СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по учебной дисциплине "Менеджмент"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая тетрадь по дисциплине «Менеджмент» предназначена для студентов, обучающихся по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет».

Цель методической разработки:

- ознакомить обучающихся с практическими основами менеджмента;

- сформировать у них важнейшие навыки управленческой деятельности, закрепить полученные знания, умения и навыки при выполнении практических и творческих заданий.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по учебной дисциплине "Менеджмент"»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»

(ОГБПОУ «КТАБ»)







Рабочая тетрадь

для внеурочной самостоятельной работы студентов



по учебной дисциплине

«Менеджмент»












Кожевниково, 2018




СОДЕРЖАНИЕ

Тема: Организация и ее среда (внутренняя и внешняя)………………………..……………...4

Тема: Стратегический менеджмент ………………………………………………………….....7

Тема: Организационная структура…………………………………...........................................8

Тема: Функции менеджмента………………………………………………………….……….10

Тема: Система методов управления………………………………………………….………..20

Тема: Особенности управленческого труда менеджеров различных уровней………..……22

Тема: Управленческие решения……………………………………………………………….27

Тема: Управление человеческими ресурсами. Стили управления в менеджменте ………..29

Тема: Управление конфликтами……………………………………………………………….35

Тема: Деловое и управленческое общение……………………………………………………39

Задания для самостоятельной работы…………………………………………………………44

Список литературы……………………………………………………………………………..46


































ВВЕДЕНИЕ

Рабочая тетрадь по дисциплине «Менеджмент» предназначена для студентов, обучающихся по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет».

Цель методической разработки:

- ознакомить обучающихся с практическими основами менеджмента;

- сформировать у них важнейшие навыки управленческой деятельности, закрепить полученные знания, умения и навыки при выполнении практических и творческих заданий.

Основными задачами при этом являются :

  • формирование навыков критического мышления и творческого решения управленческих проблем;

  • овладение инструментарием деятельности менеджера (работой с информацией, научной организацией труда, составлением бюджета времени и т.д.);

  • развитие практических навыков управления собой, деловыми партнерами, коллективом;

  • получение навыков формирования миссии и целей организации;

  • развитие практических навыков в разработке и принятии управленческих решений;

  • овладение основами эффективной управленческой деятельности.

Современный менеджмент соединяет науку и искусство управления в единый процесс, в основе которого лежит личностный талант профессиональных управляющих по использованию научных и практических знаний.

Рабочая тетрадь составлена в соответствии с рабочей программой дисциплины «Менеджмент».


























ТЕМА: СУЩНОСТЬ, РАЗВИТИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Управленческая деятельность – один из древнейших видов человеческой деятельности.

Менеджмент как вид деятельности уже давно существует в форме науки и искусства. При определении сущности и содержания менеджмента он характеризуется, прежде всего, как процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими посредством постановки целей и разработки способов и методов их достижения.

Менеджмент предполагает выполнение функций, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих поставленным целям. Умение ставить и достигать цели, определяемое как искусство точно знать, что и как предстоит сделать, является основой менеджмента. Подобным искусством обязаны обладать менеджеры, чья деятельность состоит в организации и руководстве работой всего персонала для достижения целей фирмы.

Термин «менеджмент» может употребляться в следующих смыслах:

- наука управления;

- практика управленческой деятельности;

- власть и искусство управления;

- манера общения с людьми;

- орган управления;

- уровень управления;

- система управления.

Менеджмент можно рассматривать в 3-х аспектах:

- как сочетание науки и искусства управления. Наука – это стандарты, нормы, правила, а искусство – здравый смысл, интуиция, озарение;

- как виды деятельности и процесс принятия управленческих решений;

- как аппарат управления деятельностью организаций.

Менеджмент основывается на следующих аксиомах:

1. управление – сложнейшая сфера человеческой деятельности, которой следует учиться всю жизнь;

2. в любой организации сотрудник, это прежде всего, личность со своими многообразными и противоречивыми потребностями и лишь в последнюю очередь – инструмент для обеспечения прибыли;

3. управляемый объект находится в чрезвычайно изменчивой и подвижной внешней среде.

Субъекты менеджмента: менеджеры – руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

ЗАДАНИЕ: Проанализировать предложенные ниже трактовки понятий и составить свои определения.

Менеджмент:

– управление в социально экономических системах.

– это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях хозяйствования намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

– совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.

– это управление, заведование и организация производства; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

– это эффективное и производительное достижение целей посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами.

Менеджмент – это _______________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Менеджер:

– тип управления, в наибольшей степени отвечающий потребностям и условиям рыночной экономики.

– субъект, осуществляющий управленческие функции.

– лицо в организации, ответственное за выполнение всех функций управления с помощью работы персонала.

– наемный работник, занимающий определенную должность в данной организации.

– искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами.

– (управляющий), наемный профессиональный управляющий (руководитель фирмы, предприятия и т.д.), специалист по управлению.

– это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующий в рыночных условиях.

– это субъект управления, представитель особой профессии, имеющий специальную подготовку, занимающий управленческую должность, в соответствии с которой он ставит цели и разрабатывает меры и средства их достижения.

– руководитель всех сфер жизнедеятельности коллектива, организатор производства, воспитатель и организатор коллектива людей.

Менеджер – это

____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Управление:

– совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации.

– целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей.

– сознательное регулирование всего процесса производства.

– это обособленный вид деятельности, который объективно необходим для реализации целей функционирования, реализуемый путем принятия решений.

– последовательность выполнения взаимосвязанных операций по преобразованию предмета управленческого труда в продукт – управленческое решение.

– это особый вид деятельности, определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых при этом находится в положении субъекта управления, а второй – в положении объекта управления.

– система мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленной цели.

– сложнейшая сфера человеческой деятельности, которой следует учиться всю жизнь.

Управление – это

____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________










































ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ И ЕЕ СРЕДА (ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ)

Организация представляет собой обособленное объединение людей для взаимодействия в достижении определенных целей и задач.

Это открытая система, состоящая из множества взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое. Центральное и основное место в организации занимает человек, владеющий, использующий и распоряжающийся техникой, технологией и финансами, принадлежащими данной организации.

Внутренние переменные организации. К основным внутренним переменным относятся сами цели и задачи, структура, кадры, техника и технология и другие составляющие организации.

Организации существуют не изолированно от окружающей среды.

Успешная деятельность организации в достижении поставленных целей и задач во многом зависит от внешнего окружения.

Внешняя среда – это комплекс факторов, оказывающих непосредственное влияние на производственную и финансово-хозяйственную деятельность компании.

Внешняя среда организации делится на среду прямого и косвенного воздействия.

Миссия – определение перечня текущих и перспективных направлений деятельности организации, выделение приоритетов в стратегии, т.е. тех основополагающих принципов и норм ведения деятельности, которые будут определять образ организации в перспективе. Отличительной особенностью миссии является то, что она должна быть выполнена по истечению определенного периода времени.

Задание 1. Составьте схему внешней среды организации (предприятия)














Задание 2. Составьте схему внутренней среды организации













ТЕМА: СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

В системе управления организацией различают два взаимодополняющих вида управленческой деятельности:

1. стратегическое управление, связанное с развитием будущего потенциала организации;

2. оперативное управление, реализующее существующий текущий потенциал организации.

Стратегическое управление представляет собой процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает:

- постановку целей;

-анализ внешней и внутренней среды;

- выработку стратегий;

- контроль за реализацией стратегии;

-оценку стратегии.

Стратегическое управление основывается на стратегических целях компании, а именно, не на нынешней, а на будущей структуре хозяйственной деятельности, не на имеющемся, а на создаваемом научном, производственном, сбытовом потенциале фирмы, под который выделяются ресурсы.

Стратегическое управление предполагает, что фирма определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетных целей. Отсюда различные виды стратегий, на которые фирма может ориентироваться.

Их можно классифицировать следующим образом:

  • продуктово -рыночная стратегия ;

  • стратегия маркетинга;

  • конкурентная стратегия;

  • стратегия нововведений (инновационная политика);

  • стратегия капиталовложений;

  • стратегия развития;

  • стратегия поглощения;

  • стратегия зарубежного инвестирования;

  • стратегия ориентация на расширение экспортной деятельности;

  • стратегия внешнеэкономической экспансии.

Выбор стратегии делается на основе сравнения перспектив развития фирмы в различных видах деятельности, установления приоритетов и распределения ресурсов между видами деятельности для обеспечения будущего успеха.

Деятельность по стратегическому управлению направлена на создание такой стратегической позиции, которая должна обеспечить длительную жизнеспособность организации в изменяющихся условиях.

Задание 1. Дайте определение термина:

Стратегия организации – это

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Перечислите виды стратегий

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Составьте миссию организации

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Ответить на вопросы:

1.На что направлена продуктово-рыночная стратегия?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Что предполагает стратегия поглощения?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.На что направлена стратегия маркетинга?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4.Что предполагает стратегия внешнеэкономической экспансии?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




















ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

Организационная структура управления – это состав и взаимоотношения подразделений в фирме или на предприятии. Она направлена на установление четких взаимоотношений между отдельными подразделениями и должностями фирмы, распределение между ними прав и обязанностей.

Организационные структуры удобно представлять графически в виде структурной схемы организации, в которой наглядно отражается из каких подразделений (должностей) состоит фирма или предприятие, как распределяются работники, и где пролегают каналы соподчинения и коммуникации.

Существуют следующие типовые структуры:

- линейная;

- функциональная;

- линейно-функциональная;

- штабная;

- дивизионная;

- матричная.

Линейная структура включает два блока: один занят производством, другой – реализацией товара. В ее рамках определяются права и обязанности всех участников. Она используется в небольших фирмах с однородной и несложной технологией. Управление осуществляется по схеме: начальник (директор) управляющий производством мастер производства исполнители (рабочие).

Линейно-штабная структура образуется путем создания специализированных служб (штабов) при каждом линейном руководителе. Например, при управляющем по производству создаются службы (штабы): снабжения, сборки, упаковки, транспортировки и т.д.

Функциональная структура представляет собой модификацию линейно-штабной структуры. Разница заключается в том, что персонал штабов функциональной структуры наделен не совещательно-исполнительными правами, а правом, руководства и принятия ответственных решений.

Дивизионная структура строится не по функциональному признаку, а по продуктам, рынкам или по группам обслуживаемых потребителей. Каждое подразделение рассматривается как «центр реализации», «центр прибыли», «центр инвестиций». Администрации фирмы подчиняются только общие отделы (финансовый, юридический и др.)

Матричная структура состоит из постоянных управленческих групп (центральная служба фирмы, службы функциональных менеджеров) и формирующихся групп конкретных новых продуктов или проектов. Она используется фирмами, продукция которых имеет относительно короткий жизненный цикл и часто меняется. Для решения проблемы в такие группы из функциональных отделов направляются сотрудники и необходимые ресурсы. После решения задач сотрудники возвращаются в свои отделы.

Множественная структура использует одновременно различные организационные структуры управления. Это делается в крупных и многопрофильных фирмах.

Задание 1. Раскройте сущность, достоинства и недостатки линейного типа организационной структуры (тип прямого подчинения).















Задание 2. Составьте схему штабного типа организационной структуры управления.












Задание 3. Составьте линейную структуру управления на примере любой организации.













Задание 4. Раскройте сущность, преимущества и недостатки линейно-функциональной структуры управления.











Задание 5. Ответить на вопросы:

1. Какая организационная структура, по вашему мнению, является наиболее современной и эффективной?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Если бы Вы были назначены главным менеджером, в какую-либо фирму, какое организационное построение предпочли бы и почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




































ТЕМА: ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Любой вид человеческой деятельности (трудовой, управленческой или какой-то другой) может быть представлен как совокупность отдельных операций, выполняемых участниками этой деятельности (работниками, управленцами и т.д.).

В управленческой деятельности такие операции принято называть функциями, которые своей целью имеют обеспечение работы организации в целом в заданном режиме.

Основными функциями управления предприятием являются : перспективное и текущее планирование; организация и регулирование; мотивация и координирование; контроль и учет. Таким образом, основа управленческой деятельности – это выполнение менеджером четырех общих функций, которые составляют так называемый цикл менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль.

Задание 1. Дайте определение каждой функции управления.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ

Планирование – это процесс определения действий, необходимых для достижения цели. Внутрифирменное планирование состоит из двух больших направлений: производственное и управленческое.

Планирование – это инструмент управления, первое воплощение замысла, творческое проектирование процесса управления, направленный на выбор путей достижения.

Задание 1. Перечислите и распишите пять этапов процесса планирования

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Каждый человек должен планировать свою жизнь, свое будущее. Без этого его действия теряют целенаправленность. Особенно он важен для будущих руководителей и менеджеров. Постарайтесь разработать для себя жизненный план, хорошо его продумать, скорректировать при необходимости и неуклонно выполнять, тогда, без сомнения вы многого добьетесь.

Примерный жизненный план

1. Некоторые черты вашего характера и цель жизни в будущем. Ваши представления о будущем и основная мечта:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Как бы Вы изложили сведения о себе человеку, которого не знаете?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Друзья написали бы о Вас также? Чтобы сказали они?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите трех человек, которые оказали на Вас наибольшее влияние:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите Ваши любимые виды общественной деятельности и хобби:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите три ваших любимых занятия:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Назовите три ваших нелюбимых занятия:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Охарактеризуйте кратко общую цель вашей жизни:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




2. Влияние внешней среды на Вас как на личность.

Какие события, происходящие в мире или ближайшем окружении, волнуют Вас?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие перемены, происходящие вокруг Вас, могут повлиять на вашу жизнь?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите ваши основные сильные стороны:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите ваши основные слабые стороны:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мешают ли вам неудачи в сегодняшней жизни?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какова ваша работа? (представить будущую работу).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Разместите по приоритетам ваши целевые установки (расставьте цифры от одного до восьми):

-удовлетворение ожиданий начальника

-престиж и положение

-уверенность в завтрашнем дне

-возможность независимо мыслить и действовать

-более высокая зарплата, увеличение льгот или и то и другое

-признание руководством вашей исполнительности

-продвижение по службе

-личный рост и развитие

Что вам больше всего нравится в вашей работе?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Ваши представления о будущем:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опишите, какой бы Вы хотели видеть свою жизнь через пять лет.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опишите, какой бы Вы хотели видеть свою жизнь через один год.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Составить рамочный план работы (занятий) на день, неделю, месяц.

Рамочный план – это идеальный план работы и отдыха специалиста или менеджера на определенный период (день, неделю и т. д.). Этот план позволяет приобретать навыки регулярного распределения дел по частям и по дням недели. В него интегрируют также личные дела и цели, касающиеся семьи, занятий спортом, отдыха, общения с друзьями и т.д.

Пример рамочного плана рабочего дня начальника цеха промышленного предприятия:

9.00 – 9.10 Изучение сведений об итогах работы цеха за предыдущий день(выполнение плана производства, качество продукции, состояние трудовой дисциплины и т.д.)

9.10 – 9.20 Изучение поступившей корреспонденции

9.20 – 9.35 Первый обход цеха(в целях изучения загруженности работников и станочного парка и др.)

9.35 – 9.50 Участие в совещании дирекции завода

10.00-10.30 Проведение оперативного совещания с руководством цеха

10.40-10.50 Работа над вопросами развития цеха

10.50-11.50 Изучение опыта работы других цехов завода или других предприятий

11.50-12.50 Поздравление работника(работников) цеха с днем рождения

12.50-13.00 Перерыв на обед

13.00-14.00 Работа с отделом управления персоналом по подбору и развитию персонала цеха

15.00-15.30 Участие в общезаводских мероприятиях

16.00-17.00 Второй обход цеха(в конце рабочего дня)

17.25-17.45 Выполнение анализа реализации плана своей работы за истекший день

17.45-17.50 Составление плана своей работы на следующий день

ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Поскольку всю работу выполняют люди, функция управления как организация позволяет определить, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества заданий и какие для этого потребуются средства.

Если функция планирования отвечает на вопрос что (Что включать в план? Что предпринять? Что предвидеть? и т.д.), то функция организации ставит вопросы кто и как (т.е. кто и как будет реализовывать план организации ?).

Через организаторскую деятельность, т.е. распределение и объединение задач и компетенций, должно целенаправленно происходить управление отношениями в каждой организации. Организация – это средство достижения целей организации.

Задание 1. Ответьте на вопросы:

1.В чем отличие функции организации от функции планирования?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Назовите и охарактеризуйте принципы, которыми руководствуются в процессе выполнения функции организации.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ

Контроль – одна из основных функций обеспечения процесса управления. Она занимает большую часть времени менеджера. Функцию контроля в том или ином виде менеджеру приходится выполнять ежедневно.

Контроль – это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей. Он дает уверенность менеджеру в том, что деятельность организации идет по плану, а контроль осуществляется полно и эффективно.

Задание 1. Опишите основные виды контроля

_____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Перечислите стадии процесса контроля

_____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Ответьте на вопрос:

Какова, по вашему мнению, роль контроля, его совершенствования в организациях?

_____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ФУНКЦИЯ МОТИВАЦИИ

Поведение человека всегда мотивировано. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от работы.

Поведение личности может иметь и любые другие проявления. Всегда следует искать мотив поведения.

Под мотивом понимают активные движущие силы, определяющие поведение людей. В жизни поведение человека всегда мотивировано. Руководители постоянно осуществляют функцию мотивации своих работников, осознавая это или нет.

Мотивация – процесс побуждения себя и других к активной деятельности для достижения личностных целей и целей организации.

Стремление человека реализовать себя в своем деле бесспорно. Так уж он устроен. Там, где управление и организация труда предоставляют сотрудникам такие возможности, их труд будет высокоэффективным, а мотивы к труду – высокими.. Мотивировать сотрудников – затронуть их важные интересы, дать им шанс реализоваться в процессе трудовой деятельности.

Задание 1. Перечислить из каких групп состоит стимулирование труда _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Практика показывает, что наибольший успех в бизнесе достигается за счет объединения усилий группы людей или коллективов при решении проблем. Если такая кооперация обеспечивает эффект мультипликации, то возникают дополнительные выгоды, которые невозможно получить поодиночке. Для этого необходимо выполнять определенные требования по вопросам кооперации:

1. цель совместной работы должна быть ясна и понятна всем участникам;

2. партнерам по возможности должны быть знакомы задачи друг друга;

3. при работе должны царить хорошее взаимопонимание и свободный обмен информацией;

4. никто не должен настаивать на своем варианте решения. Надо быть готовым пойти на компромисс и изменить свое решение в пользу другого, обещающего успех для всех;

5. необходимы правила игры, которых все должны придерживаться;

6. сильные стороны партнеров важнее для совместного дела, чем их слабые стороны. Первые необходимо скомбинировать, вторые – нейтрализовать;

7. вся информация должна поступать к координатору, чтобы можно было сразу же передать ее всем тем, кого непосредственно касается;

8. мешает кооперации тот, кто хочет добиться для себя выгоды за счет других участников;

9. каждый отвечает за свой участок работы, за надежность и соблюдение сроков;

10. в случае той или иной удачи, следует поощрять всех, имеющих отношение к данной работе;

11. все должны быть ознакомлены с типовыми условиями совместной работы (бюджет, предписания, сроки и т.п.);

12. если решения принимаются не совместно, они должны быть всем понятны и соответственно обоснованы.

Задание 3. Разработайте свою систему мотивации работников с точки зрения руководителя организации

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

1. Со всеми ли требованиями, обозначенными выше, вы согласны? Если с чем-то не согласны - аргументируйте

_____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие еще требования, предпосылки необходимы, чтобы конечный результат совместного труда был бы максимальным?

_____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какую должен провести организационную подготовку менеджер для совместной работы сотрудников, чтобы гарантировать успех?

____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



















ТЕМА: СИСТЕМА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ.

Управление – это регулирование процессов вложения и обработки ресурсов, производства и реализации продукции.

В системе производства продукции управление занимает определяющее место.

Характер и эффективность процесса производства товаров или услуг обуславливается уровнем организации его управления. Оно неотделимо от процесса производства, является его составной частью.

Основные задачи управления – обеспечение наиболее эффективного использования материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов, создание предпосылок для всемерного повышения эффективности производства.

Метод управления –совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей.

В менеджменте существует большое разнообразие методов управления и их классификаций. Наиболее широкое распространение получила классификация методов управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает административное. Экономическое и социальное воздействие на управляемую систему.

Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления. Это может быть как предприятие в целом, так и отдельное его подразделение (отдел, департамент и т.п.). Также это может быть функция предприятия (производство, маркетинг, инновации, финансы, информация) либо функции менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль).

Содержание методов управления – это специфика приемов и способов воздействия.

Организационная форма методов управления – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Оно может быть прямым (непосредственным) или косвенным (поставка задачи и создание стимулирующих условий).

В связи с вышеизложенным выделяются следующие методы управления:

  • организационно-распорядительные, или организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

  • экономические, обусловленные экономическими стимулами;

  • социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

Задание 1. Разработать правила работы с подчиненными:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Разработать методы работы с подчиненными:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Ответить на вопросы:

1.Какие методы управления относятся к организационно-распорядительным?

_____________________________________________________________________________

2.Какие методы управления относятся к экономическим?

____________________________________________________________________________

3.Какие методы управления можно отнести к социально-психологическим?

_____________________________________________________________________________













































ТЕМА: ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА МЕНЕДЖЕРОВ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ

Функции руководителя, менеджера зависят от ряда условий. Это приводит к мысли, что внутри организации функции руководителей зависят от уровней управления, которые являются способом разделения управленческого труда между руководителями, менеджерами.

Принято выделять три уровня управления:

1. руководители низового (первого) уровня руководят непосредственно работниками (рабочими), которые находятся в их подчинении, и осуществляют контроль за выполнением производственных заданий. Типичные должности: мастер, заведующий отделом, бригадир, старшая медсестра в больнице);

2. руководители среднего звена осуществляют связь высшего и низового уровней. Характер их работы определяется содержанием работы подразделения. Такой руководитель возглавляет подразделение или отдел. Типичные должности: заведующий отделом в фирме по направлениям, начальник цеха, декан в вузе. Значительная часть рабочего времени руководителя этого уровня затрачивается на устное общение.

3. руководители высшего уровня отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом. Типичные должности: генеральный директор, директор в организациях (на предприятиях, в фирмах), президент компании, главный врач в больнице, ректор в вузе.

Задание 1.Разработать требования к менеджерам как специалистам разных уровней управления.

1. Требования к менеджерам высшего звена

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Требования к менеджерам среднего звена

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Требования к менеджерам низшего звена

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Менеджер, особенно высокого уровня, всегда должен иметь своего заместителя. От их совместной деятельности, взаимодействия во многом зависит успех дела. Ниже приводятся основные заповеди, которыми следует руководствоваться в рамках деловых отношений руководителя и его заместителя.

Заповеди для руководителя:

1. Обязательное полное информирование заместителя о состоянии дел.

2. Лояльность по отношению к заместителю. Руководитель должен не просто поддерживать своего заместителя, но и отстаивать его интересы.

3. Оказание заместителю всякого содействия: он должен иметь доступ к информации, ценному опыту.

Заповеди для заместителя:

1. Действовать в духе отсутствующего руководителя. Не следует видеть в заместительстве шанс для проведения собственной политики.

2. Лояльность по отношению к отсутствующему руководителю. Ни по отношению к руководителю своего «шефа», ни по отношению к подчиненным заместителю не следует проводить собственной тактики.

3. Секретность. Необходимо хранить молчание обо всех происшествиях в подразделении. Конечно, заместитель не обязан скрывать ставшие ему известными факты, связанные с уголовными преступлениями.

4. Честность и благородство. Заместитель не должен использовать полученную им во время заместительства информацию ради собственной карьеры.

5. Ориентация на окончание сроков заместительства. Заместитель должен зафиксировать в рабочем дневнике (других аналогичных документах) все существенные дела и полностью информировать о них руководителя по его возвращении, чтобы тот мог без промедления приступить к работе.

Ответить на контрольные вопросы:

1. Со всеми ли заповедями вы согласны?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


2. Что еще, по вашему мнению, нужно добавить к ним ради пользы дела?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. От каких заповедей, на ваш взгляд, можно или нужно отказаться и почему?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Если бы вас назначили топ-менеджером, руководствовались бы вы приведенными ранее рекомендациями во взаимоотношениях со своим заместителем? Поясните свою позицию.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

В российской экономической литературе излагается мнение о том, что имеется пять базовых направлений в работе менеджера: какой бы областью он ни занимался. Их результатом является интеграция ресурсов для поддержания жизнеспособности и развития организации.

1. менеджер устанавливает цели, определяет конкретные задачи и пути их решения для достижения целей.

2. менеджер организует фирму как систему на их выполнение; анализирует виды деятельности, решения, необходимые для достижения целей. Затем выявляет проблемы, ставит задачи, группирует проблемы и задачи и поручает конкретным сотрудникам их выполнение.

3. менеджер поддерживает мотивацию труда и коммуникации внутри фирмы. Он составляет команду из людей, ответственных за определенные работы, делая это с помощью различных приемов, путем кадровых решений (об оплате труда, назначениях, повышениях и др.), а также множества решений, повышающих качество труда и жизни сотрудников. При этом осуществляются постоянные связи менеджера с подчиненными, начальниками, коллегами.

4. менеджер создает систему контроля. Он определяет единицы измерения, фиксируя показатели, сориентированные на работу всей организации и в то же время на работу конкретного сотрудника. Он анализирует и оценивает достигнутые результаты, сообщая о них своему руководству, подчиненным и коллегам.

5. менеджер способствует росту деловой карьеры людей, обеспечивая условия, способствующие продвижению по «служебной лестнице» членов организации.

Ответить на контрольные вопросы:

1. Все ли главные аспекты многообразной деятельности современного менеджера здесь учтены?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что, на ваш взгляд, нужно добавить, чтобы общая характеристика действий менеджера стала более полной?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие направления в работе менеджера являются приоритетными?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

Для реализации планов предприятия, фирмы, организации каждый из работников должен выполнить конкретные задачи, вытекающие из целей организации. В связи с этим руководство, прежде всего, обязано найти эффективный способ сочетания особенностей поставленных задач и черт характеров, решающих их людей. Существенную роль здесь также играют мотивация и контроль. Все это обеспечивается путем делегирования полномочий, повышения ответственности исполнителей и выполнения организационных полномочий.

Делегирование в менеджменте - это передача менеджером полномочий и ответственности за выполнение задач одному или нескольким подчиненным с учетом его (их) возможностей.

Под термином «полномочия» понимают наличие у конкретного лица определенных прав по использованию ресурсов предприятия.

Руководитель не может (и не должен) один выполнить все функции организации. Если задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден выполнять их сам. Однако его время и способности ограничены. Поэтому сущность управления заключается в умении «добиться выполнения работы другими».

Для того чтобы эффективно осуществлять делегирование, необходимо понять связь ответственности и организационных полномочий.

Ответственность – это принятие на себя обязательств по выполнению требующих решения задач.

Организационные полномочия представляют собой право использовать ресурсы предприятия, направлять усилия его сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются, но необходимо учитывать и деловые качества человека, занимающего ее в данный момент.

Ответить на вопросы:

1. Если вы – менеджер, то какие из своих задач и полномочий вы могли бы, по вашему мнению, делегировать подчиненным?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Какую систему контроля за выполнением задачи вы бы избрали?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Если вы делегировали часть своих полномочий, то вправе ли вы снять с себя за них ответственность полностью?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. Какие свои задачи и полномочия вы никогда никому делегировать не будете?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________








































ТЕМА: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Предвидение и принятие решения являются наиболее важными функциями руководителя. Труд руководителя – это бесконечный процесс принятия решений.

Управленческое решение – это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления, это выбор наилучшей альтернативы из числа возможных, предполагающей набор эффективных действий по совершенствованию организации управления предприятием.

Управленческие решения можно классифицировать по нескольким основаниям.

Задание 1. Заполнить классификацию управленческих решений.

1. по уровню принятия различают:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. по периоду их действия выделяют:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. по количеству целей выделяют:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.по степени структурированности выделяют :

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5.по длительности действия выделяют :

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО РЕШЕНИЯ

Метод управления – совокупность приемов и способов воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения целей, т.е. руководителя на управляемый им коллектив.

Методы менеджмента отвечают на вопрос, каким способом воздействовать на работников (или организацию), чтобы они работали наиболее эффективно.

Методы эффективных управленческих решений – это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема. Их существует довольно много, например:

декомпозиция – представление сложной проблемы как совокупности простых вопросов;

диагностика – поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Этот метод применяется при ограниченных ресурсах.

Следует различать методы принятия управленческих решений на основе математического моделирования и методы, основанные на психологических приемах работы в группах.


Задание 1. Схематично представьте методы принятия управленческих решений.
















































ТЕМА: УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ.

СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

Под стилем управления понимают психологические особенности взаимодействия руководителя с подчиненными, определяемые совокупностью применяемых им методов и приемов работы.

Менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми управлением. По сравнению с другими видами труда в организации он имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах.

Управленческий персонал – категория работников, главный смысл и содержание труда которых отражает специфику решаемых задач, обусловленных преимущественно умственным, творческим характером управленческого труда, в центре которого постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, а также эффективная организация совместной деятельности работников.

Важным фактором повышения результативности менеджмента является разделение труда менеджеров, т.е. специализация управленческих работников на выполнение определенных видов деятельности, разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности.

В организациях выделяют четыре вида разделения труда менеджеров: функциональное, структурное, технологическое, профессиональное.

Стиль руководства – это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера.

Под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений.

Все определения стиля управления сводятся к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, т.е. стиль – это система постоянно применяемых методов руководства.

Выбор стиля руководства во многом зависит от того, какую задачу ставит перед собой менеджер: управлять, направлять, поддерживать или делегировать полномочия.

Стиль управления оказывает существенное влияние на эффективность организации производства и руководства людьми. Различают следующие стили: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный), либеральный (либерально-попустительский, разрешительный).

Задание 1. Дать определения терминов:

Авторитарный стиль руководства - это

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Демократический стиль руководства - это

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Либеральный стиль руководства – это

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечислите преимущества и недостатки авторитарного стиля

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечислите преимущества и недостатки демократического стиля

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. В практике менеджмента известны два основных способа руководства людьми: через прямое использование власти или через отказ от нее. Какой способ управления сотрудниками фирмы вы полагаете предпочтительнее: приказывать или советоваться с подчиненными. Как эффективнее решить ту или иную проблему? Поясните свой выбор.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Какие требования предъявляют к менеджеру как к руководителю

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Какие требования предъявляют к менеджеру как к специалисту

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Напишите требования к личным качествам современного менеджера

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.

Заполните таблицу «Стили руководства». Определите, какой стиль управления присущ данным руководителям


Стили руководства

Приемы принятия решений

Способ доведения принятого решения до исполнителей

Отношение к инициативе

Отношение к подбору кадров

Отношение к недостатку собственных знаний

Характер отношений с подчиненными

Отношение руководителя к дисциплине

Отношение к моральному воздействию на подчиненных

Авторитарный стиль Серов В.М

















Демократический Кузнецов П.П.

















Либеральный Иванов А.А.
















Психологический тест; УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ВЛИЯТЬ НА ДРУГИХ?

Основа основ в профессии менеджера, любого делового человека – умение влиять на окружающих. Но есть ли у Вас такая способность, можете ли Вы повести людей за собой, или Вам надо тщательно развивать эту черту характера? Помочь в поисках ответа на этот вопрос призван приводимый ниже тест. Отвечать на вопросы можно либо «да», либо «нет».

1.Способны ли Вы представить себя в роли актера или политического деятеля?

2.раздражают ли Вас люди, одевающиеся и ведущие себя экстравагантно?

3.Способны ли Вы разговаривать с другим человеком на тему своих интимных переживаний?

4.Моментально ли Вы реагируете, когда замечаете малейшие признаки неуважительного отношения к своей особе?

5.Портится ли у Вас настроение, когда кто-то добивается успеха в той области, которую Вы считаете для себя самой важной?

6.Любите ли Вы делать что-то трудное, чтобы продемонстрировать окружающим свои незаурядные способности?

7.Можете ли Вы пожертвовать всем, чтобы добиться в своем деле выдающегося результата?

8.Стремитесь ли Вы к тому чтобы круг Ваших друзей был неизменен?

9.юбите ли Вы размеренный образ жизни со строгим распорядком всех дел и даже развлечений?

10.Любите ли Вы менять обстановку у себя дома или переставлять мебель?

11.Любите ли Вы пробовать новые способы решения старых задач?

12.Любите ли Вы дразнить слишком самоуверенных и заносчивых людей?

13.Любите ли Вы доказывать, что Ваш начальник или кто-то весьма авторитетный в чем-то не прав?

Обработка результатов

За каждое совпадение ваших ответов с ключом запишите по 5 баллов.

Ключ :

Ответ «да» -вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 13.

Ответ «нет» - вопросы 2, 8, 9.

Итог и консультации психолога:

От 35 до 65 баллов:

Вы человек, который обладает великолепными предпосылками, чтобы эффективно влиять на других, менять их модели поведения, учить, управлять, наставлять на путь истинный. В подобного рода ситуациях Вы обычно чувствуете себя как рыба в воде. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться на обочине и думать только о себе. Он должен делать что-то для других, руководить ими, указывать на допущенные ошибки, учить их, чтобы они лучше чувствовали себя в окружающей действительности. Вы наделены даром убеждать окружающих в своей правоте. Однако вам надо быть очень осторожным, чтобы Ваша позиция не стала чрезмерно агрессивной. В этом случае Вы можете превратиться в фанатика или тирана.

30 и меньше баллов:

Увы, хотя Вы часто бываете, правы, убедить в этом окружающих Вам удается далеко не всегда. Вы считаете, что Ваша жизнь и жизнь окружающих должны быть подчинены строгой дисциплине, здравому рассудку, хорошим манерам и ход ее должен быть вполне предсказуемым. Вы не любите ничего делать через силу. При этом Вы часто бываете слишком сдержанны, не достигая из-за этого желанной цели, а часто оказываетесь и неправильно понятым, а жаль.

Ситуативный тест

«КАКОВ ВАШ ОСНОВНОЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА?»

Этот тест поможет выявить вашу личную предрасположенность к определенному способу действий во взаимоотношениях с другими людьми.

Инструкция

Предлагается 8 гипотетических ситуаций. Применительно к каждой из них необходимо принять решение, которое поможет оказать негативное влияние на вас или на членов вашей рабочей группы. Определите из числа предложенных вариантов наиболее приемлемый, с вашей точки зрения, способ действий в каждой ситуации и обозначьте свои действия соответствующей буквой «а», «б», «в», «г».

Варианты действий

А) предоставить членам группы возможность самим принимать решение;

Б) спросить мнение членов рабочей группы, однако оставить право принятия окончательного решения за собой;

В) самому принять решение и объяснить его остальным членам рабочей группы;

Г) самому принять решение и объяснить членам рабочей группы только то, что конкретно от них сейчас требуется.

Ситуации :

  1. В виду финансовых затруднений вы вынуждены урезать бюджет для вашего отдела. Как вы определите, какие конкретно статьи бюджета будут подвергнуты сокращению?

  2. Из –за приближения окончательного срока сдачи работы кому-то из вашего подразделения придется задержаться допоздна и доделать необходимый проект доклада. Как вы решите, кому следует это сделать?

  3. Будучи тренером софтбольной команды (разновидность бейсбола), вам необходимо сократить количество игроков от имеющихся 30 до 25. Каким образом вы будете принимать решение о том, кого исключить?

  4. Работники вашего отдела должны таким образом распределить свои отпуска, чтобы в отделе всегда было необходимое количество персонала . каким образом вы примете решение, кто пойдет в отпуск первым?

  5. Будучи председателем социального комитета компании, вам нужно определить тематику, к которой будет приурочена ежегодно проводимая компанией вечеринка. Как вы будете принимать решение?

  6. У вас есть возможность приобрести или взять в аренду некоторую часть необходимого для компании оборудования. Тщательно взвесив все «за» и «против», каким образом вы сделаете окончательный выбор, какую именно часть стоит приобрести?

  7. Ведется изменение дизайна интерьера в офисе вашего отдела. Каким образом вы решите, в какой цветовой гамме его лучше выполнить?

  8. Вместе со своими коллегами вам необходимо отвести крупного сановника куда-нибудь пообедать. Как вы будете выбирать ресторан?

Подведите итоги.

Используя ключ, подсчитайте свой результат и оцените его:

1.Подсчитайте ответы, обозначенные буквой «а». Согласно ситуационной модели лидерства, разработанной Хэрси и Бланшардом, количество ответов с буквой «а» в ваших результатах указывает на степень вашей склонности к делегированию полномочий. В этом случае ваши действия не сориентированы ни на выполнение задания, ни на поддержание хороших взаимоотношений с подчиненными. Вы оказываете им мало поддержки и при этом не даете точных указаний. Ваш стиль руководства близок к «нейтральному».

2.Таким же образом подсчитайте количество ответов с буквой «б». результат подсчета указывает на вашу склонность к так называемому «участливому» («демократическому»стилю руководства. В этом случае вы в основном ориентируетесь на поддержание хороших отношений с людьми, часто практикуете совместное принятие решений.

3.Количество ответов с буквой «в» определяет вашу склонность к «торговому» стилю руководства. Имеется в виду, что вы в равной мере расставляете акценты на необходимости максимально качественно выполнить задание и на поддержание хороших взаимоотношений с сотрудниками. Вы занимаетесь определенной « торговлей», оказывая как поддержку сотрудникам, так и директивное давление на них в процессе руководства.

4.Количество ответов с буквой «г» указывает на «разъяснительную» тенденцию вашего руководства, его ориентацию на задачу. Вы больше сориентированы на выполнение задания, меньше стараетесь поддерживать неформальные контакты с вашими подчиненными, в основном предпочитаете давать целевые указания.

Посмотрите, ответов, с какой из букв в ваших результатах больше всего, они указывают на ваш доминирующий стиль руководства.






























ТЕМА: УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ

Конфликт – это противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

Существуют конфликты между фирмами, компаниями, ассоциациями, в пределах одной организации и т.п. Конфликт, возникающий в организации, называют организационным, в частности это диспуты, конфронтации, противоречия и т.п.

Основными элементами конфликта являются конфликтная ситуация и инцидент.

Задание 1. Дать определения терминов:

Конфликтная ситуация – это

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Инцидент – это

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Управление конфликтами - это

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конфликтологами разработаны и продолжают разрабатываться способы предотвращения, профилактики конфликтов и методы их "безболезненного" разрешения. В идеале считается, что менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно его использовать. И первый шаг в управлении конфликтом состоит в понимании его источников. Менеджеру следует выяснить : это простой спор о ресурсах, недоразумение по какой-то проблеме, разные подходы к системе ценностей людей или это конфликт, возникший вследствие взаимной нетерпимости (непереносимости). психологической несовместимости. После определения причин возникновения конфликта, он должен минимизировать количество его участников. Установлено, что чем меньше лиц участвует в конфликте, тем меньше усилий потребуется для его разрешения.

Задание 2. Определите природу и тип известного Вам конфликта (причины, объект, субъект). Разработайте модель эффективного управления конфликтом.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Назовите и поясните четыре фазы развития конфликта.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 4. Ответьте на вопросы:

1.Что лежит в основе конфликта?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что должен делать менеджер для того, чтобы в коллективе не возникало конфликтных ситуаций?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. В чем суть управления конфликтными ситуациями?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Кратко опишите основные виды конфликтов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Психологический тест: «КОНФЛИКТНАЯ ЛИЧНОСТЬ»

Никогда не спорьте с дураком, люди могут не заметить между вами разницы. (пословица)

Тест позволяет оценить степень Вашей конфликтности или тактичности.

Инструкция:

Выберите один из трех предложенных вариантов ответа – а, б, в.

1.Представьте, что в общественном транспорте начинается спор.

Что вы предпринимаете:

А) избегаете вмешиваться в ссору;

Б) можете вмешаться, встать на сторону потерпевшего, кто прав;

В) всегда вмешиваетесь и до конца отстаиваете свою точку зрения.

2.На собрании вы критикуете руководство за допущенные ошибки:

А) нет;

Б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему;

В) всегда критикуете за ошибки.

3.Ваш непосредственный начальник излагает свой план работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше:

А) если другие вас поддержат, то да;

Б) разумеется, вы будете поддерживать свой план;

В) боитесь, что за критику вас могут лишить премиальных.

4.Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями:

А) только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят ваши отношения;

Б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;

В) вы спорите со всеми и по любому поводу.

5.Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди:

А) считая, что и вы не хуже него, попытаетесь обойти очередь;

Б) возмущаетесь, но ро себя;

В) открыто высказываете свое негодование.

6.Представьте себе, что рассматривается рационализаторское предложение, экспериментальная работа вашего коллеги, в которой есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим. Как вы поступите:

А) выскажетесь и о положительных и об отрицательных сторонах этого проекта;

Б) выделите положительные стороны в его работе и предложите предоставить ее;

В) станете критиковать ее : чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибки.

7.Представьте: свекровь (теща) постоянно говорит вам о необходимости экономии и бережливости, о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей скажете:

А) что одобряете покупку, если она доставила ей удовольствие;

Б) говорите, что эта вещь безвкусна;

В) постоянно ругаетесь, ссоритесь с ней из-за этого.

8. Вы встретили подростков, которые курят. Как вы реагируете:

А) думаете: «Зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных озорников?»;

Б) делаете им замечание;

В) если бы это было в общественном месте, то вы бы их отчитали.

9.В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас:

А) в таком случае вы не даете ему чаевые, которые заранее приготовили, если бы он поступил честно;

Б) попросите, чтобы он еще раз при вас подсчитал сумму;

В) это будет поводом для скандала.

10. Вы в доме отдыха. Администратор занимается посторонними делами, сам развлекается вместо того, чтобы выполнять свои обязанности: не следит за уборкой в комнате, разнообразием меню. Возмущает ли вас это:

А) да, но если вы даже и выскажете ему какие-то претензии, это вряд ли что-то изменит;

Б) вы находите способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы;

В) вы вымещаете недовольство на младшем персонале: уборщицах, официантках.

11.Вы спорите с вашим сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку:

А) нет;

Б) разумеется, признаете;

В) какой же у вас авторитет, если вы признаетесь, что были не правы?

КЛЮЧ:

Каждый вариант ответа получает определенное количество очков :

Ответ «а» - 4 очка;

Ответ «б» -2 очка;

Ответ «в» - 0 очков.

Подсчитайте сумму набранных очков.

Результат:

От 30 до 44 очков:

Вы тактичны. Не любите конфликтов, даже если и можете их сгладить, легко избегаете критические ситуации. Когда же вам приходится вступать в спор, то вы учитываете, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но, когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем самым вы теряете уважение к себе в глазах других?

От 15 до 29 очков

О вас говорят, что вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на ваши служебные или личные отношения, и за это вас уважают.

От 10 до 14 очков

Вы ищете поводов для споров, большая часть которых излишня, мелочна. Любите критиковать, но только когда это выгодно вам. Вы навязываете свое мнение, даже если не правы. Вы не обидитесь, если вас будут считать любителем поскандалить? Подумайте, не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценности?




































ТЕМА: ДЕЛОВОЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

Рабочее время менеджера уходит на деловые беседы, совещания, переговоры, согласования, поручения, т.е. на деловое общение. Деловое общение определенно является искусством, в котором существенную роль играет чувство такта и ощущение контакта с партнером.

Деловое общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Формами делового общения являются: собрание, совещание, деловая беседа, телефонный разговор.

Деловое общение может быть групповым и межличностным.

Наиболее важной формой делового общения является деловая беседа, которая представляет собой форму устного обмена информацией между несколькими людьми в узком кругу.

Беседа является важным элементом таких управленческих процедур, как деловые переговоры, консультирование, встречи, оформление или увольнение сотрудников.

Задание 1. Дать определения понятиям:

Деловая беседа – это

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Деловое совещание – это

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Деловые переговоры – это

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Составить план деловой беседы




















Задание 3. Составить план делового совещания




















ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Под административной этикой понимается научная теория нравственного поведения руководителя, выполняющего нормотворческие, распорядительские обязанности и в необходимых случаях применяющего меры принуждения.

Этика руководителя предполагает знание основных норм взаимоотношений между людьми, между личностью и коллективом, а также между коллективами.

Этика взаимоотношений руководителя с коллективом способствует четкой организации работы, обеспечению стабильности и слаженности коллективного труда.

Правила и нормы взаимоотношений работников в коллективе, а также между руководителем и подчиненным вместе с другими писаными и неписаными правилами их поведения образуют служебный этикет.

Задание 1.Составьте идеальную модель общения (с воображаемым собеседником). Продумайте следующие действия :

  1. построение контакта и налаживание отношений доверия;

  2. привлечение внимания;

  3. аргументация.

Аргументация. В момент аргументации необходимо продумать вопросы, которые Вы будете задавать, а также предусмотреть возможные варианты ответов на них. Вместе с тем следует просчитать варианты уточнений и вопросов, которые может задать Вам Ваш партнер по общению, а также возможные ответы на его вопросы. В процессе этой работы появятся аргументы, которые вы будете использовать для утверждения своей позиции (ссылка на конкретные документы, на лучшие предприятия, имеющийся опыт и т.п.). вот некоторые правила, которых необходимо придерживаться для достижения эффекта в процессе аргументации:

  1. оперируйте при аргументации простыми, ясными, точными и убедительными понятиями;

  2. темпы и способы аргументации следует выбирать с учетом особенностей характера собеседника;

  3. аргументация должна быть корректной по отношению к собеседнику;

  4. следует избегать неделовых выражений и формулировок, затрудняющих восприятие сказанного.

Задание 2. Опишите составные элементы организации (технологии) общения.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Ответить на вопросы:

1.Каковы правила ведения деловой беседы?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие существуют основные стадии проведения делового совещания?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Назовите обязательные элементы построения телефонного разговора.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Как Вы понимаете роль общения в жизни менеджера?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Как влияет уровень общительности менеджера на эффективность работы предприятия?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психологический тест:

«ЛЕГКО ЛИ ВАМ ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ?»

Наверняка среди ваших знакомых есть человек, который удивляет вас своим умением свободно и легко чувствовать себя в любой обстановке.

О таком говорят, что ему присуща легкость в общении. Попробуйте оценить, насколько это свойство выражено у вас. Из трех вариантов ответов : а, б, в – выберите тот, который вам больше подходит.

1.Можно ли о вас сказать, что вы никогда не лезете за словом в карман?

А) безусловно, это моя особенность;

Б) зависит от ситуации;

В) это не про меня.

2.Вас часто и очень охотно приглашают в гости и на вечеринки?

А) думаю, да;

Б) не очень часто;

В) нет, я не люблю вечеринок.

3.Неожиданно оказавшись в центре всеобщего внимания, вы чувствуете себя

А) легко и свободно;

Б) иногда не в своей тарелке;

В) готов провалиться сквозь землю.

4.Вы познакомились с девушкой (юношей), не добились свидания и расстаетесь со словами :

А) нет проблем;

Б) бывает и так;

В) пожалуй, для меня это сложно.

5.Впервые выступая перед совершенно незнакомой аудиторией, вы испытываете :

А) смущение или даже страх;

Б) некоторое волнение;

В) спокойствие, возбуждение.

6.Вы можете и любите развлекать общество, быть душой компании?

А) да, не стану скромничать;

Б) зависит от компании;

В) не люблю привлекать внимания.

7.Спросить о чем-либо у незнакомого человека для вас целая проблема?

А) не спрошу, пока не заблужусь;

Б) иногда бывает неловко;

В) обращаюсь, даже не задумываясь.

8.Предстоит встреча с незнакомыми людьми. Хочется вам, чтобы рядом был кто-то свой?

А) конечно, это придает уверенности;

Б) иногда это бывает кстати;

В) думаю только о встрече.

9.Вы умеете быстро войти в незнакомую компанию и чувствовать себя в ней свободно?

А) мне это не трудно;

Б) иногда это удается;

В) такого обо мне не скажешь.

10.Вы любите рассказывать в компании анекдоты и смешные истории?

А) да, это разряжает обстановку;

Б) может быть, при случае;

В) нет, больше люблю слушать.

КЛЮЧ

Для подсчета баллов воспользуйтесь таблицей-ключом :

РЕЗУЛЬТАТ:

0 – 10 баллов:

Вам несвойственна легкость в общении. Вы просто другой человек, с индивидуальными особенностями темперамента и личности, что совершенно не мешает многим людям любить и уважать вас. А ведь это самое главное.

10 – 20 баллов:

Временами вы удивляетесь тому, насколько легко и естественно вы можете вести себя. Но, к сожалению, это бывает не всегда и не по вашему желанию.

20 - 30 баллов:

Вы артистичны и обаятельны. Любите развлекать других. Легко вживаетесь в разные социальные роли. Испытываете потребность производить приятное впечатление, нравиться окружающим.

Психологический тест «КОММУНИКАБЕЛЬНЫ ЛИ ВЫ?»

Тест оценивает степень общительности.

Инструкция:

16 вопросов, на которые следует ответить одной из трех альтернатив:

«да», «нет», «иногда».

1.Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2.Не откладываете ли Вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже невмоготу?

3.Вызывает ли у Вас смятение или неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

4.Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5.Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6.Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-либо вопрос?).

7.Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8.Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл вернуть Вам 1000 рублей, которые занял несколько месяцев назад?

9.В ресторане или в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы , лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10.Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11.Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения, нежели стать в хвост и томиться в ожидании?

12.Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13.У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких «чужих» мнений на этот счет Вы не принимаете. Это так?

14.Услыхав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

15.Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16.Охотнее ли Вы, излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменном виде, чем в устной форме?

Ключ:

Да – 2 очка;

Иногда – 1 очко;

Нет – 0.

Подсчитайте сумму набранных вами очков.

Результат:

30 – 32 очка:

Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как страдаете от этого больше всех Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25 - 29 очков:

Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у Вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если не ввергает Вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но в Вашей власти изменить эти особенности характера. При увлеченности Вы ведь приобретаете полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19 – 24 очков:

Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой , в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14 – 18 очков:

Нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний. Выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.


9 – 13 очков:

Вы весьма общительны, порой, быть может даже сверх меры. Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает – так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы сможете себя заставить не отступать.

4 – 8 очков:

Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом, Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в «своей тарелке». Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнением. Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и менее:

Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да. Вам бы поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительное отношение к людям, наконец, подумайте и о своем здоровье – такой «стиль» жизни не проходит бесследно.





ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ,

выполняемой в отдельной тетради


  1. Объясните различия понятий «менеджер», «руководитель», «лидер».

  2. Содержание понятия «менеджмент».

  3. Назовите основные требования к современному менеджеру.

  4. Содержание понятий «предпринимательство», «бизнес».

  5. Разработать пять страниц деловой книги:

1 – я страница план мероприятий на год;

2 – я страница план на месяц;

3 – я страница встречи на неделе;

4 – я страница распорядок дня;

5 – я страница важные адреса и номера телефонов.

6. Проведите сравнительный анализ американской и японской моделей менеджмента.

7. Назовите правила и принципы делегирования.

8. Ответить на вопрос: Люди, с каким типом характера могут управлять?

9. Ответить на вопрос: Люди, с каким типом характера могут только подчиняться?

10.Проведите попарный сравнительный анализ типов характеров : гипертимный – аутистический; неустойчивый – комформный; психастический – застревающий; демонстративный – лабильный; циклоидный – гипертимный.

11. Что такое «Управляющая пятерня»?

12. Рассуждение на тему «Лидер и менеджер – сходство и отличия»

13. Рассуждение на тему «власть» и «влияние» – в чем заключается различие между этими понятиями?

14. Рассуждение на тему «Личностные качества менеджера»

15. Подготовить доклады, сообщения, выступления; написать и создать презентации по темам :

15.1. Появление менеджмента и его значение для общества.

15.2.Основные группы профессиональных качеств современного менеджера.

15.3. Предприниматель и менеджер: сходство и различие.

15.4. Современные теории менеджмента.

15.5. Административные методы управления.

15.6. Социально-психологические методы управления.

15.7. Мотивация управленческого труда.

15.8. Лидерство в менеджменте.

15.9. Экономические методы управления предприятием в современных условиях.

15.10.Портрет современного менеджера.

15.11.Предприниматель и менеджер : сходство и различие.

15.12.Американский менеджмент : опыт и проблемы.

15.13.Японская модель менеджмента.

15.14.Особенности российского менеджмента.

15.15. Деловой этикет менеджера.


.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Менеджмент – О.С. Виханский, А.И. Наумов , М.: ГАРДАРИКИ, 2008

  2. Менеджмент – И.Н. Герчикова , М.: ЮНИТИ, 2009

  3. Менеджмент – Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов, М.: АСАДЕМА, 2010

  4. Основы менеджмента – Н.И. Кабушкин, М.: 2009

  5. Основы менеджмента – В.В. Лукашевич, М.: АСАДЕМА, 2008

  6. Основы менеджмента – А.К. Семенов А., В.И. Набоков , М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007

  7. Основы общего менеджмента, М., 2006

  8. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом – В.П. Пугачев, АСПЕКТ ПРЕСС, М., 2010

  9. Управленческие решения – В.С. Юкаева, М., 2009














 


36



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!