МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Курская область, Курский район, с. Глебово, д. 37
Рассмотрено Принято Утверждаю Руководитель МО Педсовет _____ от «___» _________2020г. Директор МБОУ
________________ Председатель педсовета «Глебовская СОШ»
О. А. Прохорова зам. директора по УВР ________________
Протокол ____ от __________________ И. И. Ниникина
«___» _________ 2020 г. В. В. Чаплыгина Приказ ______________ от
«____» ___________ 2020 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности в 7 классе
по общеинтеллектуальному направлению
«Секреты грамотного письма»
на 2020 - 2021 учебный год
Программа переработана и адаптирована
Алтуховой Мариной Ивановной,
учителем русского языка и литературы
первой квалификационной категории
с. Глебово.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Секреты грамотного письма» для 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
3. Инструктивное письмо от 21.05.2015 г. «Об организации внеурочной деятельности» № 03-20-2057/15-00
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
5. Учебный план МБОУ «Глебовская СОШ» на 2020-2021 учебный год
6. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа» (утверждено приказом №1-88 от 17 июня 2016 г.)
Одной из главных задач предмета «Русский язык» в школе была и остается задача формирования орфографических навыков.
Несмотря на огромное количество рекомендаций по формированию правописных навыков, проблема орфографической грамотности была и остается одной из загадок методики преподавания русского языка.
Основной целью в школьной практике обучения орфографической грамотности должно быть формирование орфографической зоркости, зрительных (графических) образов слов в их полном буквенном составе, остающихся в кладовой зрительной памяти учащихся по окончании школы. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний – задача курса
Актуальность внеурочной деятельности «Секреты грамотного письма» обусловлена, с одной стороны – необходимостью создания специальной системы нестандартных заданий по русскому языку в целях повышения орфографической и пунктуационной грамотности, с другой стороны – недостаточной разработанностью данной проблемы в методике преподавания русского языка.
Программа актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.
На занятиях внеурочной деятельности предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической и пунктуационной грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
Программа внеурочной деятельности «Секреты грамотного письма» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, а также с опорой на примерную программу основного общего образования по русскому языку. Программа рассчитана на 1 год, 34 занятия, из расчета 1 занятия в неделю и предназначена для учащихся 7 класса.
Цели курса внеурочной деятельности:
обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;
способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Задачи:
овладение основными нормами русского литературного языка;
создание прочной базы орфографических и пунктуационных навыков;
формирование языковой и лингвистической компетенций;
совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
развитие коммуникативных навыков;
развитие ассоциативного мышления учащихся.
Формы проведения занятий разнообразны и предполагают индивидуальную, парную и групповую работу. Использование таких активных форм, как лекция, практикумы, работа со словарями, деловая игра, тестирование, практикумы.
Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. Особое место на занятиях отводится составлению связного рассказа на лингвистическую тему (составить связный рассказ о роли существительного, прилагательного, глагола, расширять словарный запас учащихся).
Методы и приёмы обучения:
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- система практических заданий, направленная на отработку навыков;
- индивидуальная беседа по изученному материалу;
- индивидуальные задания корректирующего характера;
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- фронтальный опрос;
- сопоставление и анализ
- создание проблемной ситуации
- письмо под диктовку с комментированием орфограмм;
- письменная проверочная работа.
II. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты
Семиклассник научится:
находить в словах изученные в орфограммы;
находить орфографические ошибки и исправлять их;
правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 7 классе;
пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями;
правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых, сложных предложениях;
правильно оформлять предложения с прямой речью.
Семиклассник получит возможность научиться:
объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем;
владеть приемом поморфемного письма;
разрешать орфографические затруднения с помощью словаря;
анализировать и исправлять речевые ошибки (оп теме занятия);
проводить этимологический анализ слов с помощью словарей;
определять принцип написания отдельных частей речи (существительных, прилагательных, наречий и т. д
составлять свои задания по темам курса;
правильно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложении, при оформлении прямой речи.
III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Правописание гласных и согласных корня (4 ч.)
Проверяемые орфограммы в корне слова, окончании, приставке, суффиксе на слух и зрительно, правильное написание путём подбора
однокоренных слов. Правописание слов с чередующимися гласными, условия выбора гласной в корнях с чередованием. Безошибочное
написание согласных в корнях слов. Объяснение выбора букв о-ё после шипящих в корнях слов, применение способов определения
написания окончаний слов.
Правописание приставок (2 ч.)
Безошибочное определение трёх групп приставок в зависимости от их правописания. Семантическая основа выбора написания приставок при- и пре-.
Правописание форм глагола (5 ч)
Правильное написание гласной в безударных личных окончаниях глагола. Условия выбора буквы «мягкий знак» и правильное применение правила. Применение способов действия по написанию суффиксов глаголов, суффиксов причастий и условий их употребления. Применение правил написания гласной перед суффиксом страдательного причастия прошедшего времени на практике.
Слитное, раздельное и дефисное написание сложных слов (6 ч.)
Условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных, применение правила при написании. Определение словообразовательной основы сложных прилагательных, применение правила употребления дефиса в сложных прилагательных на практике, приведение примеров, грамотное употребление дефиса на письме. Объяснение выбора слитного и раздельного написания числительных, применение способа определения слитного или раздельного написания слов. Применение правила, связанного со слитным, раздельным и дефисным написанием неопределённых и отрицательных местоимений на письме, объяснение в тексте и самостоятельный подбор примеров слов с данной орфограммой. Объяснение выбора слитного и раздельного написания наречий, применение способов определения слитного или раздельного написания слов. Объяснение выбора слитного и раздельного написания наречий, применение способа определения слитного или раздельного написания слов-наречий. Применение правила дефисного написания наречий.
Правописание Н и НН в различных частях речи (4 ч.)
Безошибочное определение условия выбора одной и двух Н в суффиксах полных отыменных прилагательных. Правильное написание слов с Н и НН, определение условия выбора одной и двух букв «Н». Определение условия выбора одной и двух Н в суффиксах в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях, отличительные особенности омонимичных форм. Условия выбора одной и двух Н в суффиксах имен существительных.
Правописание НЕ с разными частями речи (5 ч.)
Применение правила слитного написания НЕ со словами, не употребляющимися без НЕ на практике, приведение примеров, опознание в тексте соответствующих словоформ, грамотное употребление данных словоформ в собственных письменных работах. Определение условий всегда раздельного написания НЕ со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями. Объяснение условий выбора слитного или раздельного написания не с именами существительными, прилагательными. Применение правила написания НЕ с причастиями на практике, приведение собственных примеров, грамотное употребление причастий с не на письме. Объяснение условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с наречиями, применение данного правила при написании.
Правописание служебных частей речи (2 ч.)
Определение написания производных и непроизводных предлогов и безошибочное написание их. Опознавание союзов и безошибочное написание их.
Пунктуация в простых и сложных предложениях (5 ч.)
Применение правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Распознавание обращения в художественном тексте, применение правила постановки знаков препинания при обращениях на практике. Определение трудных случаев постановки знаков препинания при однородных членах, применение правила постановки знаков препинания при обобщающих словах и однородных членах на письме. Применение пунктуационного правила постановки знаков препинания при причастном обороте на практике. Применение пунктуационного правила постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте, распознание одиночных деепричастий и наречия. Применение пунктуационного правила постановки знаков препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного).
IY. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Дата проведения |
планируемая | фактическая |
| Правописание гласных и согласных корня | 4 ч | | | |
| Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией в корне слова, окончании, приставке, суффиксе | 1 | Анализ языкового материала. Создание проблемной ситуации. Орфографический практикум. Написание и редактирование орфографического диктанта | | |
| Правописание чередующихся гласных в корне слова | 1 | Анализ языкового материала. Деловая игра. Орфографический практикум. Работа по карточкам. Распределительный диктант | | |
| Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных | 1 | Анализ языкового материала. Создание проблемной ситуации. Тренировочные упражнения на правописание. Выборочный диктант | | |
| О, Е,Ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий | 1 | Анализ языкового материала. Создание проблемной ситуации. Объяснительный диктант. Тематический тест. | | |
| Правописание приставок | 2 ч | | | |
| Приставки с традиционным написанием, приставки, оканчивающиеся на з и с | 1 | Повторение орфографических правил. Самодиктант. Комментированное письмо. Редактирование текста. | | |
| Приставки пре-/при- | 1 | Анализ языкового материала. Создание проблемной ситуации. Тренировочные упражнения на правописание. Объяснительный диктант. | | |
| Правописание форм глагола | 5 ч | | | |
| Правописание личных окончаний глагола. | 1 | Анализ языкового материала. Создание проблемной ситуации. Деловая игра. Объяснительный диктант. Тематический тест. | | |
| Употребление мягкого знака в глагольных формах. | 1 | Анализ языкового материала. Создание проблемной ситуации. Орфографический практикум. Диктант, работа над ошибками. | | |
| Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (ива), гласной перед ударным суффиксом -ва-. | 1 | Анализ языкового материала. Создание проблемной ситуации. Орфографический практикум. | | |
| Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-), -ом- (-ем-), -им-. | 1 | Анализ языкового материала. Создание проблемной ситуации. Орфографический практикум. Работа по карточкам. Распределительный диктант | | |
| Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-. | 1 | Анализ языкового материала. Создание проблемной ситуации. Деловая игра. Орфографический практикум. | | |
| Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов | 6 ч | | | |
| Слитные и дефисные написания сложных имён существительных. | 1 | Анализ языкового материала. Создание проблемной ситуации. Орфографический практикум. Работа по карточкам. Распределительный диктант | | |
| Слитные и дефисные написания имён прилагательных. | 1 | Орфографический практикум. Создание проблемной ситуации. Объяснительный диктант. Тематический тест. | | |
| Слитные и раздельные написания имён числительных. | 1 | Анализ языкового материала. Создание проблемной ситуации. Орфографический практикум. Диктант, работа над ошибками. | | |
| Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений. | 1 | Анализ языкового материала. Создание проблемной ситуации. Осложнённое списывание. | | |
| Слитные и раздельное написание наречий, образованных от имен существительных. | 1 | Анализ языкового материала. Создание проблемной ситуации. Орфографический практикум. Работа по карточкам. Распределительный диктант | | |
| Дефисное написание наречий. | 1 | Анализ языкового материала. Создание проблемной ситуации. Орфографический практикум. | | |
| Правописание н и нн в различных частях речи | 4 ч | | | |
| Употребление Н и НН в полных формах отыменных имён прилагательных. | 1 | Орфографический практикум. Создание проблемной ситуации. Объяснительный диктант. Деловая игра. Тематический тест. | | |
| Употребление Н и НН в полных формах причастий и отглагольных прилагательных. | 1 | Анализ языкового материала. Создание проблемной ситуации. Орфографический практикум. Диктант, работа над ошибками. | | |
| Употребление Н и НН в кратких формах имён прилагательных, причастий и наречиях. | 1 | Анализ языкового материала. Создание проблемной ситуации. Осложнённое списывание. | | |
| Употребление Н и НН в именах существительных. | 1 | Анализ языкового материала. Создание проблемной ситуации. Орфографический практикум. Работа по карточкам. Распределительный диктант | | |
| Правописание не с разными частями речи | 5 ч | | | |
| Слитное написание НЕ со словами, не употребляющимися без НЕ. | 1 | Анализ языкового материала. Создание проблемной ситуации. Орфографический практикум. Написание и редактирование орфографического диктанта | | |
| Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями. | 1 | Анализ языкового материала. Создание проблемной ситуации. Орфографический практикум. Работа по карточкам. Распределительный диктант | | |
| Написание не с именами существительными, прилагательными. | 1 | Анализ языкового материала. Создание проблемной ситуации. Тренировочные упражнения на правописание. Выборочный диктант | | |
| Написание не с причастиями. | 1 | Деловая игра. Создание проблемной ситуации. Объяснительный диктант. Тематический тест. | | |
| НЕ с наречиями. | 1 | Повторение орфографических правил. Самодиктант. Комментированное письмо. Редактирование текста. | | |
| Правописание служебных частей речи | 2 ч | | | |
| Правописание предлогов. | 1 | Анализ языкового материала. Создание проблемной ситуации. Орфографический практикум. Работа по карточкам. Распределительный диктант | | |
| Правописание союзов. | 1 | Анализ языкового материала. Создание проблемной ситуации. Тренировочные упражнения на правописание. Выборочный диктант | | |
| Пунктуация в простых и сложных предложениях | 6 ч | | | |
| Предложения с прямой речью | 1 | Выполнение задания на карточке. Создание проблемной ситуации. Объяснительный диктант. Осложнённое списывание. | | |
| Пунктуация в предложениях с обращениями. | 1 | Деловая игра. Практикум. Диктант. Разбор и проработка ошибок и неточностей, сделанных при написании диктанта. | | |
| Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами. | 1 | Анализ языкового материала. Создание проблемной ситуации. Осложнённое списывание. | | |
| Пунктуация в предложениях с причастным оборотом. | 1 | Анализ языкового материала. Создание проблемной ситуации. Работа по карточкам. | | |
| Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. | 1 | Диктант. Разбор и проработка ошибок и неточностей, сделанных при написании диктанта. | | |
| Пунктуация в сложных предложениях. | 1 | Диктант. Разбор и проработка ошибок и неточностей, сделанных при написании диктанта. | | |