СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа по учебному предмету «Литературный калейдоскоп» для обучающихся 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая учебная программа по учебному предмету «Литературный калейдоскоп»  для обучающихся 3 класса.  Внеурочная деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа по учебному предмету «Литературный калейдоскоп» для обучающихся 3 класса»








Рабочая учебная программа

по учебному предмету «Литературный калейдоскоп»

для обучающихся 3 класса

на 2013/2014 учебный год

 



Составитель:

Федорова Ольга Олеговна


учитель начальных классов


 





















Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературный калейдоскоп» разработана для учащихся 3 классов на основе государственной программы «Литературное чтение. 1-4 классы» Л.А.Ефросининой. На изучение курса отводится 34 часа (1 час в неделю).

Цель курса:

- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью является формирование читательской компетентности младшего школьника. Читательская компетентность – это владение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать.

Задачи данного курса:

- Воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам;

- Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания, сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, находят информацию в словарях, справочниках, энциклопедиях.

- Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства.

- Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; освоение учениками нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, воспитание потребности в общении с миром художественной литературы как источником самопознания и самовоспитания.

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии спецкурса «Литературный калейдоскоп» представлены 6 разделами: «Добрым молодцам урок», «Путешествие по земле русской, богатырской. », «Уж сколько раз твердили миру… », « Сыплет черёмуха снегом…», «О детях и для детей.», «Литература зарубежных стран».

Главными содержательными линиями являются круг чтения и опыт читательской деятельности, формирование и совершенствование техники чтения, знакомство с литературоведческими терминами понятиями, развитие речевой и читательской деятельности обучающихся 3 класса.

Для полной реализации рабочей программы на уроках литературного чтения используются различные формы, методы и приёмы работы, направленные на осознанность чтения, развитие речи, умение работать с текстом художественного произведения, а также на формирование общеучебных умений.



Методы педагогической организации самостоятельного детского чтения: чтение-рассматривание, чтение вслух, рассказывание, беседа.

Формы работы: фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 3-го класса:

- Знание лучших книг и произведений для детей (2-3 книги каждого автора, представленного в обучении).

- Знание приёмов выбора книги для чтения на определённую тему, умение подобрать книги на тему.

- Знание важнейших отличительных признаков справочной литературы; умение ею пользоваться.

- Навык определения примерного содержания любой незнакомой книги по её элементам (титульный лист, оглавление, предисловие или послесловие, иллюстрации, комментарии).

- Умение подобрать материал из нескольких источников для высказывания о самостоятельно прочитанной книге, её авторе или литературном герое (привести факты, поступки, размышления, выразить к ним своё отношение); составить рассказ по плану.

- Умение целенаправленно читать детскую периодику (газеты, журналы) и стараться использовать помещённые там материалы на уроках по всем предметам.



































Учебно-тематический план.


Класс ___ __________

Учитель __

Предмет ___Литературный калейдоскоп______________

Количество часов

Всего_34_ час.; в неделю __1__ часа.



№ п/п


Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем.блока)


Кол-во часов


Использова

ние ИКТ

(20%)

Использова

ние проектной деятельности

(30%)

Использование исследователь

ской деятельности

(20%)

1

Устное народное творчество

4

1

1

1

2

Басни

2



1

3

Произведения А.С.Пушкина

1

1



4

Стихи русских поэтов

1


1


5

Произведения Л.Н.Толстого

1


1


6

Произведения Н.А.Некрасова

3

1



7

Произведения А.П.Чехова

1




8

Сказки зарубежных писателей

2


1

1

9

Стихи русских поэтов

1




10

Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка

3

1

1

1

11

Произведения А.Куприна

1




12

Стихи С.Есенина

2


1


13

Произведения К.Г.Паустовского

5

1

1

1

14

Произведения А.Гайдара

2


1


15

Произведения М.Пришвина

2


1


16

Произведения зарубежных писателей

3

1

1

1








Перечень учебно-методического обеспечения

-наглядный материал(картины, фотографии писателей…);

-технические средства;

-классная и учебная библиотека;

-дидактический материал.



Список используемой литературы

1.Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 3класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.-М.:Вентана –Граф,2010.

2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Вако» 2007.

3.Сборник программ к УМК «Начальная школа 21 века».Изд-во «Вентана-Граф»,2008

3. Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению. - М., «ВАКО»,2007.



Календарно-тематическое планирование.

урока

Наименование тем уроков

Кол-во часов

Дата проведения

Основные понятия и термины

Примечание

по плану

по факту

Сентябрь

Тема: «Устное народное творчество»

1

Малые формы фольклора: русские народные сказки. «Самое дорогое»

1

1 неделя


Самостоятельное чтение сказки. Определение жанра. особенности народной сказки: замедленность действия за счет повторов, наличие волшебных превращений, идея победы добра над злом, определение главной мысли.Выявление характера героя, его поступков и их мотивов. Пересказ сказки от лица одного героя.

ч.1,с.13-16
р.т.с.10-11

в.1

2

Малые формы фольклора: русские народные сказки. «Про Ленивую и Радивую»

1

2 неделя


ч.1,с.17-21

р.т.с.12-13

в.2

3

Волшебная русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер». О присказках.

1

3 неделя


Понятие: волшебные сказки. Герои сказки. Развитие событий и их последовательность. Деление на части и составление плана, выборочное выразительное чтение по частям. Обучение художественному пересказу.

р.т.с.19-20

в.3

4

Былины. «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга и Микула»

1

4 неделя


Понятие: былина. Словарная работа. Определение времени и места событий, выделение описания портрета героя.

р.т.с.31-33

в.4

Октябрь

Тема: «Басни»

5

Дополнительное чтение: И. Крылов «Крестьянин и работник», «Волк и Ягненок»

1

1 неделя


Формулирование личной оценки героев басни. Упражнение в выразительном чтении , (выбор темпа и тона, передача интонацией отношения к героям).

Работа с внутритекстовой иллюстрацией. Выделение частей басни, главной мысли (морали). Выбор интонации для чтения диалога Волка и Ягненка. Упражнение в выразительном чтении.

Хр.ч.1,с.128-129

р.т.с.42-44

в.5

6

Дополнительное чтение: Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лиса»,

А. Е. Измайлов «Филин и Чиж»

1

2 неделя



Хр.ч.1,с.125-127,

р.т.с.44-45

в.6

Тема: «Произведения А.С.Пушкина»

7

Отрывки из поэмы «Руслан и Людмила». Дополнительное чтение: А. С. Пушкин «Бой Руслана с головой»

1

3 неделя


Связь произведений литературы с музыкой. Работа с текстом: чтение и деление на части, составление словесного плана. Словарная работа. Работа с текстовой иллюстрацией. Упражнение в выразительном чтении, описание героев. Их поведения, чувства.

Хр.ч.1,с.56-64

р.т.с.49-50

в.7

Тема: «Стихи русских поэтов»

8

Дополнительное чтение: И. Бунин «Листопад»


1

4 неделя


Выставка книг «Стихи для детей»


Хр.ч..1,с.131-136

р.т.с.71-72

в.8

Ноябрь

Тема: «Произведения Л.Н.Толстого»

9

Дополнительное чтение: Л.Толстой «Лев и собачка»

1

2 неделя


Научно-познавательные и художественные рассказы (сравнение жанров). Выделение в научно-познава-тельном тексте фактов и их описание.

Хр.ч.1,с.167

р.т.с.82-83

в.9

Тема: «Произведения Н.А.Некрасова»

10

К. И. Чуковский

«О стихах Н. А. Некрасова».

1

3 неделя


Работа с книгами Н. Некрасова. Составление справки об авторе.


11

Особенности поэтических произведений. Интонация. Дополнительное чтение: Н. А. Некрасов «Саша».

1

4 неделя


Хр.ч.1,с.159-160

р.т.с.97-98

в.10

Декабрь

12

Художественные средства выразительности. Отличия жанров. Рассказ, стихотворение. Дополнительное чтение: Н. А. Некрасов «Перед дождем».

1

1 неделя


Научно-познавательные и художественные рассказы (сравнение жанров).

Хр.ч.1,с.158

в.11

Тема: «Произведения А.П.Чехова»

13

А. П. Чехов «Белолобый», И. С. Тургенев «Лес и степь».

1

2 неделя


Слушание, выявление главной мысли, комментирование заглавия. Определение жанра рассказа. Аналитическое чтение по частям: образы героев, отношение автора к героям.

Хр.ч.2,с.29-35

р.т.с.103-104

в.12

Тема: «Сказки зарубежных писателей»

14

«В мире сказок». Дополнительное чтение: Сказка Г.-Х. Андерсена «Снеговик».

1

3 неделя


Слушание сказок, повторение сказок-загадок, самостоятельное чтение.

Хр.ч.2,с.145-152

р.т.с.111

в.13

15

Специфика сказочного жанра. Дополнительное чтение: Сказка бр. Гримм «Умная дочь крестьянская».

1

4 неделя


Хр.ч.2,с.140-145

р.т.с.111-112

в.14

Январь

Тема: «Стихи русских поэтов»

16

Дополнительное чтение: Ф. Н. Глинка «Москва»

1

2 неделя


Сравнение стихов по темам, авторам. Подготовка к выразительному чтению.

Хр.ч.1,с.161-162

р.т.с.13-14

в.15

Тема: «Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка.»

17

Дополнительное чтение: И. С. Никитин «Помню я: бывало няня…»

1

3 неделя


Слушание. Работа с книгой.

Хр.ч.1,с.163

р.т.с.10

в.16

18

Рассказы. Особенности жанра.

1

4 неделя


Сравнение рассказов по темам. Подготовка к выразительному чтению.

в.17

Февраль

19

Рассказы о братьях наших меньших.

1

1 неделя


Работа с книгами.

в.18

Тема: «Произведение А. Куприна»

20

Дополнительное чтение: А. Куприн «Собачье счастье»

1

2 неделя


работа с текстом: комментирование заголовка, определение главной мысли, деление на части, чтение по частям и составление плана, выделение описания, рассуждения. упражнение в выразительном чтении.

Хр.ч.2,с.3-13

р.т.с.35-36

в.19

Тема: «Стихи С. Есенина»

21

Дополнительное чтение: «Топи да болота…», «Сыплет черемуха снегом»

1

3 неделя


Выставка книг стихов русских поэтов о Родине, природе. Работа с аппаратом книги.

Хр.ч.1,с.164-166

р.т.с.45-46

в.20

22

Дополнительное чтение: И. С. Тургенев «Деревня»

1

4 неделя


Хр.ч.1,с.148-149

р.т.с.47-48

в.21

Март

Тема: «Произведения К. Г. Паустовского»

23

Дополнительное чтение: К.Паустовский «Заячьи лапы»

1

1 неделя


Обсуждение, ответы на вопросы по содержанию текста. Комментирование заголовка. Деление текста на части, аналитическое чтение: выявление позиции автора, структура текста. Выделение описания летнего дня, грозы, переживаний Вани. Составление отзыва о прочитанном произведении.

Хр.ч.2,с.97-103

р.т.с.58-62

в.22

24

Дополнительное чтение: В. Астафьев «Стрижонок Скрип».

1

2 неделя


Работа с книгами о природе, сравнение разных изданий

Хр. ч.2,с.122-131

р.т.с.59-60

в.23

25

Дополнительное чтение: И. С. Тургенев «Перепелка», «Воробей».

1

3 неделя


Хр.ч.1,с.140-148

р.т.с.62-64

в.24

Апрель

26

Фантазия и неправда в литературе и жизни.

1

1 неделя


Работа с книгами
С.Я. Маршака.

в.25

27

Особенности жанра. Фантастический рассказ.

1

2 неделя


Работа с произведениями
Л. Пантелеева.

в.26

Тема: «Произведения А. Гайдара»

28

Дополнительное чтение: Ю. Драгунский «Девочка на шаре»

1

3 неделя


Рассматривание книг. Жизнь детей в годы войны и в мирно е время.

Хр.ч.2,с.132-139

р.т.с.87-89

29

Дополнительное чтение: С. В. Михалков «Ошибка»

1

4 неделя



Хр.ч.2,с.131-132

р.т.с.87

Тема: «Произведения М. Пришвина»

30

Дополнительное чтение: М. Пришвин «Двойной след»

1

5 неделя


Работа над жанром: художественный рассказ. Выделение главной мысли, комментирование заглавия. Наблюдение за развитием сюжета. Описание героя.

Хр.ч.2,с.104-110

р.т.с.91

Май

31

В. Чалмаев «Воспоминания о
М. М. Пришвине»

1

1 неделя


Жанр: рассказ-описание. Выделение описания картин природы, поведение зайца в тексте. Отработка навыка выразительного чтения.


Тема: «Произведения зарубежных писателей»

32

Дополнительное чтение: Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик».

1

2 неделя


Ознакомительное чтение. Беседа по прочитанному. Работа над сюжетом, образом волка. Аналитическое чтение
(поиск и чтение описаний).

Хр.ч.2,с.165-174


33

Дополнительное чтение: Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик».

1

3 неделя


р.т.с.98

34

Итоговый урок. Обобщение.

1

4 неделя











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!