическую тему «Что такое доверие?» | 2 | Тексты сочинений-рассуждений. | 07.04 08.04 | | |
113-114 | Союзы в простых и сложных предложениях (§ 54) | 2 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Схемы. | 08.04 | | |
115 | Морфологический разбор союза (§ 55) | 1 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Монологическая речь. | 12.04 | | |
116 | Повторение темы «Союз» (§ 56) | 1 | Выполнение письменных упражнений и тестовых заданий. | 14.04 | | |
117-118 | Контрольная работа по теме «Союз». Работа над ошибками. | 2 | Контрольная работа.Проверка уровня сформированности записывать текст, графически объяснять условия выбора орфограмм и пунктограмм. | 15.04 | | |
Частица (12 часов) | | | |
119 | Частица как часть речи (§ 57) Проект «Что для нас частица?» | 1 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Монологическая и диалогическая речь. | 19.04 | | |
120-121 | Разряды частиц (§58) | 2 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Тексты-описания. | 21.04-22.04 | | |
122-123 | Правописание частиц (§ 59) | 2 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. | 22.04 26.04 | | |
124-125 | Правописание частицы не (§ 60) | 2 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Тексты. | 28.04 29.04 | | |
126-127 | Разграничение частиц не и ни (§ 61) | 2 (1) | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. Тексты. | 29.04 | | |
128 | Повторение темы «Частицы» (§ 62) | 1 | Выполнение письменных упражнений и тестовых заданий. | 05.05 | | |
129-130 | Контрольная работа по теме «Служебные части речи». Работа над ошибками | 2 | Контрольная работа. Проверка уровня сформированности записывать текст, графически объяснять условия выбора орфограмм. | 06.05 | | |
Междометие (2 часа) | | | |
131-132 | Междометие (§ 63) Проект «МолМолодёжный жаргон» | 2 | Выполнение упражнений, постановка учебных цели и задач, формулировка выводов урока. | 12.05 13.05 | | |
Повторение изученного в 7 классе (7 часов+1 развития речи). | | | |
133-134 | Итоговая контрольная работа за год. Работа над ошибками | 2 | Контрольная работа по заданному тексту. Проверка уровня сформированности анализировать текст, графически объяснять условия выбора орфограмм, пунктограмм в сочинительной части работы. | 13.05 | | |
135 | Речевая характеристика героя | 1 | Анализ текста | 17.05 | | |
136- 137 | Повторение изученного. Причастие | 2 | Выполнение письменных упражнений и тестовых заданий | 19.05 20.05 | | |
| | | | | | |
138-139 | Повторение изученного. Деепричастие | 2 | Выполнение письменных упражнений и тестовых заданий | 24.05 26.05 | |
140 | Повторение изученного. Наречие. | 1 | Выполнение письменных упражнений и тестовых заданий | 27.05 | |