СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности " Знай и сохраняй природу родного края"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: расширение и углубление знаний учащихся, полученных при изучении основного школьного курса биологии, развитие общекультурных компетентностей учащихся, формирование устойчивого интереса и мотивации к изучению биологической науки через решение практических задач с использованием материально-технической базы школы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности " Знай и сохраняй природу родного края"»

Ростовская область Родионово-Несветайский район х. Выдел

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Родионово-Несветайского района

«Выделянская средняя общеобразовательная школа»





«Утверждаю»

Директор МБОУ «Выделянская СОШ»

Приказ от_________________№_____

________________С.А. Сухоконь

м.п.



Рабочая программа

дополнительного образования ( кружок)

« Знай и сохраняй природу родного края»



Класс 8

Образовательная

область Экология

Количество часов по программе -35ч., по планированию-33ч.+2 ч.- праздничные дни

Учебный год 2018-2019


Учитель: Лященко Людмила Егоровна


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа дополнительного образования ( кружка) для 8 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 ФЗ

  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N1897.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. за №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год» с последующими изменениями;

  • СанПин 2.4.2.2821-10 (постановление от 29.12.2010г. № 189);

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Выделянская СОШ»;

  • Программа «Математика» 5-9 класс коллектива авторов Мерзляк А.Г., В.Б. Полонский, Якир М.С.

  • Устав МБОУ «Выделянская СОШ»;

  • Локальный акт о структуре рабочей программы МБОУ «Выделянская СОШ»;

  • Учебный план МБОУ «Выделянская СОШ» на 2018-2019уч.г.

Воспитательный компонент ФГОС ОО ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. Для успешности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся на второй ступени образования закладываются основы нравственного, патриотического, духовного развития личности, формируется мир чувств, эмоций, воображения, мировосприятие ребёнка. Важно, чтобы каждый ребёнок испытывал чувство ответственности за место, где он родился и живёт, за каждый уголок своей малой родины и Отечества. Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням.

Актуальность вопросов экологии родного края в вопросах воспитания и обучения подрастающего поколения на сегодняшний день представляется особенно значимой. Объектом пристального внимания, изучения и исследования являются уникальность, своеобразие и самобытность природы каждого региона (края).

Основная идея программы - формирование экологического сознания учащихся среднего звена через внеурочную деятельность учащихся, сориентирована на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

Цель программы: расширение и углубление знаний учащихся, полученных при изучении основного школьного курса биологии, развитие общекультурных компетентностей учащихся, формирование устойчивого интереса и мотивации к изучению биологической науки через решение практических задач с использованием материально-технической базы школы

Цели и задачи обучения:

  1. Освоение знаний о биоразнообразии, видовом составе и  жизненных формах растений и животных Ростовской области и хутора Выдел;

  2. Знакомство с редкими и исчезающими видами растений и животных Ростовской области и хутора Выдел;

  3. Овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы, работать с определительными карточками, с определителями, лабораторным оборудованием;

  4. Развитие интереса к изучению природы родного края, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  5. Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения;

  6. Применение полученных знаний и умений для решения экологических задач в повседневной жизни, выявления влияния загрязнения окружающей среды на здоровье человека

  7. Овладение учениями нахождения предполагаемых путей решения экологических проблем малой родины; Программа внеурочной деятельности «Знай и сохраняй природу родного края» рассчитана на учащихся 8 класса и направлена на приобретение ими экологических знаний, связанных с родным краем. 

Главная цель курса: изучение биоразнообразия и экологии основных таксонов растений, грибов, лишайников и животных в типичных природных сообществах хутора Выдел; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием природы родного края, самостоятельного приобретения знаний; воспитание любви к своему краю, формирование экологической культуры личности.

Основными задачами курса являются:

ознакомление учащихся с актуальными проблемами сохранения биоразнообразия в мире, России, Ростовской области , ролью ученых-естествоиспытателей в исследовании и сохранении биоразнообразия края;

освоение учащимися знаний об основных жизненных формах, видах растений, грибов, лишайников и животных, а также о необходимых мерах их охраны; о мерах их использования хозяйственно-ценных видов в крае;

изучение учащимися экологических проблем Ростовской области;

выявление учащимися источников загрязнения биосферы, гидросферы и литосферы родного края и определение влияния этих загрязнений на здоровье человека;

овладение учащимися умениями работать с определительными карточками, с определителями, лабораторным оборудованием;

формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы родного края.

Практическая направленность факультативного курса реализуется в разнообразных формах проектной деятельности, практических и лабораторных работах.

Программа внеурочного курса «Знай и сохраняй природу родного края» предусматривает 35 учебных часа (1 час в неделю) и включает 6 разделов.

Содержание программы

1 Введение (4 часа)

Экология – наука о закономерностях существования живого мира на Земле.  Методы экологических исследований. Проблема сохранения биоразнообразия. История изучения природы Ростовской области. Экскурсия. Биоразнообразие природы родного края.

2 Растительность Ростовской области и хутора Выдел (9 часов)

Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников. Древесные растения. Отличительные особенности строения деревьев и кустарников. Голосеменные растения. Разновидность и экологические группы голосеменных растений. Лиственные растения и кустарники. Видовой состав лиственных деревьев и кустарников. Травянистые растения. Биоразнообразие, значение и охрана грибов и лишайников Ростовской области и хутора Выдел. Практические работы. Съедобные и ядовитые растения нашей местности. Определение лиственных деревьев и кустарников. Определение основных представителей травянистой растительности. Состояние лесного фонда Ростовской области .

3 Животный мир Ростовской области и хутора Выдел (6 часов)

Общая характеристика животного мира. Беспозвоночные. Рыбы. Земноводные и пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие. Практические работы. Изучение многообразия беспозвоночных по коллекциям. Описание видового состава рыб местных водоемов. Описание видового состава земноводных и пресмыкающихся. Составление списка птиц местной фауны. Описание видового состава млекопитающих местной фауны. Экскурсия. Знакомство с птицами села.

4 Экологические проблемы Ростовской области и хутора Выдел (9 часов)

Реки и источники их загрязнения. Исследования состояния водной среды местных озер. Источники загрязнения атмосферы в Ростовской области. Методы мониторинга атмосферного воздуха. Лишайники – индикаторы чистоты воздуха. Основные загрязнители почвы. Экологическое состояние почв в нашей местности. Источник химического загрязнения окружающей среды. Опасность химического загрязнения для природной среды и здоровья человека. Лабораторные работы.  Определение состава почв, по образцам, взятым на пришкольном участке, на территории стихийного выброса мусора. Определение угрозы загрязнения окружающей среды в районе свалки на территории хутора. Практические работы. Анализ запыленности воздуха по твердым фракциям снега.

5 Проблема охраны окружающей среды Ростовской области (2 часа)

Экологическое состояние края. Редкие виды растений и животных.   Особо охраняемые природные территории. Практическая работа. Определение по атласам положение охраняемых территорий области.

6 Экология и человек (2 часа)

Взаимосвязь человека и природной среды. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

Итоговое занятие (1 ч)

Экскурсия (1 ч)

Тематическое планирование



п/п

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Введение

4

3

1

2

Растительность

9

5

4

3

Животный мир

6

1

5

4

Экологические проблемы

9

4

5

5


Проблема охраны окружающей

среды Ростовской области


2


1


1

6

Экология и человек

4

2

2

 Ожидаемые результаты:

учащиеся должны знать:

  1. Биоразнообразие Ростовской области и хутора Выдел;

  2. Жизненные формы растений и животных своей местности и области;

  3. Видовой состав растительного и животного мира своего хутора и области;

  4. Методы экологических исследований;

  5. Экологические проблемы своей местности и области;

  6. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека;

  7. Редкие виды растений и животных родного края;

  8. Значение растений и животных и меры их защиты

уметь:

  1. Самостоятельно выполнять практические и лабораторные работы, осуществлять проектную деятельность, проводить исследования, опыты и наблюдения;

  2. Работать с определительными карточками, с определителями, лабораторным оборудованием;

  3. Анализировать и делать выводы из полученной информации;

  4. Находить предполагаемые пути решения экологических проблем;

  5. Творчески подходить к решению задачи

Литература для учащихся:

1. Энциклопедия «Википедия»

2. Красная книга Ростовской области

3. Зелеева С.Г. Живая азбука природы Ростовской области.- Ростов-на -Дону: Областная типография «Печатный двор»,2014.

4. Игорь Акимушкин. Птицы. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся.- М.: «Мысль», 1989.

5. Игорь Акимушкин. Млекопитающие или звери.- М.: «Мысль»,1988.

6. Шквыря Ж.Ю. Мир растений. Современная школьная энциклопедия.- М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.

7. Лесли Колвин и Эмма Спиэр Живой мир. Энциклопедия. - М.: «РОМЭН», 2000.

8. Козлов М.А. Кольцо жизни.- Чебоксары: Чуваш. кн. изд.-во, 1980.

9. Козлов М.А. Не просто букашки.- Чебоксары: Чуваш. кн. изд.-во, 1991.

10. Растения и животные. Руководство для натуралиста.- М.: «Мир», 1991.

Литература для учителя:

1. Энциклопедия «Википедия»

2. Красная книга Ростовской области

3. Александрова В.П., Болгова И.В., Нифантьева Е.А. Экология живых организмов: Практикум с основами экологического проектирования. 6-7 классы.- М.: ВАКО,2014. - 144с.

4. Питер Фабр. Популяционная экология.- М.: «Мир», 1971.

5. Гордеева и др. Практический курс систематики растений. Пособие для пед. ин-ов. М.: «Просвещение»,1971.

6. Козлов М.А., Олигер И.М. Школьный атлас-определитель беспозвоночных.- М.: «Просвещение», 1991.

7. Бахарев В.В., Пентехина Л.И., Глебова В.Д. Экологический фитодизайн с основами декоративного садоводства: Сборник учебных программ.- Ульяновск: УИМКПРО, 2003.

Интернет- ресурсы:

www.ecoportal73.ru; www.mpr73.ru; www.elementy.ru


Календарно-тематическое планирование ( по программе- 35 часов, по планированию – 33 часа+8.03. ,03.05)



п/п


Дата

план



Дата

факт.


Тема урока


Общеучебные умения и навыки


Форма работы



1.Введение



1


07.09





Экология – наука о закономерностях существования живого мира на Земле.

Работа с научным, научно-популярным, художественным текстом.

Коллективная работа, частично- поисковая


2


14.09



Методы экологических исследований

Проблема сохранения биоразнообразия

Выдвижение гипотез и их аргументация

Работа в парах


3


21.09



История изучения природы Ростовской области

Работа с научным, научно-популярным, художественным текстом.

Коллективная работа, частично- поисковая

4

28.09


Экскурсия. Биоразнообразие природы родного края.

Обобщение материала, собранного на экскурсии

Оформление отчета по экскурсии



2. Растительность Ростовской области и хутора Выдел


5


05.10



Жизненные формы и экологические группы растений, грибов и лишайников

Работа с научным, научно-популярным, художественным текстом.

Коллективная работа, частично- поисковая



6


12.10





Отличительные особенности строения деревьев и кустарников родного края.

Составление сравнительной таблицы

Коллективная работа, частично- поисковая

7

19.10


Фитоценоз луга, водоёмов нашей местности

Составление плана описания хвойных растений

Индивидуальная работа, частично- поисковая


8





26.10






Пр.р. Съедобные и ядовитые растения нашей местности

Работа с определительной литературой

Коллективная работа, частично- поисковая


9


02.11



Лекарственные растения, правила сбора и применения.

Составление сравнительной таблицы

Индивидуальная работа, частично- поисковая

10



16.11



Пр.р. Видовой состав лиственных деревьев и кустарников родного края

Работа с определительной литературой

Коллективная работа, частично- поисковая

11

23.11


Травянистые растения

Составление плана описания травянистых растений

Индивидуальная работа, частично- поисковая



12


30.11





Пр.р. Разновидность травянистой растительности Ростовской области и хутора Выдел

Работа с определительной литературой

Коллективная работа, частично- поисковая


13


7.12



Пр.р.Состояние лесного фонда Ростовской области

Работа с определительной литературой

Коллективная работа, частично- поисковая



3. Животный мир Ростовской области и хутора Выдел


14


14.12



Общая характеристика животного мира Ростовской области

Работа с научным, научно-популярным, художественным текстом.

Коллективная работа, частично- поисковая

15

21.12


Пр.р. Беспозвоночные области и села

Работа с определительной литературой

Коллективная работа, частично- поисковая

16

28.12


Пр.р. Рыбы водоемов хутора выдел

Работа с определительной литературой

Коллективная работа, частично- поисковая


17


11.01



Пр.р. Земноводные и пресмыкающиеся родного края

Работа с определительной литературой

Коллективная работа, частично- поисковая

18

18.01


Экскурсия. Птицы родного края

Обобщение материала, собранного на экскурсии

Оформление отчета по экскурсии

19

25.01


Пр.р. Млекопитающие области и села

Работа с определительной литературой

Коллективная работа, частично- поисковая



4. Экологические проблемы ростовской области и хутора Выдел

20

01.02


Водоемы и источники их загрязнения

Работа с научным, научно-популярным текстом.

Индивидуальная работа, частично- поисковая


21

08.02




Л.р. Исследования состояния водной среды водоёмов хутора Выдел

Работа с лабораторным оборудованием

Коллективная работа, частично- поисковая


22

15.02




Источники загрязнения атмосферы в Ростовской области

Работа с научным, научно-популярным текстом.

Индивидуальная работа, частично- поисковая


23

22.02




Пр.р. Методы мониторинга атмосферного воздуха

Работа с научным, научно-популярным, текстом.

Коллективная работа, частично- поисковая

24

01.03


Пр.р. Лишайники – индикаторы чистого воздуха

Работа с научным, научно-популярным, текстом.

Коллективная работа, частично- поисковая

25

15.03


Основные загрязнители почвы

Работа с научным, научно-популярным, текстом.

Индивидуальная работа, частично- поисковая


26


22.03



Л.р. Экологическое состояние почв в нашей местности

Работа с лабораторным оборудованием

Коллективная работа, частично- поисковая


27


05.04



Пр.р. Источники загрязнения окружающей среды хутора Выдел

Применение различных методов экологических исследований

Индивидуальная работа, частично- поисковая



28


12.04





Опасность химического загрязнения для природной среды и здоровья человека

Работа с научным, научно-популярным, художественным текстом.

Коллективная работа, частично- поисковая





5.Проблема охраны окружающей среды Ростовской области



29

19.04




Экологическое состояние Ростовской области и хутора Выдел

Работа с научным, научно-популярным текстом.

Коллективная работа, частично- поисковая


30


26.04



Пр.р. Особо охраняемые территории Ростовской области

Работа с научным, научно-популярным текстом.

Индивидуальная, коллективная работа, частично- поисковая



6.Экология и человек


31


17.05



Взаимосвязь человека и природной среды

Работа с научным, научно-популярным, художественным текстом.

Индивидуальная работа, частично- поисковая


32


24.05



Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека

Работа с научным, научно-популярным, художественным текстом.

Индивидуальная работа, частично- поисковая

33

31.05


Итоговое занятие

Обобщение пройденных тем

Коллективное обобщение пройденного



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!