муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9» города Смоленска
(МБОУ «СШ № 9»)
Рабочая учебная программа внеурочной деятельности
«Край, в котором ты живешь» по интегрированному курсу «Литература» , «История»
для обучающихся7-8 классов
Программу составила
Кудельникова Виктория Викторовна
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Рабочая программа «Край, в котором ты живешь» составлена на основе Федеральных государственных стандартов второго поколения и программы «Азбука Смоленского края» под редакцией Болотовой С. А. Программа регионального курса для школьников «Азбука Смоленского края» - Изд. 2-е, исправ. и доп. - Смоленск: Издательство «Ассоциация ХХIвек».
Проблема организации внеурочной деятельности учащихся является актуальной на любом этапе школьного образования, но особое значение она приобретает на его начальной ступени.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования организации внеурочной деятельности учащихся уделяется особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Воспитание не должно быть сведено к проведению мероприятий, отделено от деятельности ребёнка в школе, семье, в группе одноклассников, от социального окружения, от получения важной информации и жизненных навыков. Воспитание не должно быть изолировано от мира взрослых, мира старших детей.
Чтобы не нарушать механизмы воспитания, необходимо сохранять и развивать связи между поколениями, растить уверенного в своих силах человека, учить доверять другим людям, ориентироваться в обществе и жизни; воспитывать только в совместной деятельности детей и взрослых, детей с детьми (сверстниками, подростками).
Данная программа предназначена для обучающихся 7-х-8-х классов, рассчитана на один год. Реализация курса возможна в форме дистанционного взаимодействия.
Направленность программы: духовно- нравственное направление.
Актуальность и новизна дети в наше время не чувствуют ответственности за родную землю. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Новизна курса заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: православную, культурологическую, экологическую – в единое образовательное содержание.
Цель программы – создание условий для формирования нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к городу, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей города и края.
Задачи программы:
- Развивать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
- Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края.
- Воспитывать чувство уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края, чувство уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 7 класс
Общее количество 34 часа (1 час в неделю)
Сроки реализации – 1год
Краткое обоснование ценностных ориентиров способствуют:
любви к России, своему народу, своему краю, гражданскому обществу, поликультурному миру, свободе личной и национальной, доверию к людям, институтам государства и гражданского общества, социальной солидарности, миру во всём мире, многообразию и уважению культур и народов.
Режим занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю.
Вид деятельности: познавательный.
Формы обучения:
- фронтальная
- парная
- индивидуальная
Методы обучения:
- игровой
- проблемно-поисковый
- творческий
- контроля и самоконтроля
Ожидаемые результаты (личностные, метапредметные)
Личностные результаты
1 уровень приобретение ребенком знание о важнейших событий в истории своей малой родины, национальных героев Смоленщины.
2 уровень получение ребенком уважения к историческому наследию, героям прошлого и настоящего родного края.
3 уровень получение детьми опыта межкультурной коммуникации; ценностно-ориентированная модель поведения обучающихся по отношению к историческим памятникам, ветеранам ВОВ.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
определять цель деятельности;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Коммуникативные УУД
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы
Познавательные УУД
изучать основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование блока тем | Кол-во часов | Кол-во теорет. часов | Кол-во практ. часов |
Мир природы | 11 | 6 | 5 |
Мир истории и литературы | 11 | 5 | 6 |
Мир культуры | 11 | 6 | 5 |
Обобщение изученного материала | 1 | 1 | 1 |
Итого | 34 | 16 | 18 |
Проектная деятельность: Башни Смоленской крепостной стены, Одежда наших предков, Православные храмы Смоленска и области,Письменность.
Содержание изучаемого курса
Программа включает в себя три раздела (блока) тем:
1 блок - «Мир природы», 2 блок - «Мир истории и литературы», 3 блок - «Мир культуры». Каждый раздел заканчивается темой «Проверьте себя», где даются задания, помогающие обобщить знания по каждому блоку отдельно. В конце учебного года предусмотрено обобщение по всему изученному материалу и подведение итогов работы за год.
Вводное занятие (1 час) Знакомство детей с задачами регионального курса, с комплектом учебников «Азбука Смоленского края», иллюстрациями данного учебного пособия, его структурой.
Блок I Мир природы ( 11 ч)
Природные особенности.
Географическое положение, площадь, рельеф, климат, почва, её виды.
Водоёмы.
Растения
Грибы.
Смоленский лён.
Животные
Охрана природы
Проверь себя
Блок II Мир истории и литературы (11ч)
Наши предки.
Территория наших предков, их занятия.
«Из варяг в греки»
Города Смоленщины
Герб и флаг области.
Смоленская крепостная стена.
Военное прошлое
Награды Смоленщины.
Места боевой славы.
Наши земляки
Проверь себя
Блок III Мир культуры (11 ч)
Жилища и предметы бытия
Как одевались в старину
Что ели наши предки.
Праздники.
Игры и хороводы
Письменность.
Храмы и монастыри.
Культура Смоленщины сегодня
Проверь себя
Заключительное занятие (1 час) Обобщение знаний учащихся по курсу.
Мониторинговая карта
Критерии | Показатели | Инструментарий | Сроки проведения |
Личностные УД | Сформированность мотивации интересов к обучению и познанию | «Оценка уровня школьной мотивации» Методика Н.Г. Лускановой | Октябрь, апрель |
Коммуникативные УД | Умение договариваться, находить общее решение | Задание «Рукавичка» Г.А. Цукерман | Декабрь, май |
Методическое обеспечение
Информационное обеспечение: учебные пособия, справочники.
Алгоритмы деятельности: практические задания, демонстрационный и раздаточный материал.
Контрольно-измерительные материалы: анкеты.
Перечень учебно-методического обеспечения
Болотова С.А. Программа регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края» - Изд. 2-е, исправ. и доп. - Смоленск: Издательство «Ассоциация ХХ| век», 2006.-40 с.
Учебники
Болотова С.А. Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного класса школы. – Ч. 1. – Смоленск: Русич, 2010. – 216 с.
Болотова С.А., Сибиченков О. В. Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного класса школы. – Ч. 2. – Смоленск: Русич, 2010. – 208 с.
Болотова С.А., Довгий Т. П., Сибиченков О. В.Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного класса школы. – Ч. 3. – Смоленск: Русич, 2010. – 184 с.
Методические рекомендации Болотова С.А.
Особенности работы по региональному курсу «Азбука Смоленского края»: Методические рекомендации. - Смоленск: Издательство «Ассоциация XXI век», 2006. - 72 с.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Кол-во часов | Кол-во теорет. часов | Кол-во практ. часов | | Дата по факту | Примечание | |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | | | | | |
2 | Природные особенности Смоленской области | 1 | 1 | | | | | |
3 | Полезные ископаемые | 1 | | 1 | | | | |
4 | Водоемы Смоленщины | 1 | 1 | | | | | |
5 | Растения нашего края | 1 | | 1 | | | | |
6 | Грибы | 1 | 1 | | | | | |
7 | Смоленский лен | 1 | 1 | | | | | |
8 | Животные нашего края | 1 | 1 | | | | | |
9 | Охрана природы | 1 | | 1 | | | | |
10 | Проверьте себя | 1 | | 1 | | | | |
11 | Наши предки | 1 | 1 | | | | | |
12 | Занятия предков | 1 | | 1 | | | | |
13 | «Из варяг в греки» | 1 | 1 | | | | | |
14 | Города Смоленщины | 1 | 1 | | | | | |
15 | Герб и флаг нашей области | 1 | 1 | | | | | |
16 | Смоленская крепостная стена | 1 | 1 | | | | | |
17 | Военное прошлое Смоленска | 1 | | 1 | | | | |
18 | Оборона Смоленска 1609-1611годов | 1 | | 1 | | | | |
19 | Гроза 1812 года | 1 | | | | | | |
20 | Суровые годы войны с фашизмом | 1 | | 1 | | | | |
21 | Награды Смоленщины и города Смоленска | 1 | | 1 | | | | |
22 | Места боевой славы | 1 | 1 | | | | | |
23 | Наши земляки | 1 | | 1 | | | | |
24 | Проверьте себя | 1 | | | | | | |
25 | Жилища и предметы быта. Как одевались в старину | 1 | 1 | | | | |
26 | Что ели наши предки | 1 | 1 | | | | |
27 | Праздники | 1 | 1 | | | | |
28 | Игры и хороводы | 1 | | 1 | | | |
29 | Письменность | 1 | 1 | | | | |
30 | Храмы и монастыри Смоленщины | 1 | | 1 | | | |
31-32 | Культура Смоленщины сегодня | 1 | 1 | 1 | | | |
33-34 | Урок-экскурсия. Обобщение изученного материала | 1 | 1 | 1 | | | |