СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности " Занимательная математика"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития творческих способностей каждого обучающегося, его самореализации, умению пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и творческих задач.

Задачи:

  1. Привитие  интереса к математике как науке;
  2. Расширение кругозора обучающихся в различных областях математики;
  3. Развитие мотивации к собственной учебной деятельности;
  4. Развитие навыков проектной деятельности;
  5. Развитие  умения делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
  6. Уметь   применять полученные знания в повседневной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности " Занимательная математика"»

Ростовская область Родионово-Несветайский район х. Выдел

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Родионово-Несветайского района

«Выделянская средняя общеобразовательная школа»



«Утверждаю»

Директор МБОУ «Выделянская СОШ»

Приказ от_________________№_____

________________С.А. Сухоконь

м.п.





Рабочая программа

внеурочной деятельности

« Занимательная математика»

5 класс

на 2018 -2019 учебный год






Уровень: общеобразовательный

Количество часов: по программе -35 часов;

по планированию-34ч+10.05-праздничный день







Учитель: Лященко Людмила Егоровна

Х. Выдел 2018 г.

Пояснительная записка

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Данная программа позволит учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о науке, будет способствовать повышению интереса детей к познавательной деятельности и формированию математического  и общего интеллектуального образования.


Рабочая программа курса разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»;

  2. Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

  3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  4. Фундаментального ядра содержания общего образования;

  5. Основной образовательной программы ОУ;

  6. Программы развития и формирования универсальных учебных действий.

  7. Устав МБОУ «Выделянская СОШ»;

  8. Локальный акт о структуре рабочей программы МБОУ «Выделянская СОШ»;

  9. Учебный план МБОУ «Выделянская СОШ» на 2018-2019 уч.г.


Цель: Создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития творческих способностей каждого обучающегося, его самореализации, умению пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и творческих задач.

Задачи:

  1. Привитие интереса к математике как науке;

  2. Расширение кругозора обучающихся в различных областях математики;

  3. Развитие мотивации к собственной учебной деятельности;

  4. Развитие навыков проектной деятельности;

  5. Развитие умения делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;

  6. Уметь применять полученные знания в повседневной жизни.

Принципы построения программы:

  1. Актуальность: Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  2. Научность: Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  3. Системность: Курс строится по принципу от частных задач к общим.

  4. Практическая направленность: Содержание занятий направлено на освоение проектной деятельности и решение прикладных задач.

Формы и методы организации учебного процесса.

Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью в 45 минут, всего 35 занятий за учебный год.

Программа предусматривает индивидуальную работу обучающихся, работу обучающихся в группах и парах, а так же работу с привлечением родителей.

Реализуется безоценочная форма организации обучения. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий;

  • познавательная активность на занятиях: живость, заинтересованность, обеспечивающее положительные результаты;

  • способность планировать ответ и ход решения задач, интерес к теме, оригинальность ответа. Для итоговой оценки успешности обучающихся можно использовать качественные характеристики: «Проявил творческую самостоятельность на занятиях», «Успешно освоил программу», «Принимал активное участие в работе над проектами». Косвенным показателем эффективности занятий является повышение качества успеваемости по математике.

Итоговыми творческими работами могут быть: рисунок, учебная публикация, газета, модель, фотоальбом, доклад, электронная презентация и т.д. Причём обучающиеся имеют возможность самостоятельно выбирать тему, которая им интересна по данной тематике, или предложить свою тему.

Планируемые результаты освоения программы курса

(на уровне УУД)

Личностные:

  • Формировании у обучающихся мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии.

  • Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Регулятивные:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные:

  • умения учиться: навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и интерпретации информации;

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • умение координировать свои усилия с усилиями других;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

« Занимательная математика»

5 класс

(35 часов в год, 1 час в неделю)


История возникновения чисел (6 часов) История возникновения чисел и способы их записи. Римские цифры. Другие системы счисления: шестидесятиричная и двоичная. Действия в двоичной системе счисления.

Математика вокруг нас ( 8часов) Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание. Математические софизмы. Секреты некоторых математических фокусов. Решение задач с помощью максимального предположения. Решение задач методом с «конца». Решение задач методом ложного положения.

Решение практических задач, знакомство с нетрадиционными методами решения задач. Изготовление разверток куба, прямоугольного параллелепипеда. Знакомство с элементами комбинаторики. Составление и решение практических комбинаторных задач.

Дробные числа ( 4 часа) Обыкновенные дроби. Десятичные дроби. Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость.

Геометрия в нашей жизни (5 часов). Угол. Треугольник. Куб и прямоугольный параллелепипед, изготовление развёртки и каркасов. Практические задания «Вычисление количества плитки необходимой для покрытия указанной площадки». Практическая работа: «Рассчитать площадь клумбы и ее периметр по формулам».

Математика на каждый день ( 7 часов) Сравнение понятий. Установление сходства и различий. Решение сюжетных задач. Решение логических задач с помощью таблиц. Элементы теории графов. Применение графов к решению логических задач. Решение задач на проценты. Практическая работа: «Расчет затрат электроэнергии семьи за один месяц». Правила произведения и суммы. Перестановки. Размещения. Сочетания.

Математическая смесь (4 часа)

Способы решения логических задач, задач со сказочным сюжетом. Переливания, перекладывания и взвешивания. Пересечение и объединение. Круги Эйлера. Сложные задачи «на движение». Задачи-шутки. Решение задач «от конца к началу».



Материально – техническое обеспечение программы



  1. Анфимова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. Математика– М: Илекса, 2017 .

  2. Балк М., Балк Г. Поиск решения задачи. – М., 1983.

  3. Зайкин М.И. Математический тренинг. – М., 1996.

  4. Оникул Г.Р. 19 игр по математике. – СПб., 1999.

  5. Занятия школьного кружка 5-6 классы. Москва «Издательство НЦ ЭНАС 2012

  6. Беребердина С.П. Игра «Математический бой» как форма внеурочной деятельности: кн. Для учителя / Геленджик: КАДО. -72 с.

  7. Титов Г.Н., Соколова И.В. Дополнительные занятия по математике в 5-6 классах: Пособие для учителя. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2003. - 129 с.

  8. 17. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.

  9. 18. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.

  10. 19. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.





Интернет-ресурсы:



- http://pedsovet.su/load/18

- http://planuroka.ru/

- http://schoolthree.ru/

- http://www.proshkolu.ru/

- http://nsportal.ru/

- http://www.openlesson.ru/

- http://nsportal.ru/lozhkina-olga-ivanovna/






























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

« Занимательная математика»

5 класс

( по программе -35 часов в год, 1 час в неделю, фактически- 34 часа + 10.05 19г.)


Тема занятия

Общая характеристика деятельности

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

История возникновения чисел.


6



1.


История возникновения чисел и способы их записи. Римские цифры.

участвует в игре «Как возникли числа», подбирает из разных источников материал и выступает перед одноклассниками

2

07.09

14.09


2.

Необычное об обычных натуральных числах. Практическая работа: « Измерение расстояния шагами»

измеряет шагами длину предмета, и переводит их в другие единицы измерения

2

21.09

28.09


3.

Другие системы счисления: двоичная и шестидесятиричная

подбирает из разных источников интересный материал и выступает перед одноклассниками

2

05.10

12.10


Математика вокруг нас


8



5.

Решение геометрических задач на разрезание.

Решение геометрических задач на перекраивание.

решает геометрические задачи с помощью разрезания бумаги

2

19.10

26.10


6.

Математические софизмы

составляет софизмы

1

02.11


7.

Секреты некоторых математических фокусов

воспроизводит действия

1

16.11


8.

Решение задач с помощью максимального предположения

составляет алгоритмы для своей команды

2

23.11

30.11


9.

Решение задач методом с «конца»

составляет алгоритмы решения и кроссворды

1

07.12


10.

Решение задач методом ложного положения

составляет головоломки и ребусы

1

14.12


Дробные числа


4



11.

Обыкновенные дроби

находит исторический материал и выступает перед одноклассниками

1

21.12


12.

Десятичные дроби

находит исторический материал и выступает перед одноклассниками

1

28.12


13.

Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость

составляет таблицы, диаграммы для задач

2

11.01

18.01


Геометрия в нашей жизни


5



14.

Угол

находит в окружающей обстановке углы

1

25.01


15.

Треугольник

находит в окружающей обстановке треугольники

1

01.02


16.

Куб и прямоугольный параллелепипед. Изготовление развёртки и каркасов

выполняет каркасы и развертки куба и прямоугольного параллелепипеда

1

08.02


17.

Практические задания «Вычисление количества плитки, необходимой для покрытия указанной площадки»

делает необходимые измерения и вычисления

1

15.02


18.

Практическая работа: «Рассчитать площадь клумбы и ее периметр по формулам»

делает необходимые измерения и вычисления

1

22.02


Математика на каждый день


7



19.

Сравнение понятий. Установление сходства и различий

сравнивает, устанавливает сходства и различия в окружающих предметах

1

01.03


20.

Решение сюжетных задач

понимает текст задания

1

15.03


21.

Решение логических задач с помощью таблиц

строит таблицы по предложенному тексту

1

22.03


22.

Элементы теории графов. Применение графов к решению логических задач

Находит применение графов в жизненных ситуациях

1

29.03


23.

Решение задач на проценты. Практическая работа: «Расчет затрат электроэнергии семьи за один месяц»

выполняет расчеты затрат своей семьи на электроэнергию

1

05.04


24.

Правила произведения и суммы

составляет задания из практической жизни

1

12.04


25.

Перестановки. Размещения. Сочетания.

разгадывает кроссворды, ребусы

1

19.04


Математическая смесь


4



26.

Решение логических задач

Решают логические задачи с помощью таблиц и кругов Эйлера.

2

26.04

17.05


27.

Старинные занимательные задачи

Выполняют задания, предлагаемые учителем; решают задачи различными методами.

1

24.05


28.

Итоговое занятие
«Праздник математики».

Участвуют в постановке сценок; решают задачи, которые озвучиваются в викторинах.

1

31.05

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!