СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральные ступеньки"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творчество – это естественное состояние ребенка, через которое он познает себя и окружающий мир. Оно является неотъемлемой частью развития ребенка как личности. Поэтому главная задача педагога дополнительного образования – развивать творческие способности детей, сохраняя их непосредственность и индивидуальность. При этом очень важно дать ребенку свободу для импровизации, чтобы развить его самостоятельность и укрепить веру в собственные силы.

Театрализованная деятельность отлично подходит для этих целей, так как является синтетическим и коллективным видом творчества, который дает возможность развить и проявить пластические, пантомимические, артикуляционные и хореографические навыки ребенка.

Особую роль театрализованная деятельность играет в образовании детей 7-16 лет, так как в этом возрасте формируется самооценка ребенка и многие личностные качества.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральные ступеньки"»





Оглавление



  1. Пояснительная записка

  2. Содержание программы.

  3. Планируемые результаты

  4. Учебно-тематический план

  5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  6. Список литературы

Пояснительная записка

Творчество – это естественное состояние ребенка, через которое он познает себя и окружающий мир. Оно является неотъемлемой частью развития ребенка как личности. Поэтому главная задача педагога дополнительного образования – развивать творческие способности детей, сохраняя их непосредственность и индивидуальность. При этом очень важно дать ребенку свободу для импровизации, чтобы развить его самостоятельность и укрепить веру в собственные силы.

Театрализованная деятельность отлично подходит для этих целей, так как является синтетическим и коллективным видом творчества, который дает возможность развить и проявить пластические, пантомимические, артикуляционные и хореографические навыки ребенка.

Особую роль театрализованная деятельность играет в образовании детей 7-16 лет, так как в этом возрасте формируется самооценка ребенка и многие личностные качества.

Отличием данной программы от уже существующих является то, что она рассчитана на детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. У таких детей очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

Направленность программы

Рабочая программа дополнительного образования реализуется по направлению развития личности «общекультурное».


Новизна программы

Новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию подростка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля; принцип креативности - предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Актуальность

Программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность.

Данная программа рассчитана для школьников 7 - 16 лет и обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами,
любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа, призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный: запас, сформировать нравственно - эстетические чувства.

Цель программы.

Обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Сформировать устойчивый интерес к искусству.

Задачи:

1.Социализация:

  • развитие и овладение навыками межличностного общения и сотрудничества, развитие самоуважения и взаимоуважения учащихся;

  • активизация познавательных интересов - ученье с увлечением;

  • развитие основных высших физических функций: внимания, памяти, мышления, воображения;

  • воспитание самостоятельности и ответственности, развитие самоконтроля.

2. Эмоционально - личностная сфера:

  • коррекция страхов;

  • овладение навыками внутреннего раскрепощения;

  • развитие самопознания и овладение навыками саморегуляции;

  • развитие воображения;

  • развитие драматургического мышления.

3.Технические навыки:

  • формирование грамотного звукоизвлечения и звукопроизношения:

  • обучение владению навыками правильного дыхания;

  • обучение владению навыками верной артикуляции;

  • обучение владению навыками дикционного звукопроизношения;

Условия реализации программы

Программа коррекционной работы, составлена в соответствии с учетом индивидуальных особенностей психического развития контингента воспитанников с ОВЗ и на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании»

  • Оперативные Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья

  • Международная Конвенция "О правах ребенка" от 20 ноября 1989 года

  • Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»

  • Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 года №28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»

  • Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 года № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми инвалидами»

  • Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» ( с изменениями от 23 декабря 2002 года, 20 июля 2007 года, 18 августа 2008 года, 10 марта 2009 года)













Содержание программы

Программа состоит из четырёх разделов, работа над которыми продолжается параллельно в течение учебного года.

1 раздел.

«Основы театральной культуры». Данный раздел призван познакомить учащихся с театром, как видом искусства: дать понятие, узнать, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание.

Задачи.

Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.


2 раздел.

«Ритмопластика». Раздел включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Задачи

  • Учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

  • Закреплять умения легко, ритмично и выразительно двигаться под музыку, четко выполнять танцевальные движения, творчески исполнять знакомые движения в свободных плясках, импровизациях, играх.


3 раздел.

«Культура и техника речи, мимики, эмоций, жестов» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть мелкой мускулатурой лица, правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией. Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Задачи

  • Развивать умение распознавать основные человеческие эмоции (радость, страх и др.) по определенным признакам.

  • Обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).

  • Совершенствовать художественно-образные исполнительские умения.

  • Развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительных и пантомимических действий.



4 раздел.

«Подготовка спектакля» - Развитие актерских умений и навыков воображения, сценического внимания, предлагаемых обстоятельствах, и перевоплощения. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, находчивости, способности творчески относиться к любому делу, умений общения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, формирование навыков действия с воображаемыми предметами. Рздел является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами, постановку спектакля, подготовку номеров к различным праздникам.


Задачи

  • Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства..

  • Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства.

  • Вырабатывать у учащихся умения создавать собственные постановки театрализованных мероприятий.

  • Дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области такого вида искусства, как театр.



Форма проведения работы

Занятия проходят в форме бесед, игр и репетиций индивидуально и группами по 6-10 человек. Место проведения – кабинет , актовый зал. Продолжительность занятия 40 минут, в зависимости от возраста детей и их психологических особенностей.

Индивидуально-групповые занятия, система творческих игр и упражнений, тренинги, беседы, спектакли и праздники, создание проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков.

Принципы проведения занятий:

  1. Наглядность в обучении - осуществляется на восприятии наглядного материала.

  2. Доступность - занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)

  3. Проблемность - направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.

  4. Развивающий и воспитательный характер обучения – для расширение кругозора, для развитие патриотических чувств и познавательных процессов.


Ожидаемые результаты.


За 1 год реализации программы планируется достижение следующих метапредметных результатов, которые включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные и коммуникативные):

Регулятивные

1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.

2. Выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: литературу, ИКТ.

3.Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

4. Оценивать результаты собственной деятельности.

5. Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

6. Регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.

Познавательные:

1. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

2. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы.

Коммуникативные:

1.Владеть диалоговой формой речи.

2. Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3. Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

4. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. Договариваться и приходить к общему решению.

5. Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.

6. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

В результате реализации программы планируется достижение следующих личностных результатов.

Художественно-эстетическое развитие:

• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

• развитие воображения;

• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

• создание выразительного художественного образа;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие:

• согласование действий и сопровождающей их речи;

• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

• выразительность исполнения основных видов движений;

• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Во время прохождения учебной программы у воспитанника сформируются элементарные навыки актерского мастерства, артикуляции, сценической пластики и пантомимы. Дети станут самостоятельнее и увереннее в себе на сцене и в жизни, а так же более эмоционально отзывчивыми.

К концу первого года обучения ученик:

ЗНАЕТ:

1. Что такое театр

2. Чем отличается театр от других видов искусств

3. С чего зародился театр

4. Какие виды театров существуют

5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

1. Об элементарных технических средствах сцены

2. Об оформлении сцены

3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

УМЕЕТ:

1. Направлять свою фантазию по заданному руслу

2. Образно мыслить

3. Концентрировать внимание

4. Ощущать себя в сценическом пространстве

ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:

1. Общения с партнером (одноклассниками)

2. Элементарного актёрского мастерства

3. Образного восприятия окружающего мира

4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

5. Коллективного творчества

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.




Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

дата

1

«Давайте познакомимся»

Что такое театр?

2 ч


2

Театральная игра" Веселые артисты"

Формы сценической деятельности.

Ритмопластика. Беседа о сценическом движении как о средстве выразительности и его особенностях.

2 ч


3

Культура и техника речи. Что значит красиво говорить? Беседа о словах паразитах речи.

Интонация, динамика речи, темп речи. Практикум.


4

Сценическая речь во взаимодействии со сценическим движением, фонограмма.

Театрализация, репетиционная деятельность. Сценарий и правила работы с ним.


2 ч


5

Этюды «домашние и дикие животные».

Чтение по ролям. Учимся управлять голосом.

2 ч


6

Разработка сценария сказки "Золотая рыбка", по мотивам сказок А.С. Пушкина.

2 ч


7


2 ч


8

Игровое занятие "Кого бы я хотел сыграть".

Прослушивания детской симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк».

2 ч


9

Чтение по ролям сказки « Коза-дереза»

Работа над дикцией.

2 ч


10

Просмотр кукольного спектакля «Репка».

Обсуждение, артикуляционная гимнастика,чтение по ролям.

2 ч.


11

Этюды «Котята», «Снеговики»

Упражнения для развития пластичности и выразительности рук.

2 ч.


12

Чтение сказки «Коза - дереза».

Оживление куклы своим голосом. Отработка чтения каждой роли.

2 ч.


13

Артикуляционная и интонационная гимнастика.

Игры- перевоплощения.

Просмотр кукольного спектакля «Колобок».

2ч.


14

Инсценирование сказки «Колобок».

Пальчиковая гимнастика.

Изготовление сказочной тропинки методом пластилинографии.

2 ч.


15

Сказка-пантомима «Зайчик и ёжик»

Артикуляционная гимнастика.

Инсценировка отрывка сказки «Три медведя»

2 ч.


16

Беседа «Театр на руке».

Изготовление перчаточной куклы.

Практическое занятие с куклой – перчаткой.

2 ч.


17

Беседа «Театр «живой» куклы».

Изготовление масок из бумаги. Просмотр отрывка спектакля из театра масок.

2 ч.


18

Вспоминаем сказку «Волк и семеро козлят»

Знакомство с детской оперой «Волк и семеро козлят» В.Коваля

Разыгрываем эпизод с куклами из сказки.

2 ч.


10

Прочтение сценария сказки "Новогоднее чудо". Обсуждение сценария. Распределение ролей сказки.


2 ч.


11

Чтение сказки по ролям.

Работа над дикцией.



2 ч.


12

Репетиционная деятельность.

Подбор костюмов, реквизита.


5 ч.


14

Генеральная репетиция.


1 ч.


15

Премьера спектакля.



2 ч.


16

Беседа о временах года и о жизни животных зимой, весной, летом, осенью.

Драматизация сказки «Заюшкина избушка»

Рисуем избушку Заиньки и Лисы.


2 ч.



17

Беседа о важности послушания.

Знакомство со сказкой «Сказка о глупом мышонке».

Проигрывание эпизода сказки по выбору детей с помощью кукол настольного театра.

2 ч.



18

Подбор стихов к 8 марта.

Работа над дикцией.

2 ч.



19

Репетиционная деятельность.

Подготовка к выступлению.

2 ч.



20

Культура и техника речи. Что значит красиво говорить? Беседа о словах паразитах речи.

2 ч.



21

Чтение сказки «Мойдодыр».

Беседа о значимости ЗОЖ.

Делаем «Весёлую зарядку» под музыку

2 ч.



22

Игровое занятие "Пантомима"

Артикуляционная гимнастика «Зоопарк»

2 ч.



23

Сценическая речь во взаимодействии со сценическим движением, фонограмма.

Ритмопластика массовых сцен и образов.

2 ч.



24

Сказка - спектакль "Теремок"

Обсуждение героев.

2 ч.




25

Занятие "Театральный костюм"

Сказка «Серая Шейка» Д. Мамина-Сибиряка. Чтение по ролям. Обсуждение.

2 ч



26

Игровое занятие "Пантомима"

2 ч



27

Практическое занятие "Зоопарк."

Беседа «Настольный театр».

Подготовка и изготовление бумажных кукол.

Обучение работе с куклами.

2 ч



28

Ролевые игры. Практическое занятие.

2 ч



29

Чтение сказок К.Чуковского.

Обсуждение.

2 ч.



30

Любимые книги. Беседа.

Прослушивание спектакля «Три медведя»

2 ч.



31

Беседа о важности послушания.

Знакомство со сказкой «Сказка о глупом мышонке».

Подведение итогов.

2 ч.





Итого


68 ч.











Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1. Учебно-методический комплекс

Учебные и методические пособия:
• Научная, специальная, методическая литература
(См. список литературы).


2. Материально-техническое оснащение

Книги с произведениями, используемыми в ходе составления сценариев.

Телевизор

Доступ в сеть интернет

Видеомагнитофон

Мультимедийный проектор

Компьютер

Принтер струйный цветной

Фотокамера цифровая

Видеофильмы, DVD диски, соответствующие содержанию произведений, используемых для постановки спектаклей.



Список используемой литературы
  1. Доронова Т. Н. «Театрализованная деятельность как средство развития детей 7-14 лет » / М.: «Обруч», 2014

  2. Минина Т. А., Заботина О. П. «Музыкальный театр в начальной школе: Конспекты НОД» / М.: УЦ «Перспектива», 2015

  3. Каргина З.А. «Практическое пособие для педагога дополнительного образования» / М.: «Школьная пресса», 2008

  4. Дж. Кэмерон «Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детях» /М.: «Манн, Иванов и Фербер» 2015

  5. Медведева И.Я., Шишова Т.Л..»Улыбка судьбы. Роли и характеры» М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2002

  6. Генов Г.В. «Театр для детей» М., «Просвещение», 1968

  7. Выготский Л.С. «Концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений»

  8. Выготский Л.С., Малофеев Н.Н. «Учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей»

  9. Нормативно-правовые документы Минобразования РФ.









19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!