Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города
Кургана
«Средняя общеобразовательная школа №43»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО учителей Заместитель директора по ДиректорМБОУ «СОШ №43»
естественно-математического УВР__________________ ____________Салеев Р.Б.
цикла от________________20 г. Приказ №____от______20 г.
Протокол №__от____________20 г.
Рабочая учебная программа
по изобразительному искусству
для 8-9 классов
СОСТАВИТЕЛЬ: Шестакова Людмила Ивановна,
учитель изобразительного искусства (первой квалификационной категории).
Курган 2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 8-9 классов разработана на основании: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству; Примерной программы по изобразительному искусству основного общего образования, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации; Программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»; с учетом Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, Примерного положения о структуре, порядке разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями, расположенными на территории Тульской области и реализующих программы общего образования;
В 8-9 классах на «Изобразительное искусство» отведено Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации 8,5 часов, из расчета 0,5 учебных часов в неделю. Программа рассчитана на 8,5 часов в год, исходя из 0,5 часовой нагрузки в неделю в 8 классе, на 8,5 часов, исходя из 0,5 часовой нагрузки в неделю в 9 классе.
Программа по ИЗО представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета, место учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование календарно - тематическое планирование уроков; материально-техническое обеспечение; методические приложения, результаты освоения учебного предмета и система их оценки.
Цель: формирование духовно-нравственного развития обучающихся, т.е. формирование у них качеств, которые отвечают представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Задачи:
корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
развивать у учащихся аналитико-синтетической деятельность, деятельность сравнения и обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
развивать у учащихся эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
знакомить учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;
развивать у школьников художественный вкус, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе; содействовать нравственному и трудовому воспитанию.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данная программа предполагает изучение изобразительного искусства в единстве с целенаправленным формированием у детей развёрнутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности:
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; - умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества.
Осознание ребёнком цели предстоящей работы, необходимых познавательных действий и учебных средств для её выполнения, установление последовательности распределение во времени учебной работы.
Самооценка и самоконтроль тесно связаны с умением самостоятельно планировать учебную работу, формируется как готовность и способность ученика соотнести содержание задания с теми заданиями, которыми он располагает, решить для себя, возможно, восстановить по памяти (по учебнику) нужно ли дополнить задания для успешного выполнения творческой работы.
Планируемые результаты освоения предмета «Изобразительное искусство»
В результате обучения изобразительному искусству, учащиеся получают знания
об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях;
наиболее крупных художественных музеях России и мира;
овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры,
художественного конструирования в своем творчестве;
определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;
ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства,
узнают изученные произведения;
объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества;
эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывании суждений о них;
используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы);
пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Содержание учебного предмета.
Класс (8,5 часов)
Синтез искусств
Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.
Синтез искусств в архитектуре
Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика.
Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).
Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).
Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой.
Синтез искусств в театре
Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).
Опыт творческой деятельности. Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.
Изображение в полиграфии
Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.).
Опыт творческой деятельности: проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.
9 класс (8,5 часов)
Изображение в фотографии
Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники (мастера российской, английской, польской, чешской и американской школы и др.).
Опыт творческой деятельности. Создание художественной фотографии, фотоколлажа.
Синтетическая природа экранных искусств
Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Фрагменты фильмов (по выбору). Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.). Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Телевизионное изображение, его особенности и возможности.
Опыт творческой деятельности. Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8 класс
Общее число часов 8,5 часов
№ | Тема урока, содержание учебного предмета | Кол-во часов | Виды учебной деятельности |
Предметные результаты | Метапредметные УДД | Личностные |
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные |
1. | Синтез искусств. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. | 1,5 |
|
|
|
|
|
1.1 | Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Композиция – основа построения изображения | 0,5 | - знание композиционных законов, по которым строится любое изображение; основ композиции как расположение и построение цветовых лил тональных пятен, линий и объемов в некотором сочетании на плоскости и движении; - умение анализировать композиционное решение работ художников, их пластическое и образное содержание | Осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности. | Аргументировать свою позицию. | Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. | Доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость |
1.2 | Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах. Индивидуальная работа. Выполнение серии композиционных упражнений на гармонизацию и зрительный баланс цвето-тоновых массс | 0,5 |
1.3 | Связь архитектуры и дизайна(промышленный,рекламный,ландшафтный,дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Индивидуальная работа. Выполнение цвето-тонального композиционного упражнения | 0,5 |
2. | Синтез искусств в архитектуре Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры | 3,5 | | | | | |
2.1 | Синтез искусств в архитектуре .Виды архитектуры(культовая, светская, ландшафтная ,градостроительство) Индивидуальная работа. Выполнение фронтальной композиции зданий | 0.5 | - знание различий архитектурных композиций по признаку пространственного расположения форм и в зависимости от их восприятия (точки зрения) зрителем; - навык изображения простейших архитектурных композиций, создавая эмоциональный художественный образ. - знание различий архитектурных композиций по признаку пространственного расположения форм и в зависимости от их восприятия (точки зрения) зрителем; - умение использования выразительного языка при моделировании архитектурного ансамбля; - навык владения формообразованием - знание роли искусства архитектуры, произведений монументального искусства и мира вещей в жизни общества, в становлении идеалов общества, классов, народов, времен; - знание образного языка стиля ампир, архитектурных памятников, имена известных зодчих; - навык работы над зарисовкой архитектурных объектов, их частей, фрагментов декора - знание сути и задач образной интерпретации в визуально-зрелищных искусствах; - умение самостоятельно определять изобразительный строй сценической интерпретации и её образное решение | Осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности. | Задавать вопросы; вести устный диалог осуществлять поиск и выделение необходимой информации. | Адекватно использовать речь; Составлять план работы по достижению планируемого результата. |
Ценностное отношение к труду и культуре своего народа. |
2.2 | Художественная культура Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси. Индивидуальная работа. | 0.25 |
2.3 | Живопись, графика, скульптура и архитектура России 18-20 вв. Стили и направления в русском изобразительном искусстве и архитектуре нового времени (барокко,классицизм,реализм,символизм,модерн). Индивидуальная работа. | 0.25 |
2.4 | Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве 20 в.(реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявление постмодернизма). | 0,25 |
2.5 | Понимание смысла деятельности художника в современном мире. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода. | 0.25 |
2.6 | Знакомство с основными этапами развития зарубежного искусства (виды, жанры, стили). Синтез изобразительного искусства и архитектуры. Индивидуальная работа. | 0.5 |
2.7 | Ведущие художественные музеи (Лувр,музеи Ватикана,Прадо,Дрезденская галерея и др.) | 0.5 |
2.8 | Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства,архитектуры,выявление своеобразия их творчества.(Леонардо да Винчи,Рафаэль Санти,Микеланджело Буанарроти,А.Дюрер, Рембрандт ванн Рейн,Ф.Гойя,К.Моне,П.Сезанн,В.Ван Гог,О.Роден,П.Пикассо, Ш.Э.ле Корбюзье) | 0.5 |
2.9 | Роль стиля в эстетическом единстве объекта. Композиционные особенности, цветовое планирование и гармония света в интерьере Индивидуальная работа. Проектирование внешней среды: малые архитектурные формы. | 0.5 |
3. | Синтез искусств в театре | 3,5 |
3.1 | Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Групповая работа. Выполнение эскиза оформления сценической среды | 1 |
3.2 | Выражение места действия через деталь Групповая работа. Выполнение макета сценической среды - места действия через деталь | 1 | | | | | |
3.3 | Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Индивидуальная работа. Выполнение эскиза костюма выразительных образов литературных персонажей | 1 | -умение выражать свое личное понимание значения костюма различных сценических образов для спектакля; -навык проявления, наблюдательности, эрудиции и фантазии при разработке проектов одежды и украшений для определенного образа | Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе | Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач | Составлять план последовательности действий. | Эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства. |
3.4 | Создание эскизов костюмов для спектакля.Художники театра(В.М.Васнецов,А.Н.Бенуа,Л.С.Бакст,В.Ф.Рындин,Ф.Ф.Федоровский и др.) Индивидуальная работа. Выполнение макета костюма выразительных образов литературных персонажей | 0.5 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
9 класс
Общее число часов 8,5 часов
№ | Тема урока, содержание учебного предмета | Кол-во часов | Виды учебной деятельности |
Предметные результаты | Метапредметные УДД | Личностные |
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные |
1. | Изображение в полиграфии | 3,5 |
| | | | |
1.1 | Композиция - основа построения изображения Специфика изображения в полиграфии Фронтальная работа. Беседа | 0,5 | - знание композиционных законов, по которым строится любое изображение -умение анализа работ художников, композиции, пластического и образного содержания произведения
- знание этапов получения полиграфического изображения как многостадийного технического процесса; - умение построения образа и композиции в полиграфических изданиях
- знание особенностей и специфики полиграфического изображения; -умение композиционного построения элементов книжного дизайна
| Формирование умений осознанного построения речевого высказывания в устной форме Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе | Участвовать в диалоге на уроке
Умение слушать и понимать других | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления | Воспитание художественного вкуса
|
1.2 | Многообразие полиграфического дизайна. Образ - символ - знак. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, афиши, плакаты, буклеты ,открытки и др. | 0,5 |
1.3 | Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное) Индивидуальная работа. Создание серии комиксов | 0,5 |
1.4 | Стилевое единство изображения и текста Индивидуальная работа. Выполнение эскиза на композиционное построение полиграфического дизайна афиши | 0,5 |
1.5 | Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения Индивидуальная работа. Выполнение эскиза на композиционное построение полиграфического дизайна открытки | 0,5 |
1.6 | Искусство книги. Изобразительное понимание конфликта, сюжета, содержания Индивидуальная работа. Выполнение конструктивного построения иллюстрации к любимой книге | 0,5 |
1.7 | Искусство книги. Роль цвето-тонового пятна для передачи эмоциональной содержательности изображения. Художники книги(Г. Доре, И.Я.Билибин, В.В.Лебедев, В.А.Фаворский,Т.А. Маврина и др.) Индивидуальная работа. Выполнение иллюстрации к любимой книге в цвете | 0,5 |
2. | Изображение в фотографии | 2,5 |
2.1 | Изображение в фотографии и живописи. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Фронтальная работа. Беседа, создание поисковых групп | 1 | - умение анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; - умение проведения сравнительного анализа живописного произведения и фотографии
- знание мастеров кино прошлого, стоявших у истоков зарождения экранного искусства; - знание истинной ценности художественного наследия Выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи. - знание роли кадра применительно к киноизображению; - знание принципов построения изображения в пространственно-временном развитии; - умение построения видеоряда – «раскадровки» | Понимать особенности изображения детей художниками. Соотносить образ друга в живописи, графики и поэзии.
Уметь самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов. | Учиться работать по предложенному учителем плану.
Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать
Усвоение условий, обеспечивающих успешность совместной деятельности. | Овладение элементарными средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства. |
2.2 | Выразительные средства в фотоискусстве(композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.) Индивидуальная, групповая работа. Съемочный практикум; выполнение фотоизображений: портрет, натюрморт | 1 |
2.3 | Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники-мастера российской и зарубежной школы. Индивидуальная работа. Анализ работ фотожурналистов | 0.5 |
3. | Синтетическая природа экранных искусств | 2,5 |
3.1 | Мастера кино.(С.М. Эйзенштейн, А.П.Довженко,Г.М.Козинцев,А.А.Тарковский и др.) Фрагменты фильмов(С.М.Эйзенштейн «Броненосец «Потемкин»»,С.П.Урусевский «Летят журавли» и др.) Фронтальная работа. Беседа | 0.5 |
3.2 | Изобразительная природа экранных искусств. Индивидуальная работа. Изготовление динамической игрушки, состоящей из двух кадров имитирующей киноизображение | 0.25 |
3.3 | Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Документальный,игровой и анимационный фильмы. Индивидуальная работа. Изготовление короткометражного анимационного фильма | 0.25 |
3.4 | Специфика киноизображения. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). 1. Создание сценария, изготовление декораций и образов персонажей для короткометражного анимационного фильма 2.Изображение отдельных кадров единого фильма | 0.25 |
3.5 | Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, звук) Коллективная работа. Создание короткометражного анимационного фильма | 0.25 |
3.6 | Телевизионное изображение, его особенности и возможности Групповая работа. Создание проекта диалога в прямом эфире | 0,5 |
3.7 | Компьютерная графика и её использование в полиграфии и дизайне ,архитектурных, проектах. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец- гражданин-выразитель ценностей эпохи. Фронтальная работа. Беседа | 0,5 |
20