Рабочая программа
по внеурочной деятельности на крымскотатарском языке
«Родное слово» («Тувгъан сёз»)
Направление: общекультурное
Класс: 3
Составила: учитель крымскотатарского языка и литературы
Мустафаева Эльзара Бахтиёровна
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Родное слово» для 3 класса (на крымскотатарском языке) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённого Приказом Минобрнауки России от 06.10. 2009г. № 373 и Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373».
Программа по внеурочной деятельности «Родное слово» для 3 класса составлена на основе Примерной программы «Литературное чтение (крымскотатарское)» для общеобразовательных организаций Республики Крым, 1-4 классы под редакцией Аблятипова А.С., Москва «Просвещение», 2015г.
Согласно учебному плану МБОУ Войковская школа Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Родное слово» в 3 классе рассчитана на 1 час в неделю (34ч в год).
I Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты обучающихся:
- формирование патриотических ценностей, осознание учащимися своей принадлежности к крымскотатарскому народу и одновременно ощущение себя гражданами многонационального государства;
- овладение знаниями о родной культуре , уважительное отношение к культурам народов России;
- знание основных моральных норм своего народа и других народов России, умение соотносить моральные ценности своего народа с ценностями других народов России;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;
- формирование уважительного отношения к семейным ценностям, развитие этических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты обучающихся:
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочни-ках, словарях, энциклопедиях;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Предметные результаты обучающихся:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
- формирование читательской компетентности, потребности в систематическом чтении;
- овладение чтением вслух и про себя, приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения;
- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- умение устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений.
Обучающийся научится:
уметь различать стихотворение от прозы;
распознавать малые фольклорные жанры;
понимать на слух речь учителя во время ведения занятия, высказывания одноклассников, небольшие тексты и сообщения, построенные на изученном речевом материале;
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто? что? где? когда?) и отвечать на вопросы собеседника;
читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале;
отвечать на вопросы по тексту;
использовать полученные знания в практической деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
кратко рассказывать о себе, своей семье, друге по образцу;
читать и понимать содержание текста на уровне смысла;
определять тему прочитанного текста;
понимать основную информацию услышанного;
выражать собственное мнение по поводу прочитанного;
соотносить события в тексте с личным опытом;
пополнять свои знания
обогащать словарный запас;
уважать родной язык и литературу.
II. Содержание курса внеурочной деятельности
Введение-1ч
Введение. Давайте познакомимся. Кириш. Келинъиз танышайыкъ.
Мой родной край- 4ч
Речевое творчество «Мой родной край» НИ «Меним тувгъан илим»
Поэзия о Родине. А.Решат «Здравствуй, Родина!» Ватан акъкъында шиирлер. А.Решат «Селям санъа, ана-Ватан!». Речевое творчество «Моё село».
НИ «Меним коюм». Растения Крыма. Пополняем свой словарь. Къырым осюмликлери. Лугъатымызны арттырамыз.
Осень-3ч
Осень в поэзии Э. Бахшыш «Благо осени». Кузь шиириетте. Э. Бахшыш «Кузь нимети». Рассказы об осени. Н. Аметова «Зонт». Кузъ акъкъында икяелер. Н. Аметова «Шемсие». Дервиза-праздник урожая. Дервиза-берекет байрамы
О школе- 2ч
Книга - источник знаний. Речевое творчество «Моя любимая книга». НИ «Китап-бильги анахтары. Севимли китабым». Рассказы о школе. И. Эмиров «Моя любимая бабушка». Мектеп акъкъында икяелер. И. Эмиров «Меним мераметли битачыгъым»
О труде - 3ч
Стихотворения о труде. Р. Муедин «Учиться необходимо». Эмек акъкъында шиирлер. Р. Муедин «Окъумакъ керек». В мире профессий. Речевое творчество «Кем я хочу стать?». Зенаатлар алеминде. НИ «Мен ким олмагъа истейим?»
Речевое творчество «Мои домашние обязанности». НИ «Меним эв вазифелерим»
О семье-2ч
Речевое творчество «Моя семья». НИ «Меним къорантам». Составляем своё родословное дерево. Шеджере терегимизни тиземиз
О зиме-3ч
Зима. Стихотворения о зиме. З. Аббасова «Снег идёт». Къыш. Къыш акъкъында шиирлер. З. Аббасова «Къар ягъа». Сказки о зиме. Н. Аметова «Праздник в лесу».
Къыш акъкъында масаллар. Н. Аметова «Дагъда байрам». Зимние игры. Ю.Темиркая «Зима и дети». Къыш оюнлары. Ю.Темиркая «Къыш ве балалар».
В мире фольклора- 8ч
В мире фольклора. Колыбельные песни. Фольклор алеминде. Айненнилер.
В мире пословиц. Пословицы о Родине, родном языке, семье, дружбе. Аталар сёзлер алеминде. Ватан, ана тили, къоранта, эмек акъъкында аталар сёзлери.
Путешествие в мир загадок. Викторина «Отгадай-ка». Тапмаджалар алемине сеяат. «Джевабыны тап» викторинасы. В мире сказок. Сказки о животных. Сказка «Лиса-дровосек». Масаллар алеминде. Айванлар акъкъында масаллар. «Одунджы тильки» масалы. Сказки волшебные и бытовые. Сказка «Золотое яблоко». Тылсымлы ве турмуш масаллары. «Алтын алма» масалы. Юные таланты. Инсценировка сказки. Яш истидатлар. Масалны саналаштырув.
Викторина «В мире сказок». «Масаллар алеминде» викторинасы. В мире легенд. Легенда об Арзы кыз. Эфсанелер алеминде. «Арзы къыз» эфсанеси
Формы организации занятий внеурочной деятельности:
- диалоги,
- викторины,
- конкурсы,
- игры,
- театрализации,
- круглые столы,
- поисковые и научные исследования,
- проекты,
- работа в группах,
- работа в парах,
- индивидуальная работа
III. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и темы | Количество часов | Творческие проекты |
1 | Введение | 1 | |
2 | Мой родной край | 4 | |
3 | Осень | 3 | |
4 | О школе | 2 | |
5 | О труде | 3 | |
6 | О семье | 2 | |
7 | О зиме | 3 | |
8 | В мире фольклора | 8 | |
9 | О весне | 3 | |
10 | О животных | 5 | 1 |
| Всего | 34 | |
IV. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол. час | Дата |
По плану | По факту |
Введение-1ч |
1 | Введение. Давайте познакомимся. Кириш. Келинъиз танышайыкъ. | 1 | | |
Мой родной край- 4ч |
2 | Речевое творчество «Мой родной край» НИ «Меним тувгъан илим» | 1 | | |
3 | Поэзия о Родине. А.Решат «Здравствуй, Родина!» Ватан акъкъында шиирлер. А.Решат «Селям санъа, ана-Ватан!» | 1 | | |
4 | Речевое творчество «Моё село». НИ «Меним коюм» | 1 | | |
5 | Растения Крыма. Пополняем свой словарь. Къырым осюмликлери. Лугъатымызны арттырамыз. | 1 | | |
Осень-3ч |
6 | Осень в поэзии Э. Бахшыш «Благо осени» Кузь шиириетте. Э. Бахшыш «Кузь нимети» | 1 | | |
7 | Рассказы об осени. Н. Аметова «Зонт» Кузъ акъкъында икяелер. Н. Аметова «Шемсие». | 1 | | |
8 | Дервиза-праздник урожая Дервиза-берекет байрамы | 1 | | |
О школе- 2ч |
9 | Книга - источник знаний. Речевое творчество «Моя любимая книга». НИ «Китап-бильги анахтары. Севимли китабым». | 1 | | |
10 | Рассказы о школе. И. Эмиров «Моя любимая бабушка» Мектеп акъкъында икяелер. И. Эмиров «Меним мераметли битачыгъым» | 1 | | |
О труде - 3ч |
11 | Стихотворения о труде. Р. Муедин «Учиться необходимо» Эмек акъкъында шиирлер. Р. Муедин «Окъумакъ керек» | 1 | | |
12 | В мире профессий. Речевое творчество «Кем я хочу стать?» Зенаатлар алеминде. НИ «Мен ким олмагъа истейим?» | 1 | | |
13 | Речевое творчество «Мои домашние обязанности» НИ «Меним эв вазифелерим» | 1 | | |
О семье-2ч |
14 | Речевое творчество «Моя семья» НИ «Меним къорантам» | 1 | | |
15 | Составляем своё родословное дерево Шеджере терегимизни тиземиз | 1 | | |
О зиме-3ч |
16 | Зима. Стихотворения о зиме. З. Аббасова «Снег идёт». Къыш. Къыш акъкъында шиирлер. З. Аббасова «Къар ягъа». | 1 | | |
17 | Сказки о зиме. Н. Аметова «Праздник в лесу». Къыш акъкъында масаллар. Н. Аметова «Дагъда байрам» | 1 | | |
18 | Зимние игры. Ю.Темиркая «Зима и дети». Къыш оюнлары. Ю.Темиркая «Къыш ве балалар». | 1 | | |
В мире фольклора- 8ч |
19 | В мире фольклора. Колыбельные песни. Фольклор алеминде. Айненнилер. | 1 | | |
20 | В мире пословиц. Пословицы о Родине, родном языке, семье, дружбе. Аталар сёзлер алеминде. Ватан, ана тили, къоранта, эмек акъъкында аталар сёзлери. | 1 | | |
21 | Путешествие в мир загадок. Викторина «Отгадай-ка» Тапмаджалар алемине сеяат. «Джевабыны тап» викторинасы. | 1 | | |
22 | В мире сказок. Сказки о животных. Сказка «Лиса-дровосек». Масаллар алеминде. Айванлар акъкъында масаллар. «Одунджы тильки» масалы. | 1 | | |
23 | Сказки волшебные и бытовые. Сказка «Золотое яблоко» Тылсымлы ве турмуш масаллары. «Алтын алма» масалы. | 1 | | |
24 | Юные таланты. Инсценировка сказки. Яш истидатлар. Масалны саналаштырув. | 1 | | |
25 | Викторина «В мире сказок» «Масаллар алеминде» викторинасы | 1 | | |
26 | В мире легенд. Легенда об Арзы кыз. Эфсанелер алеминде. «Арзы къыз» эфсанеси | 1 | | |
О весне- 3ч |
27 | Весна в поэзии. И. Эмиров «Весна Крыма». Баарь шиириетте. И.Эмиров «Къырымнынъ баари». | 1 | | |
28 | Рассказы о весне. Л. Алимова «Журавль». Баарь акъкъында икяелер. Л. Алимова «Турна» | 1 | | |
29 | Наврез- весенний праздник нового года Наврез- янъы йыл байрамы | 1 | | |
О животных- 5ч |
30 | Животные Крыма. Речевое творчество «Моё любимое домашнее животное» Къырым айванлары. НИ «Севимли эв айваным» | 1 | | |
31 | Дикие животные. Пополняем свой словарь. Речевое творчество «В зоопарке» Кийик айванлар. Лугъатны арттырамыз. НИ«Айванат багъчасында» | 1 | | |
32 | Хыдырлез- весенний праздник. Творческий проект. Хыдырлез-баарь байрамы. Иджадий проект. | 1 | | |
33 | Просмотр мультфильмов о животных Айванлар акъкъында мультфильмлерни сейир этюв. | 1 | | |
34 | Речевое творчество «На пороге – лето» НИ «Босагъада-яз» | 1 | | |