СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по дисциплине "Обществознание (включая экономику и право)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебное пособие включает в себя комплекс заданий для проверки приобретенных студентами знаний, умений и навыков, (тесты, схемы, творческие задания) и позволяет лучше усвоить пройденный материал.

Учебное пособие предназначено для студентов СПО.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по дисциплине "Обществознание (включая экономику и право)"»

ТЕТРАДЬ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ


студент_____группы____________

_______________________________

________________________________________

________________________________________


Условные обозначения:

УЧ.Г.


НОВОШАХТИНСК

Дать определение терминам и понятиям.



Ответить на вопросы на вопросы с четырьмя вариантами ответов.

Выполнить задание на соответствие, вписывание пропущенных слов и т.д.

Работа с текстом и вопросам к нему.

Задание на составление схем и диаграмм.

Творческое задание.



















Человек.

Работа I.

Дайте определения терминам.

Человек - __________________________________________________________

_________________________________________________________________

Антропогенез - _____________________________________________________

__________________________________________________________________

Социогенез - _______________________________________________________

__________________________________________________________________

Индивид - _________________________________________________________

__________________________________________________________________

Личность – ________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В социологии выделяются такие виды личности:

  1. Нормативная (базисная) личность - ______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Модальная личность - __________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

Социальные отношения - ____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Социализация - ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Бытие_______________________________________________________________________________________________________________________________



Выбери правильный ответ:



1. Признаком, отличающим человека от животного, является

1)проявление активности                         

2)целеполагание          

3)приспособление к среде обитания      

 4)взаимодействие с окружающим миром



2. Индивидуальность – это

    1)специфические черты, присущие человеку как биологическому организму          

    2)темперамент человека, его характер            

    3)неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке  

    4)совокупность человеческих потребностей и способностей  



3.  К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в

1)самосохранении            

2)самореализации          

3)самопознании          

4)самообразовании  



4. Верны ли следующие суждения о проявлении индивидуального и общественного в человеке?

    А. Индивидуальное и общественное в человеке – результат   биологической эволюции.          

    Б.Индивидуальное и общественное развитие человека никак не  связаны друг с другом.        

1) верно только А    

2) верно только Б    

3)оба суждения верны    

4) оба суждения неверны



5. Кто является автором теории происхождения человека из животного мира,  постепенной эволюции от человекообразной обезьяны к собственно человеку?

1.И.И. Мечников         2) И.П. Павлов          3) Ч. Дарвин            4)Ж. Кювье

Выполнить задание на соответствие, вписывание пропущенных слов и т.д.

  1. Завершите фразу: «Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внутреннего и внешнего мира, — это

Ответ_________

  1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «структура деятельности». Найдите и укажите термин не связанный с этим понятием.

Субъект; цель; средства; индивид; объект; результат.

Ответ_________________

  1. Найдите в приведенном списке базовые потребности человека. Номера запишите в порядке возрастания.

  1. Потребность в законе

  2. Потребность в общении

  3. Потребность в нравственном совершенствовании

  4. Потребность во взаимодействии

  5. Потребность в достижении истины

  6. Потребность в возрастании добра

Ответ______________





Работа с текстом и вопросам к нему.



Социализация – достаточно широкий процесс, который включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения.

У новорожденного есть все биологические предпосылки стать дееспособным участником социальных связей и взаимодействий. Но ни одно социальное свойство не является врожденным – социальный опыт, ценности, чувство совести и чести и т. д. генетически не кодируется и не передается. Реализация этих предпосылок, их воплощение в определенные социальные качества, свойства зависят от того, с какой средой будет взаимодействовать человек.

Другая сторона связи биологического организма и социальной среды, имеющая значение для процесса социализации, касается этапов становления и развития духовного мира личности, форм и сроков освоения ею социальных требований, ожиданий. Речь идет, в частности, о хронологическом совпадении оптимального срока усвоения социальных ценностей, норм поведения с биологическим развитием личности.

Не следует думать, что процесс социализации осуществляется лишь в детские и юношеские годы. Безусловно, в юные годы создается фундамент духовного развития личности. Однако при всей своей значимости эта основа содержит Однако при всей своей значимости эта основа содержит преимущественно эмоционально-ценностный компонент. Лишь всту­пив во взрослую самостоятельную жизнь, участвуя во множестве социальных связей, личность активно формирует свои приверженности, осознает конкрет­но, во имя чего жить. Процесс обретения, развития человеком социальных свойств по сути не знает возрастных границ. Меняются социальные роли, ко­торые выполняет личность: рождение внука, выход на пенсию и т.д. требуют новых функций; каждый существенный статусно -ролевой сдвиг в жизни лич­ности привносит что-то новое в ее духовный облик.

Социализация взрослых в какой-то мере даже более драматична, чем со­циализация в юношеские годы, хотя она чаще всего внешне не заметна. В ду­ховном развитии людей старшего возраста существенно повышается роль са­мостоятельного анализа и оценки внешних социальных условий, событий. Средства массовой информации в этом случае чаще всего не могут оказывать прямого воздействия на сознание индивида, этому препятствуют довольно прочные убеждения, оценки уже сложившейся личности.

Реальная духовная жизнь личности представляет собой взаимоотношение внешнего социального мира и внутренних свойств личности. Внешний мир взаимодействует с уникальным жизненным опытом личности, порождая един­ство типичного и неповторимого в ней.

(А.Г. Эфендиев)

  1. Раскройте два аспекта связи биологического и социального в процессе
    социализации личности.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





  1. Чем характеризуется социализация в зрелые годы? Укажите две особенности этого процесса.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Какой институт социализации упомянут в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, приведите ещё один и укажите любую другую (по­ социализации) его функцию.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Автор выдвигает тезис о единстве социализации (типичное) и индивидуализации (неповторимое) личности. Опираясь на обществоведческие знания, личный опыт, приведите три аргумента в подтверждение этого тезиса.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Задание на составление схем и диаграмм.

Закончите схему.

Творческое задание.

Написать эссе по высказыванию:

«Человек—   не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе развития. В любой миг своей жизни он еще не являет­ся тем, чем может стать и чем он, возможно, еще станет».

Э. Фромм

Критерии написания эссе см. приложение 1.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа II.

Дать определение терминам и понятиям.

Субъект деятельности-_______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________Объект деятельности - _______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель - ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Поведение - _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Мотивация - _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Труд - ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________







Ответить на вопросы на вопросы с четырьмя вариантами ответов.

  1. Деятельность человека и поведение животного характеризуются

1)выдвижением целей                                 2)механизмом самоконтроля          

3)осознанным выбором средств                 4)удовлетворением потребностей 



2. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:

  1. средства должны соответствовать целям

  2. цель состоит в получении достоверного знания

  3. субъектом выступает отдельная личность

  4. результатом является новый продукт



3. К практической деятельности относится

  1. производство материальных благ

  2. познание законов развития природы

  3. формирование религиозных представлений о мире

  4. сочинение музыки



4. Из приведенного ниже списка выберите правильный ответ.

Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуально свободных черт называется:

  1. Деятелем    2) индивидом     3 ) лидером          4) личностью



5. Высший нравственный смысл человеческой деятельности придаёт

1) Самоотдача       3) гордость за совершённое

2) материальная выгода      4) наслаждение мастерством.

Выполнить задание на соответствие, вписывание пропущенных слов и т.д.

  1. Установите соответствие между видами деятельности, данными в первом столбце, и их характеристиками, данными во втором.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Деятельность в воображаемой ситуации

А. Труд

2. Практическая полезность

Б. Учение

3. Нацеленность на получение знаний

В. Игра

4. Замещение реальных объектов условными


5. Преобразовательная направленность


А - ___________ ; Б - ___________ ; В - _____________ .



  1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.

«В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для его _____ (1).  Теперь уже стало бесспорной истиной, что _____ (2) так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных _____ (3) со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» ____(4) ребенка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу. Основные черты благоприятного стиля общения в семье определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. _____ (5) в воспитании основан прежде всего на понимании ребенка – его нужд и  _____ (6), на знании закономерностей его роста и развития его личности.»





А) потребности

Б) психика

В) личность

Г) культура

Д) общение

Е) семья

Ж) контакты

З) группа

И) гуманизм

Ответ_____________



  1. Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Номера запишите в порядке возрастания.

    1. Способность к совместной преобразовательной деятельности

    2. Стремление к самореализации

    3. Умение приспосабливаться к природным условиям

    4. Устойчивые взгляды на мир и сове место в нем

    5. Потребность в воде, пище, отдыхе

Ответ_______



Работа с текстом и вопросам к нему.



На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни форми­рующегося человека, способы деятельности — игровой, спортивной, учеб­ной — трудовое и общественное поведение, гигиенические условия режима жизни, питания, сна и бодрствования, тесно связанные со статусом личности, наличие или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются кон­фликтные ситуации и т.д. Все эти факторы имеют значение не только сами по себе как моменты становления личности субъекта, но и как силы, воздейст­вующие на органическое развитие человека в определенные моменты его онто­генеза. В качестве детерминантов этого развития они играют роль стимулято­ров (способствующих процессам роста и созревания) или, наоборот, стрессоров и депрессоров (задерживающих, даже извращающих эти процессы), а в ряде случаев — катализаторов (ускоряющих действие других факторов, в том числе и физико-химических, на эти процессы)

Весьма важным направлением влияния жизненного пути (биографии) человека на его онтогенетическую эволюцию является все возрастающая инди­видуализация этой эволюции. Дело в том, что возрастная изменчивость все бо­лее опосредуется индивидуальной изменчивостью. Значение индивидуально- ипических особенностей человека увеличивается в средние и поздние фазы человеческой жизни. Характерологические особенности, специальные способ­ности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление разви­тия жизнедеятельности человека и на его свойства (жизнеспособность, работо­способность, трудоспособность). Постоянная умственная деятельность, высокая социальная активность, труд и творчество — факторы, противостоящие инво­люционным процессам, регулирующие ход органического развития.

(Б.Г. Ананьев. Человек как предмет познания)



  1. Назовите любые четыре фактора органического развития человека, вы­ деленные автором.

1._______________



  1. Как выделенные факторы развития, по мнению автора, могут влиять на человека? Укажите три возможные их роли.

2.



  1. Автор различает возрастную и индивидуальную изменчивость растущего человека. Найдите в тексте три авторских примера индивидуальной изменчивости.

3.



  1. Опираясь на изученный курс и собственный социальный опыт, приведите по два примера каждого из выделенных автором видов изменчивости.



Задание на составление схем и диаграмм.







Творческое задание.



Прочитайте высказывания. Какие аспекты поведения затрагивают авторы?

Ф. де Ларошфуко: «Можно дать другому разуму совет, но нельзя научить его разумному поведению».

И. В. Гёте: «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывая свой лик».

У. Теккерей: «Посейте поступок – пожните привычку, посейте привычку – пожнете характер, посейте характер – и вы пожнете судьбу».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________























































Работа III.

Дать определение терминам и понятиям.



Коммуникация - ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Этикет - ___________________________________________________________

Ритуальное общение - _______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Вербальное общение - _______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Диалог - __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Культура общения - _________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Познание - ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Чувственное познание - _____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рациональное познание - ____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Творчество - _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Память - __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответить на вопросы на вопросы с четырьмя вариантами ответов.



1. Коммуникация, будучи процессом информационного взаимодействия людей, отличается от общения между ними

1) обменом информации между партнёрами

2) одно направленностью передачи информации от одного (отправителя) к другому (получателю)

3) наличием обратной связи в процессе обмена информацией между всеми участниками

4) равноправием участников в обмене информацией



2. И чувственное, и рациональное познание:

1)формирует знания и представления о предмете

2)использует логические умозаключения

3)начинается с ощущения

4)дает наглядный образ предмета



3. Верны ли следующие суждения об общении?

А. В процессе общения происходит обмен идеями, эмоциями, материальными предметами.

Б. В процессе общения осуществляется социализация личности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны



4. Рациональное познание, в отличие от чувственного,

1)расширяет знания об окружающем мире

2)формирует наглядный образ предмета

3)осуществляется в форме ощущений и восприятий

4)использует логические умозаключения



5. Оставленные условные знаки, помогающие друзьям найти дорогу, будут относиться к общению

1) непосредственному

2) косвенному

3) прямому

4) опосредованному



Выполнить задание на соответствие, вписывание пропущенных слов и т.д.




  1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) В античной философии господствовало представление о том, что общество с прогрессом цивилизации деградирует. (Б) Существуют также теории, рассматривающие историю как поступательное развитие общества. (В) Представляется, что оно осуществляется посредством перехода от низших к более совершенным формам жизни.


Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений:

А

Б

В





  1. Ученик М. выступая с докладом на уроке о межличностных отношениях, подробно остановился на деловых и личных отношениях. Сравните два вида межличностных отношений, упомянутых в уловии задания, - деловые и личные. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия.

1) носят официальный характер

2) строятся на взаимосвязи, взаимодействии и взаимопонимании людей

3) возникают как среди больших, так и среди малых социальных групп

4) складываются на основе частных взаимоотношений

Ответ:

Черты сходства

Черты отличия





  1. Установите соответствие между примерами межличностных отношений и их видами. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.


ПРИМЕРЫ ВИДЫ

МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

А) поездка с друзьями за город 1) личные

Б) беседа учителя с родителями учащегося 2) деловые

В) встреча главы иностранного государства

Г) партнёрство

Д) товарищество

Запишите в таблицу выбранные цифры:

А

Б

В

Г

Д










Работа с текстом и вопросам к нему.

Некоторые считают, что поскольку мышление — сложный процесс, его изучение выходит за пределы наших технических возможностей и нашего по­нимания. Такой аргумент есть немного правда и немного ложь. Трудно не признать, что многие особенности нашего мышления остаются тайной, но вер­но и то, что достижения психологии дали нам замечательный арсенал методов и моделей, способных приоткрыть некоторые факты, относящиеся к мышле­нию Мышление, участвует в решении задач и формировании понятий.

Формирование понятий (или усвоение понятия) относится к умению вы­яснять свойства, присущие некоторому классу объектов или идей. Понятие

можно определить, как совокупность определенных существенных признаков и правил, связывающих эти признаки. Признаки означают некоторые характе­ристики объектов, относящихся и к другим объектам. Подвижность, напри­мер, это признак автомобиля, но подвижностью обладают и другие объекты — поезда, птицы. Человек определяет, насколько существенен данный признак для этого объекта на основе определенных критериев. Признаки можно разли­чать как на количественной, так и на качественной основе. Так, подвижность - это качественная черта, которую можно измерить количественно. К приме­ру, автомобиль данной марки обладает этим признаком в большей степени, чем автомобили других марок.

Формирование понятий — одна из самых важных познавательных функ­ций человека. В большинстве наук в период их становления формирование по­нятий играет решающую роль в организации данных. Расположение элементов в химии, разработка филогенетической классификации в биологии, классифи­кация видов памяти в биологии — все это примеры формирования понятий, способствующих лучшему пониманию предмета.

Если мы представим себе мириады различных объектов и событий, с ко­торыми встречаемся в повседневной жизни, то задача приобретения понятий может оказаться слишком сложной, и все же эта поразительная задача выпол­няется относительно легко. Вполне может быть, что постижение мира возмож­но только через развитие познавательных структур, которые связывают ка­жущиеся рассеянными объекты и события в единое понятие. Таким образом, изучение формирования понятий не изолировано от основного потока повсе­дневной жизни, но находится прямо в центре её.

Термины «мысль» и «мышление» означают общий процесс рассмотрения в уме какого-либо вопроса; логика — это наука о мышлении, изучающая его законы. Два человека могут думать об одном и том же, но их выводы, полу­ченные посредством мышления, могут отличаться; одно будет «логичным», другое — «нелогичным».

(Р. Солсо)

1. В чём, на взгляд автора, проявляется роль формирования понятий в
науке и других способах постижения мира? Приведите два положения,
раскрывающих эту роль.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как связаны мышление и логика? Почему выводы размышлений при наличии одного предмета рассмотрения или одной темы могут отличаться у разных людей?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Автор отмечает, что понятие определяется через совокупность сущест­венных признаков. Опираясь на обществоведческие знания, укажите
    один существенный признак любых трёх понятий, относящихся к раз­
    личным сферам общества.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Существует точка зрения, согласно которой абстрактные умозаключения не способны приводить к правильным выводам без включения непосред­ственного наблюдения, чувственных данных. Приведите два аргумента в поддержку этой позиции и один аргумент — против.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание на составление схем и диаграмм.







Творческое задание.

Написать реферат по теме:

  1. Понятие и проблемы гносеологии. Субъект и объект познания.

  2. Способности познания человека. Гносеологические концепции.

  3. Истина. Виды и критерии истины.

  4. Методы и формы познания. Их общая характеристика.



Работа III.

«Социальные отношения»

Дать определение терминам и понятиям.

Общество – ________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Страна – __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Государство – ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Нация - ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Общественные отношения - __________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Плюрализм - _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Сферы общества - __________________________________________________

__________________________________________________________________

Социальная сфера – _________________________________________________

__________________________________________________________________

Экономическая сфера – ______________________________________________

__________________________________________________________________

Политическая сфера – _______________________________________________

__________________________________________________________________

Духовная сфера – ___________________________________________________

__________________________________________________________________

Ответить на вопросы на вопросы с четырьмя вариантами ответов.

  1. Общество в узком смысле слова - это:

1) определённый этап исторического развития человечества

2) часть окружающей среды, которая создана человеком

3) совокупность элементов живой и неживой природы

4) способ отношения человека к внешнему миру


  1. Верны ли следующие суждения о соотношении общества и природы?

А. Природа является частью общества.

Б. Общество, влияя на природу, наносит ей определённый ущерб, то же можно сказать о влиянии природы на общество.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны



3. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?

А. Развитие каждой сфер общественной жизни подчиняется собственным закономерностям.

Б. Неполадки в функционировании одной из сфер общественной жизни сказываются на состоянии других.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны



4. К формам самопознания не относится (-ятся):

1) ведение личного дневника

2) заполнение профориентационной анкеты

3) выполнение психологических тестов

4) написание сочинения по литературе



5. К духовной сфере жизни общества не относится:

1) искусство

2) наука

3) семья

4) мораль



Выполнить задание на соответствие, вписывание пропущенных слов и т.д.





  1. Установите соответствие между сферами жизни общества и их учреждениями (организациями): к каждой позиции, данной  первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца:

УЧРЕЖДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) парламент

Б) система здравоохранения

В) общественные организации

Г) правительство

Д) коммунальные службы

1) социальная

2) политическая

1 - __________ ; 2 - ____________ .

  1. Установите соответствие между социальными фактами и сферами общественной жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

А) расчёт параметров бюджета страны Б) создание службы занятости населения

В) очередные выборы главы государства Г) разработка бизнес-плана компании

Д) концерт всемирно известного музыканта


1)духовная

2)социальная

3)экономическая

4)политическая



  1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слов (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Современное общество отличается высоким уровнем ____ (1), в нём каждый имеет множество возможностей переменить своё положение: можно переселиться из города в деревню, из маленького городка – в огромный мегаполис, сменить место работы, или профессию. Важнейшую роль в достижении _____ (2) имеет уровень образования, профессионализма. Без глубоких знаний невозможно найти стабильную, хорошо оплачиваемую работу, занять ____(3), стать незаменимым для коллег. В процессе рыночных преобразований, происходящих в нашей стране в последние годы, российское общество очень резко разделилось по _____(4). Пролегла пропасть между небольшим количеством сверхбогатых людей, «новых русских», активно скупающих недвижимость за рубежом, возводящих особняки, и значительной массой населения страны, живущей чуть выше или на уровне _____ (5). А вот «_______ (6)», который составляет основу общества в развитых странах, у нас ещё не сформировался, - он находится только на стадии становления.

Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) стратификация Б) образование В) черта бедности Г) социальная мобильность

Д) учреждение Е) социальный статус Ж) престижная должность З) уровень доходов И) средний класс 



Работа с текстом и вопросам к нему.

Саморазвитие общества и человека имеет определённый вектор, который связывается с понятиями прогресса и регресса.

В истории философии эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций. Ряд мыслителей были убеждены в наличии прогресса в обществе и усматривали его критерий в росте науки и разума, в улучшении нравов. Дру­гие делали акцент на субъективных сторонах прогресса, связывая его с ростом идеалов истины и справедливости. Было высказано мнение относительно лож­ности самой идеи прогресса...

Многие связывали прогресс в основном с духовными факторами развития общества, ростом веры в каждом человеке, гуманизацией межчеловеческих отношений, укреплением позиций добра и красоты в мире.

Соответственно, регресс понимался как движение в обратном направле­нии, как торжество зла и несправедливости, разобщение людей и подчинение их какой-то античеловеческой силе.

В древности изменения в обществе понимались как простая последова­тельность событий либо как деградация по сравнению с минувшим «золотым веком». В христианстве впервые появляется представление о внеисторической цели общества и человека, о «новом небе и новой земле». В марксистской кон­цепции общественный прогресс связывался с неуклонным развитием произво­дительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением от гнета стихийных сил общественного развития и эксплуатации человека чело­веком. Конечной целью и критерием прогресса выступала эволюция человека как гармонично развитой личности. Регресс трактовался марксизмом как движение общества в обратном направлении, причиной чего являются реакци­онные общественно-политические силы.

В XX в. с возникновением глобальных проблем человечества и нараста­нием нестабильности в мире в целом критерии общественного прогресса начи­нают изменяться. Понятие прогресса общества и истории всё более связывает­ся с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. Так, в качестве интегральных характеристик прогрессивного развития общества и человека предлагаются такие критерии, как уровень материнской и детской смертности, показатели физического и душевного здоровья, чувство удовлетворённости жизнью и т.п. Ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. С дру­гой стороны, резко усиливается доля ответственности каждого человека за всё происходящее в обществе, за движение истории в желаемом направлении.

(В. Кохановский)



1. Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного процесса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменения критериев прогресса в современном мире?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Какие три критерия, по мнению автора, могут выступать интегральными характеристиками прогрессивного развития общества в наше время? Опираясь на знания курса и фактов социальной жизни, укажите любой не названный в тексте критерий.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производственного труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Автор связывает прогресс с различными сферами жизни общества. Как Вы думаете, происходит ли прогресс в духовно-нравственной сфере? Сформулируйте свою точку зрения и приведите три аргумента в ее обоснование.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание на составление схем и диаграмм.

Основные сферы общественной жизни

Деятельность людей и отношения между ними

Учреждения (организации)

Экономическая






Социальная






Политическая






Духовная







Творческое задание.

Напишите эссе по высказыванию:

«Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек».

И. Бердяев

Критерии написания эссе см. приложение 1.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!