СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Занимательная грамматика"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательна грамматика" 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Занимательная грамматика"»




1. Пояснительная записка


Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ с изменениями и дополнениями;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 с внесенными изменениями (приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576);

  • письмом Минобрнауки России от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

  • Уставом СОШ.

  • Образовательной программой СОШ.

  • Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, М.: Просвещение, 2009.

  • Положением об организации внеурочной деятельности учащихся МОУ Речицкая СОШ в условиях реализации ФГОС НОО.

Цель изучения курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.


Задачи курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»:

Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.



Актуальность курса внеурочной деятельности:

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане школы:

Программа курса «Занимательная грамматика» рассчитана на 33 часа (1 раз в неделю, 1 года обучения) и предназначена в качестве курса по выбору общеинтеллектуального направления для учащихся 1-х классов.

Направленность: общеинтеллектуальная.

Возраст учащихся: 7–8лет.

Сроки реализации программы: 1 год.

Данная программа внеурочной деятельности способствует формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


2. Содержание курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»


1-й год обучения (33 ч)

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.

В мире безмолвия и неведомых звуков. (1 ч)

В страну слов. Первые встречи. (1 ч)

К тайнам волшебных слов. (2 ч)

Выбор друзей в Стране Слов (1 ч)

К несметным сокровищам Страны Слов. (1 ч)

Чудесные превращения слов. (1 ч)

В гости к Алфавиту. (2 ч)

К тайнам звуков и букв. (1 ч)

Встреча с Радугой. (1 ч)

В Страну Говорящих Скал. (1 ч)

В глубь веков на Машине времени. (1 ч)

В Королевстве ошибок. (1 ч)

В Страну Слогов. (1 ч)

Неожиданная остановка в пути. (1 ч)

В удивительном городе Неслове. (1 ч)

Чудеса в Стране Слов. (2 ч)

К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1 ч)

На карнавале слов. (2 ч)

В Театре близнецов. (1 ч)

Конкурс знающих. (1 ч)

Новое представление. (1 ч)

Необычный урок. (1 ч)

Следопыты развлекают гостей. (1 ч)

В Клубе весёлых человечков. (1 ч)

К словам – родственникам. Почему их так назвали? (2 ч)

Экскурсия в прошлое. (1 ч)

Полёт в будущее. (1 ч)

Итоговое занятие. (1 ч)


Основные виды учебной деятельности:

I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

  1. Слушание объяснений учителя.

  2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

  3. Самостоятельная работа с учебником.

  4. Работа с научно-популярной литературой.

  5. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

  6. Написание рефератов и докладов.

  7. Выполнение заданий по разграничению понятий.

  8. Систематизация учебного материала.

II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

  1. Наблюдение за демонстрациями учителя.

  2. Просмотр учебных фильмов.

  3. Анализ дорожных знаков.

  4. Анализ проблемных ситуаций.

III – виды деятельности с практической (опытной) основой:

  1. Работа с раздаточным материалом.

  2. Сборка приборов из готовых деталей и конструкций.

  3. Разработка и проверка методики экспериментальной работы.

  4. Проведение исследовательского эксперимента.

  5. Проведение ролевых игр.

Формы контроля

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем

  • психодиагностики;

  • опроса

  • конкурсов;

  • анализа результатов деятельности.




Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Занимательная грамматика» 1 «Б» класса

п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

по плану

Дата фактическая

аудиторных

внеаудиторных

1.

Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

1


05.09


2.

Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».

1


12.09


3.

Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах.

1


19.09


4.

Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».


1

26.09


5.

Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

1


03.10


6.

Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

1


10.10


7.

Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

1


17.10


8.

Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я».

1


24.10


9.

Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».


1

07.11


10.

Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

1


14.11


11.

Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».


1

21.11


12.

Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»

1


28.11


13.

Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

1


05.12


14.

Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.

1


12.12


15.

Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

1


19.12


16.

Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.

1


26.12


17.

Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».

1


16.01


18.

Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок.

1


23.01


19.

Головоломка. Слова – синонимы.

1


30.01


20.

Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.

1


06.02


21.

Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию

1


13.02


22.

Игры со словами – двойниками.

1


27.02


23

Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.

1


05.03


24

Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.

1


12.03


25

Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».

1


19.03


26

Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами

1


02.04


27

«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.

1


09.04


28

Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.

1


16.04


29

Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!».

1


23.04


30

Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».

1


30.04


31

Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

1


07.05


32

Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».

1


14.05


33

Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.


1

21.05








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!