Рабочая программа курса «Литературный калейдоскоп» разработана для учащихся 3 классов на основе государственной программы «Литературное чтение. 1-4 классы» Л.А.Ефросининой. На изучение курса отводится 34 часа (1 час в неделю).
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью является формирование читательской компетентности младшего школьника. Читательская компетентность – это владение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать.
- Воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам;
- Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания, сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, находят информацию в словарях, справочниках, энциклопедиях.
- Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства.
- Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; освоение учениками нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, воспитание потребности в общении с миром художественной литературы как источником самопознания и самовоспитания.
Основные содержательные линии спецкурса «Литературный калейдоскоп» представлены 6 разделами: «Добрым молодцам урок», «Путешествие по земле русской, богатырской. », «Уж сколько раз твердили миру… », « Сыплет черёмуха снегом…», «О детях и для детей.», «Литература зарубежных стран».
Главными содержательными линиями являются круг чтения и опыт читательской деятельности, формирование и совершенствование техники чтения, знакомство с литературоведческими терминами понятиями, развитие речевой и читательской деятельности обучающихся 3 класса.
Для полной реализации рабочей программы на уроках литературного чтения используются различные формы, методы и приёмы работы, направленные на осознанность чтения, развитие речи, умение работать с текстом художественного произведения, а также на формирование общеучебных умений.
Методы педагогической организации самостоятельного детского чтения: чтение-рассматривание, чтение вслух, рассказывание, беседа.
Формы работы: фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления.
- Знание лучших книг и произведений для детей (2-3 книги каждого автора, представленного в обучении).
- Знание приёмов выбора книги для чтения на определённую тему, умение подобрать книги на тему.
- Знание важнейших отличительных признаков справочной литературы; умение ею пользоваться.
- Навык определения примерного содержания любой незнакомой книги по её элементам (титульный лист, оглавление, предисловие или послесловие, иллюстрации, комментарии).
- Умение подобрать материал из нескольких источников для высказывания о самостоятельно прочитанной книге, её авторе или литературном герое (привести факты, поступки, размышления, выразить к ним своё отношение); составить рассказ по плану.
- Умение целенаправленно читать детскую периодику (газеты, журналы) и стараться использовать помещённые там материалы на уроках по всем предметам.
-дидактический материал.
1.Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 3класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.-М.:Вентана –Граф,2010.
2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Вако» 2007.
3. Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению. - М., «ВАКО»,2007.
№ урока | Наименование тем уроков | Кол-во часов | Дата проведения | Основные понятия и термины | Примечание |
по плану | по факту |
Сентябрь |
Тема: «Устное народное творчество» |
1 | Малые формы фольклора: русские народные сказки. «Самое дорогое» | 1 | 1 неделя | | Самостоятельное чтение сказки. Определение жанра. особенности народной сказки: замедленность действия за счет повторов, наличие волшебных превращений, идея победы добра над злом, определение главной мысли.Выявление характера героя, его поступков и их мотивов. Пересказ сказки от лица одного героя. | ч.1,с.13-16 р.т.с.10-11 в.1 |
2 | Малые формы фольклора: русские народные сказки. «Про Ленивую и Радивую» | 1 | 2 неделя | | ч.1,с.17-21 р.т.с.12-13 в.2 |
3 | Волшебная русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер». О присказках. | 1 | 3 неделя | | Понятие: волшебные сказки. Герои сказки. Развитие событий и их последовательность. Деление на части и составление плана, выборочное выразительное чтение по частям. Обучение художественному пересказу. | р.т.с.19-20 в.3 |
4 | Былины. «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга и Микула» | 1 | 4 неделя | | Понятие: былина. Словарная работа. Определение времени и места событий, выделение описания портрета героя. | р.т.с.31-33 в.4 |
Октябрь |
Тема: «Басни» |
5 | Дополнительное чтение: И. Крылов «Крестьянин и работник», «Волк и Ягненок» | 1 | 1 неделя | | Формулирование личной оценки героев басни. Упражнение в выразительном чтении , (выбор темпа и тона, передача интонацией отношения к героям). Работа с внутритекстовой иллюстрацией. Выделение частей басни, главной мысли (морали). Выбор интонации для чтения диалога Волка и Ягненка. Упражнение в выразительном чтении. | Хр.ч.1,с.128-129 р.т.с.42-44 в.5 |
6 | Дополнительное чтение: Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лиса», А. Е. Измайлов «Филин и Чиж» | 1 | 2 неделя | | | Хр.ч.1,с.125-127, р.т.с.44-45 в.6 |
Тема: «Произведения А.С.Пушкина» |
7 | Отрывки из поэмы «Руслан и Людмила». Дополнительное чтение: А. С. Пушкин «Бой Руслана с головой» | 1 | 3 неделя | | Связь произведений литературы с музыкой. Работа с текстом: чтение и деление на части, составление словесного плана. Словарная работа. Работа с текстовой иллюстрацией. Упражнение в выразительном чтении, описание героев. Их поведения, чувства. | Хр.ч.1,с.56-64 р.т.с.49-50 в.7 |
Тема: «Стихи русских поэтов» |
8 | Дополнительное чтение: И. Бунин «Листопад» | 1 | 4 неделя | | Выставка книг «Стихи для детей» | Хр.ч..1,с.131-136 р.т.с.71-72 в.8 |
Ноябрь |
Тема: «Произведения Л.Н.Толстого» |
9 | Дополнительное чтение: Л.Толстой «Лев и собачка» | 1 | 2 неделя | | Научно-познавательные и художественные рассказы (сравнение жанров). Выделение в научно-познава-тельном тексте фактов и их описание. | Хр.ч.1,с.167 р.т.с.82-83 в.9 |
Тема: «Произведения Н.А.Некрасова» |
10 | К. И. Чуковский «О стихах Н. А. Некрасова». | 1 | 3 неделя | | Работа с книгами Н. Некрасова. Составление справки об авторе. | |
11 | Особенности поэтических произведений. Интонация. Дополнительное чтение: Н. А. Некрасов «Саша». | 1 | 4 неделя | | Хр.ч.1,с.159-160 р.т.с.97-98 в.10 |
Декабрь |
12 | Художественные средства выразительности. Отличия жанров. Рассказ, стихотворение. Дополнительное чтение: Н. А. Некрасов «Перед дождем». | 1 | 1 неделя | | Научно-познавательные и художественные рассказы (сравнение жанров). | Хр.ч.1,с.158 в.11 |
Тема: «Произведения А.П.Чехова» |
13 | А. П. Чехов «Белолобый», И. С. Тургенев «Лес и степь». | 1 | 2 неделя | | Слушание, выявление главной мысли, комментирование заглавия. Определение жанра рассказа. Аналитическое чтение по частям: образы героев, отношение автора к героям. | Хр.ч.2,с.29-35 р.т.с.103-104 в.12 |
Тема: «Сказки зарубежных писателей» |
14 | «В мире сказок». Дополнительное чтение: Сказка Г.-Х. Андерсена «Снеговик». | 1 | 3 неделя | | Слушание сказок, повторение сказок-загадок, самостоятельное чтение. | Хр.ч.2,с.145-152 р.т.с.111 в.13 |
15 | Специфика сказочного жанра. Дополнительное чтение: Сказка бр. Гримм «Умная дочь крестьянская». | 1 | 4 неделя | | Хр.ч.2,с.140-145 р.т.с.111-112 в.14 |
Январь |
Тема: «Стихи русских поэтов» |
16 | Дополнительное чтение: Ф. Н. Глинка «Москва» | 1 | 2 неделя | | Сравнение стихов по темам, авторам. Подготовка к выразительному чтению. | Хр.ч.1,с.161-162 р.т.с.13-14 в.15 |
Тема: «Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка.» |
17 | Дополнительное чтение: И. С. Никитин «Помню я: бывало няня…» | 1 | 3 неделя | | Слушание. Работа с книгой. | Хр.ч.1,с.163 р.т.с.10 в.16 |
18 | Рассказы. Особенности жанра. | 1 | 4 неделя | | Сравнение рассказов по темам. Подготовка к выразительному чтению. | в.17 |
Февраль |
19 | Рассказы о братьях наших меньших. | 1 | 1 неделя | | Работа с книгами. | в.18 |
Тема: «Произведение А. Куприна» |
20 | Дополнительное чтение: А. Куприн «Собачье счастье» | 1 | 2 неделя | | работа с текстом: комментирование заголовка, определение главной мысли, деление на части, чтение по частям и составление плана, выделение описания, рассуждения. упражнение в выразительном чтении. | Хр.ч.2,с.3-13 р.т.с.35-36 в.19 |
Тема: «Стихи С. Есенина» |
21 | Дополнительное чтение: «Топи да болота…», «Сыплет черемуха снегом» | 1 | 3 неделя | | Выставка книг стихов русских поэтов о Родине, природе. Работа с аппаратом книги. | Хр.ч.1,с.164-166 р.т.с.45-46 в.20 |
22 | Дополнительное чтение: И. С. Тургенев «Деревня» | 1 | 4 неделя | | Хр.ч.1,с.148-149 р.т.с.47-48 в.21 |
Март |
Тема: «Произведения К. Г. Паустовского» |
23 | Дополнительное чтение: К.Паустовский «Заячьи лапы» | 1 | 1 неделя | | Обсуждение, ответы на вопросы по содержанию текста. Комментирование заголовка. Деление текста на части, аналитическое чтение: выявление позиции автора, структура текста. Выделение описания летнего дня, грозы, переживаний Вани. Составление отзыва о прочитанном произведении. | Хр.ч.2,с.97-103 р.т.с.58-62 в.22 |
24 | Дополнительное чтение: В. Астафьев «Стрижонок Скрип». | 1 | 2 неделя | | Работа с книгами о природе, сравнение разных изданий | Хр. ч.2,с.122-131 р.т.с.59-60 в.23 |
25 | Дополнительное чтение: И. С. Тургенев «Перепелка», «Воробей». | 1 | 3 неделя | | Хр.ч.1,с.140-148 р.т.с.62-64 в.24 |
Апрель |
26 | Фантазия и неправда в литературе и жизни. | 1 | 1 неделя | | Работа с книгами С.Я. Маршака. | в.25 |
27 | Особенности жанра. Фантастический рассказ. | 1 | 2 неделя | | Работа с произведениями Л. Пантелеева. | в.26 |
Тема: «Произведения А. Гайдара» |
28 | Дополнительное чтение: Ю. Драгунский «Девочка на шаре» | 1 | 3 неделя | | Рассматривание книг. Жизнь детей в годы войны и в мирно е время. | Хр.ч.2,с.132-139 р.т.с.87-89 |
29 | Дополнительное чтение: С. В. Михалков «Ошибка» | 1 | 4 неделя | | | Хр.ч.2,с.131-132 р.т.с.87 |
Тема: «Произведения М. Пришвина» |
30 | Дополнительное чтение: М. Пришвин «Двойной след» | 1 | 5 неделя | | Работа над жанром: художественный рассказ. Выделение главной мысли, комментирование заглавия. Наблюдение за развитием сюжета. Описание героя. | Хр.ч.2,с.104-110 р.т.с.91 |
Май |
31 | В. Чалмаев «Воспоминания о М. М. Пришвине» | 1 | 1 неделя | | Жанр: рассказ-описание. Выделение описания картин природы, поведение зайца в тексте. Отработка навыка выразительного чтения. | |
Тема: «Произведения зарубежных писателей» |
32 | Дополнительное чтение: Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик». | 1 | 2 неделя | | Ознакомительное чтение. Беседа по прочитанному. Работа над сюжетом, образом волка. Аналитическое чтение (поиск и чтение описаний). | Хр.ч.2,с.165-174 |
33 | Дополнительное чтение: Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик». | 1 | 3 неделя | | р.т.с.98 |
34 | Итоговый урок. Обобщение. | 1 | 4 неделя | | | |