СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

1. «Няне»; 2. «У Лукоморья дуб зелёный…»; 3. «Зимнее утро»; 4. «Зимний вечер»; 5. «Сказка о мёртвой царевне"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь»












5 класс

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

  1. «Няне»;

  2. «У Лукоморья дуб зелёный…»;

  3. «Зимнее утро»;

  4. «Зимний вечер»;

  5. «Сказка о мёртвой царевне…».



Шерина Ю.В.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН














"Что он [Пушкин] для нас? Великий писатель? Нет, больше: одно из величайших явлений русского духа. И еще больше: непреложное свидетельство о бытии России. Если он есть, есть и она. И сколько бы ни уверяли, что ее уже нет, потому что самое имя России стерто с лица земли, нам стоит только вспомнить Пушкина, чтобы убедиться, что Россия была, есть и будет". Д. Мережковский

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье дворян. Его отец (Сергей Львович Пушкин) увлекался поэзией, а дядя (Василий Львович) был известным поэтом того времени — все это сильно повлияло на Александра. В 12 лет (в 1811 году) Пушкин отправился для обучения в Царскосельский лицей под Петербургом. Там впервые раскрылся его литературный талант, который открыто признавался его преподавателями и известными поэтами того времени.

В 1814 году в журнале «Вестник Европы» было впервые опубликовано стихотворение поэта — «К другу стихотворцу».

В лицее Пушкин проучился 6 лет, и после выпуска (в 1817 году) он отправился в Санкт-Петербург, где начал работать в Коллегии иностранных дел. В Петербурге поэт вел активную светскую жизнь, посещал множество мероприятий и писал стихи.




Арина Родионовна Яковлева родилась 10 апреля 1758г в деревне Суйда Петербургской губернии в семье крепостных крестьян. Через год деревня отошла новому владельцу Абраму Петровичу Ганнибалу, прадеду Пушкина.

20 декабря 1797 года в семье Сергея Львовича Пушкина (отца Александра Сергеевича) родилась дочь Ольга, и Арину Родионову взяли к ней няней.


Можно послушать стихотворение

«Няне»

В 1826 г. А. Пушкин написал стихотворение «Няне», которое было опубликовано посмертно. Оно вошло в сборник сочинений Александра Сергеевича, изданный в 1855 г. Следует отметить, что произведение незаконченное, а название ему дали издатели, а не автор.

В стихотворении А. Пушкин раскрыл тему воспоминаний о няне. Для этого он выбирает распространённую в литературе форму обращения. В центре произведения пожилая женщина и лирический герой.

Уже первые строки показывают, какое место занимала няня в жизни лирического героя: это подруга, которая переживала вместе с ним тяжелые времена. Лирический герой называет женщину «дряхлой голубкой», указывая, таким образом, на её возраст.

«НЯНЕ»



















Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок-цветов. Какими красками вы бы передали настроение стихотворения?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..


Каким настроением пронизано это стихотворение?

…………………………………………………………………………………………………..

Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? Найдите в тексте слова, которыми эти чувства выражены.

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………….


Перечитайте две первые строчки стихотворения. Почему поэт, не называя няню по имени, обращается к ней два раза?

……………………………………………………………

……………………………………………………………. Читая стихотворение, мы рисуем в своем воображении ряд картин.

Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды.

Сколько иллюстраций-слайдов у вас получится?

……………………………………………………………

……………………………………………………………

……………………………………………………………

……………………………………………………………

……………………………………………………………

……………………………………………………………

…………………………………………………………….





Что такое пролог? Как он помогает нам понять, о чём будет произведение?

……………………………………………………………………

……………………………………………………………………

……………………………………………………………………

……………………………………………………………………

«У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЁНЫЙ…»













































Пролог разделен автором на две части. Первая составляет всего шесть строк: Что изобразил поэт в первой части?

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка?

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

Вторая часть более объемна, герои сказочного мира описаны конкретно:

Как можно понять строки: /Там королевич мимоходом/Пленяет грозного царя…/?

…………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

Объясните значение слова «мимоходом».

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………





Пушкинист Виктор Розанов сказал: «Чтение Пушкина – своеобразная прививка от пошлости» .

Как вы понимаете эти слова?

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

«ЗИМНЕЕ УТРО»

В 1829 году Пушкин находился в расцвете своих творческих сил.

Позади осталась ссылка, он активно путешествовал по стране, встречался с разными людьми, строил планы на дальнейшую жизнь: был страстно влюблён и собирался жениться на красавице Натали Гончаровой.

Стихотворение «Зимнее утро» было написано 3 ноября 1829 года.

Пейзажная лирика – стихотворения, которые изображают картины природы и вызванные ими чувства.

Александр Сергеевич по дороге к невесте в Ярополец заехал к друзьям (семье Вульфов) в село Павловское, что возле города Старица Тверской губернии. Здесь поэт бывал неоднократно, начиная с 1828 года. Пять лет спустя в 1833 году, он писал жене:

«Ты не угадаешь, мой ангел, откуда я к тебе пишу: из Павловска; между Берновом и Малинников, о которых, вероятно, я тебе много рассказывал. Вчера, своротя на просёлочную дорогу к Яропольцу, узнаю с удовольствием, что проеду мимо Вульфовых поместий, и решился их посетить. В 8 часов вечера приехал я к доброму моему Павлу Ивановичу, который обрадовался мне как родному».

Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счёт которого усиливается художественное значение первого предмета.

Гостеприимный дом Павла Ивановича Вульфа, дяди Алексея Вульфа, друга Пушкина, был для поэта приютом спокойствия и вдохновенного творческого труда. В этот приезд в конце 1829 года Пушкин прогостил у Вульфов три недели.

Эпитет – определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).

Метафора – перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.

По воспоминаниям Екатерины Евграфовны Синицыной, воспитанницы Павла Ивановича Вульфа, «вставал Пушкин по утрам часов в 9-10 и прямо в спальне пил кофе, потом выходил в общие комнаты, иногда с книгой в руках, хотя ни разу не читал стихов. После он обыкновенно или отправлялся к соседним помещикам, или, если оставался дома, играл с Павлом Ивановичем в шахматы…»

Литературный критик Павел Васильевич Анненков отмечает, что в этот период Пушкину было присуще душевное спокойствие, склонность к веселью и восторженно-радостное настроение.

Это восторженно-радостное настроение поэта отразилось в строках стихотворения «Зимнее утро» – светлых и восторженных.

Кому адресовано это стихотворение, нам известно имя?

…………………………………………………………………………………………………… Что мы узнаем об адресате. Найдите тропы, которые употребляет Пушкин при обращениях.

............................................................................................................................. ..............................

...........................................................................................................................................................

............................................................................................................................. ..............................

О каких чувствах героя свидетельствуют эти эпитеты?

……………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………..


Сколько здесь времен и чем они характеризуются?

………………………………………………………………………

………………………………………………………………………

Сделайте вывод о связи времени суток и настроении.

………………………………………………………………………

………………………………………………………………………

……………………………………………………………………… С какими словами он обращается к адресату? Призыв: «погляди в окно, навестим поля пустые, предадимся бегу нетерпеливого коня».

Как вы думаете, почему он не хочет сделать это один?




Скажите, где, по-вашему, находится лирический герой в доме или на улице?

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

Какие цвета преобладают в этом стихотворении? Докажите цитатами из текста.

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………..



Заполните таблицу примерами из текста стихотворения «Зимнее утро».


Эпитет

Сравнение

Метафора

Олицетворение

Антитеза

















































































Сделайте иллюстрацию к стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро».



«ЗИМНИЙ ВЕЧЕР»

Словарная работа.

Буря - ненастье с сильным разрушительным ветром.

Мгла – непрозрачный воздух (от тумана, сумерек, тьмы).

Вихрь – порывистое, круглое, движение ветра.

Кровля обветшалая – очень плохая крыша. Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба. Веретено – приспособление для прядения.

Буран – снежная буря, буран в степи, метель.

Метель – сильный ветер со снегом, вьюга.

Вьюга - снежная буря.


На сколько смысловых частей можно разделить это стихотворение? Какие это части? Найдите их.


Какая была погода в тот зимний вечер?

………………………………………………

………………………………………………

Что значит «бушевала»?

………………………………………………

……………………………………………….

Как описывает поэт бурю?

………………………………………………

………………………………………………

……………………………………………… Как называется такое средство художественной выразительности, когда поэт один предмет сравнивает с другим? Найдите примеры в тексте.

………………………………………………

………………………………………………

……………………………………………… Почему поэт прибегает к таким сравнениям? Зачем они нужны? Какова их роль?

………………………………………………

………………………………………………

……………………………………………….

Что такое олицетворение?

………………………………………………

……………………………………………….


Найдите олицетворения в 1 части.

………………………………………………

………………………………………………

………………………………………………

Что означает слово «кроет»?

………………………………………………

……………………………………………… Что такое «кровля»? Почему она обветшалая?

………………………………………………

………………………………………………

………………………………………………

Какой вечер предстал перед нами?

………………………………………………

……………………………………………… Что делает вьюга? Какие глаголы подобрал поэт?

………………………………………………

………………………………………………

……………………………………………… Какие звуки мы слышим, когда читаем стихотворение? Что позволяют услышать эти звуки?

………………………………………………

………………………………………………

………………………………………………





Каким настроением пронизано эта часть стихотворения?

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

Какими словами поэт создает картину одиночества, описывая жилище?

……………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………….

Как надо читать вторую часть стихотворения?

……………………………………………………………………………………………………

…..




Заполните таблицу примерами из текста стихотворения «Зимнее утро».


Эпитет

Сравнение

Метафора

Олицетворение

Антитеза

















































































«СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ»

Перст – палец руки.

Кротость – смирение, покорность, незлобивость.

Чернавка – служанка в барском доме (обычно выполняющая чёрную, черновую работу).

Сорочин – сарацин, наездник на коне, чужестранец с Востока.

Спе́шить – сбить с коня, сделать пешим.

Горница – верхнее часть строения, жилое помещение в верхней

части строения.

Изразец – плитка из обожжённой глины для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель..






Присказка – шутливое вступление или концовка народной сказки, рассказа, обычно не связанные с их содержанием, иногда в виде прибаутки, поговорки.





Семь богатырей

Как выглядели семь богатырей?

……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………… Как они обращались к царевне?

…………………………………………………………………………... Чем они обычно занимались? Как это их характеризует?

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

Составляем характеристик главных героев сказки




Главные герои сказки

Второстепенные герои сказки

Царица – мачеха, Царевна, Королевич Елисей, семь богатырей.












СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ СКАЗКИ


Царица - мачеха

Царевна

Внешность



Черты характера



Поведение, поступки



Речь



Авторские оценки



Вывод:………………………………………

………………………………………………

………………………………………………

………………………………………………

………………………………………………

………………………………………………

………………………………………………

………………………………………………

………………………………………………

………………………………………………



Царевна

Елисей

Черты характера



Отношение к любви



Отношение к верности



Речь




Вывод:…………………………………………

…………………………………………………

…………………………………………………

…………………………………………………

…………………………………………………

…………………………………………………

…………………………………………………

…………………………………………………



Царевна

Семь богатырей

Черты характера



Стремление к чистоте, порядку



Честность в отношениях



Речь




Вывод:…………………………………………

……………………………………………………

……………………………………………………

……………………………………………………

……………………………………………………

……………………………………………………

……………………………………………………

……………………………………………………

……………………………………………………

……………………………………………………



Елисей

Богатыри

Черты характера



Смелость, честность



Отношение к царевне




Вывод:……………………………………

……………………………………………

……………………………………………

……………………………………………

……………………………………………

……………………………………………

……………………………………………

……………………………………………

…………………………………………….

Бродячий сюжет - сюжет, который заимствуется, переходит из одной эпохи или страны в другую, то есть «бродит, странствует».




Как отразились в сказке Пушкина народные представления о добре и зле? Какие поступки героев говорят об их высоких моральных качествах, а какие противоречат народным идеалам добра справедливости?

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………… В каких образах сказки и как Пушкин провозглашает народные взгляды о красоте внешней и внутренней?

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………… Докажите, что в сказке Пушкина, как в народных сказках,. Добро побеждает зло.

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………… Какие качества отрицательных героев сказки Пушкина с народной точки зрения достойны осуждения?

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………….


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!