Ростовская область Родионово-Несветайский район х. Выдел
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родионово-Несветайского района
«Выделянская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Выделянская СОШ»
Приказ от_________________№_____
________________С.А. Сухоконь
м.п.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
« Занимательная математика»
5 класс
на 2018 -2019 учебный год
Уровень: общеобразовательный
Количество часов: по программе -35 часов;
по планированию-34ч+10.05-праздничный день
Учитель: Лященко Людмила Егоровна
Х. Выдел 2018 г.
Пояснительная записка
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Данная программа позволит учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о науке, будет способствовать повышению интереса детей к познавательной деятельности и формированию математического и общего интеллектуального образования.
Рабочая программа курса разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»;
Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Фундаментального ядра содержания общего образования;
Основной образовательной программы ОУ;
Программы развития и формирования универсальных учебных действий.
Устав МБОУ «Выделянская СОШ»;
Локальный акт о структуре рабочей программы МБОУ «Выделянская СОШ»;
Учебный план МБОУ «Выделянская СОШ» на 2018-2019 уч.г.
Цель: Создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития творческих способностей каждого обучающегося, его самореализации, умению пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и творческих задач.
Задачи:
Привитие интереса к математике как науке;
Расширение кругозора обучающихся в различных областях математики;
Развитие мотивации к собственной учебной деятельности;
Развитие навыков проектной деятельности;
Развитие умения делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
Уметь применять полученные знания в повседневной жизни.
Принципы построения программы:
Актуальность: Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность: Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность: Курс строится по принципу от частных задач к общим.
Практическая направленность: Содержание занятий направлено на освоение проектной деятельности и решение прикладных задач.
Формы и методы организации учебного процесса.
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью в 45 минут, всего 35 занятий за учебный год.
Программа предусматривает индивидуальную работу обучающихся, работу обучающихся в группах и парах, а так же работу с привлечением родителей.
Реализуется безоценочная форма организации обучения. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий;
познавательная активность на занятиях: живость, заинтересованность, обеспечивающее положительные результаты;
способность планировать ответ и ход решения задач, интерес к теме, оригинальность ответа. Для итоговой оценки успешности обучающихся можно использовать качественные характеристики: «Проявил творческую самостоятельность на занятиях», «Успешно освоил программу», «Принимал активное участие в работе над проектами». Косвенным показателем эффективности занятий является повышение качества успеваемости по математике.
Итоговыми творческими работами могут быть: рисунок, учебная публикация, газета, модель, фотоальбом, доклад, электронная презентация и т.д. Причём обучающиеся имеют возможность самостоятельно выбирать тему, которая им интересна по данной тематике, или предложить свою тему.
Планируемые результаты освоения программы курса
(на уровне УУД)
Личностные:
Формировании у обучающихся мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии.
Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Регулятивные:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные:
умения учиться: навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и интерпретации информации;
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
умение координировать свои усилия с усилиями других;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
« Занимательная математика»
5 класс
(35 часов в год, 1 час в неделю)
История возникновения чисел (6 часов) История возникновения чисел и способы их записи. Римские цифры. Другие системы счисления: шестидесятиричная и двоичная. Действия в двоичной системе счисления.
Математика вокруг нас ( 8часов) Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание. Математические софизмы. Секреты некоторых математических фокусов. Решение задач с помощью максимального предположения. Решение задач методом с «конца». Решение задач методом ложного положения.
Решение практических задач, знакомство с нетрадиционными методами решения задач. Изготовление разверток куба, прямоугольного параллелепипеда. Знакомство с элементами комбинаторики. Составление и решение практических комбинаторных задач.
Дробные числа ( 4 часа) Обыкновенные дроби. Десятичные дроби. Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость.
Геометрия в нашей жизни (5 часов). Угол. Треугольник. Куб и прямоугольный параллелепипед, изготовление развёртки и каркасов. Практические задания «Вычисление количества плитки необходимой для покрытия указанной площадки». Практическая работа: «Рассчитать площадь клумбы и ее периметр по формулам».
Математика на каждый день ( 7 часов) Сравнение понятий. Установление сходства и различий. Решение сюжетных задач. Решение логических задач с помощью таблиц. Элементы теории графов. Применение графов к решению логических задач. Решение задач на проценты. Практическая работа: «Расчет затрат электроэнергии семьи за один месяц». Правила произведения и суммы. Перестановки. Размещения. Сочетания.
Математическая смесь (4 часа)
Способы решения логических задач, задач со сказочным сюжетом. Переливания, перекладывания и взвешивания. Пересечение и объединение. Круги Эйлера. Сложные задачи «на движение». Задачи-шутки. Решение задач «от конца к началу».
Материально – техническое обеспечение программы
Анфимова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. Математика– М: Илекса, 2017 .
Балк М., Балк Г. Поиск решения задачи. – М., 1983.
Зайкин М.И. Математический тренинг. – М., 1996.
Оникул Г.Р. 19 игр по математике. – СПб., 1999.
Занятия школьного кружка 5-6 классы. Москва «Издательство НЦ ЭНАС 2012
Беребердина С.П. Игра «Математический бой» как форма внеурочной деятельности: кн. Для учителя / Геленджик: КАДО. -72 с.
Титов Г.Н., Соколова И.В. Дополнительные занятия по математике в 5-6 классах: Пособие для учителя. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2003. - 129 с.
17. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
18. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.
19. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.
Интернет-ресурсы:
- http://pedsovet.su/load/18
- http://planuroka.ru/
- http://schoolthree.ru/
- http://www.proshkolu.ru/
- http://nsportal.ru/
- http://www.openlesson.ru/
- http://nsportal.ru/lozhkina-olga-ivanovna/
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
« Занимательная математика»
5 класс
( по программе -35 часов в год, 1 час в неделю, фактически- 34 часа + 10.05 19г.)
№ | Тема занятия | Общая характеристика деятельности | Количество часов | Дата проведения |
План | Факт |
История возникновения чисел. | | 6 | | |
1. | История возникновения чисел и способы их записи. Римские цифры. | участвует в игре «Как возникли числа», подбирает из разных источников материал и выступает перед одноклассниками | 2 | 07.09 14.09 | |
2. | Необычное об обычных натуральных числах. Практическая работа: « Измерение расстояния шагами» | измеряет шагами длину предмета, и переводит их в другие единицы измерения | 2 | 21.09 28.09 | |
3. | Другие системы счисления: двоичная и шестидесятиричная | подбирает из разных источников интересный материал и выступает перед одноклассниками | 2 | 05.10 12.10 | |
Математика вокруг нас | | 8 | | |
5. | Решение геометрических задач на разрезание. Решение геометрических задач на перекраивание. | решает геометрические задачи с помощью разрезания бумаги | 2 | 19.10 26.10 | |
6. | Математические софизмы | составляет софизмы | 1 | 02.11 | |
7. | Секреты некоторых математических фокусов | воспроизводит действия | 1 | 16.11 | |
8. | Решение задач с помощью максимального предположения | составляет алгоритмы для своей команды | 2 | 23.11 30.11 | |
9. | Решение задач методом с «конца» | составляет алгоритмы решения и кроссворды | 1 | 07.12 | |
10. | Решение задач методом ложного положения | составляет головоломки и ребусы | 1 | 14.12 | |
Дробные числа | | 4 | | |
11. | Обыкновенные дроби | находит исторический материал и выступает перед одноклассниками | 1 | 21.12 | |
12. | Десятичные дроби | находит исторический материал и выступает перед одноклассниками | 1 | 28.12 | |
13. | Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость | составляет таблицы, диаграммы для задач | 2 | 11.01 18.01 | |
Геометрия в нашей жизни | | 5 | | |
14. | Угол | находит в окружающей обстановке углы | 1 | 25.01 | |
15. | Треугольник | находит в окружающей обстановке треугольники | 1 | 01.02 | |
16. | Куб и прямоугольный параллелепипед. Изготовление развёртки и каркасов | выполняет каркасы и развертки куба и прямоугольного параллелепипеда | 1 | 08.02 | |
17. | Практические задания «Вычисление количества плитки, необходимой для покрытия указанной площадки» | делает необходимые измерения и вычисления | 1 | 15.02 | |
18. | Практическая работа: «Рассчитать площадь клумбы и ее периметр по формулам» | делает необходимые измерения и вычисления | 1 | 22.02 | |
Математика на каждый день | | 7 | | |
19. | Сравнение понятий. Установление сходства и различий | сравнивает, устанавливает сходства и различия в окружающих предметах | 1 | 01.03 | |
20. | Решение сюжетных задач | понимает текст задания | 1 | 15.03 | |
21. | Решение логических задач с помощью таблиц | строит таблицы по предложенному тексту | 1 | 22.03 | |
22. | Элементы теории графов. Применение графов к решению логических задач | Находит применение графов в жизненных ситуациях | 1 | 29.03 | |
23. | Решение задач на проценты. Практическая работа: «Расчет затрат электроэнергии семьи за один месяц» | выполняет расчеты затрат своей семьи на электроэнергию | 1 | 05.04 | |
24. | Правила произведения и суммы | составляет задания из практической жизни | 1 | 12.04 | |
25. | Перестановки. Размещения. Сочетания. | разгадывает кроссворды, ребусы | 1 | 19.04 | |
Математическая смесь | | 4 | | |
26. | Решение логических задач | Решают логические задачи с помощью таблиц и кругов Эйлера. | 2 | 26.04 17.05 | |
27. | Старинные занимательные задачи | Выполняют задания, предлагаемые учителем; решают задачи различными методами. | 1 | 24.05 | |
28. | Итоговое занятие «Праздник математики». | Участвуют в постановке сценок; решают задачи, которые озвучиваются в викторинах. | 1 | 31.05 | |