СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности в 7 классе по общеинтеллектуальному направлению «Секреты грамотного письма» на 2020 - 2021 учебный год

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности «Секреты грамотного письма»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, а также с опорой на примерную программу основного общего образования по русскому языку. На занятиях внеурочной деятельности  предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической и пунктуационной грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности в 7 классе по общеинтеллектуальному направлению «Секреты грамотного письма» на 2020 - 2021 учебный год»

МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

Курская область, Курский район, с. Глебово, д. 37



Рассмотрено Принято Утверждаю Руководитель МО Педсовет _____ от «___» _________2020г. Директор МБОУ

________________ Председатель педсовета «Глебовская СОШ»

О. А. Прохорова зам. директора по УВР ________________

Протокол ____ от __________________ И. И. Ниникина

«___» _________ 2020 г. В. В. Чаплыгина Приказ ______________ от

«____» ___________ 2020 г.


Рабочая программа

внеурочной деятельности в 7 классе

по общеинтеллектуальному направлению

«Секреты грамотного письма»

на 2020 - 2021 учебный год


Программа переработана и адаптирована

Алтуховой Мариной Ивановной,

учителем русского языка и литературы

первой квалификационной категории


с. Глебово.


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Секреты грамотного письма» для 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:


1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

3. Инструктивное письмо от 21.05.2015 г. «Об организации внеурочной деятельности» № 03-20-2057/15-00

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»

5. Учебный план МБОУ «Глебовская СОШ» на 2020-2021 учебный год

6. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа» (утверждено приказом №1-88 от 17 июня 2016 г.)



Одной из главных задач предмета «Русский язык» в школе была и остается задача формирования орфографических навыков.

Несмотря на огромное количество рекомендаций по формированию правописных навыков, проблема орфографической грамотности была и остается одной из загадок методики преподавания русского языка.

 Основной целью в школьной практике обучения орфографической грамотности  должно быть формирование орфографической зоркости, зрительных (графических) образов слов в их полном буквенном составе, остающихся в кладовой зрительной памяти учащихся по окончании школы. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному  получению знаний –  задача курса

Актуальность внеурочной деятельности «Секреты грамотного письма» обусловлена, с одной стороны – необходимостью создания специальной системы нестандартных заданий по русскому языку в целях повышения орфографической и пунктуационной грамотности, с другой стороны – недостаточной разработанностью данной проблемы в методике преподавания русского языка.

Программа актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.

На занятиях внеурочной деятельности предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической и пунктуационной грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.

Программа внеурочной деятельности «Секреты грамотного письма» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, а также с опорой на примерную программу основного общего образования по русскому языку. Программа рассчитана на 1 год, 34 занятия, из расчета 1 занятия в неделю и предназначена для учащихся 7 класса.

Цели курса внеурочной деятельности:

  • обобщить и углубить полученные ранее  знания по правописанию;

  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;

  • обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;

  • способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

Задачи:

  • овладение основными нормами русского литературного языка;

  • создание прочной базы орфографических и пунктуационных навыков;

  • формирование языковой и лингвистической компетенций;

  • совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • развитие ассоциативного мышления учащихся.



Формы проведения занятий разнообразны и предполагают индивидуальную, парную и групповую работу. Использование таких активных форм, как лекция, практикумы, работа со словарями, деловая игра, тестирование, практикумы.

Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. Особое место на занятиях отводится составлению связного рассказа на лингвистическую тему (составить связный рассказ о роли существительного, прилагательного, глагола, расширять словарный запас учащихся).


Методы и приёмы обучения:

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- система практических заданий, направленная на отработку навыков;

- индивидуальная беседа по изученному материалу;

- индивидуальные задания корректирующего характера;

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- фронтальный опрос;

- сопоставление и анализ

- создание проблемной ситуации 

- письмо под диктовку с комментированием орфограмм;

- письменная проверочная работа.

 


II. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса


Личностные:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.


Предметные результаты


Семиклассник научится:

  • находить в словах изученные в орфограммы;

  • находить орфографические  ошибки и исправлять их;

  • правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 7 классе;

  • пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями;

  • правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых, сложных предложениях;

  • правильно оформлять предложения с прямой речью.


Семиклассник получит возможность научиться: 

  • обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;

  • объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем;

  • владеть приемом поморфемного письма;

  • разрешать орфографические затруднения с помощью словаря;

  • анализировать и исправлять речевые ошибки (оп теме занятия);

  • проводить этимологический анализ слов с помощью словарей;

  • определять принцип написания отдельных частей речи (существительных,    прилагательных, наречий и т. д

  • составлять свои задания по темам курса;

  • правильно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложении, при оформлении прямой речи.






III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



  1. Правописание гласных и согласных корня (4 ч.)

Проверяемые орфограммы в корне слова, окончании, приставке, суффиксе на слух и зрительно, правильное написание путём подбора

однокоренных слов. Правописание слов с чередующимися гласными, условия выбора гласной в корнях с чередованием. Безошибочное

написание согласных в корнях слов. Объяснение выбора букв о-ё после шипящих в корнях слов, применение способов определения

написания окончаний слов.


  1. Правописание приставок (2 ч.)

Безошибочное определение трёх групп приставок в зависимости от их правописания. Семантическая основа выбора написания приставок при- и пре-.


  1. Правописание форм глагола (5 ч)

Правильное написание гласной в безударных личных окончаниях глагола. Условия выбора буквы «мягкий знак» и правильное применение правила. Применение способов действия по написанию суффиксов глаголов, суффиксов причастий и условий их употребления. Применение правил написания гласной перед суффиксом страдательного причастия прошедшего времени на практике.


  1. Слитное, раздельное и дефисное написание сложных слов (6 ч.)

Условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных, применение правила при написании. Определение словообразовательной основы сложных прилагательных, применение правила употребления дефиса в сложных прилагательных на практике, приведение примеров, грамотное употребление дефиса на письме. Объяснение выбора слитного и раздельного написания числительных, применение способа определения слитного или раздельного написания слов. Применение правила, связанного со слитным, раздельным и дефисным написанием неопределённых и отрицательных местоимений на письме, объяснение в тексте и самостоятельный подбор примеров слов с данной орфограммой. Объяснение выбора слитного и раздельного написания наречий, применение способов определения слитного или раздельного написания слов. Объяснение выбора слитного и раздельного написания наречий, применение способа определения слитного или раздельного написания слов-наречий. Применение правила дефисного написания наречий.


  1. Правописание Н и НН в различных частях речи (4 ч.)

Безошибочное определение условия выбора одной и двух Н в суффиксах полных отыменных прилагательных. Правильное написание слов с Н и НН, определение условия выбора одной и двух букв «Н». Определение условия выбора одной и двух Н в суффиксах в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях, отличительные особенности омонимичных форм. Условия выбора одной и двух Н в суффиксах имен существительных.



  1. Правописание НЕ с разными частями речи (5 ч.)

Применение правила слитного написания НЕ со словами, не употребляющимися без НЕ на практике, приведение примеров, опознание в тексте соответствующих словоформ, грамотное употребление данных словоформ в собственных письменных работах. Определение условий всегда раздельного написания НЕ со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями. Объяснение условий выбора слитного или раздельного написания не с именами существительными, прилагательными. Применение правила написания НЕ с причастиями на практике, приведение собственных примеров, грамотное употребление причастий с не на письме. Объяснение условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с наречиями, применение данного правила при написании.


  1. Правописание служебных частей речи (2 ч.)

Определение написания производных и непроизводных предлогов и безошибочное написание их. Опознавание союзов и безошибочное написание их.


  1. Пунктуация в простых и сложных предложениях (5 ч.)

Применение правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Распознавание обращения в художественном тексте, применение правила постановки знаков препинания при обращениях на практике. Определение трудных случаев постановки знаков препинания при однородных членах, применение правила постановки знаков препинания при обобщающих словах и однородных членах на письме. Применение пунктуационного правила постановки знаков препинания при причастном обороте на практике. Применение пунктуационного правила постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте, распознание одиночных деепричастий и наречия. Применение пунктуационного правила постановки знаков препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного).
















IY. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п


Тема


Кол-во

часов


Основные виды деятельности

Дата проведения

планируемая

фактическая


Правописание гласных и согласных корня

4 ч




Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией в корне слова, окончании, приставке, суффиксе

1

Анализ языкового материала.

Создание проблемной ситуации.

Орфографический практикум. Написание и редактирование орфографического диктанта



Правописание чередующихся гласных в корне слова

1

Анализ языкового материала.

Деловая игра. Орфографический практикум. Работа по карточкам. Распределительный диктант



Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание

непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных

1

Анализ языкового материала.

Создание проблемной ситуации.

Тренировочные упражнения на правописание. Выборочный диктант



О, Е,Ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий

1

Анализ языкового материала.

Создание проблемной ситуации.

Объяснительный диктант. Тематический тест.




Правописание приставок

2 ч




Приставки с традиционным написанием, приставки, оканчивающиеся на з и с

1

Повторение орфографических правил. Самодиктант. Комментированное письмо. Редактирование текста.



Приставки пре-/при-

1

Анализ языкового материала.

Создание проблемной ситуации.

Тренировочные упражнения на правописание. Объяснительный диктант.





Правописание форм глагола



5 ч




Правописание личных окончаний глагола.

1

Анализ языкового материала.

Создание проблемной ситуации. Деловая игра. Объяснительный диктант. Тематический тест.



Употребление мягкого знака в глагольных формах.

1

Анализ языкового материала.

Создание проблемной ситуации.

Орфографический практикум. Диктант, работа над ошибками.



Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (ива), гласной перед ударным суффиксом -ва-.

1

Анализ языкового материала.

Создание проблемной ситуации.

Орфографический практикум.



Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-),

-ом- (-ем-), -им-.

1

Анализ языкового материала.

Создание проблемной ситуации.

Орфографический практикум. Работа по карточкам. Распределительный диктант



Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.

1

Анализ языкового материала.

Создание проблемной ситуации. Деловая игра. Орфографический практикум.




Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов

6 ч




Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.

1

Анализ языкового материала.

Создание проблемной ситуации.

Орфографический практикум. Работа по карточкам. Распределительный диктант



Слитные и дефисные написания имён прилагательных.

1

Орфографический практикум.

Создание проблемной ситуации.

Объяснительный диктант. Тематический тест.



Слитные и раздельные написания имён числительных.

1

Анализ языкового материала.

Создание проблемной ситуации.

Орфографический практикум. Диктант, работа над ошибками.



Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений.

1

Анализ языкового материала.

Создание проблемной ситуации.

Осложнённое списывание.



Слитные и раздельное написание наречий, образованных от имен существительных.

1

Анализ языкового материала.

Создание проблемной ситуации.

Орфографический практикум. Работа по карточкам. Распределительный диктант



Дефисное написание наречий.

1

Анализ языкового материала.

Создание проблемной ситуации.

Орфографический практикум.




Правописание н и нн в различных частях речи

4 ч




Употребление Н и НН в полных формах отыменных имён прилагательных.

1

Орфографический практикум.

Создание проблемной ситуации.

Объяснительный диктант. Деловая игра. Тематический тест.



Употребление Н и НН в полных формах причастий и отглагольных прилагательных.

1

Анализ языкового материала.

Создание проблемной ситуации.

Орфографический практикум. Диктант, работа над ошибками.



Употребление Н и НН в кратких формах имён прилагательных, причастий и наречиях.

1

Анализ языкового материала.

Создание проблемной ситуации.

Осложнённое списывание.



Употребление Н и НН в именах существительных.

1

Анализ языкового материала.

Создание проблемной ситуации.

Орфографический практикум. Работа по карточкам. Распределительный диктант




Правописание не с разными частями речи

5 ч




Слитное написание НЕ со словами, не употребляющимися без НЕ.

1

Анализ языкового материала.

Создание проблемной ситуации.

Орфографический практикум. Написание и редактирование орфографического диктанта



Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями.

1

Анализ языкового материала.

Создание проблемной ситуации.

Орфографический практикум. Работа по карточкам. Распределительный диктант



Написание не с именами существительными, прилагательными.

1

Анализ языкового материала.

Создание проблемной ситуации.

Тренировочные упражнения на правописание. Выборочный диктант



Написание не с причастиями.

1

Деловая игра. Создание проблемной ситуации. Объяснительный диктант. Тематический тест.



НЕ с наречиями.

1

Повторение орфографических правил. Самодиктант. Комментированное письмо. Редактирование текста.




Правописание служебных

частей речи

2 ч




Правописание предлогов.

1

Анализ языкового материала.

Создание проблемной ситуации.

Орфографический практикум. Работа по карточкам. Распределительный диктант



Правописание союзов.

1

Анализ языкового материала.

Создание проблемной ситуации.

Тренировочные упражнения на правописание. Выборочный диктант




Пунктуация в простых и сложных предложениях

6 ч




Предложения с прямой речью

1

Выполнение задания на карточке. Создание проблемной ситуации.

Объяснительный диктант. Осложнённое списывание.



Пунктуация в предложениях с обращениями.

1

Деловая игра. Практикум. Диктант. Разбор и проработка ошибок и неточностей, сделанных при написании диктанта.



Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами.

1

Анализ языкового материала.

Создание проблемной ситуации.

Осложнённое списывание.



Пунктуация в предложениях с причастным оборотом.

1

Анализ языкового материала.

Создание проблемной ситуации.

Работа по карточкам.



Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.

1

Диктант. Разбор и проработка ошибок и неточностей, сделанных при написании диктанта.



Пунктуация в сложных предложениях.

1

Диктант. Разбор и проработка ошибок и неточностей, сделанных при написании диктанта.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!