Оглавление
Пояснительная записка
Содержание программы.
Планируемые результаты
Учебно-тематический план
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Список литературы
Пояснительная записка
Творчество – это естественное состояние ребенка, через которое он познает себя и окружающий мир. Оно является неотъемлемой частью развития ребенка как личности. Поэтому главная задача педагога дополнительного образования – развивать творческие способности детей, сохраняя их непосредственность и индивидуальность. При этом очень важно дать ребенку свободу для импровизации, чтобы развить его самостоятельность и укрепить веру в собственные силы.
Театрализованная деятельность отлично подходит для этих целей, так как является синтетическим и коллективным видом творчества, который дает возможность развить и проявить пластические, пантомимические, артикуляционные и хореографические навыки ребенка.
Особую роль театрализованная деятельность играет в образовании детей 7-16 лет, так как в этом возрасте формируется самооценка ребенка и многие личностные качества.
Отличием данной программы от уже существующих является то, что она рассчитана на детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. У таких детей очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.
Направленность программы
Рабочая программа дополнительного образования реализуется по направлению развития личности «общекультурное».
Новизна программы
Новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию подростка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля; принцип креативности - предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность
Программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность.
Данная программа рассчитана для школьников 7 - 16 лет и обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами,
любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа, призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный: запас, сформировать нравственно - эстетические чувства.
Цель программы.
Обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Сформировать устойчивый интерес к искусству.
Задачи:
1.Социализация:
развитие и овладение навыками межличностного общения и сотрудничества, развитие самоуважения и взаимоуважения учащихся;
активизация познавательных интересов - ученье с увлечением;
развитие основных высших физических функций: внимания, памяти, мышления, воображения;
воспитание самостоятельности и ответственности, развитие самоконтроля.
2. Эмоционально - личностная сфера:
коррекция страхов;
овладение навыками внутреннего раскрепощения;
развитие самопознания и овладение навыками саморегуляции;
развитие воображения;
развитие драматургического мышления.
3.Технические навыки:
формирование грамотного звукоизвлечения и звукопроизношения:
обучение владению навыками правильного дыхания;
обучение владению навыками верной артикуляции;
обучение владению навыками дикционного звукопроизношения;
Условия реализации программы
Программа коррекционной работы, составлена в соответствии с учетом индивидуальных особенностей психического развития контингента воспитанников с ОВЗ и на основании следующих нормативно-правовых документов:
Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании»
Оперативные Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья
Международная Конвенция "О правах ребенка" от 20 ноября 1989 года
Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»
Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 года №28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»
Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 года № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми инвалидами»
Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» ( с изменениями от 23 декабря 2002 года, 20 июля 2007 года, 18 августа 2008 года, 10 марта 2009 года)
Содержание программы
Программа состоит из четырёх разделов, работа над которыми продолжается параллельно в течение учебного года.
1 раздел.
«Основы театральной культуры». Данный раздел призван познакомить учащихся с театром, как видом искусства: дать понятие, узнать, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание.
Задачи.
Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
2 раздел.
«Ритмопластика». Раздел включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Задачи
Учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию.
Закреплять умения легко, ритмично и выразительно двигаться под музыку, четко выполнять танцевальные движения, творчески исполнять знакомые движения в свободных плясках, импровизациях, играх.
3 раздел.
«Культура и техника речи, мимики, эмоций, жестов» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть мелкой мускулатурой лица, правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией. Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Задачи
Развивать умение распознавать основные человеческие эмоции (радость, страх и др.) по определенным признакам.
Обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).
Совершенствовать художественно-образные исполнительские умения.
Развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительных и пантомимических действий.
4 раздел.
«Подготовка спектакля» - Развитие актерских умений и навыков воображения, сценического внимания, предлагаемых обстоятельствах, и перевоплощения. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, находчивости, способности творчески относиться к любому делу, умений общения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, формирование навыков действия с воображаемыми предметами. Рздел является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами, постановку спектакля, подготовку номеров к различным праздникам.
Задачи
Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства..
Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства.
Вырабатывать у учащихся умения создавать собственные постановки театрализованных мероприятий.
Дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области такого вида искусства, как театр.
Форма проведения работы
Занятия проходят в форме бесед, игр и репетиций индивидуально и группами по 6-10 человек. Место проведения – кабинет , актовый зал. Продолжительность занятия 40 минут, в зависимости от возраста детей и их психологических особенностей.
Индивидуально-групповые занятия, система творческих игр и упражнений, тренинги, беседы, спектакли и праздники, создание проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков.
Принципы проведения занятий:
Наглядность в обучении - осуществляется на восприятии наглядного материала.
Доступность - занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)
Проблемность - направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.
Развивающий и воспитательный характер обучения – для расширение кругозора, для развитие патриотических чувств и познавательных процессов.
Ожидаемые результаты.
За 1 год реализации программы планируется достижение следующих метапредметных результатов, которые включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные и коммуникативные):
Регулятивные
1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
2. Выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: литературу, ИКТ.
3.Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.
4. Оценивать результаты собственной деятельности.
5. Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.
6. Регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.
Познавательные:
1. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
2. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы.
Коммуникативные:
1.Владеть диалоговой формой речи.
2. Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3. Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
4. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. Договариваться и приходить к общему решению.
5. Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.
6. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
В результате реализации программы планируется достижение следующих личностных результатов.
Художественно-эстетическое развитие:
• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
• развитие воображения;
• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
• создание выразительного художественного образа;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие:
• согласование действий и сопровождающей их речи;
• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
• выразительность исполнения основных видов движений;
• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
Во время прохождения учебной программы у воспитанника сформируются элементарные навыки актерского мастерства, артикуляции, сценической пластики и пантомимы. Дети станут самостоятельнее и увереннее в себе на сцене и в жизни, а так же более эмоционально отзывчивыми.
К концу первого года обучения ученик:
ЗНАЕТ:
1. Что такое театр
2. Чем отличается театр от других видов искусств
3. С чего зародился театр
4. Какие виды театров существуют
5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
1. Об элементарных технических средствах сцены
2. Об оформлении сцены
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале
УМЕЕТ:
1. Направлять свою фантазию по заданному руслу
2. Образно мыслить
3. Концентрировать внимание
4. Ощущать себя в сценическом пространстве
ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
1. Общения с партнером (одноклассниками)
2. Элементарного актёрского мастерства
3. Образного восприятия окружающего мира
4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
5. Коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | дата |
1 | «Давайте познакомимся» Что такое театр? | 2 ч | |
2 | Театральная игра" Веселые артисты" Формы сценической деятельности. Ритмопластика. Беседа о сценическом движении как о средстве выразительности и его особенностях. | 2 ч | |
3 | Культура и техника речи. Что значит красиво говорить? Беседа о словах паразитах речи. Интонация, динамика речи, темп речи. Практикум. | 2ч | |
4 | Сценическая речь во взаимодействии со сценическим движением, фонограмма. Театрализация, репетиционная деятельность. Сценарий и правила работы с ним. | 2 ч | |
5 | Этюды «домашние и дикие животные». Чтение по ролям. Учимся управлять голосом. | 2 ч | |
6 | Разработка сценария сказки "Золотая рыбка", по мотивам сказок А.С. Пушкина. | 2 ч | |
7 | | 2 ч | |
8 | Игровое занятие "Кого бы я хотел сыграть". Прослушивания детской симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк». | 2 ч | |
9 | Чтение по ролям сказки « Коза-дереза» Работа над дикцией. | 2 ч | |
10 | Просмотр кукольного спектакля «Репка». Обсуждение, артикуляционная гимнастика,чтение по ролям. | 2 ч. | |
11 | Этюды «Котята», «Снеговики» Упражнения для развития пластичности и выразительности рук. | 2 ч. | |
12 | Чтение сказки «Коза - дереза». Оживление куклы своим голосом. Отработка чтения каждой роли. | 2 ч. | |
13 | Артикуляционная и интонационная гимнастика. Игры- перевоплощения. Просмотр кукольного спектакля «Колобок». | 2ч. | |
14 | Инсценирование сказки «Колобок». Пальчиковая гимнастика. Изготовление сказочной тропинки методом пластилинографии. | 2 ч. | |
15 | Сказка-пантомима «Зайчик и ёжик» Артикуляционная гимнастика. Инсценировка отрывка сказки «Три медведя» | 2 ч. | |
16 | Беседа «Театр на руке». Изготовление перчаточной куклы. Практическое занятие с куклой – перчаткой. | 2 ч. | |
17 | Беседа «Театр «живой» куклы». Изготовление масок из бумаги. Просмотр отрывка спектакля из театра масок. | 2 ч. | |
18 | Вспоминаем сказку «Волк и семеро козлят» Знакомство с детской оперой «Волк и семеро козлят» В.Коваля Разыгрываем эпизод с куклами из сказки. | 2 ч. | |
10 | Прочтение сценария сказки "Новогоднее чудо". Обсуждение сценария. Распределение ролей сказки. | 2 ч. | |
11 | Чтение сказки по ролям. Работа над дикцией. | 2 ч. | |
12 | Репетиционная деятельность. Подбор костюмов, реквизита. | 5 ч. | |
14 | Генеральная репетиция. | 1 ч. | |
15 | Премьера спектакля. | 2 ч. | |
16 | Беседа о временах года и о жизни животных зимой, весной, летом, осенью. Драматизация сказки «Заюшкина избушка» Рисуем избушку Заиньки и Лисы. | 2 ч. | | |
17 | Беседа о важности послушания. Знакомство со сказкой «Сказка о глупом мышонке». Проигрывание эпизода сказки по выбору детей с помощью кукол настольного театра. | 2 ч. | | |
18 | Подбор стихов к 8 марта. Работа над дикцией. | 2 ч. | | |
19 | Репетиционная деятельность. Подготовка к выступлению. | 2 ч. | | |
20 | Культура и техника речи. Что значит красиво говорить? Беседа о словах паразитах речи. | 2 ч. | | |
21 | Чтение сказки «Мойдодыр». Беседа о значимости ЗОЖ. Делаем «Весёлую зарядку» под музыку | 2 ч. | | |
22 | Игровое занятие "Пантомима" Артикуляционная гимнастика «Зоопарк» | 2 ч. | | |
23 | Сценическая речь во взаимодействии со сценическим движением, фонограмма. Ритмопластика массовых сцен и образов. | 2 ч. | | |
24 | Сказка - спектакль "Теремок" Обсуждение героев. | 2 ч. | | |
25 | Занятие "Театральный костюм" Сказка «Серая Шейка» Д. Мамина-Сибиряка. Чтение по ролям. Обсуждение. | 2 ч | | |
26 | Игровое занятие "Пантомима" | 2 ч | | |
27 | Практическое занятие "Зоопарк." Беседа «Настольный театр». Подготовка и изготовление бумажных кукол. Обучение работе с куклами. | 2 ч | | |
28 | Ролевые игры. Практическое занятие. | 2 ч | | |
29 | Чтение сказок К.Чуковского. Обсуждение. | 2 ч. | | |
30 | Любимые книги. Беседа. Прослушивание спектакля «Три медведя» | 2 ч. | | |
31 | Беседа о важности послушания. Знакомство со сказкой «Сказка о глупом мышонке». Подведение итогов. | 2 ч. | | |
| Итого | 68 ч. | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Учебно-методический комплекс
Учебные и методические пособия:
• Научная, специальная, методическая литература
(См. список литературы).
2. Материально-техническое оснащение
Книги с произведениями, используемыми в ходе составления сценариев. |
Телевизор |
Доступ в сеть интернет |
Видеомагнитофон |
Мультимедийный проектор |
Компьютер |
Принтер струйный цветной |
Фотокамера цифровая |
Видеофильмы, DVD диски, соответствующие содержанию произведений, используемых для постановки спектаклей. |
Список используемой литературы
Доронова Т. Н. «Театрализованная деятельность как средство развития детей 7-14 лет » / М.: «Обруч», 2014
Минина Т. А., Заботина О. П. «Музыкальный театр в начальной школе: Конспекты НОД» / М.: УЦ «Перспектива», 2015
Каргина З.А. «Практическое пособие для педагога дополнительного образования» / М.: «Школьная пресса», 2008
Дж. Кэмерон «Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детях» /М.: «Манн, Иванов и Фербер» 2015
Медведева И.Я., Шишова Т.Л..»Улыбка судьбы. Роли и характеры» М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2002
Генов Г.В. «Театр для детей» М., «Просвещение», 1968
Выготский Л.С. «Концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений»
Выготский Л.С., Малофеев Н.Н. «Учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей»
Нормативно-правовые документы Минобразования РФ.
19