СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 8-9 классов (Б.М.Неменский)

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству для 8-9 классов разработана  на  основании: Федерального  компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству; Примерной   программы по изобразительному искусству основного общего образования, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации; Программы  Б. М. Неменского «Изобразительное  искусство  и  художественный  труд»; с учетом Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, Примерного положения о структуре, порядке разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями, расположенными на территории Тульской области и реализующих программы общего образования;

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 8-9 классов (Б.М.Неменский)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города

Кургана

«Средняя общеобразовательная школа №43»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании МО учителей Заместитель директора по ДиректорМБОУ «СОШ №43»

естественно-математического УВР__________________ ____________Салеев Р.Б.

цикла от________________20 г. Приказ №____от______20 г.

Протокол №__от____________20 г.









Рабочая учебная программа

по изобразительному искусству

для 8-9 классов





СОСТАВИТЕЛЬ: Шестакова Людмила Ивановна,

учитель изобразительного искусства (первой квалификационной категории).



Курган 2017 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 8-9 классов разработана  на  основании: Федерального  компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству; Примерной   программы по изобразительному искусству основного общего образования, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации; Программы  Б. М. Неменского «Изобразительное  искусство  и  художественный  труд»; с учетом Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, Примерного положения о структуре, порядке разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями, расположенными на территории Тульской области и реализующих программы общего образования;

В 8-9 классах на «Изобразительное искусство»  отведено  Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации  8,5 часов, из расчета 0,5 учебных часов в неделю. Программа рассчитана на 8,5 часов в год, исходя из 0,5 часовой нагрузки в неделю в 8 классе, на 8,5 часов, исходя из 0,5 часовой нагрузки в неделю в 9 классе.


Программа по ИЗО представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета, место учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование календарно - тематическое планирование уроков; материально-техническое обеспечение; методические приложения, результаты освоения учебного предмета и система их оценки.


Цель: формирование духовно-нравственного развития обучающихся, т.е. формирование у них качеств, которые отвечают представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Задачи:

  • корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

  • развивать у учащихся аналитико-синтетической деятельность, деятельность сравнения и обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;

  • улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных  и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

  • формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

  • развивать у учащихся эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

  • знакомить учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;

  • расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;

  • развивать у школьников художественный вкус, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе; содействовать нравственному и трудовому воспитанию.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Данная программа  предполагает изучение изобразительного искусства в единстве с целенаправленным формированием у детей развёрнутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности:

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;                                                                              - умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

- умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества.

Осознание ребёнком цели предстоящей работы, необходимых познавательных действий и учебных средств для её выполнения, установление последовательности распределение во времени учебной работы.

Самооценка и самоконтроль тесно связаны с умением самостоятельно планировать учебную работу, формируется как готовность и способность ученика соотнести содержание задания с теми заданиями, которыми он располагает, решить для себя, возможно, восстановить по памяти (по учебнику) нужно ли дополнить задания для успешного выполнения творческой работы.



Планируемые результаты освоения предмета «Изобразительное искусство»

В результате обучения изобразительному искусству, учащиеся получают знания

  • об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях;

  • наиболее крупных художественных музеях России и мира;

  • овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры,

  • художественного конструирования в своем творчестве;

  • определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;

  • ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства,

  • узнают изученные произведения;

  • объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества;

  • эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывании суждений о них;

  • используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы);

  • пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).




Содержание учебного предмета.

  1. Класс (8,5 часов)

Синтез искусств


Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.


Синтез искусств в архитектуре


Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика.

Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).

Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).

Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой.


Синтез искусств в театре


Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).

Опыт творческой деятельности. Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.


Изображение в полиграфии


Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.).


Опыт творческой деятельности: проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.


9 класс (8,5 часов)

Изображение в фотографии


Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники (мастера российской, английской, польской, чешской и американской школы и др.).

Опыт творческой деятельности. Создание художественной фотографии, фотоколлажа.


Синтетическая природа экранных искусств


Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Фрагменты фильмов (по выбору). Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.). Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Телевизионное изображение, его особенности и возможности.

Опыт творческой деятельности. Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

8 класс

Общее число часов 8,5 часов

Тема урока,

содержание учебного предмета

Кол-во

часов

Виды учебной деятельности

Предметные результаты


Метапредметные УДД

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

1.

Синтез искусств. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.

1,5
















1.1

Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Композиция – основа построения изображения

0,5

 - знание композиционных законов, по которым строится любое изображение; основ композиции как расположение и построение цветовых лил тональных пятен, линий и объемов в некотором сочетании на плоскости и движении;





- умение анализировать композиционное решение работ художников, их пластическое и образное содержание



Осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности. 


Аргументировать свою позицию.







Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.


Доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость

1.2

Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах. Индивидуальная работа. Выполнение серии композиционных упражнений на гармонизацию и зрительный баланс цвето-тоновых массс


0,5

1.3

Связь архитектуры и дизайна(промышленный,рекламный,ландшафтный,дизайн интерьера и др.) в современной культуре.

Индивидуальная работа. Выполнение цвето-тонального композиционного упражнения

0,5

2.

Синтез искусств в архитектуре Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры


3,5






2.1

Синтез искусств в архитектуре .Виды архитектуры(культовая, светская, ландшафтная ,градостроительство)

Индивидуальная работа. Выполнение фронтальной композиции зданий

0.5

- знание различий архитектурных композиций по признаку пространственного расположения форм и в зависимости от их восприятия (точки зрения) зрителем;




- навык изображения простейших архитектурных композиций, создавая эмоциональный художественный образ.





- знание различий архитектурных композиций по признаку пространственного расположения форм и в зависимости от их восприятия (точки зрения) зрителем;

- умение использования выразительного языка при моделировании архитектурного ансамбля;

- навык владения формообразованием


- знание роли искусства архитектуры, произведений монументального искусства и мира вещей в жизни общества, в становлении идеалов общества, классов, народов, времен;

- знание образного языка стиля ампир, архитектурных памятников, имена известных зодчих;

- навык работы над зарисовкой архитектурных объектов, их частей, фрагментов декора







































- знание сути и задач образной интерпретации в визуально-зрелищных искусствах;

- умение самостоятельно определять изобразительный строй сценической интерпретации и её образное решение








Осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности. 








Задавать вопросы; 

вести устный диалог

осуществлять поиск и выделение необходимой информации.








Адекватно использовать речь; 

Составлять план работы по достижению планируемого результата.










Ценностное отношение к труду и культуре своего народа.

2.2

Художественная культура Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси.

Индивидуальная работа.



0.25

2.3

Живопись, графика, скульптура и архитектура России 18-20 вв. Стили и направления в русском изобразительном искусстве и архитектуре нового времени (барокко,классицизм,реализм,символизм,модерн).

Индивидуальная работа.

0.25

2.4

Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве 20 в.(реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявление постмодернизма).

0,25

2.5

Понимание смысла деятельности художника в современном мире. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.

0.25

2.6


Знакомство с основными этапами развития зарубежного искусства (виды, жанры, стили). Синтез изобразительного искусства и архитектуры.

Индивидуальная работа.

0.5

2.7

Ведущие художественные музеи (Лувр,музеи Ватикана,Прадо,Дрезденская галерея и др.)

0.5

2.8

Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства,архитектуры,выявление своеобразия их творчества.(Леонардо да Винчи,Рафаэль Санти,Микеланджело Буанарроти,А.Дюрер, Рембрандт ванн Рейн,Ф.Гойя,К.Моне,П.Сезанн,В.Ван Гог,О.Роден,П.Пикассо, Ш.Э.ле Корбюзье)

0.5

2.9

Роль стиля в эстетическом единстве объекта. Композиционные особенности, цветовое планирование и гармония света в интерьере


Индивидуальная работа. Проектирование внешней среды: малые архитектурные формы.

0.5

3.

Синтез искусств в театре

3,5

3.1

Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля.

Групповая работа. Выполнение эскиза оформления сценической среды





1

3.2

Выражение места действия через деталь

Групповая работа. Выполнение макета сценической среды - места действия через деталь

1






3.3

Общие законы восприятия композиции картины и сцены.

Индивидуальная работа. Выполнение эскиза костюма выразительных образов литературных персонажей

1

-умение выражать свое личное понимание значения костюма различных сценических образов для спектакля;

-навык проявления, наблюдательности, эрудиции и фантазии при разработке проектов одежды и украшений для определенного образа

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе





Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач



Составлять план последовательности действий.








Эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства.

3.4

Создание эскизов костюмов для спектакля.Художники театра(В.М.Васнецов,А.Н.Бенуа,Л.С.Бакст,В.Ф.Рындин,Ф.Ф.Федоровский и др.)

Индивидуальная работа. Выполнение макета костюма выразительных образов литературных персонажей

0.5





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

9 класс

Общее число часов 8,5 часов



Тема урока,

содержание учебного предмета

Кол-во

часов

Виды учебной деятельности

Предметные результаты


Метапредметные УДД

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

1.

Изображение в полиграфии

3,5








1.1

Композиция - основа построения изображения Специфика изображения в полиграфии

Фронтальная работа. Беседа

0,5

- знание композиционных законов, по которым строится любое изображение

-умение анализа работ художников, композиции, пластического и образного содержания произведения



- знание этапов получения полиграфического изображения как многостадийного технического процесса;

- умение построения образа и композиции в полиграфических изданиях









- знание особенностей и специфики полиграфического изображения;

-умение композиционного построения элементов книжного дизайна








Формирование умений осознанного построения речевого высказывания в устной форме

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе

Участвовать в диалоге на уроке



Умение слушать и понимать других

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

Воспитание художественного вкуса










1.2

Многообразие полиграфического дизайна. Образ - символ - знак. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, афиши, плакаты, буклеты ,открытки и др.

0,5

1.3

Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное)

Индивидуальная работа.

Создание серии комиксов

0,5

1.4


Стилевое единство изображения и текста

Индивидуальная работа.

Выполнение эскиза на композиционное построение полиграфического дизайна афиши

0,5

1.5

Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения

Индивидуальная работа.


Выполнение эскиза на композиционное построение полиграфического дизайна открытки

0,5

1.6

Искусство книги. Изобразительное понимание конфликта, сюжета, содержания

Индивидуальная работа.

Выполнение конструктивного построения иллюстрации к любимой книге

0,5

1.7

Искусство книги. Роль цвето-тонового пятна для передачи эмоциональной содержательности изображения. Художники книги(Г. Доре, И.Я.Билибин, В.В.Лебедев, В.А.Фаворский,Т.А. Маврина и др.)

Индивидуальная работа.

Выполнение иллюстрации к любимой книге в цвете

0,5

2.

Изображение в фотографии

2,5

2.1

Изображение в фотографии и живописи. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии.

Фронтальная работа.

Беседа, создание поисковых групп

1

- умение анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности;

- умение проведения сравнительного анализа живописного произведения и фотографии































- знание мастеров кино прошлого, стоявших у истоков зарождения экранного искусства;

- знание истинной ценности художественного наследия








Выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.






- знание роли кадра применительно к киноизображению;

- знание принципов построения изображения в пространственно-временном развитии;

- умение построения видеоряда – «раскадровки»
















Понимать особенности изображения детей художниками. Соотносить образ друга в живописи, графики и поэзии.


























Уметь самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное

в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов.

















































Учиться работать по предложенному учителем плану.





































Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач









Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать














































Усвоение условий, обеспечивающих успешность совместной деятельности.

Овладение элементарными средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.















Эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства.
























2.2

Выразительные средства в фотоискусстве(композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.)

Индивидуальная, групповая работа.

Съемочный практикум; выполнение фотоизображений: портрет, натюрморт

1

2.3

Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники-мастера российской и зарубежной школы.

Индивидуальная работа.

Анализ работ фотожурналистов

0.5

3.

Синтетическая природа экранных искусств

2,5

3.1

Мастера кино.(С.М. Эйзенштейн, А.П.Довженко,Г.М.Козинцев,А.А.Тарковский и др.) Фрагменты фильмов(С.М.Эйзенштейн «Броненосец «Потемкин»»,С.П.Урусевский «Летят журавли» и др.)

Фронтальная работа.

Беседа

0.5

3.2

Изобразительная природа экранных искусств.

Индивидуальная работа.

Изготовление динамической игрушки, состоящей из двух кадров имитирующей киноизображение

0.25

3.3

Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Документальный,игровой и анимационный фильмы.

Индивидуальная работа.

Изготовление короткометражного анимационного фильма

0.25

3.4

Специфика киноизображения. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер).

1. Создание сценария, изготовление декораций и образов персонажей для короткометражного анимационного фильма

2.Изображение отдельных кадров единого фильма

0.25

3.5

Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, звук)

Коллективная работа.

Создание короткометражного анимационного фильма

0.25

3.6

Телевизионное изображение, его особенности и возможности

Групповая работа.

Создание проекта диалога в прямом эфире

0,5

3.7

Компьютерная графика и её использование в полиграфии и дизайне ,архитектурных, проектах. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец- гражданин-выразитель ценностей эпохи.

Фронтальная работа. Беседа

0,5






20




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!