СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по дисциплине "Основы социологии и политологии" для самостоятельной работы студентов по специальности 34.02.01. Сестринское дело

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая тетрадь для самостоятельного изучения и закрепления изученного студентом основного материала по дисциплине "Основы социологии и политологии"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по дисциплине "Основы социологии и политологии" для самостоятельной работы студентов по специальности 34.02.01. Сестринское дело»


Макушинский многопрофильный филиал

Государственного бюджетного профессионального общеобразовательного учреждения

« Курганский базовый медицинский колледж»


Рассмотрено:

Утверждаю:

На заседании ЦМК

Зам.директора по УВР

Протокол № от « »___________2022 г

Кулшманова А.А.

Председатель___________ Тептяева М.С.

« «__________ 2022 г.











Рабочая тетрадь по основам социологии

для самостоятельной работы студентов по специальности

34.02.01 Сестринское дело



























г. Макушино 2022.


Рабочая тетрадь по дисциплине: Основы социологии и политологии / авт.сост.:В.В. Шипилова. –Макушино, 2022.- 39 с.





Автор - составитель: Шипилова Виктория Владимировна – преподаватель высшей квалификационной категории Макушинского многопрофильного филиала Государственного бюджетного профессионального общеобразовательного учреждения « Курганский базовый медицинский колледж»



Рецензенты:

Данная рабочая тетрадь построена в соответствии с требованиями ФГОС - СОО (Федеральный государственный стандарт третьего поколения) к минимуму уровня подготовки выпускников по специальности 34.02.01 Сестринское дело и разработано на основе рабочей программы по «Основам социологии и политологии» ОГСЭ.07. Рабочая тетрадь включает в себя 9 тем первого раздела «Основы социологии».

Рабочая тетрадь по дисциплине ОГСЭ.07 «Основы социологии и политологии » предназначена для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов по специальности 34.02.01. Сестринское дело, для подготовки к промежуточному и итоговому контролю по дисциплине.

Работа с тетрадью строится на основе самостоятельного изучения и закрепления изученного студентом основного материала по дисциплине «Основы социологии и политологии» так как самостоятельная работа студентов является составной частью процесса обучения.

























Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Курс: 3

ОГСЭ.07. «Основы социологии и политологии»

Раздел I «Основы социологии»

Тема 1.1 Социология как наука об обществе

Тема 1.2. Общество как социокультурная система

Тема 1.3. Культура как фактор социальных изменений

Тема 1.4 Социальная стратификация

Тема 1.5. Социальное неравенство

Тема 1.6 Личность и общество

Тема 1.7 Социализация личности

Тема 1.8 Социальные изменения и социальный прогресс

Тема 1.9 Современное Российское общество. Пути модернизации.

Объем часов на изучаемые темы:

Максимальная учебная нагрузка, из них:

Теория

Практические занятия

Самостоятельная работа студента

22

18

-

4

Уровень освоения материала: 2

Вид учебного занятия: аудиторная теоретическое

Количество часов на учебное занятие: Сестринское дело 22 часа


Целью освоения дисциплины « Основы социологии и политологии» является формирование у студентов знаний о закономерностях функционирования и развития современного общества как целостной, динамично развивающейся социальной системы, ее элементах, их взаимосвязи и взаимодействии, а также практических знаний и навыков в области социологии в объеме, необходимом для будущей профессиональной деятельности; формирование у студентов социальных компетенций, которые позволят будущим специалистам сознательно и рационально действовать в социальном окружении, принимать соответствующие решения частного и публичного характера, анализировать социальные явления и процессы, оценивать их как позитивные, так и негативные влияния на их личную жизнь и на жизнь общества.

Ожидаемые результаты:

Знать:

  • Основные понятия социологии, методы и функции социологии;

  • Основные признаки и типологию социальных общностей и общества в целом;

  • Критерии социальной стратификации и причины социального неравенства;

Способы разрешения социальных конфликтов;

  • Особенности процесса социализации личности и формы регуляции и саморегуляции социального поведения;

  • Нравственные нормы, регулирования отношений между людьми и обществом.

Иметь представление:

  • О социологическом подходе в понимании закономерностей в развитии и функционирования общества и личности;

  • О социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;

  • Иметь представление о факторах социального изменения и развития.

Требования к умениям:

Должны уметь:

  • Ориентироваться в основных понятиях социологии;

  • Связывать теоретический материал с проблемами современности;

  • Разбираться в специфике социальных процессов в России;

  • Оценивать проблему, высказать свою точку зрения.



Правила пользования тетрадью.

Материал в рабочей тетради представлен в соответствии с порядком изучаемых тем. Внимательно прочитайте задание. Отвечайте на вопрос конкретно, с использованием лекционного материала и материала учебного пособия.

Систематическая работа над заданиями поможет Вам предметно овладеть знаниями по основам социологии и политологии.

Виды самостоятельной работы:

  1. Выполнение домашних практических заданий.

  2. Работа с терминами.

  3. Выполнение тестовых заданий.

  4. Написание рефератов.

  5. Работа с таблицами и схемами.

  6. Написание эссе.






















Содержание

Предисловие………………………………………………………………………3

Темы рефератов

………………………………………………………………………………………6

Методические рекомендации к написанию рефератов по основам социологии

и политологии

……………………………………………………………………………………….6

Нормы оценки знаний и умений

……………………………………………………………………………………….7

Задания для самостоятельной работы по теме: Социология как наука об

обществе…………………………………………………………………………….8

Задания для самостоятельной работы по теме: Общество как социокультурная

система……………………………………………………………………………..11

Задания для самостоятельной работы по теме: Культура как фактор социальных

изменений…………………………………………………………………………14

Задания для самостоятельной работы по теме: Социальная стратификация…17

Задания для самостоятельной работы по теме: Социальное неравенство…….22

Задания для самостоятельной работы по теме: Личность и общество………...24

Задания для самостоятельной работы по теме: Социализация личности……..26

Задания для самостоятельной работы по теме: Социальные изменения и

социальный прогресс……………………………………………………………..31

Задания для самостоятельной работы по теме: Современное Российское общество.

Пути модернизации………………………………………………………………34

Использованная литература……………………………………………………...39


























Темы рефератов по разделу I «Основы социологии»


  1. Общественные отношения.

  2. Общество как социальная система. Сущность и важнейшие элементы.

  3. Общество и природа – проблема сохранения естественного мира.

  4. Объект и предмет современной социологии.

  5. Роль и функции социологии.

  6. Соотношение социологии с другими общественными науками.

  7. Изменения в социальной структуре общества.

  8. Проблемы войны и мира в мировой политике.

  9. Глобальные вызовы современной эпохи.

  10. Преемственность и новации в Российской геополитике.

  11. Соотношение социологии с другими науками.

  12. Сущность человека и её связь с отношениями в обществе

  13. Особенности социальной стратификации в СССР.

  14. Социальная адаптация и социализация личности в современном обществе

  15. Личная определенность и социальный статус.

  16. Личность и общество. Роль личности в развитии общества.

  17. Личность как социальная структура.

  18. Реформирование российского общества.

  19. Социология толпы.

  20. Средний класс в современном российском обществе.

  21. Ценности материальные и духовные в жизни современной молодежи.

  22. Соотношение понятий «общество» и «культура».

  23. Значение культуры и её функции в обществе.

  24. Культура в общественной системе.

  25. Культурные универсалии.

  26. Этапы социализации личности.

  27. Влияние эпохи реформ на становление личности.

  28. Социальные институты и процессы институционализации.

  29. История становления и развития социологии.

  30. Ключевые дифференцирующие факторы в современных обществах.



Методические рекомендации к написанию рефератов по основам социологии и политологии

    1. Необходимо выбрать тему с достаточным объемом информации

    2. Определить цель и задачи; составить план реферата.

    3. Собрать несколько проверенных первоисточников (от 3-5), изучить их, а затем грамотно скомпоновать их.

    4. Выбрать наиболее важные и значимые сведения, упорядочить их. И просто и ясно, поэтапно раскрыть тему реферата.

    5. Помни об оформлении реферата, следуй ГОСТам (объем 15-30 страниц печатного текста); помечай первоисточники в ссылках/сносках в используемой литературе.

    6. Защити или сдай реферат.




Нормы оценки знаний и умений.

Выполненные задания оцениваются преподавателем в листе контроля.

Отметка «5» выставляется в том случае, если студент в полном объеме выполнил предъявляемые задания:

• осуществил поиск социальной и иной информации и извлек знания из источника по заданной теме;

• сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах;

• увидел и сформулировал главную мысль, идею текста;

• сумел сравнить разные авторские позиции и назвать критерий сравнения;

• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответах на вопросы текста;

• аргументировал свою позицию с опорой на теоретический материал базового курса;

• продемонстрировал базовые знания смежных предметных областей при ответах на вопросы текста (история, искусство и т.д.);

• предъявил письменную работу в соответствии с требованиями оформления (реферат, доклад, сообщение, конспект и т.д.).


Отметка «4» (хорошо) соответствует повышенному уровню успешности в достижении планируемых результатов и выставляется в случае выполнения следующих общих требований и особенностей ответа:

Отметка «4» выставляется в том случае, если студент

• осуществил поиск социальной или иной информации и извлек знания из источника по заданной теме;

• увидел и сформулировал идею, главную мысль текста;

• при сравнении разных авторских позиций не назвал критерий сравнения;

• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы текста;

• аргументировал свою позицию с опорой на теоретические знания базового курса;

• обнаружил затруднения в применении базовых знаний смежных предметных областей (история, искусство и т.д.);

• не сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах;

• в оформлении работы допустил неточности.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

демонстрирует умение описывать то или иное социальное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;

• делает элементарные выводы;

• путается в терминах;

• не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;

• не может аргументировать собственную позицию;

• затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;

• уловил основную идею, тему текста, но не смог ее сформулировать;

• попытался сравнить источники информации, но не сумел их классифицировать;

• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания текста

• не выполнил более трети требований к оформлению работы в полном объеме.

Отметка «2» выставляется также в том случае, если учащийся допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3», либо правильно выполнил менее половины работы, либо отказался отвечать.

Критерии оценки тестового задания.


% выполнения

Уровень

Оценка по пятибалльной шкале

80-100%

Высокий

5 (отлично)

65-79 %

Повышенный

4 (хорошо)

50-65%

Базовый

3 (удовлетворительно)

Менее 50%

Пониженный

2 (неудовлетворительно)



Тема 1. Социология как наука об обществе.

1.Работа с термином.

Социология-это__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Предмет социологии_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Исходя из определения предмета социологии как науки, можно отметить ее особенности:

1)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Закончите схему:

Уровни знаний социологии



    1. 2)



5. Вставьте пропуски в предложение. Разделение социологии на ____________ и _____________ уровни знания отразилось в ее разделении на макросоциологические и _____________________теории, которые пытаются дать целостное описание и объяснение общественной жизни, но делают это с принципиально разных позиций.

5.Заполните таблицу «Позиции теорий социологии»

Название теории

Основные позиции






6.Составьте схему «Структура социологии»



8.Заполните таблицу « Функции социологии»

Название функции

Сущность функции

1.


2.


3.


4.


5.


6.



9. Установите соответствие между названием концепций и именами социологов. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) социология социального действия

1) Д.Мид

Б) концепция общественного разделения труда

2) К. Маркс

В) общество как сложная социальная система

3)Э Дюркгейм

Г) теория социально-экономических формаций

4) М.Вебер

Д) социология социального действия

5) Н. Луман

Е) структурно-функциональный анализ

6) Т.Парсонс

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








8.Почему возрастает роль социологии в современных условиях? Объясни свой ответ.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест для самоконтроля.

1. Социология как самостоятельная наука возникла в:

1) в конце XVIII в.

2) начале XX в.

3) первой половине XIX в.

4) эпоху Античности.

2. Основатель социологии:

1) К. Маркс

2) Э. Дюркгейм

3) О. Конт

4) М. Вебер.

3. Предметом социологии являются:

1) социальные отношения

2) социальное поведение

3) человек

4) природа.

4. В структуру социологии входят следующие уровни (дайте два ответа):

1) теоретическая социология

2) конкретные социологические исследования

3) социальная психология

4) социальная философия.

5. К функциям социологии не относятся (дайте два ответа):

1) гносеологическая (теоретико-познавательная)

2) прогностическая;

3) социального проектирования

4) экспрессивная

5) организационно-технологическая

6) управленческая

7) транслирующая

8) инструментальная.

6. Основу социологического исследования, по мнению Э. Дюркгейма, должны составлять:

1) социальные факты

2) социальные события

3) социальные акты

4) социальные признаки.

7. Общенаучный метод теоретического исследования, который заключается в выявлении частных свойств и признаков на основе знания о существенных признаках целого, называется:

1) обобщение

2) абстрагирование

3) дедукция

4) анализ.

8. Общенаучным методом социологии является:

1) контент-анализ

2) структурно-функциональный

3) социометрия

4) анкетирование.




Тема 2. Общество как социокультурная система

Работа с термином.

1. Общество( в узком смысле)-это_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Общество( в широком смысле)-это_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Понятие общества в социологии__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Задание: Учеными философами были сформулированы главные проблемы в понимании сущности общества. Составьте и заполните таблицу  «Главные проблемы в понимании сущности общества»

Запишите основные признаки общества и раскройте их сущность:

1)__________________________________________________________________________

2)__________________________________________________________________________

3)__________________________________________________________________________

4)__________________________________________________________________________

5)__________________________________________________________________________

6)__________________________________________________________________________

7)________________________________________________________________________

5. Назовите основные функции общества, как способа существования людей и раскройте их сущность.

1)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6) Определенные группы общественных отношений образуют подсистемы. Назовите основные сферы общественной

жизни.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Заполните таблицу «Основные сферы общественной жизни»

Основные сферы общественной жизни

Характеристика общественной сферы

Деятельность людей и отношения между ними













8. Назовите и раскройте основные характеристики общества как системы.

1. Общество-это динамическая система, т.е. такая система которая…________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Найдите в приведенном ниже списке специфические черты общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) системность 2) линейность 3) самодостаточность 4) системность 5) динамичность 6) безальтернативность.

1

1

0. Заполните схему «Типология обществ в социологии»

1


2


2

1


3


3

2


По числу уровней управления и степени социального расслоения








По способу производства(Д.Белл)

По наличию письменности



Критерии типологии




По формациям


По уровню развития


1


1


3

2


2


4

5

3





11. Определите особенности формационного и цивилизационного подходов к типологизации общества и на основе ваших выводов заполните таблицу.

Линии сравнения

Формационный подход

Цивилизационный подход

Достоинства подхода



Ндостатки подхода




12. В чем суть марксистского подхода к анализу общества как системы?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________13. Выделите особенности информационного общества и приведите примеры стран, где они в настоящее время проявляются в наибольшей степени.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Подумайте над словами В. Г. Белинского: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». Напишите краткое эссе, в котором изложите собственное отношение к проблеме, затронутой в цитате, и аргументацию с опорой на известные вам из курса социологии теоретические представления, социальные факты и личный опыт.

Тест для самоконтроля

1.Общество в широком смысле слова означает:

 1)  естественную среду обитания человека

2)  группу людей, объединённых общими интересами

3)  стадию исторического развития народа

4)  всё человечество в прошлом, настоящем и будущем


2. Основным ресурсом информационного общества является:

1) материальная собственность

2) знание

3) земля

4) административная власть.

3. К характерным признакам постиндустриального общества относится:

1) развитие и совершенствование демократических институтов

2) развитие тоталитарных институтов

3) индивидуализация личности

4) развитие государственной бюрократии.

4. Государство отличается от общества тем, что:

1) обязательно присутствует элемент насилия

2) в обществе преобладают частные интересы, в государстве – общие

3) имеет территориальные границы и публичную власть

4) в любом государстве есть столицы, в то время как существуют деревенские сообщества.

5.Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?

1)  искусство, наука

2)  производство, распределение

3)  выборы, референдум

4)  группа, этнос




Тема 3.Культура как фактор социальных изменений.

Работа с термином.

1.Культура узком смысле -_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Культура широком смысле-_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Заполните таблицу «Основные подходы к пониманию культуры»

Подход

Его сущность

Технологический


Деятельностный


Ценностный


Философский


Социологический




4. Заполните таблицу: «Факторы развития культуры»

Фактор

Его сущность

Представители данной точки зрения

Эндогенный








5. Назовите функции культуры и раскройте их содержание:

_

По отдельным социальным группам

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6

По социальной структуре

. Закончите схему «Виды культуры»




Разновидности



контркультура



Субкультура





7. Запишите особенности современной молодежной субкультуры и охарактеризуйте их:

1)____________________________________________________________________________

2)____________________________________________________________________________

3)____________________________________________________________________________

4)___________________________________________________________________________

8.Работа с термином

Культурная политика - это

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Укажите основополагающие требования культурной политики. Раскройте их сущность.

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Н.Г. Чернышевский, деятель российской культуры XIX в., писал «Молодое поколение есть полный наследник того богатства, которое собрано предыдущими поколениями, и так же как наследник какого - нибудь материального имения, может по произволу умножить его или расточить, О каком богатстве. Собранном предыдущими поколениями, он говорит? Какова связь данного утверждения с изученной вами материалом о духовной культуре человека и общества? Что означают по вашему мнению слова «умножить 2 и «расточить» в отношении духовной культуры общества?

11.Как проявляется социальная роль культуры на современном этапе развития России?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест для самоконтроля.

1. В переводе с латинского языка слово «культура» означает ...

1) возделывание, обработка, усовершенствование почвы

2) усовершенствование человека

3) искусство управление государством

4) ведение домашнего хозяйства

2. Процесс поглощения одной культуры, менее развитой и распространенной, другой культурой, более развитой и динамичной, называется: а) культурная аккомодация; б) аккультурация; в) культурная ассимиляция; г) культурная диффузия.

3. Процесс изменения культуры, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии различных культурных систем, называется:

1) культурным релятивизмом

2) аккультурацией

3) культурной аномией

4) культурной деформацией.

4. Процесс обмена информацией между людьми в ходе культурного общения реализует … функцию культуры:

1) познавательную

2) регулирующую

3) коммуникативную

4) гедонистическую.

4. Признание равенства, паритетности за субкультурами всех этносов данного общества – это ...

1) ассимиляция

2) правильный тигель

3) культурный плюрализм

4) интеграция

5. Т. Парсонс рассматривал культуру в трех взаимосвязанных аспектах ...

1) наследство и социальная традиция

2) не зависит от генетической природы человека

3) является общепринятой

4) единство и преемственность.

6. П. Сорокин выделил следующие типы культуры:

1) народную

2) идеациональную

3) идеалистическую

4) сенситивную.

7. В соответствии с субъектом, носителем и производителем, культура подразделяется на ...

1) элитарную

2) народную

3) информационную

4) коммуникативную

5) массовую.

8. Под субкультурой понимается ...

1) часть общей культуры, присущая народу

2) часть общей культуры, присущая большой социальной группе

9. Под контркультурой понимается ...

1) культура, находящаяся в конфронтации и конфликте с основной культурой

2) культура, находящаяся в согласованном взаимодействии с основной культурой.

10. В информационном обществе значительно возрастает роль ...

1) знаний

2) образования

3) политики.

4) экономике

11. Элементом культуры не является ...

1) природная среда

2) язык

3) символы

4) ценности

5) нормы




Тема 4. Социальная стратификация

1.Что такое социальная структура? 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

1.Социальная дифференциация это-_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Страта это-__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Социальная стратификация?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

4. Назовите главные критерии социальной стратификации

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Заполните таблицу « Исторические типы стратификационных систем»


Наименование системы

Её сущность

Тип общества














6.Заполните таблицу «Типы стратификационных систем»


Наименование системы

Её сущность

1.Физико-генетическая


2.


3.


4.


5.


6.Культурно-нормативная


6. В современной социологии наиболее распространенными являются два основных подхода к анализу социальной структуры общества: стратификационный и классовый, в основе которых лежат понятия «страта» и «класс». Запишите в чем их отличии.

Страта

Класс

1)

2)

3)

4)

1)

2)

3)

4)


7.Запишите различии стратификационного и классового подхода к анализу социальной структуры общества.

Стратификационный подход

Классовый подход








8. Составьте и заполните схему «Классы современного общества»



9. Дайте характеристику видам социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый вид социальной мобильности из вашего социального опыта.

Вертикальная-

Горизонтальная-

Индивидуальная-

Групповая

Межпоколенная

Внутрипоколенная

Организованная

Структурная

10. Назовите основные каналы (лифты) социальной мобильности:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________11.Заполите таблицу «Показатели социальной мобильности»:

Показатели

Их сущность





12.Кто такие маргиналы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13.Какие типы маргиналов вам известны?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14.К чему ведет маргинализация общества?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               _________

Контрольные тесты

1. Теория социальной структуры и социальной мобильности была основана:

1) Н. Михайловским

2) К. Марксом

3) П. Сорокиным

4) М. Ковалевским.

2. В основе стратификации в теории Т. Парсонса лежит социально значимый признак (дайте два ответа):

1) собственности

2) образа жизни

3) власти

4) религиозной принадлежности.

3. Группа людей с определенным правовым статусом, передаваемым по наследству, называется:

1) кастой

2) профессией

3) сословием

4) классом.

4. Социальная стратификация в теории Р. Дарендорфа строится на основе (дайте два ответа):

1) авторитета

2) власти

3) религиозной принадлежности

4) ценностей.

8. Социально-классовая теория стратификации разрабатывалась в концепции:

1) Т. Парсонса

2) Р. Дарендорфа

3) К. Маркса

4) П. Сорокина.

9.Основной характеристикой классовой системы является:

1) невозможность перейти из одного класса в другой

2) выделение групп людей на основе количественных показателей

3) зависимость от экономических различий между группами людей

4) религиозная структура общества.

10. Два признака характеризуют кастовую принадлежность:

1) от рождения

2) в силу особых черт характера

3) пожизненно

4) из-за внешнего принуждения.

11. Процесс появления в обществе различных профессий, статусов и групп в результате усложнения разделения общественного труда называется:

1) социальной мобильностью

2) социальной дифференциацией

3) социальной интеграцией

4) социальной стандартизацией.

12. Две причины, сдерживающие рост численности среднего класса в современной России, – это:

1) спад рождаемости

2) государственная поддержка малообеспеченных семей

3) неблагоприятные условия для развития малого бизнеса

4) государственная политика в области регулирования заработной платы.

13. Класс современного общества, выступающий за политическую, экономическую и культурную стабильность – класс:

1) низший

2) высший

3) средний

4) привелигированный

14. Стратификационная система, внутри которой индивиды могут свободно менять социальную позицию, называется:

1) замкнутой

2) открытой

3) закрытой

4) латентной.

15. Внутрипоколенную мобильность в отличие от межпоколенной отличает:

1) сравнение разницы доходов в семье

2) обращение к социальной карьере индивида

3) сравнение позиций брата и сестры

4) сравнение позиций отцов и детей.

16. В индустриальном обществе социальная мобильность зависит от:

1) происхождения

2) религиозной принадлежности

3) личной воли и целеустремленности

4) сословных требований.

17. Социальная мобильность резко возрастает в период:

1) экономической стагнации

2) эволюционного развития общества

3) социальных потрясений

4) общественного покоя.



Тема 5. Социальное неравенство.

1. Работа с термином.

1. Социальное неравенство-_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Все социологи признают, что неравенство широко распространено в обществе, но по-разному определяют его сущность и причины. Заполните таблицу:

Социолог

Причины неравенства

Э. Дюркгейм


М.Вебер


К.Маркс



3.Составьте таблицу «Основные типы организации социального неравенства» и заполните её.



4

Основные компоненты социального неравенства (М, вебер)

.Закончите схему:





5.Согласно р. Мертону, у бедности есть позитивные и негативные функции. Закончите таблицу «Позитивные и негативные функции бедности»:


Типология социальных функций бедности

Тип функций

Социальные функции бедности

позитивные

негативные

Экономические


– наличие людей, готовых выполнять

грязную работу;

– бедные дают работу тем, кто ими

занимается (социальным работникам);

– бедные покупают старые вещи,

с просроченным сроком реализации


Социальные


– создают свои культуру (блюз, рок,

поэзия гетто);

– занимают нишу: кто-то должен быть

внизу, гарантируя статус тем, кто

не беден;

– дают возможность богатым заниматься

благотворительностью


политические


– наличие людей, готовых участвовать

в выборных компаниях




6.Назовите критерии социального неравенства

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________7. Какие проблемы в современном обществе вызваны социальным неравенством?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Некоторые понятия удобно рассматривать через их противоположность. Так, преодоление социального неравенства есть стремление к социальному равенству. Сегодня в социологии выделяют несколько аспектов равенства: 1) равенство перед законом,

легальное равенство — выражается в равенстве всех граждан перед законом; 2) равенство возможностей — каждый имеет одинаковые шансы добиться в жизни всего, чего заслужил благодаря своим достоинствам и способностям; 3) равенство результатов — каждый должен иметь одинаковые стартовые возможности независимо от таланта, усилий и способностей, 4) равенство условий жизни (право на достойное жилье, питание, медицинское обслуживание и т. д.). Какой из этих аспектов вы считаете наиболее важным для себя и для общества? Есть ли равенство в нашей стране? Приведите примеры. Достижение какого равенства наиболее затруднительно? Почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


8. Как вы считаете, можно ли искоренить социально неравенство? Объясните свой ответ. Я думаю так потому, что

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.«Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой» (И. Шерр) Объясните, как вы понимаете это высказывание.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. А)Выберите правильный ответ: Равенство, которое достигается в результате конкурентного отбора и личных способностей, называется:

а) онтологическим равенством; б) равенством возможностей; в) фактическим равенством; г) равенством условий.

Б) Условия, при которых люди имеют неравный доступ к общественным благам -

это: а)Социальное неравенство; б) социальная мобильность; в) социальная стратификация г). горизонтальной мобильности;




Тема 6. Личность и общество

Работа с термином.

1Человек это-_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Индивид- это

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Индивидуальность- это

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Личность - это

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Назовите факторы, влияющие на формирование и развитие личности:

1)____________________________________________________________________________

2)____________________________________________________________________________

3)____________________________________________________________________________

4)____________________________________________________________________________

5)____________________________________________________________________________

6)____________________________________________________________________________


5.Заполниите таблицу: « Социологические концепции личности»

Концепция

Её сущность

1)


2)


3)


4)


6.Работа с термином.

Социальный статус это-____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Заполните схему: «Виды социальных статусов»

По положению индивида в группе

По временным рамкам, влияющим на жизнь индивида

По способу существования


4



444






Какая классификация не отражена на схеме? Укажите ее критерий и виды социальных статусов.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа с термином.

8.Социальная роль - это

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


9. Заполните таблицу «Виды социальных ролей»:

Вид социальных ролей

Его сущность








10.Запишите факторы определяющие процесс реализации социальных ролей._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Установите соответствие между примерами социальных ролей и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца

Примеры социальных ролей

Виды социальных ролей

А) сын

1) основная

Б) пешеход

2) ситуационная

В) офицер


Г) студент


Д) врач



12. Закончите схему «Виды ролевых конфликтов»

Виды ролевых конфликтов









Тест для самоконтроля.


1.Социология рассматривает личность:

1) как субъект деятельности, познания и творчества;

2 )как устойчивую целостность психических процессов, свойств и отношений: волевых качеств, темперамента ит.д.

3)как результат неразрывной связи индивида и общества, функционирования и развития конкретной социальной общности, приобщающей индивида к выполнению необходимых социальных ролей

4) как биологический вид, имеющий природное происхождение


2.Авторитет —это...

1)степень признания достоинств личности.

2)положение человека в обществе с определёнными правами и обязанностями.

3)совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе

индивидов

4)идеи, принципы с точки зрения их значения для человека и общества

3Человек в социологии это...

1)отдельно взятый человек как представитель человеческогорода.

2)относительно устойчивая система социально значимых чертиндивида.

3)носитель уникальной совокупности свойств ихарактеристик.

4)биосоциальноесущество.


4.Индивид в социологии — это...

1)носитель уникальной совокупности свойств и характеристик.

2)относительно устойчивая система социально значимых черт индивида.

3)биосоциальное существо.

4)отдельно взятый человек как представитель человеческого рода.

5. Индивидуальность в социологии — это...

1)относительно устойчивая система социально значимых черт индивида.

2)биосоциальное существо.

3)носитель уникальной совокупности свойств и характеристик.

4)тдельно взятый человек как представитель человеческого рода.




Тема 7. Социализация личности.

1.Работа с терминами. Объясните термины.

Социализация-это

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Агенты социализации –это

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Институты социализации –это

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ресоциализация – это

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Десоциализация- это

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социальная адаптация-это
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социальный статус — это
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социальные нормы - это

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Заишите цели социализации

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Заполните таблицу: «Виды социализации»

Линии сравнения

Первичная (ранняя) социализация

Вторичная (продолженная) социализация

1.Какова её сущность?



2.Для каких жизненных этапов характерна?



3.К какому социальному окружению относится?



4.Кто оказывает воздействие?



5. Кто осуществляет социализацию?



6. Какова особенность агентов социализации?




4. Основными средствами социализации, обеспечивающими социальный контакт между личностями, личностью и группой, организацией, являются:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Закончите схему:

СОЦИАЛИЗАЦИЯ




Процесс усвоения индивидом необходимых для функционирования в обществе









6.Советский и российский ученый в области педагогики А.В. Мудрик сказал «Социализация включает как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и спонтанные процессы, влияющие на её формирование». Объясните, как вы понимаете данное высказывание?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



7.Термин “Социология» отличают от смежных понятий «Развитие личности » и «Воспитание». В чем на ваш взгляд заключается это различие? Какое из трех понятий является более широким? Объясни свой ответ

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Что означает понятие «деградация личности»? Какие процессы оно включает? Каковы могут быть личные и социальные причины этого явления? А каковы социальные последствия?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест для самоконтроля

1. К видам социальных статусов личности можно отнести …

1) целевой и мотивированный

2) приобретенный и предписанный

3) ролевой и функциональный

4) эмоциональный и поведенческий.

2. Множество статусов, относящихся к одному индивиду, называется …

1) статусным набором

2) статусным конфликтом

3) статусной несовместимостью

4) статусным смешением.

3. Чтобы изменить свое социальное положение, М.В. Ломоносов воспользовался одним из каналов социальной мобильности, а именно …

1) системой образования

2) увеличением доходов

3) системой образования

4) принадлежностью к православной церкви.

4. Явление, когда индивид обладает высоким статусом в одном из социальных подпространств и низком в другом, называется …

1) статусным наслаиванием

2) статусной неупорядоченностью

3) статусным противоречием

4) смешением статусов.

5. По мнению социологов, основным видом «социальных лифтов» в современном обществе является …

1) социальный статус образования

2) религия

3) национальность

4) пол.

6. Понятие «главный статус» личности в социологии характеризует …

1) физические и моральные качества личности

2) интеллектуальные качества личности

3) общественное положение человека

4) позицию человека в малой социальной группе.

1. К нормативной личности можноотнести:


7. Процесс социализации личности исключает...

1)лечениечеловека.         2)воспитание личности.

3)обучениеличности.       4)культурное развитие личности.


8.  Медицинский работник является агентом социализации


1)вторичной.         2) первичной.

3)неформальной         4) формальной.


9Социализация личности это...

1)переход индивида из одного социального слоя в другой.

2)процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей.

3)соответствующий принятым нормам способ поведения людей

4)удовлетворение потребностей человека в самореализации и в самоутверждении

10. Какой статус является предписанным?

1 )студент.        2) отец.

3) сын.        4) директор.        5) мужчина.

11Какую потребность личности А. Маслоу поместил на 3-ю ступень, в своей « иерархической теории потребностей личности»?

1) общение          2) безопасность.

3) творчество.       4) власть


12. Несущественным признаком личности в социологии является...

1) темперамент

2) индивидуальность.

3) духовность.

4) деятельность.


13. Социальный статус - это...

1)степень признания достоинств личности.

2)оценка, которую общество даёт статусу личности или должности.

3)положение человека в обществе с определёнными правами и обязанностями.

4)процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей


14. Приобретенный статус личности выражается в ...

1) характере профессии.         2) социальном происхождении

3)местежительства.         4)социальном положении семьи.


15.Социальная роль -это...

1 )степень признания достоинств личности.

2)оценка, которую общество даёт статусу личности или должности.

3)определённая модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих.

4)социальная позиция личности.


16.Социальный престиж —это...

1)степень признания достоинств личности.

2)оценка, которую общество даёт статусу личности или должности.

3)определённая модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих..

4)оценка личности другимилюдьми.

17. Личный (личностный) статус – это позиция, занимаемая индивидом:

1)в общественном транспорте;

2)в медицинском коллективе;

3)в первичной малой группе;

4)в большой социальной общности.


20Статусной несовместимостью в социологии именуется:

1)несовпадение статусных устремлений у обладателей двух и более соотносимых социальных статусов;

2)противоречие социальных интересов представителей основных классов общества;

3)несоответствие личных способностей и специальной подготовки индивида требованиям его социального статуса;

4)ситуация обладания высоким статусом в одном из социальных подпространств или измерений при одновременном обладании низким статусным уровнем в другом подпространстве.




Тема 8. Социальные изменения и социальный прогресс.

1.Работа с терминами. Объясните термины:

Социальное изменение –это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Социальное развитие – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Социальный прогресс – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Социальный регресс – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реформа- это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Революция – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дивергенци - это

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конвергенция – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Модернизация – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Заполните таблицу «Подходы к изучению социальных изменений»

представители

Подход

Его сущность

Факторы социальных изменений










3.Заполните таблицу «Понятие общественного прогресса»

Различные взгляды на направление общественного развития

понятие

О.Шпенглер, А. Тойнби


Религиозные течения


Французике просветители


Современные исследователи



4.Запишите критерии социального прогресса:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Заполните таблицу в первую колонку запишите положительные последствия, а во вторую отрицательные последствия социального прогресса.

Положительные последствия прогресса

Отрицательные последствия прогресса














6.Составьте схему «Виды модернизации» по разным основам классификации:



7. «Прогресс –это движение по кругу, но все более быстрое» (Л.Левинсон). Объясните, как вы понимаете это высказывание._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Согласны ли вы с мнением английского философа и социолога Г. Спенсером «Регресс имел в истории человечества также часто, как и прогресс». Обоснуйте, свою точку зрения. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест для самопроверки

1. Согласно теории революционных изменений, какими бы глубокими и фундаментальными ни были преобразования, их нельзя называть революциями, если они идут:

1) «снизу»

2) при участии широких народных масс

3) с применением силы

4) «сверху».

2. Социальное взаимодействие характеризуется двумя признаками:

1) действие предполагает одного субъекта

2) действие предполагает отсутствие объекта

3) между социальными действиями существует причинно-следственная связь

4) включает несколько социальных действий.

3. Методологический подход к анализу общества, объясняющий социальные процессы и поведение человека воздействием ценностей, норм, правил, называется: 1) географическим

2) культурным

3) психологическим

4) экономическим.

4. Из перечисленных ученых не придерживался концепции циклических изменений общественного процесса:

1) О. Шпенглер

2) К. Маркс

3) А. Тойнби

4) Н. Данилевский.

5. Процесс преобразования социальной структуры общества называется:

1) социальная ставка

2) социальная статика

3) социальное изменение

4) социальная кооперация

6. Концепция, обосновывающая тезис, что общественное развитие обусловлено воздействием ряда «равноправных» экономических, политических, духовных и прочих социальных явлений, называется:

1) теорией исторического материализма

2) цивилизационной теорией

3) теорией однолинейной эволюции

4) теорией факторов

7. Переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным называется

1) общественным регрессом

2) общественным прогрессом

3) революцией 4) реформой




Тема 9. Современное Российское общество. Пути модернизации.

1.Изменения, наблюдаемые на российском социальном пространстве, в большей или меньшей степени обусловлены тремя группами факторов. Назовите эти группы факторов:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.В чем на ваш взгляд заключаются основные препятствия на пути превращения России в «процветающее» демократическое государство? Назовите несколько основных препятствий.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Что такое «социальная сфера»? Назовите основные тенденции ее развития и изменения в современной России.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Что означает «адресная социальная защита населения»? Приведите примеры адресной соцзащиты из вашей жизни.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Какими социокультурными особенностями отличается процесс реформирования современной России?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.В чём состоят перспективы духовного возрождения России, в чём, по вашему мнению, основы этого возрождения?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Что такое «парадигма стратегического развития социума»?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Чем, по вашему мнению, определяется качество жизни современного социума и всех её составляющих?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тест для самопроверки


1.Господство сельского натурального хозяйства характерно для:

1) традиционного общества

2) капиталистического общества

3) индустриального общества

4)постиндустриального


2. Общество, в котором главным фактором производства становятся информационные технологии, это-

1) традиционное

2) аграрное

3)индустриальное

4) постиндустриальное


3. Черты постиндустриального общества:

1) развитие сферы услуг

2) рост численности рабочего класса

3) отсутствие социальной стратификации

4) использование информационных технологий

5) глобализация финансов и экономики

6) резкий подъем рождаемости


4.Переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве:

1) промышленная революция
2) неолитическая революция
3) культурная революция
4) научно-техническая революция


5. Переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным называется:

1) общественным регрессом

2) общественным прогрессом

3) революцией

4) реформой


6. Процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации:

1) идентификация
2) персонализация
3) глобализация
4) монополизация


7.В стране Z научные достижения широко внедряются в массовое производство. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что Z развивается как общество индустриального типа? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) информатизация общества

2) сохранение природных богатств

3) рост урбанизации

4) появление массовой культуры

5) существование моральных норм, регулирующих жизнь общества

6) стандартизация производственных процессов


8. В стране Z происходит широкое внедрение компьютерной техники

в различные области жизни. Какие иные признаки из перечисленных свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В экономике страны Z высокий удельный вес занимает сфера услуг.

2) В целях регуляции социальных отношений издаются правовые акты.

3) Социальная мобильность затруднена.

4) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

5) Информационные технологии являются важнейшим фактором производства.

6) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие отрасли производства


9.Общество, основанное на развитии крупного машинного производства, это-

1) традиционное

2) аграрное

3)индустриальное

4) постиндустриальное


10. Верно ли суждение о путях и формах общественного развития

А. Ценности личной свободы, личной ответственности, инициативы –черты традиционного общества.

Б. В традиционном обществе социальная мобильность отсутствовала, переход в другую социальную группу был невозможен.

1) верно только А.

2) верно только Б

3)оба верны

4)оба не верны


11. Верно ли суждение о путях и формах общественного развития

А. В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое промышленное производство.

Б. В постиндустриальном обществе наряду с массовым все более прочное место занимает мелкосерийное производств

1) верно только А.

2)верно только Б

3) оба верны

4)оба не верны


12. Переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное, называется:

1) промышленной революцией

2) аграрной революцией

3) культурной революцией

4) научно-технической революцией


13. Начало промышленной революции связывают с изобретением

1) эффективного парового двигателя

2) ядерной энергии

3) компьютера

4) электричества


14.В стране Z происходит индивидуализация массового серийного производства, создаются условия для непрерывного образования. Какие

иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

2) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

3) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.

4) Используются правовые механизмы регуляции социальных отношений.

5) В структуре экономики преобладает сфера услуг.

6) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

15.Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.



ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ


ТИПЫ ОБЩЕСТВ


А) серийное производство товаров массового потребления


1) традиционное (аграрное) общество

2) индустриальное общество


Б) выдвижение на первый план сферы услуг


3) постиндустриальное общество


В) преобладание натурального хозяйства



Г) ведущая роль информации в жизни общества



Д) появление массовой культуры



Ответ внесите в таблицу: 3) постиндустриальное общество

А

Б

В

Г

Д







16.В стране Z господствует натуральное хозяйство. Какие иные признаки из перечисленных свидетельствуют о том, что страна Z развивается как традиционное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Устная информация преобладает над письменной.

2) Происходит быстрый рост городского населения.

3) Преобладают экстенсивные технологии и ручные орудия труда.

4) Основными социальными ячейками являются община и семья.

5) Широко распространяются научные знания.

6) Интенсивно развивается инфраструктура.


17. По уровню экономического развития современная Россия относится к:

а) промышленно развитым странам;

б) новым индустриальным страна;

в) странам с переходной экономикой;

г) беднейшим странам мира.































Список используемой литературы. 


1.Основы социологии и политологии. Учебник для СПО Е.В. Куканова .П.Д. Павленок. 2-е изд.,исправ. И доп.М.: Юрайт. 2019,-248 с

2.Основы социологии и политологии. /В.В. Касьянов-3-е изд. .Ростов -на –Дону.:Феникс. 2005.-380 с.(Среднее профессиональное образование)

3.Волков Ю.Г. Основы социологии и политологии. Учебное пособие . Доц/ Ю.Г. Волков, А.В. Лубский. –М.: Инфра-М, 2015.-320 с

4. Демидов Н.М. Основы социологии и политологии: Учебник/Н.М. Демидов.-М.: Академия, 2019.416 с.

5. Социология: Уч. / Под ред. В.Э Бойкова. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 496 с.

6. Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2012. –525 с.

7. Мирошниченко О.Н. Социология: учебное пособие: курс лекций. Чебоксары: «Новое время», 2009. - 246с.

8. Мирошниченко О.Н. Социология: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. Чебоксары, «Новое время», 2008. - 152с.

9. Социология. Основы общей теории. / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. - М.: Норма, 2005. – 912 с..




10. Общая социология : практикум / С. Б . А брамова, Н. Л . А нтонова, М. Н . В андышев, О. И . П именова ; под общ. ред.

С. Б . А брамовой ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал.

федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. — 128 с.

11. Социология : рабочая тетрадь для самостоятельной работы студента очной формы

обучения / сост.: С.Г. Сафонова, М. С. Шейхова ; Донской ГАУ. – Персиановский :

Донской ГАУ, 2018. - 41 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!