Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа "Образовательный центр" им. Н.И. Непряхина пос. Южный муниципального района Большеглушицкий Самарской области
РАССМОТРЕНО: | СОГЛАСОВАНО: | УТВЕРЖДАЮ: |
На заседании ШМО Ответственный за ВР И.о.директора школы
| Бокарева Н.Н._______ | Кутлубаева Р.К____ |
Протокол № | | Приказ № |
от __ 08 2023 г. | от __ 08 2023 г. | от __ 08 2023 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Тропинка к своему Я»
Направление: внеурочная деятельность по организации педагогической поддержки.
Класс: 7
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Щербакова Дарья Дмитриевна
Пояснительная записка
Предлагаемая программа психологических занятий в средней образовательной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы, которая включает три основных компонента:
• аксиологический (связанный с сознанием);
• инструментально-технологический;
• потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Цель курса: формирование и сохранение психологического здоровья школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи курса:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Место курса в учебном плане.
Данная программа реализуется для обучающихся 7 класса. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
Общая характеристика курса.
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с школьниками, которая включает три основных компонента:
аксиологический (связанный с сознанием);
инструментально-технологический;
потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них. Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
1.Введение в тему.
2.Развёртывание темы.
3.Индивидуализация темы.
4.Завершение темы.
Результаты освоения курса.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
осознавать свои личные качества, способности и возможности;
осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;
овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;
научиться контролировать собственное агрессивное поведение;
осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;
учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
Познавательные УУД:
учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;
планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности;
адекватно воспринимать оценки учителей;
уметь распознавать чувства других людей;
обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни;
уметь формулировать собственные проблемы.
Коммуникативные УУД:
учиться строить взаимоотношения с окружающими;
учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;
учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;
формулировать свое собственное мнение и позицию;
учиться толерантному отношению к другому человеку.
Представляется важным оценивать воздействие данных занятий на эмоциональное состояние обучающихся. Для этого может быть использован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного занятия просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент. Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженности, черного - об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов цветограммы, полученных в начале и конце занятия, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого обучающегося под влиянием занятий.
Методические пособия для учителя:
Аудио-, видеозаписи.
Методики изучения особенностей общения.
Набор фотографий, портретов людей.
Психологические тесты.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
7 класс
№ п/п | Название темы | Количество часов |
Эмоциональная сфера человека. 6 ч. |
| Эмоциональный интеллект | 1 |
| Закон «прорыва плотины» | 1 |
| Закон скрытности | 1 |
| Закон обратного эффекта | 1 |
| Передача чувств по наследству. | 1 |
| Взаимосвязь разума и эмоций | 1 |
Социальное восприятие: как узнавать другого человека. 6 ч. |
| Как мы получаем информацию о человеке. | 1 |
| Учимся понимать жесты и позы. Жесты. | 1 |
| Невербальные признаки обмана. | 1 |
| Понимание причин поведения людей. | 1 |
| Впечатление, которое мы производим. Из чего складывается первое впечатление о человеке. | 1 |
| Что такое наблюдательная сензитивность | 1 |
Межличностная привлекательность: любовь, дружба. 4 ч. |
| Привлекательность человека. | 1 |
| Взаимность или обоюдная привлекательность. | 1 |
| Дружба. Четыре модели общения. | 1 |
| Романтические отношения или влюблённость. | 1 |
Взросление и изменение отношений с родителями. 1 ч. |
| Взросление и отношения с родителями | 1 |
Я – концепция и ее ключевые компоненты. 4 ч. |
| Я – концепция. Самоуважение. Самоконтроль. | 1 |
| Уверенность в себе. | 1 |
| Пол как ключевой аспект Я. | 1 |
Эмоциональный мир человека. 7 ч. |
| Психические состояния и их свойства. | 1 |
| Напряжение. | 1 |
| Приемы внешней регуляции состояния. | 1 |
| Приемы внутренней регуляции состояния. Приемы саморегуляции. | 1 |
| Настроение. Настроение и активность человека. | 1 |
| Возрастной аспект состояний: состояния подростков. | 1 |
| Стресс. Стресс и стрессоустойчивость. | 1 |
Психофизиологические особенности человека и работа с информацией. |
| Способы восприятия информации. | 1 |
| Способы переработки информации. | 1 |
| Темп работы с информацией. | 1 |
| Контрольная работа и индивидуальные особенности работы с информацией | 1 |
| Приготовление уроков и индивидуальные особенности работы с информацией | 1 |
Мотивационная сфера личности. 3 ч. |
| Мотив и его функции. «Борьба мотивов». Привычки, интересы, мечты. | 1 |
| Мотивация помощи и альтруистического поведения | 1 |
Список литературы
1. | Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – РИОР, 2001.- 24 с. |
2. | Конституция Российской Федерации. – М., «Издательство ЭЛИТ», 2007 г. – 40 с. |
3. | Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013.–208 с. |
4. | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. |
5. | Положение о психологической службе в системе народного образования. |
6. | Базовый компонент деятельности педагога-психолога. |
7. | Положение о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка. |
8. | Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (7 – 8 классы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2017 с. |
9. | «Я и мои чувства». Программа психологической разгрузки для младших школьников. Составители: Е. Казакова, Т. Панина. Школьный психолог, № 9-10, 2014. |